Факторы риска и типология нарушения психологического здоровья
Основы психологического здоровья составляют полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза, т.е. во все возрастные периоды его общего развития. Психологическое здоровье ребенка и взрослого отличаются совокупностью личностных новообразований, которые еще не появились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого, причем отсутствие их у ребенка не должно восприниматься как нарушение. Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму (И.В.Дубровина).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faktory_riska_narusheniya_psiholog.zdorovya.doc | 49.5 КБ |
faktory_riska_i_tipologiya_narusheniya_psihologicheskogo_zdorovya.ppt | 342 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тюльганская средняя общеобразовательная школа №1»
Факторы риска и типология
нарушения психологического здоровья
Выступление на РМО «Психологическое здоровье как условие формирования основных образовательных и воспитательных компетентностей всех участников образовательного процесса»
педагог-психолог Буянова Л.Ю.
Факторы риска и типология нарушения психологического здоровья
Определяя критерии нормы психологического здоровья ребенка, которые могли бы стать основой дифференцирования психологической помощи детям, мы исходим из следующего положения: основы психологического здоровья составляют полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза, т.е. во все возрастные периоды его общего развития (И.В.Дубровина). Психологическое здоровье ребенка и взрослого отличаются совокупностью личностных новообразований, которые еще не появились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого, причем отсутствие их у ребенка не должно восприниматься как нарушение. Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму.
Какие условия приводят к нарушению психологического здоровья младших школьников? Что становится факторами риска? Риск может исходить извне (объективные, или средовые, факторы) и изнутри (субъективные, или индивидуально-личностные, факторы).
Факторы среды как источник риска нарушения психологического здоровья очень значимы именно для младшего школьного возраста, т.к. с началом активной социализации ребенок попадает в особенно тесную зависимость от окружающей обстановки. Неблагоприятные психосоциальные факторы в свою очередь подразделяются на две группы:
- Семейные.
- Связанные с детскими учреждениями.
Первые годы обучения в школе становятся своего рода «лакмусом» для выявления ранних нарушений развития. Тогда выходят на поверхность семейные факторы. Ранние аномалии личностного развития при переходе в школу имеют тенденцию заново активизироваться.
Нередко корни школьных проблем ребенка лежат в одном из ранних возрастных периодов.
Каковы же основные факторы риска нарушения психологического здоровья на разных возрастных этапах развития?
Младенчество (от рождения до года). Главное для младенца – общение с матерью. Дефицит этого общения становится фактором риска, последствия которого могут проявится много позднее. Однако психологическому здоровью младенца вредит и избыточное общение с матерью, приводящие к сверхстимуляции ребенка.
Нарушения взаимодействия младенца с матерью могут привести к формированию таких негативных личностных образований, как тревожная привязанность его к матери и недоверие к окружающему миру (вместо нормальной привязанности и базового доверия). Эти негативные образования имеют устойчивый характер, сохраняясь до младшего школьного возраста и далее, приобретая в процессе взросления ребенка различные формы, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.
Ранний возраст (от года до трех лет)
В раннем детском возрасте взаимоотношения с матерью сохраняют свою значимость, однако в этом возрасте начинает формироваться «Я» ребенка. Он постепенно осознаёт себя как отдельную личность, внутренне отделяясь от матери. Итогом развития в раннем детстве должно стать формирование автономности, относительной самостоятельности ребенка, а для этого матери необходимо «отпустить» его на такое расстояние, на которое он сам захочет и сможет отойти. В раннем детстве для становления самостоятельности ребенка очень важно общение с отцом. Отец должен быть физически эмоционально доступен ребенку, поскольку, во-первых, является наглядным примером отношений с матерью как отношений автономных субъектов, во-вторых, выступает прообразом внешнего мира, когда некоторые удаления от матери оказывается не уходом в никуда, а уходом к кому-то, и в-третьих, отец является по своей природе менее тревожным, более психологически устойчивым, нежели мать и может оказаться источником психологической защиты ребенка, его душевного равновесия. Если отец редко бывает рядом с ребёнком, это негативно сказывается на формировании столь важных психологических свойств этого возраста, как самостоятельность и автономность. Недоразвитие этих качеств оборачивается впоследствии трудностями школьной адаптации.
