Меню

Роль медицинской сестры формировании зож

Роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни населения

Значение сестринского персонала в оказании первичной медико-санитарной помощи с акцентом на профильную работу. Значимость ценностно-смысловых ориентаций в процессе формирования здорового образа жизни. Основные факторы, разрушающие здоровье человека.

Рубрика Медицина
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 08.05.2016
Размер файла 207,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

17) творчество (возможность творческой деятельности);

18) уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Для получения групповых результатов для каждой из ценностей подсчитывалось среднее арифметическое значение ранга по данным всей группы, а затем полученные усредненные ранги всех ценностей вторично ранжировались в порядке возрастания. Результатом этой процедуры, представленные в таблице 9, являлась групповая иерархия ценностных ориентаций, представленная в той же форме, что и индивидуальные результаты. Ценности, попавшие в верхнюю часть иерархии, интерпретировались как предпочитаемые, в среднюю и нижнюю часть как незначимые.

Таблица 9. Полученная иерархия ценностей в процессе тестирования

материально обеспеченную жизнь

материально обеспеченную жизнь

здоровье (физическое и психическое)

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

счастливая семейная жизнь

здоровье (физическое и психическое)

счастливая семейная жизнь

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

Анализируя исходную иерархию ценностей, наиболее значимую ценность респонденты указали материально обеспеченную жизнь, 2-е место заняла интересная работа, на 3-ем месте оказалась свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), на 4-ом здоровье (физическое и психическое), и на 5-ом — счастливая семейная жизнь.

После проведения бесед с пациентами распределение ценностей несколько изменилось, на второе и третье места респонденты определили соответственно здоровье и счастливую семейную жизнь, на прежнем (1-ом) месте осталась материально обеспеченная жизнь. В значимости снизились интересная работа (4-е место) и свобода (5-е).

Проанализировав отвергаемые ценностно-смысловые ориентиры, наблюдается принадлежность к общему ряду ориентации на развитие творческой деятельности, переживание прекрасного в природе и искусстве. Средний ряд отвергаемых ценностных ориентиров включает такие ценности, как развитие моральных качеств, то есть жизненная мудрость, зрелость суждений, здравый смысл и развитие рациональных качеств.

Таким образом, пациенты перераспределили ценности и более серьезно обратили внимание на состояние своего здоровья, и оценили значимость семьи в их жизни. Этот результат, наглядно показанный в приложении 5 говорит об эффективности проведенной работы в направлении формирования здорового образа жизни.

Исследование показало, что ценности являются хорошим индикатором для отслеживания процессов формирования отношения личности к окружающему миру, своему образу жизни и здоровью в целом, а так же что между характером оценки отношения к здоровому образу жизни и ценностными ориентирами, определяющими содержательную сторону направленности личности пациентов, существуют тесная взаимосвязь. Ценностные приоритеты населения составляют центральные цели, которые связаны со всеми аспектами их поведения и отношения к здоровому образу жизни.

Существует множество методов обучения и много возможностей для пропаганды здорового образа жизни. Важно, прежде всего, заинтересовать пациентов, а затем приступить к обучению, и дать ему как можно больше информации и на примерах показать, как влияет выполнение всех условий на здоровье каждого.

Таким образом, можно выделить следующие основные направления в деятельности медицинской сестры по формированию здорового образа жизни:

1) Создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний всех категорий населения о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения;

2) Второе важное направление формирования здорового образа жизни — так называемое «обучение здоровью». Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни, как отдельных людей, так и общества в целом.

3) Побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Здоровый образ жизни — это единство и согласованность трёх уровней жизнедеятельности человека: социального, психологического и биологического. Таким образом, формирование здорового образа жизни — это целая система общественных и индивидуальных способов, форм деятельности, активности, направленных на преодоление факторов риска возникновения и развития заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных, психологических и природных условий и факторов образа жизни.

Данная дипломная работа посвящена проблеме изучения роли медицинской сестры в формировании отношения населения к здоровому образу жизни.

В этой связи был проведён теоретический анализ литературы, современных научных подходов о здоровом образе жизни, было рассмотрено многоаспектное понятие «здорового образа жизни», его основные элементы и компоненты, теоретические основы работы медицинской сестры по пропаганде здорового образа жизни и пути формирования здорового образа жизни населения.

