«САЛЕРНСКИЙ КОДЕКС ЗДОРОВЬЯ»,средневековый целительский стихотворный
«САЛЕРНСКИЙ КОДЕКС ЗДОРОВЬЯ»,средневековый целительский стихотворный трактат, написанный Арнольдом из Виллановы (1235—1311) и излагающий «рецепт долголетия» (фрагмент). Если ты хочешь здоровье вернуть и не ведать болезней, тягость забот отгони и считай недостойным сердиться. Скромно обедай, о винах забудь, не сочти бесполезным бодрствовать после еды, полуденного сна избегая. Долго мочу не держи, не насилуй потугами стула; будешь за этим следить — проживешь ты долго на свете. Если врачей не хватает, пусть будут трое врачами твоими: веселый характер, покой и умеренность в пище.
Слайд 7 из презентации «Разве здоровье не чудо»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Разве здоровье не чудо.ppt» можно в zip-архиве размером 4270 КБ.
Похожие презентации
«Семейный кодекс» — Собственность каждого из супругов. Совместная собственность супругов. Семья и закон. Типы темперамента. Двубрачие. Имущественные права супругов. Избирательное влечение к противоположному полу. Условия счастливого брака. Содержание брачного договора. Правильный вариант текста. Понятия и определения. Усыновителями и усыновленными.
«Средневековые университеты» — Парижский университет. Цель. Парижский и Болонский университеты были первыми в Европе по времени возникновения. Пражский университет. Кембриджский университет. Основные выводы (продолжение). Гипотеза. Средневековые университеты Западной Европы. Венский университет. Основные выводы. Задачи. Содержание.
«Средневековая культура» — Христианская религиозность. С 4 века возникающие монастыри становятся центрами создания христианских книг. «Готическая манера». Основополагающий вопрос: Железо. Изучить глубоко и всесторонне материал о средневековой литературе и искусстве. Героический эпос средневековья : «Песнь о Роланде», «Песнь о Сиде», «Песнь о Нибелунгах».
«Средневековые города Казахстана» — ТАНДЫР глиняная печь для обогрева средневекового дома и выпечки лепешек. Карл Байпаков. Выделите отличительные особенности средневековых городов казахстана 10- начала 13 веков. СУФА Глиняный помост для отдыха, расположенный вдоль стен. Тема урока: И долго при луне Стояли мы на крепостной стене. Из черепков, разбросанных вокруг Прекрасное лицо сложилось вдруг.
«Средневековая литература и искусство» — Семь свободных искусств. Поэтому свободные искусства образуют высшую научную и литературную педагогику. Литература в Средневековье. Представления о культуре во времена европейского Средневековья. Европа вступает в период Средневековья. Средневековое общество. Эпоха Средневековья. Каролингское Возрождение.
«Средневековый город» — Сильное влияние римских структур. План проекта. Реймс. История Европы. Ратуша включала башню – бефруа. Высота построек – до 12 м. Мало окон. Варианты эволюции средневековых городов. Задания. Тексты. Городская граница – сложная система укреплений и стен. Проблема преемственности между античностью и средневековьем.
Источник
Салернский кодекс здоровья
Салернский кодекс здоровья. Козье , по мнению врачей , молоко и верблюжье — полезны, Больше питанья , однако, даёт молоко от ослицы , Больше ещё — от коровы и в мере такой же – овечье…
Слайд 7 из презентации «Молоко – эликсир жизни»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Молоко – эликсир жизни.ppt» можно в zip-архиве размером 760 КБ.
Похожие презентации
«Классы здоровья» — Номинация «Самый чистый класс». Интеллектуальные игры «Моё здоровье». Мама всегда готовит….». Наши пожелания. На занятиях «Полезные привычки» дети учатся делать правильный выбор. Школьный проект «Здоровое питание». Дни здоровья (3 раза в год). Факторы, влияющие на сохранение здоровье: Учебная эвакуация.
«Здоровье женщины» — Традиционные женские сферы труда и здоровье. ГЕНДЕР и ЗДОРОВЬЕ. Доступность ресурсов и здоровье: аборты. Особенности здоровья женщин и мужчин зависят не только от биологических и анатомических различий! Отсутствие контроля за происходящим как норма женственности. Самыми бедными в Украине являются одинокие женщины и женщины пенсионного возраста.
