«1 Цель работы 1.1 Закрепление теоретических знаний 1.2 Исследование наличия качеств личности, важных для руководителя 1.3 Закрепление навыков профессионально . »
Практическое занятие 10
«Руководство и лидерство»
1.1 Закрепление теоретических знаний
1.2 Исследование наличия качеств личности, важных для руководителя
1.3 Закрепление навыков профессионально значимых личностных качеств
1.4 Решение ситуаций по принятию управленческих решений
Студент должен знать и уметь:
— применять в управлении организацией формы власти и влияния, соответствующие обстоятельствам 2 Пояснение к работе
2.1 Краткие теоретические сведения Руководство и лидерство являются частью управления, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных .
Понятия «руководство» и «лидерство» различны .
Руководство – интеллектуальная и физическая деятельность с целью выполнения подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач .
Лидерство – процесс, с помощью которого один человек оказывает влияние на другого человека или группу .
Руководитель должен обладать лидерским влиянием для эффективного руководства .
Лидеры, активно влияя на социально-психологический климат в коллективе, составляют резерв на выдвижение, но вместе с тем могут стать источником конфликтов.
Неформальных лидеров можно «классифицировать» на:
— негативных Руководитель, являясь формальным лидером должен иметь полное представление о неформальной структуре коллектива .
3.1 Заполните таблицу, указав методы управления, характерные для известных стилей руководства:
Стиль руководства Методы управления
3.2 Укажите преимущества и недостатки различных стилей руководства:
Стиль руководства Преимущества Недостатки Авторитарный Демократический Попустительский
3.3 Тест на соответствие индивидуальных особенностей человека основным чертам профессии менеджера .
Дайте ответы «да» или «нет» на следующие вопросы:
1 Есть ли у вас желание начать собственное дело, т.е. стать предпринимателем, трудиться на себя, вместо того, чтобы работать на других, и «вкалывать на всю катушку», не считаясь со временем, выходными днями?
2 Располагаете ли вы не необходимой энергией для самых решительных действий при любых неожиданных жизненных поворотах?
3 Согласны ли вы принять участие в сделке, когда нет достаточной ясности и определенности, но выигрыш, возможно, будет большой?
4 Откажетесь ли вы от гарантированной работы со средним заработком или предпочтете ей менее надежную, но более доходную?
5 Любите ли вы новые идеи и концепции, причем самые неожиданные?
6 Способны ли вы постоянно генерировать оригинальные идеи, реализация которых даетприбыль?
7 Желаете ли вы испытать себя в рискованных ситуациях?
8 Способны ли вы заключить пари на сумму, которой вы на данный момент не располагаете?
9 Откажетесь ли вы от мало привлекательной работы, если нет гарантии, что будет другая, лучше оплачиваемая?
10 Будете ли предлагать новые идеи, если реакция на них вашего руководителя неопределенная?
11 Независимый ли у Вас характер?
12 Располагаете ли вы большим запасом жизненной энергии?
13 Любите ли вы острые ощущения, события, которые «щекочут» нервы?
14 Пойдете ли вы на работу, связанную с многочисленными разъездами?
15 Если бы вам пришлось играть в азартные игры, то предпочли бы вы самые крупные ставки?
16 Опасаетесь ли вы крутых жизненных поворотов?
Оценка результатов. Сосчитайте, сколько у вас получилось положительных ответов .
3.3.1 Тест на обладание качествами, необходимыми для руководства другими (А, Б), и на определение того, какой начальник получится из тестируемого (В, Г):
1 Обычно вы предпочитаете:
А — планировать свою деятельность Б — действовать спонтанно 2 Ваши друзья:
А — вам нравится всех веселить Б — вы не любите оказываться в роли клоуна 6 Обычно вам удается понравиться лицу противоположного пола:
Б — после непродолжительной беседы 7 Лучший способ заставить человека что-либо делать — доказать, что:
А — предстоящая ему работа приятна и интересна Б — этим он сможет принести пользу себе и другим 8 Даете ли вы людям советы?