В качестве гипотезы исследования выступило предложение о том, что ценностно-смысловые ориентации пациентов являются значимыми факторами и влияют на формирование их отношения к здоровому образу жизни.

В ходе эмпирического исследования, проведенного на базе МБУЗ «ЦГБ» г. Горячий Ключ, был выявлен исходный уровень знаний о здоровом образе жизни, обусловленный ценностно-смысловыми особенностями пациентов, а также социально-демографической принадлежности, проведен анализ взаимосвязи полученных результатов. Так же были выявлены проблемные вопросы у пациентов, на которые в процессе обучения необходимо медицинской сестре уделить особое внимание. По выявленным проблемам составлены и проведены беседы на актуальные для опрошенных пациентов темы: «Борьба со стрессом», «Рациональное питание», «Физическая активность». Большая ответственность в процессе обучения пациентов возлагается на медицинских работников. Медицинская сестра должна начинать процесс обучения с установления доверия и взаимоуважения, дружелюбных отношений с пациентом. Одним из способов для этого является изучение интересов пациента и объёма уже имеющихся у него знаний. Таким образом, завязываются доверительные отношения и одновременно оцениваются потребности пациента в обучении.

Для изучения влияния ценностно-смысловых ориентаций на формирование отношения к здоровому образу жизни, после обучения и проведенных бесед, с респондентами было проведено повторное исследование ценностных ориентиров. Анализ полученных результатов показал, что у пациентов распределение ценностей изменилось: на первом месте осталась материально обеспеченная жизнь, на второе и третье места соответственно респондентов определили соответственно здоровье и счастливую семейную жизнь, в значимости снизились интересная работа (4-е место) и свобода (5-е). То есть, пациенты перераспределили свои ценностные ориентиры и более серьезно обратили внимание на состояние своего здоровья, оценили значимость семьи. Результаты показали эффективность проведенной работы в направлении формирования здорового образа жизни.

Проанализировав полученные данные тест-опроса, был сделан вывод, что ценности являются хорошим индикатором для отслеживания процессов формирования отношения личности к окружающему миру, своему образу жизни и здоровью в целом. Что говорит о тесной взаимосвязи между характером оценки отношения к здоровому образу жизни и ценностными ориентирами. Ценностные приоритеты населения составляют центральные цели, которые связаны со всеми аспектами их поведения и отношения к здоровому образу жизни.

В связи с этим, профилактическая деятельность сестринского персонала, направленная на сохранение и укрепление здоровья населения должна быть широкой, многообразной и заключаться не только в помощи врачу, но и охватывать обучающую медико-просветительную деятельность. Медицинские сестры должны помогать пациенту понять и принять ответственность за собственное здоровье, вести пропаганду медицинских знаний о путях и методах сохранения здоровья и предупреждении заболеваний. Необходимо совершенствовать работу школ здоровья, особенно актуальна работа с подрастающим поколением, так как в юном возрасте закладывается и формируется ценностно-смысловые предпочтения развивающейся личности и ее отношение к здоровому образу жизни. Можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Важно формировать моду на здоровый образ жизни. Ведущей формой медико-просветительной работы со взрослым населением являются убеждение и пропаганда. Среди детей санитарное просвещение и гигиеническое воспитание должны быть строго дифференцированы по целям и содержанию в зависимости от их возраста. Начинать ее следует с родителями и воспитателями детских учреждений. Необходимо не только привлечь внимание этой категории взрослых к проблеме здорового образа жизни, но и приобрести, таким образом, убежденных помощников.

Таким образом, проведенный анализ проделанной работы позволил сделать следующие выводы:

1) Ознакомившись с теоретическим материалом и современными научными подходами о здоровом образе жизни, можно сказать, что понятие здоровье имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровне рассмотрения. Проблема здоровья и здорового образа жизни носит выраженный комплексный характер. На ее изучении сосредоточены усилия многих научных дисциплин.

2) В результате исследования исходного уровня знаний пациентов о ЗОЖ определились «проблемные зоны», которым в процессе обучения необходимо уделить особое внимание — это способы снятия эмоционального стресса и напряжения, рациональное питание, польза двигательной активности, влияние вредных привычек на здоровье и борьба с ними. После изучения ценностно-смысловых ориентаций пациентов было выявлено их влияние на формирование отношения к здоровому образу жизни. Исследование показало, что ценности являются хорошим индикатором для отслеживания процессов формирования отношения личности к окружающему миру, своему образу жизни и здоровью в целом.

