Риск повреждения здоровья предприятия
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Статьей 212 ТК РФ установлена обязанность работодателя информировать работника о риске повреждения здоровья.
Необходимо ли отражать в трудовом договоре информацию о профессиональном риске работника?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Условие об оценке профессиональных рисков к числу обязательных условий трудового договора не относится. Вместе с тем информирование работников об уровнях профессиональных рисков может осуществляться путем включения соответствующих положений в трудовой договор работника.
Обоснование позиции:
Законодатель предъявляет определенные требования к содержанию трудового договора, устанавливая перечень обязательных для включения в него как сведений (часть первая ст. 57 ТК РФ), так и условий (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Так, например, одним из обязательных условий трудового договора являются условия труда на рабочем месте.
Условия труда — это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (часть вторая ст. 209 ТК РФ). По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда, а вредные условия труда еще и на 4 подкласса, соответствующие 4 степеням (подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени); подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени); подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени); подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени)) (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон N 426-ФЗ)).
В силу ч. 2 ст. 3 и ч. 4 ст. 27 Закона N 426-ФЗ источником информации о классах (подклассах) условий труда на рабочих местах являются результаты специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) или результаты проведенной до 01.01.2014 аттестации рабочих мест.
Таким образом, в трудовой договор обязательно должны быть включены сведения о классах (подклассах) условий труда, установленные по результатам проведенной СОУТ.
Определение профессионального риска дано в ст. 209 ТК. В соответствии с данной нормой профессиональным риском является вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами. Как мы уже отметили, одним из обязательных условий трудового договора является условие об условиях труда, под которыми понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса. Об обязательности включения в текст трудового договора условия о профессиональном риске, под которым понимается вероятность причинения вреда, статья 57 ТК РФ не говорит.
Вместе с тем перечень обязательных условий, приведенный в части второй ст. 57 ТК РФ, исчерпывающим не является. В трудовой договор должны быть включены также и другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.Однако иные нормативные правовые акты не устанавливают обязательность указания в трудовом договоре информации об оценке профессиональных рисков.
Отметим, что вопрос об обязательности проведения оценки уровней профессиональных рисков в настоящее время является спорным. Многие специалисты делают вывод об отсутствии такой обязанности на основании того, что Трудовым кодексом РФ такая обязанность работодателя напрямую не установлена. В частности, такую точку зрения можно встретить в многочисленных консультациях Роструда (смотрите ответы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 с портала «Онлайнинспекция.РФ»).
Тем не менее согласно ст. 212 ТК РФ обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя. Работодатель обязан среди прочего обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (далее также — СУОТ). В соответствии со ст. 209 ТК РФ под системой управления охраной труда понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Данная норма предусматривает утверждение Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений типового положения о системе управления охраной труда. Соответствующее Типовое положение было утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н (далее — Типовое положение).
По смыслу Типового положения (смотрите п.п. 33-39) оценка профессионального риска является неотъемлемой частью процедуры управления профессиональными рисками в СУОТ работодателя, без которой СУОТ не может считаться функционирующей. Поэтому некоторые специалисты (смотрите, например, мнение заместителя начальника отдела надзора и контроля в сфере охраны труда Роструда А. Назарова) высказывают точку зрения о том, что проводить оценку профессиональных рисков необходимо, а за непроведение оценки уровней профессиональных рисков предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Такую позицию можно встретить и в консультациях с портала «Онлайнинспекция.РФ», и в судебных решениях (смотрите постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 N 09АП-12295/18, решения Санкт-Петербургского городского суда от 05.09.2019 N 7-1460/2019, Ленинского районного суда г. Тамбова Тамбовской области от 15.01.2020 N 12-5/2020, Выборгского городского суда Ленинградской области от 26.11.2019 N 12-529/2019, Онежского городского суда Архангельской области от 24.01.2020 N 12-4/2020, Октябрьского районного суда г. Тамбова Тамбовской области от 05.12.2019 N 12-607/2019, Костромского районного суда Костромской области от 29.01.2019 N 12-5/2019).
