«Влияние физических упражнений на здоровье подростка».
статья по физкультуре на тему
Исследования в области совершенствования физического воспитания позволяют делать выводы о том, что мощным оздоровительным средством для детей является рационально организованная двигательная активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_fizicheskih_uprazhneniy_na_organizm_podrostka.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Влияние физических упражнений
на здоровье подростка».
Исследования в области совершенствования физического воспитания позволяют делать выводы о том, что мощным оздоровительным средством для детей является рационально организованная двигательная активность. Двигательная активность, создавая энергетическую основу для работы и формирования систем организма, способствует нормальному физическому и психическому развитию. Учет возрастных особенностей при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми оказывает положительное влияние на их состояние здоровья и динамику физической подготовленности.
По данным исследований лишь 4-5% выпускников школ Российской Федерации могут считаться здоровыми, 70% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.
Одной из основных причин высокой заболеваемости у детей в Российской Федерации является низкий уровень двигательной активности. Население России в целом «обеспечено» физической культурой и спортом всего на 30-40% от необходимого, «физиологически обоснованного объема двигательной активности для нормального развития организма» (Н.М. Амосов).
При малоподвижном образе жизни, который ведут большинство современных подростков, уменьшается объем и сила мышц, увеличивается количество жировой ткани, кости обедняются кальцием и становятся менее прочными. Гиподинамия отрицательно влияет и на эмоционально-психическое состояние подростков, они становятся раздражительными и малообщительными, а затем вялыми и равнодушными к тому, что раньше вызывало радостные эмоции.
Научно доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают положительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и другие.
Занятия физкультурой и спортом не только помогают быть тренированным, подтянутым, не только способствуют снижению заболеваемости детей и подростков, но и способствуют более жизнерадостному восприятию окружающего мира, устойчивости к стрессам. Дети, которые дружат со спортом или занимаются физической культурой, обладают более высокой самооценкой, отличаются самоуважением, большей уверенностью в собственных силах.
Виды физических нагрузок и их влияние на организм.
Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Еще СП. Боткин отметил, что ни усиленный труд, ни форсированные, утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо. И, наоборот, при недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма.
Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную гимнастику следует рассматривать как метод восстановительной терапии.
Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые делаются крепкими, увеличиваются объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды. Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы. При выполнении физических упражнений в мышцах образуется тепло, на что организм отвечает усиленным потоотделением. Во время физических нагрузок усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энергию. При движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ.
Если же мышцы бездействуют — ухудшается их питание, уменьшаются объем и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слабыми, дряблыми. Ограничение в движениях (гиподинамия), пассивный образ жизни приводят к различным предпатологическим и патологическим изменениям в организме человека. Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм человека, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Диагностика и самодиагностика состояния организма
при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
Прежде чем начать самостоятельно заниматься, нужно получить рекомендации по режиму физической подвижности у своего участкового врача. Затем, используя советы врачей или специалистов по физической культуре (или популярную методическую литературу), подобрать себе наиболее полезные виды упражнений. Заниматься следует регулярно, стараясь не пропускать ни одного дня. При этом необходимо систематически следить за своим самочувствием, отмечая все изменения, происходящие в организме до и после занятий физическими упражнениями. Для этого проводится диагностика или, если это возможно, самодиагностика. При её проведении тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося.
Оценка реакции сердечнососудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины – 75-80.
У физически тренированных людей частота пульса значительно реже – 60 и менее ударов в минуту, а у тренированных спортсменов – 40-50 ударов, что говорит об экономичной работе сердца. В состоянии покоя частота сердечных сокращений зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение тела), совершаемой деятельности. С возрастом она уменьшается.
Нормальный пульс находящегося в покое здорового человека ритмичен, без перебоев, хорошего наполнения и напряжения. Ритмичным пульс считается, если количество ударов за 10 секунд не будет отличаться более чем на один удар от предыдущего подсчёта за тот же период времени. Выраженные колебания числа сердечных сокращений указывают на аритмичность. Пульс можно подсчитывать на лучевой, височной, сонной артериях, в области сердца.
Нагрузка, даже небольшая, вызывает учащение пульса. Научными исследованиями установлена прямая зависимость между частотой пульса и величиной физической нагрузки. При одинаковой частоте сердечных сокращений потребление кислорода у мужчин выше, чем у женщин, у физически подготовленных людей также выше, чем у лиц с малой физической подвижностью. После физических нагрузок пульс здорового человека приходит в исходное состояние через 5-10 минут, замедленное восстановление пульса говорит о чрезмерности нагрузки.
При физической нагрузке усиленная работа сердца направлена на обеспечение работающих частей тела кислородом и питательными веществами.
Под влиянием нагрузок объём сердца увеличивается. Так, объём сердца нетренированного человека составляет 600-900 мл, а у спортсменов высокого класса он достигает 900-1400 миллилитров; после прекращения тренировок объём сердца постепенно уменьшается.
