Меню

С новыми возможностями здоровья

В новом учебном году категории «обучающиеся с ОВЗ» уже не будет

Федюшина Эльвира Евгеньевна

04 января 2020 • 03:00

Понятия «инвалидность» и «ограниченные возможности здоровья» совсем не тождественны в российском законодательстве. Их разделение привело к проблемам правоприменительной практики. На портале государственных услуг РФ размещен к обсуждению законопроект, который предлагает решить возникшие противоречия, заменив определение «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» на «обучающийся с особыми образовательными потребностями». Законопроектом предлагается также редакция категории «обучающиеся с умственной отсталостью» как «обучающиеся с нарушениями интеллекта».

«Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья» как «обучающиеся с особыми образовательными потребностями»

В российском законодательстве, в отличие от зарубежного, инвалидность и ограничения по здоровью — разные категории лиц. Так, статус инвалида ребенка-инвалида присваивает бюро медико-социальной экспертизы на основании расстройств функций организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности. Статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья присваивает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия) на основании имеющихся особых образовательных потребностей, обусловленных различными нарушениями, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий. То есть категория «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий для получения образования.

Поэтому законопроектом предлагается наименование указанной категории обучающихся изложить как «обучающиеся с особыми образовательными потребностями».

Ребенок- инвалид

Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Поэтому он может и не являться обучающимся ‎с особыми образовательными потребностями, и вправе получать реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите). Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом
‎с особыми образовательными потребностями.

Если ребенку-инвалиду нужны специальные условия для получения им качественного доступного образования с учетом ‎его особых образовательных потребностей, ему необходимо пройти комплексное обследование ПМПК и получить соответствующее заключение.

В связи с изложенным законопроект предлагает новую редакцию определения категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, согласно которой ребенок-инвалид приравнен по правовому статусу ‎к лицу с особыми образовательными потребностями в случае подтверждения заключением ПМПК наличия нарушений, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий.

Кроме того,законопроектом предлагается заменить определение категории «обучающиеся с умственной отсталостью» и «обучающиеся ‎со сложными дефектами» на «обучающиеся с нарушениями интеллекта» ‎и «обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития» соответственно.

Обучающиеся, нуждающиеся в длительном лечении

Федеральный закон № 273-ФЗ (части 5, 6 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ) регламентирует организацию образования обучающихся, нуждающихся в длительном лечении при одновременном проведении необходимых лечебных и реабилитационных мероприятий. Вместе с тем законодательно категория обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, не определена.

Законопроектом предлагается согласованное с Минздравом России определение указанной категории обучающихся как осваивающей основные общеобразовательные программы, которой по заключению медицинской организации проводятся диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия продолжительностью 21 день и более в медицинской организации.

Выбор формы обучения, в соответствии с законом, остается за родителями с учетом мнения самого обучающегося. В то же время действующая версия Федерального закона ‎№ 273-ФЗ регламентирует выбор формы обучения педагогическими работниками. Для устранения существующего противоречия документ предлагает исключить норму о выборе формы обучения педагогическими работниками.

Центры медицинской, социальной и психологической помощи

В настоящее время центры психолого-педагогической, медицинской ‎и социальной помощи в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 273-ФЗ могут осуществлять образовательную деятельность только по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам. Вместе с тем, по итогам мониторинга Министерства просвещения, на территории Российской Федерации функционирует 184 центра. При этом 83 из них имеют лицензию на реализацию общеобразовательных программ начального общего образования и основного общего образования. Законопроект предлагает разрешить центрам вести образовательную деятельность ‎по программам начального общего и основного общего образования и дать им полномочия осущестлять функции ПМПК посредством расширения структуры и создания соответствующих подразделений.

Читайте также:  Мониторинг здоровья для школьников

При этом перечень видов помощи предлагается дополнить ранней коррекционной помощью. Ранняя коррекционная помощь будет оказываться с помощью уже созданных ресурсов, то есть центрами или психологами, педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, разъясняет документ.

Адаптированные программы и специальные условия

В соответствии с законом 273-ФЗ, общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Вместе с тем, как показывает практика, не все обучающиеся с особыми образовательными потребностями нуждаются ‎в адаптации образовательных программ. Некоторым из них достаточно создать некоторые специальные условия.

Перечень специальных условий законопроектом предлагается дополнить средствами альтернативной коммуникации, услугами тьютора, услугами ‎по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлопереводу, тифлосурдопереводу). Специальные условия должны быть созданы в любой образовательной организации, в которой есть обучающиеся указанной категории, ‎на любом уровне получения ими образования.

Федеральный закон, в случае утверждения этого проекта, вступит в силу с 1 сентября 2020 года.

