Меню

Самоконтроль за состоянием здоровья презентация

Самоконтроль в процессе занятий.
презентация к уроку по физкультуре на тему

Данный материал является обучающим пособием для детей начальной школы по осуществлению самоконтроля в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом. Представленный материал могут использовать учителя, преподаватели, инструктора по физическому воспитанию.

Скачать:

Вложение Размер
samokontrol_v_protsesse_zanyatiy_fizicheskoy_kulturoy_i_sportom.pptx 1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Самоконтроль в процессе занятий физической культурой и спортом

Цель: сформировать умения вести наблюдения за своим физическим развитием и состоянием здоровья, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Прежде всего, не навреди. Гиппократ – древнегреческий врач

Задачи: расширить представление учащихся о необходимости самоконтроля в процессе физического воспитания и самовоспитания; формировать знания и представления учащихся о субъективных и объективных показателях самоконтроля; формировать знания учащихся о требованиях к ведению дневника самонаблюдения; совершенствовать методику определения ЧСС после нагрузки для тренированности и самоконтроля; воспитывать потребность вести дневник самоконтроля своего здоровья.

Самоконтроль — это регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменений под влиянием занятий физкультурой и спортом. Если ты регулярно занимаешься физическими упражнениями (самостоятельно или в спортивной секции), то тебе очень важно научиться правильно оценивать своё самочувствие и контролировать, как твой организм справляется с физическими нагрузками. Это и есть самоконтроль.

Самоконтроль не может заменить врачебного контроля, он является лишь дополнением к нему. Самоконтроль необходимо вести постоянно и регулировать – во все периоды занятий физическими упражнениями, а также во время отдыха . Самоконтроль состоит из общедоступных приемов наблюдения . В него входит учет субъективных (самочувствие , сон , аппетит и др.) и объективных (вес, пульс, спирометрия и др .) показателей .

Если после занятий самочувствие, настроение, аппетит и сон нормальные, значит, твой организм хорошо переносит нагрузки. Если после тренировки ты ощущаешь небольшую усталость, значит, нагрузка была достаточной. Если во время тренировки краснеет лицо, учащаются дыхание и сердцебиение, появляется испарина, это вполне нормально.

Однако, если во время занятия или после него лицо побледнело, выступил обильный пот, появились головокружение, тошнота, значит, нагрузка для тебя слишком велика. Нередко после таких занятий ухудшается аппетит, появляется раздражительность, нарушается сон.

Прежде всего обратись к врачу, посоветуйся с учителем физкультуры или тренером. Если со здоровьем всё в порядке, значит, надо или на время прервать занятия физическими упражнениями, или снизить нагрузку (например, уменьшить количество повторений упражнения, сократить время бега и т. д.). Что в таких случаях делать?

Основным процессом в организме, обеспечивающим отдых и восстановление сил, является сон. Во время сна восстанавливается работоспособность всех органов и тканей, и в первую очередь нервной системы. Особое значение в этом отношении имеют продолжительность и правильный режим сна. В дневнике самоконтроля отмечаются: длительность сна, процесс засыпания, пробуждения во время сна, наличие сновидений. СОН

Аппетит. Особое внимание надо уделять характеру аппетита утром. Следует считать нормальным, если человек, через ½ — 1 ч после пробуждения, испытывает чувства голода. Иногда человек этой потребности не ощущает и даже через 3 – 4 ч. Это является важным признаком переутомления или неправильной деятельности желудочно-кишечного тракта. В дневнике самоконтроля аппетит отмечается как нормальный, сниженный, повышенный; также следует фиксировать отсутствие аппетита, отвращение к еде, повышенную жажду. Аппетит

Пульс. Исследования пульса является одним из наиболее доступных объективных методов изучения функции сердечно – сосудистой системы. У одного и того же человека частота пульса меняется в зависимости от времени суток, положения тела (лежа, сидя, стоя). Ещё в большей степени на частоту пульса влияет характер предшествовавшей работы или эмоциональных переживаний: испуг, боль и др. Пульс учащается после приема пищи, чая, кофе, алкоголя, курения. ПУЛЬС

Существует несколько способов измерения пульса: а) тремя пальцами на запястье; б) большим и указательным пальцами на шее; в) кончиками пальцев на виске; г) ладонью к груди в области сердца .

