Отчет о реализации программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни»
статья по обж на тему
В данном материале представлен отчет о резализации программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» за 2012 — 2015 годы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_za_tri_goda_zdorove.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ реализации программы
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в учреждении на период 2012-2015 гг.»
Формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание в молодом поколении здорового образа жизни, создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, родителей и детей.
- Формирование потребности здорового образа жизни у обучающихся, здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой, системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
- Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребёнка;
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
- Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья: включение детей в практическую деятельность по пропаганде здорового образа жизни через организацию и проведение художественных, общественно-политических, туристско-спортивных коллективно-творческих дел, профилактических мероприятий.
- Обеспечение обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
- Улучшение материально – технической базы учреждения для сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся школьников.
- Повышение мотивации на сохранение здоровья обучающихся и педагогов.
В рамках программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников в учреждении» реализуются: дополнительные общеобразовательные программы физкультурно –спортивной и туристско-краеведческой направленности («Аэробика», «Настольный теннис», «Шахматы», «Туризм», «Поисковик», «Школа выживания»), дополнительная общеобразовательная программа «Расти здоровым», проект «Молодежь за ЗОЖ», программа «Профилактика гриппа и острых респираторных вирусных инфекций»
В образовательном процессе 100% педагогов применяют здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение жизни и здоровья обучающихся и воспитанников, создание условий для формирования у детей ответственного отношения к личностным выборам и вопросам личной и общественной безопасности, умения противостоять неблагоприятным воздействиям окружающей среды социума.
В реализации образовательных программ физкультурно-спортивной и туристско – краеведческой направленности ежегодно принимают участие более 600 школьников в возрасте от 6 до 18 лет.
Программа «Расти здоровым» направлена на развитие и поддержание у детей устойчивого интереса к получению знаний в области здоровьесбережения, формирование творческих способностей детей, воспитание чувства ответственности за свои действия через знакомство с основами гигиены, анатомии, формирование представления о способах сохранения и укрепления своего здоровья, также воспитывает потребность в здоровом образе жизни.
Программа «Расти здоровым» рассчитана на 2 года обучения. Охват детей составляет около 50 человек в год. В 2013-2014 году было 3 группы 45 человек. В настоящее время программа не реализуется из-за отсутствия педагога.
В рамках реализации проекта «Молодежь за ЗОЖ» (до 2014 г.) с целью пропаганды здорового образа жизни в детской, подростково-молодежной среде для воспитанников Центра детского творчества ежегодно проводится традиционный конкурс «Здоровым быть здорово», интеллектуальная игра «Своя игра», организуются встречи со специалистами Центра медицинской профилактики, деловые игры, профилактические беседы и др.
Программа «Профилактика гриппа и острых респираторных вирусных инфекций среди воспитанников, обучающихся и работников учреждения» реализована в период 2011-2013 годы. Реализация программы осуществлялась на основе плана мероприятий, который корректировался по мере необходимости в зависимости от состояния эпидемиологической обстановки по заболеваемости гриппа и ОРВИ среди воспитанников, обучающихся и работников учреждения. К проведению мероприятий привлекались специалисты различных служб и ведомств города Нижневартовска.
В каникулярный период реализуются:
- социально-педагогический проект по организации туристско – спортивных мероприятий «Туристские каникулы» (до 2014 г.),
- проект по пропаганде ЗОЖ туристские сборы «Покорители вершин», занявший 2 место (75 тыс.) в городском конкурсе проектов (программ) в сфере профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни в 2015 г.
