ДЕТСТВО-ГИД
DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов
Рубрики
Свежие комментарии
- Любовь к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
- admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
- Елена к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
- admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
- admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
Популярные записи
Страницы
Формирование у дошкольников ответственности за свое здоровье
Помимо основных задач по образовательной области «Физическое развитие» необходимо формировать у дошкольников элементарное осознание ответственности за свое здоровье. То есть, закрепить представление о том, что здоровье напрямую зависит от того, как сам человек к нему относится: соблюдает физическую активность, правила гигиены, основы правильного питания и т.д.
Данную тему рекомендуется разрабатывать по трем направлениям
Первое направление — создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая будет соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам.
Что нужно сделать
1. Пополнить учебно-методическое обеспечение образовательного процесса демонстрационным и дидактическим материал для фронтальных пособий.
2. Разработать наглядно-дидактические пособия «Изучая себя» «Собери человека», «Здоровая пища», «Витамины – полезные продукты», «Съедобное – несъедобное», «Веселые овощи», «Одень по погоде» и другие.
3. Оформить и оборудовать сюжетно-ролевые игры на современную тематику, например: «Центр здоровья» (для расширения знаний о труде медицинских работников, формирования знаний и навыков по оказанию первой медицинской помощи и т.д.).
Второе направление — способствовать развитию определенного круга знаний и представлений о своем теле.
Что нужно сделать
1. Познакомить детей с органами чувств, подвести к установлению взаимосвязи человеческого тела и восприятия внешнего мира. Предложить объяснить, как мы чувствуем окружающий мир, что нам в этом помогает, как мы узнаем, что спешат машины, что дует ветер, что движутся люди, что у мамы приятные духи, непринужденно и ненавязчиво дать детям хорошие понятия, что такое органы чувств.
2. Провести организованную образовательную деятельность на темы «Чудо-нос», «Зачем человеку язык», «Слушай во все уши», «Чтобы глазки видели». Можно предложить воспитанникам с закрытыми глазами рисовать, кушать, надевать перчатки. Таким образом, подвести к пониманию того, как нелегко живется слепым людям. Рассказать, что зрение надо беречь и чтобы глаза не уставали, делать гимнастику для глаз («Лиса», «Самолет», «Снегопад»). Совместно с детьми организовать экологическую акцию «Будем дышать чистым воздухом!».
3. Познакомить дошкольников с назначением и работой сердца: как прислушаться к своему сердцу, почувствовать его работу, как научиться беречь его и укреплять: купаться, бегать, выполнять физические упражнения, закаляться.
4. Познакомить с органами дыхания: «Как мы дышим».
5. Аналогично познакомить детей с системой пищеварения, уделяя особое внимание уходу за зубами, пользе «здоровой пищи», витаминов. Провести занятия на темы «Витамины и полезные продукты», «Витамины и здоровый организм». Объяснить, что ни одна часть тела, ни один орган не будет действовать по своей воле, без «приказа» самого главного «начальника» — головного мозга.
6. Вместе с детьми рассмотреть иллюстрации о правильном и неправильном режиме дня. Чтобы вызвать активную мыслительную деятельность детей, использовать ситуации-провокации: «Мальчик целый день провел у экрана телевизора. Это хорошо или плохо?». Рассматривая фотографии спортсменов, спросить: «Почему у них хорошо развиты мышцы?» (Благодаря физическим упражнениям).
7. Использовать различные формы организации физической активности: утренняя гимнастика, физминутки, дни здоровья, пальчиковые и дыхательные гимнастики, массаж.
8. Рассказывать детям о том, что такое здоровье и что такое болезнь. В данном случае подойдет анализ и решение проблемных ситуаций, например: «Если человек заболел гриппом, то необходимо…». При помощи карточек-иллюстраций знакомить с ситуациями, опасными для здоровья (с обязательным анализом этих ситуаций).
9. Пополнять знания детей о работе врачей: терапевта, стоматолога, окулиста в сюжетно-ролевой игре «Центр здоровья».
