Меню

Роль медсестры по укреплению здоровья

«Здоровье. Факторы риска для здоровья. Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья»
учебно-методическое пособие на тему

Скачать:

Вложение Размер
МР 2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования.

Одной из важных составляющих комфортного существования человека, движущей силой его жизнедеятельности, личностного роста, успешности как в профессиональной сфере, так и в повседневной жизни является х.

Предоставлен дидактический материал на тему: ПМ.04.Профилактическая деятельность МДК.04.01. Профилактика заболеваний и санитарно- гигиеническое образование населенияразде.

Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегаю.

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Здоровье населения» в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ОП.08. Общественное здор.

Лекция 1. Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья..Демографическая ситуация в России, регионе.Проведение оценки демографической ситуации в России, районе профессиональной .

Источник

Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья, в организации медицинской профилактики

Укреплению здоровья населения способствует хорошо налаженная система санитарного просвещения, в которой участвуют все медицинские работники. Она представляет совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на сохранение и восстановле­ние здоровья и трудоспособности человека, на продление его активной жизни.

Медицинские сестры, работающие как в учреждениях клинической медицины, так и на поликлинических участках вместе с врачами являются пропагандистами медицинских знаний среди населения. Наиболее важные направления работы: антенатальная профилактика в период беременности, проводимая в женских консультациях; профилактика заболеваний среди детей, в осуществ­лении которой велика роль медицинских работников всех детских учреждений. Их деятельность направлена на организацию рацио­нального питания, развития физкультуры и спорта, правильное половое воспитание, пропаганду здорового образа жизни. Медсестры, работающие в женских консультациях (акушерки), проводят занятия с будущими матерями, подготавливают их к родам, преподают им навыки общения с новорожденными.

Санитарное просвещение, реализуемое медицинскими работниками, планируется как обязательная часть их производствен­ной деятельности и организуется в соответствии с профилем данного учреждения. Особое внимание уделяется включению санитарно-просветительской работы в систему диспансеризации насе­ления.

Для обучения населения приемам оказания первой помощи следует использовать все средства массовой информации. Должное внимание необходимо уделять санитарно-просветительным занятиям на производстве; их могут проводить подготовленные медсестры под руководством цеховых или участковых врачей. Особо важная роль в пропаганде санитарных знаний принадлежит медсестрам с высшим образованием yi фельдшерам, которые вполне могут заменить врача на этом крайне важном участке работы по профилактике нарушений состояния здоровья населения разных возрастных групп.

В условиях рыночной экономики, когда медицинская помощь в условиях стационара для необеспеченных слоев населения не всегда доступна, повышение его санитарной культуры становится важным механизмом в борьбе за сохранение здоровья.

Медицина 20 в веке – болезнецентрическая. Больные – выздоровевшие – повторно-заболевшие – хронические больные.

Парадигма: “Больной – врач” , “Больной — сестра”

Медицина 21 века – здраво центрическая. Гражданин – врач – здоровое общество.

Парадигма: “Пациент – врач”.

Девиз медицины 21 века: Человек познай и сотвори себя сам!

Парадоксальная ситуация: цель медицины – здоровый человек, а поле ее деятельности – больные люди. Хотя утверждают, что медицина стоит на 3 — китах: профилактике, диагностике и лечении. Поэтому первичная медико-санитарная помощь сводится не только к борьбе с болезнями и радикальному вмешательству в кризисных ситуациях. Главный упор делается на профилактику заболеваний и укрепление здоровья. Многосторонние реформы в системе здравоохранения пока не дают должного ожидаемого результата. Одна из перспектив выхода из сложившейся ситуации: активное участие населения в решении проблем здоровья.

Первыми шагами законодательно-правового характера в стратегии реформирования здравоохранения можно назвать Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в Р.Ф. В них, а также в приказах Минздрава РФ от 22.12.95 № 364 “О мерах по развитию медицинской профилактики в РФ”, от 06.10.97 № 295 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения в области гигиенического обучения и воспитания населения РФ», концепции Президентской программы «Здоровье работающего населения России на 2004 – 2015гг.» и Федеральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливается приоритет профилактических мер в действующей системе здравоохранения.

Поэтому основой деятельности медицинского персонала учреждений ПМСП является:

1. Конкретный анализ состояния здоровья и условий жизни отдельных семей.

2. Изучение роли семьи в сохранении здоровья её членов.

3. Организация внутрисемейной помощи во время болезни одного из членов.

