Меню

Сад для людей с ограниченными возможностями здоровья

Сад для людей с ограниченными возможностями

Садоводам с ограниченными возможностями сад доставляет такое же удовольствие, как и всем остальным. Любой может наслаждаться садом пассивно или активно, в той или иной степени, но людей с ограниченными возможностями отличает меньшая мобильность, им труднее справляться с тяжелой физической работой в саду, хотя она доставляет им удовольствие. Эти рекомендации — в основном для них, для тех садоводов, у которых стало меньше сил для работы в саду, чем когда-то.

Дизайн сада должен предусматривать индивидуальные нужды и предпочтения, но, к сожалению, городские сады доступны только тем людям, чьи ограниченные возможности носят самые распространенные формы. Обычно сад для инвалидов ассоциируется с несколькими приподнятыми цветочными клумбами или столами-верстаками для работы. Их, конечно, можно использовать для определенных работ в саду, что особенно важно для садоводов преклонного возраста, которым трудно наклоняться, но людям с особой формой ограниченности они никак не подходят. Например, приподнятые клумбы даже с самыми низкорослыми растениями человеку, сидящему в инвалидном кресле, будут закрывать вид на весь остальной сад.

Критерии планирования

Ухаживать за приподнятыми клумбами сидящим в инвалидных креслах намного сложнее, так как инструменты приходится держать на уровне талии, что довольно тяжело, несмотря на их специальную конструкцию. Любому человеку удобнее работать с инструментами, наклонившись к земле.

А скамейки для работы должны быть как раз чуть приподняты, до уровня талии. Для слабовидящих или слепых садоводов применяются разные критерии дизайна, но самое главное — обеспечить легкий и безопасный подход к растениям и другим объектам сада, особенно если в саду есть много интересного, что можно потрогать, понюхать или даже послушать.

Стоимость дополнительных приспособлений в саду нужно тщательно продумать: устройство приподнятой клумбы, например, стоит намного дороже, чем ее создание на земле.

В таком саду очень важно обеспечить безопасность. Дорожки должны быть широкими и легко преодолимыми, а рядом предусмотрены места для отдыха, где можно посидеть и полюбоваться садом. Доступ ко всем частям сада должен быть беспрепятственным, а приспособления для облегчения ухода за садом нужно запланировать (см. Сад, не требующий особого ухода) везде, где только можно.

Рекомендации для садоводов с ограниченными возможностями можно получить в специализированных организациях.

Объекты в саду

Мощение в саду для тех, кто ограничен в движении, должно быть нескользким. Для этого хорошо подходит приятный для глаз натуральный плоский камень, из которого легко сделать извилистые дорожки. Искусственные камни тоже подойдут. Не везде следует делать приподнятые бордюры, так как это дорого и не всегда необходимо, но если они все же планируются, их нужно делать широкими и высотой с инвалидную коляску. Верх такого бордюра может служить скамьей, что удобно для ухода за садом и позволяет быть ближе к растениям. Дорожки должны быть с плавными поворотами, без острых углов, чтобы их легче было преодолевать.

В сарае все скамейки для людей с ограниченными возможностями должны быть на уровне талии, а вход в теплицу лучше сделать с раздвижными дверями. Площадки для отдыха должны предусматривать места для инвалидных колясок и удобные сиденья, а уклон пандусов — не превышать 20°. В зависимости от того, какими возможностями для ухода за садом располагает владелец, открытые участки могут быть засыпаны гравием или торфом либо засажены такими почвопокровными растениями, как, например, ромашка.

Читайте также:  Плавание для женского здоровья

Сад для людей с ограниченными возможностями

Такой сад не обязательно должен быть просто успокаивающим или совсем неинтересным. Не стоит в погоне за абсолютной безопасностью жертвовать стимулом и интересом. На плане (рис. 106, внизу) основная терраса покрыта нескользким материалом, пригодным и безопасным для сидения, развлечения, трапез под открытым небом и принятия солнечных ванн.

Там, где заканчивается основная терраса, текстура мощения меняется, сигнализируя о смене направления или зоны сада. Такая техника безопасности важна для слепых или слабовидящих и должна повторяться повсюду в саду. В данном примере деревянный дек сигнализирует об окончании зоны расположения патио, откуда начинается плавно спускающийся пандус с перилами, которые тоже помогают определить смену уровня.


