Меню

Русские традиции по укреплению здоровья

Воспитание здорового образа жизни на Руси

Забота о здоровье представляла собой одну из высших ценностей в славянской культуре. Известный русский ученый и писатель В. И. Даль приводит в своем сборнике некоторые пословицы русского народа интересные своим отношением к проблеме укрепления и формирования здоровья: «Здоровье всего дороже. Здоровье дороже богатства. Здоровью цены нет. Здоровья не купишь… Деньги – медь, одежда – тлен, а здоровье – всего дороже… Здоровому все здорово… Береги платье снову, а здоровье смолоду». В обыденном общении русичи, приветствуя друг друга, желали здоровья: «Здравствуйте», «Будьте здоровы». Тем самым подчеркивалось, что сохранение и укрепление здоровья является важным для человека.

В языческой Руси не было строго обособленной касты жрецов, обладающих медицинскими познаниями, они являлись достоянием самого народа и передавались из рода в род. Народная медицина являлась частью языческой культуры, а способы врачевания представляли собой совокупность эмпирических и мистических воздействий. Врачеватели-знахари назывались волхвами, ведунами, кудесниками, ведьмами и считались в народе посредниками между человеком и таинственными силами природы. До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь. Во врачебной практике использовались растения (полынь, крапива, подорожник, листья березы, кора ясеня, лук, чеснок, хрен, березовый сок и т.д.), продукты животного происхождения (например, мед, кобылье молоко, сырая печень трески) и минералы.

Русскому народу было известно немало способов сохранения и укрепления своего здоровья – гигиенически обоснованный уклад жизни: распределение приемов пищи, ранний утренний подъем и ранний отход ко сну вечером, послеобеденный сон. Все это способствовало соблюдению здоровому рациональному режиму труда и отдыха.

К пьянству в Древней Руси было негативное отношение. Профилактике злоупотребления алкоголем способствовало соблюдение языческих постов как способ очищения организма и ограничение употребления спиртного. Употребление алкоголя имело место главным образом во время игрищ, а также на народных и княжеских пирах, тризнах. Однако на Руси в то время основным сырьем для производства алкоголя был мед и поэтому традиционные хмельные напитки были низко градусные: брага, медовуха и пиво. Прием этих напитков сопровождался обильной трапезой, что сводило к минимуму ущерб здоровью от употребления алкоголя. С тех времен сохранился всем известный рефрен: «И я там был. Мед, пиво пил. По усам текло, а в рот не попало».

Никаких упоминаний о пьянстве и алкоголизме в литературных источниках не встречается. Представители педагогической науки (Т. П. Васильева, К. А. Разуванов и др.), рассматривая генезис алкоголизма в России, схожи во мнении, что Россия в средневековье вступила трезвой, особенно это касалось простолюдинов.

Несмотря на то, что людям издавна было известно наркотическое действие различных растений и грибов, однако широкого распространения употребление наркотиков среди русичей не происходило. Как считают современные исследователи, проблема наркомании в России возникла лишь в XIX веке.

Соблюдению необходимого для здоровья двигательного режима у славян, как одной из важных составляющих здорового образа жизни, способствовали физические упражнения и игры, занятия с оружием, которые развивали мускулатуру и выносливость, обеспечивали оптимальную двигательную активность. В частности, великий русский просветитель, историк и писатель Н. М. Карамзин, повествуя о физическом и нравственном характере обитателя славянских земель, утверждает, что он «…любит движение, согревая им кровь свою; любит деятельность» . Так, борьба и кулачный бой составляли издавна любимую народную потеху и назывались играми, или игрищами, любоваться на которые приходили простые люди и знать. Трудно не согласиться с Н. М. Карамзиным, который утверждает, что «Народные игры и потехи, доныне единообразные в землях Славянских: борьба, кулачный бой, беганье взапуски, остались также памятником их древних забав, представляющих нам образ войны и силы». Кроме того, в славянской борьбе существовала и своя некая философия «очищения души и тела», что, по сути, означало «в здоровом теле – здоровый дух».

