7 фактов из жизни Романа Виктюка
Роман Виктюк слыл режиссером, заставляющим зрителей раскрывать внутреннее «я». Современное искусство он называл «бесовским», театр считал элитарным, а свой стиль называл «сознательным эклектизмом». 17 ноября 2020 года человек-эпоха ушел из жизни, оставив после себя свежие идеи в искусстве, вдохновение для молодого поколения и незабываемые впечатления зрителей.
Интересные факты из жизни легенды двух столетий – в материале 24СМИ.
1. В начале был Шекспир
В интервью Роман Виктюк не раз подчеркивал, что в жизни случайностей не существует. Он даже не может объяснить, как в его детской голове появилась идея впервые посетить библиотеку с просьбой выдать «Гамлета». От удивления библиотекарь протянула книгу, даже не взглянув в ученический билет. Позже режиссер признался, что тот томик он так и не вернул.
2. Отчаянный оптимист
Роман Григорьевич говорил, что понять предназначение человека нельзя. Это надо чувствовать. «Иди и делай – все сложится, как надо!» – убеждал в интервью Виктюк.
Эта уверенность когда-то помогла Роману Григорьевичу отправиться из Львова в Москву. За час до отъезда поезда его встретила учительница, которой две ученицы прислали телеграмму с просьбой остановить Романа, поскольку «здесь таких много». Тогда молодой Виктюк четко осознал, что если веришь в себя, то и судьба поведет за руку и будет направлять к победе.
3. Мистерия Виктюка
Кстати, вера в себя не раз помогала в жизни тогда еще малоизвестному и не соответствующему советской идеологии режиссеру. После того, как его уволили из театра в Калинине, на карьере в СССР можно было бы поставить крест. Однако это не испугало талантливого постановщика.
Он уточнил имя и фамилию начальника отдела Министерства культуры Литовской ССР, и, представившись вышестоящим руководителем, просил принять на работу режиссера Виктюка, который обязательно поможет возродить театральную культуру в Вильнюсе.
Романа Григорьевича приняли в должности главного режиссера. Там он поставил «Мастера и Маргариту» раньше, чем в «Современнике», и пьесу А. Вампилова «Валентин и Валентина» первым в СССР.
4. Всегда 19
Роман Виктюк умел говорить метафорами и слыл мистификатором не только в глазах журналистов, но и друзей. Однако личная жизнь режиссера так и осталась загадкой.
«Да мне девятнадцать лет!» – настаивал театральный деятель, когда ему задавали вопрос о возрасте. Виктюк был убежден, что если мозг «прошит» на этот возраст, то в человеке живет энергия космоса, которая помогает уходить от стереотипного представления о возрастных группах. Это позволяло эпатажному режиссеру выглядеть моложаво и стильно, оставаясь на пике модных тенденций и понятным для любого поколения.
Источник
Роман Виктюк
Имя: Роман Виктюк (Roman Viktuk)
Отчество: Григорьевич
День рождения: 28 октября 1936
Кто родился в этот день: 14 чел.
Место рождения: Львов, Польша (ныне — Украина)
Дата смерти: 17 ноября 2020 (84 года)
Причина смерти: узнать осложнения после коронавируса
Карьера: режиссер, актер
Биография Романа Виктюка
Ранние годы Романа Виктюка
Роман Григорьевич Виктюк родился в городе Львов, который ранее был частью Польши, а в настоящее время часть Украины. Родители Романа были учителями. Уже в школьные годы Роман проявлял интерес к актёрской деятельности. Вместе с друзьями и одноклассниками он ставил небольшие спектакли.
После окончания школы Роман приехал в Москву, где был принят на актёрский факультет Государственного института театрального искусства. Учился он в мастерской В.А.Орлова и М.Н.Орловой. Его учителями были известные режиссёры Анатолий Васильевич Эфрос и Юрий Александрович Завадский.
Начало карьеры
По окончании в 1956 году ГИТИСа, Виктюк работал актёром в Киевском и Львовском театрах юного зрителя. Был преподавателем в студии при Театре имени И. Франко в Киеве. В Москве был преподавателем Государственного училища циркового и эстрадного искусства.
