Меню

Самая суть человеческого здоровья егэ

Частицы

Урок повторения

Цели: 1) обобщить и систематизировать знания о частице как части речи; 2) повторить и закрепить правописание частиц; 3) способствовать развитию у учащихся мышления, речи, памяти; 4) продолжить формирование понятия о необходимости нравственного здоровья.

Оборудование: портрет Д.С. Лихачева, выставка его книг, карточки с индивидуальным заданием, тесты, ключ к тесту, кроссворд, словари С.И. Ожегова и В.И. Даля.

Учитель предлагает учащимся запомнить и записать по памяти высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачева:

Главное, от чего зависит физическое здоровье, – здоровье нравственное.

Текст закрывается, ученики воспроизводят его, а затем проверяют друг у друга по открытому образцу, объясняют знаки препинания в этом предложении.

Это изречение пусть станет эпиграфом к нашему уроку. Мудрые мысли Д.С. Лихачева и других выдающихся людей о нравственном здоровье будут сопровождать нас весь урок.

– Что же такое нравственный?

После того, как дети объяснят значение слова, учитель обращается к «лексикологам», чтобы проверить, правильно ли растолковано значение слова.

– Как же толкуется это слово в словаре Ожегова?

Нравственныйсоответствующий требованиям высокой нравственности, а нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.

В словаре В.И. Даля дается такое толкование:

Нравственный – духовный, душевный. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина.

– Назовите вопросительные частицы. При помощи этих частиц превратите высказывание Д.С. Лихачева в вопросительное. Обратите внимание на интонацию.

Разве главное, от чего зависит физическое здоровье, – здоровье нравственное? (Удивление, сомнение.)

Неужели главное, от чего зависит физическое здоровье, – здоровье нравственное? (Удивление.)

Главное ли, от чего зависит физическое здоровье, – здоровье нравственное? (Только вопрос.)

– Как изменилось предложение?

– Для чего служат частицы? Назовите усилительные частицы. Введите в наш эпиграф эти частицы.

Ведь главное, от чего зависит физическое здоровье, – здоровье нравственное.

Все-таки главное, от чего зависит физическое здоровье, – здоровье нравственное.

– Главное же, от чего зависит физическое здоровье, – здоровье нравственное.

– Как изменилось исходное предложение? (Оно зазвучало более убедительно, не допускает и малейшего сомнения.)

Контрольно-подготовительный этап урока

Двое учеников работают у доски с карточками, а остальные участвуют в игре «Лови ошибку!».

– Ваша задача – согласиться со мной или опровергнуть мое суждение:

1. Частица – служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.

2. В предложении частица является чаще всего подлежащим или дополнением.

3. Частицы служат для образования наклонений глаголов.

4. Частицы по значению делятся на три разряда: соединительные, противительные и разделительные.

5. Частица не пишется слитно с краткими причастиями.

6. Чтобы отличить частицу ни от частицы не, нужно попытаться опустить частицу. Если пропуск частицы не изменит смысла предложения, нужно писать не.

(Дети не соглашаются со всеми суждениями, кроме 3-го, давая верные ответы о частицах.)

Проверка выполнения индивидуальных заданий у доски.

Задание. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Объясните. Назовите частицы.

Надо стремит(?)ся что(бы) в теле зд_ровом и дух был зд_ровым. (Ювенал)

(Не)льзя вр_чевать тело (не)вр_чуя души. (Сократ)

Самые зд_ровые и кр_сивые пропорционально сложе(н,нн)ые люди это те которых (не,ни)что (не)раздр_жает. (Т.Лихтенберг)

– Знаете ли вы имена авторов этих афоризмов?

Сократ – афинский философ (ок. 470–399 г. до н.э.); Ювенал – римский поэт-сатирик (ок. 60 – ок. 130 г. н.э.); Лихтенберг – немецкий писатель-сатирик, литературный и художественный критик эпохи Просвещения, ученый-физик (1742–1799 гг.).

– Еще в древности, даже до н.э., люди замечали, что физическое здоровье теснейшим образом связано с нравственным. А вот что сказал Михаил Михайлович Пришвин: Здоровье человека не в сердце, не в почках, не в корнях, не в листве или спине. Запишите это предложение под диктовку, объясните орфограммы и знаки препинания. (Один ученик работает у доски.)

