Меню

С чем связан термин социальное здоровье

3. Понятие о социальном здоровье.

Социальное здоровье – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом.

Социальное здоровье складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п.

Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Человек – существо общественное, социум влияет на здоровье личности. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградация личности, в таких случаях изменится ее отношение к себе, к другим людям, к деятельности и общению.

Компонентами социального здоровья можно считать:

Нравственность индивида – совокупность морально-этических качеств, идеалов, ценностных ориентаций, которые человек считает для себя истинными и следование выбранным ценностным самоустановкам. В нравственности человека отражается преимущественно гуманистический аспект здоровья. Основоположник валеологии И.И.Брехман выделяет нравственность не просто как составную часть здоровья , а рассматривает ее как основополагающий аспект в «валеологической структуре личности»

Выбранные для собственного руководства идеальные ценности – позитивные и негативные — в дальнейшем определяют вероятное поведение человека, причем как позитивное, так и негативное. Человек, воплощающий на практике свои идеальные ценности негативного плана, должен быть признан нездоровым. Нравственное нездоровье человека может долго не проявлять себя, поскольку свои неблаговидные поступки человек склонен скрывать от окружающих. Необходимость вести двойную жизнь может стать причиной стресса, безнравственный способ жизни рано или поздно проявляет себя в тех или иных расстройствах нервно-психического и физического здоровья. Нравственность человека выявляет качества его духовности. Ценностные ориентации существуют на уровне мыслей, которые легко скрывать, поэтому в духовности отражается преимущественно внутриличностный аспект здоровья. Нездоровье человека на духовном уровне является еще более скрытым от посторонних глаз.

Нравственное здоровье отражается в нравственнодуховных качествах человека, основными из которых являются способности:

 осознавать свободу воли или свободу выбора;

 испытывать чувство любви;

 осознавать уверенность и определенность в настоящем и будущем;

 осознавать различия между добром и злом;

 способность к самооценке;

 осознавать качества собственной воли;

 испытывать чувство веры;

 испытывать чувство достоинства;

 осознавать присущее ему чувство стыда;

 способность к прогнозированию событий и оценок;

 способность помнить события и связанные с ними переживания; чувство времени;

 способность понимания красоты и стремление к ней;

 способность к творчеству (музыкально-поэтическому, научному, техническому, педагогическому, организаторскому);

 способность понимать в чем-либо особый и (или) переносный смысл;

 чувство смешного, чувство юмора;

 способность радоваться, чувствовать себя счастливым;

 способность испытывать горе (свое и чужое);

 способность испытывать зависть, ревность, жажду мести.

Социальная адаптация ( от лат. adaptatio –приспособление) – способность организма приспосабливаться к различным изменившимся условиям социальной среды или жизни (к условиям трудовой деятельности, к профессиональным требованиям, взаимоотношениям в новом коллективе, способность преодолевать психологические барьеры). Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с предстоящей деятельностью, с новыми людьми и др. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением в новых жизненных условиях. Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активность.

Формирование социального здоровья человека связано с процессом социализации.

Социализация (лат. socialis – общественный)– это процесс и результат становления личности, усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу (группе, семье). Социализация – это процесс непрерывный, она сопутствует человеку на всех его возрастных этапах. Она может идти как целенаправленно, т.е. в процессе воспитания и самовоспитания, так и стихийно – под воздействием факторов общественного бытия.

Результат социализации – это

а) сформированность тех черт, которые востребуются в данном обществе ( социализированность);

б) становление самосознания и активной жизненной позиции личности;

в) развитие контактов индивида с другими людьми и совместной с ними деятельности.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех ситуациях, когда это препятствует саморазвитию, самоопределению, самореализации. Нарушение такого равновесия ведет к появлению так называемых жертв социализации – конформистов, полностью идентифицирующих себя с обществом, или, наоборот, обособленного, не адаптированного к обществу человека.

При формирования психического и социального здоровья, становлении самосознания очень важным является процесс получения представлений о своих идеалах, ценностях, мотивах поведения, достоинствах и недостатках и пр., т.е. процесс познания себя, самооценка личности и результатов своей деятельности. Самооценка – важный регулятор поведения, влияет на развитие личности и на эффективность деятельности.