10. Знакомить воспитанников с правилами поведения при травмах.
Третье направление – сформировать практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.
Что нужно сделать
1. Предлагать проблемно-игровые ситуации, формируя при этом практические умения и навыки оказания первой медицинской помощи:
— если я поцарапал руку, то…
— если я промочил ноги, то…
— если озябло лицо на морозе…
— если я перегрелся на солнце …
2. Включать в образовательную деятельность:
— дидактические игры «Узнай по запаху», «Узнай на ощупь», «Узнай, кто позвал», «Вредно — полезно»;
— наглядные пособия «Мои органы чувств», «Что для носа хорошо, а что плохо», «Вкусно и полезно»;
— игровые упражнения «Найди свое сердечко», «Сравни, как бьется сердце мое и другого ребенка», «Как выглядит здоровый человек?»
— игровые занятия-путешествия типа: «Зачем человеку нос», «Хорошо – плохо»;
— логические задачи «Если бы у человека не было ушей…»;
— сюжетно-ролевые «Скорая помощь», «Травмпункт», «Служба спасения»;.
3. Систематически использовать проблемные вопросы и задания, например:
— Почему нельзя есть грязными руками?
— Можно ли есть и одновременно играть с животными?
— Почему руки можно назвать «рабочими инструментами» человека?
— Что мы делаем с помощью рук и ног?
— Для чего человеку нос?
— Как путешествует воздух по организму?
— Почему важно дышать чистым воздухом?
— Можно ли не дышать? Почему?
— Почему сон называют лучшим лекарством для человека?
— Как может отразиться на здоровье человека неправильный режим дня?
4. Отображать полученные знания в продуктивной деятельности (рисование, изготовление атрибутов и пособий).
Результатом осознания ребенком ответственности за свое здоровье будет элементарная здоровьесберегающая компетентность, а именно готовность самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Источник
Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста
Мира Сербигешева
Формирование осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста
Высказывание о том, что здоровье — основа долгой, счастливой жизни ни у кого не вызывает сомнения. Но жизненный опыт показывает, и каждый может найти множество тому подтверждений, что заботиться о своем здоровье люди обычно начинают только после того, как недуг даст о себе знать. Часто обстоятельства заставляют человека самостоятельно искать путь к выздоровлению или оказывать помощь своим близким в домашних условиях. А ведь можно предотвратить эти заболевания намного раньше в корне, и для этого не потребуется каких-то сверхъестественных усилий. Нужно всего лишь вести здоровый образ жизни. Мы, как воспитатели стараемся формировать у дошкольников потребность в здоровом образе жизни в воспитательно-образовательной деятельности.
Умение заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, а так же индивидуальное здоровье дошкольниказависит от многих факторов:
Культура здоровья родителей;
Культура здоровья детского сада;
Культура здоровья коллектива;
Культура здоровья воспитателя.
Валеологический подход к воспитательно-образовательному процессу;
Оздоровительная работа в свободное время.
Начиная работу по данной теме, нами была изучена литература по физическому воспитанию дошкольников: задачи, средства, пути решения проблемы укрепления, развития и сохранения здоровья детей дошкольного возраста, оздоровительно образовательная программа «Здравствуй!».
В качестве средств физического воспитания рассматриваем оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства — литературу, фольклор, кинофильмы, мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства.
Из опыта работы знаем, что существуют некоторые дошкольные факторы риска, которые влияют на здоровье ребенка.
• Стрессовая педагогическая тактика;
• Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
• Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья;
• Не соответствие методик и технологий обучения;
• Недостаточная грамотность родителей в вопросе сохранения здоровья детей;
• Провалы, существующие в системе физического воспитания;
• Неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
Готовясь к занятию, мы стараемся придерживаться схемы,которую составили для себя:
Что делает занятие здоровьесберегающим?