«Жизнь и здоровье» — Что хорошо, а что плохо? Каким спортом вы бы хотели заниматься или уже занимаетесь? Приготовить материал для создания стенгазеты. Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Влияние алкоголя на здоровье человека. Какие бы вы приняли меры по борьбе с вредными привычками? Вред курения табака для здоровья. Проблемные вопросы темы.
«Дети и здоровье» — Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движения; Работа с ЧБД; Коррекция психоэмоциональной сферы. Работа с родителями: Активное участие родителей в физкультурно – оздоровительной работе ДОУ по мероприятиям годового плана; Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов; Организация вечеров вопросов и ответов с участием сотрудников ДОУ и медицинских работников;
«Уроки здоровья» — В школе необходимо использовать следующие технологии: Массу мы легко найдем , умножим плотность на объем. Игры. Учителя в школе. Психологический климат на уроке. Требования к уроку с позиции здоровьесбережения. Физкульминутки: Уберите лишнее слово. Темп окончания урока . ПОЧЕМУ? Игра с мячом. Примерная схема урока физики.
«Проект о здоровье детей» — Учебные, информационно-образовательные материалы и рекомендации подготовлены Союзом педиатров России. Сми. Социально–исследовательское направление проекта. Государство определяет развитие. Информационно–образовательное направление проекта. Информационно–образовательное направление; Благотворительное направление; Социально-исследовательское направление;
Источник
Салернский кодекс здоровья
Сведения о Салернской врачебной школе, возникшей в IX веке, высшей медицинской школе, располагавшейся в итальянском городе Салерно. Исследование «Салернского кодекса здоровья» – трактата о принципах лечения, практической терапии, диететике и гигиене.
Рубрика | Медицина |
Вид | презентация |
Язык | русский |
Дата добавления | 04.04.2019 |
Размер файла | 3,9 M |
Соглашение об использовании материалов сайта
Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Факторы здоровья и здоровый образ жизни, их роль в адаптации школьников к процессу обучения. Гигиенические условия сохранения здоровья учащихся в школе. Требования, предъявляемые к учебно-воспитательному процессу, микроклимату учебных помещений.
методичка [76,2 K], добавлен 16.06.2011
Валеологические установки, их формирование в школе и обществе. Профилактика нарушений репродуктивного здоровья школьниц российских школ. Большая уязвимость нервно-психического здоровья у школьниц при феминном пути их социально-психологической адаптации.
реферат [1015,6 K], добавлен 29.01.2010
Проблема сохранения и поддержание здоровья на современном этапе, разработка подходов к разрешению. Методика и важность оптимизации физического воспитания в начальной школе. Системный подход к поддержанию здоровья учащихся МООУСТ «Санитарно-лесная школа».
курсовая работа [30,6 K], добавлен 22.05.2009
Понятие и физиология беременности. Изменения эндокринной системы. Прегравидарная подготовка супружеской пары. Понятие «Школа здоровья», ее актуальность и задачи. Методика проведения занятий в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка.
реферат [43,6 K], добавлен 08.11.2015
Влияние семьи и ее здоровья на демографическую политику. Анализ семейного состава врачебного участка, оценка состояния здоровья семей и получаемой ими медицинской помощи. Функциональные обязанности и клинические навыки медицинской сестры общей практики.
дипломная работа [363,8 K], добавлен 15.02.2012
Правовые основы обеспечения охраны здоровья граждан и организации здравоохранения. Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», статистическая документация. Принципы и формы медицинской помощи населению. Права граждан в сфере охраны здоровья.
презентация [2,4 M], добавлен 27.04.2014
Понятие здоровья и основные влияющие факторы: его ресурсы, потенциал, баланс. Социально-гигенические аспекты здоровья молодежи, образ жизни. Распределение студентов на медицинские группы по физической культуре. Социальное здоровье, заболеваемость.
