Меню

Самочувствие как показатель здоровья

Государственное учреждение «Минский городской центр гигиены и эпидемиологии»

Для слабовидящих

Переводчик

Главное меню

Для сотрудников

Опрос

Анкетирование

Занятие №1 — Основы здорового образа жизни

Здоровье – состояние полного физического, психического духовного и социального благополучия.

Виды здоровья:

Соматическое (я могу)- это текущее состоян6ие органов и систем органов в организме человека. Основу его составляет генетическая программа индивидуального развития. Оно зависит от того, как функционирует организм от его морфологических и функциональных показателей.

Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма. Основой его являются резервы организма. Физическое здоровье характеризуют по совокупности антропометрических, физиологических и биохимических показателей, которые изменяются в соответствии с природно-климатическими условиями, возрастом, полом, средой обитания и обучения. Человеку необходимо знать, как должны функционировать органы, чтобы понять, здоров он или в его организме что-то не так.

Психическое здоровье (я хочу) – это состояние психической сферы. Его основу составляет общий душевный комфорт, обеспечивающий адекватные поведенческие реакции, характер, тип высшей нервной деятельности. Психическое здоровье зависит от того, насколько хорошо мы разбираемся в своих чувствах, умеем делиться ими с другими людьми. Важно, чтобы человек понимал, какие чувства являются нормальными :добро, любовь, красота, сопережевание.

Нравственное здоровье (я должен) – это система мотивационных ценностей, установок, норм поведения индивидуума в обществе. Нравственное здоровье зависит от того, что мы относим к жизненным ценностям, что для нас имеет наибольшее значение. Оно является стержнем нашего образа жизни.

Индивидуальное здоровье зависит от того, как мы воспринимаем себя как личность, в каком направлении ее в себе развиваем, чего надеемся достичь в личной и общественной жизни( в семье, профессиональной деятельности).

Популяционное здоровье – это здоровье населения какого-либо региона, республики. Оно определяется по ряду демографических показателей (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни) и социально-медицинских(общая, инфекционная онкологическая заболеваемость, частота заболеваемости).

Репродуктивное здоровье – это функциональное состояние репродуктивных органов.

Здоровье – состояние, имеющее границы.

Количество здоровья определяется уровнем функционального состояния систем организма и суммой их резерва.

Резервы здоровья – максимальное количество физиологических возможностей органов и систем органов.

  • Устойчивая иммунная система
  • Рост и развитие организма
  • Резервы здоровья – максимальные возможности организма
  • Отсутствие заболеваний
  • Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок

Промежуточное (или третье) состояние человека — это состояние между здоровьем и болезнью. Поэтому оно сочетает признаки здоровья и болезни. Третье состояние характеризуется следующими симптомами: неврастенией, потерей аппетита, головными болями, общей слабостью, сухостою кожи. По мнению некоторых исследователей, в третьем состоянии находится 75-80% населения.

Группы людей, находящихся в третьем состоянии:

Люди, регулярно потребляющие наркогенные вещества (алкоголь, наркотики, никотин), отнимающие у них здоровье и творческий потенциал.

Люди с ограниченной двигательной активностью (работники умственного труда).

Лица, работающие на химических производствах (нефтехимических, шинных, лакокрасочных, свинцово-цинковых, алюминиевых, кислотных).

Группа людей третьего состояния, формирующаяся в результате неправильного питания (углеводно-жирового, голодания, авитаминоза).

Факторы обеспечения здоровья

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 80-х годах 20-го века определили ориентировочное соотношение различных факторов, которые оказывают определенное влияние на здоровье современного человека, выделив в качестве основных четыре производные. Какие же это факторы?

Образ жизни-50-55% Рациональная организация жизнедеятельности, оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный и психологический комфорт, полноценное и рациональное питание, отсутствие вредных привычек.

Окружающая среда 20-25% Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания.