- проект учебно-тренировочных сборов поискового отряда «Родина» (палаточный лагерь «Следопыт» с 2014 г.) – призер муниципального конкурса вариативных программ в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярный период «Детский отдых -2014, 2015»
- программа палаточного лагеря «Лесовик» (с 2015 г.), призер муниципального конкурса вариативных программ в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярный период «Детский отдых — 2015»
- проект по организации туристско-спортивных мероприятий для детей и подростков в каникулярный период «Команда «Центр» призер муниципального конкурса вариативных программ в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярный период «Детский отдых — 2015»
- программы лагерей с дневным пребыванием детей «Городская школа лидеров» (до 2014 г.), «Панама», «В ритме танца» (2014 г.), «Светлица» (2015 г.), «Академия ремесел» (2015 г.) — призеры муниципального конкурса вариативных программ в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярный период «Детский отдых»
Обучающиеся принимают участие в окружном слете поисковых отрядов, городском Слете активистов военно-патриотического движения, всероссийской акции «Вахта памяти» (г. Волгоград, г. Севастополь).
Специалисты спортивно-массового отдела прошли курсы повышения квалификации «Профессиональная подготовка (повышение квалификации) тьюторов в области развития физической культуры и спорта» и «Организация и управление волонтерской деятельностью в процессе внедрения ВФСК ГТО. Подготовка волонтеров в области здорового образа жизни и внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
В рамках реализации программы педагоги приняли участие в окружном конкурсе методических разработок 2014 года (в рамках общего собрания МР ОО «Федерация спортивного туризма ХМАО») номинация «Методические рекомендации по организации учебно-тренировочного процесса и учебные программы», социально-педагогический проект «Покорители вершин» 3 место (Медведева И.А.); Первенстве ХМАО-Югры по спортивному туризму (дистанции-маршруты)- 1 место команда МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» под руководством Медведевой И.А.; I Международном педагогическом фестивале «Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» (Тунгусова О.Н.)
Просветительская работа с родителями ведется через распространение информации на стендах для родителей, индивидуальнее консультирование, через сайт учреждения. Распространяются информационные буклеты «Туляремия», «Профилактика педикулеза», «Осторожно, грипп», «Энтеровирусные инфекции», «Профилактика сальмонеллёза», «Клещевой энцефалит» и др. Оформлены уголки здоровья, стенды «Пожарная безопасность», «ПДД», «Терроризм» и др.
В 2014 году создан блог спортивно-массового отдела «Спорт в массы!» http://smocdtnv.blogspot.ru/ . Блог раскрывает направления деятельности отдела, достижения педагогов и обучающихся. На сайте учреждения создана страничка «Объекты спорта» http://86cdt-nv.edusite.ru/p223aa1.html , на которой опубликованы данные о спортивном зале и уличных тренажерах Центра детского творчества. Страничка сайта учреждения «Охрана здоровья обучающихся» http://86cdt-nv.edusite.ru/p209aa1.html раскрывает деятельность МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» по программе «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников в учреждении». На страничке «Готов к труду и обороне» http://86cdt-nv.edusite.ru/p259aa1.html представлены сведения о внедрении ВФСК ГТО.
Педагоги Центра детского творчества являются организаторами традиционных городских соревнований по настольному теннису «Лига – 12», городских состязаний по туристской технике «Каскад испытаний», городской туристской олимпиады «Наедине с природой» и др.
В реализацию муниципальной программы «Развитие образования города Нижневартовска» с 2014 года включены физкультурно-спортивные мероприятия, организованные и реализуемые сотрудниками спортивно-массового отдела учреждения: внутришкольный и муниципальный этап Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»; соревнования по спортивному туризму на искусственном рельефе, городские туристско-спортивные состязания «Гонки по вертикали», городской туристский слет «Осень – 2015»; открытый новогодний турнир по настольному теннису, городской турнир по настольному теннису среди школьников г. Нижневартовска «Малая ракетка», открытый городской турнир по шахматам (2015 г.), конкурс «Здоровым быть здорово» (2015 г.)
