Консультация для родителей «Роль витаминов в питании детей»
Наталья Деткова
Консультация для родителей «Роль витаминов в питании детей»
Витамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма. Они регулируют обмен веществ, участвуют в образовании ферментов и гормонов, в окислительных реакциях, повышают сопротивляемость организма к различным заболеваниям, к воздействию токсинов, радионуклеидов, низких или высоких температур и к другим вредным факторам окружающей среды.
Витамины практически не синтезируются в организме. Только некоторые из витаминов группы В в небольшом количестве образуются в кишечнике в результате жизнедеятельности существующих там микроорганизмов. И еще витамин Д синтезируется в коже человека под воздействием солнечных лучей, которые, к сожалению, не так часто нас балуют. Основными же источниками витаминов являются различные продукты питания.
Особенно важно достаточное поступление витаминов в организм в период дошкольного возраста, отличающийся интенсивным развитием и формированием различных органов и систем, напряженностью обменных процессов, совершенствованием структуры и функций центральной нервной системы. Проведенные обследования детей дошкольного возраста в различных регионах Российской Федерации свидетельствуют о недостаточном потреблении ими витаминов, особенно в зимне-весенний период.
Обычно детям не хватает витаминов С, группы В, а также витамина А и бета-каротина. Это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей, отмечаются повышенная утомляемость, вялость, замедление темпов физического развития, ослабление иммунологической защиты, что приводит к росту заболеваемости, затяжному течению патологических процессов.
Недостаток витаминов в питании приводит к авитаминозу или гиповитаминозу. Под авитаминозом понимают полное истощение запасов витаминов в организме, а под гиповитаминозом- снижение обеспеченности ими организма.
Гиповитаминозы усугубляются при наличии у детей различной хронической патологии, особенно со стороны органов пищеварения. Чаще всего Гиповитаминозы развиваются в результате нарушений в организации питания — при недостаточном включении в рационы свежих овощей и фруктов, молочных продуктов, мяса, рыбы. Большое значение имеют нарушения технологии приготовления пищи, неправильная обработка продуктов, в результате чего происходит значительное снижение их витаминной ценности.
В целях профилактики в рационы детей необходимо регулярно включать достаточное количество продуктов, являющихся основными источниками витаминов.
В КАКИХ ПРОДУКТАХ «ЖИВУТ» ВИТАМИНЫ
Витамин А — содержится в рыбе, морепродуктах, абрикосах, печени. Обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение и сопротивляемость организма в целом.
Витамин B1 — находится в рисе, овощах, птице. Укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение.
Витамин B2 — находится в молоке, яйцах, брокколи. Укрепляет волосы, ногти, положительно влияет на состояние нервов.
Витамин РР — в хлебе из грубого помола, рыбе, орехах, овощах, мясе, сушеных грибах. Регулирует кровообращение и уровень холестерина.
Витамин PP (Ниациновый эквивалент) — наиболее богаты рыба и томаты. Участвует в процессе метаболизма, окислительных и дыхательных процессах.
Витамин В6 — в цельном зерне, яичном желтке, фасоли. Благотворно влияет на функции нервной системы, печени, кроветворение.
Витамин В5 — в фасоли, цветном капусте, яичных желтках, мясе. Регулирует функции нервной системы и двигательную функцию кишечника.
Витамин B12 — в мясе, сыре, продуктах моря. Способствует кроветворению, стимулирует рост, благоприятно влияет на состояние центральной и периферической нервной системы.
Витамин В9 — в савойской капусте, шпинате, зеленом горошке. Необходим для роста и нормального кроветворения.
Витамин Н — в яичном желтке, помидорах, неочищенном рисе, соевых бобах. Влияет на состояние кожи, волос, ногтей и регулирует уровень сахара в крови.
Витамин С — в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе. Полезен для иммунной системы, соединительной ткани, костей, способствует заживлению ран.
Витамин D — в печени рыб, икре, яйцах. Укрепляет кости и зубы.
Витамин Е — в орехах и растительных маслах. Защищает клетки от свободных радикалов, влияет на функции эндокринных желез.
Витамин К— в салате, кабачках и белокочанной капусте. Регулирует свертываемость крови.
Бэта-Каротин – фрукты и овощи, которые окрашены в яркие, насыщенные оранжевый и желтый цвета, а также темно-зеленые листовые овощи. Способствует противостоять внешним опасностям.
Витамин В4 — в пророщенной пшенице, субпродуктах, яйцах. Принимает участие в жировом обмене, способствует очищению печени от жиров.
Консультация для родителей «Роль развивающих игр для детей 3–4 лет» Консультация для родителей “ Роль развивающих игр для детей 3-4 лет” Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным?.
Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей» Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей» Важным фактором здоровья являются физические упражнения. Физические.
Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» Роль отца в воспитании детей. Многие мужчины уверены, что уход за ребенком – не мужская работа. Это неправильная точка зрения. Можно быть.
Консультация для родителей «Роль папы в воспитании детей» Как много отец значит для своего ребенка? Ведь психологические особенности «папиных» сыновей и дочерей различны Какова роль отца в семье?.
Консультация для родителей «Роль развивающих игр для детей 3–4 лет» Консультация для родителей «Роль развивающих игр для детей 3 — 4 лет» Что нужно, чтобы ребёнок рос любознательным, умным, сообразительным?.
Консультация для родителей «Роль родителей в ознакомлении детей с родным краем» Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему.
Консультация для родителей «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу» Цель: Показать родителям возможные формы и методы работы по воспитанию у детей любви к родному городу. Чувство патриотизма так многогранно.
Консультация учителя-логопеда для родителей «Роль родителей в работе по коррекции звукопроизношения у детей» В детском саду Вашего ребёнка зачислили на логопедический пункт, и логопед проводит с ним занятия 2-3 раза в неделю. К сожалению, многие.
Консультация для родителей «О пользе витаминов для детского организма» Консультация для родителей «О пользе витаминов для детского организма» Витамины — ценнейшие вещества, необходимые организму человека. Все.
Памятка для родителей «Роль витаминов в здоровом функционировании детского организма» Без витаминов в организме не функционирует ни одна система. Многие болезни, которыми в разные времена страдала большая часть человечества,.
Источник
Особенности применения витаминно-минеральных комплексов у детей раннего возраста
Опубликовано в журнале:
«Практика педиатра», сентябрь 2011, с. 25-29
Э.Э. Локшина, О.В. Зайцева, ГОУ ВПО «Московский государственный медикостоматологический университет» Минздравсоцразвития РФ
Согласно данным НИИ питания РАМН, около 90% детского населения России испытывает недостаток в тех или иных витаминах и минералах [1]. К основным группам риска развития витаминной недостаточности относятся дети, проживающие в экологически неблагоприятных регионах, дети из социально неблагополучных семей, часто и длительно болеющие дети, а также дети с аллергическими заболеваниями.
Одним из важных компонентов питания у детей являются микронутриенты (витамины и микроэлементы). Значение витаминов для обеспечения нормальной жизнедеятельности и поддержания здоровья детей чрезвычайно велико. В отличие от макронутриентов (белков, жиров и углеводов), витамины не служат источником энергии или «строительного материала», используемого для образования органов и тканей, а являются экзогенными регуляторами физиологических и биохимических процессов [2, 3]. Витамины принимают непосредственное участие во всех обменных процессах жизнедеятельности организма, а также входят в состав многих ферментов, выполняя роль катализаторов.
Витамины необходимы для процессов роста, кроветворения, нормальной деятельности нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, желез внутренней секреции, продуцирующих различные гормоны, для поддержания зрения и нормальных свойств кожи. Витаминам принадлежит также исключительно важная роль в обеспечении адекватного иммунного ответа, функционирования систем метаболизма ксенобиотиков, формировании антиоксидантного потенциала организма и в поддержании устойчивости человека к различным инфекциям, действию ядов, радиоактивного излучения и других неблагоприятных внешних факторов. Кроме того, обеспеченность микронутриентами необходима для нормального уровня интеллектуального развития ребенка [2, 4]. Минеральные вещества – также незаменимый элемент здорового питания. Макро- и микроэлементы одинаково необходимы для нормального существования организма и должны присутствовать в пище в достаточном количестве.
Дефицит витаминов
Классические авитаминозы в настоящее время встречаются крайне редко. Однако у детей раннего возраста нередко обнаруживаются признаки субнормальной витаминной недостаточности, представляющей собой доклиническую стадию дефицита витаминов и проявляющейся нарушениями метаболических и физиологических реакций, в которых участвует данный витамин, а также отдельными клиническими симптомами. Например, раздражительностью, головной болью при недостаточности тиамина, аскорбиновой кислоты, пиридоксина, кровоточивостью десен при недостаточности витамина С, сухостью кожи при недостаточности витаминов А и B2 [5, 6].
Основными причинами субнормальной витаминной недостаточности являются: нерациональное питание ребенка или кормящей матери; широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе их производства; потеря витаминов при длительном и нерациональном хранении и кулинарной обработке продуктов; нарушение баланса микрофлоры кишечника, участвующей в обмене ряда витаминов (фолиевой кислоты, рибофлавина, пиридоксина, цианокобаламина); нарушение усвоения витаминов при заболеваниях ЖКТ и патологии желчевыводящих путей. Среди других причин дефицита витаминов можно отметить недостаточное образование в организме активных метаболитов витаминов у детей с поражениями печени и почек, наследственные нарушения обмена витаминов и другие, которые встречаются гораздо реже [2].
