Самооценка физического здоровья студентов
Здоровье и здоровый образ жизни – качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к созданию семьи и деторождению, к сложному учебному и профессиональному труду, общественно-политической и творческой активности. Однако российские студенты не рассматривают свое здоровье как капитал, который нужно сохранять и преумножать, дабы в перспективе он принес свои дивиденды. Молодые люди довольно уверенно ставят здоровье на первые места в иерархии жизненных ценностей и приоритетов, но при этом, как показывают социологические исследования, они не предпринимают должных мер к сохранению и приращению этого капитала.
Цель исследования – самооценка юношей и девушек студенческого возраста состояния своего здоровья и здорового образа жизни.
Материалы и методы исследования
Задачи исследования: 1) определить отношение студентов к своему здоровью и выявить факторы, негативно влияющие на это состояние; 2) выявить, что мешает и что необходимо для поддержания ЗОЖ.
В качестве объекта исследования были выбраны студенты 1–3 курсов Технического Института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в г. Нерюнгри. Предметом исследования является отношение молодежи к состоянию своего здоровья и здоровому образу жизни. Интервьюированы по специально разработанной анкете 153 студента, из них 73 юноши и 80 девушек.
На формирование здоровья молодежи в процессе обучения влияет множество факторов, которые условно можно разделить на две группы. Первая группа – это объективные факторы, непосредственно связанные с учебным процессом (продолжительность учебного дня, учебная нагрузка, обусловленная расписанием, перерывы между занятиями, состояние учебных аудиторий и т.д.). Вторая группа факторов – субъективные, личностные характеристики (режим питания, двигательная активность, организация досуга, наличие или отсутствие вредных привычек и т.д.). В реальных условиях обучения и быта именно вторая группа факторов, характеризующая образ жизни студентов, в большей степени влияет на здоровье.
Рассматривая соблюдение основ здорового образа жизни в самооценке студентов, следует отметить, что здоровый образ жизни (ЗОЖ) представлен как основной фактор формирования сознательно-оценочного мнения студентов в процессе их обучения в вузе [1].
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование показало, что 46,6 % юношей «Да, удовлетворены» состоянием своего здоровья, а процент девушек в этом опросе составил 33,8. Большинство девушек, а это 47,5 % ответов сомневаются в хорошем состоянии своего здоровья, потому ответили «Скорее да, чем нет», а юношей с такими ответами оказалось 26 %. Так же можно выделить, что 20,6 % юношей и 15 % девушек отдают предпочтение ответам «Скорее нет, чем да». А вот ответы среди студентов «Не удовлетворен(а)» составили 6,8 % от юношей и 3,7 % от девушек. Таким образом, состояние здоровья современной молодежи вызывает тревогу. Но юноши в большей степени удовлетворены состоянием своего здоровья, а это означает то, что они считают себя более здоровыми, нежели девушки.
Также было выявлено мнение студентов о том, какие факторы негативно влияют на состояние их здоровья. Мы получили следующие результаты: для 7,6 % юношей и 13,8 % девушек основным фактором является «неполноценное питание», так как питание студентов не отличается особой рациональностью и сбалансированностью. На «холодные климатические условия Севера» указали 7,1 % юношей и 9,2 % девушек. «Недостаток двигательной активности» отмечают 7,1 % юношей и 6,3 % девушек. Далее распределение ответов выглядит следующим образом: «стрессовые ситуации» отмечают 11 % юношей и 12,3 % девушек; «вредные привычки» – 8,2 % и 3,4 % соответственно; «конфликты с окружающими» – 1,1 % юношей и 1,9 % девушек; «плохие материально-бытовые условия», негативно влияющие на состояние здоровья – 2,2 % и 1,5 % соответственно; «предрасположенность к наследственным заболеваниям» – 3,8 % юношей и 2,6 % девушек; «низкое качество медицинской помощи» – 6 % и 3,7 % соответственно.
