Меню

Самообразование по теме здоровье школьников

План по самообразованию на тему: «Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»
материал на тему

«Забота о здоровье – это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» (В. А. Сухомлинский)

Скачать:

Вложение Размер
План по самообразованию на тему: «Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучени 23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Такталачукская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат VIII вида

План по самообразованию

Учитель: Билалова С.С.

Тема: « Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения »

Актуальность темы : «Забота о здоровье – это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…» (В. А. Сухомлинский)

Здоровье ученика в норме, если:

* в физическом плане – здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;

* в социальном плане – он коммуникабелен, общителен, общителен;

* в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;

* в интеллектуальном плане – он проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение;

* в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

Цель : Продолжать повышать профессиональную квалификацию по вопросу современных здоровьесберегающих технологий.

1. Продолжать изучать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения.

2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (комплексы дыхательной гимнастики, гимнастики пробуждения, подвижные игры, физкультминутки).

3. Направить жизнедеятельность детей в Такталачукской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат VIII вида на сохранение и укрепление здоровья.

4. Систематизировать изученную литературу.

5. Посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

6. проводить самоанализ и самооценку собственных уроков;

7. разработать модель образовательного процесса, отвечающего требованиям здоровьесберегающих технологий.

8. апробировать данную модель на практике.

Перечень вопросов по самообразованию :

1. Сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» и условия успешного внедрения здоровьесберегающих технологий;

3. Методы и приёмы здоровьесберагающих технологий;

4. Комплексный подход к внедрению здоровьесберегающих технологий .

Овладение здоровьесберегающими технологиями на уровне построения модели образовательного процесса.

Повышение качества обучения через повышение качества урока.

Форма отчета по проделанной работе : сообщение на заседании МО учителей – предметников.

Форма самообразования : индивидуальная.

Изучение методической литературы по теме.

  • Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.- Новая школа, 1992 г.
  • В. И. Ковалько. «Здоровьесберегающие технологии 1-4 классы. Москва «ВАКО», 2004 г.
  • Образовательные здоровьесберегающие технологии.
  • Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья 1-4 классы. – Москва «ВАКО», 2005 г.
  • В. И. Ковалько «Школа физминуток» (двигательный режим учащихся, физкультминутки на разных уроках, подвижные игры, оздоровительные упражнения).
  • Использование ИКТ в обучении и воспитании.
  • Джуди Галенс, Ненси Пир «Книга ответов для почемучки»
  • М.Макаров «Чтобы школьники росли здоровыми» Ж: «Воспитание школьников» № 1, 2005 г.
  • Е. П. Митина «Здоровьесберегающие технологии: сегодня и завтра.» Ж: «Начальная школа» — № 6, 2006 г.
  • Ф. Г. Мухаметова «Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно – развивающего обучения» Ж: «Начальная школа» № 8, 2006 г.
  • Л. А. Шевченко « От охраны здоровья, к успеху в учёбе». Ж: «Начальная школа» № 8, 2006 г.
  • Пользование интернетом.
  • Посещение районной и школьной библиотеки.

Практические меры по повышению методического уровня .

  • Провести тестирование удовлетворённости родителями работой образовательного учреждения»
  • Посещение открытых уроков в рамках МО школы с целью повышения пед. мастерства.
  • Взаимопосещение уроков.
  • Участие в заседаниях пед. советов, школьных и районных МО, семинарах.
  • Посещение школьной и районной библиотеки.
  • Консультации у школьного психолога Хазиевой Н. на тему «Этика и психология взаимоотношений»
  • Подготовить отчёт по самообразованию.

Повышение общеобразовательного уровня .

