Самостоятельная оценка здоровья — Self-rated health
Самооценка здоровья (также называемая самопровозглашенным здоровьем, самооценкой или предполагаемым здоровьем) относится к обоим одному вопросу, например: «в целом, вы бы сказали, что ваше здоровье отличное, очень хорошее, хорошее, удовлетворительное или бедные?» и анкета для обследования, в которой участники оценивают различные аспекты своего здоровья. Этот метод опроса обычно используется в медицинских исследованиях из- за его простоты использования и возможности измерения состояния здоровья.
Содержание
Один вопрос
Самостоятельная оценка состояния здоровья измеряет текущее общее состояние здоровья и дает варианты ответа, обычно структурированные по шкале Лайкерта . Самостоятельная оценка состояния здоровья может принимать разные формы. Его можно сформулировать так: «В целом, вы бы сказали, что ваше здоровье отличное, очень хорошее, хорошее, удовлетворительное или плохое?» как первый вопрос в анкете SF-36 . Его также можно сформулировать как «В целом, как бы вы оценили свое здоровье сегодня», с возможными вариантами «очень хорошее» (1), «хорошее» (2), «умеренное» (3), «плохое» ( 4) или «очень плохо» (5) », как используется Всемирной организацией здравоохранения . На все вопросы не обязательно есть пять вариантов ответа; это может быть более или менее.
Вопрос о самооценке здоровья намеренно расплывчат, чтобы уловить собственную оценку здоровья людей в соответствии с их собственным определением здоровья. Хотя ответ на вопрос о самооценке здоровья основан на том, что думают люди — и, следовательно, является субъективным — он является статистически мощным предиктором смертности среди населения в целом, а также, как было показано, предсказывает заболеваемость.
Методологическая сила
Срок действия
Сильная связь между самооценкой здоровья и смертностью используется как доказательство того, что это измерение достоверно , поскольку смертность считается наиболее объективным измерением общего состояния здоровья человека.
Надежность
Было обнаружено, что вопрос о самооценке здоровья является надежным измерителем общего состояния здоровья, поскольку респонденты давали такую же общую оценку здоровья в период, когда их здоровье вряд ли изменится. Несмотря на надежность измерения, на вопрос о состоянии здоровья по самооценке «в целом, вы бы сказали, что ваше здоровье отличное, очень хорошее, хорошее, удовлетворительное или плохое?» особенно расплывчато. Таким образом, это измерение имеет более низкий уровень проверки надежности, чем другие самостоятельные измерения, которые оценивают более конкретный аспект здоровья.
Анкеты
Самостоятельная оценка здоровья, измеренная с помощью анкеты, представляет собой попытку измерить здоровье во всех его аспектах. В такой анкете участники отвечают на ряд вопросов, которые обычно структурируются с использованием шкалы Лайкерта . SF-36 опросник является примером инструмента для общего состояния здоровья Самооценка. SF-36 Вопросник охватывает несколько аспектов физического и психического здоровья.
Использование самооценки здоровья
Учитывая, что самооценка здоровья является мощным предиктором смертности, и учитывая простоту его применения, этот субъективный показатель здоровья часто используется в медицинских исследованиях и крупномасштабных опросах. Этот показатель помогает отслеживать эволюцию здоровья во времени и между группами населения.
Источник
Тест: Самооценка состояния здоровья (автор В.П. Войтенко).
На 27 вопросов предусмотрены ответы «да — нет», последний вопрос требует не только выбора ответа из предложенных, но и его конкретизации.
Ход выполнения работы. Для самооценки состояния здоровья используются данные анкетирования: подсчитывается число неблагоприятных для испытуемых ответов на 27 вопросов, в дальнейшем прибавляется 1, если на последний вопрос дан ответ «плохое». Итоговая оценка отражает количественную самооценку здоровья — 0 — при «идеальном» и 28 — при «очень плохом» самочувствии
1.Беспокоит ли Вас головная боль?
2 Можно ли сказать, что Вы легко просыпаетесь от любого
3 Беспокоят ли Вас боли в области сердца?
4 Считаете ли Вы, что у Вас ухудшилось зрение?
5 Считаете ли Вы, что у Вас ухудшился слух?
6 Стараетесь ли Вы пить только кипяченую воду?
7 Беспокоят ли Вас боли в суставах?
8 Влияет ли на Ваше самочувствие перемена погоды?
9 Бывают ли у Вас периоды, когда из-за волнения Вы теряете сон?
10 Беспокоят ли Вас запоры?