Читайте также:  Уход за волосами проект по зож

3) После проведенных бесед с пациентами для контроля качества обучения, используя повторное тестирование по методике Рокича, было выявлено перераспределение ценностных ориентиров, основными из которых стали здоровье и семья.

4) Следовательно, была проверена гипотеза исследования о том, что ценностно-смысловые ориентации пациентов являются значимыми факторами, влияющими на формирование их отношения к здоровому образу жизни, и их показатель необходимо учитывать медицинским работникам при планировании медико-просветительной деятельности и формировании здорового образа жизни населения.

Трудно переоценить значимость роли медицинской сестры в формировании здорового образа жизни, обучении действиям по сохранению и укреплению здоровья как больных, так и здоровых людей. Большая самостоятельность и активность в этом направлении будут способствовать и повышению престижа профессии медицинской сестры, повысит уровень ее самоуважения и уважения со стороны пациентов.

1 Ананьев В.А. Введение в психологию здоровья: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2010. — 312с.

2 Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 2010. — 208с.

3 Венедиктов Д.Д. Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения. — М.: Медицина, 2012. — 113с.

4 Иванова В.И. Организация медицинского просвещения в школах пациентов. — М.: Медицинские знания, 2011. — 30с.

5 Иргашев Ш. Б. Формирование здорового образа жизни или санитарно-просветительная работа. — М.: Наука, 2010. — 35с.

6 Клименко И. Горькая правда о пиве и табаке. — М.: Философская Книга, 2013.- 48с.

7 Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. — М.: Издательский центр Академия, 2013. — 150с.

8 Матвейчик Т.В., Иванова В.И. Введение в основы сестринской педагогики. — М.: Медицинские знания, 2012. — 250с.

9 Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. — М.: Издательский центр Академия, 2011. — 100с.

10 Пшеничная Л.Ф. Педагогика в сестринском деле. — Ростов на Дону: Феникс, 2013. — 354с.

11 Ремизов И.В., Ремизова С.В. Сестринский процесс — это просто! — Горячий Ключ, 2012. — 19с.

12 Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие. — М.: Издательский центр Академия, 2011. — 208с.

13 Таболин В.А. Академик АМН СССР, Жданова С. А. к.м.н. Алкоголь и наследственность. — М: Знание, 2013. — 19с.

Источник

Здоровый человек и его окружение. Лекция 1. Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья
учебно-методический материал

Лекция 1. Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья.

.Демографическая ситуация в России, регионе.

Проведение оценки демографической ситуации в России, районе профессиональной деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
lektsiya_1_teoriya.docx 40.47 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция 1. Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья

Специалисту по сестринскому делу необходимо умение правильно оценивать состояние здорового человека, определять существующие факторы риска, консультировать пациентов и обучать их поддержанию здоровья, принципам здорового образа жизни.

Самыми важными жизненными ценностями для человека являются здоровье и семья. Каждый человек несет ответственность за свое здоровье и благополучие, а также здоровье и благополучие своих близких, достижение которых — непрерывный процесс, протекающий на протяжении всей жизни и подразумевающий определенную жизненную позицию, соответствующее поведение и отношение к себе и окружению.

Достижение высокого уровня физического, психологического, эмоционального, социального благополучия требует и определенных знаний, и соответствующего уровня мотивации, и умения преодолевать трудности на пути к этой цели.

В течение жизни человек проходит определенные этапы, связанные с тем или иным возрастным периодом. Каждый этап, каждый возрастной период имеет свои особенности, обусловленные строением организма, его физическим, психологическим, социальным развитием. На каждом этапе жизни человек сталкивается с различными проблемами, обусловленными как воздействием факторов внешней среды, так и внутренними переживаниями. Не всегда человеку удается успешно решить возникающие проблемы, что может быть связано с тем, что некоторые из них остаются для него не до конца осознанными, или с тем, что он просто не хочет их решать, или с тем, что во многих вопросах он является недостаточно компетентным. Часто это касается вопросов сохранения и укрепления здоровья. Поэтому знание анатомо-физиологических, психологических особенностей, способов поддержания и укрепления здоровья, потребностей человека, способов их удовлетворения важно для каждого человека, а для медицинских работников — особенно, поскольку человек является сферой их профессиональных интересов, а помощь ему в ситуациях, связанных с опасностями для здоровья, — профессиональным долгом. Медицинские работники, в частности медицинские сестры, фельдшера, акушерки, могут помочь человеку в решении многих проблем, связанных с сохранением и поддержанием здоровья, могут мотивировать здорового человека к здоровому образу жизни, обучить необходимым действиям, направленным на достижение благополучия. А для того чтобы это стало возможным, каждый из медицинских работников должен знать влияние различных факторов на здоровье человека, принципы здорового образа жизни, включающего в себя и рациональное и адекватное питание, и достаточную физическую активность, и отказ от вредных привычек, и многое другое; уметь выявить проблемы, возникающие на том или ином жизненном этапе, найти способы их решения в каждом конкретном случае.