дипломная работа [82,8 K], добавлен 26.07.2008
Источник
Салернский кодекс здоровья
Сведения о Салернской врачебной школе, возникшей в IX веке, высшей медицинской школе, располагавшейся в итальянском городе Салерно. Исследование «Салернского кодекса здоровья» – трактата о принципах лечения, практической терапии, диететике и гигиене.
Подобные документы
Валеология как наука. Валеологические аспекты здоровья: возрастной, исторический, индивидуальный. Решение вопросов здоровья на государственном уровне. Профилактические медицинские дисциплины, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
презентация, добавлен 09.10.2016
Понятие мужского здоровья. Мужчина в современном мире. Основные причины мужского бесплодия — заболевания, при котором мужчина детородного возраста не может воспроизвести потомство. Характеристика форм мужского бесплодия, их диагностика и методы лечения.
презентация, добавлен 06.12.2012
Последовательность проведения статистического исследования. Основные направления по совершенствованию организации лечебно-профилактической помощи в г. Н. на основе анализа состояния здоровья населения и деятельности учреждений системы охраны здоровья.
курсовая работа, добавлен 08.04.2010
Состояние здоровья детей с частыми простудными заболеваниями. Группы здоровья. Участие медицинской сестры в диспансеризации часто и длительно болеющих детей. Основные профилактические мероприятия в комплексе оздоровления контингента часто болеющих детей.
курсовая работа, добавлен 09.12.2016
Особенности состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях. Оздоровление детей с использованием комплекса медико-профилактического оборудования. Исследование и анализ роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний.
курсовая работа, добавлен 16.09.2011
Цели и виды рациональной фармакотерапии. Основные принципы назначения лекарственных средств. Обоснованность и эффективность медицинской лекарственной терапии. Характеристика побочного действия терапевтических препаратов в комплексе мероприятий лечения.
презентация, добавлен 15.11.2015
Рождение и распад семьи — редпосылки и причины. Государственная охрана семьи. Основные слагаемые здоровья будущей матери. Здоровье ребенка и факторы семьи в сохранении его здоровья. Новорожденные риска. Питание беременной женщины. Здоровье отца и семьи.
реферат, добавлен 23.04.2008
Распространённость нарушений психического здоровья у детей. Общие сведения о психопрофилактике. Ситуации риска нарушения психического здоровья. Принципы психопрофилактики нервно-психических расстройств у детей в образовательных и лечебных учреждениях.
доклад, добавлен 14.03.2011
Понятие «ожирения». Расчет индекса массы тела. Формы ожирения. Мониторинг здоровья учащихся МОАУ «Гимназия искусств». Возможные осложнения и последствия ожирения, а также методы лечения и профилактики. Рекомендации по профилактике и лечению ожирения.
реферат, добавлен 24.04.2012
Организация сестринского ухода в кардиологическом отделении, принцип работы школы здоровья для больных с артериальной гипертонией. Организация лечебно-профилактической помощи в кардиологическом отделении стационара, отношение пациентов к своему здоровью.
курсовая работа, добавлен 22.09.2011
Источник
Салернский кодекс здоровья как исторический источник
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 17:54, контрольная работа
Краткое описание
Салернская врачебная школа стала самым знаменитым медицинским учреждением не только в Италии, но и во всей Западной Европе. Некоторое время школой руководил известный врач Иоанн Миланский. При нëм в XII веке школа достигла такого особого расцвета, что император Священной Римской империи Фридрих II дал Салерно исключительное право присваивать звание врача и запретил заниматься врачебной практикой без соответствующей лицензии этой школы.
Прикрепленные файлы: 1 файл
Salernskaya_shkola_vrachey.docx
Оренбургский государственный педагогический университет
На тему: «Салернский кодекс здоровья как исторический источник»
Выполнила: Носырева М.А.
Студентка 3 курса
Оренбург, 2014 г
- Салернская шеола врачей……………………………………………..3
- Содержание «Салернского кодекса здоровья»…………………. 6
- «Салернский кодекс здоровья» в историческом контексте………..8
1. Салернская школа врачей
Уже в IX столетии в Салерно существовала корпорация врачей, не только осуществлявшая лечение больных, но и обучавшая врачебному искусству. Возникшая медицинская школа сложилась как школа практических врачей.
