Меню

Самообразование по теме зож для учителя

План по самообразованию «Здоровый образ жизни как фактор формирования здоровой личности»

Оксана Мережко
План по самообразованию «Здоровый образ жизни как фактор формирования здоровой личности»

Актуальность: Здоровье – это не отсутствие болезней как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного, социального благополучия (из Устава Всемирной организации здравоохранения).

В соответствии с Законом РФ «Об образовании», ответственность за жизнь и здоровье детей несет образовательное учреждение. В. А.Сухомлинский писал: «…Забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, прочность знаний, вера в свои силы».

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок. Дошкольники еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим тренировки должны проходить в форме игры – тогда ребенок все время будет находиться в прекрасном настроении. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые виды игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало бы сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Направление: физкультурно-оздоровительное.

Цель: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспитанников представления о здоровом образе жизни.

подобрать и систематизировать материал по здоровому образу жизни в работе с детьми дошкольного возраста;

— разработать и оформить в виде информационных листов, буклетов, консультаций материалы для родителей и педагогов по теме здоровый образ жизни и его влияние на формирование личности ребенка;

— привлечь родителей к организации работы с детьми в области здорового образа жизни;

формировать представления о том, что быть здоровым – хорошо, а болеть – плохо; о некоторых признаках здоровья;

— воспитывать навыки здорового поведения.

— создание образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую физической культурой личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;

— снижение показателей заболеваемости;

— положительная динамика показателей физического развития детей;

формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью.

Содержание работы по самообразованию

Этапы работы по самообразованию Деятельность педагога Сроки

Диагностический Изучение литературы и материала по теме «Здоровый образ жизни, как фактор формирования здоровой личности».

Планирование работы: постановка цели и задач, прогнозирование результатов.

Изготовление пособий для проведения утренней гимнастики, гимнастики пробуждения.

Разработка проекта «Наша традиция – быть здоровым.

Подготовка консультаций для родителей: «Наша традиция – быть здоровым, «Чтоб здоровыми стать, нужно правила ЗОЖ соблюдать», «Режим дня».

Подготовка консультаций для воспитателей:

«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи», «Профессия и здоровье», «Здоровый педагог – здоровый ребенок», «Формирование ЗОЖ у дошкольников в условиях ФГОС ДО».

Оформление картотеки игр, пальчиковых гимнастик, гимнастик пробуждения, гимнастики для глаз, релаксационных упражнений и т. д.

Сентябрь 2016г. – август 2017г.

Практический Проведение консультаций для родителей:

«Наша традиция – быть здоровым, «Чтоб здоровыми стать, нужно правила ЗОЖ соблюдать», «Режим дня».

Проведение консультаций для воспитателей:

«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи», «Профессия и здоровье», «Здоровый педагог – здоровый ребенок», «Формирование ЗОЖ у дошкольников в условиях ФГОС ДО».

Реализация проекта «Наша традиция – быть здоровым.

Проведение открытых занятий для родителей и педагогов: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников».

Проведение интегрированных занятий с педагогом-психологом по теме: «Настроение и здоровье».

Проведение интегрированных занятий с музыкальным работником: «Влияние музыки и театра на здоровье дошкольника».

Оформление выставки рисунков: «Здоровым быть модно.

Проведение закаливающих мероприятий, гимнастики пробуждения, пальчиковой гимнастики, динамических пауз, элементов релаксации.

Проведение спортивных мероприятий с участием родителей. Сентябрь 2017 г. по май 2018 г.

Обобщающий Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в повседневной жизни. (Анализ показателей заболеваемости, уровней физического развития медсестрой).

Читайте также:  Зож проекты для младших дошкольников

Подвести итоги проделанной работы, подготовить творческий отчет о проделанной работе и выступить с ним на педсовете. Июнь-июль 2018 год

«Хорошо здоровым быть» сценарий небольшого выступления на родительском собрании. Тема «Здоровый образ жизни» Предлагаю коллегам небольшое выступление на родительском собрании по теме «Здоровый образ жизни» для старшей группы. Хорошо здоровым быть.