Значительная часть жизни человека проходит в семье. От семейных взаимоотношений во многом зависит и здоровье каждого из ее членов, поэтому медицинскому работнику очень важно знать тип семьи, стадии ее развития, психологическую атмосферу семьи, внутрисемейные отношения, особенности питания, традиции, привычки. Это поможет принимать правильные решения, касающиеся сохранения и поддержания здоровья каждого члена семьи.

Завершающим этапом жизненного цикла человека является умирание и смерть. Каждый индивидуум по-своему реагирует на известие об утрате близкого ему человека, кого-либо из своего окружения, но существуют универсальные эмоциональные реакции, характерные для любого переживающего потерю. Знание этих реакций, умение помочь переживающему горе человеку просто необходимы любому медицинскому работнику.

Таким образом, зная особенности каждого из этапов жизни человека — от периода внутриутробного развития и новорожденности до пожилого и старческого возраста, — сестринский персонал может многое сделать для здоровья человека любой возрастной группы.

Достижение высокого уровня здоровья, повышение качества жизни в значительной степени зависит от самого человека, однако не следует недооценивать и роль его окружения в формировании позитивного отношения к здоровью. Окружение человека во многом формирует его микросоциальную среду, которая оказывает существенное влияние на здоровье. Это воздействие проявляется через уровень материального благополучия, внутрисемейные отношения, семейный климат. Состав семьи, ее состояние, ее образ жизни, распорядок дня, режим питания и другие семейные факторы сказываются на распространенности отдельных заболеваний.

Помимо членов семьи, в состав ближайшего окружения человека должны входить и медицинские работники, в частности сестринский персонал, который своими действиями может влиять на уровень здоровья, способствовать повышению качества жизни конкретного человека, что является конечной целью любого медицинского вмешательства, будь то уход за пациентом или мотивирование к сохранению и поддержанию здоровья.

Таким образом, значительную роль в поддержании здоровья здоровых, формировании принципов здорового образа жизни, мотивации к сохранению здоровья могут и должны сыграть медицинские работники, в частности медицинские сестры, работающие в амбулаторно-поликлинической сети, а также медицинские сестры общей практики и семейные медицинские сестры, одной из основных функций которых является проведение профилактики. Известен факт, что до 80 % обратившихся за медицинской помощью начинают и заканчивают свое лечение в амбулаторно-поликлинических условиях. Именно поэтому на доклиническом этапе возможно и целесообразно формирование навыков сохранения здоровья, а также потребности к его поддержанию и укреплению. Так, медицинская сестра, работающая в детской поликлинике, должна дать необходимые рекомендации по соблюдению правильного режима учебы и отдыха для детей разного возраста, провести квалифицированные консультации о принципах адекватного и рационального питания, о необходимых и допустимых физических нагрузках с учетом возраста, физического развития, наличия той или иной патологии, о необходимости обеспечения безопасных условий среды обитания, включая меры по предупреждению травматизма на улице и дома, а также сведения о правильном хранении лекарственных препаратов, средств бытовой химии и т.д.

Профилактическая деятельность медицинских сестер детских поликлиник особенно актуальна и заметна в силу естественной заботы родителей о здоровье своих детей, особенно ярко проявляющейся на первом году жизни. Именно в раннем возрасте ребенка для медицинской сестры особенно важно установить доверительные отношения с родителями малыша, а затем и с ним самим, добиться необходимого авторитета, продемонстрировать свои знания и умения в том, чтобы объяснить родителям, а позднее и ребенку, значение здорового образа жизни, основные факторы риска развития заболеваний, факторы, способствующие сохранению здоровья.