Дошкольный возраст (от трёх до шести лет) столь многогранен и значим для формирования психологического здоровья ребенка. Факторы риска в дошкольном возрасте:
а) Стороны семейной системы в целом, включающей взаимодействие ребенка со всеми близкими в доме. Для многих современных семей характерна ситуация «ребенок-кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка преобладает над удовлетворением потребностей остальных членов семьи или даже идёт им в ущерб. Следствием семейного взаимодействия такого типа может стать нарушение эмоциональной децентрации- одного из важнейших новообразований дошкольного возраста. Ребенок, неспособный к эмоциональной децентрации, не может воспринимать и учитывать, в своём поведении состояния, желания и интересы других людей, он воспринимает мир только с позиции собственных желаний и интересов, не умеет обращаться со сверстниками, не понимает требований взрослых.
б) Родительское программирование. Оно может воздействовать на ребенка неоднозначно. С одной стороны, родительское программирование обеспечивает усвоение ребенком нравственной культуры семьи, семейных традиций и ценностей, создаёт предпосылки индивидуальной духовности. А с другой стороны, следствие чрезмерной потребности в явно выражаемой родительской любви, ребенок приучается постоянно адаптировать своё поведение к ожиданиям взрослых, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы.
в) Связь с детскими учреждениями. Первая встреча малыша с чужим значимым взрослым- воспитателем — во многом определяет его дальнейшее взаимодействие со всеми значимыми взрослыми.
В детском саду у ребенка может возникнуть серьёзный внутренний конфликт в случае раздоров со сверстниками.
Итак, психологическое здоровье ребенка формируется при жестком взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы преломляются во внутренние, но и внутренняя сила личности способна модифицировать внешние воздействия. И ещё раз повторим, что для развития психологически здоровой личности безусловно необходим опыт борьбы, приводящий к успеху.
Младший школьный возраст.
Начало обучения в школе — один из значимых моментов в жизни человека, период его качественного изменения, точка перехода к новому состоянию. Многие педагоги и родители недооценивают те качественные изменения, которые происходят в ребенке во время его учения. Гораздо большее внимание уделяется количественным параметрам приобретаемых ребенком знаний и умений. Качественные же изменения особенно значимы, они могут сыграть как позитивную, так негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье либо подорвать его. Если пробелы в знаниях можно впоследствии восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, трудно поддаваться коррекции.
О.А. Лосева отмечает, что процесс адаптации к учебному заведению может протекать по-разному у детей с различным состоянием здоровья: легким, средним и тяжелым. При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушение самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация проходит тяжело, при этом значительные нарушения состояния здоровья нарастают от начало учебного года к концу.
Адаптированным же чаще всего называют того ребенка, который вписывается в школьную систему норм и требований, кающихся в первую очередь- овладение учебным материалом, и межличностных отношений в классе. М.Р. Битянова отмечает, что «иногда более гуманистически настроенные педагоги добавляют еще один критерий важно, чтобы это приспособление было осуществлено ребенком без серьёзных внутренних потерь, ухудшение самочувствия, настроения, самооценки».
«Адаптация — не только приспособление к успешному функционированию в данной среде (сфера деятельности), но и способность к дальнейшему личностному (сфера самосознания), социальному (сфера общения) развитию» (А.Л. Венгер)
Г.В. Овчарова отмечает, что понятие «школьная адаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. К таким трудностям автор относит:
- Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности, поскольку у ребенка наблюдаются недостаточно интеллектуальное и психомоторное развитие.
- Неспособность произвольно управлять своим поведением.
- Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречаются у соматически ослабленных детей, детей с задержкой развития, со слабым типом нервной системой).
- Неумение разрешить противоречия между семейным и школьным «мы», т.е. школьный невроз или «фобия школы».
Анализируя перечисленные Р.В. Овчаровой трудности, можно заключить, что решение второй и третей проблем будет зависеть от способностей развития сферы общения.