– Так парадоксально высказался писатель. Попытайтесь продолжить его мысль. (Дети предполагают, что здоровье в образе мыслей, в душе и т.п.)

Задание. Слушая продолжение размышлений М.М. Пришвина, выберите и выпишите частицы.

Конечно, слов нет, хорошо человеку, если у него все это тоже здорово, как у быков. Но самая суть чисто человеческого здоровья – это когда его неудержимо тянет сказать что-то хорошее другому человеку, как будто это даже закон: раз мне – то должно быть и всем хорошо!

– Какие частицы вы выписали?

– Сделайте морфологический разбор частицы даже.

Устный диктант с мячом

Ученик называет слово с безударной гласной, бросает мяч, поймавший мяч должен назвать проверочное слово.

Работа в парах по теме
«Слитное и раздельное написание не с разными частями речи»

В то время как семиклассники проверяют друг друга (взаимоопрос), двое у доски по вариантам воспроизводят «кластер» или опорный конспект на ту же тему (1-й вариант – слитное написание, 2-й вариант – раздельное).

Когда ученики выслушают и оценят друг друга, проведем проверку опорного конспекта (или кластера).

– Сделаем вывод. Каково же главное условие правильного написания не? (Определение части речи.)

Читайте также:  Юрий шатунов состояние здоровья

I. В каком из предложений нет частиц?

1. Самое важное свойство для физического здоровья представляет бодрость духа. (У.Годвин, англ. писатель)

2. Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. (Д.С. Лихачев)

3. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. (Д.С. Лихачев)

4. Василий Васильевич Розанов писал: «Большая половина счастья человека – в семье». Вот почему выбор мужа и жены – шаг первостепенной важности для человека. (Д.С. Лихачев)

II. Отметьте предложения, в которых не пишется слитно.

1. Позор, если в той самой жизни, в которой тебе (не)отказывается служить тело, отказалась бы служить душа. (Марк Аврелий)

2. Нельзя калечить свою душу, (не)калеча при этом и тела. (Б.Шоу)

3. Образованность и интеллектуальное развитие – это как раз суть естественные состояния человека. А (не)вежество, (не)интеллигентность – состояния, (не)нормальные для человека. (Д.С. Лихачев)

4. (Не)вежество или полузнайство – это почти болезнь. И доказать это легко могут физиологи. (Д.С. Лихачев)

III. Укажите предложения, в которых не пишется раздельно.

1. Патриотизм же, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям, – (не)пременное условие нормального здоровья ума и сердца. (Д.С. Лихачев)

2. По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек (не)будет без нужды говорить громко, (не)будет ругаться и употреблять жаргонных слов. (Д.С. Лихачев)

3. В самом деле, что можно противопоставить заповеди «(Не) убий»? (Д.С. Лихачев)

4. Под здоровьем (не)льзя разуметь одно только наружное благосостояние тела, а нужно понимать вообще естественное, гармоническое развитие организма. (Н.А. Добролюбов)

Самопроверка по ключу (на доске): I – 3; II – 3, 4; III – 2, 3.

– Какие ошибки допустили? Какие случаи вас затруднили? Что объединяет все высказывания? Какая мысль запомнилась?

Рефлексивный этап урока

– Небольшое сочинение поможет вам осмыслить результаты нашей работы. Я предлагаю вам составить «Поучение другу о нравственном здоровье».

– Какова задача вашего сочинения? (Воздействовать, убедить, призвать.)

– В каком стиле вы будете работать? (Публицистическом.)

– Что такое публицистика? (Публицистика – литература, касающаяся общественно-политических вопросов современности, актуальная, злободневная, важная для сегодняшнего дня. А проблема нравственного здоровья особенно остро стоит в современном обществе.)

– Что характерно для публицистического стиля? (Эмоциональность, взволнованность.)

– Какие языковые средства вы будете использовать? (Те средства языка, которые позволяют усилить его воздействие на читателей: обращения, побудительные и восклицательные предложения, риторические вопросы.)

– Как вы построите «Поучение»? («Поучение» начинается с вступления, в котором указывается адресат. Затем следуют сами поучения. Тип речи – рассуждение.)