Свои приоритеты могут быть и в профилактической деятельности медицинских сестер, работающих со взрослым населением. К числу вопросов, которые может и должна решать медицинская сестра, относятся темы планирования семьи, как на уровне предупреждения нежелательной беременности, так и на этапах планирования и ожидания желанного ребенка.

Весьма актуальными для населения нашей страны темами для консультирования остаются проблемы адекватного и рационального питания, причем решение этой проблемы касается людей всех возрастов. Среди особенностей питания граждан России можно отметить высокое потребление сладостей, хлебобулочных изделий, соли с одновременным дефицитом потребления фруктов, овощей, мяса, рыбы. В последние годы сформировались новые пищевые пристрастия — любовь к чипсам, гамбургерам, хот-догам, газированным напиткам. Актуальными являются и проблемы, связанные с употреблением наркотиков, алкоголя, табакокурением. Все это может послужить поводом для беседы медицинской сестры со своими пациентами, в ходе которой она должна не только проинформировать пациента о факторах риска при тех или иных заболеваниях, перечислить конкретные условия жизни, способствующие сохранению здоровья, но и постараться убедить его в необходимости избегать воздействия неблагоприятных факторов и соблюдать условия, поддерживающие высокий уровень здоровья. При этом медицинской сестре необходимо учитывать возрастные особенности пациента, его социальный и психологический статус, уровень интеллектуальной и физической активности, степень осведомленности о своем здоровье и множество других факторов, формирующих тот или иной образ жизни.

Особую роль в профилактической медицине призваны сыграть медицинские сестры, работающие с врачами общей практики. Медицинская сестра врача общей практики должна активно и самостоятельно работать с населением. Зная социальный статус семьи, уровень здоровья каждого из ее членов, особенности развития и течения заболеваний, пользуясь доверием и авторитетом у своих пациентов, медицинская сестра может более эффективно заниматься не только координирующей деятельностью, но и разработкой и реализацией конкретных профилактических мероприятий, необходимых каждой семье, в соответствии с условиями жизни данной семьи.

Участие медицинских сестер амбулаторно-поликлинического звена в профилактических мероприятиях может проявляться и в организации и проведении — совместно с врачом — различного рода школ, семинаров (например, по поддержке грудного вскармливания, профилактике гипертонической болезни, поддержанию безопасных условий жизни и др.).

Таким образом, профилактическая деятельность сестринского персонала, деятельность по сохранению и укреплению здоровья населения должна быть широкой, многообразной и самостоятельной и заключаться не только в помощи врачу, медико-просветительной работе, но и охватывать обучающую, консультативную деятельность. Трудно переоценить роль медицинской сестры в формировании здорового образа жизни, обучении действиям по сохранению и укреплению здоровья как больных, так и здоровых людей. Большая самостоятельность и активность в этом направлении будут способствовать и повышению престижа профессии медицинской сестры, повысит уровень ее самоуважения и уважения со стороны пациентов.

Демографическая ситуация в России, регионе

Понятие о демографии

Деятельность медицинских работников по поддержанию здоровья здоровых может быть успешной только в том случае, если она будет базироваться на глубоких знаниях процессов, протекающих в обществе, учете факторов и условий, воздействующих на здоровье. К числу таких факторов относятся и демографические явления, во многом определяющие условия жизни человека (численность населения, распределение его по территории, миграция, урбанизация и др.).

Демография (от греч. demos — народ и grapho — писать) — наука о населении, закономерностях его воспроизводства в связи с социально-экономическими и историческими условиями.

Под населением (народонаселением) — принято понимать совокупность людей, объединенных общностью проживания в пределах какой-либо страны или части ее территории (провинции, земли, области, края, района, определенного населенного пункта), а также группы стран или всего мира.

К числу вопросов, изучением которых занимается демография, относятся:

• территориальное размещение населения;

• анализ воздействия на население различных факторов — экологических, медицинских, правовых, социально-экономических, условий жизни, быта, традиций и т.д.;

• выявление тенденций и процессов, происходящих среди населения в связи с этими факторами.

