Меню

Риски для здоровья клинических исследований

Клинические исследования в России

АОКИ была создана в конце 2007 года как некоммерческая организация, объединяющая юридических лиц — участников российского рынка клинических исследований. Импульсом к объединению участников рынка клинических исследований стала остановка вывоза из России биологических образцов в мае 2007 года, когда индустрия особенно остро ощутила потребность в консолидации для защиты интересов бизнеса.

АОКИ ставит своей целью дальнейшее развитие рынка клинических исследований в России, в том числе путем содействия обеспечению баланса интересов его участников, пациентов, медицинского сообщества и государства, гармонизации российского законодательства с международными требованиями, а также продвижения этических стандартов ведения бизнеса.

Свою деятельность АОКИ осуществляет, в том числе, благодаря рабочим комитетам, сформированным по наиболее важным направлениям:

  • содействие оптимизации работы разрешительной системы (регуляторный комитет);
  • анализ и выработка путей решения логистических проблем при проведении клинических исследований (комитет по логистике);
  • анализ сторонних инициатив по изменению законодательства в сфере клинических исследований и подготовка собственных предложений по совершенствованию нормативной правовой базы (нормотворческий комитет).

Для решения срочных задач создаются рабочие группы.

Ассоциация приглашает к сотрудничеству организации, в сферу интересов которых входят клинические исследования.

Уважаемые посетители!
На сайте доступна база данных по аккредитации медицинских организаций
на проведение клинических исследований

Источник

Законодательные требования к обеспечению прав пациентов во время проведения клинических исследований

Клинические исследования остаются одной из важнейших стадий в процессе разработки лекарственных средств. Ранее в статьях «Получение разрешения на клинические исследования ЛС» и «Отказы в получении разрешения на проведение клинических исследований и их обжалование» мы уже проанализировали некоторые юридические аспекты проведения таких клинических исследований. Тем не менее, один из вопросов, возникающих в процессе клинических исследований настолько важен, что требует отдельной статьи. Это вопрос обеспечения прав пациентов.

Нюрнбергский процесс 1946-1947 гг. над нацистскими врачами обвинёнными в проведении бесчеловечных медицинских опытов над заключенными концентрационных лагерей, лишившихся жизни и здоровья, высветил всю остроту вопросов гуманизма в экспериментах с участием людей и обусловил необходимость законодательных основ защиты прав пациентов. Закрепление в Нюрнбергском кодексе 1947 года необходимых условий проведения экспериментов заложило фундамент для дальнейшего развития международных норм и национального законодательства, регламентирующих проведение исследований с акцентом на защиту психического и физического здоровья испытуемых.

Эти базовые принципы нашли отражение в современном российском законодательстве о клинических исследованиях лекарственных препаратов, которое, в частности, предусматривает информированное добровольное согласие пациентов и законодательное закрепление механизмов обеспечения их прав.

1. Оформление сделок по участию в клинических исследованиях

Следует отметить, что действующее российское законодательство не содержит в явном виде норм, регламентирующих правовую природу либо существенные условия договора об участии в клинических исследования, заключаемого с пациентом.

Вместе с тем, до сих пор официально не отменен неопубликованный Приказ Минздрава РСФСР от 25.08.1992 № 235 «Об организации отделений клинических испытаний лекарственных препаратов на здоровых добровольцах» в соответствии с которым договор заключается с добровольцем на период проведения испытаний, а при необходимости, и на соответствующий период после его окончания.

В Приказе предполагалось в договоре закреплять права добровольца на сохранность здоровья, обеспечение медицинской помощью как в период испытания, так и после его завершения в случае, если здоровью был причинен ущерб, на ознакомление c результатами исследований на всех этапах испытаний и корреспондирующие им обязанности исследователей. Доброволец, в свою очередь, должен был принять обязательства выполнять программу испытаний. Кроме того, отражению подлежали условия расторжения договора сторонами и условия и суммы денежной компенсации. Закреплялась названным актом и примерная форма договора.

