Меню

Роль закаливания укреплении здоровья детей

Роль закаливания в укреплении здоровья детей
статья (старшая группа) по теме

В этой статье вы узнаете, как закаливание укрепляет здоровье детей

Скачать:

Вложение Размер
statya_zdorove.docx 28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Роль закаливания в укреплении здоровья детей.

Аракелян Гульнара Асхатовна

воспитатель МБДОУ № 467

Закаливание — прекрасное и доступное средство для укрепления здоровья детей.

Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний .

Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека.

Закаливать свой организм необходимо каждому.

Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода.

Закаливание-комплекс методов целенаправленного повышения функциональных резервов организма и его устойчивости к неблагоприятному действию факторов окружающей среды, путем систематического тренирующего дозированного воздействия ими.

Важнейшая роль закаливания- предупреждение болезни.

Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма.

Все закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.

К общим относятся- соблюдение правил режима дня, рациональное питание, занятия физкультурой…

К специальным закаливающим процедурам относятся- закаливание воздухом( воздушные ванны), закаливание солнцем( солнечные ванны) и закаливание водой( водные процедуры).

Немного из истории.

Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло в глубокой древности.

Большое внимание физическим упражнениям, закаливанию и гигиене тела уделялось в Древней Греции и Древнем Риме. Здесь существовал культ здоровья и красоты тела.

Например: Закаливание мальчиков в Спарте начиналось с грудного возраста.

С семи лет мальчики воспитывались в суровых условиях: их стригли наголо, ходили босиком в любую погоду, купались в холодной воде…

Особое значение закаливанию придавалось на Руси и носило массовый характер. Славяне для укрепления здоровья использовали баню с последующим растиранием снегом или купанием в реке.

Для того чтобы с наибольшей эффективностью, использовать природные факторы для оздоровления, необходимо придерживаться определенных принципов.

  1. Основной принцип закаливания- постепенность увеличения интенсивности закаливающих воздействий.
  2. Регулярность( непрерывность)-нужно систематически повторять закаливающие процедуры на протяжении всей жизни. Краткие , но частые , раздражения более эффективны, чем длительные, но редкие.
  3. Учет индивидуальных особенностей организма, состояния здоровья индивидуума, восприимчивости и непереносимости им закаливающих процедур.
  4. Адекватность( соответствие) дозировки закаливающих факторов.
  5. Многофакторность- использование нескольких факторов: холод, тепло, лучистая энергия и вода.
  6. Прерывистость- если применять несколько закаливающих воздействий в течении дня, тогда необходимо делать между ними перерывы.
  7. Комбинирование общего и местного закаливания(закаливанию подвергают как части организма, так и все тело.

Несоблюдение названных принципов закаливания может привести к напрасной трате времени и не дать должной закаленности, вызвать излишне резкие или даже патологические реакции организма.

Технологическое описание опыта.

Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья, формируются личные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребенка.

Здоровье детей – это будущее нашей страны.

Проанализировав состояние здоровья детей, приходящих в наш детский сад, мы отметили, что становится все больше детей с частыми простудными заболеваниями.

Следовательно, мы пришли к выводу:

Укрепление здоровья детей – первостепенная задача педагогического и медицинского персонала.

Закаливающие мероприятия – основа воспитательно –оздоровительного процесса, цель которых – снизить заболеваемость детей.

Для того чтобы помочь детям сохранить и укрепить здоровье детей, воспитать потребность в здоровье как жизненно важной ценности.

В своей работе мы широко используем как общие, так и специальные закаливающие мероприятия.

В систему общих закаливающих процедур в работе с детьми входят следующие физкультурно-оздоровительные мероприятия:

1.Соблюдение правил режима дня.

4.утренняя гимнастика в проветренном помещении.

6.оздоровительная гимнастика после сна.

Каждый комплекс гимнастики рассчитан на 2 недели, за это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных процедур.

