Родительское собрание «Как учить детей беречь здоровье. Режим дня». 2 класс
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Родительское собрание «Как учить детей беречь здоровье. Режим дня». 2 класс. Разработка конспекта собрания с использованием здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie._2_kl._kak_uchit_detey_berech_zdorove._rezhim_dnya.docx | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему:
«Как учить детей беречь здоровье. Режим дня»
1. Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью.
2. Дать советы и рекомендации родителям по поводу укрепления здоровья их ребенка и воспитания привычки к здоровому образу жизни.
Форма проведения — информационный лекторий.
Организация- родительского собрания:
• классному руководителю провести опрос учащихся класса по теме «Мой режим дня»;
• провести анкетирование родителей по проблеме собрания;
• собеседование классного руководителя со школьным врачом
• оформление классного помещения плакатами по теме охрана здоровья младшего школьника;
• организовать выставку литературы по теме собрания.
• разработать сценарий родительского собрания.
Здоровый человек есть
самое драгоценное произведение природы.
I. Вступительное слово классного руководителя:
— По мнению СВ. Попова, если принять уровень здоровья за 100%, то 20% здоровья зависит от наследственных факторов, 20% от факторов внешней среды, 10% от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
(Проводится опрос родителей.)
1. Считаете ли вы важным для себя формировать у ребенка ответственное отношение к своему здоровью?
2. Соблюдает ли ваш ребенок режим дня?
3. Какова, на ваш взгляд, роль родительского примера в формировании у ребенка привычки заботиться о своем здоровье?
— Формирование мотивации к здоровому образу жизни зависит прежде всего от родителей. Именно родители в сотрудничестве со школой должны способствовать воспитанию у детей привычки, а затем и потребности в здоровом образе жизни.
Привычки воспитываются не столько словами, сколько делами. «Учи показом, а не рассказом», — говорили в древности. Это должны понимать родители. Если мы хотим, чтобы ребенок был здоровым, а занятия в школе не повлияли отрицательно на его самочувствие, мы должны создать условия для того, чтобы день нашего школьника был правильно организован. Выделим три важнейшие потребности детей в возрасте 6-10 лет:
Обеспечить все эти потребности поможет нам режим дня.
II.Беседа о режиме дня:
Классный руководитель может предложить родителям обменяться мнениями по этому вопросу и проанализировать высказывания детей класса о соблюдении ими режима дня. Особое внимание уделить проблеме формирования у детей привычки соблюдения режима дня как важнейшего фактора здоровья младшего школьника.
Почему режим дня так важен для здоровья ребенка?
Режим дня для детей — это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки, навыки, содействует укреплению их воли, выработке определенного ритма деятельности.
Режим дня строится с учетом анатомо-физиологических особенностей и состояния здоровья и предусматривает определенную продолжительность различных видов деятельности, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярные приемы пищи, выполнение правил личной гигиены.
Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводят к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей, снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой; успеваемости ребенка. За соблюдением режима дня необходимо следить с раннего детства. Утренние часы — это часы наиболее высокой работоспособности организма, поэтому в режиме дня они отводятся на наиболее трудные виды деятельности! Конечно, каждый родитель знает, почему нужен режим дня, и все же в редкой семье он соблюдается. Мы все время делаем себе поблажки: вот пройдет праздник. сегодня воскресенье. ребенок недавно болел. у нас сегодня гости. и т. д. и т. п.
Приучение ребенка к точному выполнению режима дня, независимо от обстоятельств, весьма важная родительская обязанность.
Из чего складывается режим дня?
Вот его основные компоненты: сон, питание, чередование разной деятельности. Психологи установили, что нарушение хотя бы одного из них отрицательно влияет на ребенка, его самочувствие и отношение к учебе.
Сон — это расслабление организма. Прежде всего отдыха требует наш мозг. Сон помогает восстановить его активность. Недосыпании отрицательно отражается на работоспособности, сосредоточенное внимания.
В медицинской литературе высказывается мнение, что недосыпание не снимается даже тогда, когда человек переспал в следующие дни. Именно поэтому надо стараться, чтобы сон был равномерным «без перегибов» в ту или иную сторону.