Рис. 106. Сад для людей с ограниченными возможностями

Приподнятые клумбы рядом с террасой делают растения более доступными для осязания и обоняния. Более высокие растения, конечно же, не нужно приподнимать таким образом. Места для отдыха в саду устроены на деревянном настиле в виде приствольных скамеек вокруг каждого дерева, которые обеспечивают естественную защиту и тень. В зоне отдыха есть еще одна скамейка, напротив приподнятого пруда, с которой виден и расположенный чуть дальше в саду акцент.

Здесь следует поставить скульптуру, если сад проектируется для слепых или слабовидящих, которая поможет тренировать их тактильные способности. Полукруглый газон в конце сада окружен гравийной дорожкой, также сигнализирующей о смене зоны. Растения и кустарники в клумбах специально подобраны для создания текстуры и аромата. Деревья посажены для привлечения птиц, пчел и насекомых, звуки которых будут особенно приятны в летнем саду.

Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:

Источник

Виды и правила организации работы детских садов для детей с ограниченными возможностями

Нередко случается так, что малышу, имеющему проблемы со здоровьем, для развития и социализации в обществе необходим специализированный подход.

Для этого на сегодняшний момент создаются школы и детские сады для деток с ограниченными возможностями.

Законодательная база вопроса

Детский сад для детей с ограниченными возможностями представляет собой дошкольное образовательное учреждение, в котором обучение, воспитание, развитие осуществляется с учетом уровня здоровья, физического и психологического развития учащегося, а также на основании применения специализированных методик обучения.

Любое дошкольное образовательное учреждение для детей, имеющих ограничение здоровья, обладает следующими особенностями:

  • Основанием получения знаний является физическое и психологическое развитие малыша. Преподаватели не только занимаются развитием, но и обучают навыкам самообслуживания;
  • Программа обучения разрабатывается на основании индивидуальных особенностей каждого воспитанника;
  • Количество учащихся в группе не превышает 15 человек. В некоторых группах допускается только по 2 – 3 воспитанника;
  • Время пребывания устанавливается также в зависимости от вида детского сада, а также от специфики проблем со здоровьем у детей, которые его посещают;
  • Сотрудниками такого дошкольного учреждения являются не просто воспитатели, а педагоги, обладающие специальными знаниями в области логопедии, физической оздоровительной культуры, дефектологии, психологии;
  • В процессе обучения малышей педагоги проводят не только работу с ними, но также и с родителями воспитанников;
  • Специализированное оборудование садов;
  • Материально-техническое обеспечение позволяет преодолевать любые нарушения здоровья учащихся.
Читайте также:  Занятия для женского здоровья

Законодательными документами, которые регламентируют правовое основание работы таких видов образовательных дошкольных организаций, являются:

  1. ФЗ «Об образовании в РФ». Закрепляет на нормативном уровне понятия обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, индивидуального учебного плана, адаптированной программы обучения. Также закрепляет на правовом уровне процесс организации обучения для несовершеннолетних с ОВЗ;
  2. Постановление Главного санитарного врача РФ № 26 от 10.07.2015 года о требованиях к условиям об организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам для детей с ОВЗ;
  3. Приказ Министерства образования № 1014 от 30.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Виды таких специализированных учреждений

Для детей с ограниченными возможностями создаются детские сады различных видов.

Можно выделить следующие учреждения:

  1. Детские сады комбинированного вида. Группы воспитанников формируются как из детей, у которых не наблюдаются ограничения здоровья, так и из деток, которые нуждаются в коррекции физического или психологического развития. Прием в такой детский сад ведется по общим условиям. В группе могут быть как здоровые дети, так и учащиеся со слабым здоровьем. В какую группу пойдет малыш зависит от решения родителя. В процессе воспитания проводятся дополнительные занятия по коррекции речи, повышению уровня здоровья воспитанника, а также по социальному воспитанию;
  2. Компенсирующего вида. Группы воспитанников формируются из детей, которые испытывают трудности в восприятии общих программ обучения, а также учащихся, которые нуждаются в специализированном подходе обучения с учетом физических возможностей. Как правило, ученики, попадающие в такие сады, имеют следующие заболевания, связанные с нарушениями:
    • зрения;
    • слуха;
    • опорно–двигательного аппарата;
    • психологического состояния (повышенная возбудимость, нервное состояние, раздражительность);
    • речи.

В таких учреждениях занятия организовываются на основании специализированных методик, разработанных для устранения каждого нарушения по отдельности.

Отличия имеет и педагогический состав. В состав работников входят следующие специалисты:

  • Логопеды;
  • Дефектологи;
  • Врачи – терапевты;
  • Психологи;
  • Массажисты;
  • Специалисты в области физического оздоровления.