Наследственность (генетика) -15-20% Здоровая наследственность, отсутствие факторов возникновения заболеваний

Медицинское обеспечение -10-15% Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь.

Образ жизни и его компоненты

Образ жизни— это сознательно совершаемые человеком действия, составляющие привычный уклад его повседневного поведения.

Формирование образа жизни

Экономическая категория или уровень жизни — понятие, характеризующее размер и структуру материальных и духовных потребностей людей, т.е. количественную, поддающуюся измерению, сторону условий жизни.

Показатели уровня жизни:

  • размер внутреннего валового продукта
  • размеры реальных доходов населения и их потребление
  • обеспеченность жильем
  • доступность медицинской помощи
  • продолжительность свободного и рабочего времени,
  • структура доходов и расходов
  • показатели здоровья населения и демографических процессов и др.

Социологическая категория или качество жизни — понятие, характеризующее качественную сторону жизни.

Показатели качества жизни:

  • уровень комфорта,
  • удовлетворенность работой,
  • качество образования,
  • качество медицинского обслуживания,
  • качество жилищных условий,
  • качество питания и др.

Социально — психологическая категория или стиль жизни -это относительно устойчивый стереотип поведения, привычек, межличностных отношений индивида, формирующийся в процессе его социализации и свойственный социальной группе, к которой он принадлежит.

Показатели стиля жизни:

  • ценностные ориентации,
  • отношения с окружающими,
  • привычки
  • мотивации

Социально -экономическая категория или уклад жизни — понятие, характеризующее порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которой происходит жизнедеятельность людей.

Показатели уклада жизни:

  • семейные традиции
  • культурные традиции
  • национальные традиции

В своей повседневной жизни человеку приходится выполнять значительную часть обязанностей и действий, направленных на решение целого ряда задач:

  1. Обеспечение жизнедеятельности, для чего необходимо дышать, питаться, спать, поддерживать температуру своего тела.
  2. Выполнение профессиональных обязанностей требует соблюдения целого ряда условий в организации учебы, работы, отдыха.
  3. Поддержание социально-культурного статуса, множественных межличностных контактов, духовное развитие.
  4. Выполнение своих семейно-бытовых функций по обеспечению жизни семьи и воспитанию детей.
  5. Забота о своем здоровье, в том числе необходимая двигательная активность, выполнение гигиенических требований, отказ от вредных привычек.

Исходя из необходимости решать в повседневной жизни указанные задачи, можно выделить следующие основные компоненты образа жизни:

Читайте также:  Нии педиатрии здоровья детей рамн

1.Двигательная активность. Движение является основным условием обеспечения жизни. Организм устроен таким образом, что деятельность всех его систем подчиняется двигательной деятельности. Это касается не только мышечной системы (которая при регулярных занятиях физкультурой оказывается хорошо развитой и придает внешнюю привлекательность, но и сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной и всех других систем. Кроме того, достаточная двигательная активность обеспечивает поддержание на высоком уровне иммунитета, что позволяет человеку успешно противостоять инфекционным заболеваниям. При высоком уровне физической подготовленности у человека выше не только физическая, но и умственная работоспособность, поэтому при выполнении интеллектуальной работы утомление у него наступает позднее.

2.Обеспечение психического здоровья. Современному человеку приходится выдерживать большие психологические нагрузки. Они связаны со многими обстоятельствами: с учебой, с взаимоотношениями с другими людьми, с необходимостью выполнять определенные обязанности в семье и обществе, со стрессовыми обстоятельствами, с необходимостью реагировать на неприятные или неожиданные ситуации. Неумение адекватно вести себя в этих ситуациях нарушает психическое состояние человека. Поэтому так важно владеть теми приемами, которые помогают каждому человеку разумно вести себя в ситуации, провоцирующей психическое напряжение.

3.Рациональное питание. Питание позволяет человеку получать вещества, необходимые для построения клеток его тела, для поддержания жизненных функций и выполнения повседневных дел.

4.Закаливание и тренировка иммунитета.