Первой режиссёрской работой Виктюка был спектакль по пьесе Г. Шмелёва «Всё это не так просто», который состоялся на сцене Львовского театра юного зрителя в 1965 году. В том же театре прошёл спектакль по пьесе Л.Е. Устинова «Город без любви» и «Дон Жуан» (Мольера). С 1968 по 1969 годы Роман Виктюк был главным режиссером Калининского театра юного зрителя. С 1970 по 1974 годы был главным режиссёром Русского драматического театра Литвы. С 1977 по 1979 годы — главный режиссер Студенческого театра МГУ.
Театр Романа Виктюка
В 1991 году режиссером был создан частный Театр Романа Виктюка. В его состав вошли артисты из разных театров, многие из которых ранее работали с режиссёром. Во многих спектаклях принимало участие немало звёзд первой величины.
Первым спектаклем, который прошёл в Театре Виктюка был «Мадам Баттерфляй» по пьесе Дэвида Генри Хуана. Позже здесь шли спектакли: «Служанки», Ж. Жене (1991), «Лолита», (по роману В. Набокова) (1992), «Двое на качелях», по пьесе У. Гибсона (1992), «Рогатка» (1993) и «Полонез Огинского Н. Коляды» (1994), «Философия в будуаре», по диалогам де Сада (1996), «Осенние скрипки И. Сургучёва» (1997), «Путаны» Н. Манфреди» (1997), «Саломея» Уайльда (1998), «Заводной апельсин», по роману Бёрджесса (1999), «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова (2001), «Нездешний сад» по пьесе Азата Абдуллина (2004), «Последняя любовь Дон Жуана» Эрика Шмитта (2005), «Кот в сапогах» пьеса Михаила Кузмина (2007), «R&J», по мотивам пьесы Шекспира (2009), «Король-Арлекин» Рудольфа Лотара (2010), «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера (2011).
В 1996 году театру Романа Виктюка был присвоен статус государственного. В настоящее время театр располагается в здании бывшего Дома культуры имени Русакова.
За свою жизнь Роман Григорьевич поставил более двухсот спектаклей. Режиссер часто ставит свои спектакли под актеров-звезд. Виктюк является единственным режиссёром иностранного происхождения, награждённым премией Института итальянской драмы в 1997 году за лучшее воплощение современной драматургии. Получил театральную премию «Maratea» Центра европейской драматургии в 1991 году. Обладатель премии «Киевская Пектораль» и СТД Украины «Триумф».
Источник
Пост памяти Романа Виктюка: Почему режиссёр-новатор так тщательно скрывал свою личную жизнь
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Роман Виктюк поставил больше 130 спектаклей в разных театрах, и каждая его премьера становилась событием. Коллеги и зрители относились к режиссёру по-разному, одни считали его гением, другие – провокатором, третьи – революционером и новатором. Но равнодушным к нему самому и к его творчеству не оставался никто. Он ушел из жизни 17 октября 2020 года и унёс с собой тайну, которую так старательно оберегал всю жизнь.
Роман Виктюк всегда с удовольствием давал интервью, говорил о своём творчестве и общественной позиции, рассказывал о планах, делился рассуждениями о жизни. Единственная тема, которую он всегда старался обойти стороной, касалась его личной жизни.
В основе каждой его постановки лежала чувственность, в костюмах и актёрских диалогах, музыкальном оформлении и движениях героев он воспевал гимн любви, которую считал основной заповедью природы человека. Но все вопросы о его собственных чувствах и близких людях Роман Виктюк оставлял без ответа.
Однажды он всё же чуть приподнял занавес тайны над своей личной жизнью. Как оказалось, в молодости у него всё же была семья и красавица-жена, работавшая на «Мосфильме». Подробности о женщине, покорившей когда-то его сердце, Роман Виктюк предпочёл опустить. Да и сама она никогда не давала интервью и никак себя не проявляла.
Сам же режиссёр признавался: крайне небольшого опыта семейной жизни ему хватило, чтобы познать и постичь премудрость института брака. И осознать, что он не имеет никакого отношения к истинному проявлению чувств и чувственности. А сам законный брак, по мнению Романа Виктюка, является лишь инструментом, с помощью которого государство контролирует людей. Настоящий творец по определению всегда будет одинок, ибо не может существовать вне этого состояния.