Высокий уровень физической подготовки, достигаемый в повседневной жизни, позволял русским воинам совершать крупные военные походы, которые, продолжались «…иной раз месяцы, а то и годы, когда воинам приходилось преодолевать расстояние в сотни и тысячи километров».

Читайте также:  Советы по укреплению здоровья детей дошкольного возраста

В Древней Руси людям было хорошо известно, что восстанавливать свое здоровье всегда трудно и энергоемко. В повседневной жизни они пользовались простейшими гигиеническими правилами, которые способствовали ведению здорового образа жизни. Эти правила и приемы оздоровления были настолько просты, что не требовали для их выполнения привлечения специально обученных знахарей и ведунов. Они выполнялись каждым человеком самостоятельно и передавались внутри семьи от родителей к детям. Так, люди знали, что нельзя надевать чужую обувь, иначе ноги будут потливы и возникает угроза грибковых заболеваний.

В качестве простейшего правила личной гигиены был запрет пользоваться одеждой, украшениями или сосудами для воды и еды, которыми пользовались другие. Кроме того, славяне знали, что нельзя носить старые или грязные одежды, которые согласно народному поверью, считались дополнительным источником различных заболеваний.

Закаливание организма происходило в процессе выполнения языческих обрядовых купаний, омовений в реках, родниковой воде. Купались, умывались холодной водой, зачерпнув воду рано утром, «пока ворон не обмакнул крыла». Так, в день Аграфены Купальницы умывались росой. Кроме того, росу люди использовали при заболеваниях глаз, давая следующие поучительные советы: «От глазных болей – двенадцать раз умываться росою». В Древней Руси также считали, что сохранить здоровье на целый год могли кувыркание и катание по росе, чаще всего перед днем св. Юрия, Ивана Купалы, Троицей или во время первого весеннего грома. В качестве профилактики различных заболеваний практиковалась помывка в бане. Выйдя из бани, славяне говорили: «Тебе, баня, на стоянье, а нам на здоровье».

Первые указания о проведении оздоровительных мероприятий в войсках в форме религиозных требований относятся к глубокой древности. Гигиенические рекомендации о содержании в чистоте лагерных стоянок, дезинфекции захваченной у неприятеля добычи можно найти у древних народов.

Из поколения в поколение люди делились в воспитательных целях жизненным опытом, давали здоровье сберегающие советы, касающиеся питания. В пищу они принимали натуральные продукты, богатые витаминами и питательными веществами. Несмотря на то, что еда была проста и незатейлива, в то же время по своему составу являлась разумной и достаточно разнообразной: хлеб, рыба, мясо, молоко, масло, овощи, фрукты, ягоды, грибы, травы, мед, квас и др. Н. М. Карамзин, описывая быт, образ жизни восточных славян, говорит, что они «сносили голод и всякую нужду; питались самою грубою сырою пищею». Также славяне знали, что чрезмерное употребление пищи наносит вред здоровью. О вреде переедания они говорили: «Где пиры да чаи, там и немочи. Не ешь масляно: ослепнешь».

Древние славяне почитали семейные узы, в половую связь вступали в рамках существующих браков. Несмотря на то, что имеются исторические сведения о фактах многоженства у восточных славян, но современный исследователь Ю. А. Коловрат в своей статье «Сексуальное волховство и фаллоктенические культы древних славян» находит этому единственное объяснение в желании увеличить количество детей, в которых заключалась экономическая мощь рода, его процветание. Кроме того, автор статьи говорит о высокой морали, присущей восточнославянским народам. В свою очередь Н. М. Карамзин утверждает, что «Древние писатели хвалят целомудрие не только жен, но и мужей славянских».

Через обычаи и традиции юношам передавались образцы конкретных поступков и действий в бою, указывалось, что следует, а чего не следует делать. Традиции же способствовали воспитанию таких качеств, как дисциплинированность, исполнительность, честность, стойкость, храбрость, выдержка, самообладание. На этом фундаменте формировались здоровые, закаленные люди, имеющие достаточное физическое развитие и столь же стойкую психику для успешного участия в боевых столкновениях.