За период реализации программы на 4% выросло количество призеров и победителей физкультурно — спортивных мероприятий; 44% участников программы являются призерами и победителями соревнования по спортивному туризму и настольному теннису муниципального, регионального, федерального уровня ( городские туристско-спортивные состязания «Гонки по вертикали», открытое первенство г. Нижневартовска по настольному теннису среди юношей и девушек 1996-1998 г.р., 1999 – 2000 г.р., 2001 г.р. и младше, лично-командное первенство г. Нижневартовска по настольному теннису «Малая ракетка» среди общеобразовательных организаций, Первенство ХМАО-Югры по настольному теннису среди юниоров 1996 г.р. и моложе, первенство Уральского Федерального округа по настольному теннису, среди мини-кадетов (2002 г.р. и моложе), Первенство Тюменской области по спортивному туризму на пешеходных дистанциях «Золотая осень», Первенство Тюменской области по спортивному туризму на лыжных дистанциях «Пурга», Всероссийская акция «Вахта памяти – 2014, 2015» и др.)
Улучшение материально-технической базы для сохранения, укрепления и формирования здоровья обучающихся осуществляется за счет грантовых и внебюджетных средств.
По итогам диагностики обучающихся Центра детского творчества на тему «Ваш образ жизни» выявлено: 71% обучающихся считают себя здоровыми, 23% не знают, здоровы ли они, 6% не считают себя здоровыми. Чтобы быть здоровым: 74% респондентов занимаются физкультурой и спортом, 38% правильно питаются, 34% посещают врача, 40% гуляют на свежем воздухе и соблюдают режим дня.
Во Всероссийском конкурсе «Формула здоровья», в номинации для педагогов «Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении», программа «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников» заняла 2 место (Тунгусова О.Н., Кудашова М.И.)
Таким образом, программа «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» представляет собой долгосрочный стратегический документ. Программа может представлять интерес для руководителей общеобразовательных учреждений, заместителей директоров по безопасности жизнедеятельности, педагогов дополнительного образования, педагогов – организаторов по безопасности жизнедеятельности и учителей физической культуры.
Источник
Формирование культуры здоровья обучающихся в школе
Классы: 5 , 6 , 7 , 8 , 9
Ключевые слова: здоровье , культура здоровья , правила ЗОЖ , сохранение и укрепление здоровья , школа здоровья
Здоровье человека это высшая национальная ценность, и возрождение нации должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. Здоровье человека во все времена была и остаётся самой актуальной темой в жизни и развитии человека. Очень часто вспоминаются слова Ж.Ж.Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным- сделайте его крепким и здоровым». В последнее время в нашем обществе, к сожалению, прослеживается тенденция к снижению показателей здоровья россиян. Особенно мы можем наблюдать данную тенденцию среди молодёжи, подростков и детей. В современном мире, в мире высоких технологий, резкое снижение двигательной активности школьников, экология и другие факторы привели к значительному ухудшению состояния их здоровья. Все понимают, что фундамент основы здорового образа жизни закладываются в детстве.
Дети, значительную часть дня, проводят в школе, поэтому сохранение, укрепление их физического и психического здоровья — дело не только семьи, но и педагогов. Именно в этом возрасте можно сформировать положительные принципы осознанного отношения к здоровью, создать такую среду, которая будет благоприятно влиять на укрепление и развитие школьников. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса. Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только его отсутствие. Только здоровый человек, выйдя из стен школы, может стать деятельной личностью, хорошо адаптированной к современной жизни в обществе.
Формирование культуры здоровья учащихся во многом зависит от поведения и культуры самого учителя. Как сберечь здоровье молодого поколения? Как применить здоровьесберегающие технологии на уроках и при этом в полном объёме отработать сложный учебный материал? Как организовать внеучебную деятельность так, чтобы не вызвать отвращения, от иногда долгого по времени, пребывания в школе? Сегодня эти вопросы возникают у большинства педагогов. Многие дети, придя в школу, уже имеют серьёзные проблемы со здоровьем. Обучать без вреда для здоровья — это не задача школы, а обязательное условие её работы. Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса отмечается как приоритетная цель в большинстве документов, регулирующих сохранение и укрепление здоровья школьников, характеризующих российскую государственную политику. Среди них основополагающим является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Эти документы регламентируют: организацию учебного процесса, гигиенический режим, организацию питания, мониторинг состояния здоровья обучающихся и другие необходимые меры ответственности в образовательном учреждении. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Поэтому, можно заключить, что целью современного образования является не только образовательная и воспитательная деятельности, но и здоровьесберегающая.
Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет увлекательно и интересно, если она станет местом не только обязательного образования, но и центром для занятий творчеством и спортом. Деятельность образовательного учреждения по формированию культуры здоровья учащихся в рамках образовательного процесса сегодня не может быть вполне результативной без приложения комплексных усилий всех его участников. Для целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья школьников необходима согласованная работа медиков, физиологов, психологов, социологов, педагогов. Задача любого учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения ребёнка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления, его способности к «конструированию» собственного здоровья. Для многих подростков существенным является то, что очень часто, «неправильный» образ жизни воспринимается как норма и формирует у школьника неадекватное отношение к своему здоровью, что негативно сказывается на его дальнейшей жизни.
Культура здоровья — неотъемлемая часть общей культуры человечества. Особенно актуально сегодня воспитывать молодёжь в духе категорического неприятия вредных привычек (курения табака, употребления алкогольных напитков, приёма наркотиков или других психоактивных веществ), а также – в атмосфере абсолютной недопустимости любых форм и проявлений асоциального поведения. Основой воспитания культуры здоровья учащихся является формирование активной, деятельной, трудолюбивой и творческой личности, нацеленной на здоровый и трезвый образ жизни, на успешное саморазвитие и полное раскрытие своих потенциальных возможностей на основе дружелюбия и коллективизма, жизнелюбия и альтруизма. От жизнерадостности и бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, уверенность в себе. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о её возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. Это важно именно сейчас, когда во многих современных школах среди учащихся прослеживаются устойчивые негативные тенденции, характеризующие образ жизни школьников:
- снижение двигательной активности и физической подготовленности, что отражает падение двигательной и физической культуры;
- нарушение структуры и режима питания — отражает снижение культуры питания;
- нарушение структуры досуга, в том числе преобладание малоподвижных видов деятельности (компьютер, ТВ), нарушение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе, что отражает падение культуры досуга;
- возрастают риски употребления психоактивных веществ — рост вредных привычек;
- снижение с возрастом готовности к здоровому образу жизни -отражает падение культуры здоровья в целом.
В своей педагогической деятельности, работая учителем физики в МБОУ СШ № 12 и являясь классным руководителем, я активно использую разработанную мною методическую программу, целью которой является согласованная работа учителя по формированию культуры здоровья учащихся и их родителей. Она охватывает вопросы борьбы с вредными привычками, гигиены и досуга. А учащиеся в течение обучения составляют портфолио «Мой здоровый образ жизни», которое включает в себя эти вопросы. В рамках своей программы по формированию культуры здоровья я в начале каждого учебного года провожу первичную диагностику уровня сформированности культуры здоровья и безопасного образа жизни у школьников. Для работы на данном этапе использую рисуночный тест «Здоровье и болезнь», анкету «ЗОЖ», анкету «Моё здоровье». Цель рисуночного теста «Здоровье и болезнь» — определить уровень сформированности представлений у учащихся о здоровье и болезни, а также характер эмоционального отношения к проблемам здоровья. Цель анкеты «Здоровый образ жизни»- выявить уровень осведомлённости о требованиях здорового образа жизни.
Цель анкеты «Моё здоровье» — оценить продолжительность прогулок на свежем воздухе, режим питания и сна, отношение к вредным привычкам, как часто болит голова. На втором этапе проводятся индивидуальные и коллективные беседы на разные темы о здоровом образе жизни, внеклассные мероприятия, направленные на пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье, формирование установок на использование здорового питания, формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей. На заключительном этапе проводится повторная диагностика уровня сформированности культуры здоровья и безопасного образа жизни, с использованием рисуночного теста «Здоровье и болезнь», анкет «Здоровый образ жизни» и «Моё здоровье», проводится анализ полученных результатов. Цель этапа — отследить динамику изменений знаний о правилах здорового образа жизни.