– Соблюдая стиль и особенности поучений и наставлений (опираясь на образец), создайте свое поучение. Для придания ему эмоциональности, выразительности используйте частицы. Но следите, чтобы употребление частиц не было избыточным, поскольку это ведет к засорению, утрате смысловой точности. Частицы обведите.

Закончив работу, ученики знакомят одноклассников со своими сочинениями.

Одноклассники мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь над ней, а примите ее в сердце свое.

Не ленитесь, трудитесь во благо страны своей.

Не обижайте слабых, а помогайте им.

В каком бы месте вы ни были, в какую бы ситуацию ни попали, не дерзите, не грубите.

Не губите природу, не мучайте животных, тогда и на душе у вас будет спокойно.

Ну, а если забудете это, то чаще перечитывайте эту грамотку.

Дорогой друг! Сердечная просьба к тебе: прими от меня несколько советов, чтобы укрепить свое нравственное здоровье. Вот они.

Помогай бедному, больному, обиженному.

Победи в себе жадность, лень, гордость. Люби людей, не говори о них плохо. Посещай церковь.

Я надеюсь, мои советы заставят тебя задуматься. Не время ли помочь себе и окружающим?

Друг мой, а знаешь ли ты, что такое нравственное здоровье? Нравственное здоровье – это умение создавать хорошее настроение, умение помочь, поддержать человека в трудную минуту, умение остановиться, если ты делаешь что-то не то: огорчаешь, обижаешь кого-то.

Делай добро, помогай людям, заботься о них. Ведь равнодушие подрывает нравственное здоровье. А нравственное здоровье способствует долголетию.

Уважаемый друг, хочу рассказать тебе о нравственном здоровье. Само понятие «нравственное здоровье» очень широкое, но я хочу поговорить лишь о малой его части – способности приносить добро. Сейчас люди стали делать добро реже, а некоторые даже стыдятся приносить добро другим. Стыдиться этого нельзя, потому что это делает счастливыми других людей. Здоровье нравственное ведет к здоровью физическому и к долголетию.

Определение домашнего задания

(Мы работаем по комплексу по русскому языку под ред. В.В. Бабайцевой). Обязательный для всех первый уровень – § 152 (повт.), упр. 917.

– Как вы будете рассуждать, выполняя упражнение?

Задание второго уровня – составить по теме «Частицы» игру по типу «четвертый лишний», учитывая при этом общие функции и значения частиц.

Творческое задание третьего уровня – домашнее «исследование» «Частица не в песне В.Высоцкого “Я не люблю”» для продолжения разговора о нравственном здоровье.

В заключение мне хотелось бы, чтобы снова прозвучали слова Д.С. Лихачева: «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым». Убедитесь в этом сами, посмотрите друг на друга дружелюбно и найдите теплые, добрые слова.

Читайте также:  Полезный для здоровья синонимы

Е.В. БЕССМОЛЬНАЯ,
школа № 15,
г. Балашов,
Саратовская обл.

Источник

Травмирующий ЕГЭ: как экзамен разрушает ментальное здоровье выпускников?

Снова близятся выпускные экзамены, а одновременно с ними и рост подросткового суицида. Согласно статистике, на май приходится 20% детских самоубийств. Подростки не выносят давления и ответственности, которую несут перед родителями и учителями. Ведь в школе и дома часто используется формулировка: «Не сдашь экзамен – твое будущее разрушится». Почему дети испытывают страх и боятся разрушить свою жизнь, выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Ты ничего не добьешься

Сергею Каримову 18 лет, и он заканчивает 11-й класс. Сейчас он не думает ни о чем, кроме учебы и предстоящих экзаменов. Кемеровский выпускник собирается поступать на юриста. Семья мальчика не имеет возможности оплачивать учебу в университете, поэтому ему необходимо поступить на бюджет.

– Уже несколько месяцев я почти не гуляю и не вижусь с друзьями, каждую свободную минуту провожу за подготовкой к экзаменам. Но мне от этого не становится легче. К сожалению, дома мама сильно давит на меня. Несмотря на то, что я усердно готовлюсь и делаю все, что нужно, мама все равно каждый день мне говорит, что я делаю что-то не так. Она говорит, что если я плохо сдам экзамены, то дорога в будущее мне закрыта, что я ничего не добьюсь. И так почти каждый день, – рассказал школьник.