Викторина «Мы за здоровый образ жизни» «Викторина «Мы за здоровый образ жизни»» Панченко Светлана Александровна, инструктор по физкультуре, МАДОУ ЦРР – д/с № 6 г. Шебекино 1Чем.

Акция «Мы за здоровый образ жизни!» 1 сентября в нашем детском саду «Солнышко» состоялась акция «Мы за здоровый образ жизни!». Акция была направлена на привлечение родителей.

Групповое родительское собрание «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни здоровым детям» Цель: Познакомить родителей с основными правилами запрета использования в быту с целью охраны здоровья и безопасности детей. Подготовка.

План месячника «За здоровый образ жизни» Наименование мероприятий Работа с педагогами Обсуждение и утверждение плана месячника Оформление выставки в м/к «Детям о здоровом образе.

План по самообразованию инструктора по физической культуре Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад Комбинированного вида №42 План по самообразованию инструктора.

Проект «Здоровый образ жизни» Вид проекта: краткосрочный. Тип проекта: познавательно-игровой Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы и их родители.

Стенгазеты «Здоровый образ жизни» Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Система закаливающих мероприятий в детском саду. Воспитатель: Воронина И. В. «Я не боюсь еще и еще раз повторять:.

Источник

План самообразования
учебно-методический материал по зож на тему

Индивидуальный план самообразовани: «Педагогические условия укрепления здоровья младших школьников»

Скачать:

Вложение Размер
plan_samoobrazovaniya.docx 34.95 КБ

Предварительный просмотр:

Филилал муниципального бюджетного общеобразовательнго учреждения

«Ямашурминская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»» — «Куркачинская начальная общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Тататрстан»

Индивидуальный план самообразования

Учителя начальных классов

«Педагогические условия укрепления здоровья младших школьников»

Творческая визитка учителя:

Образование: среднее специальное, 1985 год Арское педагогическое училище, по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы, присвоена квалификация учитель начальных классов, воспитатель».

Стаж педагогической работы (по специальности) 26 лет, в данной должности 26 лет, в данной организации 23 года.

Имею следующие награды: Почетная грамота отдела образования исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, 2006 год.

Сведения о повышении квалификации: ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт психологии и образования Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования с 16 февраля по 27 февраля 2015 года в объёме 72 часов по направлению « ФГОС НОО: формирование универсальных учебных действий в начальной школе», удостоверение о повышении квалификации рег. № УПК -20-009089.

Профессионально-педагогическое кредо: «Все дети являются одарёнными, в каждом ребёнке от природы заложен дар. Главная задача учителя — увидеть и раскрыть способности в каждом ученике»

Самообразовательная работа над темой:

«Педагогические условия укрепления здоровья младших школьников»

Цель программы: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учеников.

1. Развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей.

2.Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни, стремления к укреплению своего здоровья и развитию своих физических способностей.

3.Совершенствование санитарно-гигиенической, просветительской, консультативной, информационной работы с учащимися

4.Пропаганда среди обучающихся здорового образа жизни. Профилактика наркомании, алкоголизма, курения у школьников.

План самообразования разработан на 2012-2016 г. г.

и включает следующие этапы.

Выбор темы самообразования. Знакомство с педагогической, психологической, методической, периодической, философской , интернет — литературой по теме самообразования.

Знакомство с новыми педагогическими технологиями, способствующими формированию самооценки учащихся.

Уточняется гипотеза исследования.

Проводится констатирующий эксперимент. Анализируются результаты.

Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов по теме внедрения

Совершенствование знаний в области укрепления здоровья младших школьников

Проведение диагностического исследования по теме самообразования

Проведение диагностики уровня состояния здоровья младших школьников

Знакомство с новыми формами, методами и приёмами укрепления здоровья

Участие в работе школьного МО учителей начальных классов. Участие в заседаниях по теме «Здоровье».

Участие в работе районных МО учителей начальных классов.

Участие в работе педсоветов.

