Меню

Результат осознания ребенком ответственности за свое здоровье будет

ДЕТСТВО-ГИД

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

Рубрики

Свежие комментарии

  • Любовь к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
  • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
  • Елена к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
  • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
  • admin к записи Реализация национального проекта «Образование» в ДОУ
  • Популярные записи

    Страницы

    Формирование у дошкольников ответственности за свое здоровье

    Помимо основных задач по образовательной области «Физическое развитие» необходимо формировать у дошкольников элементарное осознание ответственности за свое здоровье. То есть, закрепить представление о том, что здоровье напрямую зависит от того, как сам человек к нему относится: соблюдает физическую активность, правила гигиены, основы правильного питания и т.д.

    Данную тему рекомендуется разрабатывать по трем направлениям

    Первое направление — создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая будет соответствовать возрасту воспитанников и поставленным задачам.

    Что нужно сделать

    1. Пополнить учебно-методическое обеспечение образовательного процесса демонстрационным и дидактическим материал для фронтальных пособий.

    2. Разработать наглядно-дидактические пособия «Изучая себя» «Собери человека», «Здоровая пища», «Витамины – полезные продукты», «Съедобное – несъедобное», «Веселые овощи», «Одень по погоде» и другие.

    3. Оформить и оборудовать сюжетно-ролевые игры на современную тематику, например: «Центр здоровья» (для расширения знаний о труде медицинских работников, формирования знаний и навыков по оказанию первой медицинской помощи и т.д.).

    Второе направление — способствовать развитию определенного круга знаний и представлений о своем теле.

    Что нужно сделать

    1. Познакомить детей с органами чувств, подвести к установлению взаимосвязи человеческого тела и восприятия внешнего мира. Предложить объяснить, как мы чувствуем окружающий мир, что нам в этом помогает, как мы узнаем, что спешат машины, что дует ветер, что движутся люди, что у мамы приятные духи, непринужденно и ненавязчиво дать детям хорошие понятия, что такое органы чувств.

    2. Провести организованную образовательную деятельность на темы «Чудо-нос», «Зачем человеку язык», «Слушай во все уши», «Чтобы глазки видели». Можно предложить воспитанникам с закрытыми глазами рисовать, кушать, надевать перчатки. Таким образом, подвести к пониманию того, как нелегко живется слепым людям. Рассказать, что зрение надо беречь и чтобы глаза не уставали, делать гимнастику для глаз («Лиса», «Самолет», «Снегопад»). Совместно с детьми организовать экологическую акцию «Будем дышать чистым воздухом!».

    3. Познакомить дошкольников с назначением и работой сердца: как прислушаться к своему сердцу, почувствовать его работу, как научиться беречь его и укреплять: купаться, бегать, выполнять физические упражнения, закаляться.

    4. Познакомить с органами дыхания: «Как мы дышим».

    5. Аналогично познакомить детей с системой пищеварения, уделяя особое внимание уходу за зубами, пользе «здоровой пищи», витаминов. Провести занятия на темы «Витамины и полезные продукты», «Витамины и здоровый организм». Объяснить, что ни одна часть тела, ни один орган не будет действовать по своей воле, без «приказа» самого главного «начальника» — головного мозга.

    6. Вместе с детьми рассмотреть иллюстрации о правильном и неправильном режиме дня. Чтобы вызвать активную мыслительную деятельность детей, использовать ситуации-провокации: «Мальчик целый день провел у экрана телевизора. Это хорошо или плохо?». Рассматривая фотографии спортсменов, спросить: «Почему у них хорошо развиты мышцы?» (Благодаря физическим упражнениям).

    7. Использовать различные формы организации физической активности: утренняя гимнастика, физминутки, дни здоровья, пальчиковые и дыхательные гимнастики, массаж.

    8. Рассказывать детям о том, что такое здоровье и что такое болезнь. В данном случае подойдет анализ и решение проблемных ситуаций, например: «Если человек заболел гриппом, то необходимо…». При помощи карточек-иллюстраций знакомить с ситуациями, опасными для здоровья (с обязательным анализом этих ситуаций).

    9. Пополнять знания детей о работе врачей: терапевта, стоматолога, окулиста в сюжетно-ролевой игре «Центр здоровья».

    10. Знакомить воспитанников с правилами поведения при травмах.

    Третье направление – сформировать практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.