Читайте также:  Лучшие зарядки для здоровья

Неадекватная, т.е. завышенная или заниженная самооценка, а также неустойчивая самооценка деформирует внутренний мир личности, препятствуют психическому и социальному здоровью.

Иногда возникает расхождение между самооценкой и оценкой со стороны окружающих. Если оценка выше самооценки, то расхождение между ними может стать фактором, стимулирующим развитие личности. Если же самооценка превосходит оценки окружающих, то такое расхождение может привести к конфликту (а тем самым и к нарушению здоровья). Успешность педагогического воздействия в значительной степени определяется тем, какую самооценку удается сформировать. Высокая адекватная, дифференцированная, обоснованная самооценка позволяет легче усваивать новый материал, уверенно браться за новое дело, активно высказывать свое мнение и критично воспринимать опыт других. Для воспитания положительной самооценки у детей необходима доброжелательность, разумная требовательность и одобрение даже в тех случаях, когда их поведение или выполненная работа нам не травится. При этом ребенку важно объяснить, что осуждение (плохая оценка) направлено на конкретное действие, а не на него самого (не на личность).

Таким образом, реализация идей психического и социального здоровья потребует от каждого человека переосмысления своих личностных качеств (и прежде всего таких, как активность и ответственность), а от общества – пересмотра сложившихся приоритетов и традиций в сфере воспитания и образования, труда и отдыха.

Источник

Международный журнал

гуманитарных и естественных наук

Комарова А.Н. Теоретико-методологический анализ понятия «социальное здоровье» // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 7. №1. – С. 106-109.

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ»

А.Н. Комарова , аспирант

Юго-Западный государственный университет

Аннотация. В данной статье приводится анализ различных подходов к определению здоровья и социального здоровья в современной социологической науке, рассматриваются компоненты социального здоровья и факторы его формирования. Рассматриваются на и более значимые на наш взгляд авторские концепции здоровья и социального здоровья. П е речислены основные компоненты, характеристики и факторы формирования социальн о го здоровья. Уделяется особое внимание фактору социальной адаптации, являющемуся, на наш, взгляд особенно важным.

Ключевые слова: социально-гуманитарное знание, здоровье, социальное здоровье, факторы формирования, компоненты, социальная адаптация, междисциплинарный, н а учный подход, направление изучения, определение понятия.

Вопрос целостности здоровья стоит на главенствующих позициях проблематики современной науки. На сегодняшний день. Ученые всего мира, аккумулируя знания о зд о ровье, воссоздают его комплексную картину. Однако , несмотря на огромное количество знаний о здоровье, остаются актуальными вопросы о том, какие комп о ненты здоровья я в ляются определяющими или, где заканчивается здоровье и начин а ется патология? Ответы на эти вопросы являются ключевыми в изучении здоровья в целом. Говоря о тенденциях развития социально-гуманитарного знания, осно в ным и особенно актуальным направл е нием изучения на данный момент является п о нятие и феноменология социального зд о ровья, как отдельного человека, так и о б щества в целом.

Для понимания того, что же такое соц и альное здоровье, процесса его формиров а ния и составляющих компонентов, а также границ нормы, необходимо определить термин « здоровье » в общем смысле.

Одними из основных и базовых опред е лений здоровья, принятых во всех странах является определение здоровья ООН. В уставе Всемирной организации здрав о охранения (Женева, 1958) «здоровье» трактуется как « состояние полного физ и ческого, душевного, социального благоп о лучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» . C огласно п о зиции ВОЗ , здоровье – это одно из гла в ных условий продуктивного социал ь ного и экономического развития. Реализация и н теллектуального, нравственно-духовного, физического и репродуктивного потенци а ла возм ожна только в здоровом общес т ве [ 1 ] .

Первые упоминания о здоровье встр е чаются еще в работах античных мыслит е лей, таких как Гиппократ, Демокрит, Ле в кипп, Алкмеон, Кротонкий и других. В то время зд о ровье рассматривалось с точки зрения философского течения и особенн о стей социума, в кот ором жил тот или иной мыслитель [ 2 ] .