В — да, если ощущаете себя действительно способным помочь Г — нет, потому что не хотите оказаться виноватым в чужих ошибках 9 Чужие советы чаще:
11 Когда вам поручают ответственную работу:
В — вам это помогает работать лучше, чем обычно Г — вы боитесь не оправдать доверие, нервничаете и поэтому работаете хуже 12 Хороший начальник в любой проблемной ситуации знает:
13 Человек, который позволяет себе рисковать:
В — должен быть достаточно сильным Г — в любом случае человек надежный 14 Кто может принести больше пользы на работе:
3 Найдите свой вариант
3.4 Решите ситуацию. Вы являетесь руководителем крупной фирмы, занимающейся производством и сбытом продовольственных товаров. Вам предстоит:
рассмотреть и утвердить план развития производственных мощностей на следующий год проконтролировать результаты деятельности подразделений подготовить ответные письма в адрес предприятий-партнеров изучить опыт работы наиболее прогрессивных предприятий вашей отрасли Какие из перечисленных полномочий вы можете делегировать подчиненным в условиях дефицита времени и почему?
3.4.1 Решите ситуацию. Руководство фирмы «Здоровье» приняло решение о выпуске новых видов продукции. В связи с этим предусматривается:
закупка новых видов оборудования обучение персонала работе на нем временное сокращение выпуска продукции и соответственное уменьшение размера заработной платы;
изменение структуры кадров (перестановка, создание новых рабочих мест) Многие из работников компании не одобряют планов руководства, так как считают, что нововведения приведут к сокращению численности работников, сокращению заработной платы, повышению интенсификации труда, нарушению социальнопсихологического климата и привычных социальных связей, неуверенности в завтрашнем дне .
В роли руководителя кадровой службы предложите средства для нейтрализации причин сопротивления инновациям .
3.4.2 Решите ситуацию. Отдел предприятия занимается обработкой информации .
Большинство работниц трудятся здесь по многу лет и привыкли обрабатывать информацию вручную. Увеличение объемов диктует необходимость автоматизации обработки данных с помощью компьютерных программ. Работницы предпенсионного возраста выступают против компьютеризации, готовы работать больше, но при этом придется увеличить штат. Молодежь стремится сесть за компьютеры, однако они плохо знают процесс обработки и без помощи опытных работниц им не обойтись .
В роли руководителя предложите пути нейтрализации причин сопротивления инновациям .
3.4.3 Решите ситуацию. Работники отдела рекламы и информации фирмы «Альбатрос» выполняли задание по разработке и проведению рекламной компании по продаже продуктов из сои. Экономический эффект от проведения рекламной кампании составил 500 тысяч рублей .
В роли руководителя кадровой службы фирмы «Альбатрос» предложите меры поощрения и вознаграждения с учетом рекомендаций Т. Питерса и Р. Уотермена .
Оформите докладную записку на имя руководителя и приказ о поощрении .
3.4.4 Решите ситуацию. В ходе проверки работы отдела маркетинга компании «Парнас» 18.10.05 был выявлен ряд нарушений:
маркетолог О. К. Озеров допустил ошибки в оформлении финансовых документов;
менеджер по связям с общественностью Б. П. Волков провалил организацию презентации новых видов выпускаемой продукции;
старший маркетолог Л.О. Синицына несвоевременно выполнила задание по изучению конъюнктуры рынка, что привело к нарушению сроков разработки плана выпуска продукции на следующий год .
Руководитель фирмы «Парнас» применил к работникам следующие меры наказания:
О. К. Озерову и Б. П. Волкову был объявлен выговор в приказе от 20.12.05;
Л. О. Синицыной выговор не объявлялся, так как нарушение было допущено впервые;
Л. О. Синицына переведена временно на должность инспектора по кадрам .
Проанализируйте решение руководителя .
Укажите, какие ошибки допущены им при применении мер управленческого воздейcтвия «наказание» .
Ваши действия в данной ситуации .
4 Контрольные вопросы
4.1 Какие из приведенных рекомендаций вас заинтересовали и почему?
4.2 Что вы можете взять на вооружение?
