Режим дня — основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника
методическая разработка (1 класс) по теме
Лекторий для выступления на родительском собрании в начале учебного года по теме:»Режим дня первоклассника» . Небольшое выступление в основными этапами режима дня школьника. А также вопросы для опроса родителей по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Режим дня — основа сохранения и укрепления здоровья школьника».
информировать родителей о режиме дня первоклассника;
способствовать необходимости установления и соблюдения режима дня первоклассника; формировать у родителей правильное отношение к распорядку дня школьника.
Подготовительный этап . Социологический опрос родителей «Режим дня в жизни ребенка».
Проведение всеобуча для родителей.
Сочетание «режим дня» известно каждому присутствующему здесь. Но так ли существенна роль режима дня? Вот каковы результаты опроса «Режим дня в жизни ребенка» среди родителей нашего класса. (Знакомство с результатами опросника).
Так ли существенна роль режима дня школьника? Да. Режим дня для первоклассника приобретает особенно важное значение из-за изменения нагрузки и новых обязанностей, которые требуют от младших школьников большей собранности и дисциплинированности. Режим помогает правильно сочетать труд и отдых. Врачи утверждают, что режим дня – это лучшая мера, предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Режим может помочь сохранить нормальную работоспособность в течение дня, в течение всего учебного года.
Согласно исследованиям врачей-гигиенистов, работоспособность в течение дня бывает разная. Так, можно установить два пика трудоспособности. Первый пик приходится на промежуток времени с 8ч до 11ч утра – дети в это время находятся в школе. Затем происходит снижение трудоспособности. Второй пик приходится на промежуток времени между 16ч и 18ч, а потом идет резкий спад трудоспособности. Из этих данных следует, что выполнение домашних заданий после 18ч пользы не приносит, и эта работа может нанести скорее вред, чем пользу.
Как же должен быть распределен весь обычный день школьника?
Ребенку необходимо умыться, одеться, убрать за собой постель, позавтракать. Эти умения должны быть сформированы до того, как ребенок пойдет в школу. Необходимо обойтись без излишней спешки и нервозности, одергивания и покрикивания на детей.
Педиатры в один голос утверждают: семилетние дети должны спать минимум 10 часов в сутки. Это необходимо учитывать, составляя распорядок дня ребенка. Будить школьника желательно за час до выхода из дома, потому что, по мнению специалистов, за это время ребенок успевает до конца проснуться и может нормально работать на первом уроке. А дети, которые просыпаются 15 минут до выхода из дома, на первом уроке просто спят. Имейте в виду: что в школу ребенка нужно приводить за 15 минут до начала урока. Ведь младшие школьники тратят много времени на то, чтобы переодеться и приготовиться к уроку.
Кормить ребенка завтраком или нет? Обязательно кормите ребенка горячим завтраком . Это может быть яичница, горячая молочная каша или блюдо из творога. Есть дети, которые просто не привыкли кушать рано утром. Но на голодный желудок выходить из дома не стоит: «Пустое брюхо к ученью глухо», — утверждает народная мудрость. Приучайте ребенка съедать хотя бы фрукты, пить сладкий чай или какао. Этого ему хватит, чтобы дождаться школьного завтрака после первого урока. Помните, что у детей, регулярно не завтракающих перед выходом в школу, снижается работоспособность и концентрация внимания, ухудшается память.
Учтите такую вещь: «у жаворонков» аппетит выше в первую половину дня, а «совы» за завтраком едва ковыряют ложкой в тарелке, зато ужин съедают с большим аппетитом. Отнеситесь к этим особенностям ребенка с пониманием. (Но, чтобы узнать хронотип вашего ребенка необходимо пройти тест).
Выберите самый безопасный маршрут от дома до школы, обратите внимание на проезжую часть, пешеходный переход. Несколько раз пройдите этот маршрут вместе с ребенком.
Занятия в школе.
Дорога из школы домой.
Нужно сделать обязательным требование: после школы сразу домой.
Переодевание после школы.
Школьнику нужен горячий обед. Желательно, чтобы он состоял из салата, супа, мясного или рыбного блюда с гарниром, напитка.