Существует много функциональных проб, критериев, тестов-упражнений, с помощью которых производится диагностика состояния организма при физических нагрузках.
Формы физических занятий.
1. Проведение утренней гимнастики или прогулки.
2. Проведение физкультпаузы между уроками, на большой перемене и пр.
3. Пребывание на воздухе не менее 3,5 часов.
4. 5—6-разовое питание, витаминизация, два раза в году (ноябрь-декабрь, январь-февраль) общее УФ-облучение по ускоренной методике с дополнительным приемом аскорбиновой кислоты.
5. Закаливающие процедуры (обтирания, обливания, души, ванны, сауна и пр.).
Распределение школьников по медицинским группам производит врач-педиатр на основании «Положения о врачебном контроле за физическим воспитанием населения СССР» Приказ № 826 от 9.XI.1966 г.». Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в соответствии с состоянием здоровья школьников.
Все учащиеся, занимающиеся физкультурой по государственным программам, на основе данных о состоянии их здоровья, физического развития и физической подготовленности делятся на три группы: основная, подготовительная, специальная.
K основной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения, при достаточном физическом развитии.
K подготовительной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями, при недостаточном физическом развитии.
K специальной медицинской группе относят школьников с отклонением в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующим ограничения физических нагрузок.
Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки. Степень ограничения нагрузки зависит от состояния здоровья каждого школьника, его заболевания и других показателей.
Физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе.
Общие рекомендации по физическому воспитанию школьников
Основная группа . 1. Занятия по программе физического воспитания в полном объеме. 2. Сдача каких-либо нормативов. 3. Занятие в одной из спортивных секций, участие в соревнованиях.
Подготовительная группа . 1. Занятия по программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. 2. Занятия в секции общей физической подготовки.
Специальная медицинская группа . 1. Занятия по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы снижаются. 2. Занятия лечебной физкультурой.
Следует заметить, что перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской группы в подготовительную возможен при условии положительных результатов лечения и успехов при занятиях физкультурой, закаливании, то есть при наличии положительной динамики.
Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышцы сердца сокращаются сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровоснабжения. Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность лёгких. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению связок, суставов, росту и развитию костей.
Физические упражнения окажут положительное воздействие , если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья — это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда , занимаясь физическими упражнениями . Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы , упражнения , требующие существенного напряжения , могут привести к ухудшению деятельности сердца . Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, — только тогда физкультура принесет пользу.
В целях сохранения и укрепления здоровья детей необходимо увеличение двигательной активности, ведение подвижного образа жизни. При этом важно учитывать, что физические нагрузки не безразличны для ребёнка, должны быть правильно организованы и дозированы и зависят от возраста. Раннее начало занятий спортом может оказать неблагоприятное влияние на рост и развитие ребенка.
Источник
XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) подростковый возраст – это период жизни человека от 10 до 19 лет. Молодежь сегодня составляет шестую часть населения планеты (более 1миллиарда человек). И представляет собой экономическую, политическую и социальную силу.
Молодой возраст – это стадия жизни, имеющая наивысший потенциал для интеллектуального и физического развития, в течение которой формируются основные жизненные навыки, включая навыки, связанные со здоровьем. Происходящие в этом периоде физические и эмоциональные сдвиги пробуждают у молодых людей новые чувства и ощущения, изменяющие их поведение и взаимоотношения как между собой, так и с окружающими их людьми.
Так как в современном обществе актуальна проблема, связанная со здоровьем, она была выбрана темой нашего исследования.
Предметом исследования в нашей работе является состояние здоровья молодежи.
Объектом исследования выступают 53 человека — учащиеся 8-9 классов МБОУ СОШ №62 г.Архангельск.
-изучить и проанализировать соответствующую литературу по данной проблеме;
-провести анкетирование среди учашихся школы, направленное на рассмотрение факторов влияющих на здоровье современного подростка;
-проанализировать полученные данные и сделать соответствующие выводы.
Методы исследования: анкетирование, беседа, изучение литературы по данной проблеме: «Что считают подростки за здоровый образ жизни? И что на самом деле такое здоровый образ жизни?».
В ходе работы было опрошено 53 подростка. Из них 53% считают, что это образ жизни, направленный на сохранения здоровья; 17% — занятия спортом и физкультурой; 22% — соблюденье режима дня и правильного питания; 8% — ответили что не знают, что такое здоровый образ жизни. На самом деле почти все ответили правильно, ведь все эти определения в совокупности и дают понятие здоровому образу жизни. Однако 10% вообще считает, что здоровье не зависит от его образа жизни. На вопрос является ли ваш образ жизни здоровым — 54% ответило, что их здоровый образ жизни является частичным, и лишь 25% школьников ответили уверенно да.
