Влияние режима дня на детский организм
Мария Волкова
Влияние режима дня на детский организм
Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей, поэтому грамотно организованный режим пойдет на пользу не только малышу, но и его родителям. Соблюдение правильного режима дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, аппетит, улучшает сон, способствует нормальному физическому и психологическому развитию, укрепляет здоровье малыша.
Нарушение привычного распорядка приводит к ухудшению настроения ребенка, его капризам, пониженному эмоциональному фону и, как следствие, — к ослаблению иммунитета.
Для чего нужен режим дня? Каковы его основные составляющие? С какого возраста нужно приучать ребенка к режиму дня?
Для здоровья и развития ребенка имеет большое значение режим дня. Он организовывает жизнь и ребенка, и родителей и помогает справиться с множеством дел спокойно, без суеты. Еда, сон и прогулки в определенное время дисциплинируют малыша, который привыкает к распорядку и легче перестраивается с одного занятия на другое. Создание режима дня в соответствии с рекомендациями детских врачей и педагогов необходимо для воспитания гармоничной личности.
Организм ребенка приспосабливается к определенному биоритму и к сроку настраивается на прием пищи или сон, а все органы и системы функционируют в нем слаженно. Нарушения этого режима являются причиной не только капризов, но и болезней. Важно поддерживать здоровье ребенка и создавать условия для его благополучного роста и развития.
Обычно дети, которые привыкли к четкому распорядку дня, отличаются бодростью, жизнерадостностью и уравновешенностью. При изменении режима дня они становятся капризными. Обычно это связано с началом посещения детского сада или школы, когда сложно сразу приспособиться к новым условиям, и дети переутомляются, раздражаются и от этого плачут. Постепенно они адаптируются к новому режиму и вновь становятся послушными, не вызывающими у родителей особых проблем.
Если ребенок посещает детское учреждение, то он и его родители вынуждены придерживаться определенного режима дня. У не посещающих такие заведения детей образ жизни зависит от родителей. Обычно мамы по часам кормят и укладывают спать детей первых лет жизни регулярно выводят их на прогулку и т. д. Если режим дня по какой-либо причине изменяется, то ребенок начинает капризничать, у него нарушаются сон и аппетит, появляются возбуждение или вялость. Справиться с таким ребенком сложно, к тому же страдает его здоровье, поэтому мамы стараются все делать вовремя.
Для прекращения каприза можно, подражая ребенку, имитировать его плач, а затем, гладя на него, постепенно делать голос тише и тише. Часто детей сбивает с толку такое поведение родителя, а каприз заканчивается совместным смехом и примирением.
Дети постарше не всегда соблюдают режим дня, так как сами еще не в состоянии контролировать его, а взрослые относятся к ним иногда попустительски. Дети могут увлечься мультфильмами, отказаться от дневного сна, расшалиться вечером. Все это дестабилизирует их психику и является причиной капризов и непослушного поведения по вине родителей. Конечно, бывают исключения из правил или обстоятельства, когда приходится немного изменить привычный распорядок дня, но в целом необходимо ему следовать.
Режим дня помогает воспитывать в ребенке самостоятельность. Он знает, что необходимо мыть руки перед едой, убрать игрушки перед сном, и обычно без капризов соглашается это сделать. Распределение времени на различные занятия в течение дня и по дням недели помогает сделать нагрузку равномерной, в результате чего и ребенок будет менее подвержен переутомлению, а значит, учебно-игровая деятельность окажется более успешной.
В первые годы жизни закладывается характер ребенка, а к пяти годам он уже полностью сформирован, далее он будет только усиливаться, более отчетливо проявляться. Режим дня помогает выработать организованность, успевать выполнять действия в срок, способствует учебному процессу, который у малышей происходит в игровой форме.