Можно его использовать на сон, прогулку, отдых, выполнение посильной работы по дому.
Многие дети 6-7 лет все еще не прочь поспать днем. Педиатры советуют не отменять дневной сон как можно дольше. А после сна хорошо бы прогуляться на свежем воздухе.
Стоит прислушаться к мнению врачей по поводу распределения свободного времени:
-не меньше 3 часов должно отводиться на прогулку и подвижные игры;
-30-40 минут – на посильную работу по дому;
-1 час – на самообслуживание;
— оставшееся время — на кружки, секции;
— на подготовку учебных заданий учащимся 1 класса отводится 1 час.
Вечером следует отвести время для общения с ребенком.
Подготовка ко сну.
Это основные элементы режима дня для ученика 1 класса. Составьте для своего ребенка распорядок дня с учетом особенностей жизни вашей семьи. Приучайте ребенка к его соблюдению. На привыкание к новому распорядку может уйти от двух недель до двух месяцев. Это будет зависеть и от ребенка, и от умения взрослого строго следовать своим требованиям. Желательно, чтобы табличка с таким режимом дня лежала на рабочем столе первоклассника.
Вопросы анкеты «Режим дня в жизни ребенка».
- Существует ли в вашей семье определенный распорядок, режим дня?
Да. Нет. Затрудняюсь ответить.
- Если существует, то в течение какого периода времени?
- Ощущаете ли вы полезность соблюдения режима дня
- Может ли оказывать влияние соблюдения режима дня на самочувствие вашего ребенка?
5.Связано ли соблюдение режима дня ребенка напрямую с сохранением и укреплением его здоровья?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровье можно рассматривать как «правильную деятельность животного организма» или просто «то или иное состояние организма…». Обратимся к ещё одному определению, которое можно определить .
Данная презентация поможет интереснее провести родительское собрание по аналогичной теме.
Презентация к родительскому собранию «Режим дня- основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника».
Основные задачи данного собрания: показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника; убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполн.
Консультация для родителей.
Режим дня – основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника. Трудности и возможности 7-8 летнего ребенка. Итоги адаптационного периода Цели: Способствовать осознанию родителями ответ.
Источник
Родительское собрание «РЕЖИМ ДНЯ – ОСНОВА СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПЕРВОКЛАССНИКА»
учебно-методический материал (1 класс) по теме
Основные задачи данного собрания: показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника; убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezhim_dnya_-_osnova_sokhraneniya_rod_sobr.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Режим дня – основа сохранения
и укрепления здоровья первоклассника
Хорошими людьми становятся больше
от упражнений, чем от природы.
Задачи: — показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и
выполнения режима дня школьника;
— убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки
выполнения режима дня.
Форма проведения: семинар – практикум.
Подготовительная работа к собранию:
1) Анкетирование учащихся класса.
— В котором часу ты встаешь утром?
— Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?
— Ты встаешь охотно или с трудом?
— Какие процедуры входят в твой утренний туалет?
— Делаешь ли ты зарядку по утрам?
— Ты делаешь её один или вместе с родителями?
— Как долго ты делаешь уроки?
— Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители?
— Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задание?
— В котором часу ты идешь спать?
2) Анкетирование родителей учащихся класса.
— Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнения им режима дня?
— Ваш ребенок встает сам или вы его будите?
— Он встает охотно или с трудом?
— Как вы на это реагируете?
— Занимаетесь ли вы закаливание собственного ребенка?
— Делает ли ваш ребенок зарядку?
— Являетесь ли вы для него в этом примером?
— Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?
— Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
— Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?
— Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?
— Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?
режима дня первоклассника
Зарядка, умывание, уборка постели — 7.00 – 7.30
Завтрак — 7.30 – 7.50
Дорога в школу — 7.50 – 8.10
Занятия в школе — 8.30 – 12.30
Прогулка на свежем воздухе — 12.30 – 13.30
Обед, отдых — 13.30 – 14.00
Приготовление уроков — 14.00 – 15.00
Свободное время — 15.00 – 19.00
Ужин — 19.00 – 19.30
Свободное время — 19.30 – 20.30
Личная гигиена, подготовка ко сну — 20.30 – 21.00
3) Разработка памяток для родителей по созданию условий ребенку для выполнения режима дня.