5.Четкий режим жизни. Любая нагрузка (включая мышечные, психические, умственные и даже прием пищи) должна чередоваться с последующим периодом отдыха, обеспечивающим необходимое восстановление резервов организма. В режиме человека должны быть все стороны его жизнедеятельности : учеба, сон, занятие своим здоровьем и досуг, выполнение своих обязанностей в семье и свободное время, время на самоподготовку(выполнение домашних заданий) и встречи с друзьями. Только при выполнении этих условий жизнь человека будет насыщенной интересными и важными делами, в ней найдется место для регулярных занятий своим здоровьем, и он не будет испытывать постоянное чувство недостатка времени.

6.Психосексуальная жизнь. Является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. Значение этого фактора образа жизни, восприятие его и отношение к нему в различные возрастные периоды меняется, тем не менее сказывается на всем протяжении жизни. В связи с этим умение весим рациональную психосексуальную жизнь( и речь идет не только о непосредственно о половом акте, а о всем многообразии взаимоотношений женщины и мужчины) играет важную роль в обеспечении здоровья человека.

7.Отказ от вредных привычек.

8.Выполнение гигиенических требований. Для обеспечения хорошего здоровья человеку необходимо поддерживать чистоту своего тела. Это касается кожи, волос, полости рта, дыхательного аппарата, половых органов, то есть всех тех частей тела, которые контактируют с внешней средой. Следует обеспечивать и определенные требования к условиям своей жизни: быта, одежды, питания.

9.Умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении. Находясь в постоянном контакте с окружающей средой и с другими людьми, человек порой оказывается в таких ситуациях, которые грозят не только его здоровью, но и жизни. В быту, на улице, в транспорте, на природе, в отношениях с опасными людьми, животными мы испытываем на себе множество неблагоприятных воздействий. Поэтому очень важно каждому человеку знать, как предупредить их возникновение и каким образом вести себя в самой опасной ситуации.

Источник

Самочувствие как показатель здоровья

Здоровье человека в континууме его жизни является одним из ведущих факторов, определяющих уровень благосостояния граждан, семьи, общества, а также конкурентоспособность, обороноспособность страны в перспективе ее поступательного развития и выживания в глобальном историческом аспекте [4]. Поэтому сохранение и увеличение потенциала здоровья человека и всего населения страны является приоритетной задачей государства, системы здравоохранения и всех других сфер и секторов общества в целом. В медицине и здравоохранении предложено и обсуждается большое число определений «здоровье». По мере накопления научных биологических и медицинских знаний о здоровье человека, психологии личности, социологии медицины, общественном сознании возникает необходимость развития и наполнения новым содержанием понятия «здоровье».

Целью данного исследования явилось обоснование сущности нового понятия –качество здоровья и критериев его классификационной оценки.

Понятие качество здоровья. Познание сущности здоровья человека, популяции, общества происходит посредством развития системы понятий, фундаментальная роль в которой нами отводится категории качества. Качество рассматривается как основополагающая категория в учении о сущности индивидуального и популяционного здоровья. Решающее влияние на выбор исследования качества здоровья как предмета и объекта новой научной дисциплины оказала позиция И.А. Ильина: «Верим и знаем: придет час, и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху нового расцвета и величия. Но возродится она и расцветет лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве». Эти слова прозвучали как набат в статье И.А. Ильина «Спасение в качестве», опубликованной в «Русском колоколе» (1928, № 4). Актуальность данного научного направления в медицине обозначена А.В. Решетниковым, который полагает, что полнота и интенсивность жизнедеятельности человека находятся в непосредственной зависимости от «качества» здоровья [6].

Понятие качество использовано нами при разработке гуманитарной модели управления системой здравоохранения [3] и создании единой интегрированной классификации групп качества здоровья [4] .