И здесь мы видим, что подходы к негативным факторам здоровья несколько отличаются у юношей и девушек. Юноши в большей степени отмечают такие факторы, как недостаток двигательной активности, влияние вредных привычек, низкое качество медицинской помощи. Девушки выделяют неполноценное питание, холодные климатические условия Севера, стрессовые ситуации. Т.е. и юноши, и девушки отмечают негативные факторы здоровья, которые в большей степени относятся к субъективным факторам и зависят от отношения к ним человека.
Так же следовало выяснить причины невнимания к поддержанию своего здорового образа жизни. Оказалось, что юношам мешает «нехватка времени» – 66,7 % ответов, а у девушек 48,8 % ответов. В вопросе «отсутствие необходимого упорства, воли» девушки оказались более склонны к лени 48,5 % ответов, чем юноши – 30,8 %. И только ответы с указанием «недостатка знаний на ведение ЗОЖ» у юношей и девушек совпадают.
Выясняя факторы, наиболее предпочтительные для улучшения и сохранения здоровья, мы получили следующие данные.
Одним из популярных и приемлемых методов заботы о здоровье среди молодежи являются занятия спортом. В опросе юноши (20,5 %) указали на хорошую физическую подготовку. Девушки (15,7 %) также считают этот фактор одним из важных. Отказ от вредных привычек и применение лекарственных средств девушки выделяют одинаково – по 11,3 %. Для юношей отказ от вредных привычек составил 11 %, а применение лекарственных средств не таким и значимым – 7,2 %. Так же можно выделить такие факторы, как «восстановительные средства» важные и для юношей (12,6 % ответов), и для девушек (10,2 %), «правильная организация сна» у 13,3 % юношей и 15,1 % девушек, «организация питания» у 14 % юношей и 15,7 % девушек. Для тех и других не является важным фактором «получение новых знаний по ЗОЖ».
Заключение
Результаты опроса показали, что большинство девушек сомневаются в состоянии своего здоровья, возможно из-за неполноценного питания и стрессовых ситуаций. Ведь, нехватка времени и отсутствие воли и упорства, является главной причиной, по которой девушки не могут организовать правильно питание, режим труда и отдыха. А для того, чтобы сохранить свое здоровье, девушки считают, что необходима хорошая физическая подготовка, так же нужно попытаться правильно организовать сон и питание.
Что касается юношей, то большинство вполне удовлетворены состоянием своего здоровья. Но есть небольшой процент тех, кто не уверен в состоянии своего здоровья, причинами которого являются стрессовые ситуации и вредные привычки. Для того, чтобы соблюдать ЗОЖ молодым людям не хватает времени. Хорошая физическая подготовка, восстановительные средства (массаж, бани, душ) и правильный режим питания и отдыха считается предпочтительным для улучшения состояния их здоровья.
Таким образом, молодые люди смотрят на жизнь с оптимизмом. Быть может, осознавая все последствия «нездорового образа жизни», они наслаждаются этим самым беззаботным, веселым, активным отрезком жизни человека.
Источник
Самооценка собственного здоровья.
Самоконтроль — это регулярные самостоятельные наблюдения студентов за состоянием своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими упражнениями и спортом.
Самоконтроль существенно дополняет сведения, полученные при врачебном обследовании и педагогическом контроле. Он имеет не только воспитательное знание, но и приучает более сознательно относиться к занятиям, соблюдать правила личной и коллективной гигиены, разумного распорядка дня режима учебы, труда, быта и отдыха. На основе получаемых результатов самоконтроля можно вести самооценку функционального состояния своего организма и вести саморегуляцию занятий физическими упражнениями.
Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, преподавателям и сотрудникам и особенно лицам, имеющим отклонение в здоровье. Данные самоконтроля записываются в дневник, они помогают студентам, занимающимся физическими упражнениями, контролировать и регулировать правильность подбора средств, методику проведения учебно-тренировочных занятий.
В дневнике самоконтроля рекомендуется регулярно регистрировать субъективные и объективные данные самоконтроля.
