Меню

Родительское собрание психическое здоровье дошкольника

Родительское собрание на тему: Психологическое здоровье детей дошкольного возраста.
консультация на тему

Родительское собрание на тему:

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ 14.4 КБ
pamyatka_dlya_roditeley.docx 12 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста.

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, он социально и физиологически адаптирован.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми

педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», (п.1 ст. 18 Закона РФ)

Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Рекомендуем с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на фундаменте согласия и взаимопонимания. Перебранки в присутствии ребенка в одних случаях способствуют возникновению у него невроза, а в других усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма. Учитывая это, мы всегда должны стараться быть в хорошем настроении. Многие психологи советуют: что ребенка нужно обнимать не менее 8 раз в день. Вспомните, стоит нам улыбнуться — сразу становится легче, нахмуриться подкрадывается грусть. А ведь наше раздражение механически переходит и на ребенка. Так давайте же больше улыбаться и дарить радость друг другу.

Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и

создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

Прогулка является одним из существенных компонентов режима дня. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь — работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду за исключением особо неблагоприятных условии. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. (Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры.) Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.

Не менее важной составляющей частью режима является сон, который особенно необходим детям.

Немаловажное значение имеет и режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи. Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С, Д, минеральными солями.

Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма – чем раньше ребенок получает представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, занятия спортом, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни.

При подготовке ребенка к школе важно учитывать не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. И нет необходимости пичкать ребенка перед школой знаниями. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы, и другие нежелательные явления, в результате чего снижается интерес к учебе. Необходимо помнить, что Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В игре происходит развитие всех психических процессов, таких как память, внимание, мышление; развиваются так же творческие способности ребенка. В игре ребенок приобретает навыки общения в различных игровых ситуациях и умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Поэтому очень важно объединить усилия родителей и педагогов ДОУ для решения таких сложных задач, как укрепление психического здоровья детей и обеспечение их гармоничного развития. Только при таком условии, возможно, обеспечить эмоциональный комфорт, содержательную и интересную жизнь ребенка в детском саду и дома.

Источник

Родительское собрание «Секреты психологического здоровья»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Проведение беседы с родителями по формированию психологического здоровья дошкольников. Тренинг комфортного общения.

Скачать:

Вложение Размер
roditelskoe_sobranie.docx 20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

« Секреты психологического здоровья».

Родители приходят в группу, которая украшена плакатами, транспорантами, шарами. Звучит классическая музыка, на партах лежат памятки для родителей. Все рассаживаются по местам, педагог- психолог начинает собрание.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Я начинаю нашу встречу этим обычным приветствием. Однако в нем, в обычном для каждого слове « здравствуйте» заложен глубокий, мудрый, позитивный смысл: быть благополучным, счастливым, а главное здоровым.

Да! Действительно! Здоровье необходимо всем и всегда. От него зависит наше настроение, успехи, достижения, победы.

Сегодня мы с вами поговорим о здоровье наших детей и тема нашей встречи «Секреты психологического здоровья».

Именно в нем, в психологическом здоровье заложен глубокий смысл успешной жизни вашего ребенка на всех ее этапах.

Сам термин « Психологическое здоровье» неоднозначен. Он связывает две науки, две области практики медицинскую и психологическую.

Давайте мы с вами, сейчас определим те качества, которые присущи психически здоровому ребенку. Он какой? ( родителям предлагается назвать эти качества. На партах лежат подсказки, предложенные психологом: дружелюбный, находчивый, веселый, смышленый, активный, самостоятельный, доброжелательный, уверенный, добрый, открытый, честный, любознательный, решительный, участливый, сопереживающий).

Психически здоровый – это прежде всего жизнерадостный, веселый, смышленый и общительный ребенок. И каждому из нас хочется, чтобы в будущем он вырос самостоятельным, активным, успешным, уверенным в себе человеком.

А основы этих качеств формируются в раннем детстве. И мы, родители обязаны знать о том, как помочь своему малышу справиться с возникающими психологическими трудностями

В большинстве своем родители не хотят думать о трудностях, которые еще могут возникнуть. « Толи возникнут, то ли нет»- думают многие. И за счет своей занятости или не внимания могут проглядеть, возможно , незначительные психические недостатки, которые в последствии могут привести к большим проблемам.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% среди поступающих в школу. По наблюдениям педагогов начальной школы дети оказываются все более подготовлены интеллектуально, и менее эмоционально устойчивы и спокойны.

Болезненная ранимость, плаксивость, обидчивость, конфликтность и агрессия, низкий уровень самостоятельности и одновременно с тем высокая тревожность – это только часть проблем. С которыми приходится сталкиваться педагогу начальной школы.