Методологическим инструментом развития теоретических и практических основ новой научной дисциплины «качество здоровья» человека явилась философская система взглядов Г. Гегеля о бытии, которая содержит в себе три ступени: качество, количество и мера [1]. «Качество есть тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда теряет свое качество. Количество есть, напротив, внешняя бытию, безразличная для него определенность. Третья ступень бытия, мера, есть единство первых двух, качественное количество. Все вещи имеют свою меру, т. е. количественную определенность, и для них безразлично, будут ли они более или менее велики, но вместе с тем это безразличие имеет также свой предел, при нарушении которого (при дальнейшем увеличении или уменьшении) вещи перестают быть тем, чем они были. Мера служит отправным пунктом перехода ко второй главной сфере идеи – к сущности» [1, с. 216].

Читайте также:  Здоровье педагога воспитателя доу

Принцип Гегеля квалификации (качественная определенность) и квантификации (количественная характеристика квалификации) предметов и явлений выполняет особо важную функцию при обосновании понятия качество здоровья у детей, подростков и взрослых с сочетанной патологией (полипатиями), обусловленной хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), факторами риска ХНИЗ и полипатий [3].

В литературе рассматривается большое число определений «состояние здоровья», в то же время не уделяется внимание его качеству. При формулировании определения «качество здоровья» нами учитывалось содержание официальных определений состояния здоровья. Наиболее полным и универсальным определением здоровья в настоящее время следует признать вариант, принятый Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения (ЕРБ ВОЗ), где здоровье (health) рассматривается как состояние полного физического, психического (mental) и социального благополучия, а не только отсутствие болезни (disease) или немощи, недостаточности (infirmity) [10].

ЕРБ ВОЗ рекомендует использовать также понятие «статус здоровья» (healthstatus), под которым понимается состояние здоровья человека, группы людей или популяции, оцененное посредством ссылок на общую заболеваемость, заболеваемость от конкретных заболеваний, повреждений, антропоморфологических измерений и смертности, а также индикаторов функционального состояния и качества жизни [10]. В приведенных определениях здоровья и статуса здоровья использованы такие термины, как «благополучие» и «состояние», толкование которых не дано в цитируемых источниках, что затрудняет их однозначное понимание.

В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в пункте 1 статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» дается следующее определение: «1) здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма». В статье 2, пункте 17 настоящего закона, дается следующее толкование термина «состояние»: состояние – изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи». Такое определение понятия «состояние» находится в противоречии с определением «здоровье» в пункте 1, статьи 2 настоящего Федерального закона, в котором также употреблен термин состояние, несущий другую смысловую нагрузку.

На наш взгляд, термин «состояние» логично использовать для оценки здоровья человека в краткосрочной перспективе при острых заболеваниях или обострениях ХНИЗ. Для комплексной оценки здоровья человека в целом в соответствии с приведенными выше аргументами целесообразно использование термина «качество».

Таким образом, в приведенных официальных документах отсутствует понятие «качество здоровья» человека и общества как ключевая ценность. Необходимо создать измеримые, воспроизводимые, сопоставимые характеристики и критерии оценки качества здоровья человека и населения, которые углубляют и расширяют понимание сущности здоровья, отвечающие интересам личности и общества.

Нами предлагается следующее определение: качество здоровья человека означает полное ментальное, физическое здоровье, благополучие и безопасность среды обитания, не создающей риски для здоровья, а также отсутствие заболеваний, повреждений, структурно-функциональных расстройств органов и систем организма, снижающих его адаптацию, трудоспособность, качество и продолжительность жизни. Данное определение «качество здоровья» содержит три блока взаимодействующих компонентов: 1) ментальное и физическое здоровье; 2) здоровая безопасная среда обитания, включающая социум, экономику, экологию; 3) медико-биологический статус. Каждый из компонентов понятия «качество здоровья» подлежит квалификации и квантификации на основе системного анализа.

Принципиальное отличие понятия качество здоровья от приведенных выше официальных определений заключается в использовании категории «качество» вместо категории «состояние» здоровья, во включении новой приоритетной категории «ментальное здоровье» вместо «психическое», а также в замене категории «социальное благополучие» на категорию «благополучие и безопасность среды обитания».