4.3 Зафиксируйте в дневнике наблюдений, что из вышеуказанного вы применили в своей деятельности .
4.4 Проведите анализ эффективности использования выбранных вами психологических упражнений .
5 Содержание отчета
5.1 Наименование работы
5.4 Выводы по работе
5.5 Ответы на контрольные вопросы 6 Список использованной литературы
6.1 Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. – М., 2005 .
6.2 Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для
«Содержание Введение Предварительные условия Требования Используемые компоненты Условные обозначения Восстановите отношение между издателем и подписчиком Повторное создание подписки в издателе Удаление подписки в издателе Повторное создание подписки в п. »
«Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Владимирский государственный университет П.Е. МАТВЕЕВ ЭТИКА ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ МОРАЛИ Курс лекций Часть первая Владимир 2006 ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящее время в российском обществе происходит определённая «переоц. »
«СодержаниеПредостережения 1 Инструкции по технике безопасности 1 Функциональные характеристики 1 Инсталляция 2 Средства управления на передней панели 3 Средства управления на задней панели 4 Подключение к выходам 6 Подключение системы 8 Технические характеристики 9 Блок-схе. »
«Государственные и традиционные праздники Китая Новый год по григорианскому календарю – 1 января После синьхайской революции 1911 года, правительственным декретом первый день первого месяца по лунному календарю стал называться «Праздником Весны» (Чунь цзе), а первое января по западному календарю – «. »
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА ЦИРКОН ВСЕРОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ ГРУППА «7/89″СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ: ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ И ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ Аналитическая записка по результатам опросов общественного мнения Москва 2. »
«Соответствие настоящих Правил страхования «Типовым правилам страхования ответственности ОАО * ГАЗ ; Со заемщика за нарушение обязательства по договору, (фирменное наименование страховой организации) обеспеченному ипотекой». »
«ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ О.А. ВЛАСОВА СОЦИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ИРВИНГА ГОФМАНА: ЛИЧНОСТЬ КАК СОПРОТИВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОМУ В ТЕОРИЯХ СТИГМАТИЗАЦИИ И ТОТАЛЬНЫХ ИНСТИТУЦИЙ Статья посвящена анализу социологии человека Ирвинга Гоф. »
«© 1994 г. А.Н. ШИЛОВА СОЦИОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ШИЛОВА Анна Николаевна — кандидат философских наук, научный сотрудник факультета социологии МГУ им . М.В. Ломоносова. Девиации могут проходить несколько этапов. »
«Подоровская М.И., Шипов Г.И. О СУЩНОСТИ МАТЕРИИ В 1982 году в оптической лаборатории Парижского университета Алленом Аспеком с коллегами был проведён эксперимент по выявлению квантовых корреляций между фотонами, суть которого состояла в подтверждении нелокальности кантового мира [1] (ЭПР эффект). Единый источник, в качестве которого выбирались кальц. »
2018 www.new.z-pdf.ru — «Библиотека бесплатных материалов — онлайн ресурсы»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 2-3 рабочих дней удалим его.