При этом, при заключении договора сторонам предлагалось исходить из того, что он является формой трудового соглашения, направленного на обеспечение юридической и социальной защищенности добровольца. Нам представляется, что в современных условиях заключение трудового договора чрезмерно обременительно для исследователя, поскольку при определении вознаграждения ему придется ориентироваться на минимальный размер оплаты труда, предоставлять гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Кроме того, следует учитывать, что Приказ Минздрава РСФСР от 25.08.1992 № 235 не был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ, что не дает возможности рассматривать его в качестве действующего нормативно-правового акта

Читайте также:  Чеснок для здоровья ребенка

В более актуальном Письме Минфина России от 09.07.2019 № 03-15-06/50597 высказано мнение, что факт оказания участниками клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения услуг по приему новых лекарственных препаратов и прохождению медицинского обследования соответствует признакам договора возмездного оказания услуг, предусмотренного статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации. В Письме содержится вывод, что льгот по уплате страховых взносов или налога на доходы физических лиц для данных договоров законодательством не предусмотрено.

При этом, существует позиция, согласно которой реальные расходы, связанные с компенсацией конкретных затрат, связанных с непосредственным исполнением обязанностей, обусловленных участием в клинических испытаниях, должны освобождаться от обложения налогом на доходы физических лиц.

Можно предположить, что условия договора о проведении испытания лекарственного препарата определяются сторонами исходя из принципа свободы договора. Существенными условиями договоров оказания услуг является, в первую очередь, предмет, то есть действия или деятельность, совершаемые или осуществляемая исполнителем. Некоторые юристы придерживаются мнения, что существенными условиями таких договоров также являются сроки и цена (суды также подчеркивают возмездность отношений, регулируемых главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Представляется, что договоры, заключаемые с пациентами во время проведения клинических исследований, заслуживают отдельного урегулирования в законодательстве. При этом нам представляется разумным определить механизмы обеспечения равенства сторон такого договора.

В целом, заключение договоров является наиболее актуальным для случаев, когда участники клинических испытаний получают материальное вознаграждение за участие в клинических испытаниях.

В случаях, когда участие в исследовании является безвозмездным, подписание информированного согласия рассматривается некоторыми экспертами как односторонняя сделка, отражающая волю на участие в клинических испытаниях, и порождающая право исследователя вовлечь в них пациента.

2. Добровольное информированное согласие как абсолютно необходимое условие проведения клинических исследований

Хельсинская декларация Всемирной Медицинской Ассоциации: рекомендации для врачей по проведению биомедицинских исследований на людях, принятая на 18-ой Генеральной Ассамблее в июне 1964 года (далее – Хельсинская декларация), является сводом принципов проведения медицинских исследований с участием человека. Названная декларация провозглашает основополагающий принцип клинических исследований – добровольность участия лиц, способных дать информированное согласие.

В соответствии со статьей 21 Конституции Российской Федерации, никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Терминология Конституции не в полной мере соотносится с отечественным законодательством, поскольку даже федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», описывая научные исследования и экспериментальные разработки, не раскрывает содержание термина «научный опыт», понятие которого, по-видимому, синонимично термину «научный эксперимент». Последние словосочетание широко употребляется не только в литературе, но и нормативных актах, например, в Прогнозе научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, а также судебных решениях, в том числе, Европейского Суда по правам человека (далее – ЕСПЧ).

В связи с актуализацией дискуссий о необходимости корректировки положений Конституции можно предложить закрепить в основном законе страны норму о том, что никто не может быть без добровольного согласия быть подвергнут медицинским, научным и иным экспериментам или вовлечен в проведение исследований в качестве объекта.

Принцип добровольности получил развитие в федеральном законе от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – № 61-ФЗ), который закрепляет нормы о том, что:

  • участие пациентов в клиническом исследовании является добровольным;
  • пациент вправе отказаться от участия в клиническом исследовании на любой его стадии.

Подпись в информационном листке пациента является подтверждением добровольного согласия пациента на участие в клиническом исследовании.

Нормативные требования к перечню информации, которая должна быть доверена до испытуемого, обеспечивают действие второго фундаментального принципа проведения клинических исследований – информированности согласия. Избыточность специальных терминов, способных затруднить восприятие информации о клиническом исследовании, в соответствии с общемировой практикой, не приветствуется. Время для ознакомления с информацией должно быть достаточным для принятия взвешенного решения.

