Тенденции состояния здоровья подрастающего поколения.
статья по физкультуре
Статья о проблемах сохранения здоровья у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._tendentsii_sostoyaniya_zdorovya_podrostayushchego_pokoleniya.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тенденции состояния здоровья подрастающего поколения.
Кочкина Вера Евгеньевна – учитель физкультуры ГБОУ НОШ № 615 Адмиралтейского р-на г. Санкт-Петербурга.
Охрана здоровья подрастающего поколения — наша важнейшая задача. К сожалению, в последние годы отмечаются негативные тенденции, обусловленные резким увеличением хронических заболеваний у детей и подростков.
В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психо-эмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д.
На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.
В результате исследования здоровья школьников, проведенного министерством здравоохранения всероссийскую диспансеризацию. Из полученных данных следует, что за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются у болезней костно-мышечной системы (в 2,6 раза), системы кровообращения (в 2,5 раза), эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Тенденцией к росту отличаются и показатели заболеваемости подростков 15-17 лет [40].
Самую большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью» — в третьем состоянии. Это разнообразные функциональные нарушения, не достигшие уровня болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма (дезадаптационных нарушениях), повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Их нельзя отнести к здоровым, но и диагноза хронического заболевания врачи им не выставили. Однако отсутствие медицинского диагноза — еще не свидетельство здоровья [40].
Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Врачи-педиатры, родители, учителя и воспитатели, каждодневно сталкиваясь с проблемами неблагополучия детского здоровья, не всегда грамотно действуют, помогая ребенку справиться с его болезненным состоянием. Сами же дети, подростки, юноши и девушки пытаются привыкнуть жить в условиях ограничения свободы и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых.
Выявлена ежегодная тенденция роста хронической заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,84%. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускному с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%.
По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков [6], в последние годы наметились следующие негативные тенденции:
- значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%);
- стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников;
- резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
- увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.
Нужно отметить, что у подростков с различными зрительными нарушениями довольно часто наблюдаются болезни сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. По данным обследования врачей-ортопедов у 92% незрячих детей наблюдаются различного вида расстройства, чаще всего, различной степени скалеозы, при этом неправильная осанка встречается в 67% случаев, а плоскостопие в 35% случаях.
Комплексные обследования, проведенные сотрудниками Санкт-Петербургского педиатрического медицинского института, показывают, что в структуре патологической пораженности современных школьников, наряду с такими соматическими заболеваниями, как болезни позвоночника и органов зрения, ведущее место занимают психические расстройства (за счет невротических расстройств) и имеется выраженная тенденция их роста к моменту окончания школы. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ [19], в настоящее время нервно-психические отклонения диагностируются у 17% школьников. Можно ли что-то изменить? Можно, если формирование здорового образа жизни возвести в ранг государственной политики. Такую политику, безусловно, поддержит подавляющее большинство общества. Тем более, если она не ограничится борьбой с курением и призывами заниматься физкультурой. Ведь понятие «здоровый образ жизни» подразумевает не только отсутствие у человека вредных привычек, наличие гигиенических навыков, но и безопасные для здоровья условия жизни и работы. Понятно, что формирование таких условий — дело не одного дня, особенно с учетом реального положения дел в России.
Потеря системы массового участия подрастающего поколения в подвижных и спортивных играх на воздухе, «перекочевав» к компьютерам с играми сомнительного качества. Отрицательное воздействие этих игр на интеллектуально-нравственную составляющую детей, вред гиподинамии, создающей благоприятные условия для развития хронических заболеваний физического тела.
Все это волнует сегодня общество и стало предметом беспокойства и президента России Путина В.В, выступившего инициатором нового Закона о физической культуре и принятия других мер по оздоровлению подрастающего поколения. Благодаря чему в школе введен 3 урок физкультуры.
Все дети распределены в 3 группы по состоянию здоровья: основную, подготовительную и специальную. Контроль распределения на физкультурные группы несет врач врачебно-физкультурного диспансера.
Ребята основной группы проходят программу в полном объеме, учителя физкультуры стараются привлечь их к занятиям в спортивных секциях, к подготовке и участию в соревнованиях.
Школьники подготовительной группы занимаются по основной программе, но с меньшей нагрузкой и с исключением тех упражнений, которые им противопоказаны. Кроме урочных занятий им предлагаются дополнительные занятия, где они могут позаниматься в тренажерном зале, поиграть в бамбинтон, н.теннис.