Обучение в школе продолжалось пять лет, после чего в течение одного года следовала обязательная практическая работа. Обучению предшествовал трехлетний подготовительный курс.
Салернская врачебная школа стала самым знаменитым медицинским учреждением не только в Италии, но и во всей Западной Европе. Некоторое время школой руководил известный врач Иоанн Миланский. При нëм в XII веке школа достигла такого особого расцвета, что император Священной Римской империи Фридрих II дал Салерно исключительное право присваивать звание врача и запретил заниматься врачебной практикой без соответствующей лицензии этой школы.
Город Салерно, благодаря школе, стал крупнейший медицинским центром Европы 1 .
Авторитет Салернской школы был непререкаем, что поддерживалось многочисленными трактатами, составлявшимися врачами из Салерно и распространявшимися по всей Европе. Сочинения этой школы были приняты, как образцовые, в других училищах.
В жизни Салернской школы различают два периода — греческий — от начала существования школы и до XII века, и Греко-арабский — начало которого восходит к середине XII века.
В IX—XI веках в Салерно были созданы труды практической медицины, такие, как «Антидотарий», включавший в себя 60 рецептов, и «Пассионарий» — практическое руководство по диагностике различных заболеваний. В XII веке в Салерно был написан фундаментальный трактат «De aegritudinum curatione» («О лечении заболеваний»), в котором шла речь о лечении всех известных в то время болезней «с головы до пят». Оригинальным и новым по своему характеру было сочинение «De adventu medici ad aegrotum» (О приходе врача к больному»), пользовавшееся широкой популярностью.
Особенной славой пользовалась гигиеническая поэма «Правила салернской школы» (лат. «Regimen scholae Salernitanae»), впервые напечатанное в 1480 в Кёльне и с тех пор многократно переиздававшееся.
Руководитель Салернской врачебной школы Иоанн Миланский составил сборник советов по гигиене, облечённых в леонийские стихи (лат. versus leoninus). Автором произведения, скорее всего, был не только Иоанном, а коллектив преподавателей салернской школы, так как первый стих, обращенный к герцогу Роберту, сыну Вильгельма Завоевателя, лечившемуся в Салерно в 1101 г. гласит «Правителю англов пишет вся Салернская школа» (лат. Anglorum regi scribit schola tota Salerni).
В начале XIII века здесь был составлен труд «Flos medicinae» («Цвет врачебного искусства»), в котором освещались самые различные вопросы, в том числе и взгляды на то, каким должен быть врач, назначение медицины, теория заражения и многое другое.
К Салернской школе принадлежали врачи из духовного и светского звания, а также женщины, которые заведовали больницами, сопровождали в походах армии и состояли при королях и принцах. Немало женщин бало и среди прославленных профессоров школы. Так, в XI веке здесь преподавала Абелла, написавшая трактаты «De atra bile» («О чёрной желчи») и «De natura seminis humani» («О природе человеческого семени»). Среди ученых женщин, преподавателей школы около 1059 г. была Тротула — «nobilis matrona». Из еë трудов до нашего времени дошли «De passionibus mulierum» («О женских болезнях») и «De compositione medicamentorum» («О составлении лекарств»). Её труды неоднократно цитировались многими авторами в XI—XII веках.
Сохранилось ещё много медицинских трактатов, написанных женщинами в Салернской школе. Так, Ребекка Гуарна написала трактаты «О лихорадках», «О моче», «О зародыше» и другие.
В 1480 году вышел в свет знаменитый труд «Салернский кодекс здоровья», принадлежавший Арнольду из Виллановы.
Салернская врачебная школа на протяжении ряда столетий являлась хранительницей античной медицины. Её называли «civitas Hippocratica» (Гиппократовое общение).
2. Содержание «Салернского кодекса здоровья»
В 1480 году вышел в свет фундаментальный труд алхимика, философа и врача школы Арнольда из Виллановы — «Салернский кодекс здоровья».
Произведение разделено на 102 главы. В первой даны предписания английскому королю. Далее, до 80-ой главы, представлены правила и наставления, относящиеся к распорядку дня и режиму питания. В 81-ой главе содержится информация о количестве зубов, костей и кровеносных сосудов человека. А в следующей — учение о четырех жидкостях в организме (желчь, слизь, кровь, черная желчь) и их воплощениях в стихиях (огонь, вода, воздух, земля) 2 .
