Летать не вредно
О потенциальном вреде полетов писали не раз, в том числе и наш журнал. Писали-писали, да и решили однажды разобраться: а так ли уж много опасностей подкарауливает ничего не подозревающих авиапассажиров? И картина получилась отнюдь не мрачной.
ОСТОРОЖНО, ВЕНЫ ЗАКРЫВАЮТСЯ
Итак, страшилка первая — тромбозы. Это состояние, при котором в глубокой вене (обычно в голени) образуется сгусток крови — тромб. Он может оторваться и, перемещаясь с током крови, вызвать закупорку мелкой или крупной вены — тромбоэмболию. Наиболее опасна тромбоэмболия легочной артерии.
Исследования рубежа XX-XXI веков показали, что у авиапассажиров риск развития тромбозов во много раз выше. Виной тому длительное неподвижное сидячее положение, сухой воздух в салоне, алкоголь и курение во время полета, приводящие к сгущению крови. Немедленно возникли термины «синдром путешественника» и «синдром эконом-класса». Появились длинные памятки «Что нужно делать в полете, дабы избежать тромбоза».
Если строго следовать всем советам, отдохнуть и расслабиться во время длительного перелета явно не получится. Но в июне этого года Всемирная организация здравоохранения опубликовала результаты первой фазы научно-исследовательского проекта в отношении глобальных рисков поездок (WRIGHT).
Стало ясно, что большинство страхов относительно синдрома эконом-класса напрасны.
Во-первых, риск удваивается только при длительном (более 4 часов) пребывании в неподвижном положении. Вид транспорта, кстати, роли не играет – тромбоз может с одинаковым успехом развиться и у стоящего в бесконечной пробке автомобилиста, и у пассажира автобуса.
Во-вторых, рискуют не все. По данным исследований, это люди с ожирением и очень высоким (выше 190 см) либо очень низким (ниже 160 см) ростом, а также страдающие наследственными болезнями с повышенной тенденцией крови к свертыванию. В группу риска зачисляют и женщин, использующих оральные контрацептивы. Но среди них, видимо, те, кто прежде чем начать принимать препарат, не посоветовался с врачом. Повышенная свертываемость крови – одно из противопоказаний к приему гормональных противозачаточных таблеток.
И, в-третьих, насколько велик риск тромбозов? Абсолютная его величина не превышает 1:6000. И только при длительных путешествиях (более 12 часов неподвижности) она возрастает до 1:1000. Это совсем немного. По неофициальным данным, жертвами тромбов становятся не более 100 человек в год во всем мире. Вспомните о сотнях тысяч погибающих в ДТП и вы поймете, что ажиотаж вокруг самолетов и тромбозов совершенно напрасен. Обездвиженность во время полета – не более, чем еще одно слагаемое общей гиподинамии человечества.
Вторая «страшилка» связана с космической радиацией. И опять из серии «слышал звон, да не знаю, где он». Установлено, что на высоте 9-12 км интенсивность радиации примерно в 100 раз выше, чем у поверхности земли. При этом теоретически более опасны полеты, совершаемые через области полюсов Земли, где магнитное поле – естественный противорадиационный щит – в 2 раза слабее, чем на экваторе.
А теперь посмотрим, какие дозы радиации можно получить во время полета. Максимум – 70 мкЗв (микрозиверт) за 10,5 часов полета в Нью-Йорк или 28,5 часов перелета в Мельбурн (с двумя посадками).
Много это или мало? Для сравнения: от естественного и промышленного (в основном, медицинского) радиационного фона человек ежегодно получает дозу радиации в 2-3 мЗв (миллизиверт). Чтобы набрать столько же полетами, нужно провести в воздухе 600-800 часов в год, то есть летать ежедневно по 1,5-2 часа. По нормам же человек может без проблем получать 20 мЗв в год.
Выходит, что можно летать до 6-8 тысяч часов в год без угрозы для здоровья.
Ясно, что таким летным стажем не может похвастаться ни один пассажир. Но, может быть, это опасно для летчиков? На этот вопрос дало ответ крупномасштабное международное исследование, затронувшее в течение 17 лет 10032 пилота гражданской авиации северных стран – Финляндии, Дании, Швеции и Исландии. Общий стаж летчиков впечатлял – 177244 года в воздухе. Частота возникновения злокачественных опухолей — а именно в них чаще всего винят радиацию — оказалась практически такой же, как и у обычных людей. Отмечался лишь незначительный, в пределах погрешности, подъем по раку кожи (меланоме).