Давление со стороны мамы – это не единственное, с чем сталкивается Сергей ежедневно.

– Помимо того, что я не получаю дома никакой поддержки, в школе происходит почти то же самое. Школьного психолога я вообще ни разу не видел, а учителя, конечно, только и говорят, что единственная наша цель на сегодня – сдать ЕГЭ. Я вот, вроде, сам понимаю головой, что это не самоцель и не так уж важно, но очень трудно противостоять взрослым. Особо поговорить мне не с кем, и эта тревожность накапливается во мне с каждым днем все больше. Не уверен, что она исчезнет по мановению палочки, как только я сдам последний экзамен. Самое смешное, что, вроде как, этот экзамен существует для того, чтобы выпускникам было удобней поступать. Но я не вижу будущего абсолютно, у меня есть только экзамен, а дальше как будто все, конец, – добавил выпускник.

Бывший кузбасский школьный психолог Матвей Ловцов призывает родителей не запугивать собственных детей экзаменом, а разговаривать честно и откровенно, а главное – спокойно.

– Понятно, что многие выпускники хотят поступить в университет и провал экзаменов не даст им осуществить желаемое. Но важно, чтобы каждый родитель понял, что он должен своего ребенка не запугивать, а говорить с ним. Оставление ребенка наедине со своим стрессом от сдачи экзаменом действительно может закончиться смертельным исходом, – сообщил Матвей Ловцов.

Не сдал – жизнь закончилась

Для другого собеседника сайта экзамены давно в прошлом, но шрамы они оставили на всю жизнь. Александру Белову 24 года, 6 лет назад он совершил попытку самоубийства из-за несданного ЕГЭ по математике.

– Спустя 6 лет я оглядываюсь и понимаю, какой был глупый. Ну, не сдал – можно же пересдать в следующем году, а год пропустить и поработать. Вот только тогда я этого не понимал и чувствовал, будто на мне лежит бетонная плита ответственности, которую мне точно не унести, поэтому надо все это заканчивать. Так я мыслил. Мне тяжело давалась математика, но в течение года казалось, что на тройку я вытяну, – рассказал Александр.

«На тройку» Саша не вытянул. Экзамен по математике он провалил и оказался единственным в классе, кто не справился. Объявление оценок происходило при всем классе.

– Я никогда особо не парился насчет учебы. Было плевать, что кто-то учится лучше. Но, когда классный руководитель объявила оценки и я понял, что оказался единственным, кто не сдал, мне стало стыдно по-настоящему. Мне некуда было деться, я просто хотел убежать домой. Не понимал, как скажу это родителям. В этот момент в моей голове были только слова всех учителей и родителей, мол, жизнь закончилась, все. Я думал: а какой смысл мне идти и говорить родителям, что у них никчемный сын. Если я правда никчемный, проще дальше не жить. Дома я совершил попытку самоубийства. К счастью, меня быстро нашли и спасли, – поделился своей историей Александр.

Годы психотерапии помогли Александру принять себя и понять, что ни одна оценка знаний со стороны не делает его никчемным человеком, не достойным жить.

– Да, я не поступил в университет сразу после школы. Тогда, в сентябре, я уже устроился на работу, проработал год и снова готовился к экзаменам. И поступил на следующий год. Сейчас мне непонятно, почему родители, учителя и сами школьники так боятся не справиться, всегда есть второй и даже третий, четвертый и т.д. шансы. И это нормально! Жизнь не заканчивается тогда, когда ты не смог оправдать чьих-то ожиданий или даже своих и не поступил/не сдал, – добавил собеседник сайта.

Выпускникам очень часто внушают мнимую значимость тех вещей, которые на самом деле не важны так, как кажется.

– Оценки, экзамены и прочие успехи или неудачи в учебе зачастую никак не влияют на судьбу подростка и его дальнейшую жизнь. Никогда нельзя предугадать, как поведет себя во взрослой жизни троечник, а как отличник. Поэтому оценки и экзамены – условности. Родители и учителя должны говорить об этом школьникам. А также напоминать, что никакая оценка не сделает из подростка плохого человека, – пояснил психолог Матвей Ловцов.