Субнормальная обеспеченность витаминами значительно снижает устойчивость детей к действию инфекционных и токсических факторов, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления больных детей, способствует увеличению частоты и длительности обострений хронических заболеваний верхних дыхательных путей и ЖКТ.
Таким образом, дефицит микронутриентов у детей раннего возраста приводит к замедлению темпов роста и умственного развития, угнетению иммунной сопротивляемости организма, способствует формированию у ребенка хронических заболеваний.
Восполнение дефицита
Особенности питания детей в современных условиях не позволяют полностью удовлетворить потребности во всех основных микронутриентах только за счет пищевого рациона. В связи с этим необходимо дополнительное обеспечение детей витаминами и микроэлементами. Профилактика поливитаминной недостаточности должна быть направлена на обеспечение полного соответствия между потребностями детей раннего возраста в микронутриентах и их поступлением с пищей.
С увеличением количества компонентов в витаминно-минеральном комплексе (ВМК) увеличивается возможность и число взаимодействий между ингредиентами. Это приводит к тому, что для многих компонентов начинают реализовываться отрицательные эффекты их действия друг на друга на разных уровнях.
При терапевтическом приеме витаминов и микроэлементов (то есть при проявлении клинических признаков недостаточности, требующих врачебного вмешательства) их употребление в виде отдельных препаратов или предпочтительных сочетаний (таких, как кальций и витамин D) является распространенной нормой. При профилактическом приеме ВМК разделение некоторых компонентов приводит к уменьшению взаимных отрицательных эффектов и улучшению эффективности поливитаминной/минеральной композиции. В современных ВМК необходимо учитывать наилучшую совместимость ингредиентов, а также их возможный антагонизм [7].
Потребление достаточного количества макро- и микронутриентов с пищей и в составе ВМК оказывает выраженное положительное влияние на состояние многих органов и систем. В частности, сейчас уделяется большое внимание роли микронутриентов в формировании когнитивных функций у детей, их влиянию на поведение и настроение, что подтверждают систематические обзоры Cochrane [3].
Учитывая индивидуальные особенности детей раннего возраста, выбор необходимых витаминов и минералов, а также методов восполнения их запасов должен происходить под строгим контролем врача-педиатра. Известно, что рацион питания детей от 1 года до 3 лет достаточно ограничен, а невозможность приема поливитаминных препаратов в форме таблеток и капсул существенно сужает выбор предлагаемых на рынке витаминных средств.
Для оптимального роста и развития детей раннего возраста необходимы различные макро- и микронутриенты, однако совершенно в других количествах и пропорциях, чем для детей старшего возраста или взрослых. Кроме того, необходимо, чтобы витамины и микроэлементы усваивались в полном объеме, так как именно в этом возрасте обменные процессы протекают наиболее интенсивно.
Особое внимание должно уделяться также и форме ВМК, так как дети раннего возраста не в состоянии разжевывать или глотать неизмельченные таблетки или капсулы, а вспомогательные компоненты (консерванты, красители, ароматизаторы), присутствующие в них, способны спровоцировать аллергические реакции.
Отечественными учеными специально для детей от 1 года до 3 лет был создан витаминноминеральный комплекс Алфавит Наш малыш (компания «Аквион»), учитывающий все эти особенности детского организма. В препарате Алфавит Наш малыш суточная доза полезных веществ разделена на 3 порошка (каждый порошок упакован в индивидуальное саше), содержащих только совместимые компоненты. Вещества-антагонисты включены в состав разных порошков, что повышает эффективность ВМК, минимизируя нежелательные проявления взаимодействия компонентов. В состав ВМК Алфавит Наш малыш включены необходимые для детей младшего возраста микронутриенты: 11 витаминов (витамины А (в форме бета-каротина), В1, В2, В6, В12, С, РР, пантотеновая и фолиевая кислоты) и 5 минералов (кальций, магний, цинк, йод и железо).