Физиологи считают сон полноценным, если он периодичен, продолжителен и глубок. Периодичность — это привычка ложиться и просыпаться в одно и то же время. Продолжительность — время которое необходимо для того, чтобы организм отдохнул. Сокращение продолжительности сна младшего школьника особенно опасно, ведь начало школьной жизни требует от организма дополнительных сил. И наконец, глубина сна определяется тем, что ребенок спит достаточно долгое время спокойно, не ворочается часто, не просыпается, не вскрикивает и не говорит во сне.
(Даются советы родителям.)
III. Советы родителям младших школьников:
1 .Младший школьник должен спать в сутки не менее 11-12 часов, включая как ночной, так и дневной сон.
2. Приучите ребенка после прихода из школы и обеда немного поспать. Для хорошего отдыха достаточно часа-полутора. Если ребенок не привык днем спать, убедите его просто отдохнуть.
3. Найдите самое идеальное в комнате место, где ребенок будет спать, где сон его будет наиболее приятным и полезным.
4. Для глубокого сна важна и одежда, в которой спит ребенок. Лучше всего для сна подходит пижама из хлопковой ткани.
5. Ужинать ребенок должен не позже чем за час-полтора до сна. Это может быть кефир с печеньем, стакан теплого молока, банан или молоко. Перед сном обязательны теплый душ, чистка зубов. Лучшее время проведения перед сном — семейное чтение.
6. Наиболее комфортная температура для спокойного и глубокого сна — 16-17°С. В любом случае помещение должно быть хорошо проветрено.
7. Питание — это пища, которую мы употребляем. Она идет на строительство и восстановление тканей организма, на снабжение его энергией, на обеспечение возможности двигаться, работать, выздоравливать после болезни и т. д.
Для растущего организма значение всего этого возрастает во множество раз.
Предлагается набор веществ, необходимых растущему организму:
* Организму нужны белки (обеспечивают строительство организма; составляют почти 20% веса нашего тела).
*Жиры (запасной источник энергии).
*Углеводы (обеспечивают нас энергией).
* Витамины (обеспечивают нормальную жизнедеятельность, активность и хорошее самочувствие организма).
Недостаток любого из питательных веществ ослабляет организм, замедляет его рост.
Какие же советы можно дать?
1.Желательно знать высококалорийные продукты и стараться избегать их чрезмерного употребления, например, таких, как:
• сдобные хлебные и кондитерские изделия;
• шоколад, шоколадные конфеты;
2. Предусмотреть своевременное пополнение запаса питательных веществ, если перед приемом пищи были длительные физические упражнения или подвижные игры.
3. Не допускать слишком длительного перерыва между приемами пищи. При неправильном питании дети могут терять или набирать вес. Наблюдение за весом должно быть заботой не только родителей, но и мальчика или девочки. Хорошо, если в доме есть весы, а на косяке двери время от времени отмечается рост ребенка. Это воспитывает самоконтроль у детей, умение анализировать состояние своего организма и здоровья.
Многие знаменитые личности предупреждали о вреде неграмотного отношения к питанию. Вот слова Л.Н. Толстого: «Наблюдай за своим ртом: через него входят болезни. Поступай так, чтобы хотелось еще есть, когда ты встаешь от обеда».
А теперь приведем примерный режим дня для младших школьников, которые учатся в первую смену.
Режим дня (примерный вариант)
7.30 — подъем (пробуждение);
7.30 — 8.15 — утренняя зарядка, самообслуживание, умывание, одевание, уборка постели, завтрак;
8.15 — 8.30 — дорога в школу;
8.40 — 12.40 (13.35) — занятия в школе;
14.00 — 15.00 — обед, отдых (дневной сон);
15.00- 16.00 -прогулка;
16.00 — 17.30 — приготовление уроков;
17.30 — 19.00 — свободные занятия;
19.30 — 20.30 — свободное время;
20.30 — 21.00 — душ, подготовка ко сну.
В каникулы и выходные дни, основные элементы режима дня должны оставаться такими же, как и в учебные дни, — максимум времени используется для пребывания на свежем воздухе. Кроме того, у ребенка должно быть время для занятия любимым делом.
Не забывайте при этом хвалить ребенка, ободрять за старание.
И, конечно, родителям надо помнить о поддержании хорошего настроения у ребенка, психологического комфорта. Раздоры между родителями, их упреки в адрес ребенка отрицательно влияют на его состояние и на успехи в школе.