Одной из важнейших характеристик населения является состояние его здоровья. Выявлением взаимосвязи демографических процессов воспроизводства населения с позиций медицины и здравоохранения и разработкой на этой основе медико-социальных мероприятий, направленных на обеспечение наиболее благоприятного развития демографических процессов, улучшения здоровья населения, занимается медицинская демография, возникшая в начале 70-х годов XX в. на стыке общей демографии и социальной медицины.

Изучение народонаселения ведется с помощью статистических методов в двух основных направлениях — изучение статики и динамики населения.

Статика населения — это численный состав населения на определенный (критический) момент времени. Состав населения изучается по ряду основных признаков, характеризующих его структуру.

К таким признакам относятся:

• социальная и профессиональная принадлежность;

Динамика населения представляет собой движение населения, мобильность, изменение его численности, которое может происходить в результате различных процессов. За счет движения населения изменяются его численность, возрастно­половой, национальный, социальный состав, доля занятого населения и другие показатели.

• социальную мобильность, т.е. переход людей из одних социальных групп в другие в результате изменения материального положения, уровня образования и т.д.;

• механическое движение населения (миграция) — перемещение людей через границы тех или иных территорий, связанное с переменой места жительства, учебой или работой;

• естественное движение населения, обусловливающее смену поколений в результате рождений и смертей.

Результатом этих процессов является в первом случае изменение численности людей по социальным группам, профессиям, уровню образования и т.д., во втором — изменения в расселении людей по территории, в третьем — изменение численности и половозрастной структуры.

Миграция подразделяется на:

• безвозвратную (переселение со сменой постоянного места жительства);

• временную (переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок);

• сезонную (перемещение в определенные периоды, сезоны года);

• маятниковую (регулярные перемещения за пределы своего населенного пункта к месту учебы или работы).

Выделяют также внешнюю и внутреннюю миграцию.

Внешняя миграция, т.е. перемещение за пределы своей страны, подразделяется на:

• эмиграцию — передвижение граждан из своей страны в другую на длительный срок или постоянное жительство;

• иммиграцию — перемещение граждан из другой страны в данную.

Внутренняя миграция представляет собой перемещение населения из одного района проживания в другой, с одной территории на другую, а также переезд жителей из села в город — часть процесса урбанизации.

Данные о миграции населения получают при анализе талонов статистического учета прибытия и убытия, заполняемых при регистрации по месту пребывания и поступающих из органов внутренних дел.

Источниками для получения фактических данных для демографии служат результаты учета численности и состава населения, получаемые при:

• переписях, регулярно проводящихся в экономически развитых странах;

• выборочных исследованиях, включающих как собственно демографические, так и социально-гигиенические, социологические и другие виды обследований;

• текущем учете изменений в численности и составе населения на основе регистрации некоторых демографических явлений (рождений, смертей, браков, разводов и др.).

Наиболее точным и достоверным источником изучения численности населения, его состава, структуры являются регулярно проводимые в большинстве стран всеобщие переписи населения. Переписи позволяют получить ценную информацию о народонаселении, его численности, структуре, расселении. На основе этих данных осуществляется прогнозирование и перспективное планирование экономического и социального развития, организации производства, строительства жилья, размещения и строительства дошкольных, образовательных, лечебно-профилактических учреждений и т.д.

Выборочные социально-демографические обследования проводятся по широкой программе в период между переписями. Они позволяют проследить изменения в составе населения страны, региона и получить сведения, необходимые для текущего планирования развития страны или региона, являются также источником информации для изучения состояния здоровья населения и планирования развития различных служб здравоохранения.

Текущий учет демографических явлений включает оценку численности населения, которая производится на основе данных последней переписи, и изучение показателей естественного движения населения. Оценка численности населения на данной территории производится путем добавления к итогам последней переписи населения количества родившихся и прибывших на данную территорию и вычитания числа умерших и выбывших с данной территории.

Сведения о естественном движении населения изучаются путем обязательной регистрации всех случаев рождений, смертей, заключения браков, разводов в органах записей актов гражданского состояния.

Статика и динамика населения имеют большое значение как для всей системы здравоохранения, так и для отдельных лечебно-профилактических учреждений, а также для конкретного медицинского работника.

Показатели статики населения необходимы для:

• расчета показателей естественного движения населения;

• планирования всей системы здравоохранения, здравоохранения отдельных регионов и лечебно-профилактических учреждений;

• расчета потребности в амбулаторно-поликлинической,

стационарной помощи (общей и специализированной);

• определения необходимых ресурсов здравоохранения и конкретного лечебно-профилактического учреждения;

• организации противоэпидемических мероприятий.

