Меню

Роль физкультминутки для здоровья

Значение физкультминутки для здоровья детей

Елена Логинова
Значение физкультминутки для здоровья детей

Значение физкультминутки для здоровья детей.

Автор: инструктор по физической культуре Логинова Е. Н.

Для ребёнка вся жизнь протекает в игре. В игре он учится, в процессе игры мы его воспитываем и развиваем.

Что же это такое — физкультминутки для дошкольников? Это время для веселья, стихов и движения. Чтобы детишки хорошо росли и развивались, им просто необходимы такие чудесные подвижные физкультурные минутки.

Яблоня в моем саду

Гнется низко на ветру.

Наклонилась вправо, влево –

Ветки вниз и вверх качнула

И вперед их протянула.

А как стихнет ветерок,

Моя яблонька заснет.

Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).

Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей.

Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин. Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния.

Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова. Важно, учитывать индивидуальные особенности нервной системы каждого ребенка. Легко возбудимому ребёнку необходимо предлагать спокойные упражнения в среднем темпе, для заторможенного малыша пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему.

Снять напряжение, активизировать внимание детей позволяют различного рода физкультминутки на каждом занятии. Можно выделить следующие виды физкультминуток:

• Упражнения для снятия общего и локального утомления;

• Упражнения для кистей рук;

• Гимнастика для глаз;

• Упражнения, корректирующие осанку;

• Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки.

1. Упражнения для снятия общего или локального утомления

На реке живет енот,

Чешет лапкой он живот.

Своим хвостиком виляет,

Кверху лапки поднимает.

Шустро он по кочкам скачет

И запас под корень прячет.

Он среди воды живет,

Добродушный наш енот

Для того, чтобы снять излишнее статическое напряжение, во время физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей).

Неуклюжий шел пингвин

Посреди холодных льдин.

И по ледяной дорожке

Прыгал он на правой ножке.

А теперь подскок на левой –

И присел, согнув колени.

Очень климат уж суров!

2. Упражнения для кистей рук

Так проворны наши руки –

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперед, назад –

С ними можно полетать

При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка — дошкольника еще недостаточно развиты.

3. Гимнастика для глаз

Тихо в воздухе кружит.

Он все ниже, ниже, ниже,

Все к земле он ближе, ближе.

Только дунет ветерок –

Лист поднимется с дорог.

Будет дуть осенний ветер,

Будет лист кружить на свете

Офтальмолог В. Ф.Базарнов рекомендует специальный комплекс из пяти простейших упражнений: «Физкультминутка для глаз».

Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.

Читайте также:  Витамин отвечающий за здоровье волос

Упражнение 1. 15 движений глазами справа-налево, затем слева-направо.

Головой кивнул три раза,

Подмигнул нам черным глазом,

Лапки в стороны развел

И по жердочке пошел.

Прогулялся и присел,

Свою песенку запел:

Упражнение 2. 15 движений глазами вверх-вниз и вниз-вверх

Упражнение 3. 15 круговых движений глазами слева-направо.

Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Посмотрел он вправо, влево,

Повороты сделал смело.

Пощипал немного пух –

И с разбегу в воду плюх!

Упражнение 5. 15 круговых движений глазами, уложенную набок цифру 8.

4. Физкультминутки, направленные на формирование правильной осанки

Нарушение осанки у школьников влечет за собой нарушение здоровья.

Причинами нарушения осанки подразумевается образ жизни дошкольника:

• гиподинамия, то есть, недостаточное количество движений.

• несоответствие размеров мебели росту ребёнка,

Простые упражнения окажут благотворное воздействие на весь организм:

1. «Колка дров». И. п. : ноги на ширине плеч, руки в замок за голову. Резкий наклон туловища вперед сопровождается шумным выдохом.

2.«Обезьянки» — прыжки на двух ногах.

Мы сегодня обезьянки,

По-английски – просто манки.

И похлопаем в ладошки.

Головой кивнем друг другу

И опять бежим по кругу

3. «Часы» — наклоны туловища вправо – лево и др.

Тик да тик – часы стучат,

Целый день вперед спешат.

Три часа на них сейчас,

А потом и шесть как раз.

Снова тикают часы –

Девять раз пробьют они.

У часов тяжелый труд:

Всё они идут, идут…

5. Дыхательная гимнастика.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

Я с утра сегодня встал,

С полки шар воздушный взял.

Начал дуть я и смотреть –

Стал мой шарик вдруг толстеть.

Я все дую – шар все толще,

Дую – толще, дую – толще.

Вдруг услышал я хлопок –

Лопнул шарик, мой дружок

1. Чудо – ветер. Дети делают вдох и дуют на ленточку, пушок и т. д.

Дует, дует ветерок,

Полетит сейчас пушок.

2. Ныряние. задержка дыхания.

6. Использование музыки и танца для физкультминуток

С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека.

Танцы полезны,потому что:

• укрепляют сердечно-сосудистую систему,

• поддерживают мышцы в тонусе,

• развивают дыхательную систему.

Танцевальные движения делают тело легким, подвижным, выносливым, значительно улучшится координация движений и равновесие.

Введение в структуру занятий физкультминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

Успехов Вам, дорогие педагоги!

Осанка и её значение для укрепления здоровья детей «Осанка и её значение для укрепления здоровья детей» Что такое осанка? Осанка – это привычное положение тела человека в покое и при движении.

Физкультминутки для дошкольников Зайцы бегали в лесу, (бег на месте) Повстречали там лису (повилять «хвостиком») Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте) Убежали под кусток.

Картотека «Физкультминутки для дошкольников» Подготовила инструктор по ФК Виниченко Ю. В. Бегут, бегут со двора. Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.) Гулять, гулять в луга: (Прыжки.