Нельзя, однако, не отметить, что само содержание упомянутых норм Типового положения представляется довольно спорным с точки зрения действующего законодательства. Так, согласно п. 33 Типового положения работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации в том числе оценки уровней профессиональных рисков. Однако в силу прямого указания ст. 209 ТК РФ обязанность по утверждению порядка оценки уровней профессиональных рисков возложена на Минтруд России. И фактически на сегодняшний день такой порядок отсутствует. В связи с этим позиция о необходимости проведения работодателем такой оценки, основанная на Типовом положении, также представляется не бесспорной.
Тем не менее согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить информирование работников, в частности, об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья. Однако из буквального содержания ст.ст. 57, 212 ТК РФ не следует, что информация о возможном риске повреждения здоровья должна быть конкретизирована непосредственно в тексте трудового договора.
Согласно п. 42 Типового положения информирование работников об уровнях профессиональных рисков может осуществляться путем включения соответствующих положений в трудовой договор работника. Однако согласно данной норме такая форма информирования не является единственно возможной. В п. 42 Типового положения указывается, что информирование работников может осуществляться также в форме проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч заинтересованных сторон, переговоров, изготовления и распространения информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов; использования информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», размещения соответствующей информации в общедоступных местах.
Таким образом, на наш взгляд, фиксировать в трудовом договоре результат оценки профессионального риска не требуется. Такого же мнения придерживаются и специалисты Роструда (смотрите ответ, размещенный на информационном портале «Онлайнинспекция.РФ»).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков на предприятии
Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с законодательством Российской Федерации работодатель обязан обеспечить безопасность работников и информировать их о существующем риске повреждения здоровья на рабочих местах. Работник имеет право получать достоверную информацию о существующем риске повреждения здоровья, а также отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья.
Оценка и управление профессиональными рисками является составной частью системы управления охраной труда организации, направленной на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.
В процессе управления рисками выделяют три этапа:
- идентификацию опасностей,
- оценку рисков,
- контроль рисков.
Идентификация опасностей
Выявление опасностей является начальным и самым важным этапом оценки рисков, учитывающим недостатки в охране труда, которые могут причинить вред здоровью и безопасности людей. При этом рассматриваются следующие вопросы:
- Какие опасности возникают в работе?
- Что является причинами опасности?
- Где проявляется опасность?
- Кто подвержен опасности?
- В каких ситуациях работники могут подвергнуться опасности?
Идентификация (выявление) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, осуществляется администрацией учреждения с привлечением работника, уполномоченного исполнять обязанности специалиста по охране труда, членов комитета по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
В учреждении формируется и поддерживается в актуальном состоянии Реестр опасностей, в котором предусмотрено упорядочивание всех выявленных опасностей исходя из приоритета необходимости исключения или снижения уровня создаваемого ими профессионального риска и с учётом не только штатных условий деятельности, но и случаев отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.
Выявление опасностей предусматривает определение и учёт опасности для здоровья работников, исходящей из характера трудовой деятельности, производственного помещения, иных рабочих зон и условий труда. Учитываются ранее выявленные опасности, а также такие факторы опасности, которые могут причинить вред в силу личных особенностей работников и факторов трудовой деятельности.
Факторы опасности фиксируются по итогам контрольного обхода рабочих мест, опроса работников, наблюдения за действиями работников во время выполнения ими трудовых функций.
Причины опасных ситуаций и событий, приводящих к ним, анализируются с точки зрения организации труда, условий труда, действий работников, соблюдения требований охраны труда, опасных приёмов трудовой деятельности, организации руководства структурным подразделением, учреждением.
Учитываются опасные ситуации, возникающие как при обычном ходе рабочего процесса, так и в исключительных и редких ситуациях. Исключительными ситуациями в учреждении можно считать следующие:
- замена работника другим (по причине отпуска, болезни и др.);
- работа практиканта;
- уборка, ремонт во время работы.