Комплекс этих проблем возникает у детей не в связи с поступлением в 1 кл., а за долго до этого.

Во – первых это проблема в семье. Ее можно назвать дисгармония семейных отношений. Не полные семьи, плохие бытовые условия, конфликтные ситуации между родителями, невнимание к ребенку. Все это провоцирует психофизическое напряжение, повышенную тревожность, различные детские страхи.

Во- вторых это издержки воспитания. Эдесь уместно выделить два противоположных фактора (и это безусловно факторы риска)

1. « Ребенок – кумир семьи»

Все разрешено, твои интересы – главные, ты – лучший.

Что происходит впоследствии:

Ребенка не интересуют желания и интересы других людей. Он видит мир только с позиции собственных интересов. Не умеет общаться со сверстниками, понимать требования взрослых. Именно такие, причем нередко хорошо интеллектуально развитые дети не могут адаптироваться в школьной среде, а в дальнейшем с трудом справляются с реальностью жизни.

У родителей нет общей жизни с детьми, нет настроения или времени ими всерьез заниматься. Подобное положение отвечает нынешней реальности. Мама и папа целый день на работе. Вместе только вечером или в выходные дни. Но и у родителей свои дела. А дети привыкли сами использовать свободное время так, чтобы не навлекать на себя лишний раз недовольство старших.

Подобное отношения приводят к неуверенности в своих силах , низкой самооценке, подавленности или агрессии и др. неблагоприятным проявлениям.

Педагог – психолог предлагает анализ теста. ( Предварительно родители отвечали на вопросы теста « Хорошие ли вы родители?». Цель теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задачи теста: выяснить. Насколько важна для родителей забота о детях.)

А так же поиграть в игру « Узнай своего малыша» ( Предварительно детям задавался вопрос. Чем ты любишь заниматься с родителями в свободное время? Ответы записывались на отдельный бланк. Педагог читает ответы, а родители узнают ответ своего малыша.)

Как сохранить психическое здоровье дошкольника

Прежде всего родители должны знать границы психоэмоциональных возможностей своего малыша и не допускать действия тех причин, которые могут вызвать срыв нервной системы.

Опасность развития неврозов часто заключается в том, что взрослые, пытаясь выработать у малыша сдержанность, умение затормозить свои желания применяют метод запретов. Но в силу возраста ребенок подвижен, активен, любознателен, он стремиться познать окружающий мир, проявить самостоятельность. Но эти активные действия наталкиваются на жесткий запрет: « Нельзя», « Не делай», « Не ерзай» .

Постоянный контроль и запреты создают перегрузку тормозного нервного процесса, который у ребенка очень слаб . Желание « действовать и говорить» наталкивается на торможение процесса активности. Если такие перегрузки повторяются часто, у ребенка может развиться невроз.

Дошкольный возраст невропатологи называют колыбелью неврозов, периодом упрямства. Потому, что ребенок бурно протестует против многочисленных запретов . которые ставят взрослые на пути его познавательной и двигательной активности.

А если это сопровождается окриком, угрозой или телесным наказанием запрет приобретает характер психотравмы. Возникает конфликт между ребенком и родителями. Отсюда возникает истеричность, плач, крики или замкнутость и агрессивность.

Конечно, при необходимости, детей надо наказывать. Предварительно объяснив « за что». Можно временно лишить игрушек, сладостей и т.д. Если ребенок наказан например отцом, лучше, чтобы наказание отменил тоже он. Иначе в дальнейшем, дети перестают считаться с требованиями взрослых.

Следствием потрясения или конфликта с окружающими может быть невроз навязчивых состояний.

Навязчивыми бывают страхи, воспоминания, поступки, действия в виде дурных привычек (бесконечного шмыгания носом, постукивания рукой или ногой, кивания головой и т.д.)

Ребенок может сильно испугаться во время пожара или грозы. Ужас охватывает малыша при внезапном появлении лающей собаки. Чувство страха может появиться в зоопарке или в цирке, где демонстрируются крупные хищники.

Следует учитывать, что психика особенно ранима у детей физически ослабленных от рождения, у малышей возбудимых, часто болеющих. Этим детям крайне необходим надежный заслон от психотравмирующей ситуации. Если ребенку предстоит встреча с не понятным, но впечатляющими воздействиями ( посещение зоопарка), то малыша надо к этому подготовить и по необходимости ограничивать зрелищные и другие впечатления.

Невроз детского страха возникает иногда в результате просмотра кинофильмов, телевизионных передач. Родителям необходимо контролировать, какие передачи смотрит ребенок. В какие игры он играет.

Сказки, рассказы, стихотворения, песни должны быть понятными и доступными и не устрашающими.