IV. Подведение итогов
В заключительной части собрания классный руководитель предлагает родителям анкету и памятки, рекомендации которых помогут воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, правильно организовывать режим дня своего ребенка.
V. Решение собрания
Родителям предлагается составить индивидуальный режим дня для второклассника с учетом услышанных на собрании рекомендаций.
Источник
Родительское собрание на тему «Бережем здоровье смолоду»
Цели собрания:
- Способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью.
- Дать советы и рекомендации родителям по поводу укрепления здоровья их ребёнка и воспитания привычки к здоровому образу жизни.
Этапы подготовки:
1. Подготовка теоретической информации.
2. Разработка «Памяток для родителей».
3. Анкетирование родителей и детей по теме родительского собрания.
4. Выставка литературы по теме «Здоровье наших детей».
5. Фотовыставка «Как отдыхает моя семья».
6. Выставка рисунков и плакатов «Я и моё здоровье».
Форма проведения собрания: деловая игра.
Все родители делятся на 4 группы. Каждая группа обсуждает один вопрос по теме.
Затем консультант каждой группы подводит итог обсуждения.
Время проведения: 2 класс, конец 1-й четверти.
По окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века») учащиеся изучают раздел «Кто ты такой?», где получают знания о том, как сохранить здоровье.
На уроках и во внеурочное время ребята выполняют практические работы, работают над проектами по этой теме.
Эпиграф собрания:
«Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе».
(П. Фосс – немецкий профессор-валеолог).
Вступительное слово учителя.
Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и школы.
Состояние школьников вызывают серьезную тревогу. Среди выпускников школы лишь каждый пятый может считаться здоровым.
За период обучения в школе число детей с нервно-психическими отклонениями и расстройствами увеличивается в 4 раза, близорукость возрастает в 10 раз.
Около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а среди выпускников школ уже 70-80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми.
По данным Министерства здравоохранения РФ у 30 % школьников отмечаются симптомы различных неврозов.
Психологи фиксируют отход от возрастных норм памяти, внимания, мышления.
Медицинское обследование выявило следующие нарушения здоровья наших детей:
– здоровы – 60 %
– плохое зрение – 30 %
– нарушение осанки – 7 %
– другие болезни – 3 %
Каковы же причины этих заболеваний у наших детей?
В ходе дискуссии называются эти причины:
1. Низкая двигательная активность детей.
2. Несбалансированное питание (приверженность к полуфабрикатам, недостаточная частота приема пищи).
3. Отсутствие культуры здоровья у всех членов семьи (пассивный отдых, стрессовые ситуации, вредные привычки и др.).
4. «Пьяные застолья» на глазах у детей (пример взрослых заразителен).
5. Курение взрослых провоцирует повторение этой вредной привычки детьми.
6. «Лояльное» отношение взрослых в семье к злоупотреблению собственным здоровьем (нарушение режима питания, гиподинамия, создание стрессовых ситуаций и др.).
7. Злоупотребление медикаментами как «панацеей» от всех проблем.
8. Недостаточная информация всех членов семьи (и особенно детей) о профилактике заболеваний и важнейших «факторов риска» для здорового человека.
Таким образом, здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворённости потребности), но и от образа жизни.
Сейчас, когда так стремительно возрастает темп жизни, когда неумолимо множится количество внешних раздражителей – шум, обильный, перенасыщенный поток информации, перенаселенность больших городов, когда цивилизация на каждом шагу готовит для каждого из нас великое множество стрессовых ситуаций, – создание здорового образа жизни, мобилизующего природные резервы человеческого организма, становится главнейшей, насущной всеобщей нашей задачей.
Здоровью надо учить!
Формирование мотивации к здоровому образу жизни зависит, прежде всего, от родителей. Именно родители в сотрудничестве со школой должны способствовать воспитанию у детей привычки, а затем и потребности в здоровом образе жизни.
Привычки воспитываются не столько словами, сколько делами.
«Учи показом, а не рассказом», – говорили в древности.
Если мы хотим, чтобы ребёнок был здоровым, а занятия в школе не повлияли отрицательно на его самочувствие, мы должны создать условия для того, чтобы день нашего школьника был правильно организован.