Из выше сказанного следует, что основные сферы дезадаптации младших школьников – это:
— Трудности в школе — ожидание неудачи, неверие в свои силы, страх наказания;
— Трудности во взаимоотношениях со сверстниками;
— Трудности во взаимоотношениях с родителями – опасение не соответствовать ожиданиям родителей, страх наказания;
— Реальные и ирреальные страхи и другие эмоциональные нарушения (агрессивность, тревожность, замкнутость).
Подростковый возраст (от 10-11 до 15-16 лет). Это важнейший период для становления самостоятельности. Во многом успешность достижения самостоятельности определяется семейными факторами, а точнее тем, как осуществляется процесс отделения подростка от семьи. Под отделением подростка от семьи обычно понимается выстраивание между подростком и его семьей нового типа взаимоотношений, основанного уже не на опеке, а на партнерстве. Как можно было увидеть, влияние внешних средовых факторов на психологическое здоровье снижается от младенчества к подростковому возрасту.
Поэтому влияние этих факторов на взрослого описать достаточно сложно. Психологически здоровый взрослый, как мы уже говорили ранее, должен уметь адекватно адаптироваться к любым факторам риска без ущерба для здоровья. Поэтому обратимся к рассмотрению внутренних факторов. Как мы уже говорили, психологическое здоровье предполагает устойчивость к стрессовым ситуациям, поэтому необходимо обсудить те психологические характеристики, которые обусловливают пониженную устойчивость к стрессу.
Таким образом, практически половина всех младших школьников испытывает трудности адаптации к условиям школы, и это свидетельствует о том, насколько важно в этот период обращать пристальное внимание на психологическое здоровье младших школьников и на особенности психологических процессов, характерных для этого возраста.
Источник
Риски для своего психического здоровья
В докладе ВОЗ о состоянии здравоохранения в мире (2001) подчеркнуто, что психические и поведенческие расстройства поражают более 25 % всех людей в определенные периоды их жизни. От 250 до 300 млн человек страдают психическими нарушениями, вызывающими утрату трудоспособности и социальные ограничения [1]. О неблагополучии ситуации с состоянием психического здоровья в современной России свидетельствуют высокие показатели заболеваемости психическими расстройствами, широкая распространенность в обществе агрессивного и аутоагрессивного поведения [7].
Термин «психическое здоровье» был введен ВОЗ в 1979 году. В США и Великобритании (и в целом в англоязычных публикациях) словосочетание «mental health» обозначает успешное выполнение психических функций, имеющим результатом продуктивную деятельность, установление отношений с другими людьми и способность адаптироваться к изменениям и справляться с неприятностями.
Показатели психической «нормы» и «не нормы» не являются четко разработанными до сих пор. Норма определяется на основании социологических, психологических, медицинских критериев, которые в целом исходят из представления о том, чего в «норме» быть не должно. Такой подход можно обозначить как «субъективно-негативный».
Проблемы социальной обусловленности индивидуального и популяционного здоровья являются традиционной темой для обсуждения в рамках как медицинской, так и социологической науки. Первые попытки междисциплинарного научного объяснения влияния социальных факторов на заболеваемость и смертность были предприняты еще в XIX в. французским ученым J. Guerin.
В докладе ВОЗ [6] указывается, что психическое здоровье человека в современном мире определяется воздействиями социальных, психологических, экологических и других факторов. Известно о непосредственном влиянии социальных факторов на психическое здоровье больших групп населения, в том числе социально-стрессовые расстройства, возникающие под воздействием важных для большинства людей экономических и политических ситуаций. В условиях социальных изменений у многих развивается состояние психической дезадаптации, невротические и психосоматические расстройства. Массовые проявления состояний психоэмоционального перенапряжения и психической дезадаптации, по существу, стали следствием «коллективной травмы» [3].