Понятие «ментальное здоровье». В науке о качестве здоровья человека нами обоснована необходимость развития направления, стержнем которого является представление о ментальном здоровье [2, 3]. Ментальное здоровье – это более совершенная и тонкая ткань умственных способностей и личности человека, определяющая его интеллектуальное, когнитивное, психологическое, нравственное, духовное развитие, вероисповедание, его мировоззрение, образование, культуру, поведение и образ жизни. Наше толкование данного термина созвучно с определением и пониманием ментального здоровья (Definition of Mental Health), изложенного в документе Департамента здоровья и служб человека США «Healthypeople 2010». Американские ученые считают, что «ментальное здоровье», которое обычно воспринимается как отсутствие психических заболеваний, является более широким понятием. Оно включает в себя состояние успешного функционирования мозга, в результате которого осуществляется продуктивная деятельность, выполняются взаимосвязи и взаимодействия, а также способность адаптироваться к изменениям и справляться с невзгодами и несчастьями. Ментальное здоровье является необходимым условием для личного и семейного благополучия и благосостояния, межличностных отношений и сотрудничества в обществе. Вместе с тем следует отметить, что в толковании и оценке понятия ментальное здоровье американскими учеными доминирует медицинский подход, что нашло свое отражение в отнесении к ментальному здоровью как его индикатора показателя распространенности депрессивных расстройств и частоты приема антидепрессивных лекарств. Этот важный показатель относится к медико-биологической характеристике патологических нарушений качества здоровья.

По нашему мнению, ментальное здоровье – это основной интеллектуальный человеческий капитал, понимание сущности которого должно занять особое место в науках о человеке. Понятие ментальное здоровье выходит за рамки общей, социальной, медицинской и прикладной психологии, а также психиатрии и психосоматической медицины [2, З]. Синтез данных компонентов означает появление новых интегративных качеств, к числу которых относятся ментальность человека и менталитет нации. Эти понятия не эквивалентны понятиям личность или социальная психология соответственно. При этом следует подчеркнуть, что наука о ментальном здоровье не сводится только к общепринятым представлениям о менталитете человека и нации. Она является междисциплинарной синтетической наукой.

Читайте также:  Как может вредить вай фай для здоровья

Представления о психическом здоровье, предметом и задачей которого является психиатрия и психология, строятся обычно на негативной основе. Если нет психических заболеваний и расстройств, человек вменяем и не нуждается в компетенции психиатра, с точки зрения наблюдения и лечения у него, то он признается психически здоровым. Он может учиться в обычной школе, ВУЗе, служить в армии, носить оружие, садиться за руль автомобиля, самолета, вертолета и выполнять другие социальные функции. При этом он нередко становится причиной и виновником гибели людей, включая массовую, вследствие некомпетентности, мировоззрения насилия, равнодушия и т.д.

Что касается критериев и показателей ментального здоровья, то из их множества фундаментальное значение имеют духовность, мировоззрение сотрудничества, уровень образования, культура, компетенция. Делает ли человек добро или творит зло, обладает ли мастерством, креативностью в своей профессии, является лиактивным противником насилия, коррупции. Еще Д.И. Писарев отмечал: «А разве человек, испорченный в нравственном отношении, – не больной?» Это простые ориентиры для качественной и количественной оценки ментального здоровья. Основополагающий принцип медицины «не вреди» своему здоровью и здоровью окружающих тебя людей, а также благополучию среды обитания приобретает еще большую значимость в аспекте оценки качества ментального здоровья. В сообществе людей сформировано общественное сознание, такие специфические и свойственные только людям организованные и управляемые институты, как государство, страна, право, труд, образование, наука, экономика, культура и т.д. В эффективном управлении данными институтами ключевая роль отводится нами ментальному здоровью. Ментальное здоровье человека и менталитет нации формируют качество популяционного здоровья [2, 3]. В свое время громадная территория России с суровыми климатогеографическими условиями благодаря естественному отбору была заселена мужественными, сильными духом и крепким здоровьем людьми, талантливым и трудолюбивым народом, который образовал прочный генофонд, обеспечивающий воспроизводство здоровых людей как главный ресурс страны в самых тяжелых социально-экономических условиях (войны, революции, экономические кризисы, природные катаклизмы). Высказанное положение носит гипотетический характер.

