Риск нарушения здоровья детей
Влияние некоторых факторов риска на состояние здоровья детей дошкольного возраста
Федорук Ксения Романовна,
кандидат педагогических наук, доцент Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, г. Тирасполь.
Одной из самых значимых медицинских проблем на современном этапе является проблема, посвященная охране и укреплению здоровья детей, начиная с раннего дошкольного возраста [1, 2, 3, 4]. На сегодняшний день этой проблеме придается особое значение в связи с прогрессирующим ростом хронических заболеваний, увеличивающимся количеством нервно-психических болезней, числом социально дезадаптированных детей и инвалидов [3]. Сложившаяся ситуация не оставляет сомнений в том, что нарушение состояния здоровья детей в данной возрастной группе приведет к ухудшению состояния здоровья детей в других возрастных группах и в дальнейшем скажется на здоровье будущих поколений [2, 3, 4].
Так, по результатам углубленных медицинских осмотров детей в г. Тирасполе за 2012-2013г. видно, что уже на дошкольном этапе у значительной части обследованных детей (60%) выявлены множественные функциональные нарушения. Общая заболеваемость среди воспитанников дошкольных учреждений в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличилась на 3,3%. Отмечены негативные тенденции роста следующих классов заболеваний: болезней органов дыхания, уха и сосцевидного отростка, костно-мышечной системы и соединительной ткани, нервной системы, а также психических расстройств и расстройств поведения. В общей структуре заболеваемости детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения г. Тирасполя, первое место занимают заболевания органов дыхания — 80,61%, на втором месте находятся инфекционные и паразитарные заболевания – 5,82%, на третьем месте – болезни органов пищеварения – 2,67%.
Медицинская наука не может повлиять на социально-экономическое благополучие общества, но она может проанализировать и оказать свое влияние на разнообразный спектр факторов, оказывающих риск на здоровье детей. Сложность проблемы анализа заключается в том, число факторов риска увеличивается с каждым годом и спектр их влияния на детский организм достаточно широк. На сегодняшний день их насчитывают около 3000 [3]. Не являясь основной причиной болезни, они могут приводить к функциональному отклонению роста и развития детского организма.
К основным факторам риска можно отнести:
· несоблюдение правил здорового образа жизни (курение, употребление алкоголя, наркотиков родителями), нерациональное питание, наличие стрессовых ситуаций, постоянного психоэмоционального напряжения, гиподинамии, неблагоприятных материально-бытовых условий, психологического климата в семье и т. д.);
· неудовлетворительное состояние окружающей среды (загрязнение воздуха вредными веществами, воды, почвы, повышение радиационных, магнитных и других излучений, условия проживания, образ жизни);
· отягощенная наследственность (наследственная предрасположенность к заболеваниям, наличие генетического риска);
· недостаточно эффективная работа здравоохранения (низкое качество, труднодоступность и несвоевременность оказания медицинской помощи).
· социальное и экономическое положение общества [3].
К факторам, которые непосредственно определяют здоровье детей, можно отнести, например, влияние окружающей среды, в то время как к факторам, опосредованно оказывающим влияние на здоровье детей, можно отнести профессиональную деятельность родителей, их социальный статус, генетическую предрасположенность к заболеваниям и т.д.
Риск для здоровья может реализоваться в виде неблагоприятного течения острого заболевания с переходом в хроническое течение, в рецидив болезни, в инвалидизацию ребенка, в риск летального исхода. В подавляющем большинстве случаев имеет место комбинация видов риска, с преобладанием одного из них.
На показатели здоровья детей дошкольного возраста могут оказывать влияние и отдельные факторы риска:
1) факторы риска в период беременности и родов: возраст родителей к моменту рождения ребенка, наличие у них хронических заболеваний, острых заболеваний у будущей матери, прием в период беременности токсичных препаратов, наличие психических травм, различных осложнений во время беременности и родов и пр.;
2) факторы риска в период раннего детства: недостаточная или избыточная масса тела при рождении, вид вскармливания, наличие заболеваний в течение первого года жизни и пр.;
3) факторы риска, которые отражают различные условия и образ жизни детей: условия проживания, уровень образования родителей и их доход, вредные привычки родителей, численность и состав семьи, психологическая обстановка в семье, выполнение родителями профилактических и лечебных мероприятий и пр.
Если влияние экологических, медико-социальных факторов, наследственной предрасположенности не всегда реализуются в виде клинических проявлений, то действие таких факторов как патология беременности, родов и т.п. практически всегда приводит к различным функциональным изменениям.
Социальные факторы и факторы окружающей среды действуют на организм ребенка не каждый сам по себе в отдельности, а во взаимодействии с другими факторами, например, наследственными. Таким образом, заболеваемость детей зависит как от среды, в которой они находятся, так и от отягощенной наследственности, а также от законов роста и развития.
Для каждого возрастного периода возможно преобладание тех или других факторов риска, что определяет необходимость дальнейшего дифференцированного подхода к оценке роли и вклада отдельных факторов в развитие заболеваний у детей.