  • В. П. Кащенко «Педагогическая коррекция» М. «Просвещение» 1994 г.
  • В. В. Воронкова «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М. «Просвещение», 1984 г
  • Т. И. Пороцкая «Работа воспитателя вспомогательной школы» М. Просвещение, 1984 г.
  • Е. Д. Худенко «Организация воспитательной работы в спец (коррекц.) школе – интернате» М.А.Р.Т.И 2005 г.
  • Е. Е. Дмитриева «Проблемы детей» М.А.Р.Т.И 2005 г.
  • И. В. Дубровина «Психокорекционная и развивающая работа с детьми»
  • Т. В. Власов, М. С. Повзнер «О детях с отклонениями в развитии»
  • Г. Т. Щёкина «Развивающее обучение в начальной школе».
  • И. Г. Савельева «Коррекционно – развивающее обучение»
  • Ь. Г. Ермолаева «Современный урок (анализ, тенденции, возможности).
  • Чтение газет и журналов.

Обобщение и оформление полученных результатов .

* Использование на уроках:

— упражнений, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности;

— игровых методов психокоррекции.

* Учёт индивидуальных способностей и особенностей ребёнка.

* Оформление мониторинга качества знаний по предметам.

* Проведение комплексного психологического обследования по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

* Проведение и оформление диагностики по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Работа с родителями .

  • Индивидуальные беседы с родителями по теме: «Берегите глазки», «Агрессивные дети»

Изучение литературы по работе с семьёй .

  • Н. И. Дереклеева «Родительские собрания в 1-11 классах».
  • Н. Ф. Виноградова «Воспитателю о работе с семьёй»
  • А. О. Пинт «Это вам, родители»
  • М. И. Буяков «Ребёнок из неблагополучной семьи».
  • Н. Ф. Виноградова «О Работе с семьёй».
  • Караковский «Воспитание детей в неполной семье».
  • Е. Ф. Пащук «Ищу контакта с родителями».
  • М. А. Давыдова «Мама, папа, занимайтесь со мной».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему «Пути повышения качества образования через использование инновационных технологий».

в данной статье описывается опыт использования информационнных технологии на уроках истории и повышение качества образования через использование ИТ-технологии.

«Повышения качества образования через использование инновационных технологий на уроках русского языка».

План самообразования по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников с ОВЗ». По данному плану предстоит работа с 2018 по 2021 год. По.

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой активной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медицинская проблема здоровья подрастающего поко.

ктуальность исследования заключается в том, что за это время внедрение ИКТ (информационных компьютерных технологий) стало доступно на уроках физической культуры, как бы несравнимо это ни звучало. Сост.

Закон Российской Федерации «Об образовании» ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:школа является важнейшим фактором развития личности;школа.

Источник

«Тема самообразования: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры. Состояние здоровья школьников – важнейший показатель . »
методическая разработка по физкультуре на тему

Принципы здоровьясберегающих технологий,пути решения проблемы, классификация здоровьясберегающих технологий, тест- анкета для самооценкиизменений своего здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
tema_samoobrazovaniya.docx 22 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры. Состояние здоровья школьников – важнейший показатель . »

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия

общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и

дающий прогноз на будущее. Согласно усредненным данным, полученным

разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно

признать не более 10 % нынешних школьников. Наиболее частые патологии у

школьников – нарушение остроты зрения, патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и искривление позвоночника), заболевания сердечнососудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.

К важнейшим причинам неблагополучного здоровья учащихся относятся:

– стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;

– недостаток физической активности учащихся, приводящий к гиподинамии и другим нарушениям здоровья школьников;

– чрезмерная интенсификация образовательного процесса;

– невозможность многих учителей в условиях современной организации образовательного процесса реализовывать индивидуальный подход к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья;

– несоблюдение элементарных гигиенических и физиологических требований к организации учебного процесса;

– недостаточный уровень гигиенических и психологических знаний педагогов;

– низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся и их родителей.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативной всем другим педагогическим системам и подходам. Е главная особенность – приоритет здоровья, то есть грамотная забота о здоровье как обязательном условии образовательного процесса.