«Салернский кодекс здоровья» посвящен диететике и профилактике болезней. В труде приведены некоторые сведения о строении человеческого тела (дано описание количества костей, зубов и крупных кровеносных сосудов). В особой красочной форме описал Арнольд четыре темперамента у людей, связав их с первоосновами средневековой алхимии — стихиями природы: связав флегму с водой, светлая желчь с огнем, кровь с воздухом, а черная желчь с землей. Это связано с тем, что, несмотря на свой ученый статус и опасность инквизиции, Арнольд никогда не мог перестать верить в силу алхимии и магии. Так же, в «Кодексе» крайне подробно дается описание теории и практики проведения кровопускания: даны точные указания по времени проведения кровопускания, сроки, глубины надрезов. «Выпусти кровь и будет долголетье» 3 — такое дает определение данной процедуре Арнольд из Виллановы, сообщая точную последовательность действий: умащение — питие- омовение — движение- повязка. Необходимо отметить, что после кровопускания следовало бодрствовать шесть часов, но запрещалось есть молочное, холодное и наслаждаться напитками. Кроме гигиенических и диетических основ, в «Кодеске» даны невероятно точные описания применения различных растений, которые были доступны широкому кругу, а не только врачам и аптекарям.
В книге также расписана польза от различных видов пива, вина, хлеба, сыра и различных специй. «Высший закон медицины — диету блюсти неуклонно» — именно так заканчивает свое произведение Арнольд из Виллановы, и его труд, изданный впервые в 1480 г., был переведен на многие европейские языки и переиздавался более 300 раз.
3. «Салернский кодекс здоровья» в историческом контексте.
Салернская школа оказала большое положительное влияние на медицину средневековой Европы. Она была тем центром, откуда распространялись идеи, далекие от схоластики (рис. 80). Лучшим сочинением Салерн-ской медицинской школы за всю ее тысячелетнюю историю явилась небольшая поэма «Салернский кодекс здоровья» («Regimen sanitatis Saler-nitanum»). • Ее автор — Арнольд из Виллановы (Arnaldo de Villanova, 1235—1311), прославленный ученый, врач и химик средневековья, впоследствии — магистр университета в Мон-пелье. Поэма посвящена диететике и предупреждению болезней. В ней приведены также некоторые сведения о строении человеческого тела (например, о количестве костей, зубов и крупных кровеносных сосудов). В красочной форме описал Арнольд четыре темперамента у людей. Вот каким он видел сангвиника:
Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре, Падкий до всякой молвы и внимать неустанно готовый. Вакх и Венера — услада ему, и еда, и веселье; С ними он радости полон, и речь его сладостно льется. Склонностью он обладает к наукам любым и способен. Чтоб ни случилось,— но он не легко распаляется гневом. Влюбчивый; щедрый, веселый,.смеющийся, румянолицый, Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.
Труд Арнольда из Виллановы, изданный впервые в 1480 г., был переведен на многие европейские языки и переиздавался более 300 раз.
В средние века объединения (сообщества) людей одной профессии (купцов, ремесленников и др.) назывались universitas (лат. совокупность). По аналогии с ними так стали называть а корпорации преподавателей и учеников— universitas magistrorurn et sco-larium. Так появился термин университет. Становление университетов в средневековой Западной Европе тесно связано с ростом’ городов, развитием ремесла и торговли, потребностями хозяйственной жизни и культуры.
В 1158 г. статус университета получила юридическая школа в Болонье (Италия). Затем статус университета был присвоен школам в Оксфорде и Кембридже (Британия, 1209), Париже (Франция, 1215), Саламанке (Испания, 1218), Падуе (Италия, 1222), Неаполе (Италия, 1224), Монпелье (Франция, 1289), Лиссабоне (Португалия, 1290), Праге (Чехия, 1348), Кракове (Польша, 1364), Вене (Австрия, 1365), Гейдельберге (Германия, 1386) (рис. 81), Кёльне (Германия, 1388), Лейпциге (Германия, 1409) и др.