У детей первых трех лет режим дня изменяется наиболее часто. Это связано с изменениями числа приемов пищи, продолжительностью ночного и частотой дневного сна. Распорядок дня направлен на воспитание и способствует росту, физическому и психологическому развитию, укреплению здоровья, а также развитию речи.
Дети дошкольного возраста отличаются повышенной утомляемостью. Для них характерна неустойчивость нервных процессов и быстрая истощаемость нервной системы, что является одной из причин капризов. Чередование различных видов деятельности помогает поддерживать хорошую работоспособность в течение дня. Смена деятельности приводит к активизации различных зон коры головного мозга, поэтому у ребенка поддерживается тонус и не возникает выраженной усталости.
Жизнедеятельность организма человека имеет определенные биоритмы, связанные со сменой дня и ночи. В течение дня активность ребенка изменяется. Максимальная работоспособность отмечается в 8-12 и 16-18 ч. В период с 14 до 16 ч ребенок проявляет наименьшую активность. Именно поэтому занятия, которые могут вызвать переутомление, планируют на первую половину дня, а после обеда устраивают тихий час (обычно сон). Учет биоритмов в создании распорядка дня помогает оптимально распределить нагрузку ребенка.
«Мы и наше здоровье. Организм человека». Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ в 3 классе Урок окружающего мира в 3 классе Цель: систематизировать, обобщить, проверить знания по изученному разделу. Планируемые предметные результаты.
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Мой организм и здоровье. Я ем. Как беречь зубы» Программное содержание: — расширить представление детей о зубах и их значение в жизнедеятельности человека — знакомить с правилами и методами.
Консультация «Роль родителей в выполнении режима дня» Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на.
Фотоотчет об участии в конкурсе «Здоровая еда — здоровый организм» В этом году моя воспитанница вместе с мамой участвовала в конкурсе «Здоровая еда – здоровый организм», номинации «Весело! Вкусно! Полезно!».
Проект «Радость режима дня» в группе раннего возраста Авторы: воспитатели Иванова Е. Г., Карачарова Н. П. Педагогический проект «Радость режима дня» в группе раннего возраста. Актуальность данной.
Проектная деятельность в средней группе. Неделя здоровья «Мой организм» Тема: «Мой организм» (Познаем себя) Продолжительность проекта: 22.01 – 26.01.2017 г. Возраст детей: 4-5 лет Участники проекта: воспитанники.
Утренняя гимнастика-важнейший компонент двигательного режима детей. Консультация для родителей Ох, как неохотно иногда мы встаем по утрам, особенно в зимний период времени, когда прохладно и хочется понежится в постели. Точно также.
Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.
Источник
Режим дня для детей. Почему важно его соблюдать?
Как вырастить здорового ребёнка?
Наверняка любящие родители не раз задавались этим вопросом. Чтобы ответить на него, нужно владеть знаниями разной тематики, и одна из них – режим дня.
Режим дня – распорядок жизни на протяжении суток, который включает в себя сон, двигательную активность и приёмы пищи.
Правила организации режима дня
- Режим следует устанавливать с первых дней жизни малыша.
- Соблюдение распорядка должно носить систематический характер, исключения не допускаются, кроме тех случаев, когда они на самом деле необходимы.
Почему нужно соблюдать режим дня?
- грамотно составленный распорядок дня способствует гармоничному физическому и нервной психическому развитию малыша;
- профилактирует переутомление;
- повышает иммунитет;
- обеспечивает спокойное, некапризное настроение;
- улучшает работоспособность, малыш меньше устаёт, так как он уже подготовлен к деятельности, которой ему предстоит заниматься, а на это затрачивается меньше энергии;
- помогает не потерять интерес к учёбе, играм и творческой деятельности;
- со временем формирует у детей правильное поведение, они становятся организованными, а это устраняет причины возникновения вредных привычек.
Значение сна в формировании здоровья детей и подростков
Сон – важный физиологический процесс, который необходим для роста и созревания ребёнка, нормальной работы центральной нервной системы и обмена веществ.