11 Беспокоит ли Вас боль в области правого подреберья?
12 Бывают ли у Вас головокружения?
13 Стало ли Вам труднее сосредоточиваться, чем в прошлые годы?
14 Беспокоят ли Вас ослабление памяти, забывчивость?
15 Ощущаете ли Вы в различных областях жжение, покалывание, «ползание мурашек»?
16 Беспокоит ли Вас шум или звон в ушах?
17 Держите ли Вы для себя в домашней аптечке валидол, нитроглицерин,сердечные капли?
18 Бывают ли у Вас отеки на ногах?
19 Пришлось ли вам отказаться от некоторых блюд?
20 Бывает ли у Вас одышка при быстрой ходьбе?
21 Беспокоит ли Вас боль в области поясницы?
22 Приходится ли Вам использовать в лечебных целях минеральную
23 Можно ли сказать, что Вы стали легко плакать?
24 Бываете ли вы на отдыхе (пляж,каток,и.т.д.)?
25 Считаете ли Вы, что Вы сейчас так же работоспособны,
26Бывают ли у Вас такие периоды, когда вы чувствуете себя радостно возбужденным, счастливым?
27 Много ли Вы курите?
28 Как Вы оцениваете свое состояние здоровья: хорошее (0),удовлетворительное (0), плохое (1), очень плохое (1)?
Подсчитывается число неблагоприятных для анкетируемого ответов (+)на первые 27 вопросов (на вопрос №28 если на последний вопрос дан ответ «плохо» или «очень плохо», то прибавляется 1 балл,как указано в вариантах ответа)
Итоговая оценка дает количественную самооценку здоровья, равную
0 — при «идеальном самочувствии (С.)»
1 — 6 — «хорошем С.»,
11-12 — «удовлетворительном С.»,
19 — 28 при «очень плохом С.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ:
Качество вашей жизни (тест) (Most Commented Posts в адаптации Дармешкиной)
Его концепция проста: поддержание в хорошем состоянии своего физического, психологического и социального самочувствия обходится гораздо дешевле, чем восстановление уже нарушенного равновесия. Данный тест является средством самооценки своего режима труда и отдыха. Его результаты могут служить основой для последующего составления жизненного плана, направленного на повышение качества жизни с точки зрения управления собственным здоровьем — физическим, психическим и социальным.
Инструкция Оцените каждый пункт по пятибалльной системе: 5 — ОТЛИЧНО, 4 — ХОРОШО, 3 — УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, 2 — ПЛОХО, 1 — ОЧЕНЬ ПЛОХО.
I. Физическое состояние
1. Я ежегодно прохожу медицинское обследование и действую в жизни так, чтобы здоровье не ухудшилось. (Я добиваюсь регулярного медицинского осмотра, чтобы быть в курсе относительно состояния здоровья.)
2. Я стараюсь контролировать свою питательную диету с тем, чтобы избежать накопления излишнего веса. (Хорошо сбалансированная диета имеет низкое содержание жира, протеина, холестерина и калорий, то есть содержит больше фруктов, овощей, меньше мясных и молочных продуктов.)
3. Я ежедневно делаю физическую зарядку и пытаюсь обеспечивать сбалансированность в режиме физической нагрузки. (Идеальная ситуация — это когда физическая активность органически встраивается в распорядок дня и становится элементом жизненного стиля.)
4. Я стремлюсь иметь полноценный здоровый сон и тем самым поддерживать высокую работоспособность. (Необходимое количество часов сна относительно, но обычно рекомендуется спать 6 — 8 часов.)
5. Я избегаю перегрузки организма чрезмерной работой, злоупотреблением алкоголем, табаком, кофеином. (Поддержание здорового организма требует усилий по предотвращению поведения, ослабляющего его.)
6. Я мысленно проецирую образ здорового организма и делаю все возможное, чтобы этот образ воплотить на практике. (Это относится к внешнему виду в целом — от одежды и гигиены до языка тела и его физического развития.) Общее количество баллов по разделу:
II. Психологическое состояние
1. Я стараюсь чутко реагировать на все новые источники пополнения своих знаний. (Расширение знаний может происходить как неформальным путем, например, через чтение специальной литературы, так и формальным — через продолжение образования.)
2. Я стремлюсь быть открытым для новых идей и их творческого использования. (Это предполагает пытливо-познавательное отношение к действительности и прислушивание к мнению других.)