Самым мощным оздоровительным средством является рационально-организованная двигательная активность. Двигательная активность, создавая энергетическую основу для работы и формирования систем организма, способствует нормальному физическому и психическому развитию. Учет возрастных особенностей при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми оказывает положительное влияние на их состояние здоровья и динамику физической подготовленности [1].
По данным исследований лишь 4-5% из общего числа подростков Российской Федерации могут считаться здоровыми. У каждого второго подростка выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Одной из основных причин высокой заболеваемости у детей в Российской Федерации является низкий уровень двигательной активности. Население России в целом «обеспечено» физической культурой и спортом всего на 30-40% от необходимого. При малоподвижном образе жизни, который ведут большинство современных подростков, уменьшается объем и сила мышц, увеличивается количество жировой ткани, кости обедняются кальцием и становятся менее прочными [2].
Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и другие. Подростки, которые дружат со спортом или занимаются физической культурой, обладают более высокой самооценкой, отличаются самоуважением, большей уверенностью в собственных силах. Занятия физкультурой и спортом не только помогают быть тренированным, подтянутым, не только способствуют снижению заболеваемости подростков. Большинство школьников (50%) считает, что самые обыкновенные занятия по физической культуре не способствуют здоровому образу жизни, и очень зря, ведь движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. При недостатке движений наблюдается ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма. Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний.
Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые делаются крепкими, увеличиваются объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды. Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы. При выполнении физических упражнений в мышцах образуется тепло, на что организм отвечает усиленным потоотделением. Во время физических нагрузок усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энергию. При движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ. Если же мышцы бездействуют — ухудшается их питание, уменьшаются объем и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слабыми, дряблыми. Ограничение в движениях (гиподинамия), пассивный образ жизни приводят к различным пред патологическими и патологическими изменениями в организме человека. Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм человека, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Однако занятий в школе по физической культуре маловато, а занимаются спортом лишь 75% опрошенных школьников (Рисунок 1).
Рис.1 Результаты анкетирования по вопросу «Занимаешься ли ты спортом?»
Не стоит забывать, что здоровый образ жизни зависит не только от занятий спортом, а также от воздействия неблагоприятных факторов, таких, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков. Из 53 человек никто и никогда не употреблял наркотики, и это очень хороший показатель.
Алкоголь считается главным врагом его влияние «чувствует» на себе мужской гормон тестостерон. Даже при однократном приеме большой дозы спиртного уровень тестостерона в организме мужчины снижается, а при регулярных возлияниях происходит угнетение гормона, причем процесс не подвержен обратному действию. У женщин злоупотребление алкоголем вызывает стойкое нарушение менструального цикла. Нестабильный цикл делает невозможной планируемую беременность. Если же забеременеть все-таки удается, то риск возникновения патологий у плода превышает среднестатистический на 40-50 процентов. Часто у пьющих женщин происходят выкидыши, самопроизвольные роды, замирание плода. Почти 65% подростков пробовали алкогольные напитки, и 25% употребляют алкоголь до сих пор (Рисунок 2).
Рис.2 Результаты ответов на вопрос «Пробовал ли ты алкоголь?»
Табачная химия вредит всем органам без исключения. По данным Всемирной Организации Здоровья потребление табака связано с возникновением не менее чем 25 заболеваний. Потребление табака считается наиглавнейшей причиной смертности в мире. Табак обладает канцерогенным действием, вызывая рак не менее чем в 12 различных частях тела. Также табак вызывает миелоидный лейкоз, то есть, рак крови. Табак также является фактором риска развития сердечно-сосудистых заболеваний (40% случаев), хронической обструктивной болезни легких (80% случаев), злокачественных опухолей (30% случаев, в т.ч. 90% случаев рака легких). При воздержании от табака 40% этих болезней можно предотвратить. Однако почти 80% подростов пробовали курить, и 60% курят по сей день.
Так же огромную роль играет режим дня подростка. Правильный режим дня соблюдают всего 13%, не всегда – 56% и 31% его не соблюдает вообще.
Рис.3 Результаты ответов на вопрос «Соблюдаешь ли ты режим дня?»
Выводы по работе . Для того, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье, нужно иметь огромную силу воли, нужно заставлять себя работать над своим организмом, закалять себя на выносливость. Когда человек работает над собой, он добивается результатов. Главное – принять и полюбить спорт, ведь спорт – необходимая часть жизни человека. Также необходимой частью является любовь к своему образу жизни, ведь каждое действие, которое делает человек – он делает для себя. Однако проводя опрос, мы выяснили, что не всем нравится свой образ жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Дубровский, В. И. Валеология: здоровый образ жизни: учеб. В. И. Дубровский.- М.: Флинта; RETORIKA-A, 2001.
2.Ильинич, В. И. Физическая культура студента и жизнь: учеб. В. И. Ильинич. -М.: Гардарики, 2005.
3.Рейзин, В.М. Физическая культура в жизни студента / В. М. Рейзин, А.С. Ищенко.- Минск : Выш. Шк., 1986.
Источник