Меню

Роль фельдшера по укреплению здоровья

Тема «Роль фельдшера в сохранении здоровья человека в обществе»

Лекция №1

Профилактика (др.греч. prophylaktikos — предохранительный) — комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска.

Профилактика заболеваний – одна из основных задач службы здравоохранения.

Профилактика— составная часть медицины.

Социально-профилактическое направление в деле охраны и укрепления здоровья народа включает в себя медицинские, санитарно-технические, гигиенические и социально-экономические мероприятия.

Создание системы предупреждения заболеваний и устранения факторов риска является важнейшей социально-экономической и медицинской задачей государства.

Выделяют индивидуальную и общественную профилактику.

Профилактическая медицина— вид деятельности службы здравоохранения, в основном первичного звена, направленный на раннее выявление и снижение риска развития заболеваний, а также на снижение отрицательного воздействия на здоровые факторы внутренней и внешней среды.

Профилактическая медицина– часть широких комплексных межведомственных мер, направленных на укрепление здоровья населения и профилактику заболеваний.

Профилактическая деятельность реализуется через социально-профилактическую политику общества, государства и их институтов и представляет собой соподчиненную иерархическую систему.

Содержание понятия профилактики и конкретные формы её осуществления менялись на разных этапах исторического развития общества в зависимости от условий общественного и государственного строя и уровня развития науки медицины.

Идеи профилактики заболеваний наряду с диагностикой и лечением зародились в глубокой древности и заключались обычно в соблюдении правил личной гигиены, здорового образа жизни.

Постепенно складывалось представление о первостепенной значимости профилактических мер.

В период античности в произведениях Гиппократа и других выдающихся медиков говорилось о том, что легче болезнь предупредить, чем вылечить. В последствии это положение разделяли многие врачи, в том числе и русские медики XVIII-XIX вв.

В XIX в., когда были раскрыты причины массовых инфекционных и других заболеваний, возникла потребность в развитии общественного здравоохранения (социальной медицины) и профилактика стала главной проблемой общественного здравоохранения.

Передовые врачи и деятели медицинской науки (как в России, так и за рубежом) видели будущее медицины в развитии общественной профилактики, в неразрывном единстве лечебной и профилактической медицины.

С 1917 г. профилактическое направление социальной политики отечественного здравоохранения является ведущим, именно в этом состояло главное достоинство системы отечественного здравоохранения, что неоднократно признавалось медиками других стран.

Современное понятие о профилактике включает систему комплексных государственных, общественных и медицинских мероприятий, имеющих целью устранение факторов, вредно действующих на здоровье людей, а также обеспечение всестороннего развития физических и духовных сил человека.

Таким образом, профилактика в широком смысле означает мероприятия по создание оптимальных условий, направленных на укрепление здоровья, повышение трудовой активности и долголетия людей, включая условия труда, отдыха, жилищно-бытовые условия, развитие физической культуры и т.п.

В области медицины это — мероприятия, предупреждающие болезни (например, иммунизация), сохраняющие здоровье и увеличивают продолжительность жизни.

Практическое осуществление общественной профилактики требует законодательных мер, постоянных и значительных материальных затрат, а также совместных действий всех звеньев аппарата государственного управления, медицинских учреждений, предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства и т.д.

В Российской Федерации идеи профилактики нашли отражение в Конституции РФ, Кодексе законов о труде, санитарном законодательстве и т.п.

Основным направлением развития профилактической политики здравоохранения является разработка и выполнение многочисленных программ по профилактике.

Источник

Роль медицинских работников среднего звена в формировании у населения ценностного отношения к здоровью.
статья

Пропаганда здорового образа жизни является одной из основных задач медицинских работников в деле укрепления здоровья населения. В настоящее время в этом направлении акцент делается на понимании людьми важности ЗОЖ.

Скачать:

Вложение Размер
statya_zororovyy_obraz_zh._i_dispanser.docx 23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Роль медицинских работников среднего звена в формировании у населения ценностного отношения к здоровью.

Пропаганда здорового образа жизни является одной из основных задач медицинских работников в деле укрепления здоровья населения. В настоящее время в этом направлении акцент делается на понимании людьми важности ЗОЖ.

Никакие энергичные усилия врачей и медицинских работников не могут гарантировать нам здоровья, если каждый пациент не захочет взять ответственность за свое здоровье в свои руки, и самостоятельно придерживаться принципов здорового образа жизни.