Читайте также:  День здоровья с участием родителей

Физкультминутки для детей с Нода Физкультминутки для малышей с НОДА 1. «Подрастай – ка» Сначала буду маленький, К коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большим, До солнца.

Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребенка» Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребенка» Прогулка является надежным средством укрепления здоровья.

Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребенка» Консультация для родителей «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребенка» Прогулка является надежным средством укрепления здоровья.

Консультация для родителей с презентацией «Значение режимных моментов для здоровья ребенка» Консультация родителей «Значение режимных моментов для здоровья ребенка»[/i][/b]Большое значение для здоровья и физического развития детей.

Рекомендации для родителей «Значение режима дня для здоровья ребенка» «Значение режима дня для здоровья ребенка» Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления их здоровья.

Конспект родительского собрания «Значение режима дня для здоровья и правильного развития ребенка» Доклад: «Значение режима дня для здоровья и правильного развития ребенка» 1. Понятие и значение режима дня. Его особенности в разных возрастных.

Тематические физкультминутки для детей старшего возраста Тематические физкультминутки для детей старшего возраста Тема Цели Физкультминутки «Ягоды» Познакомить детей с понятием «ягоды». Уточнить.

Источник

Роль физкультминуток в формировании здорового образа жизни дошкольников.
консультация на тему

Образовательная деятельность детей связана с большим нервным напряжением. Правильное организованное занятие дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне. Основная задача детского сада — так организовать образовательный процесс, чтобы каждый ребенок мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности. Физкультминутка — обязательная составляющая любой образовательной деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
rol_fizkultminutok_v_formirovanii_zozh.docx 19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Начало пребывания ребенка в детском саду связано не только с изменением уклада жизни. Переход на дошкольное воспитание и образование способствует резкому увеличению числа контактов, что на фоне возрастных особенностей детей дошкольного возраста и сниженной сопротивляемости их организма, обусловленной необходимостью приспособления к изменившимся условиям жизни, ведет к повышенной заболеваемости.

Сегодня, как никогда, остро стоят проблемы снятия утомления детей в процессе занятия и повышения их двигательной активности.

Образовательная деятельность детей связана с большим нервным напряжением. Нагрузку испытывают органы слуха, зрения, мышцы туловища. Внешне это проявляется потерей интереса, ослаблением внимания и памяти, снижением работоспособности. Правильно организованное занятие дает детям возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне .

Основная задача детского сада – так организовать образовательный процесс, чтобы каждый ребенок, независимо от своих возможностей, мог успешно развиваться, реализовывать себя в познавательной деятельности.

Начинается учебный день в детском саду организованной зарядкой, для того чтобы организму помочь активизироваться, обрести бодрость и восстановить работоспособность. Физминутки для дошкольников – обязательная составляющая любой образовательной деятельности как в детском учреждении, так и дома.

Итак, физкультминутка, как форма активного отдыха дошкольников, проводится на каждом занятии с целью предупреждения и снятия утомления, повышения активного внимания и работоспособности. Достигается это тем, что переключение нервной деятельности в одних областях коры головного мозга на другое, создаёт возможность ранее функционировавшим областям коры восстановить обмен веществ.

Учитывая то, что длительность активного внимания дошкольников не превышает 10 минут, часть времени образовательного процесса используется на проведение физкульпауз . Их включают с целью предупреждения утомления. Длительность физкультурных пауз не должна превышать 3-5 минут. Рекомендуется использовать упражнения на потягивание, растяжку грудных мышц, мышц бедра и голени, дыхательные упражнения.

Кроме того, энергичные движения и дыхание усиливают кровообращение в мозгу, что тоже способствует снятию утомления.

Результатом является восстановление устойчивости внимания, поднятие общего тонуса, повышение работоспособности. Мускулы передней части тела пребывают в большем тонусе по сравнению с мышцами в задней поверхности туловища. Это их естественное состояние, которое способствует нарушениям осанки (сутулость, наклон головы вперед).

Чтобы предотвратить патологические изменения, в программе физминуток для дошкольников уделяется внимание укреплению более слабой мускулатуры. Львиная доля движений связана с наклоном тела назад с сильным напряжением мышечной ткани. Роль наклонов влево-вправо – развивать мускулы боковой поверхности тела. Такие простые упражнения предупреждают сколиоз. Во время письма и рисования устают кисти. Усердные малыши крепко сжимают карандаш или кисточку, стараясь выполнить задание как можно лучше. Ритмичные движения пальцами, потряхивания кистями исправят ситуацию. Длительное пребывание в сидячем положении – причина застойных явлений в нижних конечностях. В борьбе с усталостью используют прыжки, приседания, ходьбу на месте.

Нужно учитывать, что у детей дошкольного возраста функциональные сдвиги определяются не только объемом и интенсивностью мышечной деятельности, но и формой проведения физических упражнений, а также эмоциональной настроенностью детей.

Положительные эмоции снижают утомление, при интенсивной деятельности внимание не рассеивается, появляется увлеченность. Однако следует помнить, что для дошкольника характерна повышенная возбудимость, поэтому даже положительные эмоции не должны быть чрезмерными: надо чередовать упражнения, повышающие эмоциональный тонус, и упражнения, требующие внимания.

Любой воспитатель детского сада может сказать о важности физкультминутки на занятии , но не все воспитатели знают способы, как действительно провести интересную и увлекательную физкультминутку .

Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео.). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц , книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д).

Очень важным фактором для развития речи является то, что при использовании физкультминуток действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Произносить тексты физкультминуток взрослый должен максимально выразительно : то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Детям трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощь.

Здоровье детей – наша забота, и применение физминуток – один из этапов работы по его сохранению.

Источник

Adblock
detector