Основная задача гимнастики- укрепление и оздоровление организма ребенка. Именно она усиливает: дыхание, кровообращение, обмен веществ. Во время проведения гимнастики целесообразно использовать музыкальное и речевое сопровождение. Ежедневная гимнастика организует детей на дальнейшую деятельность.

Особенно эффективным для улучшения и укрепления здоровья являются дыхательные упражнения. Такая гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Занятия проводятся 2 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении. Основа дыхательных упражнений- упражнение с усиленным или удлиненным выдохом – игровые упражнения с носом. Все упражнения проводятся в игровой форме:

Вот идет сердитый еж: П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!

(низко наклониться, обхватив руками грудь.)

Где же носик? Не поймешь. Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Гимнастика после сна.

Гимнастика помогает улучшить настроение, поднять мышечный тонус, способствует профилактике простудных заболеваний, нарушений осанки и стопы. Главное правило – исключение резких движений. Проводится в течении 7-10 минут .Организация ребенка после сна требует постепенного пробуждения и подготовке к активной деятельности, «поднимать» детей нужно осторожно, постепенно. Целесообразно использовать музыкальное и речевое сопровождение. Например:

Я по спаленке хожу, деток я не нахожу.

Я к кроватке подойду, в каждый домик постучу.

и тихонечко спрошу: «Тук-тук, Тимочка проснулся?».

Также в работе с детьми мы используем специальные закаливающие процедуры, такие как: закаливание воздухом, закаливание водой и солнечные ванны.

Закаливание воздухом( воздушные ванны, хождение босиком, физкультурные занятия на улице, прогулка…)

Они применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом. При этом, кроме температуры, имеют значение влажность и движение воздуха.
Воздействие воздуха пониженной температуры оказывает полезный закаливающий эффект, тренируя вегетативно- сосудистые реакции, то есть улучшает физическую терморегуляцию.

Поэтому хождение раздетыми по солевым дорожкам и дорожкам «здоровья», переодевание детей перед сном, сон в холодное время года в майках, а в теплое – в трусиках- являются ценнейшим закаливающим мероприятием.

Хождение босиком — один из древнейших приемов закаливания, широко практикуемый и сегодня во многих странах. При хождении босиком происходит тренировка мышц стопы(рефлексотерапия) – лучшая профилактика плоскостопия. Поэтому рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, мелким камням и т.д…

Начинать хождение босиком надо в комнате, сначала по 1 минуте и прибавлять через каждые 5—7 дней по 1 минуте, доведя общую продолжительность до 8—10 минут ежедневно.

Эффективным средством закаливания является хождение босиком по дорожкам «здоровья» и солевым дорожкам.

Сначала разогревается стопа ребенка- ходьба по дорожкам «здоровья»(фломастеры, пробки, пуговицы, следы).Далее ребенок встает ногами на салфетку смоченную солевым раствором, потом на влажную салфетку- стирает соль с подошвы ног, далее переходит на сухую салфетку.

Жарким летом, когда дети весь день ходят только в трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет.

Весной же, когда еще нет привычки к воздуху, и в прохладные дни, которые случаются и в летнюю пору, они очень полезны.
Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра, проводить их можно на террасе, на открытом балконе.

Детей раздевают догола или оставляют только короткие трусики.
Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3—4 минуты, постепенно увеличивая их продолжительность, можно довести до часа. Начинать процедуру лучше в тихую погоду при температуре воздуха не ниже 23—24°.

Во время воздушных ванн дети должны быть в движении, в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые — спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное количество раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2—3 раза вокруг дерева, беседки…

Прогулка является наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Гулять с ребенком необходимо в любую погоду. Отменить прогулку можно лишь при сильном, пронизывающем ветре и проливном дожде. Если есть место, где ребенок будет защищен от таких воздействий (закрытая веранда), прогулка возможна даже и в плохую погоду. При этом следует помнить: для закаливания необходимо правильно одеть детей.

Воспитатель, проявляя об этом заботу, беседует с родителями, дает рекомендации, как одевать детей в соответствии с погодными условиями и занятиями в помещении.