Романа Виктюка упрекали в нетрадиционной сексуальной ориентации, а сам он лишь смеялся в ответ и требовал прекратить морализаторство. Он не хотел, чтобы его втискивали в рамки условностей и обвинял моралистов в отсутствии души, проблемах с телом и губительной отрицательной энергии, которую они несли. Он относился к тем людям, которые считают физическую близость высшим проявлением любви, а отсутствие её называл самым большим грехом.
Когда же его обвиняли в близости с мужчинами-актёрами, Роман Виктюк приходил в ужас и говорил о том, что подобные упрёки для него оскорбительны, так как такие отношения с коллегами можно приравнять к порочной связи между родственниками.
Однажды он признался, что в молодости был страстно влюблён в Людмилу Гурченко. Тогда она казалась ему едва ли не богиней, совершенной женщиной и гениальной актрисой. Правда, режиссёр никогда не уточнял, были его чувства направлены на женщину или всё же на актрису.
К самому же Роману Виктюку в студенческие годы испытывала чувства однокурсница будущего режиссёра актриса Валентина Талызина. Но талантливый однокурсник даже тогда не обращал на девушек никакого внимания.
Личная жизнь Романа Виктюка представляла необыкновенный интерес для поклонников, просто любопытствующих и СМИ. Но даже самые опытные и ловкие папарацци так и не смогли найти компромат на режиссёра или обнаружить хотя бы одного человека, который бы смог заявить, что у него были романтические отношения с режиссёром. Он сумел сохранить эту тайну и унести её с собой.
И, кажется, причина крылась в желании сохранить чистоту чувств. Ведь прикосновение к таинству отношений чужих любопытствующих глаз могло запятнать их, породить массу сплетен, слухов и некрасивых обсуждений. Роман Виктюк не хотел ни под кого подстраиваться и предпочитал сохранить личное личным. Его слава была заслужена талантом, и пиар на личной жизни великому режиссёру просто не требовался.
Роман Виктюк не подстраивался под окружающую действительность и не собирался изменять своему творческому и жизненному кредо. И казалось, он будет с нами всегда, снова и снова удивляя, восхищая и шокируя. Ведь иногда он казался бессмертным в своём бесконечном творческом полёте.
Даже когда стало известно о том, что Роман Виктюк госпитализирован с коронавирусом, невозможно было поверить, что заболевание сможет победить режиссёра и его великую любовь к жизни. К сожалению, последствия болезни оказались гораздо сильнее Романа Виктюка. 17 ноября 2020 года сердце режиссёра остановилось. Он шагнул в вечность, оставив потомкам память в своих поистине бессмертных творениях.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Роман Виктюк
Роман Виктюк — биография
Одни его ненавидели и обвиняли во всех смертных грехах, другие не просто любили — обожали до неистовства. Равнодушным Роман Виктюк не оставлял никого. Теперь даже недоброжелатели понимают — ушел гений.
Детство и юность
Роман Виктюк родом из Львова, появился на свет 28 октября 1936 года в украинской семье. Родители не имели отношения к актерскому искусству, они были учителями. Кроме него в семье воспитывались младшие сестры Кристина и Данута.
Ставить спектакли с друзьями Роман Виктюк начал в школе
Еще в школе подросток заинтересовался актерским творчеством, с друзьями начинал пробовать и ставить сценки и спектакли. Роман после успешного окончания школы поступил в ГИТИС, который в 1957 году окончил.
Театральная карьера
Роман Виктюк работал в театрах разных городов: Львова Киев, Калинин и Вильнюс. В драматическом театре Литвы в 70-х годах Роман Григорьевич имел должность ведущего режиссера.
Затем Роман Виктюк продолжает свою актерскую деятельность в театрах столицы: Театр им. Моссовета, МХАТ. Спектакли поставленные режиссером имели большой успех. Но самый известный спектакль — «Служанки» был поставлен режиссером в театре «Сатирикон», который состоялся в 1988 году.
Роману Виктюку удалось создать спектакль, который был показан во многих странах мира, собрал множественные отзывы прессы, а самого режиссёра сделал узнаваемым и известным театральным деятелем.
В 1988 году на сцене театра Роман Виктюк поставил свой самый известный спектакль, — театральному гению удалось создать спектакль, который был показан во многих странах мира, собрал множественные отзывы прессы, а самого режиссёра сделал узнаваемым и известным театральным деятелем. В 1991 году открывается Театр Романа Виктюка, в котором режиссер объединил артистов из разных театров.