3. Я культивирую в себе позитивное восприятие жизни и уверенность в своих силах. (Это выражается в практическом оптимизме и чувстве удовлетворенности собой, в эффективной борьбе с депрессией, чувством незащищенности или собственной неполноценности.)
4. Я ценю свою независимость и в то же время не избегаю отношений взаимной зависимости. (Не смотря на стремление к независимости, я могу сотрудничать с другими, но без превращения сотрудничества в чрезмерную зависимость от людей, ситуаций или обстоятельств.)
5. Я способен расслабляться и «восстанавливаться» различными путями. (Подразумевается использование активного отдыха, выражающегося в смене занятий, разнообразной деятельности.)
6. Я способен переживать весь набор человеческих эмоций. (Имеется в виду выражение человеческих эмоций от бурной радости до глубокой печали без подавления, но в то же время сбалансированность и контроль в их проявлении.) Общее количество баллов по разделу:
III. Философско-духовное состояние
1. У меня положительные направления и устойчивые ценности в жизни. (Иначе говоря, имеется стремление достигнуть заявленных жизненных целей и наиболее важных жизненных приоритетов.)
2. Я способен прогнозировать свой жизненный путь и четко представляю целевую направленность своих действий. (Речь идет не только о материальной, но и духовной стороне жизни.)
3. Я развиваю свои таланты в интеллектуальных и культурных областях. (Это подразумевает стремление к разностороннему развитию личности путем занятий интеллектуальной деятельностью, искусством, музыкой и т.п.)
4. У меня живой интерес к жизни, и я с энтузиазмом отношусь к познанию ее многообразия и богатства. (Это предполагает практику жизнеутверждающих отношений и действий.)
5. Я ищу смысл своей жизни и соответствующие ему взаимоотношения в обществе. (Если деятельность определяется поставленными целями, то взаимоотношения формируются заинтересованностью.)
6. Я посвящаю достаточно времени размышлениям и созерцанию. (То есть уделяется достаточно времени на то, чтобы размышлять, медитировать, молиться, заниматься йогой, наслаждаться природой и ее красотами.) Общее количество баллов по разделу:
IV. Социальное состояние
1. Я дорожу отношениями в семье, с друзьями, дорожу социальными контактами. (Избегается социальная изолированность, поддерживаются контакты с другими.)
2. Я поддерживаю тесные связи с профессиональными и деловыми кругами. (Поддерживаются личные и электронные связи по обмену информацией и знаниями.)
3. Я способен на большую дружбу и тесную близость с людьми. (Речь идет о способности находиться в близких личностных отношениях с людьми.)
4. Я внимателен к проблемам других, уважаю их интересы, терпим к их мнениям и недостаткам. (Способность поставить себя на место другого без особых усилий.)
5. Я стараюсь быть полезным и великодушным с другими. (Готовность оказать помощь другим, быть лояльным по отношению к ним.)
6. Я обладаю способностью убеждать людей и разрешать конфликты. (Способность быть сдержанным, идти на компромисс, проявлять волю в аргументированном убеждении других.) Общее количество баллов по разделу:
V. Жизненный стиль
1. Я стремлюсь к ровному течению жизни без эксцессов. (Способность избегать отрицательного влияния различных обстоятельств в течение жизни.)
2. Я чутко прислушиваюсь к сигналам моего организма с тем, чтобы своевременно принимать меры по сохранению здоровья. (Улавливаются симптомы переутомления, болезни и предпринимаются меры по корректировке нездоровой ситуации.)
3. Я стремлюсь развивать рациональные и здоровые привычки. (Стремление привить себе привычки, повышающие качество жизни (такие как аккуратность, оптимизм, обязательность, открытость, доброжелательность), а также привычки умеренного питания, наблюдения за весом, ежедневной физзарядки.)
4. Я эффективно борюсь со стрессом, перенапряжением и стараюсь не нервничать. (Предпринимаются меры по снятию нервного перенапряжения: сауна, короткий дневной сон, игры, а также дыхательные упражнения, музыка, танцы.)
5. Я пытаюсь вести такой образ жизни, который сводит к минимуму возникновение стрессовых ситуаций. (Чуткое реагирование на симптомы стрессовых ситуаций и принятие контрдействий по их разрешению.)
