Меню

Самоконтроль состояния здоровья студента

Самоконтроль состояния здоровья студента

Наибольшая ценность человека – это его здоровье. Учитывая высокую заболеваемость студентов, в современных социально-экономических условиях особое значение приобретает обучение их умениям и навыкам проведения самостоятельных занятий по улучшению здоровья доступными средствами физической культуры. Самостоятельные занятия физическими упражнениями позволяют увеличить двигательную активность студентов, улучшить их физическое развитие, функциональное состояние организма, нормализовать обменные процессы, а также повысить эмоциональный и психический статус[2].

Контроль собственного самочувствия и состояния здоровья в целом является обязательным при регулярных физических тренировках. Самый подходящий вид самоконтроля при таких упражнениях – заполнение особого дневника. Показатели самоконтроля можно условно разбить на две части: на объективные и субъективные. Объективным показатели самоконтроля – это влияние тренировок на состояние сердечно-сосудистой системы и всего организма человека. К субъективным показателям относят самочувствие, сон, аппетит, умственную и физическую работоспособность, а также положительные и отрицательные эмоции. После занятий физкультурой человек должен быть бодрым и в хорошем настроении, не должно быть головной боли или переутомления. При ощущении сильного дискомфорта стоит немедленно прекратить занятия и проконсультироваться у специалистов. Как правило, при регулярных физических тренировках хороший сон, с быстрым засыпанием и бодрым состоянием после сна. Нагрузки при упражнениях должны соответствовать физической тренированности и возрасту.

Систематическое заполнение дневника позволяет определить плодотворность занятий, средства и методы, оптимальное планирование объема и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии. В дневнике также следует фиксировать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной ёмкостью лёгких, весом, мышечной силой, спортивными результатами. Также очень важно выполнить оценку функций органов дыхания. Необходимо не забывать, что при выполнении физических нагрузок резко увеличивается потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки.

Перед началом самостоятельных занятий, нужно проконсультироваться и получить рекомендации у участкового врача или во врачебно-физкультурном диспансере. После этого можно выбрать для себя наиболее полезные и эффективные виды упражнений, руководствуясь методической литературой, советами врачей или специалистов по физкультуре. Занятия должны проходить регулярно, при этом нужно стараться их не пропускать. Необходимо систематическое наблюдение за собственным самочувствием, тщательно фиксировать все происходящие в организме изменения, до и после физических упражнений. Поэтому нужно проводить диагностику или самодиагностику, если возможно. При её проведении отмечаются объективные показатели самоконтроля, такие как артериальное давление, частота сердцебиения, дыхание, вес, антропометрические данные. Тренированность занимающегося также определяется диагностикой.

Для диагностики состояния организма есть множество критериев и тестовых упражнений. Однако, даже пользуясь всеми данными методами самоконтроля, человеку не обойтись без врачебного и педагогического контроля. Поэтому их нужно включить как подпункт самоконтроля. Определить состояние здоровья и оценить физическое развитие может врач на обследовании, также он сможет выявить уровень физической подготовленности.

Источник

Самоконтроль состояния здоровья студента

Современный технический прогресс с использованием средств автоматизации производства, вычислительной техники, программирующих устройств, урбанизация, изменение окружающей среды, ограничение связей человека с живой природой, прогрессирующий рост общественного и личного транспорта, широкое использование бытовой техники значительно снизили энергетические затраты организма на производстве и в быту. Одновременно вследствие применения высокопроизводительных процессов, развития средств коммуникации возрастает нервно-психическое напряжение организма.

В этих условиях для предотвращения вредного воздействия внешней среды на организм человека все большее значение приобретает развитие массовой физической культуры и спорта. Физическая тренировка широко используется для поддержания хорошего состояния здоровья, повышения физической и умственной работоспособности, профилактики и восстановления лечения ряда, распространенных в настоящее время заболеваний, связанных с недостатком физической активности, поэтому студентам необходимо овладеть средствами физической культуры, которые будут использоваться во время самостоятельных занятий. Еще также важно уметь контролировать процесс индивидуальных занятий и оценивать свои результаты.

Главной задачей преподавателя состоит в том, чтобы научить студентов правильно и верно контролировать свою нагрузку на организм, что является обучением занимающихся самоконтролю.

Самоконтроль – это наблюдение занимающегося за состоянием своего здоровья, изменением физического развития, двигательной подготовленности, влиянием занятий физическими упражнениями на функции органов дыхания, кровообращения и др. Самоконтроль существенно дополняет сведения, полученные при врачебном обследовании и педагогическом контроле. Существует несколько видов самоконтроля: во время каждого занятия и через определенные промежутки времени.

Важным показателем, характеризующим состояние организма, является частота сердечных сокращений (ЧСС).