- во время сна гипофизом вырабатывается гормон роста – соматотропный гормон (СТГ);
- отдых, восстановление работы всех систем организма;
- метаболические превращения, усвоение различных веществ в тканях головного мозга, что способствует поддержанию работы нервных клеток;
- активация Т-лимфоцитов – клеток, которые борются с вирусными заболеваниями;
- адаптация организма к чередованию дня и ночи, что важно для нормального функционирования эндокринной системы.
Сколько часов должен спать ребёнок?
Последствия недостаточности сна
Для детей в первые несколько месяцев жизни можно организовывать сон на свежем воздухе. Сначала его продолжительность не должна превышать 20-30 минут 2 раза в день, а потом можно увеличить до 2-3 часов.
- отставание в развитии;
- формирование синдрома хронической депривации сна – состояние, при котором малыш лишается потребности во сне (схож с синдромом хронической усталости);
- сниженное, подавленное настроение;
- нарушение поведения;
- проблемы с концентрацией внимания, ухудшение памяти, снижение интеллекта;
- нежелание контактировать с окружающими;
- снижение иммунитета, что приводит к частым инфекционным заболеваниям, которые протекают тяжелее и дольше.
Двигательная активность. Сколько детям можно гулять?
Для нормального физического и нервно-психического развития малыша необходима рациональная физическая нагрузка. При правильно организованном распорядке дня обеспечивается здоровый сон, хороший аппетит и уравновешенность психики.
Недостаток движений плохо сказывается на обмене веществ, нарушает процессы роста ребёнка.
Стоит ограничивать время просмотра телевизора – для детей с 3 – 4 лет допускается не более 20 минут в день, а занятия за компьютером – не более 3 раз в неделю по 10 – 15 минут.
Источник
Консультация «Что даёт режим дня ребёнку»
Худякова Наталия
Консультация «Что даёт режим дня ребёнку»
Режим для дошкольника- это база для здоровья ребёнка, режим поможет развиваться, учиться и расти без вреда для здоровья.
Так же распорядок дня влияет на психологическое здоровье малыша. Если ваше чадо засыпает и просыпается в разное время, значит,и бодрствует он разное количество часов. Как результат утомляемость, раздражительность, возможны проявления агрессии и ослабление иммунитета.
Распорядок дня нужен как самому дошкольнику, так и взрослому.
Ребёнок,который живёт по режиму с детства, не приходит на ум отказаться ложиться спать, есть,гулять. Малыш сам будет охотно придерживаться распорядка дня, потому что это залог стабильности, спокойствия, которые так для него важны. По утрам есть время, не спеша одеться, никто его не подгоняет. Днём ритм жизни в семье предсказуем- все проходит мирно и без конфликтов. Вечером родители могут посвятить время себе.
Плюсы и минусы соблюдения режима
Не все психологи и педиатры сходятся во мнении о пользе введения в жизнь ребёнка чёткого распорядка дня. Есть как положительные, так и отрицательные отзывы в соблюдение режима. Выбор остаётся за родителями, только они могут понять действует ли распорядок дня на их ребёнка положительно или присутствует гораздо больше отрицательных моментов.
-Соблюдение жёсткого режимапротиворечит естественной биологии: организм ребёнка на уровне интуиции понимает свои потребности, и режим не является необходимостью.
— Режим- это своего рода насилие и принуждение делать «как надо». Далеко не каждому дошкольнику режим приносит психологическую пользу.
— Ребёнок- личность творческая, обладающая индивидуальностью и открытостью. А режим- это ограничения, которые нужны иногда больше родителям.
— Врачи считают,что именно соблюдение режима способствует укреплению здоровья; всему своёвремя: еде, сну, прогулкам и организм привыкает – сон становится крепким, а аппетит улучшается.