Поэтому не случайно помощь в развитии личных навыков является одним из главных направлений деятельности по укреплению здоровья. Медицинские работники должны предоставлять максимально полную информацию о различных аспектах здоровья, помогать людям в формировании ответственного и позитивного отношения к своему здоровью и здоровью общества в целом, менять не всегда здоровые привычки своих сограждан и содействовать развитию навыков ЗОЖ.

Обеспечение индивидуального подхода к каждому пациенту при проведении профилактических мероприятий, медсестра должна обладать профессиональными знаниями, педагогическими и коммуникативными навыками и, прежде всего, своим примером убедительно доказывать преимущества правильного, здорового образа жизни.

Поэтому так важно изучать потенциальные возможности медсестер в формировании у населения ценностного отношения к здоровью.

В практической деятельности медицинский работник обычно оценивает здоровье отдельного человека, однако для принятия управленческих решений необходимо анализировать здоровье определенных, часто многочисленных групп людей.

В современной литературе существует большое количество определений здоровья, однако основным, признанным во всех странах служит определение ВОЗ.

В принятом в 1948 году Уставе ВОЗ записано: «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценностного отношения к здоровью является приоритетной задачей государственной политики в сфере образования и воспитания.

Предметом общественности в последнее время стало резкое ухудшение состояния здоровья населения, особенно детского.

В сложившейся ситуации существует необходимость реализации системного подхода к формированию здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях.

Сегодня проблема здоровья подрастающего поколения переходит в иную плоскость и становится комплексной, опираясь на различные методологические подходы: аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, деятельностный, охватывая духовно-нравственный, социальный, психологический и биологические аспекты.

На сегодняшний день большая часть молодежи страдает инфантилизмом — у них не сформировано ценностного отношения к своему здоровью. В связи с этим, наблюдается постоянный рост нервно-психических нарушений, пристрастие к алкоголю и наркотикам. Такую ситуацию можно предотвратить, заблаговременно у ребенка сформировать иерархию ценностей. Повышение уровня здоровья связано, в первую очередь, не только с развитием медицины, но и с сознательной разумной работой самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по превращению здорового образа жизни в составляющую образа «Я», для чего необходима переориентация личности с лечения болезней на воспитание здоровья.

Диспансеризация — метод активного динамического наблюдения за здоровыми лицами, объединенными общими физиологическими особенностями или условиями труда; больными, страдающими хроническими заболеваниями, наиболее часто приводящими к временной нетрудоспособности, инвалидности, смертности, или перенесшими некоторые острые заболевания; лицами, имеющими факторы риска. Этот метод направлен на предупреждение заболеваний, активное их выявление в ранних стадиях и своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Диспансеризация населения в настоящее время из метода работы отдельных учреждений превратилась в систему работы всех лечебно-профилактических учреждений страны. Каждое из них в соответствии с профилем своей работы осуществляет диспансеризацию различных групп населения и определенных контингентов больных.
Основная цель диспансеризации состоит в сохранении и укреплении здоровья населения, увеличении продолжительности жизни людей и повышении производительности труда работающих путем систематического наблюдения за состоянием их здоровья, изучения и оздоровления условий труда и быта, широкого проведения комплекса социально-экономических, санитарно-гигиенических, профилактических и лечебных мероприятий.

Методы проведения диспансеризации здоровых и больных в основном едины. Диспансеризация здоровых должна обеспечивать правильное физическое развитие, укреплять здоровье, выявлять и устранять факторы риска возникновения различных заболеваний путем широкого проведения общественных и индивидуальных социальных и медицинских мероприятий. Диспансеризация больных должна активно выявлять и лечить начальные формы заболеваний, изучать и устранять причины, способствующие их возникновению, предотвращать обострение процесса и его прогрессирование на основе постоянного динамического наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий.
Диспансеризация заняла ведущее место в работе поликлиник, амбулаторий, женских консультаций и врачей различных специальностей, в первую очередь врачей общей практики, территориальных и цеховых врачебных участков.