Федюшина Эльвира Евгеньевна

Комментарии (5)

Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

«Специальные условия должны быть созданы в любой образовательной организации, в которой есть обучающиеся указанной категории, ‎на любом уровне получения ими образования.» — и все понимают, что это невозможно.
Да простят меня читающие коммент, но моё глубокое убеждение, основанное на опыте нашей семьи ( огромная проблема у родственников была), что работа с любыми названными категориями в первую очередь работа семьи и медучреждений, но никак не работа учителя и школы. Вернее, скажу так, что внимание, посильная учительская помощь, не препятствующая его основному назначению учить всех детей в классе, приветствуется, но не обязывает учителя выполнять то, что должны делать родители, а именно, заниматься самостоятельно с ребёнком, нанимать репетитора для дополнительных занятий, т.е. нести свой родительский крест максимально, быть может даже теряя возможность жить так, как живут люди с непроблемными детьми. Работа с такими детьми очень индивидуальна и никакой тьютор в школе это сделать неспособен. Или по тьютору каждому такому ребёнку? Тогда дешевле для государства вернуться к коррекционным классам и школам.
Если при любой инвалидности интеллект достаточно сохранён для усвоения школьной программы хотя бы на уровне «3», то обеспечить физическую возможность учиться ( пандус для колясочника, помощь при переходе из класса в класс плохо ходящему, помощь в переносе вещей и т.д., создание дружелюбной атмосферы в классе) школа обязана, но заставить учителя выполнять при обучении класса в 25 человек ещё и обязанности коррекционного педагога при умственной отсталости — форменное издевательство. Государство при этом экономит деньги, но лишает возможности получить добротное образование обычным детишкам.
Приведу пример из реальной практики. На курсах двое слабовидящих детей, администрация просит уделить особое внимание. Для меня это были моральные муки, ибо одновременно учить и видящих, и слепых было просто невозможно. Они подходили к доске, фотографировали, дома разбирали, видимо, но реально участвовать в обсуждении не могли, я не могла обсудить с ними непонятное на данный момент, обратной связи не было совсем. В данном случае не умственная даже отсталость, а глубокая инвалидность мешала обучению в обычном классе. Как я себя чувствовала — понятно любому педагогу, думаю. Выходила с занятий морально опустошённой — помочь реально не могла (надо было сесть рядом с ними, не обращая внимания на других детей), так как скорость усвоения и понимания была несопоставима.
И я за возможную ротацию (как всегда) — за возможность перехода из коррекционных классов в обычные при развившемся интеллекте, но и это развитие без огромной помощи родителей не произойдёт. К сожалению, тенденция переложить обязанность родителей на учителей есть, а приведёт это к ещё большему упадку образования. Напрашивается аналогия с современным положением в школе » 3 пишем, 2 в уме», что также одна из причин, приведших к упадку.
P.S. » Судьбу» ещё никто не отменил, она есть, и не всё можно исправить благими пожеланиями. У нас сложилась тенденция в обществе » мне все должны», но всё ли сам сделал возможное и невозможное для улучшения ситуации? Это я о родителях и детях.

Читайте также:  Газировка полезная для здоровья или нет

На сайте: 3 года

Род деятельности: Конфиденциально

Регион проживания: Конфиденциально

Между прочим, желание изучать что-то углублённо — тоже особая образовательная потребность.

На сайте: 13 лет

Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

Регион проживания: Новгородская область, Россия

Эта потребность в обычных школах игнорируется, к сожалению. Максимум — факультатив непосредственно перед ОГЭ и ЕГЭ.

На сайте: 3 года

Род деятельности: Конфиденциально

Регион проживания: Конфиденциально

Главным запросом общества сейчас является другой — дать нормальное образование детям с сохранённым интеллектом, ибо ситуация неумения, например, складывать дроби в 9 классе становится привычной, а уж понять условие задачи, сделать чертёж — просто невыполнимо для 2/3 группы ( функциональная неграмотность). Речь не о лицеях, понятно.
Я с примером ( как всегда). Курсы, планиметрия, необходимо выполнить действия b-b/2- ступор, спрашиваю соседа — тот же эффект. Шутливо спрашиваю » от яблока отнять пол-яблока, сколько останется?», отвечают — пол-яблока, «а в нашем случае?» Не поверите, молчат!! Хорошо, говорю, вынесите b за скобку- справились с трудом. Спрашиваю- ты к доске в классе выходишь? Отвечает, что за полгода не вызвали ни разу, всё письменные тесты пишут. Ну и как же понять причину исходную непонимания без устного общения? Да никак! Это терпеливо разговаривать нужно с учеником, время на НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ, РАЗБОР НЕПОНЯТНОГО затратить! В современной педагогической доктрине на это важнейшее учительское действие время не предусмотрено, а на бумагомарание «по поводу и без» ( да и на электронную отчётность, на фото мероприятий ) ограничений нет- сколько чиновник пожелает.

