Отчёт по работе с детьми ОВЗ
материал на тему
Аналитический отчет с детьми с ООП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_detyam_ovz_2016-17.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
за 2016-2017 учебный год
Процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) включает в себя:
- Создание предметно-развивающей среды;
- Материально-техническое оснащение;
- Разработку индивидуальных программ воспитания, обучения и развития;
- Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.
В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит педагогу-психологу. Речь идет именно о психологическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребёнка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты.
Процедура обследования учащегося с ОВЗ недостаточно проста, поэтому соблюдаются основные требования:
- Диагностирование проводится в тихой комнате, где ничто не отвлекает ребенка и психолога.
- Осуществляется предельная доброжелательность к ребенку, используется похвала, одобрение, независимо от результата выполнения заданий.
- Соблюдается объективность при диагностировании, не оказывается помощь ребенку, превращая методику из диагностирующей в обучающую.
- Учитывается состояние здоровья ребенка на момент тестирования; если ребенок устал, ему даётся возможность отдохнуть, а затем продолжается обследование.
- Соблюдается этика общения с детьми и их родителями.
В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением ПМПК определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.
Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- формирование и развитие социальных навыков и социализации.
Для реализации программ используются:
- оборудованная сенсорная комната;
- учебные пособия и дидактические материалы для детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ);
- специальные технические средства обучения (интерактивная доска, планшеты, образовательный комплекс Multikid).
Занятия организованы индивидуально и (или) в малых группах. Определено и согласовано с родителями / законными представителями расписание. Проводится консультирование родителей по результатам работы.
В 2016-2017 учебном году спланирована и организована следующая работа:
- Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ.
- ОГБУ «Региональный центр развития образования»
Семинар-стажировка по теме «Образовательные технологии и методики работы с обучающимися с ОВЗ, в том числе с детьми инвалидами. Разработка и реализация адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО) по модулю 7.17. Современные технологии коррекционно-развивающего образования сетевой ДПП «Инновации в образовании в условиях реализации ФГОС», 16 часов, очно.
- Педагогический совет (школьный уровень) «Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ЗПР».
- Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
- Площадка на базе сенсорной комнаты для детей с ОВЗ в рамках районного фестиваля «Радуга».
- Участие в работе Муниципальной педагогической лаборатории «Педагогические находки в работе учителя».
- Работа со специалистами школы.
- Изучение обновленного списка детей с ОВЗ после ежегодного ПМПК, составленного социальным педагогом школы.
- Планирование совместной работы с логопедом школы.
- Составление программ и плана работы с детьми ОВЗ.
(охвачено 7 детей находящихся на индивидуальном обучении – 15 часов в неделю, 8 обучающихся в классах – 4 часа в неделю)
- Индивидуальная программа с использованием сенсорного оборудования для Д4ВД
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Результат: постоянный интерес к занятиям; совершенствование мелкой и общей моторики; сохранение психоматического здоровья.
Проведено – 14 индивидуальных занятий.
- Кинезиологическая программа для учащихся 2 класса (совместно с логопедом) для М2РА, Д2ПВ, М2ЯА, Д1ЗА.
Цель: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Результат: повышение концентрации внимания; овладения комплексом кинезиологических упражнений; у каждого ребенка несколько работ по ниткописи.
Проведено – 22 групповых занятий.
- Программа для коррекции ЭВС «Ладонь в ладонь» для М2РА, Д2МВ, М2ЯА, Д4МС, М3МА, Д3ПА, Д3ПЯ
Цель: коррекция эмоциональных нарушений детей с ЗПР через оптимизацию межличностного взаимодействия.
Результаты: принятие правил работы в группе; овладение навыками саморегуляции.
Проведено – 8 групповых занятий.
- Программа для коррекции ЭЛС
Цель: формирование навыков самопознания, самоопределения для успешной социализации личности.
Результаты: расширение представлений о внутреннем мире людей; расширение знаний о профессиональной деятельности.
Проведено – 18 групповых занятий.