Кальций и витамин D необходимы для формирования и роста костей, здоровых зубов, профилактики рахита. Фолиевая кислота и витамин В12, действуя синергично, обеспечивают нормальный рост и развитие ребенка, улучшают аппетит, необходимы для работы нервных клеток и иммунной системы. Пантотеновая кислота необходима для нормального обмена белков и углеводов, а также для усвоения других витаминов, участвует в процессе образования энергии и синтеза гормонов. Витамин В6 и магний, действуя синергично, участвуют в функционировании нервной системы, необходимы для правильной работы важных ферментов. Йод участвует в синтезе гормонов щитовидной железы, от которых зависит формирование организма (прежде всего, нервной системы) и основные обменные процессы. Цинк входит в состав ферментов, необходимых для синтеза белков, участвует в регенерации тканей, развитии иммунной системы. Витамин В2 участвует в образовании энергии, способствует регенерации слизистых оболочек. Витамин РР обеспечивает правильную работу нервной системы и органов пищеварения. Комплекс антиоксидантов (бета-каротин и витамины Е и С) защищает от вредного воздействия свободных радикалов, повышает сопротивляемость организма инфекциям, способствует регенерации тканей. Железо необходимо для синтеза гемоглобина. Витамин В1 участвует в работе нервной системы, входит в состав ферментов, расщепляющих углеводы и аминокислоты, улучшает аппетит. Бета-каротин – безопасный источник витамина А, одна из функций которого – участие в цветовом и световом восприятии.
Состав Алфавита Наш малыш был разработан в соответствии с рекомендациями ВОЗ по питанию детей раннего возраста и НИИ питания РАМН. Особое внимание было уделено переносимости отдельных компонентов и гипоаллергенности, что обеспечивается за счет разделения по разным порошкам веществ, образующих вместе потенциально небезопасные пары (например, витамин В12 усиливает аллергическое действие витамина В1, поэтому они принимаются раздельно и в разное время). Кроме того, использованы безопасные формы витаминов (например, витамин РР в виде никотинамида). Благодаря удобной лекарственной форме – растворимый порошок в саше – удалось избежать использования ненужных для детского организма вспомогательных веществ (красителей, консервантов, ароматизаторов).
Таким образом, в состав Алфавита Наш малыш включены все необходимые витамины и минералы в соответствии с потребностями детей раннего возраста и с учетом взаимовлияния отдельных микронутриентов; вероятность аллергических реакций сведена к минимуму. Поэтому новый отечественный ВМК Алфавит Наш малыш может быть рекомендован для применения у детей от 1 года до 3 лет в качестве дополнительного источника витаминов и минералов.
Примеры синергизма:
- Витамин D положительно влияет на усвоение кальция.
- Витамин С восстанавливает антиоксидантные свойства витамина Е.
- Витамин С усиливает всасывание железа.
- Витамин А помогает усвоению цинка.
Примеры антагонизма:
- Конкуренция марганца и железа снижает усвоение железа на 40%.
- Витамин С окисляет до 30% витамина В12.
- Кальций и железо конкурируют за усвоение.
- Витамин В12 может усилить аллергические реакции, вызванные витамином В1.
- Совместный прием цинка и железа снижает эффективность терапии.
- Фолиевая кислота образует нерастворимое соединение с оксидом цинка, что уменьшает усвоение витамина В9.
Список литературы:
- Талашова С.В. Алгоритм выбора витаминно-минерального комплекса в педиатрии // Русский медицинский журнал. – 2009. – Т. 17, № 4. – С. 308–311.
- Конь И.Я., Тоболева М.А., Димитриева С.А. Дефицит витаминов у детей: основные причины, формы и пути профилактики у детей раннего и дошкольного возраста // Вопросы современной педиатрии. – 2002. – № 1. – С. 62–66.
- Студеникин В.М., Балканская С.В., Щелковский В.И., Курбайтаева Э.М. Витаминноминеральная недостаточность у детей: соматические и психоневрологические аспекты проблемы // Лечащий врач. – 2008. –№ 1. – С. 19–22.
- Benton D. Micronutrient supplementation and intelligence of children // Neurosci. Biobehav. Reb. 2001; 25: 297–309.
- Коровина Н.А., Захарова И.Н., Заплатников А.Л. и др. Дефицит витаминов и микроэлементов у детей: современные подходы к коррекции: Руководство для практикующих врачей. – М.: Медпрактика-М, 2004. – 100 с.
- Шилина Н.М. Роль микронутриентов в развитии ребенка // Consilium medicum. Педиатрия. – 2007. –№ 2. – С. 74–77.
- Тутельян В.А., Спиричев В.Б., Шатнюк Л.Н. Коррекция микронутриентного дефицита – важнейший аспект концепции здорового питания населения России // Вопросы питания. – 1999. – № 1. – С. 3–11.
Сведения об авторах:
Локшина Эвелина Эдуардовна, доцент кафедры педиатрии ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Минздравсоцразвития РФ, канд. мед. наук.
Зайцева Ольга Витальевна, заведующая кафедрой педиатрии ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Минздравсоцразвития РФ, профессор, д-р мед. наук.
Источник