Занятия физической культуры в вузе включают в себя уровень физической подготовленности – совокупность показателей физических способностей студентов, а именно скоростных, скоростно-силовых, силовых, выносливости, координации и гибкости. Для контроля и регулирования правильности подбора средств, методики проведения учебно-тренировочных занятий студентам рекомендуется заводить дневник самоконтроля или оформить карту здоровья, куда будут записаны следующие данные:

1. Показатели физического развития – соматоскопия и антропометрия;

2. Показатели функциональных возможностей – ЧСС, артериальное давление, ЖЕЛ;

3. Результаты на тестировании физической подготовленности каждого студента, оцененной по 5 бальной шкале – бег 30м, прыжки в длину с места, подтягивание, бег 1000м (девушки) и 3000м (юноши), челночный бег 3х10м, глубина наклона туловища.

Все результаты записываются в дневник или карту здоровья, где отмечают дату, часы занятий, ЧСС до и во время, в период восстановления, самочувствие, количество повторений упражнений.

После сбора всей информации студент можно легко определить уровень своей физической подготовленности высчитав средний балл по 5 бальной шкале и поставить перед собой определенные цели и задачи, правильно оценивать реакцию своего организма на физическую нагрузку во время учебно-тренировочных занятий, а также при посещении других физкультурно-оздоровительных комплексов.

Источник

Самоконтроль студентов за состоянием здоровья

Самоконтроль – это регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом. Самоконтроль позволяет своевременно выявлять как неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм занимающихся, так и отмечать позитивные сдвиги.

При самостоятельных занятиях физическими упражнениями необходимо вести самонаблю-дения за изменениями организма, происходящими под их воздействием. Следует регулярно заполнять дневник самоконтроля, в котором отражают такие количественные показатели, как: ЧСС, масса тела, тренировочные нагрузки, результаты выполнения планируемых упражнений, выполнение тестов, спортивные результаты и др.

Например, оптимальную частоту сердечных сокращений можно вычислить по формуле:

(220 – возраст – ЧСС в покое) ´ интенсивность + ЧСС в покое.

Значение интенсивности зависит от нагрузки: 50% от МПК – интенсивность 0,5; 65% от МПК – интенсивность 0,65.

Расчет ЧСС по формуле даст возможность индивидуального контроля в течение занятия.

3.3.10. Оздоровительно-физкультурный центр СГУ – современная форма организации занятий
в сфере физической культуры оздоровления студенческой молодежи

Реформа высшего профессионального образования и тенденции ухудшения физического развития и состояния здоровья студентов привлекли особое внимание педагогической науки и медицины к проблеме оздоровления студенческой молодежи в процессе занятий физической культурой. Исследования последних лет в этих областях показали, что существующая в настоящее время традиционная форма организации занятий по физической культуре в вузе не решает своей основной и важнейшей задачи – поддержание состояния здоровья и физической работоспо-собности студентов на высоком уровне.

Наблюдения выявили, что в отдельных вузах оздоровительная работа по физической реабилитации студентов проводится не систематически и часто практикуется необоснованное освобождение их от физкультурных занятий. Это приводит к прогрессированию двигательной недостаточности – гипокинезии и ухудшению физической работоспособности.

По данным Минздрава РФ (2001 г.), у 90% абитуриентов, поступающих в вузы России, были зарегистрированы различные заболевания, а в процессе обучения уровень здоровья студентов значительно снижается.

Система построения занятий по физической культуре в вузе не учитывает современные социальные условия существования человека, не позволяет учащемуся так распланировать свое время, чтобы в нем обязательно нашлось место для целенаправленного ежедневного и избирательного оздоровительного воздействия.

Вместе с тем, современные условия выдвигают особые требования к организации занятий в сфере оздоровительной физической культуры.

В Современном гуманитарном университете (СГУ) на кафедре физического воспитания, совместно с НИИ оздоровления учащихся, разработана инновационная технология построения занятий, учитывающая особенности физического и психического состояния студентов, а также негативное воздействие на организм человека окружающей среды (информационная перегру-женность, резкие межсуточные колебания атмосферного давления, загазованность и т.д.). Технология базируется на достижениях научно-технического прогресса, позволяющих организовать занятия по физической культуре с использованием оздоровительных программ, тренажерных устройств, метеобароустановок, физиотерапевтических средств (гидро- и вибро-массажа, систем искусственной ионизации воздуха, сауны и т.д.).

Занятия проводятся на базе Оздоровительно-физкультурного центра (ОФЦ), представляющего собой структуру, которая объединяет модули (формы организации занятий), что обеспечивает комплексное и разноплановое воздействие на занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей. Технология проведения занятий с различным контингентом имеет свои особенности, но все они проводятся по единой системе.