Мое будущее зависит от поступления в университет?

Читайте также:  Дата дня здоровья 2021

Но жизнь подростков наполнена стрессом и негативными переживаниями на фоне сдачи экзаменов не только тогда, когда не понимают родители, а в школе давят. Не стоит забывать, что психика выпускника страдает и от самой мысли о сдаче «такого важного» экзамена.

Евгений Смирнов учится в 11 классе и собирается поступать на режиссера или актера. Несмотря на то, что для выпускника с надеждами на творческую профессию больше важны вступительные в ВУЗе, Евгений ощущает высокую тревожность перед сдачей экзаменов.

– По сути, от поступления в университет зависит мое будущее. Это так. Хоть и в этой сфере ЕГЭ имеет вторичное значение, местами я о нем даже забывал и готовился к вступительным экзаменам. Но, тем не менее, близится ЕГЭ, и я не знаю, что делать. В моей школе давления нет такого, чтобы говорили: «Вы ничего не сдадите!». Есть другое. Большинство моих учителей – выходцы из советской школы, которые не понимают, как может быть такое, что мальчик не сдает физику, чтобы поступить на инженера, а сдает какую-то литературу, «никому не нужную». С намеком на маскулинность, мол, как такое вообще возможно. По этой теме на меня обрушилось много негатива. В начале года у меня были сомнения из-за этого. Я метался, не знал, что сдавать. И это было довольно сложно в моральном плане, – отметил Евгений.

Евгений называет свою маму «мудрой женщиной», а с педагогом по литературе у него тоже хорошие отношения, но в силу возраста и тревожности он все равно чувствует себя плохо перед стартом экзаменов.

– Мало того, что я чувствую себя хуже из-за окончания школы, потому что просто не представляю дальнейшей жизни. Я 11 лет ходил в школу и знал, что завтра пойду в школу и через неделю, и через год, и через три я тоже пойду в школу. Мир заканчивается, будто жизни дальше нет. Честно, это пугает. Еще и экзамены, которые сдаются один раз, и тебя могут не взять в институт. Все эти мысли меня очень угнетают. Я испытываю огромную ответственность и перед родителями, мне будет очень стыдно, если я никуда не поступлю. В феврале мне было очень плохо, я даже думал все бросить. Но потом подумал, что на протяжении двух лет я готовился к экзаменам, а с восьмого класса нас начинают им запугивать. С первого класса постоянно о нем говорят. Я не мог после всего этого просто пойти в армию, – добавил собеседник сайта.

В таких ситуациях должны подключаться школьные психологи, работать с целыми классами, с отдельными выпускниками в течение всего выпускного года. Но зачастую школьные психологи – это декорация.

– Никто ничего не делает. Наш психолог в сентябре провела классный час, на котором мы нарисовали трех человечков. На основе этих рисунков она поняла, кто больше всего переживает, привела их к себе и сказала им: «Не переживайте». На этом работа психолога была закончена. И из всех учителей был только один, который сказал, что это не конец жизни. В основном учителя говорят, что экзамен необходим, что это ответственность и нужно постоянно готовиться, – отметил Евгений.

ЕГЭ – это определенный стресс, но, по сути своей, не сильнее, чем другие ежедневные переживания в подростковом возрасте.

– На самом деле, подростки не стали бы так переживать из-за ЕГЭ, если бы взрослые не относились к этому так серьезно. Суицидальные риски появляются из-за того, какой ореол создают вокруг экзаменов учителя и родители. Но с учителей также спрашивают за сдачу ЕГЭ, и получается, что самые главные участники процесса загнаны в ловушку стресса. А школьные психологи, знаю, потому что работал в этой системе, не имеют почти никаких полномочий. Приходят в школу получить стаж, а как работать с подростками на грани нервного срыва, и не представляют, – пояснил психолог Матвей Ловцов.

В большинстве школ психолог один, а в некоторых нет и такого. Остается надеяться, что когда-нибудь родители и учителя поймут, что подросткам, как никому, необходимы поддержка, понимание и верный подход. ЕГЭ – не конец жизни, а лишь начало.

Источник

Adblock
detector