На основании результатов анкетирования и тестирования проводится обобщение и сравнение полученных результатов с исходными данными. Были зафиксированы различные уровни проявления знаний о правилах здорового образа жизни. В результате сопоставления различных проявлений делаю вывод по эффективности применения педагогических условий во внеклассных мероприятиях для формирования культуры здоровья. Реализация программы показала положительные изменения знаний о здоровом образе жизни. Положительная динамика прослеживается у всех обучающихся. Реализуемая в течение двух лет программа даёт свои положительные результаты, которые отражаются на повышении общего уровня здоровья учеников. Важную роль в реализации данной программы играет семья ребёнка, его родители, находящиеся в тесном контакте со школой. Сегодня роль семьи в укреплении здоровья детей должна неуклонно возрастать.
Утренняя зарядка, прогулки, игры на свежем воздухе станут для детей необходимостью, если рядом с ними будут родители, которые своим личным примером наглядно демонстрируют ребёнку ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. Процесс формирования культуры здоровья осуществляется путём практической деятельности по образцу. В этом плане родителям необходимо показать детям, как осуществлять самоконтроль за своей деятельностью. Стремясь походить на такой образец, ребёнок и старается в своей повседневной жизни проявить эти хорошие качества. Наблюдая и анализируя «живые» образцы поведения, учащиеся осмысливают своё поведение и сравнивают его с таким образцом. Семья оказывает существенную помощь детям в организации режима учебного труда и отдыха, позволяющего сохранить высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Это связано с соблюдением школьниками режима учебной работы, правильного чередования труда и отдыха и выполнением правил общей гигиены умственного труда.
Формирование культуры здоровья успешно происходит в общественно-полезной трудовой деятельности. Формирование положительного отношения к труду, желание трудиться приводит к накоплению запаса жизненной силы, которая предохраняет от многих болезней, удлиняя жизненное существование. Одним из видов трудовой деятельности является выполнение ребёнком какого-либо поручения (помыть обувь, посуду, пол, почистить одежду и т.д.). Важно, чтобы дети находили в своей трудовой деятельности применение тем знаниям и умениям, которые они приобретают в школе. Каждый год совместно с родителями мои учащиеся участвуют в субботниках по очистке и облагораживанию пришкольной территории. С удовольствием принимают участие в акциях по озеленению «Посади дерево». Откровенно говоря, здоровый образ жизни занимает пока не первое место среди ценностей человека в нашем обществе. А дети, как правило, учатся на примерах взрослых, которые их окружают. Таким образом, сохранение и укрепление здоровья обучающихся во многом зависит от родителей. Работа школы с семьёй должна быть направлена на оказание психолого-педагогической помощи родителям в воспитании школьника через занятия классных руководителей с родителями.
Педагогическая деятельность в этом направлении представляет собой поэтапный характер действий: формирование положительного отношения к здоровью, формирование устойчивого интереса к сохранению здоровья современного школьника, приобретение знаний о здоровье с целью необходимости применить их в процессе воспитания своего ребёнка. В связи с этим, на родительских собраниях я всегда обращаю внимание родителей на данную проблему. Провожу профилактические беседы на разные темы: «Режим дня школьника», «Закаливание организма», «Двигательный режим подростка», «Влияние негативных явлений в семье», «Умей трудиться и отдыхать». В школьной программе внимание больше уделяется знаниям о здоровье, а не формированию положительного отношения к своему собственному здоровью. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Поэтому существенным условием является повышение компетентности учителей и родителей в вопросах культуры здоровья. Стало традицией проведение спортивных праздников, как классных, так и общешкольных, с активным участием родителей и учителей физической культуры: «Мама, папа, я — спортивная семья», «Весёлые старты», «В здоровом теле — здоровый дух», «Тяжело в учении — легко в бою», спортивные эстафеты, соревнования, игра по станциям. Все мероприятия помогают выявить лучших спортсменов для дальнейшего участия в соревнованиях различного уровня.