Читайте также:  Уволен по состоянию здоровья какие выплаты положены

В ОФЦ выделены две зоны: 1) тренинга; 2) гидробаротермических и физиотерапевтических процедур. Зона тренинга включает тренажерный и гимнастический залы, в которых проводятся занятия по аэробике, изотону, фитбол-гимнастике, фитбол-аэробике, дефиле. В зоне гидробаротермических и физиотерапевтических процедур находятся две сауны с различными температурными режимами, метеобарокамера, бассейн, душ, приспособления для вибро- и гидромассажа, электростимуляции. Помещения оборудованы системами искусственного конди-ционирования, очистки и ионизации воздуха.

Занятия проводятся с 30–40 студентами, которые сначала заходят в зону тренинга и делятся на две группы по 20 человек. Одна из групп занимается в гимнастическом зале, другая – в тренажерном зале. Занятия в центре проводятся поточным и круговым методами. Круговой метод – последовательное выполнение упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.

Через 20–25 мин группы меняются местами. Через 45 мин студенты переходят в зону гидробаротермических и физиотерапевтических процедур, где делятся на 5 подгрупп
(по 8 человек) и занимаются в бассейне, метеобарокамере, саунах, принимают сеансы гидромассажа, электромиостимуляции и КВЧ-стимуляции на приборе “Коверт”, через каждые
8–10 мин, меняясь местами. А в зону тренинга заходят следующие 40 занимающихся. Продолжительность занятия – 2 академических часа.

На занятиях в ОФЦ решается одновременно несколько задач, основными из которых являются:

– развитие физических и психомоторных качеств;

– формирование двигательных умений и навыков;

– повышение уровня здоровья, реабилитация и восстановление физической работоспо-собности занимающихся.

Занятие состоит из трех частей: вводно-подготовительная (разминка) – 15–20 мин, основная – 50–55 мин, заключительная – 15–20 мин, всего 90 мин.

В общей части разминки (7–10 мин) выполняются медленный бег и гимнастические упражнения для всех групп мышц и всех частей тела.

Специальная часть разминки (8–10 мин) на одном занятии выполняется несколько раз, при переходе занимающихся из гимнастического зала к занятиям на тренажерах, аква-аэробикой и т.п.

Основная часть занятия (50–55 мин) состоит из двух частей: нагрузочной и реабили-тационной.

В нагрузочной части занятия (25–30 мин) решаются задачи развития физических и психомоторных качеств, формирования двигательных умений и навыков с помощью оздорови-тельных систем физических упражнений (аэробики, ритмической и атлетической гимнастики, фитбола, изотона, калланетики и т.д.), занятий на тренажерах, самбо, боксом.

В реабилитационной части занятия (20–25 мин) решаются задачи повышения уровня здоровья и восстановления физической работоспособности занимающихся с помощью проведения гидробаротермических и физиотерапевтических процедур: электромиостимуляции, гидро- и вибромассажа, сауны.

В заключительной части в течение 15–20 мин проводятся восстановительные процедуры: плавание и расслабление в бассейне, массаж, теплый душ.

Для освоения практического раздела программы по физической культуре на базе Оздоровительно-физкультурного центра студенты I–IV курсов очной формы обучения делятся на основное, специальное и спортивное учебные отделения.

Занятия проводятся по учебному расписанию или индивидуальному графику студента.

По учебному расписанию на занятия в ОФЦ назначаются студенты основного отделения
I–III курсов очной формы обучения. Занятия проводятся два раза в неделю (24 занятия в семестр). Студенты специального отделения занимаются по учебному расписанию для этого отделения.

Занятия со студентами спортивного учебного отделения проводятся 2–3 раза в неделю в соответствии с расписанием работы секций.

Студенты IV курса могут посещать занятия в ОФЦ на факультативной основе.

Студенты, занимающиеся в ОФЦ по индивидуальному графику, должны посетить 24 занятия в семестр в удобное для них время, с отметкой посещения в абонементе.

Технология построения занятий в ОФЦ позволяет организовать также занятия со студентами очно-заочной и заочной форм обучения, со школьниками старших классов, обучающихся в СГУ по программе “Университетский курс”, с сотрудниками и преподавателями СГУ по различным спортивным и оздоровительным программам, а в выходные дни по программе “Родители и дети”.

В специальном учебном отделении занимаются студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, для которых противопоказана повышенная физическая нагрузка. Включение студентов в специальное учебное отделение может быть как временным, так и постоянным, в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья.

Студентов специального отделения разделяют на две группы:

– группа № 1 – студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, связанные с опорно-двигательным аппаратом: нарушения осанки, сколиозы, последствия травм и повреждений, заболевания суставов, врожденные дефекты опорно-двигательного аппарата;

– группа № 2 – студенты, с заболеваниями внутренних органов: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и эндокринной систем, а также заболеваниями нервной системы.

На каждого студента оформляется медицинская карта, в которой отражаются результаты медосмотра, диагноз, рекомендации врача, индивидуальные комплексы упражнений, задания на дом.

