Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Роль школы в формировании здорового образа жизни учащихся — RSS
Роль школы в формировании здорового образа жизни учащихся
Роль школы в формировании здорового образа жизни учащихся
Для здоровья и благополучия будущих поколений нашей страны необходимо мотивировать и прививать здоровый образ жизни, в первую очередь, молодежи.
Мотивация здорового образа жизни – это комплекс мер, направленных на появление у человека стремления соблюдать все правила и нормы здорового образа жизни.
Основы здорового образа жизни закладываются в самом раннем детстве, интенсивно расширяются и углубляются в детские и юношеские годы и, оформляясь в культурные навыки, закрепляются в молодом возрасте. Формирование мотивации здоровья и здорового образа жизни – дело весьма сложное, требующее решения многих задач, существенно отличающихся для людей разного возраста. Вместе с тем, никакие пожелания и наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.
В течение жизни человек проходит через разные мотивации. В детстве – получение удовольствия, в подростковом возрасте – возможность самосовершенствования и способность к маневрам.
Для молодых людей иногда теряется значение такой мотивации, как самосохранение. Здоровье и сила нередко лишают их необходимой осторожности, снижают чувство ответственности за свой организм. Молодым людям в возрасте 18-25 лет кажется, что ресурс их здоровья неограничен. К сожалению, это ошибочное мнение. Именно поэтому у них можно чаще наблюдать примеры рискованного и саморазрушающего поведения – в возрасте от 12 до 30 лет совершаются опасные для здоровья и жизни действия: курение, пьянство, эксперименты с наркотиками, случайные интимные контакты, ведущие к венерическим заболеваниям, СПИДу. На этот возраст приходятся пренебрежение к элементарным правилам гигиены питания, сна, труда и отдыха, гигиены одежды. Все это закладывает фундамент для хронических неинфекционных заболеваний, ведущих к ранней инвалидности и смерти (цирроз печени, гастрит, легочные заболевания, заболевания почек, нарушение обмена веществ и пр.).
В то же время молодежь наиболее восприимчива к обучению. Воспитание у молодежи навыков здорового образа жизни может позволить достигнуть главной цели, каковой является охрана здоровья здоровых.
Формирование убеждений и привычек здорового образа жизни идет через знания. При этом формирование знаний, убеждений, привычек должно базироваться не только на информации, а на личном примере педагогов и родителей, на пребывании в здоровьесберегающей среде семьи и учебного заведения. В школе рекомендации по здоровому образу жизни детям часто насаждаются в назидательной и категоричной форме, что не вызывает у них положительных реакций, а сами учителя редко придерживаются декларируемых правил.
Задачу формирования у школьников ценности здоровья, культуры здорового образа жизни можно выделить как наиболее распространенную и значимую в системе здоровьесберегающей деятельности школы.
В программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, входят такие направления, как рациональный режим труда (учебы) и отдыха, оптимальная и систематическая физическая активность, закаливание, рациональное питание, психическая саморегуляция, учет и коррекция влияния на здоровье окружающей среды, пропаганда против вредных для здоровья факторов – алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании, знание и меры профилактики СПИДа, обучение основам предупреждения травматизма и правилам личной гигиены.
В ходе обучения школьников основам здорового образа жизни необходимо проводить специальные собрания и классные часы, конференции, на которых ребята должны сами готовить доклады о важности всех компонентов здорового образа жизни.
На подростков большое влияние оказывают средства массовой информации: радио, телевидение, журналы, Интернет. Для мотивации здорового образа жизни нужно привлекать внимание учеников к передачам, статьям и публикациям, пропагандирующим этот стиль жизни.
Педагог, как и любой родитель, обязан ежедневным примером и учением (не путать с нравоучениями) прививать с детства любовь к здоровому образу жизни, беречь и сохранять не только свое здоровье, но и здоровье близких и родных.