Источник
Практическое занятие 10. «Руководство и лидерство» 1.2 Исследование наличия качеств личности, важных для руководителя
1 Практическое занятие 10 «Руководство и лидерство» 1 Цель работы 1.1 Закрепление теоретических знаний 1.2 Исследование наличия качеств личности, важных для руководителя 1.3 Закрепление навыков профессионально значимых личностных качеств руководителя 1.4 Решение ситуаций по принятию управленческих решений Студент должен знать и уметь: знать: — формы власти — типы лидерства уметь: — применять в управлении организацией формы власти и влияния, соответствующие обстоятельствам 2 Пояснение к работе 2.1 Краткие теоретические сведения Руководство и лидерство являются частью управления, в которой различные управленческие вопросы решаются воздействием на подчиненных. Понятия «руководство» и «лидерство» различны. Руководство интеллектуальная и физическая деятельность с целью выполнения подчиненными предписанных им действий и решение определенных задач. 1
2 Лидерство процесс, с помощью которого один человек оказывает влияние на другого человека или группу. Руководитель должен обладать лидерским влиянием для эффективного руководства. Лидеры, активно влияя на социально-психологический климат в коллективе, составляют резерв на выдвижение, но вместе с тем могут стать источником конфликтов. Неформальных лидеров можно «классифицировать» на: — деловых — эмоциональных — авторитарных — демократических — позитивных — негативных Руководитель, являясь формальным лидером должен иметь полное представление о неформальной структуре коллектива. 3 Задание 3.1 Заполните таблицу, указав методы управления, характерные для известных стилей руководства: Стиль руководства Методы управления 3.2 Укажите преимущества и недостатки различных стилей руководства: 2
3 Стиль руководства Преимущества Недостатки Авторитарный Демократический Попустительский 3.3 Тест на соответствие индивидуальных особенностей человека основным чертам профессии менеджера. Дайте ответы «да» или «нет» на следующие вопросы: 1 Есть ли у вас желание начать собственное дело, т.е. стать предпринимателем, трудиться на себя, вместо того, чтобы работать на других, и «вкалывать на всю катушку», не считаясь со временем, выходными днями? 2 Располагаете ли вы не необходимой энергией для самых решительных действий при любых неожиданных жизненных поворотах? 3 Согласны ли вы принять участие в сделке, когда нет достаточной ясности и определенности, но выигрыш, возможно, будет большой? 4 Откажетесь ли вы от гарантированной работы со средним заработком или предпочтете ей менее надежную, но более доходную? 5 Любите ли вы новые идеи и концепции, причем самые неожиданные? 6 Способны ли вы постоянно генерировать оригинальные идеи, реализация которых дает прибыль? 7 Желаете ли вы испытать себя в рискованных ситуациях? 8 Способны ли вы заключить пари на сумму, которой вы на данный момент не располагаете? 9 Откажетесь ли вы от мало привлекательной работы, если нет гарантии, что будет другая, лучше оплачиваемая? 10 Будете ли предлагать новые идеи, если реакция на них вашего руководителя неопределенная? 11 Независимый ли у Вас характер? 12 Располагаете ли вы большим запасом жизненной энергии? 13 Любите ли вы острые ощущения, события, которые «щекочут» нервы? 14 Пойдете ли вы на работу, связанную с многочисленными разъездами? 15 Если бы вам пришлось играть в азартные игры, то предпочли бы вы самые крупные ставки? 16 Опасаетесь ли вы крутых жизненных поворотов? Оценка результатов. Сосчитайте, сколько у вас получилось положительных ответов Тест на обладание качествами, необходимыми для руководства другими (А, Б), и на определение того, какой начальник получится из тестируемого (В, Г): 3
4 1 Обычно вы предпочитаете: А — планировать свою деятельность Б — действовать спонтанно 2 Ваши друзья: А — часто изливают вам душу Б — редко делятся с вами личными проблемами 3 Что скорее могло бы стать вашим хобби: А — коллекционирование Б — игра в теннис 4 Большее удовольствие вам доставляет игра: А — в шахматы Б — в карты или вообще в азартные игры 5 В компании: А — вам нравится всех веселить Б — вы не любите оказываться в роли клоуна 6 Обычно вам удается понравиться лицу противоположного пола: А — с первого взгляда Б — после непродолжительной беседы 7 Лучший способ заставить человека что-либо делать — доказать, что: А — предстоящая ему работа приятна и интересна Б — этим он сможет принести пользу себе и другим 8 Даете ли вы людям советы? В — да, если ощущаете себя действительно способным помочь 4