Проведение занятий с ослабленными студентами отдельно от студентов основного и спортивного учебных отделений, позволяет избежать многих методических ошибок, использовать дифференцированные нагрузки и легко контролировать их состояние и адаптацию к нагрузке.

Практический учебный материал для специального учебного отделения имеет:

– оздоровительную и профилактическую направленность использования средств физического воспитания;

– дифференцированный подход к занимающимся в зависимости от уровня физической подготовленности, а также от характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме, вызванных патологическим процессом.

Практический учебный материал включает специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья, физическом развитии и функциональном состоянии организма.

Занятия проводятся по расписанию, согласно учебной программе по дисциплине “Физическая культура”.

Занятие состоит из четырех частей: вводной, подготовительной (разминки), основной и заключительной.

В вводной части осуществляется организация занимающихся для дальнейшего выполнения упражнений. Она включает пояснение цели занятия, подсчет пульса, построения.

Подготовительная часть (разминка) позволяет постепенно подготовить организм зани-мающихся к возрастающей физической нагрузке. Она переводит организм из состояния сравнительного покоя в деятельное состояние. В разминке решается задача активизации опорно-двигательного аппарата и деятельности функциональных систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. Для достижения этого применяется ходьба с выполнением упражнений для рук и ног, дыхательными упражнениями, а также гимнастическими упражнениями для всех групп мышц и всех частей тела.

Основная часть занятия состоит из двух частей: нагрузочной и реабилитационной.
В нагрузочной части занятия осуществляется тренирующее (общее и специальное) воздействие на организм занимающихся. Выполняются упражнения, непосредственно влияющие на болезненный процесс, на сопутствующие ему нарушения или осложнения со стороны других органов. Специальные упражнения чередуются с общеукрепляющими. Применяется принцип рассеянной нагрузки – последовательное вовлечение в работу различных групп мышц.

В реабилитационной части широко используется комплекс восстановительных процедур, направленных не только на восстановление и сохранение здоровья, но и на возможно более полное восстановление (сохранение) личности (метеобарозакаливание, гидротерапия, суховоз-душная сауна, электромиостимуляция, аутогенная тренировка, музыкотерапия).

В заключительной части занятия проводятся дыхательные упражнения, упражнения на восстановление правильной осанки, упражнения с элементами самомассажа, на расслабление мышц и на снижение общего физического и эмоционального напряжения.

Для занятий по лечебной физкультуре в гимнастическом и тренажерном залах используется следующее оборудование:

– гимнастический инвентарь – палки, мячи, обручи, скакалки, диск “Грация”, роллер-колесо, шведские стенки;

– тренажеры и тренажерные устройства;

– резиновые амортизаторы, гантели, набивные мячи;

Ведущим средством физического воспитания у студентов, имеющих отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата, являются общеразвивающие физические упражнения, которые способствуют улучшению кровообращения и дыхания, улучшают трофические процессы. Физические упражнения подбираются в соответствии с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Упражнения, обеспечивающие коррекцию нарушений осанки, называются корригирующими (специальными), их выполнение приводит к устранению дефекта.

При дефектах осанки применяются только симметричные упражнения. Выполнение данных упражнений способствует срединному положению линии остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Упражнения выполняются лежа на спине, груди, с отягощением и без него для мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей.

К специальным упражнениям при нарушениях осанки относятся упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, на растяжение мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов). Целенаправленные физические упражнения для укрепления вышеперечисленных групп мышц, позволяют значительно улучшить осанку даже при имеющейся деформации позвоночника.

На занятиях по лечебной физкультуре большое число упражнений сочетают в себе двигательные задания с элементами самомассажа, при этом используются вспомогательные средства, такие как роликовый массажер, массажные дорожки, массажные мячи.

Во время пауз и при выполнении упражнений применяется лечение “положением”. Для этого используются упругие валики (модули) различной высоты и формы.

Восстановление функции мышц можно ускорить за счет применения методики электро-миостимуляции (силовая тренировка мышц под воздействием электрического тока).

В занятиях со студентами первой группы специального учебного отделения не применяются большие нагрузки на нижние конечности, длительное выполнение упражнений в положении сидя, стоя, с подниманием тяжестей, прыжковые упражнения.

Читайте также:  Проект работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Одним из методов лечения при нарушениях опорно-двигательного аппарата является гидрокинезотерапия – физические упражнения в воде в сочетании с подводным массажем и средствами ортопедического характера, используемые в водной среде. Высокая эффективность применения гидрокинезотерапии определяется ее многосторонним действием на функции органов опоры и движения. Функциональная терапия, проводимая в водной среде, помогает восстановлению в более короткие сроки двигательной функции суставов, способствует релаксации напряженных и укреплению ослабленных мышц, снижает болевой синдром, оказывает трени-рующее действие на опорную функцию, а также положительно влияет на общий психоэмо-циональный статус занимающихся.

Гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: коррекция при нарушении осанки из разгрузочного положения позвоночника и закаливание.