Источник
Роль школы в сохранении здоровья детей
статья на тему
Ребенок проводит в школу 70 % своего времени. Поэтому школа должна взять на себя ответственность за сохранение физического, психологического и духовного здоровья детей. Статья раскрывает дидактические принципы и методы здоровьесбережения ребенка в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_shkoly_v_sohranenii_zdorovya_detey_statya.docx | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль школы в сохранении здоровья детей
Ребенок большую часть активного времени суток проводит в школе. Поэтому школа должна взять на себя управление процессом сохранения и поддержки здоровья детей. Первостепенное значение, наряду с выполнением САН-ПИНов, имеют здоровьесберегающие технологии, на основе которых строится взаимодействие между учителем и учениками.
Выделяют три вида здоровья: физическое, психическое и нравственное. 50% здоровья определяет психологическое состояние человека. Высокая зависимость детей от учителей, ранимость детской психики делают их уязвимыми под влиянием неблагоприятного педагогического воздействия. Отрицательное влияние на психическое здоровье школьников оказывают:
- Авторитарность педагога;
- Пассивность восприятия знаний;
- Отсутствие интереса к изучаемому материалу;
- Перегрузка учебного материала;
- Неуспешность;
- Отсутствие индивидуального подхода;
- Несоответствие учебного материала возрастным особенностям учащихся.
Повышенная утомляемость, неразвитость моторики, недостаточность речевого развития и зрительного восприятия, двигательная расторможенность, дефицит внимания, слабая эмоциональная устойчивость не позволяют современным ученикам достичь планируемых результатов обучения.
Дидактические принципы, устраняющие негативные факторы влияния на здоровье детей:
- Деятельностный метод обучения исключает пассивное восприятие знаний;
- Связь учебного процесса с жизнью, приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями учащихся;
- Разноуровневое обучение обеспечивает адекватную нагрузку на каждого ребенка, дает возможность успешного прохождения им индивидуальной образовательной траектории;
- Создание в коллективе атмосферы доброжелательности;
- Возможность выбора учащимся индивидуального темпа и уровня обучения;
- Создание ситуации успеха;
- Формирование интереса к обучению через творчество.
Основные направления оздоровления учащихся:
– учебные занятия в классах проводятся в режиме динамических пауз — физкультминутками, которые сопровождаются веселыми стихотворениями, музыкальными отрывками из популярных детских песен;
– проведение комплекса упражнений для двигательной гимнастики глаз, позволяющий укреплять глазные мышцы;
-смена видов деятельности;
-валеологическое просвещение родителей по проблеме здоровья;
-выполнение рекомендаций медицинских работников;
-поддержание экологического пространства класса;
— эмоциональные разрядки – шутки, мини-игры,занимательный материал в учебном процессе.
И еще одна здоровьесберегающиая технология общеизвестна: это интегрированные уроки. К этой форме работы все чаще и чаще обращаются учителя, начиная с 1 класса: обучение грамоте + письмо, ознакомление с окружающим миром + трудовое обучение или изобразительное искусство, природоведение + чтение, чтение + русский язык.
Таким образом, задача учителя — не просто провести урок в чистом кабинете, следить за осанкой и проводить физкультминутки. Важнее создавать психологически и эмоционально благоприятную атмосферу в школе, формирующую Личность.
Источник
Статья на тему: «Роль школы в формировании здорового образаь жизни учащихся».
Статья на тему: «Роль школы в формировании здорового образа жизни»
Подготовил: учитель ОБЖ МКОУ Чесменская СОШ Бобровского муниципального района
Воронежской области Самодуров Н.И.
