Меню

Режим дня как условие сохранения здоровья ребенка

«Режим дня дошкольника и его роль в охране здоровья детей»
консультация (старшая группа)

Долг родителей — укреплять здоровье детей. Нормальное развитие и состояние здоровья обеспечивается созданием оптимальных условий — организацией правильного режима дня. Приучая детей к определённому режиму, мы воспитываем у них полезные привычки. Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет.

Скачать:

Вложение Размер
rezhim_dnya_doshkolnika_i_ego_rol_v_ohrane_zdorovya_detey.docx 17.53 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Консультация для родителей

«Режим дня дошкольника и его роль в охране здоровья детей»

Долг родителей — укреплять здоровье детей. Нормальное развитие и состояние здоровья обеспечивается созданием оптимальных условий — организацией правильного режима дня. Приучая детей к определённому режиму, мы воспитываем у них полезные привычки. Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет.

Так что же такое режим дня ребёнка? Режим — это правильное распределение времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребёнка: сон, приём пищи, общение с внешним миром.

Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребёнка, предохраняет нервную систему от переутомления, содержит оптимальные условия для физического и психического развития.

Родители должны знать, что в детском саду режим дня строится согласно возрасту детей, поэтому дома, в выходные и праздничные дни, или во время болезни ребёнка, важно придерживаться этого же режима дня — это является условием сохранения здоровья ребёнка.

Важнейший компонент режима — сон. Установите чёткое расписание отхода ко сну. Для начала определите, сколько сна надо ребёнку: дети 3-4 лет спят 14 часов в сутки, 5-6 лет — 13 часов, 7-8 лет — 12 часов. Из этого времени необходимо выделить 1,5-2 часа для дневного сна. Дети должны ложиться спать не позднее 8-9 часов вечера. Родителям необходимо следить, чтобы перед сном ребёнок играл в спокойные игры. Выспавшийся и отдохнувший ребёнок по утрам свежий и бодрый, полный сил и энергии.

Большое внимание должно быть уделено питанию. Режим питания важен в любом возрасте, но его значение особенно велико для детей. В детском возрасте происходит активный рост и созревание организма. Нерегулярное питание создаёт благоприятную почву для возникновения различного рода нарушений здоровья, в то время как регулярное питание обеспечивает равномерную нагрузку в системе пищеварения в течении всего дня. Учитывая особенности пищеварительной системы детей, в дошкольном возрасте предусматривается 4-5 приёмов пищи через каждые 3-4 часа. Первая еда даётся не позднее чем через час после пробуждения, а последняя — за 1,5-2 часа до сна. Потребность в регулярном приёме пищи является законной нормой организма дошкольника.

Прогулки. Как бы точно не соблюдалось время сна и приёма пищи, режим нельзя признать правильным, если в нём не предусмотрено время для прогулок.

Дети должны проводить на свежем воздухе как можно больше времени. Ежедневное пребывание ребёнка на свежем воздухе — необходимое условие предупреждения простудных заболеваний, способствует закаливанию и повышает иммунитет.

В летнее время дети могут находиться на улице более 6 часов в день, в осеннее и зимнее время дети должны быть на воздухе не менее 4-х часов. Если погода неблагоприятная, то прогулку можно сократить, но не отменять. Лучшее время для прогулок — между завтраком и обедом (2- 2,5 часа) и после дневного сна.

В холодное время года подвижность иных детей ограничивают тем, что неправильно одевают их, слишком кутают. Детям одинаково вредно как перегреваться, так и переохлаждаться. Детей нужно одевать не теплее, чем одеваются взрослые, а возможно, даже легче, Одевая ребёнка, помните, что дети мёрзнут меньше, чем взрослые, и больше двигаются. Многие мамы, собираясь на прогулку, стараются одеть ребёнка теплее «Чтобы не заболел». А на самом деле ребенок, которому громоздкая одежда мешает двигаться, начинает существенно отставать в физическом развитии. К тому же тепло одетый ребёнок сильно потеет и имеет гораздо больше шансов заболеть.

С наступлением теплых весенних дней дети почти целые дни проводят на свежем воздухе. Весной также очень важно следить, чтобы ребенок был одет по погоде. Очень удобны куртки или комбинезоны на синтепоновой подкладке: они лёгкие и достаточно тёплые.

Летом в жаркую погоду необходимо носить одежду из хлопчатобумажной ткани, на голове должна быть панамка из светлой ткани или шапочка с козырьком для защиты от солнца.

Детям целесообразно выделять специальное время для занятий и самостоятельной деятельности, предусматривать основные элементы физического воспитания и закаливания: утреннюю гимнастику, обливания или душ.

На протяжении всего дошкольного периода режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Насколько более тщательно будет выполняться режим дня, настолько это положительно отразится на всех сторонах жизни и здоровья ребёнок

Источник

Консультация для родителей «Правильный режим – главное условие сохранения здоровья ребенка»
консультация (старшая группа)

Режим является важнейшим условием успешного физического воспитания и здорового образа жизни. Выполнение режима благотворно влияет на нервную систему ребенка, обеспечивает нормальное функционирование всех его органов и оказывает большое значение для развития умственных способностей детей.

Скачать:

Вложение Размер
kons_rezhim_doshkolnika.docx 165.45 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Подготовила Озерова Е.Ф.