Основные виды деятельности среднего медицинского работника направлены на оказание помощи отдельным лицам, семьям и группам населения и включают:

— проведение мер по укреплению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп;

— выявление физических, психических социальных, экологических, этнических факторов риска для здоровья пациента (семьи) и консультирования населения по вопросам уменьшения их влияния на здоровье;

— обучение пациента и его семьи вопросам поддержания здоровья в различные возрастные периоды, ухода и само ухода, здорового образа жизни.

Работа медсестры или фельдшера в области укрепления здоровья может включать:

— оценивает состояние здоровья пациента и его мнение о собственном благополучии;

— обеспечение информацией – разрабатывает содержание программы укрепления здоровья относительно конкретного пациента или ситуации, достает печатные материалы и / или рассказывает и обсуждает;

— поощряет образ жизни и поведение, благоприятные для здоровья, служит примером, предоставляет знания и поддержку, программы по достижению благополучия.

Источник

Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья.

Достижение высокого уровня здоровья, повышение каче­ства жизни в значительной степени зависит от самого челове­ка, однако не следует недооценивать и роль его окружения в формировании позитивного отношения к здоровью.

Окруже­ние человека во многом формирует его микросоциальную среду, которая оказывает существенное влияние на здоровье. Это воздействие проявляется через уровень материального благополучия, внутрисемейные отношения, семейный кли­мат. Состав семьи, ее состояние, ее образ жизни, распорядок дня, режим питания и другие семейные факторы сказывают­ся на распространенности отдельных заболеваний.

Помимо членов семьи, в состав ближайшего окружения человека должны входить и медицинские работники, в част­ности сестринский персонал, который своими действиями может влиять на уровень здоровья, способствовать повыше­нию качества жизни конкретного человека, что является ко­нечной целью любого медицинского вмешательства, будь то уход за пациентом или мотивирование к сохранению и под­ держанию здоровья.

Таким образом, значительную роль в поддержании здоро­вья здоровых, формировании принципов здорового образа жизни, мотивации к сохранению здоровья могут и должны сыграть медицинские работники, в частности медицинские сестры, работающие в амбулаторно-поликлинической сети, а также медицинские сестры общей практики и семейные ме­дицинские сестры, одной из основных функций которых яв­ляется проведение профилактики. Известен факт, что до 80 % обратившихся за медицинской помощью начинают и заканчивают свое лечение в амбулаторно-поликлинических условиях. Именно поэтому на доклиническом этапе возмож­но и целесообразно формирование навыков сохранения здо­ровья, а также потребности к его поддержанию и укрепле­нию.

Так, медицинская сестра, работающая в детской поликли­нике, должна дать необходимые рекомендации по соблюде­нию правильного режима учебы и отдыха для детей разного возраста, провести квалифицированные консультации о принципах адекватного и рационального питания, о необходимых и допустимых физических нагрузках с учетом возрас­та, физического развития, наличия той или иной патологии, о необходимости обеспечения безопасных условий среды обитания, включая меры по предупреждению травматизма на улице и дома, а также сведения о правильном хранении ле­карственных препаратов, средств бытовой химии и т.д.