Формирование у учащихся бережного отношения к своему здоровью многогранный процесс. Понятие здоровья, причин старения, основы здорового образа жизни, все эти и другие понятия широко даются в рамках школьной образовательной программы прежде всего на уроках ОБЖ и физической культуры , пропагандируются, навязываются учащимся на всех уроках в рамках применения здоровьесберегающих технологий на уроках и внеклассных мероприятиях. Педагоги добросовестно, в рамках собственной компетенции выполняют поставленные перед ними задачи, которые как правило сформулированы в Образовательных программах школы и Концепциях воспитательной работы . Учащиеся получают огромный поток информации с которой чаще всего молчаливо соглашаются, попробуй поспорь с учителями, которые к тому же основательно аргументируют опираясь на научные труды . Но зачастую сопротивляясь, ведь особенно в подростковом возрасте у детей остро развито чувство самовыражения. То, что навязывается-отторгается. И здесь на первый план выходит как и по любому другому аспекту современной жизни не получение информации, её чрезмерно много ребёнок получает из современных средств информирования, а её «фильтрация» и применение. Из опыта работы в должности учителя физической культуры всегда считал, что главным моим достижением является не количество пятёрок в классах, подготовленных разрядников, а количество выпускников в которых за период учёбы в школе сформировалась потребность посещать спортивные залы, ходить в походы, вообщем вести здоровый образ жизни. Суметь убедить детей в том, что им это нужно, воспитать потребность вести здоровый образ жизни, вот главная задача современного педагога, современной школы. Задача сложная, ведь в детском возрасте мало кто задумывается над тем, что здоровье нужно беречь смолоду.
То, что в основе здорового образа жизни лежит сознание подтверждают высказывания философов, которые широко освещены в книге А.С.Фетисова «Здоровьесберегающая образовательная среда школы: история и современное состояние» издательство НПП «АИСТ» г.Воронеж 2013 год. Вот выдержки из книги: известный философ Античности Платон описывает здоровый образ жизни и «здоровое состояние души» в окружающем мире выделяя несколько добродетелей: это состояние души как умеренность, которая характеризуется уравновешенностью, гармоничным развитием телесной красоты и душевной доброты. Как мы видим, в основу здорового образа жизни включено понятие доброты, ибо добро порождает добро, а зло порождает зло. В эпоху Средневековья Фома Активинский заложил основы самодвижения душевных сил человека к его личному развитию. Как видим со времён Античности на первое место выдвигались утверждения о душевном здоровье как залоге здоровья физического. В современном мире всё чаще в понятие здоровья включены неразрывно здоровье физическое и духовное. Создавать благоприятную здоровьесбергающую среду, вот основная задача современной школы. В концепции ФГОС чётко сформулированы поставленные задачи, в числе которых формирование здорового образа жизни. В обеспечении школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков сохранения здоровья, применение этих знаний в повседневной жизни.
Формировать мировоззрение у учащихся можно конечно основываясь на философском восприятии мира, однако не все взрослые способны глубоко и правильно воспринимать философию жизни, ведь как известно философия, наука не имеющая чётких контуров, как впрочем и психика человека.
Итак для выполнения концепции ФГОС в отношении здоровьесбережения необходимо в Программы развития школы заложить основные разделы без которых выполнение данных задач невозможно, если конечно снова не рассчитывать на русское авось и традиции народных сказок, то есть чудо:
— создание комфортных условий (поколение постарше гордится тем, что гоняли мяч на пустырях, не имея комфортных условий для занятий физической культурой и спортом тем не менее занимались), для современного подрастающего поколения важным аспектом является престижность, а значит условия для учащихся должны отвечать современным требованиям;
— компетентность педагогов, которая формируется конечно же путём самообразования, как стихийного, не предсказуемого движения. С целью повышения компетенции педагогов должна создана система переподготовки. Но здесь на первый план должна выходить компетентность организаторов переподготовки.
А если коротко сказать о состояние здоровья учащихся нашей школы, то по результатам мониторинга оно наверное мало отличаются от исследований проводимых в более широком диапазоне. На первом месте традиционно стоят заболевания органов зрения, опорно-двигательного аппарата, инфекционные заболевания. Итак отрываясь от философии переходим к практике. Выявляем заболевания, находим причины, начинаем над ними работать. Основной задачей учителя кропотливо, из урок в урок выполнять всем известные требования; следить за освещением в классе, гигиеническим состоянием класса, осанкой учащихся, рассадкой учащихся в зависимости от антропометрических данных и состояния зрения, чередовать виды деятельности, проводить физкультминутки освежая в памяти старые здоровьесберегающие технологии, изучая новые. Современный педагог, это личность постоянно находящаяся в целенаправленном движении
А.С.Фетисов «Здоровьесберегающая образовательная среда школы: история и современное состояние» издательство НПП «АИСТ» г.Воронеж 2013 год.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО»,2004. – 296 с.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1 – 4 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАК
Источник
«Роль школы в формировании психологического здоровья учащихся»
Среди факторов, ухудшающих психологическое здоровье детей, в последнее время все чаще называется негативное влияние школы. Школьный период уязвим для формирования нервно-психических заболеваний, так как включает по меньшей мере два «возрастных криза», во время которых организм оказывается наиболее чувствительным к различным воздействиям. С одной стороны школа, как постоянный источник стресса, неблагоприятно влияет на психологическое здоровье учащихся. С другой стороны, многие авторы отмечают, что именно школа является оптимальной системой для профилактики нарушений психологического здоровья.