Можно сделать вывод, что образ жизни, который вели русские воины до принятия христианства, давал им возможность быть здоровыми и физически развитыми людьми, не обремененными вредными привычками, готовыми в любой момент встать на защиту своего народа, при этом жить долго и умирать в глубокой старости.

Источник

Проект «К здоровью через традиции»

Татьяна Сальникова
Проект «К здоровью через традиции»

Тема: «К здоровью через народные традиции»

Вид проекта: познавательно – творческий, групповой.

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц)

Читайте также:  Что такое укрепление здоровья населения

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Актуальность:

Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья через народные традиции, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка — это важнейший труд воспитателя». Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России.

Приобщение и погружение детей в русскую, культурную традицию — залог их психического здоровья. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа.

К сожалению, сейчас на нас и наших детей обрушился поток западной культуры. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась

в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети

быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.

Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа.

К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует: песни, фольклор. сказки, пословицы, поговорки, праздники.

Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей. основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья.

Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

Цель проекта: формирование у детей старшего возраста мотивации навыков здорового образа жизни, через традиции и ценности национальной культуры в области здоровья.

Задачи проекта:

Образовательны е: Знакомить с историей возникновения праздников, народных традиций; учить сохранять и укреплять здоровье детей старшего возраста через народные традиции; приобщать к ценностям ЗОЖ путем сохранения национальных истоков, семейных и иных традиций в оздоровление детей; повысить уровень компетентности педагогов, родителей по формированию здорового образа жизни; укрепить связи взаимодействия и сотрудничества «детский сад — семья — школа — городские службы по формированию здорового образа жизни».

Развивающ ие: Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность; развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, прибаутками, скороговорками; развивать диалогическую речь, использовать в речи образные слова и выражения; содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения.

Воспитательн ые: воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.

Гипотеза проекта: применение здоровье сберегающих технологий, этнопедагогики, национальных духовных традиций в реализации проекта обеспечит формирование социально — значимой здоровой личности.

Прогнозируемый результат:

• Постепенное снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста;

• Разработка и соблюдение валеологических требований на занятиях;

• Совершенствование диагностики и коррекционно-развивающей работы в образовательном учреждении.

План реализации проекта

Социально – коммуникативное развитие

Беседы: «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Что Вы знаете о народных праздниках».

Составление рассказа из опыта детей «Традиции нашей семьи».

Дидактические игры: «Кувшин доброты».

Сюжетно – ролевые игры: «Маленькие помощники», «Родной дом»,

«Семья – У нас праздник».

Познавательное развитие

Беседы: «В гостях у Василисы Премудрой», «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Что Вы знаете о народных праздниках».

Рассказ воспитателя «По одёжке встречают», «Наши предки – славяне», «Умей в гости звать и умей угощать».

Викторины: «А знаем ли мы?», «Народный фольклор»

Презентация «Игры наших бабушек и дедушек»

Дидактические игры: «Подари семье радость», «Вспомни пословицу о семье»

Рассматривание русского народного костюма

ООД «Русская народная культура», «Предметы из бабушкиного сундука» (составление описательных рассказов)

Речевое развитие

Разучивание потешек, скороговорок, пословиц, поговорок.

Чтение художественной литературы:

И. И. Соковни-Семёновой»Основы зож и первая медицинская помощь»,

Русский фольклор: «Николенька-гусачок.», «Как у бабушки козёл.», «Ранним-рано поутру.», «Грачи-киричи», «Ласточка-ласточка.», «Дождик, дождик, веселей.», «По дубочку постучишь».

Читайте также:  Bungy 207 ограничения по здоровью

Русские народные сказки: «Теремок», «Курочка ряба», «Царевна-лягушка», «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Лиса и рак», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Гуси – лебеди», «Филипп и пташка», «Палочка – выручалочка», «Заря», «Горелки», «Пчёлка и ласточка», «Молчанка», «Кто быстрее соберёт игрушки», «Карусель», «Гори, гори ясно», «Жмурки», «Ручеёк».

Игровые упражнения: «Перетягивание каната», «Попади в цель».