    Что нужно сделать

    1. Предлагать проблемно-игровые ситуации, формируя при этом практические умения и навыки оказания первой медицинской помощи:

    — если я поцарапал руку, то…

    — если я промочил ноги, то…

    — если озябло лицо на морозе…

    — если я перегрелся на солнце …

    2. Включать в образовательную деятельность:

    — дидактические игры «Узнай по запаху», «Узнай на ощупь», «Узнай, кто позвал», «Вредно — полезно»;

    — наглядные пособия «Мои органы чувств», «Что для носа хорошо, а что плохо», «Вкусно и полезно»;

    — игровые упражнения «Найди свое сердечко», «Сравни, как бьется сердце мое и другого ребенка», «Как выглядит здоровый человек?»

    — игровые занятия-путешествия типа: «Зачем человеку нос», «Хорошо – плохо»;

    — логические задачи «Если бы у человека не было ушей…»;

    — сюжетно-ролевые «Скорая помощь», «Травмпункт», «Служба спасения»;.

    3. Систематически использовать проблемные вопросы и задания, например:

    — Почему нельзя есть грязными руками?

    — Можно ли есть и одновременно играть с животными?

    — Почему руки можно назвать «рабочими инструментами» человека?

    — Что мы делаем с помощью рук и ног?

    Читайте также:  Изучение факторов способствующих укреплению здоровья

    — Для чего человеку нос?

    — Как путешествует воздух по организму?

    — Почему важно дышать чистым воздухом?

    — Можно ли не дышать? Почему?

    — Почему сон называют лучшим лекарством для человека?

    — Как может отразиться на здоровье человека неправильный режим дня?

    4. Отображать полученные знания в продуктивной деятельности (рисование, изготовление атрибутов и пособий).

    Результатом осознания ребенком ответственности за свое здоровье будет элементарная здоровьесберегающая компетентность, а именно готовность самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

    Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

    Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

    Источник

    Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста
    статья по теме

    Консультация для воспитателей

    Скачать:

    Вложение Размер
    konsultaciya_10.docx 16.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста

    Консультация для воспитателей

    Здоровье детей – богатство нации. Данный тезис является значимым в современном мире, так как состояние детского населения России вызывает большую тревогу общества. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложено в детстве. Только 10% детей приходят в школу здоровыми. Среди детей 85 – 90% отстают в обучении не из-за лени или недоразвития, а вследствие состояния здоровья. Можно ли остановить процесс нездоровья детей, надеясь на медицину? Невозможно, так как в большинстве случае врачи имеют дело с уже заболевшими детьми. Поэтому в настоящее время в нашей стране , как и во многих других странах мира, стала развиваться валеология – наука о сохранении и формировании здоровья. Ее основной принцип – человек должен познать себя, научиться по-особому, бережно относиться к своему здоровью. Особенно это должен осознать ребенок. Ведь от этого во многом зависит его дальнейшая жизнь. А мы, взрослые, должны помочь ребенку познать себя и научить управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье.

    Наши воспитанники в скором будущем должны идти в школу. Но только здоровый ребенок может охватить тот объем знаний, который дают в школе. Поэтому необходимо проводить с дошкольниками работу по формированию осознанного отношения к своему здоровью, как систему мероприятий. У детей формируются представления об организме человека, умения по уходу за своим организмом, они приобретают знания правил бережного отношения к своему здоровью. Дети стремятся к физическому совершенству, хотят быть красивыми, стройными, здоровыми. Это в свою очередь ведет к успешной адаптации детей в школе.

    Заботясь об укреплении здоровья детей необходимо поставить перед собой цель: развивать осознанное отношение к своему здоровью через самопознание.

    Для реализации этой цели важно определить следующие задачи:

    1. Сформировать у детей элементарные знания о своем организме.
    2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию самого себя.
    3. Воспитывать потребность на доступном уровне заботится о своем здоровье.

    Ознакомление детей с организмом ни в коей мере не предполагает изучение курса анатомии и физиологии человека. Главная задача – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению, функционированию и научить детей помогать себе, бережно относиться к своему организму. Конечно, обойтись без первичных знаний анатомии и физиологии человека нельзя. Но как донести их до детей?