— Именно режим помогает организовать время ребёнка, а это значит, что всё будет предсказуемо, запланировано, как следствие, у дошкольника не будет чувства беспомощности от попадания в неожиданные ситуации, не будет суеты и беспокойства.
— Ребёнок, который привык к режиму нужно меньше контролировать. Это хорошо как для родителей, так и для школьника.
— Именно распорядок дня часто становится тем «спасательным кругом»,который спасает малыша в новом мире школы. Это та стабильность и неизменность, которая придаёт уверенности.
— Режим часто способствует формированию самодисциплины.
Важно понимать, что режим дня ребёнка- это не строгий график, когда с точностью до секунды нужно уложиться во время для выполнения задания, это хороший способ удовлетворить потребности крохи. Взрослея, распорядок дня у малыша и должен меняться.
Приучаем ребёнка к режиму дня
Если так сложилось, что ваш ребёнок не соблюдает режим дня или по каким-то причинам его распорядок сбился или попросту плохо вписывается в новые обстоятельства жизни дошкольника, то необходимо его изменить.
Делать нужно постепенно:
— — Не отклоняйтесь от режима, ни при каких условиях (приход гостей- не повод изменить режим)
— — Не заменяйте игры и прогулки на компьютер, планшет, телевизор;
— Покажите пример- обязательно сами соблюдайте режим, иначе ребёнок увидит, что распорядок дня необязателен.
Основные правила составления режима
Режим должен быть подходящим и удобным для вас и ребёнка
Важно учитывать биологические ритмы малыша, а не изменять их
Нет «верного» распорядка, есть возможный план. Вы можете вставать рано или, напротив, строить свой распорядок так,чтобы обязательно выспаться.
Если ежедневно повторяется режим во времени отхода ко сну,еде, времени для обучения, прогулок и игр- оказывает благотворное влияние на все физиологические процессы в организме и нервную систему ребёнка. Известно, что отсутствие нормального режима влияет на состояние дошкольника, ребёнок утомляется чувствует себя вялым или напротив.
Режим дня ребёнка подстраивается под жизненные обстоятельства, а так же под ритм,привычки и планы семьи:как самого малыша, так и его родителей, ритм семьи не совпадает с садиком.
Консультация для родителей «Что даёт ребенку чтение» • Уважаемые родители, задумаемся над тем, что дает ребенку чтение? Хорошо развитая речь ребенка – это: один из показателей регулярного чтения;.
Консультация для родителей «Режим дня и ребенок-дошкольник» Режим дня и ребенок дошкольник. Каждая мама и каждый папа мечтает, чтобы их мальчишка или девчонка были веселыми и жизнерадостными. Но мало.
Консультация для родителей «Режим дня. Это важно или нет?» Консультация для родителей «Режим дня. Это важно или нет?». Нет большей радости для родителей, чем видеть своего ребенка здоровым, закаленным. Чтобы.
Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребенка» Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребенка» Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления.
Консультация для родителей «Режим дня» Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Режим дня – это чередование различных видов деятельности и.
Консультация для родителей «Режим дня дошкольника, физкультура дома» Консультация для родителей «Режим дня дошкольника, физкультура дома» Подготовила: инструктор по физической культуре Мережко О. М. Режим.
Консультация для родителей «Режим дня и его значение в жизни ребенка» Консультация для родителей: «Режим дня и его значение в жизни ребенка в возрасте 2-3лет. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был здоров,.
Консультация для родителей «Режим дня в детском саду детей 2–3 лет» Нет большей радости для родителей, чем видеть своего ребенка здоровым, закаленным. Чтобы ребенок рос здоровым, уравновешенным, физически.
Консультация для родителей «Режим дня в жизни ребенка» Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей. Самое главное он укрепляет здоровье ребенка. Вместе с тем.
Консультация для родителей старшей группы «Режим дня в жизни ребенка» Правильно организованный режим дня имеет большое значение для развития детей, укрепления их здоровья. Вместе с тем он способствует выработке.
Источник