Про­филактическая деятельность медицинских сестер детских по­ликлиник особенно актуальна и заметна в силу естественной заботы родителей о здоровье своих детей, особенно ярко про­ являющейся на первом году жизни, а также природной любо­знательности самих детей. Именно в раннем возрасте ребен­ка для медицинской сестры особенно важно установить доверительные отношения с родителями малыша, а затем и с ним самим, добиться необходимого авторитета, продемонстриро­вать свои знания и умения в том, чтобы объяснить родите­лям, а позднее и ребенку, значение здорового образа жизни, основные факторы риска развития заболеваний, факторы, способствующие сохранению здоровья. Свои приоритеты могут быть и в профилактической деяте­льности медицинских сестер, работающих со взрослым насе­лением. К числу вопросов, которые может и должна решать медицинская сестра, относятся темы планирования семьи, как на уровне предупреждения нежелательной беременности, так и на этапах планирования и ожидания желанного ребенка. Весьма актуальными для населения нашей страны темами для консультирования остаются проблемы адекватного и рационального питания, причем решение этой проблемы каса­ется людей всех возрастов. Среди особенностей питания граждан России можно отметить высокое потребление сладо­стей, хлебобулочных изделий, соли с одновременным дефи­цитом потребления фруктов, овощей, мяса, рыбы. В послед­ние годы сформировались новые пищевые пристрастия — любовь к чипсам, гамбургерам, хот-догам, газированным на­питкам. Актуальными являются и проблемы, связанные с употреблением наркотиков, алкоголя, табакокурением. Все это может послужить поводом для беседы медицин­ской сестры со своими пациентами, в ходе которой она дол­жна не только проинформировать пациента о факторах риска при тех или иных заболеваниях, перечислить конкретные условия жизни, способствующие сохранению здоровья, но и постараться убедить его в необходимости избегать воздейст­вия неблагоприятных факторов и соблюдать условия, поддер­живающие высокий уровень здоровья. При этом медицин­ской сестре необходимо учитывать возрастные особенности пациента, его социальный и психологический статус, уровень интеллектуальной и физической активности, степень осве­домленности о своем здоровье и множество других факторов, формирующих тот или иной образ жизни. Особую роль в профилактической медицине призваны сыграть медицинские сестры, работающие с врачами общей практики. Медицинская сестра врача общей практики дол­жна активно и самостоятельно работать с населением. Зная социальный статус семьи, уровень здоровья каждого из ее членов, особенности развития и течения заболеваний, поль­зуясь доверием и авторитетом у своих пациентов, медицин­ская сестра может более эффективно заниматься не только координирующей деятельностью, но и разработкой и реали­зацией конкретных профилактических мероприятий, необхо­димых каждой семье, в соответствии с условиями жизни дан­ной семьи.

Участие медицинских сестер амбулаторно-поликлиниче­ского звена в профилактических мероприятиях может прояв­ляться и в организации и проведении — совместно с врачом — различного рода школ, семинаров (например, по поддержке грудного вскармливания, профилактике гипертонической бо­лезни, поддержанию безопасных условий жизни и др.). Таким образом, профилактическая деятельность сестрин­ского персонала, деятельность по сохранению и укреплению здоровья населения должна быть широкой, многообразной и самостоятельной и заключаться не только в помощи врачу, медико-просветительной работе, но и охватывать обучающую, консультативную деятельность. Трудно переоценить роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни, обучении действиям по сохранению и укреплению здоровья как больных, так и здоровых людей. Большая само­стоятельность и активность в этом направлении будут спо­собствовать и повышению престижа профессии медицинской сестры, повысит уровень ее самоуважения и уважения со стороны пациентов.

Источник

Роль медицинских сестёр первичного звена при внедрении здорового образа жизни среди населения

Дата публикации: 10.04.2014 2014-04-10

Статья просмотрена: 15162 раза

Библиографическое описание:

Назарова, С. К. Роль медицинских сестёр первичного звена при внедрении здорового образа жизни среди населения / С. К. Назарова, М. И. Хасанова, К. О. Абдупаттаева, М. Б. Миркаримова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10052/ (дата обращения: 08.06.2021).

Роль среднего медицинского персонала в пропаганде формирования здорового образа жизни среди населения является одной из самых главных составляющих в работе среднего медицинского персонала первичного звена здравоохранения. В данной статье проведен краткий экскурс о том, что входит в понятие здоровый образ жизни, по каким критериям он оценивается. Также даны практические рекомендации для медицинских сестер в пропаганде формирования здорового образа жизни среди населения.

Ключевые слова: медицинская сестра, здоровый образ жизни, пропаганда здорового образа жизни.

The role of nurses in the promotion of healthy lifestyles among the population is one of the most important components in the work of nurses in primary care. This article gives a brief digression about what constitutes a healthy lifestyle, according to what criteria he estimated. Also provides practical recommendations for nurses in the promotion of healthy lifestyles among the population.

Keywords: nurse, healthy lifestyle, promotion of lifestyle

Актуальность. Пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) является одной из основных задач медицинских работников в деле укрепления здоровья населения. В настоящее время в этом направлении акцент делается на понимании людьми важности ЗОЖ. Никакие энергичные усилия врачей и медицинских работников не могут гарантировать нам здоровья. Никто не может сделать за нас зарядку, отказаться от лишней рюмки спиртного и сигареты, создать для себя правильный режим работы и отдыха, придерживаться принципов здорового и сбалансированного питания. Наше здоровье и благополучие в наших руках. Поэтому не случайно помощь в развитии личных навыков является одним из главных направлений деятельности по укреплению здоровья (Оттавская Хартия ВОЗ, 1986 г.). Медицинские работники должны предоставлять максимально полную информацию о различных аспектах здоровья, помогать людям в формировании ответственного и позитивного отношения к своему здоровью и здоровью общества в целом, менять не всегда здоровые привычки своих сограждан и содействовать развитию навыков ЗОЖ. [1]