6. Я обычно советуюсь с профессионалами, коллегами или друзьями, когда трудно справиться одному. (Осознание своих ограничений и практичность в использовании помощи других.) Общее количество баллов по разделу:
ИТОГО БАЛЛОВ ПО ВСЕМ РАЗДЕЛАМ: Интерпретация результатов 100 — 150 баллов — превосходное качество жизни. 50 — 99 баллов — среднее качество – пространство для самосовершенствования. 1 — 49 баллов — низкое качество жизни служит основой коренных изменений в образе жизни
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ— процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и эмоционального благополучия, обеспечивающих высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную длительность жизни.
Источник
Самооценка собственного здоровья.
Самоконтроль — это регулярные самостоятельные наблюдения студентов за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом.
Самоконтроль существенно дополняет сведения, полученные при врачебном обследовании и педагогическом контроле. Он имеет не только воспитательное знание, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и коллективной гигиены, разумного распорядка дня режима учебы, труда, быта и отдыха. На основе получаемых результатов самоконтроля можно вести самооценку функционального состояния своего организма и вести саморегуляцию занятий физическими упражнениями.
Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, преподавателям и сотрудникам и особенно лицам, имеющим отклонение в здоровье. Данные самоконтроля записываются в дневник, они помогают студентам, занимающимся физическими упражнениями, контролировать и регулировать правильность подбора средств, методику проведения учебно-тренировочных занятий.
В дневнике самоконтроля рекомендуется регулярно регистрировать субъективные и объективные данные самоконтроля.
При занятиях физической культурой по учебной программе, а также в группах здоровья и при самостоятельных занятиях можно ограничиться такими субъективными показателями, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения и объективными показателями – частотой сердечных сокращений (ЧСС), массой тела, тренировочными нагрузками, нарушениями режима, спортивными результатами.
Спортивные результаты показывают правильно или неправильно применены средства и методы тренировочных занятий. Показания спортивных результатов дают возможность саморегулировать нагрузку физическими упражнениями. Саморегуляция дает дополнительные резервы и возможности для роста физической подготовленности и спортивного мастерства. Дать правильную оценку состоянию здоровья очень сложно, т.к. бывают скрыто протекающие патологические процессы, не вызывающие жалоб.
Однако если у студента имеются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, они под влиянием больших физических нагрузок обязательно выявятся.
Такие отклонения в состоянии здоровья, как хронические заболевания зубов, миндалин и желчного пузыря, которые могут и не беспокоить студента, всегда должны привлекать его внимание, т.к. эти очаги хронической инфекции (кариес зубов, хронический тонзиллит, хронический холецистит) далеко не безобидны для тренирующихся и занимающихся физической культурой студентов. В очагах заболеваний гнездятся микробы. Усиление кровообращения во время физической нагрузки способствует вымыванию микробов в кровь и попаданию их в другие органы, в первую очередь, в сердце и почки, вызывая в них патологические изменения. В результате (вследствие хронических интоксикаций) может возникнуть воспалительный процесс в сердце (миокардит), в почках (чаще очаговый нефрит).
У студентов с очагами хронической инфекции быстрее наступает усталость, состояние перетренированности, переутомление, перенапряжение сердца, что проявляется в снижении работоспособности и спортивных результатов. Своевременное лечение, а в ряде случаев и удаление очагов хронической инфекции способствует исчезновению вызванных или патологических изменений в других органах и системах и предупреждает их возникновение.
Если у спортсмена появляются боли в области печени во время нагрузки, он должен быть тщательно обследован. В основе этих болей чаще всего лежит воспаление желчного пузыря, а иногда и более далеко зашедший процесс — воспаление печени (гепатит), которое сопровождается нарушением ее функции. В этих случаях необходимо длительное и систематическое лечение.
Таким образом, если у студента, а особенно у студента-спортсмена имеются те или иные отклонения в состоянии здоровья, он должен немедленно обратиться к врачу и строго соблюдать его указания в отношении как общего режима, так и режима тренировки.
Оценка и самооценка состояния физического развития может быть достигнута при помощи медицинского обследования, при котором могут быть выявлены различные дефекты физического развития (нарушение осанки, отставания тех или иных параметров физического развития). Антропометрические измерения следует проводить периодически в одно и тоже время суток: рост, стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и сила кисти сильнейшей руки. По полученным данным можно сделать оценку физического развития с помощью следующих антропометрических индексов.
1. Весо — ростовой показатель вычисляется делением массы тела (в г.) на его длину (в см). Хорошая оценка для женщин — 360 — 405г., для мужчин — 380 — 415г.
2. Коэффициент пропорциональности (КП), который измеряется в %.
КП =L1/L2*100 , где L1- длина тела стоя; L2 -дина тела сидя. В норме КП = 87 -92%.