Организация работы с детьми с высокими показателями по спорту и участие на спортивных мероприятиях/олимпиадах

Проведение циклов классных часов, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Для повышения мотивации к занятиям по сохранению и укреплению здоровья необходимо:

— использовать индивидуально дифференцированный подход во внеклассной работе, включать разнообразные виды деятельности, учитывая возрастные особенности детей;

-активизировать оздоровительную работу в 1-4 классах («Дни Здоровья», часы «Здоровья», подвижные перемены, подвижные игры на свежем воздухе);

— активизировать спортивно – массовую работу в 1-4 классах («Веселые старты», внутришкольные соревнования, военно-спортивные праздники, состязания, турниры, внешкольные соревнования, товарищеские встречи, показательные выступления лучших спортсменов);

— активизировать туристическую работу с учащимися (походы выходного дня, туристические экскурсии, пешеходные прогулки);

— регулярно привлекать учащихся 1-4 классов для занятий в спортивных секциях и кружках;

— широко использовать агитацию и пропаганду ЗОЖ;

— проводить профилактические беседы «О здоровом образе жизни»;

-беседы с родителями на темы сохранения и укрепления здоровья детей;

В результате формируются следующие виды УУД:

Действия и мероприятия

осознание себя как индивидуальности, и одновременно как члена общества

способность к самооценке своих действий, поступков

установка на здоровый образ жизни

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

договариваться и приходить к общему решению при организации игр в группах или парах

контролировать действия партнёра в парных упражнениях

брать ответственность за групповой результат

организовывать места занятий спортивными упражнениями и играми в процессе соглашения с учителем

соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий

оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей

проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций

организовывать и проводить игры, утреннюю зарядку; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения заданий

Организация работы по укреплению здоровья младших школьников

Беседа по профилактике заболеваемости ОРВИ

Экскурсия «Звери, птицы, лес и я вместе дружная семья»

Проведение физкультминуток на уроках

Лекторий «О вреде курения»

Беседа «Правильный режим дня»

Классный час «Отношение к себе»

Эстафета «Весёлые старты»

Беседа «Основные способы закаливания»

Беседа «Спорт в моей жизни»

Классный час «Вредным привычкам НЕТ!»

Спортивная программа «Умей сказать Нет!»

Беседа «Моё питание»

Спортивная программа «Лыжный поход»

Классный час «Мой труд каждый день дома»

Спортивная программа «Мама, папа, я — спортивная семья

Классный час «Витамины в моей жизни»

Классный час «Путешествие по стране дорожных знаков»

За 4 года воспитанники научатся:

  1. отбирать и анализировать информацию из Интернета и других источников для укрепления здоровья;
  2. формировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  3. вести самоконтроль за своим образом жизни;
  4. анализировать свои поступки и практические дела по сохранению здоровья;
  5. понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улицах, дорогах, в общественных местах;
  6. выполнять закаливающие процедуры;
  7. выполнять правила личной гигиены и готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
  8. формировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
  9. формировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;

10. представлять о причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

11. планировать свою работу так, чтобы не навредить своему здоровью;

12 делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

13 иметь представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье.

Воспитанники получат возможность научиться:

— применять полученные знания на практике;

— формировать в себе полезные привычки, укрепляющие здоровье и гигиенические навыки;

— осуществлять проектную деятельность;

— выстраивать последовательность реализации собственной программы по сохранению и укреплению здоровья;

— прогнозировать конечный результат и корректировать ошибки;

— осуществлять пропаганду здорового образа жизни;

— формировать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

— повышение уровня физического, психического здоровья учащихся;

— снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями;

— осознанное отношение детей, их родителей к состоянию здоровья, как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;

— 100% охват учащихся школы горячим питанием в школьной столовой.

Тема самообразования мной выбрана не случайно, т.к. я считаю, что состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. В немалой степени неблагополучие здоровья школьников зависит от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья — самих учащихся, их родителей, педагогов.

В настоящее время в нормативных документах Министерства образования и науки и Министерства здравоохранения и социального развития России активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников.