Для достижения наибольшего эффекта температура воды должна быть комфортной, не ниже 28-30° С. Длительная разгрузка позвоночника в воде позволяет без ущерба выполнять самые различные упражнения в сочетании с освоенными навыками различных стилей плавания.

В занятиях со студентами, имеющими заболевания внутренних органов, применяются физические упражнения, которые вызывают допустимые, соответствующие функциональным возможностям организма реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Степень нагрузки строго контролируют и регулируют. В начальном периоде занятий используют упражнения малой интенсивности, увеличивающие ЧСС на 25–30% от исходного уровня. В последствии включают дозированные нагрузки средней интенсивности, повышающие ЧСС на 40–45%, а также упражнения большей интенсивности (при достаточной адаптации организма к физическим нагрузкам), повышающие ЧСС на 70–80%. Субмаксимальные и максимальные физические нагрузки в занятиях со студентами не применяют.

Основой тренировочного процесса является использование упражнений на выносливость, оказывающих наиболее благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Упражнения, которые требуют от студентов силовых усилий и скорости выполнения, включают в занятия вначале осторожно, а затем, по мере адаптации занимающихся к физическим нагрузкам, приступают к тренировке и этих качеств.

Для студентов с заболеваниями внутренних органов показан групповой метод занятий. Занятия строятся так, чтобы преобладали циклические движения (различные виды ходьбы и бега, их сочетание), упражнения на расслабление мышечных групп, развитие равновесия, координации, дыхательные. На занятиях исключаются упражнения с большой амплитудой движений для туловища и головы, с длительным статическим или динамическим усилием, значительные отягощения, резкий и быстрый темп, большие эмоциональные нагрузки, максимальный уровень нагрузки.

Среди оздоровительных тренировок в ОФЦ особое место занимают различные виды аэробики, фитбол-гимнастика, пластическая и атлетическая гимнастика, занятия на тренажерах, изотон, дефиле, метеобарозакаливание, гидропроцедуры, электромиостимуляция.

Гидроаэробика (Aqua-aerobics) – занятия, проводимые в воде (бассейне) разной глубины. Структура занятий, дозирование физической нагрузки, музыкальное сопровождение могут быть такими же, как при занятиях ритмической гимнастикой. Однако сопротивление воды усложняет движение и его преодоление приводит к более быстрому, чем на суше, развитию силы различных мышечных групп. Систематическое выполнение физических упражнений в воде нормализует деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, снимает излишнюю возбудимость, улучшает сон, делает кожу упругой и эластичной.

Фитбол (резистабол) (Fitball) – занятия с использованием специальных гимнастических мячей “Fitball” помогают восстановить тонус различных групп мышц, снять стресс с позвоночника, восстановить его физиологически-скомпенсированное положение, а также предотвратить возникновение болей в различных областях спины. К существенным достоинствам научно-обоснованной системы относится практически полное отсутствие ударной нагрузки на нижние конечности, что позволяет значительно расширить круг занимающихся за счет людей с избыточным весом, с некоторыми формами заболеваний, такими как варикозное расширение вен, повреждение коленных и голеностопных суставов и т.д., для которых занятия обычной танцевальной аэробикой являются нежелательными.

Занятия фитбол-гимнастикой и фитбол-аэробикой дают уникальную возможность тренировки вестибулярного аппарата, развития координации движений, делают занятия яркими и эмоциональными.

Пластическая гимнастика (стретчинг) – специальные комплексы упражнений на растя-гивание. В целом, специалистам и спортсменам, эта методика известна как методика развития гибкости в статических положениях. Она заключается в том, что занимающийся принимает позу, растягивающую определенную группу мышц, и остается в таком положении на некоторое время (5–30 с). Такие статические упражнения способствуют регуляции тонуса мышц, эластичности сухожилий и связок, позволяют увеличить амплитуду движений в суставах, ускорить восстановление организма после интенсивных физических нагрузок. Выполнять упражнения можно с партнером и с гимнастическими предметами.

Атлетическая гимнастика – система упражнений с различными отягощениями (масса собственного тела, гантели, штанга, преодоление сопротивления амортизаторов, различных тренажеров), направленная на укрепление здоровья, развитие силы и формирование красивого телосложения.

Изотон – эффективная оздоровительная система, единственная (в своем роде) в мире российская теоретическая разработка,позволяет планировать и контролировать тренировочные нагрузки, характер питания в зависимости от физического развития и функционального состояния. В основе ее лежит патент профессора РГАФК В.Н. Селуянова на “способ изменения пропорций состава тканей в отдельных сегментах и всего тела”.

Изотон – это научно обоснованный путь оздоровления организма человека с помощью средств физического воспитания, рекомендован для всех практически здоровых людей от 16 и старше.