Выделим важнейшие потребности детей в возрасте 6-10 лет:
– сон
– движение
– питание
– положительные эмоции
Обеспечить все эти потребности поможет нам режим дня.
Проанализировав анкеты детей и родителей, можно сказать, что далеко не все ребята соблюдают режим дня (особенно в выходные дни), и контроль родителей тоже недостаточный.
Сегодня на собрании мы уточним
– режимные моменты,
– составим рекомендации, которые помогут воспитывать у детей потребность беречь своё здоровье, правильно организовать режим дня.
Итак, режим дня – это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.
Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию организма детей, укрепляет их здоровье и в то же время прививает им полезные привычки, навыки, содействует укреплению их воли, выработке определённого ритма деятельности.
Приучение ребёнка к точному выполнению режима дня, независимо от обстоятельств- важная родительская задача.
Мы выделили основные компоненты режима дня: сон, движение, питание, положительные эмоции.
Далее начинается работа в группах.
Родители обсуждают вопросы, а консультанты подводят итоги.
Сон
- Сон должен быть полноценным.
- Младшие школьники не должны ложиться спать позже 21 – 22 часа.
- Ложиться и вставать в одно и то же время.
- Перед сном полезно прогуляться. Обязательно принять душ или умыться и вымыть ноги, почистить зубы.
- Спать нужно в хорошо проветренном помещении.
- Спать лучше на спине, на маленькой подушке.
Движение
- Почти полдня ученик проводит в сидячем, малоподвижном положении. Кровь из-за этого циркулирует плохо, а в мозг попадает мало кислорода.
- От усталости и переутомления спасает чередование умственных и физических нагрузок.
- В нашу жизнь прочно вошёл компьютер, но учащимся начальной школы не стоит сидеть перед телевизором или играть на компьютере больше часа в день. Со старшеклассниками все намного сложнее. Для них монитор и процессор – рабочие инструменты, которые помогают в написании реферата, доклада, контрольной. Если подросток просто вынужден заниматься за компьютером часами, нужно делать перерывы и выполнять зарядку для глаз и комплекс упражнений для спины.
Телевизор и компьютер
- Эти технические средства утомляют глаза.
- Портят осанку.
- Забирают время, которое можно потратить на прогулку или занятия спортом.
Питание
- Чтобы ученик лучше справлялся с нагрузками, питание должно быть разнообразным, полноценным, богатым витаминами и микроэлементами.
- Полезны для нормальной работы головного мозга мясо, рыба, яйца, творог, кефир, бананы и морепродукты.
- Не употребляйте много сладкого.
- Переизбыток вредных простых углеводов, вопреки распространенному мнению, только мешает школьнику быть бодрым и активным.
- А вот кусочек черного шоколада не навредит.
- Ешьте больше овощей и фруктов!
Осенью и зимой надо особенно заботиться о здоровье. Ведь организм еще не до конца привык к низким температурам, и с легкостью можно схватить простуду.
Посоветуйтесь с врачом и подберите комплекс витаминов.
Положительные эмоции.
Бодрое предпраздничное настроение, предвкушение веселья и сюрпризов – лучшая защита от усталости и депрессии.
Вывод.
Итак, питание, образ жизни, организация занятий и отдыха – все это влияет на здоровье наших детей.
Все мы: учителя, ученики и родители вместе учимся беречь, заботиться и укреплять свое здоровье.
Наш долг – учить детей беречь здоровье!
Крепкого вам здоровья!
Использованная литература.
- М. Антропова, Л. Кузнецова, Т. Параничева “Режим младшего школьника”, газета “Здоровье детей” №19, 2003. стр. 16-17.
- А.С. Батуев. Биология: Человек. – М.: Просвещение, 1994.
- Ю.Ф.Змановский “К здоровью без лекарств”, Москва, “Советский спорт”, 1990.
- М. Матвеева, С.В. Хрущев “Спинку прямо!” с.14-15, газета “Здоровье детей” №12, 2003.
- Мир подростка: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н. Филонов. – М.: Педагогика, 1989.
- Ю.А. Фролова, г. Тобольск “Вредным привычкам скажем – нет”. С.65-68. “Классный руководитель” №8 – 2001.
- Спутник классного руководителя. / М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001.
- Л.И. Саляхова. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. – М.: Глобус, 2007.
Источник