Анализируя определения в рамках различных подходов (как гуманитарных , так и естественных наук), можно заметить, что разные авторы с разных точек зрения определяют здоровье. Одни во главу ставят биологические и физиологические составляющие, а другие в большей степени опираются на социальные условия, влияющие на формирование здоровья человека. О тмети м тот факт, что одни определения рассматривают здоровь е в статике, а другие – в динамике. М ожно выделить множество подходов, изучающих понятие « с оциальное здоровье». Ниже представлены наиболее значимые подходы на наш взгляд:

Читайте также:  Первая помощь при синдроме длительного здоровья

1. Согласно классификации, Калью П.И. социальное здоровье относится к ценнос т но-социальной модели. Рассматривается не только здоровье одного индивида, но и здоровье общества в целом, так называ е мое общественное здоровье, которое явл я ется показател е м успешного функцион и р ования общества как «организма» [ 3 ] .

2. Концепция Сергеева Т. Б. определяет социальное здоровье с позиций узкого и широкого подхода, выде ляя также фун к циональный подход [ 4 ] .

3. С точки зрения Зозули И. В. социал ь ное здоровье строится на социальном бл а гополучии, активности, безопасности. С о циальное здоровье обусловлено не столько образом жизни, сколько социальным пов е дение.

4. Согласно позиции Готило Л.В. и Г о родовой Т.В. выделяется 5 подходов к изуч е нию социального здоровья:

I . Девиантологический подход .

II . Подход, в котором понятие «соц и альное здоровье» приближено к понятию «социальное благополучие» .

III . Подход, в котором социальное зд о ровье рассматривается как «комфортное состояние человека в рамках той или иной социальной группы» .

IV . Подход, в основе которого осно в ным критерием социального здоровья я в ляется соц и альная адаптация .

V . Личностно-центрированный по д ход [ 5 ] .

Проанализировав эти подход ы к опр е делению социального здоровья, можно сделать вывод, что на сегодняшний день данное понятие сформулировано неодн о значно и имеет достаточно широкие пон я тийные границы . Оно не позволяет дать чет кого определения этого феномена, о д нако дает возможность утверждать о том, что социальное здоровье представляет с о бой нравственно-этические отношения и н дивида с социумом и отн о шение к себе и окружающему миру, а также наличие о п ределенной ценностной иерархии, орие н тированной на общество и людей.

Для формирования нормативной уст а новки решающими являются системы ценн о стных ориентаций, непосредственно создающих то интеллектуальное и м о рально-психологическое основание личн о сти, на котором будет сформ ировано ее социальное п о ведение [6] .

Несмотря на отсутствие четкого опр е деления социального здоровья , это пон я тие прочно вошло в понятийный аппарат социологов и является одной из актуал ь нейших проблем современных исследов а ний, так как для полноценной обществе н ной активности человеку мало иметь ф и зическое и психическое благополучие. Именно поэтому социальное здоровье м о жет рассматриваться как социальная це н ность, основанная на социальной активн о сти индивида и способствующая его общ е ственной адаптации.

Наиболее часто проблема социального здоровья рассматривается в контексте:

– развитие социально-демографических показателей;

– социальный детерминизм болезней;

– социал ьная самореализация и адапт а ция [ 7 ] .

Основными характеристиками социал ь ного здоровья считаются:

– адекватное восприятие действител ь ности;

– интерес к окружению;

– гармония внутри и вокруг себя;

– адекватная регуляция поведения, с о ответствующая принципу «здесь и се й час»;

– способность к высокому уровню пр и спосабливаемости к условиям окружа ю щей среды и общества;

– деятельностное отношение к миру;

– социально-психологический комфорт жизни человека;

Овчарова Р.В. выделила следующие критерии социального здоровья:

– адаптация в референтных обществах;

– овладен ие ведущими видами деятел ь ности;

– уравновешенность процессов соци а лизации и индивидуализации ;

– наличие самоконтроля и саморегул я ции поведения в зависимости от обсто я тельств;

– общая средовая адаптация;

– интеграция в общество [ 5] .

Говоря о социальном здоровье и его р о ли в общественной жизни человека, нельзя не затронуть вопрос и его формировании. На формирование социального здоровья активно влияют различные причины с о циокультурного характера, актуальные для данного общества в данный период врем е ни на данной территории. У российской молодежи , этими причинами являются:

– низкий уровень заработной платы;

– высокий уровень безработицы;

– относительная труднодоступность различных государственных и социальных у с луг;

– экологическая обстановка страны;

– нездоровый образ жизни;

На наш взгляд социальная адаптация является одним из основополагающих факт о ров социального здоровья человека, так как в процессе социальной адаптации личности формируются основные комп о ненты социального здоровья.

