Режим дня — основа здорового образа жизни
материал по физкультуре (5 класс) на тему
Доклад о режиме дня, соблюдение которого способствует здоровьесбережению и вырабатывает привычку к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezhim_dnya_-_osnova_zdorovogo_obraza_zhizni.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это — основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности, вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде, третьи не умеют отдыхать.
Режим дня является основой здорового образа жизни: правильное чередование труда и активного отдыха, регулярный прием пищи, определенное время подъема и отхода ко сну, выполнение ряда гигиенических мер, позволяет длительно поддерживать высокий уровень работоспособности, избегать неоправданных нервных и психических перенапряжений, успешно управлять своими эмоциями.
В режиме дня должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться с одного состояния на другое. Так, например, если человек ложится спать в одно и то же время, то он быстрее засыпает и спит глубоким, спокойным сном; регулярное питание, как было уже сказано, вызывает в определенное время аппетит и т. д. Очень важно как можно больше бывать на воздухе, гулять, играть в подвижные игры, ходить на лыжах, совершать туристские походы.
Режим дня школьника в общих чертах можно представить таким образом: вставать следует не позднее 7 ч, затем в течение 7-10 мин делать гимнастику, обтираться влажным полотенцем или принимать душ. Необходимо установить определенное время для питания и строго его придерживаться, чтобы пища лучше усваивалась. Есть следует за 1,5-2 ч до занятий физическими упражнениями и спустя 40 мин после их окончания. Ужинают за 2-2,5 ч до сна. Домашние учебные занятия также следует выполнять в одни и те же часы. Через каждые 45 мин устраивайте 10-минутные перерывы, во время которых рекомендуется встать, походить, выполнить несколько физических упражнений. Каждый день школьник должен выполнять различные виды домашних работ: убирать помещение, мыть посуду и т. п. В свободное время можно почитать, погулять на улице, заняться любимым делом. Нельзя в ущерб учебным занятиям или сну слишком много времени проводить перед телевизором.
Начинать день следует с утренней гигиенической гимнастики. Она помогает ребенку быстрее включиться в работу, создать бодрое настроение. Лучше всего, если дети будут делать зарядку под музыку. Удачно составленные комплексы упражнений хорошо сочетаются с эмоциональным бодрым музыкальным сопровождением, полезными гигиеническими советами.
Зарядку следует делать в спортивной форме при открытой форточке или на воздухе (во дворе) и заканчивать ее водной процедурой.
Приучать детей к утренней гигиенической гимнастике надо с 4 лет. К 6—7 годам это войдет в привычку, и ребенок будет выполнять упражнения самостоятельно.
Физкультминута — форма кратковременного активного отдыха при выполнении домашних заданий. «Сигналом» к ней служит ослабление внимания у ребенка. Обычно это происходит через 30—35 мин умственной работы. Физкультминуту лучше проводить в перерыве между выполнением домашних заданий. Физкультминута способствует лучшему кровообращению, особенно в мышечных тканях, активизирует работу сердца и легких, что в свою очередь помогает насыщению крови кислородом, так необходимым головному мозгу, ускоряет и повышает выделение продуктов обмена из организма.
Если ребенок долго писал, то ему необходимо провести упражнения для сгибания и выпрямления рук, сжимания и разведения пальцев рук, потряхивание кистями. При долгом сидении нарушается кровообращение, происходит застой крови в нижних конечностях, поэтому необходимо включить упражнения для ног: приседание, махи ногами, подскоки и др.
Перед выполнением упражнений надо проветрить комнату, ослабить пояс, расстегнуть воротник. Во время физкультминуты ребенок, стоя у стола и в середине комнаты, выполняет 3—4 упражнения, повторяя их по 4—8 раз.
Утренняя гимнастика, физкультминута дома и тем более домашние задания по физической культуре выполняются далеко не всеми учениками. Большинство учителей, как показывает практика, дают ученикам индивидуальные задания по физической культуре, но родители не всегда контролируют выполнение, и ученики, начав заниматься, часто перестают делать заданные на дом упражнения. В то же время они крайне желательны для всех учащихся, но особенно необходимо для детей с отклонениями в здоровье систематическое проведение дома специальных физических упражнений.