5 Г — нет, потому что не хотите оказаться виноватым в чужих ошибках 9 Чужие советы чаще: В — раздражают вас Г — содержат полезную информацию 10 Какое качество «вреднее» в работе: В — безответственность Г — индивидуализм 11 Когда вам поручают ответственную работу: В — вам это помогает работать лучше, чем обычно Г — вы боитесь не оправдать доверие, нервничаете и поэтому работаете хуже 12 Хороший начальник в любой проблемной ситуации знает: В — что нужно делать Г — кто виноват 13 Человек, который позволяет себе рисковать: В — должен быть достаточно сильным Г — в любом случае человек надежный 14 Кто может принести больше пользы на работе: В — безалаберный гений Г — добросовестный дурак Оценка результатов: 1 Подсчитайте количество ответов А, Б, В, Г 2 Сравните А с Б, В с Г 3 Найдите свой вариант 5
6 3.4 Решите ситуацию. Вы являетесь руководителем крупной фирмы, занимающейся производством и сбытом продовольственных товаров. Вам предстоит: рассмотреть и утвердить план развития производственных мощностей на следующий год проконтролировать результаты деятельности подразделений подготовить ответные письма в адрес предприятий-партнеров изучить опыт работы наиболее прогрессивных предприятий вашей отрасли Какие из перечисленных полномочий вы можете делегировать подчиненным в условиях дефицита времени и почему? Решите ситуацию. Руководство фирмы «Здоровье» приняло решение о выпуске новых видов продукции. В связи с этим предусматривается: закупка новых видов оборудования обучение персонала работе на нем временное сокращение выпуска продукции и соответственное уменьшение размера заработной платы; изменение структуры кадров (перестановка, создание новых рабочих мест) Многие из работников компании не одобряют планов руководства, так как считают, что нововведения приведут к сокращению численности работников, сокращению заработной платы, повышению интенсификации труда, нарушению социальнопсихологического климата и привычных социальных связей, неуверенности в завтрашнем дне. В роли руководителя кадровой службы предложите средства для нейтрализации причин сопротивления инновациям Решите ситуацию. Отдел предприятия занимается обработкой информации. Большинство работниц трудятся здесь по многу лет и привыкли обрабатывать информацию вручную. Увеличение объемов диктует необходимость автоматизации обработки данных с помощью компьютерных программ. Работницы предпенсионного возраста выступают против компьютеризации, готовы работать больше, но при этом придется увеличить штат. Молодежь стремится сесть за компьютеры, однако они плохо знают процесс обработки и без помощи опытных работниц им не обойтись. В роли руководителя предложите пути нейтрализации причин сопротивления инновациям. 6
7 3.4.3 Решите ситуацию. Работники отдела рекламы и информации фирмы «Альбатрос» выполняли задание по разработке и проведению рекламной компании по продаже продуктов из сои. Экономический эффект от проведения рекламной кампании составил 500 тысяч рублей. В роли руководителя кадровой службы фирмы «Альбатрос» предложите меры поощрения и вознаграждения с учетом рекомендаций Т. Питерса и Р. Уотермена. Оформите докладную записку на имя руководителя и приказ о поощрении Решите ситуацию. В ходе проверки работы отдела маркетинга компании «Парнас» был выявлен ряд нарушений: маркетолог О. К. Озеров допустил ошибки в оформлении финансовых документов; менеджер по связям с общественностью Б. П. Волков провалил организацию презентации новых видов выпускаемой продукции; старший маркетолог Л.О. Синицына несвоевременно выполнила задание по изучению конъюнктуры рынка, что привело к нарушению сроков разработки плана выпуска продукции на следующий год. Руководитель фирмы «Парнас» применил к работникам следующие меры наказания: О. К. Озерову и Б. П. Волкову был объявлен выговор в приказе от ; Л. О. Синицыной выговор не объявлялся, так как нарушение было допущено впервые; Л. О. Синицына переведена временно на должность инспектора по кадрам. Проанализируйте решение руководителя. Укажите, какие ошибки допущены им при применении мер управленческого воздейcтвия «наказание». Ваши действия в данной ситуации. 4 Контрольные вопросы 4.1 Какие из приведенных рекомендаций вас заинтересовали и почему? 4.2 Что вы можете взять на вооружение? 7
8 4.3 Зафиксируйте в дневнике наблюдений, что из вышеуказанного вы применили в своей деятельности. 4.4 Проведите анализ эффективности использования выбранных вами психологических упражнений. 5 Содержание отчета 5.1 Наименование работы 5.2 Цель работы 5.3 Задание 5.4 Выводы по работе 5.5 Ответы на контрольные вопросы 6 Список использованной литературы 6.1 Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. М.,
Источник