В начале 2000-х годов Виктюк был телеведущим программы «Поэтический театр Романа Виктюка». Роман Григорьевич работал в театрах России, Украины, Латвии, Литвы, Финляндии, США, Италии, Греции, Израиля и странах бывшей Югославии.
В режиссёрском активе Романа Виктюка было поставлено более двухсот спектаклей в разных театрах мира.
Профессор Роман Виктюк преподавал в эстрадно-цирковом училище, выпустил три курса в РАТИ — ГИТИС. Преподавал в Институте театрального искусства.
Болезнь и смерть
Во вторник 17 ноября в Театре Романа Виктюка настроение у всех было приподнятым. Да, мэтр в больнице, но вроде идет на поправку. А сегодня премьера! Худрук столько сил вложил в постановку знаменитого «Танго» Мрожека, так ждал возможности показать его зрителям. Когда стало известно о кончине мастера, актеры приняли решение не отменять спектакль.
Роман Виктюк наверняка и сам хотел бы, чтобы, невзирая на обстоятельства, его актеры, его дети, вышли на сцену и сыграли сегодня яростно, на разрыв аорты. Впрочем, как всегда. «Искусство — это радость, жизнь — кошмар. Когда выходишь на подмостки, ничего другого для тебя не существует. В этом наше единственное спасение», — его слова.
Виктюк всегда излучал оптимизм и умел в обыденном подмечать новизну. Радовался маленьким открытиям, как ребенок. Как бы ни было больно и тяжело, после спектакля надевал один из своих знаменитых пиджаков и выходил на поклон. Спина прямая, взгляд устремлен вверх, к последним рядам балкона. Зрители не догадывались, что Роман Григорьевич перенес несколько инсультов, лечился от онкологии. Знали это только в театре. Пережив очередной триумф, он уходил за кулисы и падал на руки готовых поддержать мэтра актеров.
Он говорил: «Если мне всегда девятнадцать — у меня все как в первый раз. Никакого «итого» в жизни, как в бухгалтерии, я подводить не буду — все ведь еще только впереди!» Последний день рождения Роман Виктюк отмечал в больнице, но не унывал. Он открыл новый сезон в своем театре, летом набрал новый курс студентов в Институте театрального искусства имени Кобзона, репетировал новую пьесу — комедию «Скок в постель» Марселя Митуа.
В больницу Виктюк попал за две недели до дня рождения — 14 октября. Директор театра Валерий Райков приехал к нему домой, заметил, что у мэтра высокая температура. Врачи Бахрушинской больницы, находящейся недалеко от театра, по наличию антител выяснили: режиссер на ногах перенес ковид. Наблюдали, состояние стабильное. Посетителей не пускали из-за карантина, но Роман Григорьевич общался с Райковым по телефону. Первым делом расспросил, как дела в театре, и попросил передать книги. Казалось, болезнь отступила. И тут.
Внезапно вновь поднялась температура. Врачи только разводили руками: «Вторичная инфекция. Что вы хотите, возраст!»
Роман Виктюк снова почувствовал себя лучше, из всех симптомов оставалась только слабость. Для реабилитации его решили перевести в Госпиталь ветеранов. Состояние было неплохое, утром он общался по телефону с Райковым и своей племянницей Натальей, шутил с водителем реанимобиля. Довезли в клинику, оформили.
Звонок Райкову из клиники взволновал директора: Роману Григорьевичу стало плохо, но все под контролем. А через 40 минут еще один звонок — соболезнуем, Виктюк скончался. Причиной смерти врачи назвали тромбоэмболию. Оторвавшийся тромб закупорил легкое.
Это прозвучало так внезапно и нелепо. Как же так? Верить в худшее не хотелось. А вдруг это очередная мистификация мэтра? «Он любил смешить и смеялся над нашей серьезностью. Любую убежденность опрокидывал вверх дном. Виктюк легко опрокинул, что он будет с нами вечно», — говорил его любимый артист Дмитрий Бозин.
Через три дня после кончины с Романом Виктюком прощались в его родном театре. Все напоминало грустный спектакль, последний выход режиссера. На сцене гроб, утопающий в цветах, по очереди подходят пожелавшие проститься поклонники, целуют стекло, закрывающее лицо покойного. У всех на глазах слезы. На сцену поднимались актеры: читали стихи, пели под гитару, рассказывали, благодарили мастера.