Обычно пульс считают за 10 секунд. Затем эту величину умножают на 6 и узнают пульс за 1 минуту. Например, если за 10 секунд ты насчитал 10 ударов, то пульс за 1 минуту (10X6) равен 60; 15 ударов за 1 минуту (15X6) —90; 20 ударов за 1 минуту (20X6) —120; 25 ударов за 1 минуту (25X6) —150 и т.д. В норме пульс составляет: у взрослых — 60-70 уд./мин; у младших школьников — 86-90 уд./мин. У девочек пульс немного выше, чем у мальчиков. Как подсчитать свой пульс?

После любой физической нагрузки пульс учащается. Чем продолжительнее и тяжелее нагрузка, тем пульс чаще. Это нормально. Однако если пульс утром до зарядки или тренировки больше 90—100 ударов в 1 минуту, то это говорит о том, что или у тебя не всё в порядке со здоровьем, или ты перетренировался в предыдущие дни.

После тренировки или урока физической культуры пульс должен возвратиться в спокойное состояние через 10—15 минут, после утренней зарядки ещё быстрее. Но если пульс долго не приходит в норму, а его частота более 100 ударов в 1 минуту, это тоже сигнал к тому, чтобы посоветоваться с врачом и тренером.

Наиболее удобная форма самоконтроля – ДНЕВНИК самоконтроля. Содержание и построение дневника может быть различным, он включает в себя как субъективные, так и объективные показатели самоконтроля.

Дневник самоконтроля может состоять из нескольких частей. Первая часть 2—3 странички. Здесь, например, один раз в полгода записывай свой рост, массу тела (вес) и окружность грудной клетки. По записям ты вместе с родителями будешь следить за ростом и развитием твоего организма. Лет Год , месяц, Длина тела, Масса тела, Окружность число см кг грудной клетки , см 6 7 8 9 10

Рост можно измерить так. Вместе с родителями с помощью сантиметра нанеси, на дверной косяк разметку по 1 см от 100 до 150 см снизу вверх. Простейший ростомер готов! Теперь прими правильную позу, как показано на рисунке, чтобы затылок, лопатки, ягодицы и пятки касались стены.

Массу тела легко контролировать с помощью напольных весов. Взвешиваться надо утром перед завтраком.

Как измерять объём грудной клетки, показано на рисунке

Вторая часть — данные о своём самочувствии и пульсе в дни тренировок или самостоятельных занятий физическими упражнениями. Показатели Месяц: Февраль 1 2 3 4 5 6 7 8 Самочувствие Желание заниматься Нагрузка и её переносимость Нарушение режима Болевые ощущения Пульс уд./ мин.

В каждой клетке ставьте значки, которые соответствуют вашим показателям. Самочувствие Желание заниматься Хорошее Удовлетворительное Плохое Есть Безразлично Нет Нагрузка и её переносимость: Нарушение режима: «+» — выполнена «-» — не выполнена «о» — отличная «у» — удовлетворительная « п » — плохая «+» — не было «-» — было Болевые ощущения: «+» — есть «-» — нет Пульс измеряется в одном и том же положении (сидя или стоя).

Третья часть — мои спортивные достижения . А для того чтобы ты знал, улучшаются ли они, один раз в 2—3 месяца выполняй контрольные упражнения. Нормативы, учебный год Отжимание Прыжок в длину с места Наклоны вперёд Подбрасывание теннисного мяча 2013 — 2014 уч . год 2014 – 2015 уч . год

Контрольные нормативы: Рис. 14 Рис. 15

ВЫВОД: Самоконтроль помогает занимающимся физическими упражнениями и спортом лучше познать самого себя, приучает следить за собственным здоровьем, прививает грамотное и осмысленное отношение к занятиям физической культурой.

Список использованной литературы Готовцев П.И., Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой. Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника. Дёмин Д.Ф. Врачебный контроль при занятиях ФК.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы по формированию навыков самоконтроля.

Организация контроля и самоконтроля в процессе обучения.

Выпускная квалификационная работа на тему ««ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ НАРОДНЫМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ».

Введение Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляем.