Дети специальной группы тоже должны работать над своей физической подготовкой.
Для них врачебно-физкультурный диспансер разработал ЛФК, который регулярно должен выполняться. Преподаватели физкультуры предлагают занятия ходьбой, дыхательной гимнастикой, игру н.теннис, дарц.
В заключении хочется пожелать всем родителям и детям учителям сил и здоровья, успехов в учебе и формировании здорового образа жизни.
Источник
Доклад на тему «Возможные риски, выявленные трудности и пути их преодоления при реализации стандартов второго поколения»
статья по зож на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_problema_zdorovesberezheniya_v_nachalnoy_shkole.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Забитуйская СОШ
«Возможные риски, выявленные трудности и пути
при реализации стандартов второго поколения»
Галинова Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов,
II квалификационная категория
Проблема здоровьесбережения в начальной школе
«Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни». ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.
Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Актуальность проблемы сохранения здоровья школьников приобретает особую остроту в условиях современной жизни нашего общества, вставшего на путь социально-экономических преобразований.
Проблема воспитания потребности в здоровом образе жизни в наше время встаёт особенно остро, причём начинать эту работу необходимо как можно раньше. Образ жизни может быть здоровым только тогда, когда он развивается, дополняется различными новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствуется. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Поэтому здоровому образу жизни надо постоянно учиться, а значит, ему надо и постоянно учить.
Состояние здоровья ученика не должно быть безразлично для учителя еще и потому, что оно может стать причиной его отставания в учебе. Негативные последствия этого как для него самого, так и для отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе отражаются на состоянии всего общества.
Негативно влияют на здоровье учащихся малоподвижность во время урока и слабое разнообразие видов учебной деятельности. Противодействие первому найдено в ряде школ, где в процессе обучения, особенно в начальных классах, используются так называемые «динамические паузы»: часть урока дети работают сидя, часть – стоя за конторками. Сложнее обстоит дело со сменой деятельности и, скорее всего, ситуация не изменится, пока не улучшится материально-техническая база большинства учебных заведений.
Отдельное внимание следует уделять объему и сложности материала, задаваемого на дом. Лучше всего его основные пункты разобрать на уроке совместно с учениками, чтобы дети усвоили их в процессе занятия, а дома осталось только повторить. Интересен опыт некоторых учителей, которые оценивают усвоение материала сразу после его объяснения и краткого обобщения. Тогда у ребят есть шанс исправить оценку во время опроса на следующем уроке.
Обучение здоровью должно быть направлено на то, чтобы научить младших школьников ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит, анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем. Единственный результат обучения здоровью – это «принятие обучающимся на себя ответственности за свое здоровье».
В своей работе главной задачей считаю сохранение и укрепление здоровья детей. Ведь только здоровый ребёнок сможет успешно учиться и добиться высоких результатов в жизни.
Для решения этой задачи при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям ставлю следующие цели:
▪формировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью и
▪использовать на уроках и во внеучебное время наиболее рациональные формы и методы, способствующие становлению физически, психически и эмоционально здоровой личности. Слежу за положительной учебной мотивацией.
▪формировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.
▪систематически вести просветительскую работу с родителями учащихся о ценности здорового образа жизни;
•обеспечивать необходимую двигательную активность детей
Сегодня современный урок — это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Стараюсь так строить учебный процесс, чтобы можно было предупредить эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения.
Ребёнок будет здоров, если будут соблюдаться основные факторы, способствующие укреплению здоровья детей в школе:
— оптимальная учебная нагрузка;
— рациональный режим обучения;
— рациональный двигательный режим;
— если на уроках будут использоваться технологии обучения, содействующие здоровью;
— если ребёнок будет обучаться в условиях, соответствующих СанПиНам;
— если вовремя будет оказываться психологическая и социальная поддержка;
— своевременные медицинские услуги;
— и охрана психического здоровья
Перед уроками проводится ежедневно зарядка всеми учащимися школы. Проводят её по очереди все учащиеся.
На уроках, переменах, внеклассных мероприятиях мы проводим динамические музыкальные паузы.
Данные упражнения способствуют преодолеть сонливость учеников, которая наблюдается на первом уроке, активно включиться в работу, активизировать внимание.
Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, например, т.е. я готовлю детей эмоционально и физически.
Как и все учителя во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы и мышц глаз.
При проведении физкультурных минуток учитываю следующие требования:
▪ физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
▪ предпочтение следует отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц;
▪ они должны быть разнообразны (однообразие снижает интерес).