Во многих странах мира растет спрос на сестринский персонал, так как их практика гибко реагирует на демографические, экономические и социальные перемены. В результате этого сестринская деятельность превратилась в ключевой компонент медицинского обслуживания в любых условиях. Сфера деятельности медицинских сестер включает оказание широкого спектра услуг в рамках первичной медико-санитарной помощи и участие в проведении высокотехнологичных научных исследований. [6]

Медицинская сестра общей практики — это равноправный участник, наряду с врачом общей практики, всех видов лечебно-профилактической работы на участке. В соответствии с мировыми стандартами медицинская сестра общей практики должна относиться к пациентам как к уникальным личностям; уметь выявлять их проблемы, в том числе внутрисемейные, координировать медицинскую помощь в течение всей жизни пациентов. Хорошая, дружная работа тандема: врач и медсестра общей практики — залог снижения заболеваемости и повышение показателей здоровья семьи!

Существует множество методов обучения и много возможностей для пропаганды здорового образа жизни. Важно, прежде всего, заинтересовать пациентов, а затем приступить к обучению, и дать ему как можно больше информации и на примерах показать, как влияет выполнение всех условий на здоровье каждого. [4]

Медицинские работники должны внимательно слушать пациента, его сомнения и возникшие вопросы, на которые они должны получать интересующие ответы, главное примеры. Но многие пациенты не могут прочесть информационные материалы, потому что те написаны достаточно сложно. Важно, чтобы печатные материалы отвечали на интересующие пациента вопросы. Медицинские работники, прежде всего, должны узнать, в чём нуждаются пациенты, используя фокус-группы участников — они отбираются из аудитории, на которую направлена их деятельность. Разумным является использование простого языка, коротких слов и предложений. Рисунки, «мультфильмы» или фотографии могут иногда иллюстрировать мысли лучше слов [5].

Необходимо добиваться, чтобы пациенты были активными участниками планирования и сохранения своей здоровой жизни. Роль медсестры скорее состоит в том, чтобы помочь пациентам с таким планированием, чем в том, чтобы контролировать процесс. Во всех ситуациях медсестра должна начинать процесс обучения с установления доверия и взаимоуважения, дружелюбных отношений с пациентом. [3] Одним из способов для этого является изучение интересов пациента и объёма уже имеющихся у него знаний. Таким образом, завязываются доверительные отношения и одновременно оцениваются потребности пациента в обучении. Во многих других ситуациях перед тем, как начинать занятия, медсестры должны помочь пациенту понять и принять ответственность за собственное здоровье [2].

Определение места и роли среднего медицинского персонала поликлинической службы в организации работы по внедрению программы здорового образа жизни и разработка рекомендации по ее совершенствованию явилось целью нашего исследования.

Материалы и методы исследования. Для анализа деятельности среднего медицинского персонала поликлинической службы в области организации работы по внедрению здорового образа жизни среди населения г.Чирчика, применялся метод анкетирования для среднего медицинского персонала 4 поликлиник. Так же проводился социологический опрос пациентов 4 поликлиник города с целью определения эффективности методов в пропаганде ЗОЖ.

Результаты исследования и выводы. Изучение состояния здоровья населения г. Чирчика показало, что общее количество населения на 2011 год составило 144047, за 2012 год количество населения увеличилось до 145108 человек. Среди общего количества населения больший процент составляют взрослые, количество взрослого населения по сравнению с 2011 годом в 2012 году увеличилось на 1716 человек. Во всех возрастных группах кроме подростков в 2012 году наблюдается прирост населения. Подростков в 2012 году на 425 меньше чем в 2011г. При анализе демографических показателей установлено, что рождаемость по сравнению с 2011 годом (2246) снизилась, в 2012 г. составила 2225. Общий показатель смертности среди населения так же снизался с 1143 в 2011 году до 1106 в 2012 году, но показатели детской смертности повысились во всех возрастных группах. Общая заболеваемость в амбулаторно-поликлинической службе составила 508716 в 2011 году и 463802 в 2012 году, в том числе первичная в 2011 году составила 51061, в 2012 году 50769 человек.