Итак, здоровье детей дошкольного возраста зависит от комплексного влияния различных по своему характеру, направленности и силе факторов. Изучение факторов осложняется тем, что они, взаимодействуя друг с другом, меняются во времени и их влияние на уровень показателей здоровья детей далеко не одинаков.
Таким образом, в результате анализа литературы удалось установить значительную актуальность изучения факторов риска, влияющих на развитие той или иной патологии у детей.
Знание различных факторов риска, оказывающих влияние на развитие болезней у детей, позволит более эффективно планировать и осуществлять профилактические и оздоровительные мероприятия в деле охраны здоровья детей дошкольного возраста. Этого можно добиться, если попытаться реализовать комплекс мероприятий, направленных на: подготовку будущих родителей к рождению здоровых детей, работу с семьями по пропаганде здорового образа жизни, вовлечению родителей в процесс оздоровления детей, создание и внедрение оздоровительных программ в детских дошкольных образовательных учреждениях и т.д.
1. Баранов А.А. Здоровье российских детей // Педагогика. — 1999. — №8. — C. 41-44.
2. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педиатрический журнал — 1998.-№1.- С.5-8.
3. Вельтищев Ю.Е. Концепции риска болезни и безопасности здоровья ребенка. Лекция 2 // Российский вестник перинатологии и педиатрии. Приложение к журналу.-1994.-83 с.
4. Пучнина О.Н. Медико-социальное исследование заболеваемости детей раннего возраста и пути ее профилактики в современных условиях // Автореф. дисс. канд. мед. наук. Рязань, 2003.-24 с.
Поступила в редакцию 12.05.2014 г.
Источник
Биологические факторы риска нарушения развития в раннем возрасте.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Возникновение аномалий развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями.
В последнее время получены данные о новых наследственных формах умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, патологии эмоционально-волевой сферы и поведения, в том числе и раннего детского аутизма (РДА) .
К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в психическом и физическом развитии детей, относятся хромосомно — генетические отклонения, как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций.
Наряду с наследственной патологией нарушения психического и физического развития, могут возникать в результате воздействия на развивающийся мозг ребенка различных неблагоприятных факторов окружающей среды. Это – инфекции, интоксикации, травмы и т.п .
Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности, такие как:
Данные заболевания являются одной из причин возникновения тяжелых нарушений в развитии у ребенка.
Наиболее изученными являются заболевания, передающиеся половым путем и в основном вирусные, которыми в остром виде или при обострении их хронических форм могут страдать беременные. Такие вирусы легко проникают через плаценту, вызывая ее поражения или непосредственную инфекцию внутриутробного плода, с поражением внутренних органов, в том числе и мозга плода. Внутриутробные инфекции оказывают неблагоприятное воздействие на функциональную активность головного мозга плода, как непосредственным воздействием инфекционного агента и развивающейся при этом гипоксии, так и опосредованными нарушениями состоянии здоровья женщин во время беременности и родов .
Отклонения в соматическом здоровье матери включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность, хронические эндокринные заболевания матери, в частности диабет, сердечнососудистая патология матери (пороки сердца, повышенное и пониженное давление), сильные эмоциональные стрессы, травмы беременной, угроза прерывания беременности также могут сопровождаться ухудшением кровоснабжения плода с развитием тяжелой гипоксии. Это серьезные факторы. Развивается плацентарная недостаточность (ПН). В случае декомпенсации, плод отстает в развитии.
Несовместимость по резус-фактору или иммунологическая несовместимость между матерью и ребенком по резус-фактору и антигенам крови также являются фактором риска возникновения нарушений развития в раннем возрасте.
Фактором риска нарушений психического и физического развития являются биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.) воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития.
Не менее значимым периодом наибольшей уязвимости центральной нервной системы ребенка являются роды. Риск возникновения нарушений появляется при стремительных либо при затяжных родах. При таком течении родов теряется преимущество приспособления к конфигурации родовых путей, соответственно возрастает риск травматического повреждения младенца. У новорожденных, появившихся на свет при стремительных родах, обнаруживаются различные отклонения в центральной нервной системе, начиная от легких гипоксических микротравм, до массивных кровоизлияниях в желудочки и вещество мозга. При увеличении продолжительности родов, тугом обвитии пуповины, также возможно поражение центральной нервной системы: тяжелая гипоксия с гибелью нейронов младенца, гипоксическое повреждение других тканей и органов. Тяжелые родовые травмы, гипоксия и асфиксия в родах могут быть как единственной причиной аномального развития, так и фактором, сочетающимся с внутриутробным недоразвитием мозга ребенка.