    Помогут детям доступно овладеть необходимыми знаниями следующие приемы

    1. Отгадай загадку и найди отгадку по картинке. Дети отгадывают загадки о человеческом организме и находят отгадку на картинке.
    2. Стихотворения, раскрывающие назначение органа или значимость физических упражнений для здоровья человека.
    3. Беседы – рассуждения: «Зачем нужен этот орган?». С помощью взрослого ребята находят ответы на вопросы, как функционирует орган, как он устроен, какова его особенность.
    4. Разбор правил поведения, раскрывающих способы бережного отношения к своим органам и частям тела.
    5. Освоение практических действий по оказанию первой помощи.
    6. Использование в работе дидактических, подвижных игр, игровых упражнений, опытов. Например, при помощи упражнений ребенок может почувствовать и определить, как бьется сердце в состоянии покоя, и как оно бьется после физической нагрузки.

    Учитывая большой интерес у детей к экспериментированию можно предложить опыты. (С помощью легких можно вдохнуть и выдохнуть воздух, увидев пузырьки на поверхности воды).

    Дидактические игры развивают познавательные интересы у детей. Ребята могут подолгу рассматривать картинки с изображением жизненно важных систем и органов человека, могут подолгу рассуждать, задавать вопросы.

    Опыт показывает, что дети легче сначала воспринимают материал об органах чувств – они их видят, могут проверить их функцию. Например, «Послушайте улицу. Какой орган помогает вам в этом? А могут ли слушать животные? Есть ли у них уши?» или «Определите по запаху знакомые травы. Без какого органа мы не смогли бы это сделать?» или «Узнай на ощупь предмет, находящийся в чудесном мешочке и опиши его. Какой орган помог тебе в этом? Назови цвет предмета. Почему невозможно это сделать?» и др.

    После того как дети познакомятся с органами чувств можно начать работу по ознакомлению с внутренними органами и системами человека. В большей степени эта работа проводится в подготовительной группе, так как только в этом возрасте у детей хорошо развито образное и абстрактно – логическое мышление.

    Также хорошо использовать в этой работе книги и энциклопедии об организме человека, а также игры, проблемные ситуации, тренинги, на которых дети могут не только рассуждать по проблеме, но и свои знания применять на практике.

    В конечном итоге у детей сформируются представления о своем организме, познавательные и практические умения, они будут проявлять устойчивый познавательный интерес к своему здоровью, поймут значимость физических упражнений, смогут решать проблемные ситуации, связанные со здоровьем, оказывать элементарную помощь в случае получения легких травм. Дети смогут проявлять самостоятельность, правильно понимать эмоциональные состояния других и при необходимости прийти на помощь. Ребенок будет испытывать чувство удовлетворения от ежедневных физических упражнений и процедур.

    Источник

    Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
    статья на тему

    сообщение из опыта работы над данной темой в школе-интернате 8 вида

    Скачать:

    Вложение Размер
    vospitanie_chuvstva_otvetstvennosti_za_svoe_zdorove.doc 45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Чернушка

    Выступление на МО

    Формирование чувства ответствен6ности за свое здоровье

    Составила: Хасанова Т.Н. Воспитатель 1 категории

    Воспитание чувства ответственности за свое здоровье.

    Начало XXI века стало для человечества периодом социальных, технических и культурных перемен. В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшению состояния здоровья населения страны, особенно подрастающего поколения. Это связано со многими причинами социального характера и, главное, с возрастающим отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности. В связи с этим все более становится необходимым обучение населения, и особенно подрастающего поколения, безопасному поведению в различных опасных ситуациях. И у взрослых, и у детей необходимо воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье.

    Люди различны, поэтому различаются и их способность чувствовать, понимать, осознавать свою ответственность. Одни люди берут на себя ответственность с желанием, другие пытаются ее избегать. Это различие прекрасно видно по тому, как человек относится к своим собственным ошибкам. Ответственный человек признает свои ошибки, а избегающий ответственности пытается переложить их на кого-нибудь

    Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. Каждый человек за что-то отвечает: семья, работа, общественная деятельность и т.д. Взять на себя ответственность означает отвечать за свои действия перед другими.
    Формирование ответственности – процесс, направленный на развитие у личности установки на ответственность, знаний и осознания сущности ответственности, ответственного отношения к действительности и опыта ответственного поведения.

    Основные задачи формирования ответственности за свое здоровье следующие:

    • сформировать у обучающихся представление о:

    -позитивных факторах, влияющих на здоровье;

    — правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

    — рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной

    • дать представление о:

    — негативных факторах (с учетом принципа безопасности) риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

    — влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

    — составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

    — делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

    — выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования, самостоятельно поддерживать свое здоровье;

    — представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

    — потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

    При выборе стратегии воспитания формирования ответственности за свое здоровья необходимо, учитывая психологические и психофизические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития. Исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы.