Анализ причин, приводящих к опасной ситуации, включающий установление цепи событий, приводящих к опасной ситуации, учитывается при разработке мероприятий по предотвращению рисков.
При идентификации опасностей выявляются работники, которые могут быть по разным причинам наиболее подвержены опасностям. К ним относятся молодые работники, беременные женщины, инвалиды, пожилые люди.
Оценка риска
Оценка риска – это тщательное изучение того, что может причинить вред людям в процессе трудовой деятельности. Это делается для того, чтобы можно было проанализировать, приняты ли были достаточные меры для предотвращения этого вреда.
Право проводить оценку профессионального риска имеют специалисты Роспотребнадзора, научно-исследовательских организаций и центров медицины труда(п.1.5. Р 2.2.1766-03).
Риск является сочетанием вероятности и возможной величины вреда, причиняемого опасностью. Определение величины риска производится с целью установления его степени и ранжирования факторов опасности.
Определение величины риска проводится в ситуации, соответствующей моменту контроля, без преувеличения и преуменьшения риска. В оценке необходимо стремиться к наиболее объективной величине.
Величина риска образуется из вероятности опасного события и значимости (серьезности) причиняемых им последствий. В документы оценки рисков вносится величина риска, основываясь на его последствиях. При необходимости совокупная величина может определяться по нескольким различным последствиям.
Значимость последствий означает серьезность причиняемого здоровью человека вреда, вызываемого событием, вызвавшим этот вред.
При оценке серьёзности последствий учитываются следующие факторы:
- характер причиненного вреда (незначительный / значительный);
- широта последствий (сколько лиц пострадало);
- повторяемость вредного воздействия / нет повторяемости;
- продолжительность вредного воздействия (короткая /длительная.)
Уровень серьёзности последствий, вызванных опасностью, оценивается по критериям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1. Определение серьезности последствий
Уровень серьёзности последствий | Критерии серьезности последствий |
1.Незначительные | Событие вызывает кратковременное заболевание или нарушение здоровья, которые не предполагают обращение за медицинской помощью, вследствие чего возможно отсутствие на работе не более трёх дней. |
2.Умеренно значимые | Событие вызывает значительные и длительные последствия. Предполагает обращение за медицинской помощью, временную нетрудоспособность 3 до 30 дней и, как следствие, отсутствие на работе. |
3. Серьезные | Событие вызывает постоянные и необратимые повреждения. Предполагает тяжёлую временную нетрудоспособность более 30 дней и, как следствие, отсутствие на работе или постоянную нетрудоспособность (серьёзные профессиональные заболевания, необходимость смены профессии, стойкая нетрудоспособность или летальный исход). |
В определении серьезности последствий, особенно в опасных случаях, и при оценке значения их в ущербе для здоровья, необходимо учитывать компетентное мнение специалистов в области медицины.
При оценке степени вероятности событий, приводящих к опасной ситуации, учитываются такие факторы, как:
- частота проявления вредного воздействия;
- продолжительность вредного воздействия;
- возможность предвидеть заранее появление вредного воздействия;
- возможность предотвратить вредное воздействие.
Степень вероятности событий, приводящих к опасной ситуации, оценивается в соответствии с критериями, приведёнными в таблице 2.
Таблица 2. Определение степени вероятности события
Степень вероятности | Критерии вероятности события |
1. Маловероятно | Событие, которое возникает редко и нерегулярно. |
2. Вероятно | Событие, которое возникает время от времени, но нерегулярно. |
3.Высокая вероятность | Событие, которое возникает часто и регулярно. |
Величина риска определяется одним из наиболее применяемых способов (по стандарту BS 8800), представленному в таблице 3.