«Вы творили волшебство. Происходила магия, колдовство. Я уверен, что вы сейчас бы выкрикнули: «Не страдайте! Выхаркивайте эту боль, выхаркивайте!» Вы всегда поднимали своих зрителей и артистов в небо», — сказал Сергей Маковецкий, игравший когда-то в его спектакле «М. Баттерфляй». Теплые слова сказала Ирина Апексимова, работавшая директором театра «Романа Виктюка».
Многие знаменитости не смогли прийти, но прислали записи. Звучали голоса Калягина, Певцова, Ширвиндта. Вера Васильева рассказала, как режиссер пригласил ее в свою постановку, несмотря на возраст — 86 лет, и как благодаря ему она чувствовала себя счастливой девчонкой. Константин Райкин, худрук «Сатирикона» и исполнитель одной из ролей в первой постановке «Служанок», сказал, что «до и после этого ничего подобного не играл! Виктюк — своеобразнейший, самобытнейший режиссер!».
А еще через три дня, 23 ноября, согласно завещанию режиссера его похоронили в родном Львове, на Лычаковском кладбище рядом с родителями. Траурную церемонию организовали в Первом Украинском театре для детей и юношества. Сюда, в Львовский ТЮЗ получил Виктюк распределение после ГИТИСа, здесь делал первые шаги. После отпевания в церкви Святого Андрея режиссера похоронили в семейном склепе. В последний путь мастера провожали возгласы «Браво!», аплодисменты и композиция The Show Must Go On группы Queen.
Практически сразу после известия о смерти начались разговоры, кому же достанутся «несметные богатства»? Особенно всех интересовала судьба квартиры.
«Когда мне было 17 лет и я из Львова прилетел в Москву поступать, ехал троллейбусом мимо Кремля. Был вечер, елки, фантастический вид, и я проезжал мимо дома №4 на Тверской, где сейчас живу, посмотрел на Кремль и сказал: «В ту сторону не смотри! Ты там никогда не будешь!»» — рассказывал Виктюк. Чтобы мечта исполнилась, нужно настроиться так, будто ничего не сбудется, а тебе все равно. Биться за мечту не надо — только кулаки сотрешь. Таким было его кредо.
В 1990-х он получил ордер и вселился в ту самую квартиру, где когда-то жил сын Сталина, а потом его внук. Конечно, она предназначалась совсем другим людям, но похлопотал Михаил Ульянов — он играл в постановке Виктюка Сталина. Ульянов отправился к Юрию Лужкову, и мэр, узнав, за кого просит актер, сказал «Ему можно!»
Сегодня выясняется, что и богатств он особых не скопил, и даже квартира эта не была оформлена Виктюком в собственность, так что наследникам не достанется. Да и прямых наследников-то нет.
В интервью Виктюк рассказывал, мол, есть у него во Львове дочка и внуки. На вопрос, почему же он их скрывает, ответил: вокруг слишком много зла, и если родные рядом, удар, направленный на тебя, попадет в кого-то из семьи. «Злая и агрессивная энергия чужих всегда снимает покровы света с близких людей, а я этого не хочу делать». Почему он так говорил? Очередная мистификация?
Выяснилось, что на самом деле у него две младшие сестры — Кристина и Данута, племянники — Наталья и Роман. Последних он называл своими внуками. Детей же у него было очень много — это все его обожаемые артисты.
Но почему же настоящей семьей он так и не обзавелся? Виктюк всегда был очень одинок, но на судьбу не роптал: такова участь одаренного человека -пару себе под стать найти практически невозможно. Говорили, что в юности ок был женат на некой работнице «Мосфильма», но брак продлился недолго и отвернул от идеи официальной семьи навсегда. Говорили и о том, что той самой женой была актриса Валентина Талызина. Они действительно дружили еще с юности, якобы актриса согласилась на фиктивный брак ради того, чтобы Виктюк получил прописку в Москве.
За несколько недель до смерти режиссер дал интервью Андрею Малахову и рассказал о самых любимых женщинах которыми восхищался. Людмила Максакова, Вера Сотникова, Елена Образцова. Вот они, его музы, его звезды. Он любил, его любили, а значит, жизнь прошла не напрасно.
Источник