Помогают пробудить в детях желание заниматься спортом и оказывают положительный эмоциональный эффект. В воспитательной работе, способствующей формированию культуры здоровья, особое место занимают классные часы. Их целью является предупреждение правонарушений и несчастных случаев, профилактика различных заболеваний и привычек, пропаганда здорового образа жизни и безопасного поведения. На классных часах с детьми проводятся беседы о правильном и здоровом питании, о личной гигиене и режиме дня, чтобы поддерживать своё здоровье. Через информацию о здоровом образе жизни, которую дети получают, учитель влияет на формирование у них стремления к здоровому образу жизни, через понимание его ценности. С детьми собираем «круглые столы» «Мы хотим быть здоровыми» и организовываем диспуты о причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье, о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером и просмотра телепередач. Ежегодно проводим встречи с медработником нашей школы и работниками полиции по вопросам осознанного выбора поступков поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, о важности вакцинации, профилактики правонарушений. В своей практике я часто обращаюсь к школьному педагогу-психологу.
Совместно с ним, в рамках классных мероприятий, проводятся психологические тренинги, аутотренинги, беседы о поведенческих особенностях своих обучающихся. Важную роль в рамках внеурочной деятельности играют проекты: «Вредные привычки», «Я здоровым быть хочу», «Современная молодёжь и наушники», «Физика и безопасность движения», «Исследование устойчивости обуви для безопасного движения школьников в помещении школы», «Мобильный телефон-друг или враг» и другие, соответствующие современному подходу в формировании культуры здоровья подрастающего поколения. Учащиеся выступают на школьной научно-практической конференции «Открытие» и участвуют в муниципальных и региональных конференциях. Участники не только учатся и оздоравливаются, но и овладевают технологиями самостоятельного культуротворчества здорового образа жизни через систему социальных проектов. Учащиеся становятся сторонниками здорового образа жизни и активными его пропагандистами, трансляторами в широкой социальной среде на всю дальнейшую самостоятельную жизнь. Также, интересная и полезная форма работы с учащимися — проведение экскурсии по различным тематикам. Перед началом экскурсии обязательно проводится инструктаж о правилах безопасного поведения в общественных местах. Во время экскурсий учащиеся пополняют свой жизненный багаж новыми положительными эмоциями, узнают много интересного и необычного в привычных вещах. Одна из последних «Как молоды мы были», посвящённая 100-летию комсомола.
Во многом на психологическое состояние школьника, а следовательно, и на его здоровье в целом, влияет правильная организация урока. Очень важно, чтобы учащиеся испытывали положительные эмоции на уроке, с интересом осваивали новый материал, имели возможность и желание реализовать свои способности в разных видах учебной деятельности. Поэтому я должна создать в классе комфортную психологическую обстановку, стараться быть доброжелательной, снисходительной, обладать чувством юмора. Удачная добрая шутка, улыбка, пословица, сказанная в нужный момент, даёт возможность посмеяться, отдохнуть или снять напряжение. Работая учителем физики, у меня на уроке всегда происходит чередование всех видов деятельности. Это влияет на физические показатели детей, их память и внимание, повышает качество полученных ими знаний. Письменные задания сменяются устными, экспериментальными. На каждом уроке применяются информационно-коммуникационные технологии. Важной составляющей урока является рефлексия и физкультминутка для профилактики нарушений осанки. Особое внимание во время физкультминутки я уделяю гимнастике для глаз с целью устранения утомления зрительного аппарата.