3. Жизненный показатель определяется делением ЖЕЛ на массу тела (г). Частное от деления’ ниже 65-70мл/кг у мужчин и 55-60мл/кг у женщин свидетельствует о недостаточной ЖЕЛ или избыточном весе.
4. Индекс пропорциональности развития грудной клетки равен разности между величиной окружности грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Нормальная разница должна составлять 5-8 см у мужчин 3-4 см у женщин.
5. Силовой показатель (СП). Между массой тела и мышечной силой есть известное соотношение. Обычно чем больше мышечная масса, тем больше сила кисти (кг) СП=сила кисти(кг)/общая масса тела(кг)*100.
Для сильнейшей руки этот показатель равен 65 – 80% для мужчин и 48-50% для женщин.
Оценка функциональной подготовленности осуществляется с помощью физиологических проб сердечно — сосудистой и дыхательной систем. Важным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является частота сердечных сокращений (ЧСС).
1. ЧСС. Рекомендуется контролировать ежедневно в одно и тоже время: утром до приема пищи в положении лежа, вечером перед сном в положении сидя. Перед подсчетом ЧСС (пульса) следует отдохнуть в течение пяти минут без движений с расслабленной мускулатурой в том положении, в котором подсчитывается пульс. Затем подсчитать пульс в течение одной минуты, результат записать в дневник самоконтроля.
Если ЧСС имеет тенденцию к стабилизации или замедлению при хорошем общем самочувствии — это может свидетельствовать о хорошем состоянии сердечно — сосудистой системы и дальнейшем ее укреплении.
2. Одномоментная функциональная проба с приседанием (20 раз за 40с). Увеличение ЧСС на отлично — 20 и меньше, хорошо-21-40, удовлетворительно-41-65, плохо — 66 — 75, очень плохо — 76 и больше.
3. Ортостатическая проба. Занимающийся отдыхает на спине в течение пяти минут, затем подсчитывается ЧСС за 1 минуту, после чего занимающийся встает, отдыхает стоя 1 мин. и снова подсчитывает пульс за 1 мин. По разнице между ЧСС стоя и лежа судят о реакции сердечно — сосудистой системы на нагрузку.
Разница от 0 до 12 ударов — хорошо, 13-18 — удовлетворительно, 19-25- неудовлетворительно и более -25 ударов свидетельствует о переутомлении или заболевании, в этом случае нужно обратиться к врачу.
Для оценки состояния дыхательной и СС систем и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и Генчи.
4. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После пяти минутного отдыха делается 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох (80-90% от максимального), задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки до (полного) ее прекращения. Средним показателем является способность задержать дыхание на 65 сек.
5. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Здесь показатель — 30 сек. С нарастанием тренированности способность задержки дыхания возрастает.
Самоконтроль (саморегуляция и самооценка) прививает занимающимся грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и занятиям физической культурой и спортом, имеет большое воспитательное значение.
Заключение
Становление здоровья определяется взаимодействием большого числа факторов — социальных и биологических, внешних и внутренних, материальных и духовных, которые сложно и противоречиво взаимодействуют друг с другом.
Главным условием сохранения здоровья, бесспорно, является активный образ жизни, который включает в себя личную гигиену, закаливание, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, активный образ жизни.
Здоровый образ жизни и физическая культура органически едины в своей гуманистической направленности, ориентированы на конкретную личность. Физическая культура создает необходимые предпосылки и условия для здорового образа жизни, однако, не следует думать, что занятия физической культурой и спортом автоматически гарантируют хорошее здоровье. Исследованиями установлено, что из общего числа факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья студентов, на занятия физической культурой и спортом приходится 15-30%, на сон — 24-30%, на режим питания — 10-16%, на суммарное воздействие других факторе — 24-51%.Систематические занятия физической культурой благотворно воздействуют на все системы функции организма: сердечно-сосудистую, дыхательную, на деятельность опорно-двигательного аппарата и т.д.
Систематические занятия физической культурой дадут вам не только крепкие мышцы, хотя и это немало, они сами по себе являются сильнейшим дисциплинирующим фактором. Положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.
Список использованной литературы.
Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва, 2007.
Физическая культура: Учебное пособие для подготовки к экзаменам / Под ред. В. Ю. Волкова и В. И. Загоруйко. СПб.: Питер, 2009. – 224 с.
Физическая культура студента: Учебник/Под ред. В.И. Ильинича.-М.: Гардарака, 2008-448с.
Источник