Данные о численности населения и его составе особенно важны для амбулаторно-поликлинического звена. Именно численность, возрастно-половой состав населения лежат в основе организации участковой службы, организации общеврачебной практики.

Показатели динамики населения позволяют:

• оценивать состояние здоровья населения;

• прогнозировать потребности в тех или иных лечебно-профилактических учреждениях и медицинских кадрах;

• оценивать социальное, демографическое и медицинское благополучие населения;

• характеризовать прирост или убыль населения;

• оценивать миграционные процессы в стране, регионе;

• судить об изменении социального статуса населения.

На основе статистических данных населения Земли в 2010 году насчитывало 6, 82 млрд. жителей. Ежегодно численность населения Земли увеличивается примерно на 60 – 100 млн. человек, в 2018 году население составило 7,594 млрд. а в июне 2020 года достигло 7, 809 млрд.

По численности постоянного населения РФ занимает 9 место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, Бангдадеш и Нигерии.

В 2019 году население РФ составляет примерно 146млн.780 тыс. человек (с учётом присоединения Крыма), В Ставропольском крае – 2млн. 803 тыс. человек, в Ессентуках — 113 тыс. человек.

В 2010 году остановлен процесс сокращения численности населения в РФ, а в 2013 году Россия (с 1990–х годов) преодолела естественную убыль населения т.е. показатель рождаемости превысил показатель смертности.

Основными причинами смертности в России являются:

  • сердечно – сосудистые заболевания (47% всех смертей)
  • онкологические (17%)
  • от заболеваний органов дыхания — (4%),
  • от болезней органов пищеварения (4,5%).
  • На долю внешних факторов (8%) по причинам, связанным с транспортом, отравление алкоголем, суициды.

Проведение оценки демографической ситуации в России, районе профессиональной деятельности.

Для характеристики тех или иных демографических событий применяются различные статистические показатели.

Основными показателями, характеризующими статику населения, являются:

  • общая численность,
  • структура населения (по полу, возрасту),
  • плотность населения.

Данные о численности населения необходимы для расчета показателя плотности населения — числа жителей, приходящихся на 1 кв. км территории. Эти данные используются органами здравоохранения при планировании размещения сети медицинских учреждений, учитываются при подготовке и распределении медицинских кадров по территории, когда во внимание принимается не только численность населения, но и радиус медицинского обслуживания.

Плотность населения в нашей стране существенно различается по регионам. Так, наибольшая плотность населения отмечается в европейской части страны (до 335 человек на 1 кв. км), а наименьшая — в районах Сибири и Дальнего Востока (до 1—4 жителя на 1 кв. км), составляя в среднем по стране 8,57 жителя на 1 кв. км.

Важное значение для народного хозяйства страны и здравоохранения имеет также структура населения по полу и возрасту.

Структуру населения по полу (половая структура) определяют по формуле:

П = Число лиц определённого пола (мужчин или женщин) : на среднегодовую численность населения X 100 %

где П — доля лиц соответствующего пола

Очень важным демографическим показателем является возрастная структура населения, позволяющая на основании расчета доли лиц в возрасте 0—14 лет, 15—49 лет, 50 лет и старше определить возрастной тип населения.

В зависимости от распределения населения по этим возрастным группам различают

  • прогрессивный,
  • регрессивный
  • стационарный типы населения.

Прогрессивным — считается тип населения тех территорий, регионов или стран, в которых доля лиц в возрасте от 0 до 14 лет превышает долю лиц в возрасте 50 лет и старше.

При регрессивном типе населения — наоборот, доля людей в возрасте 50 лет и старше превышает долю лиц возрастной группы от 0 до 14 лет.

Стационарным — является тип населения, при котором наблюдается равенство числа лиц этих возрастных групп.

По этой классификации население России, как и большинства экономически развитых стран, относится к регрессивному типу.