• Состояние учебного помещения;
• Специальные профилактические приемы;
Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья детей от угрожающих и постоянных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья детей, воспитания у них культуры здоровья может быть назван здоровьесберегающей педагогикой. В своей работе используем парциальную программу «Здравствуй!», которая направлена на оздоровление детей в детском саду и в семье. В программу входят оздоровительные и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. Содержание включает в себя обширный сказочный материал, отражающий и формирующий внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. Особую роль в программе играет музыка, которая впервые в отечественной и зарубежной педагогической литературе о формировании здоровья является не дополнительным материалом, а интегральной основой всей программы, позволяющей организовать межфункциональный тренинг организма ребенка. Структурно материал программы представлен в виде модели цветка здоровья, любой лепесток которого — это одна из сфер жизнедеятельности ребенка. Каждый «лепесток», являясь отдельной темой, изучается в течение целого месяца. Таким образом, за учебный год дети осваивают все основные темы программы и закрепляют их в мае на празднике здоровья — Здравиаде. При освоении программы происходит формирование психического физического комплекса здоровья ребенка. Мы подобрали и систематизировали материалы о преподавании вопросов сохранения здоровья, здоровом образе жизни, как индивидуальной системы, ежедневного поведения ребенка, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде. Подобранный нами материал предназначен для формирования у дошкольника сознательного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих.
Цели: дать детям знания о человеческом организме; сформировать
потребность в здоровом образе жизни; развивать самосознание.
• учить детей любить себя и окружающих, свое тело, свой организм; формировать представления о строении своего тела;
• формировать отношение к собственному здоровью, как единому целому;
• расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма;
• (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности к внешним воздействиям);
• прививать практические навыки и умения по самокоррекции собственного состояния;
• активизировать познавательный интерес к своему организму и его возможностям.
Проект рассчитан на 3 года с 4 до 7 лет (средний, старший дошкольный возраст). На каждый год обучения предусмотрен определенный минимум знаний,умений и навыков по 3 разделам: «тело», «организм», «здоровье«.
Каждый раздел проекта предполагает решение определенных задач, чтобы помочь ребенку осознать значимость здорового образа жизни, воспитать потребность в сохранении своего здоровья.
Таким образом, охрана и укрепление здоровья детей — по-прежнему остаются одной из приоритетных задач дошкольного образования еще и потому, что до сих пор не преодолены негативные тенденции в состоянии здоровья детской популяции.
1. Лазарев М. Л. Оздоровительно-развивающая программа “Здравствуй!” О46 для дошк. образоват. учреждений/ – М. : Мнемозина, 2004. – 39 с.
Правильное отношение к своему здоровью-профессиональный долг воспитателя Консультация для воспитателей Тема: «Правильное отношение к своему здоровью – профессиональный долг воспитателя».
Воспитание положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста Выступление Слайд 2 На свете есть много профессий различных И в каждой есть прелесть своя. Но всех благородней, милее и краше Есть та,.
Консультация «Воспитание уважительного отношения к семейным традициям у детей дошкольного возраста» Важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы, является семья. Родителям принадлежит главная роль в воспитании.
Формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ у детей старшего дошкольного возраста Формирование толерантного отношения к людям с ОВЗ у детей старшего дошкольного возраста в процессе интеграции различных форм взаимодействия.
Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге средствами игровой деятельности В нашей стране, как и во всём мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой ДТП.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Мы здоровью скажем «да»!» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППАХ НА ТЕМУ: «МЫ ЗДОРОВЬЮ СКАЖЕМ – ДА! ФИЗКУЛЬТ – УРА!» ЦЕЛЬ: Формировать двигательную.
Консультация для педагогов «Формирование толерантного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста» Формирование толерантного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста Актуальность Проблемы воспитания подрастающего поколения.
Консультация для воспитателей «Формирование толерантного отношения у детей дошкольного возраста в детском саду» Исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Проблема толерантности всегда является одной.
Обобщение педагогического опыта работы «Формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью» «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ и их роль в формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Педагогика сотрудничества в создании и реализации программы ДОУ №16 «Здоровье» и оздоровительной технологии. Создание оздоровительной технологии.
Источник