ПЕРЕВЕДИ ЧАСЫ НАЗАД
Мы много слышим о вреде полетов с пересечением нескольких часовых поясов. Действительно, вызванный этим сбой биоритмов оставляет свой след. Но, во-первых, работает то же «правило накопления», и во-вторых, этот сбой можно легко компенсировать приемом мелатонина – гормона, регулирующего биоритмы. Прилетев на место, примите на ночь по местному времени 1 раз 1,5 мг мелатонина в таблетках – и уснуть сможете, и вред, нанесенный организму, компенсируете.
Кстати сказать, сменная работа и вынужденные ночные бдения у компьютера вредят гораздо больше, чем краткосрочный заокеанский тур. Этот факт подтверждают исследования: частота возникновения рака молочной железы у представительниц сменных профессий (в том числе и у стюардесс) достоверно выше. Но это уже другая история.
Как видим, все страсти по самолетам на деле оказываются хоть и реально существующими, но очень сильно раздутыми проблемами. И наиболее очевидным их решением является разумный подход.
Следует ли отказываться от полетов в пользу других видов транспорта? Нет. Например, при путешествии из Москвы в Санкт-Петербург час, проведенный в самолете, гораздо меньше ударит по здоровью, чем 6 часов в сидячем вагоне поезда.
Стоит ли относиться к полетам с осторожностью? Да, как к любой другой сфере человеческой деятельности. Не надевайте утягивающую одежду и тесную обувь, способствующие застою крови. Старайтесь не пить в самолете водку или виски. А вот сухое вино не возбраняется и даже приветствуется.
Нужно ли делать упражнения в полете? Замереть в позе сфинкса на 3-4 часа — безусловно, не лучший вариант. Но и превращать полет в тренировку не стоит. Для предотвращения синдрома эконом-класса достаточно просто поболтать ногами, сидя в кресле, потянуться, лишний раз встать и пройтись по салону.
Как узнать, нет ли у вас склонности к повышенной свертываемости крови и риска тромбоэмболии? Обратитесь к врачу. Существует множество лабораторий, которые смогут дать ответ в течение часа. А врач посоветует, какой препарат нужно принимать в профилактических целях.
Как часто можно летать? Если вы не работаете вахтовым методом – неделя в Америке, неделя в России — волноваться не о чем. В среднем, вероятность развития тромбоэмболии (в группах риска!) сохраняется повышенной примерно в течение 4 недель, да и то, если перелет был длительным. Так что завтраками в Париже можно баловать себя хоть каждый выходной.
НИКОЛАЙ БАСКОВ, ПЕВЕЦ:
— На гастроли я, конечно же, лечу самолетом. А это как минимум 40 перелетов в год. Летать я не боюсь, но все равно перед полетом выпиваю 50 г, чтобы чувствовать себя более расслабленным. Правда, иногда, во время длительных 12-ти часовых перелетов затекают ноги и болит все тело. Поэтому я в день прилету никогда не назначаю концертов – надо восстановиться. В остальном — никакого дискомфорта в полете не испытываю, наоборот, радуюсь возможности побыть в тишине, ведь в самолете запрещено пользоваться даже мобильником.
КРИСТИНА ОРБАКАЙТЕ, ПЕВИЦА:
— Я никогда не задумывалась, сколько именно часов в год я провожу в самолетах, но что значительную часть жизни – это точно. Во время многочисленных переездов я стараюсь максимально себя занять. Например, перечитала всего Бориса Акунина и благодарна его прозе: эти книги стали для меня просто спасением и от скуки, и от укачивания. А когда читать
надоедает, я просто слушаю плеер. За долгие годы постоянных гастролей я для себя вывела такой жанр — «дорожная музыка». Это совсем не обязательно какие-то шлягеры. Просто та музыка, под которую можно фантазировать.
Источник
Летать на самолете вредно или нет?
Некоторых людей, планирующих визит в другую страну, тревожит вопрос, не вредны ли перелеты на самолете? Однозначный ответ на этот вопрос дать нельзя, ведь все зависит от состояния здоровья, возраста и индивидуальных особенностей организма.
Почему вредно часто летать?