В современной отечественной литературе представлены исследования рисков психического здоровья, эксплицированы проблемы социально-исторической специфики и рисков современного российского общества (О. Н. Яницкий, Н. Н. Моисеев, В. А. Ядов), соотношения рисков, неопределённости и нестабильности социальных процессов (А. В. Мозговая, Н. Л. Смакотина, Ю. А. Зубок) [17]. Контекстуализация социальных факторов риска выступает важнейшим методом понимания особенностей их воздействия на здоровье человека и предполагает осознание условий, детерминирующих существование, интенсификацию или, напротив, исчезновение социальных факторов риска, непосредственно связанных с состоянием здоровья человека [12].
Социально-экономические, экологические, национальные проблемы современного российского общества, угроза терроризма негативно влияют на состояние общественного психического здоровья [7]. О. Н. Яницкий, определяя своеобразие проявления рисков в России, считает, что «Россия, преодолев некоторый качественный барьер, превратилась в общество всеобщего риска» [18].
В последние десятилетия возрастает количество исследований воздействия на большие группы населения макросоциальных стрессовых ситуаций, связанных с переустройством общества. По данным, которые приводит Ю. А. Александровский, число лиц с предболезненными и сформировавшимися психическими расстройствами из-за стрессовых воздействий в России достигает 10 миллионов. Однако выборочные исследования свидетельствуют, что их больше: 250-300 на 1000 человек, т.е. подобные расстройства возникают у 25-30 % жителей страны. В большинстве случаев речь идёт о пограничных психических расстройствах [3].
В настоящее время на фоне социально-экономической нестабильности в России нарастает неустойчивость психического состояния основной части населения. Ведущие отечественные эксперты в сфере охраны психического здоровью (Г. Г. Аракелов, В. В. Глебов, Ю. А. Александровский) отмечают, что резкие изменения практически всех аспектов нашей жизни, произошедшие после распада СССР, привели к экопсихологической катастрофе населения России, «коллективной травме». По их мнению, это выразилось в сложной цепи взаимосвязанных событий. Произошло существенное снижение продолжительности жизни, возросло количество разнообразных психических расстройств, связанных с резкой и неожиданной для большинства населения сменой политического режима, политической, экономической и психологической нестабильностью. Эти изменения повлияли на психическое здоровье населения России, привели к массовому дистрессированию населения, нарушению психологического благополучия — развитию депрессивных состояний у одних людей и резкую агрессию у других [2]. Ю. А. Александровский отмечает, что постсоциалистический период привел к изменению общественного состояния, к смене жизненных ориентиров десятков миллионов людей, все большей обособленности частной жизни от государства. Развивающиеся вследствие этого массовые проявления состояний психоэмоционального перенапряжения и психической дезадаптации по существу являются следствием коллективной травмы, естественной экспериментальной моделью социально формируемых стрессовых расстройств [3].
Значительный рост смертности и сокращение продолжительности жизни в первой половине 90-х годов в России объясняются не только резким снижением уровня жизни большей части населения, но и социально-психологическим стрессом. Его главными жертвами стали мужчины и женщины в рабочих возрастах, так как на них легла основная тяжесть активного приспособления к новым экономическим и социальным условиям [5]. По мнению S. Syme, современные психосоциальные нагрузки являются в большей степени условиями здоровья, чем материальные обстоятельства жизни [21].
Интенсивная урбанизация в России как процесс изменений в образе и условиях жизни большинства населения страны связана с массовой миграцией населения, изменением структуры занятости, перестройкой семейных отношений, что сопровождалось необходимостью адаптации к непривычным условиям жизни [14]. Информационные и интеллектуальные перегрузки вызывают у горожан психическую усталость, эмоциональные стрессы. Все большее распространение среди городских жителей получает социально-психологическая напряженность, связанная со снижением социальной, экономической и экологической безопасности [5]. Современная урбанизация может отрицательно сказываться на психическом здоровье с учетом воздействия увеличивающегося числа стрессовых факторов и неблагоприятных событий в жизни, таких, как перенаселенность или загрязненность окружающей среды, бедность и зависимость от классовой экономики, высокий уровень насилия и низкий уровень социальной поддержки и многих других.