Для получения охлаждающего эффекта специалисты рекомендуют проводить занятия физкультурой в помещении при температуре 18–20 о , а на улице, на открытом воздухе – в местах, защищенных от ветра; в тени – при температуре выше 18 о (в пределах 19–22°)

Водные процедуры имеют более интенсивный закаливающий эффект, чем воздушные ванны. В работе с детьми мы используем следующие водные процедуры: умывание прохладной водой, обтирание, обливание ног.

Умывание — самый доступный в быту вид закаливания водой. Детям в возрасте полтора года рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. Начинать надо тепловатой водой (30—32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Вода для умывания на ночь более теплая (на 2° выше утренней).

Обливание ног производится так. Ребенок садится на низкий табурет или детский стул, ноги ставит на деревянный брусок, положенный на дно таза. Воду льют из ковша или кувшина на нижнюю треть голеней и стопы. Длительность обливания 20—30 секунд. Температура воды вначале 27—28°, через каждые 10 дней ее снижают на 1—2 градуса. Конечная температура воды не должна быть ниже 18°.

После ножной ванны, обливания или обмывания ноги вытирают досуха, затем растирают руками до легкого покраснения.

Обтирание — наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и слабым детям.

Выполняется процедура следующим образом: смоченным концом полотенца или рукавичкой обтирают руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сразу же вытирая насухо до легкого покраснения. Температура воды вначале 30°, постепенно ее снижают, доводя до комнатной.

Закаливание носоглотки можно проводить в любое время года. Детям 2—4 лет следует полоскать рот, а после 4 лет — горло кипяченой водой комнатной температуры с добавлением настоя ромашки или шалфея 2 раза в день — утром и вечером. На каждое полоскание используется 1/3 стакана воды. Для школьников температуру воды надо снижать через каждые 10 дней на 1—2 градуса и перейти, наконец, на температуру зимней водопроводной воды. Постепенно увеличивается и длительность процедуры.

Солнечные ванны оказывают на организм дошкольников общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма.

Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.
Но после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей может появиться слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после нее.
Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Ребенок ложится на подстилку так, чтобы тело было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть панамой). Продолжительность процедуры вначале 4 минуты, при этом ребенок меняет положение, подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по минуте для каждой стороны тела. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут.

Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны ребенка надо облить водой с температурой 26—28° и устроить на полчаса отдыхать в тени.

Перед специальными закаливающими процедурами необходима консультация медицинского работника. Все процедуры проводятся под его контролем.

Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний.

Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции нашего организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Закаливать свой организм необходимо каждому.

Начинать закаливание лучше с раннего возраста.

Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода.

Достаточное пребывание ребенка на воздухе; регулярное проветривание помещения; одежда, позволяющая свободно двигаться без перегревания – все эти факторы постоянно и естественно оказывают закаливающее влияние на организм ребенка.

Результатом нашей работы являются следующие показатели:

Источник

СПб ГБУЗ ДГП № 49, тел.: (812) 670-78-01

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская городская поликлиника № 49» Пушкинского района; Есть вопрос? Ответим! —> 670-78-01; Есть проблема при обращении к нам? Решим! —> 670-78-04

Значение закаливания в укреплении детского и подросткового здоровья

18 октября 2019

Ведущее место в структуре патологии детского возраста занимают болезни органов дыхания, среди которых наиболее часто встречаются острые респираторные заболевания, острые респираторные вирусные инфекции и грипп. Главенствующая роль в формировании высокого уровня детской заболеваемости принадлежит контингенту часто и длительно болеющим детям, который в зависимости от возраста, эпидемиологических и социальных условий составляет ежегодно в среднем 15-25 %. В связи с чем, особую актуальность в профилактике ОРЗ, ОРВИ и гриппа приобретает закаливание.

Закаливание – это комплекс мероприятий, направленный на тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию факторов внешней среды.