На сайте: 3 года

Род деятельности: Конфиденциально

Регион проживания: Конфиденциально

Главные события в рамках молодежного форума «ПМЭФ Юниор»

Источник

Почему детей с ОВЗ становится всё больше.

Приветствую вас, уважаемые читатели!

ОВЗ — ограниченные возможности здоровья , такую аббревиатуру используют в медицинских и образовательных учреждениях.

А у всех ли обследованных детей, выявляются действительные ограничения возможностей здоровья?

Детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом становится всё больше и больше. В чем причина? Плохая экология, наследственность, ну и в конце концов чем мы питаемся. Есть очень сложные заболевания. К превеликому сожалению, такие детки отличаются от других и имеют ограничения по здоровью. Есть глухие, слепые, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Им действительно положен особый статус, льготы и т.д.

Но сегодня душа болит по другому поводу!

Начинаешь задумываться и понимаешь, что что-то не так в нашей жизни происходит, начиная с детского сада и дальше.

Я пошла в первый класс в 1979 году, за десять лет обучения даже понятия такого не было — ОВЗ. Учился у нас в параллельном классе мальчик с ДЦП, но он был таким умным, алгоритмы по информатике быстрее всех решал.

Что мы знали о его ограничениях здоровья? Что он просто плохо ходит и разговаривает, и все. Да, наверно мы не знали о других, которые не ходили в школу.

Я это всё к тому, что сейчас внешне по ребёнку и не скажешь, что у него есть ограничения, а он — ребёнок с ОВЗ, но почему?

Читайте также:  Зависимость здоровья от курения

Да потому что с детского садика положено примечать всех детей, которые неправильно говорят, не могут отвечать на вопросы или как-то ведут себя не так. Вот с садика ребёнку приклеивают это — ОВЗ. Дальше он идёт в первый класс, трудно учиться, « надо отправить его на психолого-медико-педагогическую комиссию, пусть поставят ему какой-нибудь вид, чтобы он не учился по общеобразовательной программе! «

Да чтобы не заморачиваться!

Этот ребёнок продолжает учиться вместе со всеми в общеобразовательном классе. Учитель занимается индивидуально (как-будто), даёт легкие задания. Когда ребёнок доучится до девятого класса, то вместо ОГЭ (основной государственный экзамен) он будет сдавать ГВЭ (государственный выпускной экзамен) и точно его сдаст, чтобы получить аттестат об основном образовании. Как это глупо! Везде сейчас говорят о личностностно-ориентированном подходе обучения.

А почему в системе образования этого нет? Как было раньше:

В классе, в котором я училась с первого класса , было 32 человека. Каждый год кто-то убывал, прибывал. Все были разные: отличники, хорошисты, троечники, двоечники (которым два в уме держали, а тройку ставили). Но никому из них не вешали ОВЗ!

Да, человек пять таких ребят точно было! Они плохо учились, поведение у них было отвратительное, но они всё равно сдали экзамены и получили аттестат. И сейчас прекрасно живут и работают, у них свои семьи.

А наши бедные современные дети просто не имеют такой возможности! Им с детства нужно быть умным и делать всё как все, в идеале — лучше других!

А если ребёнок делает хуже, то сразу клеймо — ненормальный! Но ведь это не так! А может этот ребёнок одарен в чем-то другом, он подрастет и проявит себя с лучшей стороны. Нет, его тестируют, делают выводы раньше времени.

Каждый год что-то меняется в системе образования, начиная с дошкольного! Называют всё красивыми иностранными словами, а когда начинаешь вдумываться, разбираться, оказывается, что это всё — забытое старое! Нет ничего лучше старых, простых методик обучения (не кидайтесь камнями — я знаю о чём говорю. И сейчас есть отличные образовательные программы, но это редкость) .

На школьные учебники без слёз взглянуть нельзя! Всё настолько запутано и сложно, что даже родители не могут сделать домашние задания в начальных классах! Наверное они тоже с ОВЗ? Смешно.

А теперь за последние десять лет, что существует ЕГЭ, родители детей сами привыкли к такой системе:

«Уж лучше пусть с ОВЗ, чем без аттестата ребёнок останется. Что потом с ним делать, даже в колледж какой-нибудь не поступит, на работу не устроиться!»

Меня очень волнует эта проблема, жалко ребятишек, к которым уже детского сада вынуждены применить аббревиатуру ОВЗ.

Хотелось бы узнать кого волнует эта проблема, кто сталкивается с тем, что некоторым детям необоснованно дают статус ОВЗ.

Пишите в комментариях ваши вопросы и истории!

Источник

Adblock
detector