Организация воспитательного и обучающего процесса

Образовательный процесс осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. Индивидуальный подход. Позволяет полностью изучить малыша, и на основе полученных материалов осуществлять обучение, развитие, а также необходимую коррекцию;
  2. Поддержка активности, которую ребенок проявляет самостоятельно. Посредством этого принципа формируется личность, которая в будущем будет иметь активную социальную позицию;
  3. Социальное взаимодействие. Позволяет развивать гуманистическое отношение каждого воспитанника к остальным участникам процесса обучения. Позволяет включиться в процесс обучения не только детям, но и их родителям;
  4. Вариативность организации процесса обучения и воспитания. Предполагает наличие различных программ, посредством которых осуществляется разностороннее развитие личности;
  5. Междисциплинарный подход. Заключается в разработке индивидуальных программ для каждого конкретного воспитанника и вместе с тем программы корректировки, необходимой всей группе воспитанников;
  6. Партнерская взаимосвязь с семей. В процесс обучения привлекают не только специалистов, но и родителей, и других членов семьи;
  7. Динамическое развитие образовательной модели. Процесс воспитания и образования должен меняется при изменении потребностей детей.

Правила составления индивидуальных программ

Для несовершеннолетних, которые имеют ограничения здоровья, процедура обучения должна разрабатываться на основании индивидуальной программы, которая учитывает состояние здоровья, а также психологическое развитие и индивидуальные возможности конкретного малыша.

Она включает в себя следующие виды сопровождения:

  1. Психологическое (коррекция личностной сферы – эмоциональная, познавательная, поведенческая);
  2. Логопедическое (исправление дефектов речи);
  3. Педагогическое (обеспечивается педагогами для формирования интереса у детей к обучению, социальной адаптации, самообслуживанию);
  4. Социально – правовое (изучение прав и свобод, имеющихся в государстве, формирование правового воспитания);
  5. Лечебно – оздоровительное (формирование интереса к здоровому образу жизни, профилактика наступления заболеваний);
  6. Воспитательное (формирование интереса к трудовой деятельности, к привычке самообслуживания, к соблюдению личной гигиены, правилам поведения и так далее).

Адаптационная программа – документ, который разрабатывается для детей, которые только привыкают к посещению детского учреждения. Как правило, в течение двух месяцев специалисты направляют усилия для установления психологической связи с ребенком.

Задачей такой программы является создание благоприятных психологических условий для последующего обучения несовершеннолетнего. Как правило, составляется после беседы с самим воспитанником, а также с семьей. На основании данных выявляются значимые психологические проблемы и ставится диагноз. Далее специалист разрабатывает методы, с помощью которых будут корректироваться психологические и физические отклонения.

Реабилитационная программа разрабатывается после того, как ребенок адаптировался к условиям обучения.

После этого ставится задача на формирование здорового отношения к обществу, а также навыков взаимодействия с окружающим миром.

Элементами реабилитации могут быть:

  1. Социализация, саморазвитие;
  2. Формирование интереса и профилактика здорового образа жизни;
  3. Творческое, трудовое, эстетическое развитие.

Программа правового воспитания имеет особое значение для детей, которые имеют особенности в развитии здоровья.

Вся работа строится по нескольким направлениям. К ним можно отнести:

  1. «Общество, которое меня окружает»;
  2. «Ребенок»;
  3. «Права и обязанности, которые я имею»;
  4. «Семья».

В ходе разработки программы должны учитываться следующие принципы:

  1. Интеграции информации, которая изучается учащимися и которая должна быть связана с остальными предметами;
  2. Комплексность формы подачи информации должна развивать не только правовые знания, но также и эстетические, культурные, художественные;
  3. Гражданственность.

Оздоровительные программы в детских садах, занимающихся воспитанием и обучением детей, которые имеют проблемы со здоровьем, являются наиболее важными. Они направлены на профилактику наступления заболеваний, поддержку уровня физического развития, воспитания положительного отношения к здоровью, формирование привычки здорового образа жизни.

Распространение ДОУ для инвалидов по России

В настоящее время распространение инклюзивного обучения стоит наиболее остро. Не так давно были приняты соответствующие ФГОСы, на основании которых детские сады, занимающиеся обучением особенных деток, разрабатывают свои программы.

Все больше педагогов заинтересованы в продолжении профессиональной деятельности в таких ДОУ.

Хотелось бы отметить, что количество детских садов компенсирующего вида также растет. На сегодняшний день в Москве существуют 235 садиков такого вида.

Всего компенсирующие сады есть в 11 субъектах нашей страны.

Пример работы ДОУ для малышей с нарушениями зрения представлен в следующем видеосюжете:

Источник

Adblock
detector