Читайте также:  Охран здоровья работников промышленны

Социальная адаптация – это основная и важнейшая из представленных предпос ы лок формирования социального здоровья человека. В результате успешной адапт а ции ч е ловек может полноценно выполнять свои социальные функции, в том числе в профессиональной сфере. Социальная адаптация в данной сфере осуществляется на основе норм поведения и взаимоотн о шений, определенной системы ценностей, соответствующих назн а чению и смыслу профессии [ 10 ] .

Роль социальной адаптации в формир о вании социального здоровья отмечала Кузнецова И.В., характеризу я последнее как «определённый уровень развития, сформирова н ности и совершенства форм, способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравн о вешивание, регуляция); определённый уровень психического и личностного ра з вити я.

Приступа Е.Н. с педагогических поз и ций определяет «социальное здоровье личн о сти» как «состояние человека, при котором его биопсихические возможности способс т вуют установлению равновесия с социальной средой путём адаптации и конструктивной активизации в ней, следуя нравственным социальным нормам» [ 5 ].

Основываясь на вышеприведенный ан а лиз, мы предлагаем понимать социальное здоровье как совокупность характеристик, определяющих соответствие социальных процессов, результатов и условий жизн е деятельности членов общества, уровня их нравстве н ности, социальной активности, адекватности восприятия себя и окруж е ния, а также выс о кого уровня адаптации к изменяющимся условиям окружающей действительности.

Таким образом, проблема здоровья, в том числе и социального , поднималась еще в античные времена, но научно офо р милась она, сравнительно недавно в ра м ках не только гуманитарных наук, таких как психология и социология, но и в ра м ках современной медицины. С тоит по д черкнуть, что состояние современного общества и его основные проблемы неп о средственно влияют на формирование здоровья и в большей степени на форм и рование социальной адаптации, а, следов а тельно, на социальное здоровье человека и общества в целом.

Говоря о феномене социального здор о вья, можно сказать, что это одно из ва ж нейших условий жизни человека и общ е ства в целом. Данный феномен также я в ляется междисциплинарным, так как н е возможно рассматривать социальное зд о ровье обособленно от других компонентов здоровья человека, таких как физиолог и ческое или психологическое здоровье. На данный момент недостаточно подробно изучено в социологической науке , но в свою очередь, бесспорно, является акт у альной проблемой общественной науки .

1. Здоровье студенческой молодежи: достижения науки и практики на современном этапе / под ред. В . А . Со колова . – Мн .: БПТУ , 2002. – 182 с .

2. Cockerham W. Health Lifestyles in Russia // Social Science and Medicine, 2000. – Vol. 51. – Pp. 312-325 .

3. Калью П . И . Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. – М., 1988.

4. Сергеева Т.Б. Социальное здоровье: философский аспект. – Ставрополь, 2003.

6. Колпина Л.В. Социальное здоровье: проблемы и перспективы изучениям // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 20 06. – №4. – С. 279-281.

7. Бикулов Р.А. Проблемы профессиональной социализации современного студенчес т ва. – М.: Академия, 2004. – 205 с.

8. Гатило В.Л., Городова Т.В. Социальное здоровье студенческой молодёжи: подходы к определению // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №1-1.

9. Триандис Г.К. Культура и социальное пове дение. – М.: Форум, 2010. – 384 с

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ANALYSIS OF «SOCIAL HEALTH »

A.N. Komarova, postgraduate

South-West state university

Abstract. This article is an analysis of different approaches to the definition of health and s o cial health in modern social science, considers social health components and factors of its fo r mation. We consider the most important in our opinion the author’s theories of health and social health. There are listed the main components, characteristics and factors of social health. To pay special attention to the factor of social adaptation, which is particularly important, in our opi n ion.

Keywords: social-humanitarian science, health, social health, factors of formation, comp o nents, social adaptation, multidisciplinary, scientific approach, the direction of the study, defin i tion of the concept.

Источник

Adblock
detector