На основании анализа собранных данных по влиянию деятельности на здоровье населения медицинских сестер, работающих в поликлиниках направленную на профилактику заболеваемости, пропаганду внедрения ЗОЖ в семьях и активного привлечения на борьбу с заболеваниями среди населения видно, что средний медперсонал в 100 % случаях знаком с программой и принципом работы по пропаганде ЗОЖ среди населения. Однако при просьбе перечислить основные из них лишь 45 % специалистов отметили такие факторы как: гигиена 10 %, рациональное питание 17 %, антитабачная и антиалкогольная пропаганда по 19 %, остальные не ответили на этот вопрос.

Данные же о наличии вредных привычек у обслуживаемых пациентов, а так же хронических заболеваниях показали, что не все медицинские сестра осуществляют патронаж прикрепленного населения на должном уровне.

Самой основной трудностью, с которой сталкивается медперсонал в работе с населением, это отсутствие членов семьи на месте во время проведения патронажа, не желание пациентов сотрудничать с медперсоналом, нежелание выполнять основные положения ЗОЖ. Отмечали также, что проблемой является дефицит специалистов, проблема в нежелании понимать правильность ведения здорового образа жизни со стороны населения.

По мнению пациентов, о влиянии деятельности на здоровье населения со стороны медицинских сестер по пропаганде и внедрению ЗОЖ видно, что медицинский персонал был признан одним из самых непопулярных источников информации о здоровом образе жизни. Что указывает на не очень эффективную работу по пропаганде ЗОЖ среди населения.

Для совершенствования программы по внедрению ЗОЖ необходимо учитывать, что наиболее интересующей информацией для большинства респондентов (43,4 %) оказалась борьба со стрессами, о рациональном питании 31,5 % респондентов, на что необходимо делать больший упор в процессе разработки программы по пропаганде ЗОЖ.

Эффективным источником информации могут быть информационно-наглядные средства, расположенные в медицинских учреждениях (плакаты, стенгазеты, уголки здоровья, информационные стенды) которые были отмечены 98 % опрошенных пациентов.

Практические рекомендации. Анализируя полученную информацию по основным факторам риска развития заболеваний пациентов первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) можно определить основные направления информационной составляющей программы. Информационные сообщения и обучающие семинары должны включать следующие тематические разделы: рациональное питание, влияние вредных привычек на здоровье и борьба с ними, польза физкультуры и спорта, способы снятия эмоционального стресса и напряжения. Совершенствовать работу школ здоровья. Считают необходимым проведение таких программ 64,9 % пациентов. Особенно, эффективна она для работы с пенсионерами. Данная категория пациентов имеет возможность не только повысить санитарную грамотность, но и бесплатно проконсультироваться с врачами разных специальностей, а также удовлетворить потребность в общении. Регулярно (1 раз в 3 месяца) проводить специальные акции «Дни здоровья» с освещением в СМИ. В эти дни пациенты могут бесплатно сдать клинические анализы крови, снять электрокардиограмму и получить консультацию кардиолога, прослушать лекцию о здоровом образе жизни. Данные акции также эффективны для пенсионеров. Важно формировать моду на здоровый образ жизни. Особенно это важно для молодого поколения. В агитационных материалах не учтена психология «рыночного» поколения с более индивидуализированным сознанием, чем у старшего поколения, его новая потребительская субкультура, в которой главным понятием является престиж.

1. Иргашев Ш. Б., Турсунходжаева Л. А., Первичная профилактика наркозависимости среди учащихся образовательных школ, Учебное — методическое пособие для учителей, Министерство здравоохранения Республике Узбекистан, Ташкент 2011

2. Иргашев Ш. Б. Формирование здорового образа жизни или санитарно просветительная работа. Журнал «Организация и управление здравоохранением № 1 2.2010

3. Назмеева Г. М. Социальные работники в пропаганде здорового образа жизни / Г. М. Назмеева // Современные наукоемкие технологии. — 2005. — № 4 — С. 96–96.

4. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие / И. И. Соковня-Семенова. — М.: Издательский центр «Академия». 2000. — 208 с.

5. Гендин А. М. Условия и факторы формирования здорового образа жизни учащейся молодёжи в современных условиях / А. М. Гендин, М. И. Сергеев, В. И. Усаков и др. — Красноярск: РИО КГПУ, 2004. — 228 с.

6. Двойников С. И. Медицинская сестра общей практике: проблемы и перспективы. / С. И. Двойников, В. И. Кузнецов. // Медицинская сестра. − 2002. − № 5. − С. 39–41.

Источник

Читайте также:  Очищение организма без вреда для здоровья
Adblock
detector