- Программа для коррекции когнитивной сферы для М2ОВ.
Цель: развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
Результат: сохранение интереса к психологическим занятиям; коррекция мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; расширение тактильных ощущений.
Проведено – 30 индивидуальных занятий.
- Индивидуальная программа с использованием элементов арт-терапии для Д1КЕ.
Цель: подготовка руки к письму.
Результат: принятие требований поведения на занятии; улучшение мелкой моторики; отсутствие тревожности при общении с психологом; появление интереса к методическим пособиям, используемых на занятиях.
Проведено – 39 индивидуальных занятий.
- Индивидуальная программа для развития когнитивной сферы для Д5СС.
Цель: развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
Результат: сохранение интереса к психологическим занятиям; увеличение объема памяти и внимания, коррекция мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; расширение тактильных ощущений.
Проведено – 39 занятий.
- Индивидуальная программа для развития когнитивной сферы для М7ВД.
Цель: развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
Результат: коррекция мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; расширение тактильных ощущений.
Проведено – 20 индивидуальных занятий.
- Индивидуальные релаксационные упражнения для снятия псиоэмоционального напряжения для Д4ГА.
Проведено – 13 индивидуальных занятий.
- Индивидуальные релаксационные упражнения для снятия псиоэмоционального напряжения для М5НО (по запросу родителя, ребенок с СДВГ).
Проведено – 3 занятия.
- Индивидуальные беседы о характере и чувствах для М3КА
Проведено – 5 бесед.
Вне плана Верщинина Дарья, ученица 4 класса приняла участие в конкурсах и викторине:
- Всероссийская викторина для детей с ОВЗ «Геометрия вокруг нас», 1 место, заочно;
- Муниципальный ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района» Конкурс «Новогодний калейдоскоп» Номинация «Новогодняя игрушка», грамота 3 степени, заочно;
- Районный фестиваль «Радуга», 1 место, очно.
Подготовлены электронные папки с материалами по работе с детьми ОВЗ. В них собраны:
- карточки по темам (транспорт, животные, посуда и т.д.),
- электронные пособия для развития логики,
- презентации для тренировки внимания, памяти, мышления.
Подготовлены раздаточные карточки, которые позволяют формировать умение ориентироваться на бумаге, способствуют развитию памяти, воображения, умений анализировать и сравнивать, концентрировать внимание и т.п.
В сети интернет используются страницы сайтов для организации работы с данной категорией обучающихся.
Отобраны методики для диагностики достижений детей с ОВЗ.
При подборе основных коррекционных методов учитывается ведущий вид деятельности школьников:
- подвижные, сюжетно-ролевые игры;
- коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, воображения.
Положительный результат коррекционного воздействия даёт использование сенсорного оборудования, компьютерных методик, раздаточного материала.
Разработанные коррекционно-развивающие занятия способствуют тренировке у воспитанников навыков самоконтроля, развитию логического мышления, воображения и психологической разгрузке.
Задачи на 2017-2018 учебный год:
- Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Адаптированной образовательной программы.
- Выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные особенностями их физического и психического развития.
- Формировать у всех участников образовательного процесса адекватное отношение к проблемам лиц с особыми нуждами.
- Принимать участие в работе ПМП(к).
Педагог-психолог __________________________Смирнова Т.С.
Источник
Отчёт о работе с ребёнком с ОВЗ
Представлен отчёт о работе с ребёном с ОВЗ по программе 7.2 за 2 класс.
Просмотр содержимого документа
«Отчёт о работе с ребёнком с ОВЗ»
МБОУ школа № 12 г. Феодосии Республики Крым
Отчёт о проделанной работе
с обучающимся 2-б класса
с ограниченными возможностями здоровья
за 2019-2020 учебный год
О….. А….. обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 7.2) ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования с 4 октября 2019 года. По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования был установлен статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья:
— нарушение нормального темпа психического развития;
— социальная и педагогическая депривация;
— общее недоразвитие речи lll уровня.