В целом закаливание влияет на деятельность нервной и эндокринной систем, что отражается в регуляции всех физиологических процессов. Начальные стадии закаливания сопровождаются усилением деятельности гипофиза, надпочечников, щитовидной и вилочковой желез. По мере приспособления организма напряжение эндокринной системы снижается.

Закаливание оказывает специфическое и неспецифическое действие на организм:

-специфическое действие проявляется в повышении устойчивости организма к воздействию метеорологических факторов при проведении охлаждающих процедур или повышении устойчивости к воздействиям ультрафиолетовой радиации под влиянием курса солнечных ванн, совершенствовании реакций гомеостаза;

-неспецифическое действие выражается в повышении устойчивости организма к различным неблагоприятным воздействиям, в том числе к возбудителям инфекционных заболеваний.

Закаливающие процедуры повышают физическую работоспособность, снижают заболеваемость, укрепляют здоровье.

Основные принципы закаливания:

-учет состояния здоровья: болеющим детям и детям с хроническими заболеваниями подходят щадящие процедуры (укорочение времени воздействия закаливающего фактора, уменьшение контраста, короткая экспозиция закаливающего фактора и частое его повторение);

-увеличивать постепенно интенсивность заливающих процедур;

-соблюдать систематичность и последовательность при проведении закаливания (перерыв в закаливании на 2-3 недели и более снижают сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам);

-комплексное воздействие закаливающих факторов;

-положительная эмоциональная реакция на проведение процедур: нельзя проводить закаливание при наличии у ребенка отрицательной эмоциональной реакции (беспокойство, страх, плач и др.), такая негативная реакция может привести к различным невротическим расстройствам;

-активное поддержание произвольного внимания ребенка в течении всей процедуры закаливания;

-возобновление процедур после перерывов начинается с такой интенсивности воздействий, которая была в начале закаливания, но с более быстрым нарастанием;

-закаливающие мероприятия требуют специального обучения.

Закаливающие процедуры целесообразно начинать в летнее время при незначительном напряжении терморегуляционных механизмов, обусловленных сезонными условиями. Это важно и в связи с преддверием осеннее — зимнего периода, характеризуется увеличением количества простудных, вирусных заболеваний, снижение показателей иммунитета у детей. У детей раннего возраста в силу более низких адаптационных возможностей закаливающий эффект сохраняется 3-10 дней.

Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.

Общие мероприятия — это ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, соответствующие возрасту воздушный и температурный режим в помещении, регулярное проветривание комнат – проводятся на протяжении всей жизни, умывание прохладной водой.

Специальные мероприятия – это специальные закаливающие процедуры: гимнастика, массаж, воздушные и световоздушные ванны, водные процедуры, ультрафиолетовое облучение.

Средства и методы закаливания:

Закаливание воздухом: воздушные ванны, хождение босиком.

Закаливание водой: местные водные процедуры (местное влажное обтирание рук и ног, обливание ног, обливание ног с использованием контрастных температур воды, полоскание горла холодной водой); общие водные процедуры (общие обтирания, обливания всего тела); плавание.

Закаливание солнцем: солнечные ванны.

Воздушные ванны являются фактором наименьшего воздействия на организм. Это связано с тем, что теплопроводность воздуха в 30 раз, а теплоемкость в 4 раза меньше, чем воды. Помимо температурных воздействий на организм, воздух диффундирует через кожу, что способствует насыщению крови кислородом (проницаемость газов через кожу у детей по сравнению с таковой у взрослых существенно выше). Воздушные ванны целесообразно проводить утром или в вечернее время в 17-18 ч, спустя 30-40 мин после еды. Для детей дошкольного возраста рекомендуется проведение этих процедур вначале при температуре воздуха до 17-18 град. С с последующим снижением до 12-13 град. С (для детей хорошо переносящих закаливающие процедуры). Начинают воздушные ванны с обычной комнатной температуры. Продолжительность сеансов составляет для детей 3-4 лет 5 минут, для детей 4-5 лет – 10 минут, для детей 5-6 и 6-7 лет – 15 минут. Максимальная продолжительность воздушных ванн 30-40 минут для детей 3-4 лет, 45 минут для детей 4-5 лет, и 1 час для детей 5-6 и 6-7 лет. Вначале воздушная ванна принимается в трусах, майках, носочках и тапочках, через 2 недели в трусах и тапочках. При воздушной ванне постепенно обнажаются сначала руки, затем ноги и тело до пояса, и лишь затем ребенок может оставаться в трусах. Противопоказаниями к применению воздушных ванн являются острые инфекционные заболевания, повышенная температура тела, острые респираторные заболевания.