Одной из важнейших задач методики обучения математике является предупреждение ошибок учащихся. Причиной подавляющего большинства ошибок по математике является формализм в знаниях учащихся. Решени.

Инициативная группа по решению общегимназической задачи: Бутылова Н.П., Харламова Л.В., Вязовцева Т.В., Краева Л.В., Грохальская Е.Ю., Мокроусова А.Г. 2014-2015 уч.г.Критерии оценки качества образоват.

laquo;Роль самоконтроля в процессе обучения – один из важнейших факторов самостоятельной деятельности учащихся&raquo.

Источник

Презентация «Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки»

Содержимое разработки

ГПОУ ЯО ВЕЛИКОСЕЛЬСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ

Самоконтроль его основные методы, показатели и критерии оценки Разработчик: учитель по физической культуре Сергеева И. Б.

Самоконтроль — это регулярные

наблюдения за состоянием

своего здоровья, физическим

развитием и физической

подготовкой и их изменениями

под влиянием регулярных

занятий упражнениями и

1. Расширить знания о физическом развитии;

2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки;

3. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля и определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.

Цель самоконтроля — самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление об энергетических затратах организма.

1. Ведение дневника тренировок с четким его анализом

2. Контроль за ЧСС в покое и после тренировки

3. Контроль за изменением веса

4. Наблюдения за самочувствием

Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характер учебно-тренировочной работы (объем и интен­сивность, пульсовой режим при ее выполнении, продолжительность восстановления после нагрузки и т.д.). В другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность и т.д. В качестве формы ведения дневника предлагается следующая:

Контроль за ЧСС в покое и после тренировки

Пульс является ключевым параметром физической подготовки. За ним следить необходимо не только продвинутым спортсменам, но и новичкам.

Пульс при тренировках – определяющий фактор при выборе допустимой степени нагрузки. Частота сердечных сокращений (ЧСС) зависит от объема и тренированности сердца. Это индикатор выносливости отдельно взятого человека, своеобразный «спидометр» индивидуальных возможностей.

В покое пульс можно измерять в утреннее время, только проснувшись. Наиболее ощутимые точки пульсации – шея, виски, запястье, непосредственно область сердца. Считать количество ударов можно как 30 секунд, умножив результат на 2, так и целую минуту для большей достоверности.

Контроль за изменением веса

1. Ежедневное взвешивание и поддержание оптимального веса

2. Взвешивание на одних и тех же весах каждое утро до еды

3. Запись данных в таблице самоконтроля

4. Контроль количества выпитой и выделенной жидкости

Наблюдения за самочувствием

Визуальные наблюдения дают возможность судить о степени утомления по внешним признакам. Следует обращать внимание на окраску кожи, степень потливости, выражение лица, характер дыхания, координацию движений и внимание. Небольшое покраснение кожи, незначительная потливость, учащенное, ровное дыхание, бодрое, четкое выполнение команд и заданий, отсутствие жалоб — все это свидетельствует о небольшом, обычном для урока физкультуры утомлении.

Для средней степени утомления характерно значительное покраснение кожи, напряженное выражение лица, большая потливость, большое учащение дыхания, нарушение координации движений, жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиения.

Переутомление характеризуется резким покраснением или побледнением или даже синюшностью кожи, общей резкой потливостью, резко учащенным, поверхностным и аритмичным дыханием, вплоть до одышки, жалобами на головокружение, шум в ушах, головную боль, тошноту, иногда рвоту.

Самоконтроль помогает решить следующие задачи:

1) Более внимательно относиться к своему здоровью, гигиене физических упражнений;

2) Привить необходимые навыки личной и общественной гигиены;

3) Обучить простейшим методам самонаблюдения при занятиях физическими упражнениями;

4) Научить регистрировать и оценивать получаемые данные;

5) Научить использовать данные самоконтроля для определения степени физического развития, уровня тренированности и состояния здоровья.

И в заключении хочу отметить, что главным условием сохранения здоровья для каждого человека, бесспорно, является активный образ жизни, который включает в себя личную гигиену, закаливание, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, занятия физическими упражнениями и спортом.

Источник

Читайте также:  Физический компонент здоровья отражает степень развития у человека таких качеств как
Adblock
detector