Дефиле – специально разработанная программа по обучению красивой “сценической” походке. В повседневной жизни и профессиональной деятельности современной женщине помимо интеллекта, необходимо умение держаться в обществе, элегантно выглядеть, пластично и изящно двигаться. Программа проста в освоении. Успешно применяется для студентов, имеющих нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата. Такие занятия направлены на формирование осанки и координации движений.

Тренажеры и тренажерные устройства.Тренажеры применяются как дополнение к традиционным занятиям физическими упражнениями и спортом, делают их более эмоциональными и разнообразными. Они используются как средство профилактики гипокинезии и гиподинамии, избирательно воздействуют на различные части тела, мышечные группы, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляют их и способствуют их развитию, являются хорошим средством восстановления после утомления.

Применяемые на занятиях вспомогательные устройства (штанга, гири, набивные мячи, гантели и т.п.) не позволяют в достаточной мере моделировать необходимые сочетания режимов работы мышц, когда требуется сопряженность развития отдельных физических качеств и совершенствования спортивной техники.

Лыжные тренажеры – наиболее эффективны на занятиях в аэробном режиме, движения имеют ритмичный, циклический характер, в работу включены основные, наиболее крупные группы мышц, нагрузки идут при свободном вертикальном положении тела, грудная клетка широко расправлена, движения совершаются с большой амплитудой.

Инерционная дорожка (тредбан) – основными упражнениями являются ходьба и бег. Упражнения на тренажерах этого типа стимулируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развивают выносливость, силу, координацию движений; движения ног обеспечивают чередования, сокращения и расслабления мышц ног и таза, тело расположено вертикально, в свободном положении, руки и плечевой пояс бездействуют. Упражнения имеют циклический характер, могут выполняться в медленном и быстром темпе. Нагрузка на дорожке регулируется скоростью передвижения, а также величиной и углом наклона дорожки.

Гребные тренажеры – имитируют различные варианты гребли, способствуют комплексному развитию силы мышц рук, плечевого пояса, ног и спины. Упражнения имеют циклический характер, но нагрузка излишне взрывная, большей частью в аэробной зоне, движения ведутся в сидячей позе и имеют ограниченную амплитуду.

Велоэргометры – распространенный тип тренажеров характеризуется относительно малыми габаритами, отсутствием ударного воздействия на связки ног, а также легкостью изменения величины нагрузки.

Души – лечебное воздействие на организм струями воды различной формы, направления, температуры и давления. Ударяясь о тело, они вызывают кратковременную периодическую деформацию различных участков кожи с последующим раздражением заложенных здесь многочисленных механорецепторов и термочувствительных структур. Горячие и кратковременные холодные души повышают тонус скелетных мышц и сосудов, увеличивают их общее периферическое сопротивление, ударный объем сердца и укорачивают период изгнания крови. Напротив, теплые и прохладные души снижают тонус и артериальное давление.

Циркулярный душ – воздействие многочисленными горизонтальными струйками воды из системы вертикальных труб с тонкими отверстиями. Температуру воды постепенно понижают с 36–34о С до 25 о С.

Продолжительность ежедневно или через день проводимых душей составляет от 2 до 20 мин.

Суховоздушная сауна – лечебное воздействие на организм сухого горячего воздуха, теплого излучения раскаленных камней нагревателя и холодной пресной воды.

Тепловое излучение вызывает кратковременный спазм сосудов кожи, который впоследствии быстро сменяется их расширением и образованием локальных регуляторов кровотока.

Дозирование процедур проводят по температуре и влажности воздуха в сауне, температуре воды в бассейне, продолжительности пребывания в сауне и количеству заходов в нее. Интенсивность воздействия дозируют по тепловой нагрузке – плотности поступающей в организм тепловой энергии, определяемой по номограммам с учетом максимальной температуры в сауне, абсолютной и относительной влажности воздуха.

При правильном приеме процедуры возникает ощущение свежести. Появление чувства усталости свидетельствует о неадекватном режиме термического воздействия на человека.

Сауну сочетают с ручным, вибро- и гидромассажем, ультрафиолетовым и инфракрасным излучением.

Метеобарозакаливание.Одним из путей повышения резистентности организма и профилактики метеопатических реакций могут быть импульсные баротренировки в режиме межсуточных колебаний атмосферного давления, впервые предложенные академиком РАМТН, заслуженным деятелем науки РФ, профессором, д-ром мед. наук О.Я. Боксером.

Читайте также:  С чего складывается психическое здоровье

Для профилактики и лечения метеотропных реакций у студентов в многоместной метеобарокамере, разработанной академиком М.П. Карпенко, академиком О.Я. Боксером, доцентом А.Л. Димовой, применяется вентиляционный режим оттока-притока воздуха в диапазоне 8–10 мм рт. ст. Такие колебания соответствуют резким межсуточным колебаниям атмосферного давления. Однако вершина той или иной фазы колебания должна достигаться не в течение суток,
а за 0,5 мин. Время пребывания студента в одной из двух прямо противоположных фаз (компрессия-декомпрессия) – 2–3 мин. Общая продолжительность одной процедуры – 15–20 мин.