Телевизор и компьютер прочно вошли в нашу жизнь. Во многих семьях телевизор включен целый день. Зачем? Просто так. Для фона « чтобы не было скучно». А рядом играют дети и то – же просто так смотрят все подряд. Однако « что» и в каких количествах льется на ваших детей из современного « голубого экрана», никому объяснять не надо.

Тяжелой психической травмой для ребенка является распад семьи. Он не может еще правильно оценить происходящее, не в состоянии без потрясения перенести уход из семьи матери или отца.

У таких детей часто наблюдается резко выраженное истощение нервной системы.

У детей – невротиков отмечается неуверенность в своих силах. Ослабление воли, памяти, внимания, нарушения сна.

Основной принцип профилактики неврозов у детей – это разумное чередование и сочетание умственных, эмоциональных и физических нагрузок.

Если ребенок на ваше распоряжение реагирует отрицательно, нет смысла настаивать на его выполнении. Лучше в таких случаях, подождать, когда ребенок успокоится. Упрямым детям не следует приказывать, лучше попросить, сопровождая эту просьбу словами « пожалуйста», « будь добр» Предложения и просьбы взрослые должны произносить без ноток раздражения, а тем более гнева. Наиболее уместен ровный, спокойный тон.

Родителям полезно помнить простую истину: неврозы у детей легко предупредить, но очень трудно лечить.

А кто, как не вы, родители, лучше знаете своих детей. И не даром говорится, что человек узнается лучше всего по общению со своими детьми.

Дайте ребенку возможность участвовать в своей жизни, разделите с ним его радости и переживания. Играйте со своим ребенком. Ведь игра для него – это естественное состояние. Играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает способности.

Поощряйте игру детей. Пусть играют в одиночку или с друзьями. Дети чувствуют себя свободно, когда играют во что хотят и как хотят. Пусть это будут настольные игры, игры со строительным материалом, сюжетно- ролевые , музыкальные и театрализованные. Все они служат развитию всех познавательных процессов, находчивости, умению управлять собой и подчиняться правилам.

Мой призыв на сегодняшнем собрании к вам « Играйте с детьми – это замечательно оздоравливает отношения!».

Педагог – психолог предлагает провести с родителями тренинг комфортного общения.

Тренинг комфортного общения

Сколько раз статистика пыталась подсчитать. Какое количество времени родители уделяют ребенку каждый день? Цифры не утешительны: самое большое – 3 ч. В день. И это не целенаправленное общение с ребенком. А только время, которое он проводит с родителями – завтрак. Ужин, дорога в детский сад и обратно, укладывание спать и т.д.

Как сделать общение с ребенком позитивным и конструктивным, чтобы даже полчаса приносили пользу и радость родителям и ребенку?

Перед тренингом психолог просит родителей ответить на вопросы ( в письменном виде )

1. О чем Вы говорите с ребенком по дороге в детский сад?

2. О чем Вы говорите с ребенком по дороге из детского сада?

3. Знаете ли Вы какая из воспитательниц нравится вашему ребенку больше?

4. Знаете ли Вы, с кем дружит ваш ребенок?

5. Знаете ли Вы любимую сказку вашего ребенка?

6. Во что любит играть Ваш ребенок?

7. Чего боится Ваш ребенок?

8. куда Вы в последний раз ходили вместе с ребенком?

9. Что больше всего огорчает Вашего ребенка?.

10. Что больше всего радует Вашего ребенка?

Тренинг комфортного общения проходит в форме проигрывания и анализа ситуации, принятия решений.

Ситуация 1. « Купите мне собаку, пожалуйста». Один из родителей – ребенок. По очереди он подходит к каждому и просит купить собаку. Задача родителей – объяснить ребенку, почему они не могут этого сделать, и предложить ребенку альтернативу покупки собаки.

Ситуация 2. « Это не я». Один из родителей – «ребенок», он совершил что-то недозволенное. Его в этом уличают. Задача ребенка – не сознаваться, задача родителей сделать так, чтобы ребенок сказал правду.

Ситуация 3. « Меня обижает Сережа». Трое родителей – «дети»: одна « девочка» и два « мальчика». «Дети» по очереди подходят к родителям и жалуются: «Меня обижает Сережа. Что мне делать?» Родители по очереди выясняют, как их обижает Сережа, и дают советы, как с ним справиться.

Ситуация 4. « Я в сад не пойду». Несколько родителей – «дети». «Дети» сидят на полу и хором говорят я «Я в сад не пойду!» Задача родителей – сказать или сделать нечто такое, после чего дети спокойно пойдут в детский сад.

Проигрывая различные ситуации, психолог помогает родителям посмотреть на мир глазами ребенка, найти с ним общий язык. Избежать конфликтов.

Источник

Читайте также:  Здоровье как комплексная категория это
Adblock
detector