— упражнения для снятия общего или локального утомления;
— упражнения для кистей рук (расслабление пальцев рук, массаж пальцев перед письмом).
— гимнастика для глаз (предупреждение утомления глаз);
— гимнастика для слуха;
— упражнения, корректирующие осанку;
— упражнения на релаксацию
Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность.
С родителями я провожу различные профилактические беседы и лектории на собраниях о сохранении и укреплении здоровья детей.
В беседах с родителями рекомендую им упорядочить режим дня школьников, ограничить время, проводимое у телевизоров и компьютеров, больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, больше уделять внимание занятиям спортом. В нашей школе работают следующие кружки (Гимнастика, Вольная борьба, шахматы, Легкая атлетика), где ученики активно занимаются и участвуют в разных соревнованиях, например, по вольной борьбе наши девочки участвуют в районных, окружных и областных соревнованиях. Также обращаю внимание родителей на своевременное медицинское обследование(из 15 детей имеют 1 группу здоровья 3 человека, 12-вторую, наблюдаются проблемы с речью, зрением).
Как классный руководитель систематически провожу с учащимися классные часы, беседы, конкурсы по проблеме сохранения и укрепления здоровья:
• Проект и его защита «Движение-это жизнь»
▪ Беседы «Чистота-залог здоровья», Для чего нужна зарядка», «Умеем ли мы правильно питаться?»
▪ Классные часы «Мои увлечения», «В здоровом теле — здоровый дух!»
▪ Игры «Здоров будешь — всё добудешь», «Мы ловкие, смелые, умелые», «Зимние затеи», «Растем здоровыми»
▪ Лекция с показом презентации о здоровом образе жизни, о безопасности.
Как же сегодня решается проблема здоровьесбережения?
В большинстве случаев обращается внимание на физическое состояние здоровья (осанку, зрение, работу внутренних органов и т.д.), без учета психического состояния. А ведь между физическим и психическим здоровьем существует прямая взаимосвязь. Известно, что раннее повреждение центральной нервной системы, т.е. нарушенное психическое здоровье ребенка, является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма, и, наоборот, соматические заболевания маскируют психические расстройства, хронические недуги сопровождаются вторичными нарушениями психического здоровья.
По-прежнему не налажена четкая обратная связь между медицинской службой и учителями и родителями. В результате никаких мер на ранних стадиях развития болезни не предпринимается и часто острые заболевания у детей переходят в хронические, ухудшается ряд функциональных показателей организма за годы учебы.
Родители, часто лучше осведомленные о состоянии здоровья своего ребенка, чем школьный врач или педагог, не могут повлиять на его коррекцию в стенах образовательного учреждения. А ведь ребенок проводит здесь около 70% времени. В результате его здоровье ухудшается.
Несмотря на то, что при разработке большинства проектов декларируется сохранение здоровья всех участников образовательного процесса, в реальности дело касается только здоровья детей, а учителя остаются «за бортом».
На наш взгляд, для изменения ситуации при выполнении задач здоровьесбережения в основной массе наших общеобразовательных учреждений ключевой фигурой следует признать учителя.
Забота о здоровье подрастающего поколения начинается с заботы педагога о состоянии собственного здоровья, а оно во многом зависит от образа жизни, который он ведет. К сожалению, мы не всегда можем повлиять на ход событий нашей жизни. Но всегда можно избегать вредных привычек, разнообразить свой пищевой рацион, научиться так регулировать профессиональную деятельность, планируя свой рабочий график, чтобы не допускать перегрузок и соблюдать режим труда и отдыха.
Знание методов поддержки сил собственного организма, его возможностей и симптоматики тех или иных заболеваний поможет учителю внимательнее относиться к состоянию здоровья своих воспитанников. Да и собственный пример лучше всяких слов послужит обучению детей соблюдению правил здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая система деятельностного методаобучения «Школа 2000…» как механизм реализации ФГОСвторого поколения.
Статья,в которой даётся краткое описание Системы развивающего обучения Л.В. Занкова на этапе реализации ФГОС.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие.
Обеспечение ресурсами реализации стандартов второго поколения в начальной школе.
Данная статья в помощь учителям начальных классов,родителям, педагогам допобразования.В ней раскрюты механизмы проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Статья в помощь учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям.
Проектно-исследовательская деятельность в рамках реализации стандартов второго поколения в начальных классах.
Источник