Оздоровительная технология контролируется одним и тем же предварительным обследованием, а затем педагогическим и лабораторным тестированием. Диагностика метеочувст-вительности осуществляется путем регистрации частоты пульса, измерения артериального давления, велоэргометрии, психофизиологических диагностических методик (простая сенсо-моторная реакция, реакция на движущий объект (РДО), теппинг-тест, терморометрия, кожно-гальваническая реакция (КГР), критическая частота световых мельканий (КЧСМ), тест САН – самочувствие, активность, настроение).

Проведенные исследования показали, что импульсные баротренировки в режиме межсу-точных колебаний атмосферного давления могут быть применены, в первую очередь, для студентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. У них отмечена положительная динамика оптимизации работы кардиореспираторной системы, активизация симпатического отдела нервной системы, увеличение сердечного выброса со снижением общего периферического сопротивления, возрастание толерантности к физической нагрузке, снижение (нормализация) артериального давления.

Применение данного метода свидетельствует, что наряду со специфическим эффектом он может стимулировать общую неспецифическую резистентность организма студентов и их физическую работоспособность, что расширяет границы его использования.

Электромиостимуляцияизометрическая тренировка отдельных групп мышц под воздействием импульсов электрического тока, позволяет быстро и эффективно устранить дефицит функции скелетных мышц. Электростимуляция оказывает положительное влияние на рецеп-торный аппарат сосудов, сухожилий, связок, костей, восполняет дефицит внутрисегментарной рефлекторной импульсации, активизирует вегетативные и соматические нервные структуры, что в конечном итоге и предопределяет все многообразие общего и местного действия данного метода.

Методика многоканальной электромиостимуляции, проводимая по специальной программе, позволяет помимо устранения дефицита функции мышц восстановить отдельные элементы организации движения.

Электромиостимуляция проводится с помощью специального генератора электрических сигналов и электродов, накладываемых на мышцы. Вызываемые активные сокращения мышц обеспечивают не только их тренинг, но и улучшение внутренней микроциркуляции. Каждая клеточка организма получает в 3–5 раз больше кислорода и питательных веществ, интенсивнее выводятся продукты внутриклеточного обмена, шлаки и расщепленный жир, улучшается структура тканей сосудов. Мышцам возвращается эластичность и упругость. Улучшается цвет и структура кожи, она становится более гладкой и шелковистой, исчезают целлюлитные проявления (когда кожа напоминает кожуру апельсина).

Планирование и организация физкультурно-спортивных массовых мероприятий в СГУ

Физкультурно-спортивная деятельность (ФСД) – деятельность, направленная на систематическое использование средств физической культуры (естественных сил природы, гигиенических мероприятий, физических упражнений, спорта) в лечебных, оздорови­тельно-рекреативных, общеподготовительных, профессионально-прикладных, спортивных и других целях. Предполагает активное участие в массовых, групповых и индивидуальных оздорови-тельных, физкультур­ных и спортивных мероприятиях.

Массовые, физкультурно-спортивные ме­роприятия подразделяются на агитационно-пропагандистские, учебно-тренировочные и спортивно-оздоровительные, в которых могут принимать участие все желающие, а также на спортивные соревнования для подготовленных спортсменов. Таким образом, эти мероприятия охваты­вают всех желающих принимать в них участие.

Спортивный клуб – общественная организация, которая организует оздоровительную, физкультурную и спортивную работу среди студентов.

Перед высшей школой ставится задача придать физкультурному движению студенчества массовый характер, создать научно-обоснованную базу физкультурно-спортивной массовой деятельности студентов.

В соответствии с утвержденной учебной программой по дисциплине “Физическая культура”, студенты I–IV курсов очной формы обучения должны принимать участие в физкультурно-спортивных мероприятиях СГУ. Они являются обязательными для студентов основного и спортивного учебных отделений, студенты других форм обучения, аспиранты, преподаватели и сотрудники СГУ могут принимать участие в мероприятиях по желанию.

Физкультурно-спортивные мероприятия СГУ проводятся в соответствии с календарным планом, который предусматривает проведение спортивных соревнований:

– по видам спорта на Первенство Университета и на Первенство среди филиалов СГУ;

– проведение Спартакиады Университета (филиала) или Спартакиады среди филиалов СГУ (по зонам);

– проведение “Дней здоровья”;

– участие в матчевых встречах, межвузовских соревнованиях, Студенческих играх и т.д.

Соревнования по видам спорта (культивируемых в СГУ) на Первенство Университета проводятся среди отделений, курсов и т.д. 2–3 раза в семестр по каждому виду спорта, а на Первенство среди филиалов СГУ не менее 1–2 раз.