Принципы здоровьесберегающей педагогики:

– приоритет действенной заботы о здоровье учащихся (предполагает, что вс происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся);

– триединое представление о здоровье (единство физического, психического и духовного здоровья);

– непрерывность и преемственность;

– субъект – субъектные взаимоотношения с учащимся (связь главной задачи школы с заботой о здоровье: включение вопросов здоровья в содержание программ, обеспечение здоровьесберегающего характера проведения процесса обучения);

– соответствие содержания и организации обучения возрасту учащихся;

– гармоничное развитие обучающих, воспитывающих, развивающих задач;

– приоритет позитивного влияния над негативным;

– ответственность учащихся за сво здоровье;

– «отсроченный» результат (результат проявится через несколько лет);

– контроль за результатами.

На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, процесс интенсификации обучения, увлечение компьютерными играми, Интернетом, недостаток возможностей для занятий физкультурой и спортом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.

Пути решения проблемы:

1. Увеличение количества уроков физкультуры (как минимум 3 часа в неделю).

2. Изменение содержания уроков физкультуры (каждый урок должен стать новой « тропинкой здоровья»).

3. Использование между уроками малых форм физической активности учащихся (физкультминутки, физкультпаузы и др.).

4. Проведение специальных физкультурных занятий для детей с ограничениями по здоровью.

5. Коррекция педагогических технологий, способствующих формированию у школьников гиподинамии и мышечных зажимов (взаимодействие учителей физической культуры и учителей предметников).

6. Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и на спортплощадках во внеурочное время.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Учителям физической культуры близки будут физкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.

По характеру действия различаются следующие технологии:

Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.

Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки.

Защитно-профилактические. Это выполнение санитарно- гигиенических норм и требований. Ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление. Использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм. И т. п.

Компенсаторно-нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы, которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.

Информационно-обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективности заботы о здоровье.

Гигиенические условия обеспечение учебного процесса Обеспечение оптимальных условий в школе – важный элемент здоровьесберегающих технологий.

В обязанности педагога входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения гигиенических условий проведения урока физической культуры.

Установлено, что оптимизация санитарно-гигиенических условий способствует улучшению здоровья на 11 %.

Учитель физической культуры должен:

– осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий, спортивного инвентаря;

– не допускать проведения учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;

– контролировать оснащение спортивного зала, освещение, наличие аптечки;

– перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия, убедиться в исправности инвентаря, наджности и крепления оборудования.

Требования к школьным образовательным технологиям Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях:

– разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием здоровья учащихся;

– в содержание преподавателя включены вопросы, связанные с охраной здоровья;

– процесс обучения строится с учетом анатомо-физиологических и психических особенностей организма;

– отдается предпочтение значимому, осмысленному материалу;

– учитываются индивидуальные особенности учащихся;

– стимулируется самостоятельная работа, самостоятельный выбор, то есть то, что способствует саморазвитию ребнка;

– обеспечивается достаточный уровень мотивации;

– учебно-воспитательный процесс ориентирован на формирование представлений, а не на передачу знаний;

– позитивные воздействия преобладают над негативом;

– показатель успешности используется для развития позитивных начал;

– оценка выполняет стимулирующую роль;

– обеспечивается уровень коммуникативной культуры учителя.

Рациональная организация урока От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Физиологически обоснованным считается урок продолжительностью 45 минут.

Оценка гигиенических требований проводится по регламентированным позициям с использованием хронометража:

– плотность урока (% времени, затраченного на учебную работу);

– число видов учебной деятельности (слушание, выполнение физических упражнений, перестроения и т. д.);

– длительность каждого вида деятельности мин);

– частота смены видов деятельности (мин);

– число видов преподавания (словесный, наглядный, ТСО), продолжительность самостоятельной деятельности;

– места, длительность и условия применения ТСО;

– частота чередования видов преподавания.

Для предотвращения утомления необходимо учитывать, что первые 3 – 5 мнут любого урока занимает врабатывание (8 – 10 минут), устойчивая работоспособность длится 10 – 15 минут для младших школьников, 15 – 20 минут – для среднего звена, 20 – 30 минут – для старшеклассников. После этого наступает предутомление, если не изменить педагогическую тактику, то наступает утомление.