Домашние задания должны быть строго индивидуальны, с дифференцированным подходом к детям. Для здоровых детей в домашние задания следует включать прыжки через скакалку, упражнения с мячами, метание и др. Дома выполняются упражнения, требующие длительного, многократного повторения. Может входить в домашнее задание ежедневное выполнение под наблюдением родителей тех комплексов упражнений, которые разучивались в школе.
Правильно организованный и строго соблюденный режим является залогом укрепления здоровья, обеспечивает выработку определенного ритма работы организма. Режим приучает к организованности и дисциплине, учит рационально распределять свое время, способствует продуктивности труда и отдыха.
Режим дня необходимо соблюдать всем – и взрослым, и детям, так как отсутствие постоянного режима или частое изменение сложившегося стереотипа ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье.
Режим дня — неотъемлемая часть здорового образа жизни. Он должен включать строгое чередование труда и отдыха. Естественно, каждый сам выбирает себе тот или иной распорядок, наиболее удобный для него в зависимости от характера своей работы, бытовых условий, привычек и склонностей. Говоря о распорядке дня, не следует иметь в виду строгие графики с поминутно рассчитанным временем для каждого дела на каждый день, однако он может служить неким ориентиром для проведения будничных и выходных дней, что позволит более рационально распределить нагрузку на организм.
Источник
Классный час «Режим дня»
классный час (5 класс) по теме
Классный час «Режим дня»для учащихся 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezhim_dnya.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
— закрепить знания учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения;
— научить детей составлять режим дня;
— развивать кругозор, обогащать словарный запас.
Учитель . Сегодня вы узнаете, кто такие «успевашки» и «неуспевашки», как неинтересное дело сделать интересным, что такое «пиктография», и как она может помочь каждому из вас.
Среди ваших знакомых, наверняка, есть ребята, которые все успевают: и уроки сделать, и книжку почитать, и поиграть, и любимым делом заняться. Одежда у них всегда в порядке, и комната всегда прибрана, и в школу они никогда не опаздывают и тетрадки не забывают. А есть такие ребята, у которых только обещания: «потом», «не сейчас», «завтра»… Сейчас пойду погуляю, а уроки потом выучу». «Маме помогу, только сначала поиграю с котенком». «С завтрашнего дня начну зарядку делать». И получается у них так: пошел погулять, а про уроки забыл. Собрался маме помочь, а сам заигрался с котёнком. Так за целый день ничего и не успел.
Итак, кто такие «успевашки», вы поняли? А кого называют «неуспевашками»? (Ответы детей) Ну, совсем как в следующем стихотворении.
Ученик читает стихотворение Олега Орача «Валя-неуспеваля».
— Валя, вставай, умывайся,
Завтрак готов, хватит спать.
— Валя, быстрей собирайся,
Ведь опоздаешь опять!
Валя с трудом просыпается,
Нежится, сладко зевает.
Долго с портфелем копается –
В школе звонок будет вскоре
На переменку. И вдруг
Ожил весь класс: в коридоре –
Валиных туфелек стук.
Если бы – без опоздания,
Это была бы не Валя!
Классом дано ей прозвание
Учитель. В самом деле, почему один всё успевает сделать, а другие и одного дела закончить не могут? Может быть, «успевашки» знают какую-то тайну времени, или часы у них по-другому ходят? Оказывается, «тайна времени» все-таки есть. И сейчас мы будем ее разгадывать.
Учитель вешает на доску плакат-маску (см. Приложение), на котором написаны три предложения, но они закрыты. Открывает первую запись.
Дети (читают хором). Взялся за дело – не отвлекайся.
Учитель. Поясните, пожалуйста.
Дети. Если делаешь уроки, не отвлекайся. Пошел в магазин – иди за покупками, а не стой и не болтай с другом.
Учитель открывает вторую запись.
Учитель. Читаем, поясняем.
Дети (читают хором). Делай все быстро.
Учитель. Посуду можно за три минуты вымыть, а можно и полчаса плескаться, если заодно играть с мыльными пузырями. Утром можно быстро умыться, а если этикетки читать, рассматривать бутылочки-шампуни, то и утра не хватит.