Русские народные игры: «Тень, тень, потетень», «Ворон», «Пугало», «Весёлый бубен».

Хороводная игра: «Шла коза по лесу»

Художественно – эстетическое развитие

Ярмарка «Осени щедрые дары».

ООД «Знакомство с русским народным костюмом», «Декоративная посуда»

Попевки: русские народные песни, прибаутки; «Частушки»

П. И. Чайковский «Танец пастушков»

Музыкальные игры: игры с деревянными ложками.

Пение: Заклички, приговорки, прибаутки.

Р. н. песни: «Ах, улица», обр. Е. Туманян; «По зелёной роще», «Солнышко, покажись».

Общение с родителями

Консультация «Приобщаем детей к народным традициям»;

Наглядно – текстовая информация для родителей о народных праздниках;

Выставка детских работ «Здоровье и семья»;

Фотовыставка «Семейные увлечения»;

Традиционные спортивные мероприятия: «Осенняя спартакиада», «День здоровья».

Стратегия реализации проекта:

1 этап: Разработка проекта.

Цели: 1. Создание безопасной оздоровительной среды.

2. Первичная диагностика развития ребенка.

3. Анкетирование родителей: получение информации о развитии ребенка.

4. Организация работы систем дополнительного образования.

5. Координация деятельности и взаимодействия всех звеньев системы.

2 этап: Основной.

Цели: 1. Расширить у детей представлений о здоровом образе жизни.

2. Познакомить с литературными произведениями по теме проекта.

3. Планировать работу с родителями.

4. Развивать творческое воображение.

5. Развитие двигательной активности

3 этап: Заключительный.

Цели: 1. Организация работы по повышению уровня компетентности педагогов и родителей.

2. Работа инициативной, творческой группы по составлению модели выпускника.

3. Выпуск газеты детского сада «Традиции и наше здоровье».

Ожидаемые результаты:

1. Снижение уровня заболеваемости детей дошкольного возраста.

2. Укрепление психического здоровья.

3. Формирование образа выпускника — социально значимой здоровой личности.

4. Овладение навыками самооздоровления своей жизни на основе духовных ценностей, национальной культуры.

5. Формирование здорового образа жизни, обогащение идеями этнопедагогики в семье.

Методическая разработка «Через музыку к здоровью» Методическая разработка «Через музыку к здоровью» Составитель: Воронина Светлана Витальевна музыкальный руководитель 1-я квалификационная.

Консультация «К здоровью через экологию» Удивительный мир природы. Он встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В сердце.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста через традиции и обычаи алтайского народа ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ АЛТАЙСКОГО НАРОДА Л. И. Мандаева, старший воспитатель филиала.

Проект «Лук — здоровью друг» в старшей группе Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад № 91 компенсирующего вида» г. Ухта кологический проект на тему «Лук — здоровью друг».

Проект «Путь к здоровью-Витамишки» ПРОЕКТ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «Путь к здоровью — ВИТАМИШКИ» Актуальность Дети впервые пришедшие в детский сад имеют низкий уровень формирования.

Проект «Воспитание чувства патриотизма через семейные традиции» Тип проекта: Познавательно- творческий Продолжительность проекта: Краткосрочный Участники проекта: дети 2-ой младшей группы, воспитатели,.

Проект ЗОЖ «Закаливание — первый шаг на пути к здоровью» Проект «Закаливание – первый шаг на пути к здоровью» «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье ребёнка – это важнейший труд.

Совершенствование работы по укреплению здоровью детей через оптимизацию двигательной активности в течении дня Воронеж-2019г. Что же такое оптимизация двигательной активности? Это-выбор наилучшего варианта из возможных для достижения наибольшей эффективности.

Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ через реализацию проекта «Семейные традиции» На протяжении многих лет коллектив педагогов Тинской школы-интерната работает над обеспечением качественного коррекционно-развивающего обучения,.

Воспитание нравственных ценностей у дошкольников через семейные традиции Воспитание нравственных ценностей у дошкольников через семейные традиции Мельникова Н. В. воспитатель МБДОУ д/с №22 «Почемучка» г. Саяногорск.

Источник

Adblock
detector