Западные специалисты сделали вывод, что в определенных случаях летать на самолете может быть вредно, особенно если перелеты частые. В небе могут проявиться определенные факторы, влияния которых на земле вы не замечаете. Опасность частых перелетов в том, что сердечно-сосудистые нарушения, лишний вес, астма, гипертония и некоторуе другие заболевания при перелетах становятся примерно вдвое опаснее, так что об этом следует помнить. Причина в снижении атмосферного давления.
Также в категорию риска попадают люди пожилого возраста, беременные женщины и младенцы. Далее мы рассмотрим, при каких заболеваниях рекомендовано воздержаться от перелетов или летать как можно реже.
Как снизить опасность перелетов на дальние расстояния?
Вреден ли перелет на самолете, сомневаться теперь не приходиться, но при каких заболеваниях подобные путешествия могут быть опасны для здоровья? Прежде всего, выделяют нарушенную циркуляцию крови. От природы человеческое тело настроено на движение, а перелет вынуждает долго сидеть на одном месте. Это приводит к затеканию ног и проблемам с циркуляцией крови, причем все усугубляется низким атмосферным давлением. При серьезных проблемах с циркуляцией крови не исключены даже инфаркты, обмороки и инсульты.
Тромбоз вен – еще одна причина, по которой вредно летать. При этом нарушении вены закупориваются кровяными сгустками, называемыми тромбами. В ногах возникают болевые ощущения, они немеют и опухают. Пребывание на большой высоте в самолете усугубляет ситуацию, так что при тромбозе лучше часто не летать. Предупредить неприятные последствия можно, выполняя несложные действия:
- Разминайте ноги при перелете, а по возможности периодически вставайте и прогуливайтесь по салону.
- Не сидите со скрещенными ногами.
- Пейте больше жидкости, но откажитесь от алкоголя и кофеина.
- Надевайте компрессионные носки.
При повышенном давлении тоже вредно летать взрослым и детям. Дело в недостатке кислорода и нагрузках из-за турбулентности, а еще сюда прибавляется волнение перед воздушным путешествием. Сердце работает усиленно, повышая давление. В критических ситуациях случается сердечный приступ или инсульт. Разумеется, происходит все это крайне редко, поэтому если вы не часто летаете на самолете, проблем возникнуть не должно.
Кому нельзя летать на самолете?
Однозначно сказать, что перелеты вредны для беременных, нельзя, однако женщинам в положении следует быть осторожнее. Особенно это касается первого триместра и последних сроков, а еще от перелета лучше воздержаться в течение первой недели после родов. Лучшим периодом для полетов на самолете для беременных считается II и начало III триместра.
С осторожностью нужно садиться на самолет аквалангистам или людям, которые в отпуске погружались на дно моря с маской или аквалангом. После такого погружения до перелета должны пройти хотя бы сутки. Причина в изменении давления на глубине, после которого организм требует восстановления.
Отчасти вредно летать на самолете пациентам с аневризмой аорты, людям с нарушенным кровообращением, принимающим гормональные таблетки, людям с легочной гипертензией и высоким внутричерепным давлением.
Не вредны ли перелеты для детей?
Полеты вредны для самых маленьких детей возрастом до полугода, так что родителям следует немного потерпеть, если только перелет не является острой необходимостью. Детям более старшего возраста без проблем со здоровьем периодические перелеты не вредят, но лучше уточнить это у педиатра. Также нужно подготовиться к тому, что у ребенка возникнет дискомфорт при перелете:
- Ощущение тошноты. Причина в не успевшем полностью сформироваться вестибулярном аппарате.
- Заложенность ушей.
- Зубная боль (особенно касается малышей, у которых режутся зубки).
При каких заболеваниях вредно летать?
Напоследок разберем список заболеваний, при которых вредны даже не частые перелеты. Это касается женщин при беременности, пожилых людей, взрослых мужчин и женщин, а также детей:
- неподконтрольная аритмия;
- воспаленная плевра;
- инфаркт миокарда, случившийся в течение последних 10 дней;
- коронарное шунтирование за 2-3 недели до перелета;
- инфекционные поражения легких;
- инсульт за 10 дней до полета;
- сложно протекающая беременность;
- острые психозы;
- тяжелые формы синусита;
- острые инфекционные болезни;
- обструктивные поражения легких;
- острая сердечная недостаточность.