Понятие физическое здоровье. Качество функционирования мозга в целом и прежде всего структур высшей нервной деятельности в аспекте ментального здоровья определяет качество физического здоровья. Под физическим здоровьем мы понимаем систему организма человека, относящуюся к скелетной мускулатуре, мышцам, двигательная активность которых относится к категории управляемых произвольных движений в отличие от систем гладкой мускулатуры. Ментальное здоровье и физическое здоровье в своем развитии и качестве функционирования неразрывно связаны и взаимодействуют в рамках системы двигательной активности. Движение, труд, физкультура, спорт, танцы, плавание и т.д. обеспечиваются единой психомоторной системой, понятие о которой было развито отечественными великими учеными И.М. Сеченовым и И.П. Павловым. Двигательная идиомоторная активность оказывает существенное влияние на развитие мозга, а мозг, в свою очередь, на качество двигательной активности. Поэтому физическое здоровье является важным компонентом качества здоровья в целом. Иногда физическое здоровье трактуется в более широком смысле и отождествляется с соматическим, что вносит элемент неопределенности в понимание сущности физического здоровья. Физическое здоровье и активность определяются тремя основными характеристиками – скорость, сила и выносливость, а также зависят от качества обмена структурным веществом (белки и др.), энергией и информацией. В улучшении и совершенствовании физического здоровья решающее значение имеет ментальное здоровье. Ярким примером этого являются успехи параолимпийцев.

Классификация качества здоровья. Для целостной медико-биопсихологической и социологической характеристики качества здоровья человека и популяции необходимо разработать и совершенствовать классификацию, отвечающую следующим принципам [4]:

а) применимость во все возрастные периоды у детей, подростков и взрослых обоего пола; б) доступность выявления, измерения и стандартной оценки основных поведенческих и биологических факторов риска (ФР) ХНИЗ; в) доклиническая и ранняя клиническая диагностика структурно-функциональных расстройств и морфологических нарушений; г) обеспечение качественной доклинической и ранней клинической поэтапной диагностики нозологических форм заболеваний с учетом стадии заболевания (принцип квалификации) и степени тяжести функциональных и морфологических нарушений (принцип квантификации); д) квалификация и квантификация сочетанной патологии (моно-, би- и полипатии); е) квалификация и квантификация состояния трудоспособности и адаптивных способностей организма человека; ж) осуществление профилактического континуума укрепления качества здоровья и профилактики ХНИЗ (первичная, вторичная, третичная) в зависимости от качества здоровья риска и угрозы развития заболеваний и повреждений от внешних причин (травмы, насилие). Данным принципам отвечает предложенная нами «Единая интегрированная классификация групп качества здоровья детей и взрослых» (таблица) [4]. В данной классификации сохранено выделение пяти групп состояния здоровья (I, II, III, IV, V), предложенных А.Г. Марченко в 1976 г. для комплексной оценки состояния здоровья взрослых и детей [5]. Широкое распространение классификация А.Г. Марченко получила в педиатрии и промышленной медицине для оценки состояния здоровья по результатам профилактических осмотров. Существенное отличие разработанной нами классификации качества здоровья заключается в базисных принципах, перечисленных выше, а также в выявлении, измерении и оценке ФР ХНИЗ, структурно-функциональных, морфологических нарушений и ХНИЗ на основе принципа квалификации и квантификации.

Единая интегрированная классификация групп качества здоровья

Источник

Adblock
detector