    Одним из компонентов воспитания формирования ответственности за свое здоровья является просветительская работа с родителями обучающихся, привлечение родителей к совместной работе с детьми.

    Обучение здоровью должно быть направлено на то, чтобы научить обучающихся ответственно относиться к своему здоровью. Это, значит, анализировать и уточнять свои убеждения, установки и ценности, развивать личные навыки и навыки межличностного общения, а также расширять свои знания и понимание целого ряда вопросов, связанных со здоровьем. Единственный результат обучения здоровью – это «принятие обучающимся на себя ответственности за свое здоровье».

    Следует осуществлять простые и очень важные действия:

    1. Убеждать обучающихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
    2. Во время учебного дня проводить подвижные игры.
    3. Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
    4. Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
    5. Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями.
    6. Ежемесячно проводить генеральную уборку классных помещений.
    7. Обеспечивать каждого обучающегося горячим питанием в столовой.
    8. Следить за условиями теплового режима. Освещенности классных помещений.
    9. Привлекать обучающихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.
    10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учетом возрастных особенностей детей.
    11. Способствовать созданию комфортной атмосферы в школе и классных и групповых коллективах.

    Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

    Организация работы спортивных секций, кружков;

    Проведение дополнительных уроков физической культуры.

    Организация спортивных перемен.

    Физкультминутки для учащихся.

    Организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.

    Урочная и внеурочная работа.

    Спортивные кружки и секции: волейбол, футбол, шашки и шахматы, настольный теннис, легкая атлетика.

    Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни поможет школьнику использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни.

    Приобретение обучающимися навыков личной гигиены играет большую роль в предупреждении ряда заболеваний.

    Высокий уровень бытового, уличного травматизма, несчастных случаев на воде, требует от самих детей строго соблюдения основных правил предупреждения травм и основательных знаний по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

    Усвоение и применение обучающимися гигиенических знаний по охране правильной посадки за партой, несомненно, помогут предупредить возникновение и развитие неправильной осанки и близорукости.

    Для сохранения здоровья я учу детей соблюдать режим дня.

    Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям, вызывает мобилизацию защитных сил организма.

    В группе, особенно важны и нужны оздоровительные моменты, так как в первую половину дня дети в основном сидят за партами. У них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками, а в интернате обучающиеся опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках. Для отдыха детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы размять своё тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.

    Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса:

    ● внедрены в учебный процесс здоровьесберегающие технологии;

    ● с позиции здоровьесбережения планируется учебная нагрузка учащихся;

    ● создана медико-психологическая служба;

    ● созданы необходимые санитарно-гигиенические условия в школе и классах, интернате.

    Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводят к улучшению психико-эмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей.

    Приоритетными направлениями здоровья детей и подростков во время их пребывания в школе-интернате являются:

    ● здоровье и здоровый образ жизни;

    ● соблюдение режима дня;

    ● соблюдение правил личной гигиены;

    ● санитарно-просветительные мероприятия (беседы, антиалкогольное и антитабачное);

    ● полноценное питание – комплексный обед, витаминизированные напитки;

    ● различные формы физического воспитания:

    ● изучение основ безопасности жизнедеятельности при ЧС и ПДД;

    ● обязательная прогулка на свежем воздухе с большой двигательной ктивностью.

    Физические упражнения и, прежде всего, движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечнососудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.

    В движениях дети познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития, но их не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма. Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому организму, мы должны поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим. Всё это мы учитываем, составляя режим дня, недельную нагрузку и план работы интерната.

    Таким образом, для формирования чувства ответственности за свое здоровье зависит от многих составляющих:

    ● активного участия в этом процессе самих обучающихся;

    ● создание здоровьесберегающей среды;

    ● высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

    ● планомерной работы с родителями;

    ● тесного взаимодействия социально-культурной сферой города.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Целью моей программы является: Привитие ученикам уважительного отношения к своему здоровью .В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи : Формирование мотивации к здоровому образу жиз.

    Воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

    Для того чтобы воспитать у младших школьников ценностное отношение к своему здоровью, необходимо создать такие условия, в которых бы дети учились анализировать факты, выделять .

    Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества.

    сообщение из опыта работы над данной темой в школе-интернате 8 вида.

    Для ребенка от 6 до 17 лет важной средой является система образования, т. к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70 % времени его бодр.

    Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на.

    Источник

  • Adblock
    detector