Памятка для родителей №1.
Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка.
Папы и Мамы! Помните!
Дефицит двигательной активности ребенка – первоклассника составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.
Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
Приучать ребенка своего ребенка к гимнастике с 2 – 3 лет.
Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
Включать веселую и ритмичную музыку.
Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.
Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.
Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.
Памятка для родителей №2.
Как проводить оздоровительные минутки
при выполнении домашних заданий первоклассников.
Оздоровительная минутка проводится через каждые 10 – 15 минут выполнения заданий.
Общая продолжительность оздоровительных минутки не более 3 минут.
Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнять упражнения для рук: сжимание и разжимание, потряхивание кистями и т.д.
Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения. Они могут быть такими:
А. «Моем руки» — энергичное потирание ладошкой о ладошку.
Б. «Моем окна» — попеременное, активное протирание воображаемого окна.
В. «Ловим бабочку» — воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.
После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивание, приседание, повороты туловища в разные стороны.
Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скалка, обруч, гантели и т.д.
Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!
Упражнения при подготовке домашних заданий
Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий:
Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 6-5 раз.
Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.
Исходное положение – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4 – 5 раз.
Исходное положение – сидя, посмотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15 – 20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, затем опустить руку.
Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5 – 6 раз.
«Рисование картины». Найти в комнате какой-нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней стороны.
Классный руководитель приводит цифры статистики, тем самым подчеркивая актуальность выбранной темы для собрания.
Статистика актуальности темы:
Лишь 20 – 25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе.
К концу первой четверти худеют 30% учащихся-первоклассников.
15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желание учиться.
Треть учащихся-первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения.
10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести
20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.
Лишь 24% первоклассников выдерживают ночной норматив сна.
Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.
I. Вступительное слово классного руководителя
Начало обучения ребенка в школе – это, в первую очередь, экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребенка, со временем есть вероятность того, что ребенок войдет в одну из статистических групп, приведенных на доске.
Отсутствия у родителей понимания проблемы, незнание своего ребенка, родительский эгоизм и тщеславие, неумение и нежелание наладить контакт со своим ребенком, поддержать его в этот весьма непростой период жизни может привести к стрессам и трагедиям всего периода обучения в школе.
Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника.
Сочетание «режим дня» известно каждому присутствующему здесь, но некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенком как некую догму.
Значение режима увеличивается не только из-за изменения нагрузки, но ещё и потому, что новые обязанности требуют от младших школьников большей собранности и дисциплинированности. Режим помогает правильно сочетать труд и отдых. Врачи утверждают, что режим дня – это лучшая мера, предупреждающая возбудимость и раздражительность детей. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:
— снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;
— повышение количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
— рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
— изменения почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье.
II. Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня
Родители делятся на группы и разрабатывают запретительные законы для родителей класса, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребенком режима дня. Родители работают в группа в течении 20 минут, затем каждая группа выступает с докладом. На основе групповых запретов составляется общий свод родительских «НЕЛЬЗЯ», который записывается в родительский дневник.
Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов.
Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания.
Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.
Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права.
Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности.
Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.
Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий.
Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки.
Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры.
Ругать ребенка перед сном.
Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время.
Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.
Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
III. Знакомство родителей с рекомендуемым режимом дня школьника.
IV. Выступление представителей родительского комитета.
IV. Беседа с родителями отдельных учащихся, приглашение их на индивидуальную консультацию по проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию «Режим дня- основа сохранения и укрепления здоровья первоклассника».
Данная методическая разработка в полном объёме раскрывает значение соблюдения режима дня первоклассника.
Сочетание « режим дня» известно каждому. Режим дня для первоклассника приобретает особенно важное значение, его следует рассматривать как «установленный порядок чего-нибудь», так писал С.И.Ожего.
Задачи: показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника; убедить родителей в необходимости формирования у ребёнка привычки выполнения режима дня.Форма пров.
Данный материал предназначен для проведения родительского собрания в 1 классе.
Вступительное слово классного руководителя:Статистика актуальности темы.Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания. Работоспособность детейПримерный вариант режима дня младшего шко.
Источник