Световоздушные ванны (закаливание солнечными лучами) показано практически всем здоровым детям и ослабленным вследствие перенесенного заболевания. Этот метод закаливания особенно показан с задержкой роста и развития. В средней климатической зоне целесообразно проводить световоздушные ванны с 9 до 12 ч, на юге в связи с более жарким климатом – с 8 до 10 ч.. Продолжительность первой ванны для детей 1-ого года жизни составляет 3 минуты, для детей от 1 года до 3 лет – 5 минут, для детей 4-7 лет – 10 минут. Ежедневно можно увеличивать время световоздушной ванны, доводя его до 30-40 минут. При появлении у ребенка признаков дискомфорта (ребенок перестает двигаться и «ежится» от холода, дрожит, при возникновении «гусиной кожи») процедура прекращается. Противопоказания к такому закаливанию – острые инфекционные заболевания, повышенная температура тела.

Закаливание ультрафиолетовыми лучами целесообразно проводить в условиях Крайнего Севера, где интенсивность УФ-радиации и суточное ее количество ниже, чем в южных и средних широтах. Процедуру облучения проводят в фотариях лечебно-профилактических учреждений.

Водные процедуры делятся на влажные обтирания, обливания, плавание. Обтирание и обливание могут быть местными и общими. Вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, удобна для проведения процедур, так как легко дозируется по интенсивности и равномерно распределяется на теле. Влажные обтирания проводят смоченной в воде и отжатой тканью (рукавицей). Вначале обтирают дистальные отделы конечностей, затем проксимальные, сначала верхние конечности – от пальцев к плечу, затем ноги – от пальцев к бедру, далее грудь, живот, спину. После процедуры кожу вытирают насухо. Температура воды для детей 3-4 лет начальная + 32 град. С, конечная летом +22 град. С, зимой + 25 град. С..Температура воды для детей 5 лет начальная + 30 град. С, конечная летом +20 град. С, зимой + 24 град. С. Температура воды для детей 5 лет начальная + 28 град. С, конечная летом +18 град. С, зимой + 22 град. С. Через каждые 2-3 дня температуру воды снижают на 1 град. С.. Обливание стоп начинают водой температуры +28 град. С, затем снижая ее на 1 град. С в неделю. Нижние пределы температуры воды – 18 град. С. Продолжительность процедуры 20-30 секунд. По окончании обливания ноги вытирают насухо.

Многие из этих методов трудоемки и поэтому применяются очень ограниченно (ножные ванны, общее обливание), для других требуется хорошая подготовка, и они приемлемы только для здоровых детей (купание в водоемах, сауна).

В последнее время широкое применение находит метод закаливания, сочетающий воздушную ванну и выполнение движений под музыку разного темпа. Этот методический прием позволяет, с одной стороны, позволяет проводить закаливание, с другой – осуществлять индивидуальный подход к детям. При этом могут дозироваться температура воздуха, продолжительность процедуры, площадь открытой поверхности тела, интенсивность выполнения упражнений на фоне музыкального сопровождения. Это также обеспечивает хорошее настроение и мотивацию детей к выполнению закаливающих процедур не только в детском учреждении, но и дома.

Закаливание выполняется по рекомендации лечащего врача и перед началом выполнения курса закаливающих процедур необходима консультация лечащего врача.

Источник

Читайте также:  Препараты для поддержания здоровья суставов
Adblock
detector