В целях популяризации физической культуры и спорта среди студенческой молодежи и повышения спортивного мастерства студентов в календарном плане предусмотрено проведение “Дней здоровья”, Спартакиады среди филиалов СГУ или Спартакиады Университета.

В обязательную программу Спартакиады Университета должны входить следующие виды спорта: мини-футбол, баскетбол, волейбол, легкая атлетика (легкоатлетическая эстафета 4х100 м; бег на 100 м и 1000 м; прыжки в длину), танцевальная аэробика, поднятие гирь (вес гирь – 16 кг, 32 кг), перетягивание каната. По желанию филиала в программу соревнований могут быть включены те виды спорта, которые культивируются в данном филиале.

В программе проведения “Дней здоровья” помимо различных видов спорта, обязательными видами являются легкоатлетический кросс на дистанции 1000–3000 м, танцевальная аэробика. Соревнования должны иметь массовый характер.

Успешное проведение мероприятий зависит от уровня планирова­ния и подготовительной организационной работы, которые включают:

– со­ставление календарного плана мероприятий;

– разработку положений о со­ревнованиях;

– составление сметы расходов на каждое соревнование;

– обра­зование оргкомитета, подбор судейской коллегии и организацию ее рабо­ты;

– оповещение о мероприятиях и соревнованиях (объявления, афиши, информация в газету, на радио, телевидение и т.п.);

– организацию приема и обработки заявок на участие в соревнованиях от участвующих организа­ций и участников;

– составление распорядка (программы, графика) соревно­ваний;

– разработку ритуала награждения победителей, открытия и закрытия соревнований;

– подготовку и аренду спортивных сооружений, обеспече­ние медицинского обслуживания соревнований, проверку подготовленно­сти мест спортивных соревнований, спортивного оборудо-вания и инвента­ря;

– определение мероприятий по обслуживанию участников соревнований и зрителей;

– обеспечение четкой и своевременной информации о подготов­ке соревнований, о результатах спортсменов в ходе соревнований, о пред­варительных результатах в ходе личной, и спортивной командной борьбы, об окончательных итогах соревнований (отчетов).

Положение о соревнованиях – основной документ, регламенти­рующий все условия прове-дения данного соревнования.

Положением ру­ководствуются организация, проводящая соревнование, главный судья соревнований, судейская коллегия, участвующие коллективы, капитаны и представители команд,
а также все участники. В положении о соревнова­ниях освещаются следующие разделы:

– название соревнований, их харак­тер и особенности;

– цели и задачи данных соревнований;

– руководство про­ведением соревнований;

– состав участников соревнований;

– сроки и место проведения;

– программа соревнований и форма зачета;

– система оценки результатов;

– порядок и срок подачи заявок;

– медико-санитарное обеспече­ние и техника безопасности;

– условия награждения победителей личного и командного первенства;

– порядок подачи протестов и их рассмотрения.

В период подготовки к соревнованиям судейская коллегия при­нимает заявки от участвующих организаций только с визой (разрешением) врача, заверенной печатью, напротив каждой фамилии участника.

На всех спортивных соревнованиях и массовых мероприятиях, независимо от их масштаба, должен присутствовать врачебный персонал для наблюдения за санитарным состоянием мест соревнований, обслужи­вания участников и оказания неотложной медицинской помощи. Врачебный персонал выделяется поликлиникой (здравпунктом) вуза, из его числа назначается главный врач, который входит в состав судейской коллегии на правах заместителя главного судьи.

Организаторы и судьи спортивных соревнований должны принять все меры для предотвра-щения несчастных случаев и телесных поврежде­ний. Согласно правилам соревнований, ответственность за принятие мер по предупреждению спортивных травм возлагается на главного судью и руководителя организации, проводящей соревнования.

Агитационно-пропагандистская работа при подготовке, в ходе и после окончания соревнований проводится в следующих формах:

– освещение в печати хода подготовки к соревнованиям; выпуск и распространение афиш, программ, пригласительных билетов, листовок; информация по радио и телевидению; организация фотостендов и т.п.;

– популяризация данного вида спорта путем торжественного открытия (парада); широкая радиоинформация по ходу соревнований; свое­временное заполнение итоговых таблиц; выпуск фотомонтажей; трансля­ция соревнований по телевидению и т.п.;

– своевременное подведение итогов и торжественное закрытие со­ревнований; вручение грамот, дипломов, медалей и призов победителям соревнований; проведение показательных выступлений и парада победите­лей соревнований; своевременная информация в печати, по радио и теле­видению о результатах проведения спортивных соревнований.

Независимо от места проведения соревнований (дворец спорта, спортивный зал, стадион, трасса лыжных гонок и др.) спортивные соору­жения в дни проведения соревнований должны быть ярко и красочно оформлены, что является одним из эффективных средств агитации и про­паганды физической культуры и спорта, нравственного и патриотического воспитания спортсменов.

Источник

Adblock
detector