Нормы, регламентирующие полноту предоставляемой пациенту информации, содержащиеся в различных актах, которые разнятся не только в части глубины предоставляемых сведений, но и в отношении освещаемых сфер. Так, № 61-ФЗ не дает, на наш взгляд, системного представления об информации, которая должна быть доведена до участника клинических исследований. Пункты 1 и 2 части второй статьи 43 № 61-ФЗ предписывают информировать пациента о лекарственном препарате, его эффективности и рисках, пункты 1 и 4 о сути самого клинического исследования, его целях и продолжительности. Кроме того, пациенту следует разъяснить условия страхования его жизни и здоровья, действия в случае непредвиденных эффектов влияния лекарственного препарата, гарантиях конфиденциальности. Также предписано довести информацию об условиях участия пациента в клиническом исследовании, не раскрывая при этом, какие именно условия подразумевал законодатель.

Читайте также:  Таблица возмещения ущерба здоровью при дтп

Хельсинская декларация предписывает информировать участников также по вопросам источников финансирования, возможных конфликтов интересов, условий, действующих после окончания исследования.

Кроме того, Хельсинская декларация, в отличие от национального № 61-ФЗ, допускает участие в исследованиях пациентов, находящихся в бессознательном состоянии, когда это является неотъемлемой характеристикой исследуемой группы. Также упомянутая декларация допускает (в п.30) последующее получение согласия законного представителя, когда включение пациента в программу клинических испытаний не может быть отсрочено. Однако и в таком случае при первой же возможности согласие субъекта или его законного представителя на продолжение участия в исследовании всё равно должно быть получено.

Более системное представление о добровольном информированном согласии пациента дают ГОСТ Р 52379-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Надлежащая клиническая практика, утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 27.09.2005 № 232-ст (далее – ГОСТ 2005 года) и ГОСТ Р ИСО 14155-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Клинические исследования. Надлежащая клиническая практика, утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 04.06.2014 № 497-ст (далее – ГОСТ 2014 года). ГОСТ 2014 года позволяет (при желании) разделить информированное добровольное согласие на два документа: 1) информационную форму и 2) форму для подписания информированного согласия.

В содержание формы для подписания информированного согласия входит:

  • добровольное согласие на участие в клиническом исследовании и следование инструкциям;
  • гарантированное неприменение санкций при отказе от (продолжения) участия;
  • последствия прекращения участия;
  • подтверждение полноты предоставленной информации;
  • согласие на обработку персональных данных;
  • согласие на доступ участников организаторов клинических исследований и контролирующих органов к медицинским сведениям.

Кроме этого, субъекту клинических исследований должна быть предоставлена следующая информация (она включается в документ, называемый «информационная форма»):

  • описание, продолжительность и цель клинического исследования как научного и экспериментального, с описанием процедур, контрольных групп и исследуемых веществ;
  • потенциальная польза для пациента и других;
  • риски для субъекта, эмбриона, плода, грудного ребенка;
  • альтернативное лечение;
  • конфиденциальность;
  • компенсация участия и в случае причинения вреда;
  • предполагаемые расходы;
  • информация о роли представителя спонсора;
  • контактные лица;
  • о гарантиях доступности новых данных, влияющих на решение о продолжении участия в исследовании;
  • о порядке информирования личного врача субъекта клинических исследований;
  • обстоятельства досрочного прекращения исследования по решению исследователя или спонсора.

Как было указано выше информационную форму и форма для подписания информированного согласия могут быть объединены в один документ или разделены на два документа. Кроме того, ГОСТ 2014 подчеркивает, что в случае поступления новой информации, которая может существенно повлиять на будущее здоровье и медицинское обслуживание субъектов клинического исследования, такая информация должна быть предоставлена субъектам клинического исследования в письменном виде.

ГОСТ 2005 года содержит принципиально схожий перечень информации, который, однако, включает более общие формулировки, чем ГОСТ 2014 года, к тому же, ГОСТ 2005 года, предписывает обозначить субъекту его обязанности в ходе клинического исследования.

Отечественное законодательство, в отличие от Хельсинской декларации, в явном виде не предоставляет всем субъектам медицинского исследования возможность ознакомления с информацией об общих выводах и результатах исследований. Кроме того, только ГОСТ 2014 года содержит норму о том, что субъекту клинических исследований предоставляется информация «о роли представителя спонсора». К сожалению, даже эта норма не содержит достаточных разъяснений о том, какие именно сведения должны быть представлены субъекту. Иные нормативно-правовые акты вообще никак не обязывают сообщать пациенту об источниках финансирования исследований.