При занятиях физической культурой по учебной программе, а также в группах здоровья и при самостоятельных занятиях можно ограничиться такими субъективными показателями, как самочувствие, сон, аппетит, болевые ощущения и объективными показателями – частотой сердечных сокращений (ЧСС), массой тела, тренировочными нагрузками, нарушениями режима, спортивными результатами.
Спортивные результаты показывают правильно или неправильно применены средства и методы тренировочных занятий. Показания спортивных результатов дают возможность саморегулировать нагрузку физическими упражнениями. Саморегуляция дает дополнительные резервы и возможности для роста физической подготовленности и спортивного мастерства. Дать правильную оценку состоянию здоровья очень сложно, т.к. бывают скрыто протекающие патологические процессы, не вызывающие жалоб.
Однако если у студента имеются какие-либо отклонения в состоянии здоровья, они под влиянием больших физических нагрузок обязательно выявятся.
Такие отклонения в состоянии здоровья, как хронические заболевания зубов, миндалин и желчного пузыря, которые могут и не беспокоить студента, всегда должны привлекать его внимание, т.к. эти очаги хронической инфекции (кариес зубов, хронический тонзиллит, хронический холецистит) далеко не безобидны для тренирующихся и занимающихся физической культурой студентов. В очагах заболеваний гнездятся микробы. Усиление кровообращения во время физической нагрузки способствует вымыванию микробов в кровь и попаданию их в другие органы, в первую очередь, в сердце и почки, вызывая в них патологические изменения. В результате (вследствие хронических интоксикаций) может возникнуть воспалительный процесс в сердце (миокардит), в почках (чаще очаговый нефрит).
У студентов с очагами хронической инфекции быстрее наступает усталость, состояние перетренированности, переутомление, перенапряжение сердца, что проявляется в снижении работоспособности и спортивных результатов. Своевременное лечение, а в ряде случаев и удаление очагов хронической инфекции способствует исчезновению вызванных или патологических изменений в других органах и системах и предупреждает их возникновение.
Если у спортсмена появляются боли в области печени во время нагрузки, он должен быть тщательно обследован. В основе этих болей чаще всего лежит воспаление желчного пузыря, а иногда и более далеко зашедший процесс — воспаление печени (гепатит), которое сопровождается нарушением ее функции. В этих случаях необходимо длительное и систематическое лечение.
Таким образом, если у студента, а особенно у студента-спортсмена имеются те или иные отклонения в состоянии здоровья, он должен немедленно обратиться к врачу и строго соблюдать его указания в отношении как общего режима, так и режима тренировки.
Оценка и самооценка состояния физического развития может быть достигнута при помощи медицинского обследования, при котором могут быть выявлены различные дефекты физического развития (нарушение осанки, отставания тех или иных параметров физического развития). Антропометрические измерения следует проводить периодически в одно и тоже время суток: рост, стоя и сидя, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и сила кисти сильнейшей руки. По полученным данным можно сделать оценку физического развития с помощью следующих антропометрических индексов.
1. Весо — ростовой показатель вычисляется делением массы тела (в г.) на его длину (в см). Хорошая оценка для женщин — 360 — 405г., для мужчин — 380 — 415г.
2. Коэффициент пропорциональности (КП), который измеряется в %.
КП =L1/L2*100 , где L1- длина тела стоя; L2 -дина тела сидя. В норме КП = 87 -92%.
3. Жизненный показатель определяется делением ЖЕЛ на массу тела (г). Частное от деления’ ниже 65-70мл/кг у мужчин и 55-60мл/кг у женщин свидетельствует о недостаточной ЖЕЛ или избыточном весе.
4. Индекс пропорциональности развития грудной клетки равен разности между величиной окружности грудной клетки (в паузе) и половиной длины тела. Нормальная разница должна составлять 5-8 см у мужчин 3-4 см у женщин.
5. Силовой показатель (СП). Между массой тела и мышечной силой есть известное соотношение. Обычно чем больше мышечная масса, тем больше сила кисти (кг) СП=сила кисти(кг)/общая масса тела(кг)*100.