Таким образом, основная работа ложится на плечи учителя, на его профессиональную подготовку, педагогический опыт, на возможность создания такой психоэмоциональной обстановки, при которой каждому ученику находиться в классе комфортно. Отсутствие стрессовых ситуаций, адекватность требований учителя, создают здоровые, благоприятные эмоционально-психологические условия обучения на уроке и в школе. В.А.Сухомлинский писал о том, что здоровье ребёнка — это важнейший труд воспитателя. Большое значение имеет и то, каким образом будет завершён урок, вовремя ли учащиеся выйдут на перемену, нельзя допускать, чтобы дети задерживались в классе после звонка. После того, как все ученики покинули помещение, в классе открываются окна для проветривания.
Сегодня, очевидно, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья обучающихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения. Наверное, и нам всем нужно не строить грандиозных заоблачных планов, которые сегодня, по ряду объективных причин, не могут быть выполнены, а решать самые простые, но очень важные ежедневные проблемы, чтобы постепенно продвигаться в осуществлении поставленной цели — сохранить, укрепить и улучшить здоровье наших детей как основного будущего ресурса нации. Необходимость усиления работы педагогического коллектива по укреплению здоровья детей очевидна. Наши дети сегодня – это наше общество завтра. Будет ли оно здоровым, об этом необходимо думать каждому уже сегодня. Быть здоровым — это естественное желание любого человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив. Он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от учебной деятельности, стремиться к самосовершенствованию. Такого человека мы должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. Забота о сохранении и укреплении здоровья обучающихся стала предметом особого внимания нашего педагогического коллектива МБОУ СШ №12.
Литература
- Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. — 2009. — № 3. С.53
- Баранов А. А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников: пути его укрепления. — Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 2009. — 231 с.
- Безруких, Н.А. О сущности здорового образа жизни /Н.А.Безруких //Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности: сборник статей по материалам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции.- Балашов: Изд-во «Арья», 2011.- С. 59.
- Гринина О.О. Здоровье — основной раздел программы медико-социальной характеристики семьи / Гринина О.О., Кича Д.И., Важнова Т.В., Хило Е.В. // Здравоохранение РФ. — 2012. — № 1 С. 53.
- Каракотова С.М. Формирование здорового образа жизни в условиях развития психолого-педагогического комфорта в семье: Дис. . канд. пед. наук: Карачаевск, 2011. — 186 с.
- Лукьяненко В. П. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) Физ. культура в школе, М. 2012 — 99 с.
- Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. — 2012. — № 3. С.75.
- Сердюковская Г. Н., Кляйнпетер У. Охрана здоровья детей и подростков — важнейшая социальная проблема. Здоровье, развитие, личность. — М.: Медицина, 2010, с. 106.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М.: АРТИ, 2008. — 109 с.
- Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. — Ростов н/Дону: Феникс, 2007.-11с.
- Сокорев, В.В. Педагогические условия формирования культуры здоровья будущего учителя в процессе общепрофессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук / Сокорев В.В. Белгород, 2009. — 123с.
- Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды.// Школа здоровья, 2011, №3. С.64.
- Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России / Здоровые дети России в XXI веке. М. — 2009. — 107 с.
- Третьякова, Н.В. Организационно-педагогические условия здоровьесберегающей деятельности в учебном заведении: дис. кан. пед. наук. — Екатеринбург, 2011.- 245 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413).
- Хрущев С.В. Оздоровление детей (современные проблемы): Хроника / Хрущев С.В., Шлейфер А.А. // Вестн. спорт. медицины России. — 2012. — №1 С.65.
- Чимаров В.И. О стратегических ориентирах формирования здоровья детей в образовательных учреждениях // Образование и наука, 2013, № 1(3). С.87.
- Шешерина Г.А. Формирование ценности здоровья, культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях реализации ФГОС НОО в образовательном учреждении: Методические рекомендации/ Г.А. Шешерина, Н.К.Солопова, И.В.Кожевникова и др. – Тамбов:ТОИПКРО, 2012 – 94с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». — М.: Просвещение, 2004.-21с.
Источник