Читайте также:  Молитвы вечерние для здоровья

В случаях, если пациент является недееспособным, информированное согласие должно быть подписано законным представителем. Однако, если сам пациент может выразить свое отношение к участию в исследованиях, то, в соответствии с Хельсинской декларацией, мнение субъекта клинических испытаний должно быть запрошено и учтено. Российский же ГОСТ 2014 года полагает достаточным просто проинформировать субъекта в пределах его понимания. Мы в таких случаях рекомендуем учитывать нормы Хельсинской декларации и, при возможности, заручиться не только письменным согласием от законного представителя пациента, но и письменным согласием от самого пациента.

Следует отметить, что отечественный ФЗ № 61 не оговаривает возможность оформления информированного согласия дееспособными лицами, которые, однако, лишены возможностей читать или писать. В Постановлении Правительства РФ от 13.09.2010 № 714 «Об утверждении Типовых правил обязательного страхования жизни и здоровья пациента, участвующего в клинических исследованиях лекарственного препарата» указано, что пациентом является лицо, давшее добровольное согласие на участие в клинических исследованиях, что подтверждается его подписью либо подписью его законного представителя. ГОСТ 2014 года допускает подписание согласия независимым свидетелем, вместе с тем, неясно, насколько действительно реальна возможность лиц, лишенных органов, задействованных в чтении или письме, опробовать современные изделия или препараты, способные значимо улучшить их жизнь. Отсутствие четких критериев «независимости» и возможность оспорить полученные таким образом согласия (что затем может привести к крайне негативным последствиям для организаторов клинического исследования – вплоть до уголовной ответственности) способны отпугнуть спонсоров и организаторов, которые предпочтут отказаться от проведения клинических исследований на пациентах, неспособных читать или писать.

Представляется, что для получения информированного согласия в данном случае было бы целесообразно использовать имеющиеся наработки в части подписания документов иными гражданами в присутствии нотариуса, о чем делается соответствующая надпись с указанием причин, почему документ не мог быть прочитан либо подписан лично (физические недостатки, неграмотность). Нотариусы несут ответственность за совершаемые ими действия в соответствии с законом и страхуют ее, имеют сформулированные рекомендации по оглашению текстов документов, могут выезжать к лицам, нуждающимся в их услугах. Данный механизм позволил бы сбалансировать интересы потребности в современном лечении потенциальных участников клинических исследований с требованиями к полноте и достоверности их информирования, что не может обеспечить просто присутствие «независимого» свидетеля, как того требует ГОСТ 2014 года.

3. Обязательное страхование жизни и здоровья пациента, участвующего в клиническом исследовании

Медицинские исследования сопряжены с рисками, которые надлежит соотносить с пользой для самого пациента и общества, противопоставляющего заболеваниям более эффективные препараты. Кроме того, на инициаторов исследований возложена обязанность по контролю и минимизации рисков. Для защиты интересов пациентов как слабой стороны правоотношений, возникающих в связи с проведением клинических исследований, российским законодательством детально регламентированы вопросы обязательного страхования жизни и здоровья пациента. В частности, указанные вопросы регламентированы Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 № 714 «Об утверждении Типовых правил обязательного страхования жизни и здоровья пациента, участвующего в клинических исследованиях лекарственного препарата».

Субъектами договора обязательного страхования являются:

  • страхователь – организатор проведения клинических исследований (разработчик лекарственного препарата, образовательная или научная организация);
  • страховщик – страховая организация, осуществляющая деятельность по страхованию на основании лицензии;
  • застрахованное лицо – участник клинических исследований, давший добровольное информированное согласие;
  • выгодоприобретатель – застрахованное лицо, которому причинен вред здоровью, либо, в случае причинения вреда жизни застрахованного лица, граждане, имеющие право на возмещение вреда в случае смерти кормильца (состоящие на иждивении застрахованного лица), граждане, на иждивении которых находилось застрахованное лицо, лицо, понесшее расходы на погребение.

Страхователь единовременно уплачивает страховщику страховую премию в зависимости от страхового тарифа.

Объектом обязательного страхования является имущественный интерес застрахованного лица, связанный с наступлением страхового случая , например, смерти застрахованного лица или ухудшения его здоровья, в том числе влекущее установление инвалидности, то есть события, при наступлении которого выгодоприобретателю осуществляться страховая выплата в размере, установленном законодательством.

Источник

Adblock
detector