Для реализации коррекционной работы и специального сопровождения О…… А….. мной была спланирована и выполнена коррекционно-развивающая работа за 2019-2020уч.гг., основанная на содержании АООП.
Обучение учащегося с ОВЗ в 2 классе направлено на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации через коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
На начало учебного года имелись патологии, проявляющиеся в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении:
— свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия;
— невысокие показатели характеризуют долговременную и кратковременную память;
— значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.
Уровень сформированности учебных знаний, умений и навыков на начало учебного года низкий.
Имеются проблемы в социальном развитии. Держит дистанцию со взрослыми и учениками. Общение слабо выражено, не умеет устанавливать контакты, договариваться.
Задержка развития речи проявляется в недостатках звукопроизношения и ограниченности словарного запаса. Редко употребляет в речи прилагательные, наречия, глаголы. Сложно выразить свою мысль в развёрнутом речевом сообщении.
Навыки самообслуживания сформированы (самостоятельно одевается, ест, готовит принадлежности к уроку). Своё рабочее место не любит приводить в порядок, складывать принадлежности и убирать вещи, делает нехотя или после напоминаний учителя.
Стеснителен, эмоции и мимика добродушные или нейтральны, как в игре, так и на занятиях.
В работе с обучающимся ОВЗ применяю следующие подходы:
-предотвращение наступления утомляемости (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);
-активизацию познавательной деятельности (использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность обучающихся, формирующих необходимые учебные навыки);
-проведение дополнительных занятий;
-коррекцию всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
-проявляю педагогический такт (постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь ребёнку, развиваю в нём веру в собственные силы и возможности);
— участие с классом в праздниках, конкурсах, викторинах.
Мной, как педагогом используются следующие методические приемы:
Поэтапное разъяснение заданий;
Последовательное выполнение заданий;
Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности:
Чередование занятий и физминуток;
Предоставление дополнительного времени для завершения задания;
Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
Использование упражнений с пропущенными словами;
Использование различных коррекционно-развивающих упражнений и заданий, способствующих развитию внимания, мышления, памяти и речи;
Дополнение печатных материалов видеоматериалами;
Осуществление опроса учащегося индивидуально.
Результаты и уровень освоения учебной коррекционной программы за первое полугодие ниже среднего. Ученик выполняет задания со значительной помощью или по подражанию. Волевая сфера слабо развита. Поведение зависит от настроения и утомления. Иногда бывают реакции отказа от деятельности.
На конец учебного года прогресс в развитии находится в стадии формирования. Выполняет задания с частичной помощью, по последовательной инструкции, по образцу. Присутствует интерес, настрой на успех. Сложные задания выполняет со значительной помощью. Простые задания может выполнить самостоятельно, иногда с ошибками.
С желанием посещает школу. В классе чувствует себя комфортно. Охотно выполняет самые простые общественные поручения. На сегодняшний момент у ребенка тревожность снизилась, но недостаточно сформированы умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала общеобразовательной программы, остались проблемы логопедического характера. Речевой запас обогатился, отдельные звуки, слова стал произносить правильно и понятно для окружающих. Испытывает затруднения в речи, но старается строить предложения и выражать свои требования словами. В общении проявляет эмоции, чаще положительные.
Программу второго класса по основным учебным предметам А…… усвоил на «неудовлетворительно», на сегодняшний момент наблюдаются очевидные трудности в освоении учебного материала. Ученик показал низкий уровень учебных достижений (соответствует отметке «2») — наличие только отдельных фрагментарных знаний — по предметам- математика, русский язык, литературное чтение.
Уровень личностных достижений соответствует 3 уровню — компетенция сформирована недостаточно.
Уровень метапредметных результатов соответствует 3 уровню — учебное действие сформировано недостаточно.
При освоении программы коррекционной работы можно отметить наличие небольшой положительной динамики в развитии обучающегося. Объективные трудности в усвоении коррекционной программы, связанные с особенностями развития ребенка, указывают, что ученик нуждается в создании особых образовательных условий и в дальнейшем.
Источник