Структуру населения по возрасту (возрастная структура) определяют по формуле:

В = Число лиц определённой возрастной группы : на среднегодовую численность населения X 100 %

где В — доля лиц соответствующей возрастной группы

На протяжении многих лет в нашей стране отмечается диспропорция в численности мужчин и женщин, что в определенной мере объясняется отдаленными результатами Первой и Второй мировых войн, а также более высоким уровнем смертности мужского населения в силу различных причин. Половая диспропорция характерна для всех возрастных групп, но в более младших возрастах (от 0 до 34 лет) наблюдается превышение численности мужского населения над женским, а преобладание женского населения отмечается в более старших возрастных группах (после 35 лет, когда сокращение численности мужского населения идет более быстрыми темпами), и в возрасте 70 лет и старше женщин примерно в 3 раза больше, чем мужчин.

Соотношение численности мужчин и женщин влияет на:

  • показатель брачности,
  • уровень воспроизводства населения,
  • показатель внебрачной рождаемости.

Показатель брачности — представляет собой количество заключенных браков, приходящееся на 1000 населения.

Показатель брачности рассчитывается по формуле:

Б = Количество браков, заключенных в течение года : Среднегодовая численность населения x 1000

где Б — показатель брачности.

Показатель разводимости (коэффициент разводов) — это количество разводов, приходящееся на 1000 населения.

Показатель разводимости рассчитывается по формуле

Р = Количество разводов, совершенных в течение го да : Среднегодовая численность населения x 1000

где Р — коэффициент разводов.

Большее значение для медицинских работников, органов и учреждений здравоохранения имеют показатели естественного движения населения, к основным видам которых относятся:

• естественный прирост населения.

Рождаемость — представляет собой процесс возобновления новых поколений, связанный с биологическими факторами, определяющими способность организма к воспроизводству потомства (зачатие, оплодотворение, вынашивание плода, роды). При изучении и анализе рождаемости в человеческом обществе следует помнить, что она определяется не только биологическими условиями, но и социально-экономическими процессами, условиями труда, быта, брачным возрастом, традициями, религиозными установками

Общий показатель рождаемости — представляет собой общее число родившихся живыми в течение года, приходящееся на 1000 населения.

Общий показатель рождаемости рассчитывается по формуле

ОПР = Общее число родившихся в течение года : Среднегодовая численность населения x 1000

где ОПР — общий показатель рождаемости (рождаемость).

Однако общий показатель рождаемости дает лишь общую характеристику процесса, но не позволяет точно судить об интенсивности этого явления, поэтому для более точных оценок рождаемости используют специальные показатели — коэффициенты общей и брачной плодовитости, которые рассчитываются на 1000 женщин детородного возраста (от 15 до 49 лет). Количество рождений до и после этого возраста незначительно, и поэтому им при расчетах пренебрегают.

Таким образом, коэффициент общей плодовитости представляет собой число родившихся живыми, приходящееся на 1000 женщин в возрасте от 15 до 49 лет, а коэффициент брачной плодовитости — число родившихся, приходящееся на 1000 женщин фертильного (способного к воспроизводству) возраста, состоящих в браке.

Суммарный коэффициент рождаемости показывает число детей, которое родила бы каждая женщина в течение всей жизни при сохранении существующего уровня рождаемости

Общую смертность населения в стране, регионе характеризуют с помощью общего показателя смертности, который представляет собой число умерших, приходящееся на 1000 населения.

Общую смертность населения рассчитывают по формуле

ОПС = Общее число умерших в течение года : Среднегодовая численность населения x 1000

где ОПС — общий показатель смертности.

Важное место принадлежит показателю естественного прироста населения, который служит наиболее общей характеристикой роста численности населения в стране, регионе.

Естественный прирост населения может быть выражен в абсолютных числах как разность между числом родившихся и умерших в данном году, но чаще он рассчитывается как показатель естественного прироста, определяемый разностью между показателями рождаемости и общей смертности.

где ЕП — показатель естественного прироста,

ОП Р — общий коэффициент рождаемости (рождаемость),

ОПС — общий показатель смертности.

Средние медицинские работники оформляют «Медицинское свидетельство о рождении» в случае, если в населенном пункте в медицинских учреждениях работает только сестринский персонал.

Литература для подготовки лекции:

1.Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебник для студентов учреждений СПО — Москва: Авторская академия, 2016г.

2. Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение / С. Р. Волков, М. М. Волкова, учебное пособие к практическим занятиям для студентов учреждений СПО- Москва: Авторская академия, 2016г.

3.Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие /Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О. В. Фурса, 14 издание, Ростов – на – Дону «Феникс» 2016г.

Источник

Adblock
detector