Цель семинара – разобраться в содержании понятий «психологическое здоровье» и «психическое здоровье», а также обсудить основные направления работы образовательного учреждения по сохранению и формированию психологического здоровья учащихся.
Просмотр содержимого документа
«»Роль школы в формировании психологического здоровья учащихся»»
Семинар «Роль школы в формировании психологического здоровья учащихся»
Цель: ориентация деятельности педагогического коллектива на оптимизацию школьной среды в целях сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся.
— информирование о содержании понятий «психическое» и «психологическое здоровье»;
— разобрать факторы, неблагоприятно влияющие на психологическое здоровье;
— обсудить основные направления работы образовательного учреждения по сохранению и формированию психологического здоровья учащихся.
Настрой на работу. До начала семинара в помещении звучит релаксационная музыка. В начале работы проводится упражнение на снятие эмоционального стресса: Сожмите пальцы на двух руках в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох, не торопясь, сжимайте кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие сжатия кулака, сделайте вдох. Повторите это упражнение 5 раз. Закрытые глаза удваивают эффект.
Сегодня тема нашего семинара – психологическое здоровье учащихся. Вообще тема здоровья детей сегодня очень остро поднимается не только на уровне школы, но и на уровне всего государства. Статистика последних лет отмечает рост хронических заболеваний и психических расстройств у детей и подростков. Актуальными стали проблемы детской преступности, подростковых суицидов, употребления несовершеннолетними психоактивных веществ.
Среди факторов, ухудшающих психологическое здоровье детей, в последнее время все чаще называется негативное влияние школы. Школьный период уязвим для формирования нервно-психических заболеваний, так как включает по меньшей мере два «возрастных криза», во время которых организм оказывается наиболее чувствительным к различным воздействиям. С одной стороны школа, как постоянный источник стресса, неблагоприятно влияет на психологическое здоровье учащихся. С другой стороны, многие авторы отмечают, что именно школа является оптимальной системой для профилактики нарушений психологического здоровья.
И сегодня цель нашего семинара – разобраться в содержании понятий «психологическое здоровье» и «психическое здоровье», а также обсудить основные направления работы образовательного учреждения по сохранению и формированию психологического здоровья учащихся.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ЗДОРОВЬЕ», «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ», «ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ»
С помощью метода «Мозгового штурма» участники семинара определяют как можно больше характеристик абсолютно здорового человека, а потом сформулировать определение здоровья.
Итак, по определению ВОЗ, Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Это определение было принято 1979 году Всемирной Организацией Здравоохранения. Тогда же был введен термин «психическое здоровье», который сначала употреблялся только в медицинской сфере, а потом перешел и в другие сферы, в частности в психологическую и педагогическую.
Термин «психическое здоровье» определен как резерв сил человека, благодаря которому он может преодолевать неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах.
Психическое здоровье рассматривается также как состояние, способствующее наиболее полному физическому, умственному и эмоциональному развитию человека. Это состояние равновесия различных психических свойств и процессов, умение ими владеть, адекватно использовать и развивать, что позволяет человеку гармонично функционировать в социуме.
Термин «психологическое здоровье» – согласно определению ВОЗ, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Психологическое здоровье – это не только душевное, но еще и личностное здоровье.
И хотя до сих пор в литературе наблюдается расхождение в определении этих понятий, современная наука разграничивает сферы психического и психологического здоровья, отмечая их серьезные различия, которые можно увидеть в таблице №1. (Анализируется таблица «Отличия психического и психологического здоровья).
Источник