Обязательным для всех учащихся был подготовительный (или артистический) факультет (от лат. artes —искусства), где преподавались семь свободных искусств (septem artes libera-les, см. с. 144). После овладения программой trivium (грамматика, риторика, диалектика) и сдачи соответствующих экзаменов учащемуся присуждалась степень бакалавра искусств. После овладения курсом quad-rivium (арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки) учащийся получал степень магистра искусств и право продолжать обучение на одном из основных факультетов: богословском, медицинском или юридическом, по окончании которого студенту присуждалась степень магистра (доктора) в соответствии с профилем факультета.
Слово студент произошло от латинского studere —учиться. Студентами называли всех учащихся университета, которые; как правило, были зрелыми людьми с весьма высоким положением в обществе: архидьяконы, прелаты, светские феодалы. Сроки обучения и возраст студентов обычно не ограничивались. Средневековые университеты были многонациональными учебными заведениями, где студенты объ-. единялись в землячества.
Количество студентов было небольшим и в пределах одной специальности редко превышало число 10. Для руководства ими из состава учеников избирался староста десятки—декан (от лат. decem — десять). Во главе университета стоял rector magnificis-simus <лат. rector— управитель). Оба эти поста занимали лица, имевшие высокий духовный сан. В церковных университетах (например Парижском) они назначались и оплачивались церковными властями, а в университетах, основанных по указу короля (например в Неаполе) — королевской властью 4 .
Термин профессор (лат. professor — знаток, публично объявленный учителем) пришел из древнего Рима (первым профессором риторики в Риме был Квинтюшан, с 68 г. н. э.). В средневековых университетах Европы (примерно с XV—XVI вв.) профессорами стали называть преподавателей— магистров (лат. magistri) и докторов (лаг. doctores).
Как уже отмечалось, языком средневековой учености в Западной Европе была латынь. Книга в средние века являлась большой редкостью.и стоила очень дорого. Ее листы изготовлялись из пергамента — особым образом обработанной кожи животных (ее производство началось в г. Пергаме ок. 180 г. до и. э.). Переписчики-монахи трудились над каждой книгой по нескольку лет. Наиболее ценные и редкие книги прикреплялись цепями к полкам или кафедре. Достаточно отметить, что в XV в. на медицинском факультете Парижского университета было всего лишь 12 книг.
Преподавание в средневековых университетах носило догматический характер. Отрецензированные церковью произведения Галена, Гиппократа и Ибн Сины заучивались наизусть. Практических занятий, как правило, не было.
Представления студентов о строении человека были весьма поверхностными. Церковь запрещала «пролитие крови» и вскрытие человеческих трупов. (Заметим, что в Александрии в эллинистическом Египте еще в IV в. до н. э. Герофил и Эразистрат проводили систематические вскрытия умерших и казненных преступников, что положило начало созданию описательной анатомии.)
Первые вскрытия умерших в Западной Европе стали производиться в наиболее прогрессивных университетах (Салерно и Монпелье) с особого разрешения монархов лишь в XIII— XIV вв. Так, в 1238 г.. Фридрих II разрешил медицинскому факультету в Салерно вскрывать один (!) труп в пять лет. В 1376 г. Людовик, герцог Анжуйский и правитель Лангедока, приказал своему суду отдавать университету в Монпелье один труп в год.
Университет в Монпелье был одним из самых прогрессивных в средневековой Европе. Свидетельство тому — обязательная врачебная практика за пределами города. Так, в 1240 г. студенты арестовывались только после работы в больнице в течение шести месяцев; в 1309 г. требовалась уже 8-месячная практика вне Монпелье. Имеются также сведения, о том, что студенты Монпелье уже в XIII в. посещали операции своих учителей-магистров и обучались «слушая и видя».
Однако в подавляющем большинстве средневековых университетов хирургия не преподавалась и в число медицинских дисциплин не входила. Ею занимались банщики, цирюльники ‘ и хирурги, которые университетского образования не имели и в качестве врачей не признавались. Первые перемены в отношении к хирургии наметились после распространения в Западной Европе переводов арабских рукописей, а также в связи с крестовыми походами 5 .
Источник