А ведь можно любое, даже неинтересное, дело делать быстро и с интересом. Попробуйте засечь время. Сколько времени ушло на это занятие? Попробуйте еще раз – теперь уже времени потребуется меньше. Но не забывайте при этом делать не только быстро, но и аккуратно.
А как же не забыть о каких-то делах? Как подсчитать, сколько времени уйдет на приготовление уроков, а сколько на прогулку? Вот тут-то мы и познакомимся с главной «тайной времени». И называется она… (Открывает третью запись.) Читаем.
Дети (читают хором). Режим дня.
Учитель. Что такое «режим дня»? (Ответы детей.) Обратимся к умной книге – толковому словарю. (Можно записать текст на доске или плакате.)
Режим – распорядок дел, действий. Например, режим дня, режим питания.
А ведь это непросто – научить себя делать все вовремя. Послушайте стихотворение.
Ученик читает стихотворение Игоря Мазнина «Одно из трудных дел».
Одно из самых трудных дел –
Не делать сразу двадцать дел.
Уметь все время
Иметь на все свой час и время:
Учитель. Сейчас мы попробуем свой день расписать по часам, то есть составить режим дня.
На доске учитель рисует таблицу «Режим дня».
Затем учитель раздает детям карточки, на которых записаны слова: «подъем», «зарядка», «дорога в школу», «обед», «отдых», «прогулка» и т.д. Дети совещаются и прикрепляют эти карточки напротив соответствующего времени. Учитель помогает детям наводящими вопросами, следит за ходом выполнения работы.
Учитель. Итак, проверим, что у вас получилось. 7.00 – подъём. Покажите на модели часов время подъема.
Обсуждение составленного детьми режима дня, анализ и исправление ошибок. Попутно дети учатся показывать время на модели часов.
Учитель. Молодцы! А теперь отдохнем . (Физкультминутка.)
Учитель. Чтобы усвоить материал, проведем игру «Закончи предложение».
Учитель читает детям начало предложения, дети заканчивают его. Предложения:
- Чистить зубы надо…(два раза в день, утром и вечером).
- Нужно всегда вставать…(в одно и то же время).
- Всегда мыть руки… (с мылом).
- Никогда не есть немытые… (овощи и фрукты).
- Во время еды нельзя… (разговаривать).
- Всегда в одно и то же время надо… (вставать, ложиться спать, делать уроки).
Учитель. Молодцы! А чтобы не забыть сделать все дела за день, вам придет на помощь пиктография. (Крепит карточку с данным словом на доску.) Что это такое? Кто читает журналы «Веселые картинки» или «Мурзилка», тот знает. (Показывает номера журналов, в которых встречаются тексты с использованием рисунков.)
Пиктография – это древнейшая форма письменности. Древние люди с помощью условных знаков-рисунков изображали предметы, события и действия . (Учитель показывает примеры такого письма.) Пиктография была особенно распространена у индейцев Северной Америки. Не исчезла пиктография и в наше время. Посмотрите на дорожные знаки.
Учитель показывает детям несколько рисунков дорожных знаков, например: («Дети», «Пункт питания», «Переход» и другие). Обсуждение знаков: где видели, о чем знак говорит, о чем предупреждает.
Учитель. Используется пиктография и для маркировки товаров. Например, на новой одежде можно увидеть такие знаки.
Учитель показывает несколько знаков-символов по уходу за одеждой (например, «химическая чистка запрещена», «изделие не выкручивать» и другие). Обсуждение знаков.
Учитель. Да, если мы присмотримся повнимательнее, то везде найдем какие-нибудь знаки. И все эти знаки мы называем словом, образованным от слова «пиктография». Значит, знаки какие. (Ответы детей.) Правильно, пиктографические.
Предлагаю и вам воспользоваться этим древнейшим изобретением. Есть дела, которые нужно делать не каждый день, но забывать о них нельзя. А как о них не забыть? Очень просто!
Берем альбомный лист, делим его по вертикали на три колонки. (Показывает.) В первой колонке («Дело») рисуем пиктографический знак. Например, веник. Это означает, что надо не забывать убраться в квартире. Дети вместе с учителем обсуждают, какие еще нужно нарисовать знаки и какие дела они обозначают (например, полить цветы, сходить в магазин, помыть посуду и другие.)
Источник
Режим дня зож для 5 класса