Если вам не нужно часто летать, проблем со здоровьем возникнуть не должно. Редкие перелеты не вызывают каких-либо болезней и не усугубляют имеющиеся нарушения, так что не бойтесь летать на самолетах при отсутствии прямых противопоказаний.
Источник
Риски для здоровья во время авиаперелетов
И речь идет вовсе не о мифических, уникальных и очень опасных микробах, якобы циркулирующих в воздухе салона. Нет, все намного проще и одновременно страшнее.
Нарушение циркуляции крови
Наши тела запрограммированы на движение, а не на многочасовое сидение во время перелета с одного конца Земли на другой. У людей с ожирением или нарушением циркуляции крови вследствие различных заболеваний, таких как диабет или болезнь периферических сосудов, длительное нахождение в самолете усугубляет риски для здоровья. При перелетах и недостатке движения нижние конечности затекают, циркуляция крови в них нарушается, кровь не получает достаточное количество кислорода. Возможны обмороки, инсульты и инфаркты.
Тромбоз вен
Тромбоз глубоких вен является следствием нарушения циркуляции крови. Это серьезное, угрожающее жизни заболевание, которое может усугубиться во время авиаперелета, особенно длительного. Причиной тромбоза может являться длительное нахождение в сидячем положении, что и происходит при длительных перелетах. При тромбозе происходит закупорка вен в ногах кровяным сгустком – тромбом. Могут появиться боли в конечностях, чувство жжения или, наоборот, холода, опухание, покраснение и онемение. Тромбоз особенно опасен еще и потому, что образовавшийся тромб может быстро проникнуть в легкие или сердце. При наличии лишнего веса вероятность тромбоза возрастает, поскольку у полных людей нарушается циркуляция крови.
Чтобы предотвратить нарушение циркуляции крови и тромбоз вен:
1. Во время перелета постарайтесь как можно больше разминать ноги – вставать, ходить по салону, потягиваться, переступать ногами, массировать конечности.
2.Не скрещивайте ног, чтобы не затруднять циркуляцию.
3.Старайтесь пить достаточно жидкости, чтобы кровь не обезвоживалась и не сгущалась. Избегайте алкоголя и напитков с кофеином – чая, кофе, колы, энергетиков, все эти напитки еще больше обезвоживают организм.
4.Желательно надеть компрессионные колготки, чулки или носки. Одежда должна быть свободной, не перетягивающей, не стеснять движений.
5.Если вы попадаете в категорию риска, можно, заранее проконсультировавшись с врачом, перед полетом принять дозу аспирина, чтобы разжижить кровь.
6.Не летайте ранее чем через 24 часа после глубоководных погружений и скуба-дайвинга.
Затруднение дыхания
Внутри самолета атмосферное давление ниже, чем при обычных условиях на земле. Наряду с перепадами температур и недостатком кислорода это может привести к приступам удушья. Тем более если у вас есть лишний вес или предрасположенность к астме. Для людей с повышенным риском желательно иметь при себе во время полета специальный ингалятор или кислородную подушку.
Повышенное артериальное давление
Лишний вес и гипертония часто ходят рука об руку. Во время перелетов риск для гипертоников повышается. Из-за низкого уровня кислорода и нагрузок во время вибраций, турбуленции, волнения перед полетами сердце вынуждено работать с перегрузкой, что может означать повышение артериального давления, возможность сердечного приступа и даже инсульта. Поэтому людям, склонным к повышенному артериальному давлению, желательно перед полетом принять таблетку или повысить обычную дозу лекарства, снижающего давление.
Зачастую риски для здоровья пассажиров усугубляют и сами авиакомпании – и все из-за своей жадности и стремления к супер-прибыли. Стремясь к увеличению рентабельности, они блокируют запасные выходы и добавляют дополнительные кресла для пассажиров, которым и так уже нечем дышать и которые и так уже сидят как «селедки в бочке», не имея возможности вытянуть ноги. Тромбоз глубоких вен уже стал настолько частым, что его вторым названием стало «синдром эконом-класса»! В прошлом году в Японии было три случая смерти вследствие ухудшения здоровья во время перелета, в лондонском авиапорту – 10. В России такой статистики нет, но, учитывая огромные расстояния, которые приходится преодолевать авиапутешественникам, чтобы пересечь страну из конца в конец, прислушаться к своему здоровью будет совсем не лишним.
Источник