Среди всего населения, подлежащего диспансерному наблюдению, в первую очередь под наблюдение должны быть взяты рабочие ведущих отраслей промышленности и профессий с вредными и тяжелыми условиями труда; учащиеся (профессионально-технических училищ, техникумов и вузов), работающие подростки независимо от характера производства и отраслей промышленности; инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны; женщины детородного возраста; больные по основным группам заболеваний, определяющих уровень временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности населения; лица с повышенным риском заболевания: с повышенным артериальным давлением, с предопухолевыми заболеваниями, преддиабетом и другими состояниями, кроме того, злоупотребляющие алкоголем, с избыточным питанием, ведущие малоподвижный образ жизни.

В диспансеризации всего населения должна участвовать вся сеть амбулаторно-поликлинических учреждений с широким привлечением медицинских работников больниц, высококвалифицированных специалистов медицинских вузов. Особое внимание при этом должно уделяться расширению медицинских программ раннего выявления различных заболеваний. Задачи органов здравоохранения в вопросах диспансеризации заключаются в упорядочении работы врачей со здоровыми людьми. Каждый человек должен находиться под диспансерным наблюдением одного лечебно-профилактического учреждения, у одного врача при полном удовлетворении потребности в диагностической, консультативной и лечебной помощи врачей других специальностей. При множественной хронической патологии приоритет определяется в соответствии с международной классификацией болезней и группой диспансерного наблюдения. Это обеспечивает индивидуальный подход, повышает ответственность врача за качество и эффективность проводимых мероприятий, устраняет дублирование в обследовании, наблюдении, уменьшает число необоснованных и неэффективных посещений лечебно-профилактических учреждении.

Диспансеризация является ведущим направлением в деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, включающим комплекс мер по раннему выявлению заболеваний, постановке на учет и лечению больных, предупреждению возникновения и распространения заболеваний, формированию здорового образа жизни.

Для раннего выявления заболеваний и проведения необходимых лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий проводятся профилактические медицинские осмотры населения, по результатам которых все осмотренные разделяются на три группы диспансерного наблюдения.

Оценить эффективность диспансеризации можно на основе изучения полноты обследования, регулярности наблюдения, проведения комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий и его результатов.

Основными критериями эффективности диспансеризации являются сдвиги в состоянии здоровья больных (улучшение, ухудшение, без перемен), наличие или отсутствие рецидивов, показатели утраты трудоспособности, снижение заболеваемости и летальности в диспансерной группе, а также выход на инвалидность и результаты реабилитации.

Источник

Роль фельдшера в организации мероприятий первичной профилактики болезней

Вы будете перенаправлены на Автор24

Определение профилактики и ее виды

Профилактика – это комплекс медицинских, социальных и государственных мероприятий, проводимых с целью сохранения и укрепления здоровья граждан, воспитания здорового молодого поколения, увеличения трудового долголетия.

  • Первичная – направлена на предотвращение развития заболевания путем устранения негативно действующих факторов.
  • Вторичная – направлена на раннюю диагностику заболевания у лиц, которые уже подверглись воздействию вредных факторов или имеют факторы риска.
  • Третичная — направлена на предупреждение ухудшения состояния и развития осложнений; включает в себя лечение и реабилитацию.

Фельдшер, его обязанности и функции

Готовые работы на аналогичную тему

Фельдшер – это медицинский специалист, относящийся к среднему медицинскому персоналу, имеющий право самостоятельно проводить простые диагностические исследования, не требующие специальных навыков, устанавливать диагноз, а также самостоятельно назначать лечение или в спорных случаях направлять пациента к более узкому специалисту (врачу)