Для сильнейшей руки этот показатель равен 65 – 80% для мужчин и 48-50% для женщин.
Оценка функциональной подготовленности осуществляется с помощью физиологических проб сердечно — сосудистой и дыхательной систем. Важным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является частота сердечных сокращений (ЧСС).
1. ЧСС. Рекомендуется контролировать ежедневно в одно и тоже время: утром до приема пищи в положении лежа, вечером перед сном в положении сидя. Перед подсчетом ЧСС (пульса) следует отдохнуть в течение пяти минут без движений с расслабленной мускулатурой в том положении, в котором подсчитывается пульс. Затем подсчитать пульс в течение одной минуты, результат записать в дневник самоконтроля.
Если ЧСС имеет тенденцию к стабилизации или замедлению при хорошем общем самочувствии — это может свидетельствовать о хорошем состоянии сердечно — сосудистой системы и дальнейшем ее укреплении.
2. Одномоментная функциональная проба с приседанием (20 раз за 40с). Увеличение ЧСС на отлично — 20 и меньше, хорошо-21-40, удовлетворительно-41-65, плохо — 66 — 75, очень плохо — 76 и больше.
3. Ортостатическая проба. Занимающийся отдыхает на спине в течение пяти минут, затем подсчитывается ЧСС за 1 минуту, после чего занимающийся встает, отдыхает стоя 1 мин. и снова подсчитывает пульс за 1 мин. По разнице между ЧСС стоя и лежа судят о реакции сердечно — сосудистой системы на нагрузку.
Разница от 0 до 12 ударов — хорошо, 13-18 — удовлетворительно, 19-25- неудовлетворительно и более -25 ударов свидетельствует о переутомлении или заболевании, в этом случае нужно обратиться к врачу.
Для оценки состояния дыхательной и СС систем и способности внутренней среды организма насыщаться кислородом применяют пробу Штанге и Генчи.
4. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После пяти минутного отдыха делается 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем, сделав полный вдох (80-90% от максимального), задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки до (полного) ее прекращения. Средним показателем является способность задержать дыхание на 65 сек.
5. Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе). Здесь показатель — 30 сек. С нарастанием тренированности способность задержки дыхания возрастает.
Самоконтроль (саморегуляция и самооценка) прививает занимающимся грамотное и осмысленное отношение к своему здоровью и занятиям физической культурой и спортом, имеет большое воспитательное значение.
Заключение
Становление здоровья определяется взаимодействием большого числа факторов — социальных и биологических, внешних и внутренних, материальных и духовных, которые сложно и противоречиво взаимодействуют друг с другом.
Главным условием сохранения здоровья, бесспорно, является активный образ жизни, который включает в себя личную гигиену, закаливание, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, активный образ жизни.
Здоровый образ жизни и физическая культура органически едины в своей гуманистической направленности, ориентированы на конкретную личность. Физическая культура создает необходимые предпосылки и условия для здорового образа жизни, однако, не следует думать, что занятия физической культурой и спортом автоматически гарантируют хорошее здоровье. Исследованиями установлено, что из общего числа факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья студентов, на занятия физической культурой и спортом приходится 15-30%, на сон — 24-30%, на режим питания — 10-16%, на суммарное воздействие других факторе — 24-51%.Систематические занятия физической культурой благотворно воздействуют на все системы функции организма: сердечно-сосудистую, дыхательную, на деятельность опорно-двигательного аппарата и т.д.
Систематические занятия физической культурой дадут вам не только крепкие мышцы, хотя и это немало, они сами по себе являются сильнейшим дисциплинирующим фактором. Положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.
Список использованной литературы.
Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва, 2007.
Физическая культура: Учебное пособие для подготовки к экзаменам / Под ред. В. Ю. Волкова и В. И. Загоруйко. СПб.: Питер, 2009. – 224 с.
Физическая культура студента: Учебник/Под ред. В.И. Ильинича.-М.: Гардарака, 2008-448с.
Источник