Проблемы воспитания культуры здоровья разрабатываются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф.А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский. В последние появилось много трудов, раскрывающих сущность и содержание валеологического воспитания школьников (И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова и др.).

Отмеченная тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер, наблюдается неблагоприятная динамика основных показателей здоровья учащихся по мере их обучения в школе. Так, по данным различных исследований, за последнее десятилетие здоровыми можно считать лишь от 5 до 25% школьников. В начальной школе здоровы 11—12% детей. Около 60% первоклассников имеют функциональные нарушения, 21, 4% — отставание биологического возраста от паспортного на 2 года, а 45% детей нейропсихологически не готовы к обучению и освоению программы. Низкий уровень здоровья приходящих в школу детей самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. В моем классе 12 обучающихся. Из них 1- в подготовительной группе здоровья. У некоторых (и у одних и тех же) отмечаются пропуски при заболеваниях ОРЗ и ОРВИ.

Я, как учитель начальных классов, против такого положения вещей, и стараюсь приложить максимум усилий для решения данной проблемы.

Оздоровительные процедуры и виды оздоровительных мероприятий, которые я применяю:

1. Гимнастика до учебных занятий.

2. Подвижные перемены.

Организовать двигательный режим школьников во время перемены помогают подвижные игры. Задачи проведения подвижных игр включают в себя:

организацию активного отдыха;

содействие физическому развитию;

повышению уровня физической подготовленности.

3. Дни здоровья и спорта.

4. Профилактические мероприятия.

3. Просветительская и консультационная работа с родителями.

Оздоровительная работа будет эффективной лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого складываются единые взгляды на оздоровительную работу и дети могут в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки.

С целью повышения роли родителей в профилактической работе проводится цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:

«Профилактика ОРЗ в домашних условиях»;

«Закаливающие процедуры дома»;

«Значение режимных моментов для здоровья ребенка»;

«О питании младшего школьника»;

«Вредные привычки у родителей и их влияние на здоровье детей»;

«Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка»;

«Как воспитать здорового ребенка».

Анкетирование родителей с целью дополнительной диагностики, выявления круга интересов, проблем, оценки работы.

Совместные мероприятия с детьми и родителями («Вместе с мамой веселей», совместные вечера отдыха).

Здоровьесберегающий подход проявляется в том, что учителю в первую очередь самому необходимо стремиться быть здоровым и показывать детям, в этом пример, выполняя в полную силу и со всей мерой серьезности все то, о чем он говорит детям и что с них требует: если это гимнастика, то учитель выполняет ее вместе с детьми на уровне своих возможностей; если это рефлексия, то учитель тоже рассказывает о своих наблюдениях за собой; если это практическая работа, то учитель принимает в ней полноценное участие и т.д.

Таким образом, хочется отметить следующее: воспитание культуры здоровья у сельских школьников будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:

  • признание педагогическим коллективом школы приоритетным и значимым направлением своей деятельности здоровьесберегающую организацию образовательного процесса;
  • создание в школе целостной системы воспитания культуры здоровья, в которой все ее компоненты (когнитивная, эмоционально-чувственная и деятельностная) направлены на воспитание ценностей, среди которых Здоровье занимает особое место;
  • оптимальное сочетание методов положительного и отрицательного мотивирования на здоровый образ жизни;
  • создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей пространственно-предметной среды;
  • организация систематического мониторинга здоровья воспитанников и здоровьесберегающей работы в школе.

Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.

• Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Рязанова О.Л., Константинова Т.П.. Программа профилактики курения в школе. М., 2005.

• Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. М., Финансы и политика, 2000.

• Синяков А.Ф. Секреты бодрости и здоровья. М., ЭКСМО, 1999.

• Соковня-Семенова И.И.Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М.,1997.С.18-25.

• Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Киев, 1972.

  • Касаткин В.Н., Паршутин И.А., Митькин А.С., Константинова Т.П., Тихомирова А.В., Огурцов П.П.. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. М., 2005.

Источник

Adblock
detector