Фактором риска возникновения нарушения развития в раннем возрасте является недоношенность детей. В настоящее время современная медицина модернизировала реанимацию для новорожденных, что значительно увеличило выживаемость недоношенных детей. Такие дети выживают, но не становятся здоровыми сразу и индекс заболеваемости и возможность нарушения в развитии у них увеличивается. Нарушения развития у детей могут возникнуть под влиянием различных неблагоприятных факторов после рождения. Послеродовые приобретенные аномалии развития в основном являются последствиями перенесенных в раннем детстве заболеваний, к ним относятся: менингит, энцефалит, которые могут привести к развитию гидроцефалии, глухоте, задержке психического развития и к двигательным расстройствам. Базовым патогенным фактором, на фоне которого может постепенно снижаться общая активность ребенка, в том числе может замедляться психофизическое развитие .
Соматические заболевания детей являются причиной нарушения нормального развития ребенка. При соматических заболеваниях часто происходит поражение центральной нервной системы. При этом ребенок попадает в ситуацию выраженных ограничений на активность, самостоятельность, способы самореализации, что задерживает его познавательное и личностное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Биологичесикие факторы риска нарушения развития в раннем возрасте. | 16.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Биологические факторы риска нарушения развития в раннем возрасте.
Возникновение аномалий развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями.
В последнее время получены данные о новых наследственных формах умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, патологии эмоционально-волевой сферы и поведения, в том числе и раннего детского аутизма (РДА) [4].
К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в психическом и физическом развитии детей, относятся хромосомно — генетические отклонения, как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций.
Наряду с наследственной патологией нарушения психического и физического развития, могут возникать в результате воздействия на развивающийся мозг ребенка различных неблагоприятных факторов окружающей среды. Это – инфекции, интоксикации, травмы и т.п [7].
Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности, такие как:
Данные заболевания являются одной из причин возникновения тяжелых нарушений в развитии у ребенка.
Наиболее изученными являются заболевания, передающиеся половым путем и в основном вирусные, которыми в остром виде или при обострении их хронических форм могут страдать беременные. Такие вирусы легко проникают через плаценту, вызывая ее поражения или непосредственную инфекцию внутриутробного плода, с поражением внутренних органов, в том числе и мозга плода. Внутриутробные инфекции оказывают неблагоприятное воздействие на функциональную активность головного мозга плода, как непосредственным воздействием инфекционного агента и развивающейся при этом гипоксии, так и опосредованными нарушениями состоянии здоровья женщин во время беременности и родов [3].
Отклонения в соматическом здоровье матери включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность, хронические эндокринные заболевания матери, в частности диабет, сердечнососудистая патология матери (пороки сердца, повышенное и пониженное давление), сильные эмоциональные стрессы, травмы беременной, угроза прерывания беременности также могут сопровождаться ухудшением кровоснабжения плода с развитием тяжелой гипоксии. Это серьезные факторы. Развивается плацентарная недостаточность (ПН). В случае декомпенсации, плод отстает в развитии.
Несовместимость по резус-фактору или иммунологическая несовместимость между матерью и ребенком по резус-фактору и антигенам крови также являются фактором риска возникновения нарушений развития в раннем возрасте [4].
Фактором риска нарушений психического и физического развития являются биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.) воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития [8].
Не менее значимым периодом наибольшей уязвимости центральной нервной системы ребенка являются роды. Риск возникновения нарушений появляется при стремительных либо при затяжных родах. При таком течении родов теряется преимущество приспособления к конфигурации родовых путей, соответственно возрастает риск травматического повреждения младенца. У новорожденных, появившихся на свет при стремительных родах, обнаруживаются различные отклонения в центральной нервной системе, начиная от легких гипоксических микротравм, до массивных кровоизлияниях в желудочки и вещество мозга. При увеличении продолжительности родов, тугом обвитии пуповины, также возможно поражение центральной нервной системы: тяжелая гипоксия с гибелью нейронов младенца, гипоксическое повреждение других тканей и органов. Тяжелые родовые травмы, гипоксия и асфиксия в родах могут быть как единственной причиной аномального развития, так и фактором, сочетающимся с внутриутробным недоразвитием мозга ребенка [1].
Фактором риска возникновения нарушения развития в раннем возрасте является недоношенность детей. В настоящее время современная медицина модернизировала реанимацию для новорожденных, что значительно увеличило выживаемость недоношенных детей. Такие дети выживают, но не становятся здоровыми сразу и индекс заболеваемости и возможность нарушения в развитии у них увеличивается. Нарушения развития у детей могут возникнуть под влиянием различных неблагоприятных факторов после рождения. Послеродовые приобретенные аномалии развития в основном являются последствиями перенесенных в раннем детстве заболеваний, к ним относятся: менингит, энцефалит, которые могут привести к развитию гидроцефалии, глухоте, задержке психического развития и к двигательным расстройствам. Базовым патогенным фактором, на фоне которого может постепенно снижаться общая активность ребенка, в том числе может замедляться психофизическое развитие [3].
Соматические заболевания детей являются причиной нарушения нормального развития ребенка. При соматических заболеваниях часто происходит поражение центральной нервной системы. При этом ребенок попадает в ситуацию выраженных ограничений на активность, самостоятельность, способы самореализации, что задерживает его познавательное и личностное развитие [1].
Источник