Двигательная активность школьника Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной ( утренняя зарядка, ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме дня) и периодической.

2 урока физкультуры в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для школьников занятия физкультурой должны составлять 8 – 12 часов в неделю. Даже 3 уроков явно не хватает для удовлетворения биологической потребности растущего организма. Двигательная активность детей должна быть организованна, чтобы предотвращать гиподинамию и в то же время не приводить их к переутомлению. Восполнение двигательной активности учащихся в школе происходит в основном на уроках физ. культуры.

В зависимости от форм проведения, темы и специфики учащиеся по-разному реализуют потребность в физической нагрузке.

Построение уроков физкультуры лежит на плечах учителей физ. культуры.

«Физкультура без освобожденных» – принцип, которым должны руководствоваться учителя физ. культуры. Физическая активность должна быть организованна двумя направлениями:

1. Занятия больших форм – уроки физкультуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время;

2. Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлиненной перемене).

Тест-анкета для самооценки учащимися изменений своего состояния здоровья Инструкция: Оцени изменение своего здоровья и образа жизни за указанный учителем период времени по 11 балльной шкале: «–5 – максимально негативные изменения; до «+5» – положительное влияние; «0» – отсутствие изменений.

1. Как изменилось состояние твоего здоровья? («–5» – ухудшилось; «+5» – улучшилось)

2. Как изменилось тво отношение к здоровью? («–5» – стал меньше заботиться о свом здоровье, «+5» – стал больше заботиться о свом здоровье)

3. Как изменился твой образ жизни с точки зрения его влияния на здоровье?

4. Как изменилась за это время твоя физическая активность (занятия в спортсекциях, пробежки, выполнение упражнений и т. п.)?

5. Как изменился характер питания?

6. Как изменились твои привычки, влияющие на здоровье? (вредные – «–5», полезные «+5»)

7. Усилился или ослабел твой интерес, связанный с проблемами здоровья?

8. Отмечаешь ли изменения в свом облике? Если да, то в какую сторону?

(«+5» – в лучшую, «–5» – более быстрое и частое, «+5» – реже).

9. Чаще или реже стало наступать состояние стресса?

10. Чаще или реже у тебя появлялись жалобы на здоровье? («+5» – реже, «–5» – чаще).

11. Изменился контакт твоих родителей со школой?

Тест-анкета для самооценки факторов риска ухудшения здоровья Возможны два варианта ответа: да или нет.

1. Я часто сижу сгорбившись.

2. Я ношу портфель, а не ранец.

3. У меня привычка сутулиться.

4. Я чувствую, что мало двигаюсь.

5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой.

6. Я питаюсь нерегулярно, кое-как.

7. Я нередко читаю при плохом свете, лжа.

8. Я беспечно отношусь к своему здоровью.

9. Бывает, я курю.

Методика самооценки состояния тревожности учащихся (по Кондашу) для 7 – 11 классов Оценивается каждая ситуация в баллах: 0 – ситуация не волнует; 1– слабо волнует; 2 – достаточно волнует; 3 – очень волнует.

1. Ответ у доски.

2. Разговор с директором школы.

3. Учитель решает, кого вызвать.

4. Тебя критикуют.

5. Выполнение контрольного зачта.

6. Учитель называет оценки контрольной работы.

7. Ожидание родителей с родительского собрания.

8. Сдача экзамена. Участие в соревнованиях.

9. Ответ с места. Непонимание объяснение учителя.

10. Неожиданный вопрос учителя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из обобщения опыта учителя физической культуры МБОУ «СОШ№20 с УИОП» Фоминой Оксаны Ивановны.

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Но в соответствии с Законом “Об образовании” именно здоровье школьников относится к.

Основная задача школы и педагогов заключается. в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколен.

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры. Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к обр.

Анализ по теме самообразования Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.

Данная статья будет полезна педагогам, учителям и родителям.

laquo;Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры&raquo.

Источник

Читайте также:  Тыквенные семечки для мужского здоровья
Adblock
detector