Таблица 3. Оценка величины риска
Вероятность | Последствия | ||
Незначительные | Умеренно значимые | Серьезные | |
Малая | 1 Малозначимый риск | 2 Малый риск | 3 Умеренный риск |
Средняя | 2 Малый риск | 3 Умеренный риск | 4 Значительный риск |
Высокая | 3 Умеренный риск | 4 Значительный риск | 5 Недопустимый риск |
В таблице принято три уровня серьезности последствий и три уровня вероятности возникновения вреда. Сначала определяется серьезность последствий, причиненных ситуацией, с помощью трёх разных позиций в верхней строке таблицы, а после этого оценивают вероятность причиненного вреда с помощью первого столбца. На пересечении трёх выбранных направлений окажется величина найденного уровня риска. Величины риска различаются от минимальной, значение «1» (малозначимый риск), до максимальной, значение «5» (недопустимый риск).
Величина риска определяет, какие действия по управлению риском необходимо предпринять для снижения или исключения риска (таблица 4).
Таблица 4. Действия по управлению риском
Величина риска | Действия по управлению риском |
Малозначимый риск | Этот риск считается допустимым. Не требуются дополнительные действия. Необходимо поддержание средств управления риском в рабочем состоянии. |
Малый риск | Не требуются дополнительные средства управления риском; действиям по дальнейшему снижению этого риска даётся низкий приоритет. Работодателю необходимо провести мероприятия, которые позволяют убедиться, что средства управления риском поддерживаются в рабочем состоянии. |
Умеренный риск | Работодателю необходимо планировать мероприятия по снижению риска и определять сроки выполнения данных мероприятий. Мероприятия по снижению риска должны быть выполнены в установленные сроки. Возможно, должны быть выделены значительные ресурсы на дополнительные меры управления риском. |
Значительный риск | Этот риск является недопустимыми. Необходимы значительные улучшения в средствах управления риска, чтобы риск был снижен до приемлемого или допустимого уровня. Работа должна быть остановлена до тех пор, пока не будут приведены в действие средства управления риском, снижающие величину риска до умеренного и ниже. Если снижение риска невозможно, работа должна быть запрещена. |
Недопустимый риск | Категорически запрещается работа в данных условиях до тех пор, пока уровень риска не станет допустимым |
Воздействие на риск
В качестве методов воздействия на риск применимы следующие:
- исключение риска,
- снижение риска.
К мерам по исключению или снижению уровней профессиональных рисков относятся:
- исключение опасной работы (процедуры);
- замена опасной работы (процедуры) менее опасной;
- реализация инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия опасностей на работников;
- реализация административных методов ограничения времени воздействия опасностей на работников;
- использование средств индивидуальной защиты;
- страхование профессионального риска.
Оценка эффективности мер по управлению профессиональными рисками
Эффективность мер по управлению профессиональными рисками оценивается в ходе внутреннего аудита СУОТ (1 раз в год) по разрабатываемой в учреждении программе.
Уровень эффективности мер по управлению профессиональными рисками определяется по критериям в соответствии с разрабатываемой программой внутреннего аудита СУОТ.
Распределение ответственности
Ответственность за реализацию процедуры управления профессиональными рисками в учреждении в целом, формирование Реестра опасностей несёт директор.
Ответственность за проведение процесса идентификации опасностей и достоверность предоставляемых данных по результатам идентификации опасностей возлагается на начальников (руководителей) структурных подразделений.
Ответственность за оформление результатов идентификации опасностей и хранение документации по процедуре управления рисками в учреждении несёт работник, уполномоченный исполнять обязанности специалиста по охране труда (при наличии) или директор.
Планирование мероприятий по воздействию на риск и контроль за их выполнением осуществляется администрацией учреждения с привлечением представителей работников учреждения.
Нормативно-правовые документы, доступные для скачивания:
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию».
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 1 марта 2012 г. N 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 «Менеджмент риска. Термины и определения».
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство».
- Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска».
- Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников.
- ГОСТ Р 51901.1-2002 «Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем.»
- ГОСТ Р 12.0.010-2009 ССБТ. «Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков.»
Источник