Приблизительно половина городского населения в странах с низким и средним уровнем дохода живет в бедности, и десятки миллионов взрослых и детей являются бездомными. Обычно миграция не влечет за собой улучшения социального благосостояния. Бедность и состояния, с ней ассоциируемые, такие, как девиации, безработица, низкий образовательный уровень, лишения и бездомность, распространены не только в бедных странах — они характерны также для значительного меньшинства в богатых странах [10].
Новые социально-экономические отношения, сложившиеся в России в последние десятилетия, породили новые аспекты социального неравенства, новые грани социальной несправедливости. Наряду с «новыми богатыми» появляются и «новые бедные» — социальные группы, наиболее сильно пострадавшие от реформ. Одной из наиболее уязвимых социальных групп сегодня выступают больные, страдающие психическими расстройствами. Бедность может вызывать отчуждение и напряжение, но особую озабоченность вызывает ее прямое и косвенное влияние на развитие и поддержание эмоциональных, поведенческих и психических расстройств. Бедность может быть как детерминантой, так и следствием расстройств психического здоровья [22]. Бедность и нищета могут быть следствием различных психотравмирующих ситуаций: потери работы, тяжелого заболевания, понижения социального статуса. Пребывание в социальной среде бедности и нищеты порождает ряд сложных психологических проблем, связанных с утратой психологического равновесия, снижением уверенности в себе, неадекватным реагированием в ситуации фрустрации [15].
В исследовании Э. Джервиса, результаты которого были представлены в 1855 г., отмечено, что «классы бедных обнаруживают в численном отношении в 64 раза больше психических заболеваний, чем независимые классы» [20]. Подобные результаты преобладания психических заболеваний в нижнем социальном слое подтверждены более чем в 80 исследованиях в XX веке [19]. С изменением социальной структуры общества связано возникновение статусного риска. Имущественное расслоение по доходам и по уровню жизни приводит к усилению нисходящей социальной мобильности. Среди большей части населения усиливаются опасения за снижение своего социального и личностного статуса. Социальный риск проявляется в массовых опасениях потерять работу, источники личных доходов, здоровье. Для социально активных и обеспеченных слоёв населения статусный риск проявляется в опасении за жизнь и личные права. Показателями статусного риска выступают состояние экологической ситуации, уровень доверия правительству и местным органам власти, степень гражданской защищённости, личной безопасности и т.д. Маргинальный риск выражен в категориях населения, живущего за пределами установленного уровня бедности — это в основном представители «базового» и «нижнего» слоёв по классификации Т. И. Заславской [9].
Ситуация, характеризующая состояние психического здоровья населения Саратовской области, отражает российские тенденции. Ежегодно распространенность психических расстройств в области увеличивается в среднем на 0,8 % [11].
В современных социально-экономических условиях больные, страдающие психическими расстройствами, являются одними из первых жертв экономического кризиса. Такие пациенты быстро теряют социальные связи, контакты с родственниками, навыки самообслуживания, «жизнь с психической болезнью — это еще и жизнь с сопровождающими эту болезнь серьезными социальными утратами и невосполнимым дефицитом социальных возможностей и перспектив» [13].
В течение последних десятилетий важнейшее значение психического здоровья населения подчёркивается в резолюциях Совета Европейского Союза и ВОЗ. «Государства несут ответственность за уделение проблемам психического здоровья приоритетного внимания в своих планах в области здравоохранения» [16]. Проводимая в России социальная политика соответствует основным целям и задачам Европейского Плана действий по охране психического здоровья. Однако масштабы ее деятельности ограничены ничтожным бюджетом и попытками социальной эксклюзии психических больных [4].
В соответствии с Европейским планом действия по укреплению и охране психического здоровья предлагаются пути осуществления и усиления комплексных стратегий охраны психического здоровья в странах Европейского региона ВОЗ. Стратегия предусматривает деятельность по ряду направлений [8] в области охраны психического здоровья, среди которых: разработка и усовершенствование государственной политики, конкретные программы по улучшению и сохранению психического здоровья населения.
Рецензенты:
Андриянова Е. А., доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой философии, гуманитарных наук и психологии ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов.
Новокрещёнова И. Г., доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой экономики и управления здравоохранением и фармацией ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов.
Источник