  • осуществление приема пациентов, объяснение им правил внутреннего распорядка и предписанного режима в отделении, контроль их выполнения;
  • обеспечение инфекционной безопасности (соблюдение правил противоэпидемического и санитарно-гигиенического режимов, правил антисептики и асептики, организация правильного хранения, обработки, стерилизации и использования изделий медицинского назначения) в отношении медицинского персонала и пациента;
  • осуществление всех этапов сестринского процесса во время ухода за пациентами (первичная оценка состояния пациента, интерпретация полученных данных, составление плана ухода вместе с пациентом и его семьей, осуществление задуманных мероприятий, вынесение итоговой оценки достигнутого);
  • своевременное и качественное выполнение профилактических и лечебно-диагностических манипуляций и процедур, назначенных врачом или самостоятельно;
  • ассистирование врачу при проведении им малых операций и осуществлении лечебно-диагностических манипуляций в стационарных или амбулаторных условиях, а также их самостоятельное проведение в рамках своей компетенции;
  • оказание неотложной доврачебной медицинской помощи при различных экстренных ситуациях (острые заболевания, несчастные случаи, различные виды катастроф) с последующим вызовом к пациенту врача или скорейшим направлением его в ближайшее ЛПУ;
  • оповещение врача или заведующего подразделением, а в их отсутствие дежурного врача, про все обнаруженные тяжелые осложнения и заболевания доставленных пациентов и осложнения, возникшие в ходе проведения медицинских процедур и манипуляций, а также информирование их касаемо случаев нарушения правил внутреннего распорядка, которые выходят за пределы компетенции фельдшера;
  • проведение простейших лабораторных исследований (анализа мочи на белок и глюкозу, определение скорости оседания эритроцитов (СОЭ) и гемоглобина) и оценка их результатов;
  • введение лекарственных препаратов, противошоковых средств (при развитии анафилактического шока) пациентам по жизненным показаниям (при отсутствии возможности своевременного прибытия к пациенту врача) строго в соответствии с установленным алгоритмом действий при тех или иных состояниях больного;
  • проведение переливания крови в присутствии и под контролем врача, а также назначенной им инфузионной терапии;
  • применение консервативных методов лечения больных, проведение лечебных процедур;
  • определение показаний для госпитализации, организация транспортировки пострадавших и больных в лечебно-профилактическое учреждение;
  • проведение экспертизы временной нетрудоспособности больного или лица, который будет осуществлять уход за ним;
  • назначение соответствующего лечения, выписка рецептов на лекарственные препараты (при необходимости можно использовать справочную литературу);
  • организация лечения и медицинского ухода на дому;
  • осуществление организации и проведение диспансерного учета и наблюдения за различными группами закрепленного за участком населения (дети, подростки, беременные женщины, участники и инвалиды войн, пациенты, перенесшие острые заболевания, пациенты, страдающие хроническими заболеваниями, и пр.);
  • организация и проведение противоэпидемических мероприятий при возникновении очага инфекционного заболевания;
  • организация и проведение профилактических прививок взрослым и детям;
  • обеспечение правильного хранения, учета и списания лекарственных препаратов, контроль соблюдения правил приема лекарств больными;
  • осуществление забора биологического материала для проведения бактериологических исследований;
  • разъяснение пациенту способов и порядка подготовки к инструментальным, лабораторным и аппаратным исследованиям;
  • ведение утвержденной медицинской учетно-отчетной документации;
  • проведение санитарно-просветительной работы по профилактике заболеваний и укреплению здоровья, пропаганда здорового образа жизни.

Роль фельдшера в первичной профилактике болезней

Как уже было сказано ранее, одной из обязанностей фельдшера является проведение диспансеризации.

Диспансеризация является комплексом мероприятий, состоящим из профилактического медицинского осмотра и дополнительных методов обследования, которые проводятся с целью оценки состояния здоровья граждан и осуществляются в отношении определенных, установленных законодательством, групп населения.

Действия фельдшера при проведении диспансеризации:

  • составляет списки граждан, которые подлежат диспансеризации в текущем году, и план проведения диспансеризации на данный год с учетом возраста выбранной категории граждан;
  • активно привлекает население к прохождению диспансеризации, информирует их о ее задачах и целях;
  • инструктирует граждан, пришедших на диспансеризацию, касаемо порядка ее прохождения, объема и последовательности проведения обследований;
  • выполняет доврачебные медицинские исследования на первом этапе диспансеризации (опрос, антропометрия, измерение артериального давления, расчет индекса массы тела, определение уровня глюкозы и общего холестерина в крови экспресс-методом, осмотр женщин и взятие мазка с шейки матки и из цервикального канала на цитопатологию; измерение уровня внутриглазного давления бесконтактным методом);
  • формирует комплект документов, заполняет карты профилактических медицинских осмотров (учета диспансеризации);
  • проводит углубленное профилактическое консультирование (индивидуальное или групповое) в рамках проведения второго этапа диспансеризации;
  • разъясняет гражданам с высоким риском развития заболевания или его осложнений правил действий в случае их развития;
  • регулярное ведение санитарно-просветительской работы.

Источник

Читайте также:  Здоровье как благо презентация
Adblock
detector