Правильный режим – главное условие

сохранения здоровья ребенка

Одним из первых и важнейших правил сохранения здоровья является соблюдение правильно организованного режима дня у ребенка. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий ,можно назвать это обязательным условием правильного воспитания ребенка.

На основе передового опыта дошкольных учреждений и достижений педагогической науки выработан примерный режим дня для каждой возрастной группы ДОУ, который включен в «Программу воспитания в детском саду».

Режим является важнейшим условием успешного физического воспитания и здорового образа жизни. Выполнение режима благотворно влияет на нервную систему ребенка, обеспечивает нормальное функционирование всех его органов и оказывает большое значение для развития умственных способностей детей. Дети, живущие по строгому режиму, любознательны, активны на занятиях и в повседневной жизни. Они растут организованными,дисциплинированными, послушными и самостоятельными. Точное выполнение режима дня способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитывает у детей чувство времени.

Программами обучения и воспитания в нашем дошкольном учреждении предусматриваются развивающие занятия. В старшей группе (5–6 лет) – два занятия в день по 20–25 минут с перерывом 10 минут, постепенно занятия

приобретают характер обучения. Гигиеническими исследованиями показано, что занятия по развитию речи, ФЭМП, ознакомлению с окружающим миром

более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление ,поэтому нагрузка

Одним из средств физического воспитания является правильное проведение режима, составленного для каждой возрастной группы детей с учетом их психофизиологических особенностей. Если режим осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят, просыпаются бодрыми и веселыми.

В режиме дня нашей возрастной группы 5-6 лет указано примерное время, протекающее от включения первого ребенка в данный режимный процесс до его окончания последним ребенком.

Важно сохранять принцип постепенности при проведении всех режимных моментов и

вносить сезонные изменения в режим дня. В программе старшей группы предложены режимы, как для холодного, так и для теплого времени года.

В зимнее время в связи с особенностями погоды и большим числом занятий с детьми несколько сокращается пребывание ребенка на воздухе в течение дня.

Поэтому особое значение приобретает прогулка, которую крайне важно проводить систематически не менее 2 раз в день. Летом и в другие теплые периоды года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, так как число занятий сокращается до одного и почти все режимные процессы по возможности проводятся на участке. Большинство занятий с детьми – физкультурные , по ознакомлению с окружающим миром и т.д. – также проводятся на свежем воздухе.

Для того чтобы прогулка была не только полезной, но и интересной: проводятся подвижные игры, спортивные развлечения,дети знакомятся с окружающим миром, с природой, с работой взрослых на участке, на улице, привлекаются к посильной для них работе в саду.

При осуществлении режима стараемся обеспечить своевременную смену видов деятельности детей.

Планируя работу мы предусматриваем, чтобы занятия, на которых дети

двигаются мало (ФЭМП, рисованию и др.), сменялись физкультурными и музыкальными занятиями. Для снятия у детей признаков утомления (возбуждение, невнимательность, двигательное беспокойство и т.п.) проводятся физкультурные минутки,динамические паузы.

В периоды времени, отводимые в режиме для самостоятельной деятельности детей, большое внимание уделяется обеспечению их двигательной активности. А основным видом деятельности по прежнему остаются игры, дидактические,сюжетно-ролевые,подвижные и т.д Через содержание игры происходит усвоение различных умений и знаний,развитие умственных способностей, так как дети по условиям игры должны уметь находить характерные признаки в предметах,группировать,сравнивать, классифицировать по определенным признакам, делатьвыводы, обобщения.Наряду с этими мыслительными операциями у ребенка формируется познавательный интерес к учебе.Таким образом организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу и не вызывает утомления.У ребенка, приученого к распорядку ,потребности в сне и отдыхе .бодрствовании наступают через определенные промежутки времени и соровождаются ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов .вот почему такое важное значение режим дня имеет в жизни ребенка –дошкольника.

Приучайте своего ребенка соблюдать режим дня и правильно чередовать нагрузки с отдыхом, чаще хвалите малыша, окружайте заботой и лаской, и тогда он будет всегда радовать вас хорошим настроением и здоровьем.

В.А.Зебзеева «Организация режимных процессов в ДОУ»

«Режим дня и его влияние на организм» Лячина А.В.

Источник

Статья «Режим дня – одна из составляющих сохранения и укрепления здоровья детей»
статья по теме

Статья предназаначена для родителей, будущих мам и молодых педагогов дошкольных учреждений.

Скачать:

Вложение Размер
rezhim_dnya_-_odna_iz_sostavlyayushchih_sohraneniya_i_ukrepleniya_zdorovya_detey_2.docx 19.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Режим дня – одна из составляющих сохранения и укрепления здоровья детей»

Фундамент здоровья человека закладывается в раннем дет стве. В связи с этим, для воспитания здорового человека, правильного формирования личности огромное значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

Режим дня включает в себя четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, улучшает работоспособность, обеспечивает успешное осуществление разнообразной деятельности, тем самым предохраняет от переутомления.

Организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды про текают с различной интенсивностью; морфофункциональное со зревание отдельных систем и органов происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию на него внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования: 1) определенную продолжи тельность занятий, труда и рациональное сочетание их с отдыхом; 2) регулярное питание; 3) полноценный сон; 4) достаточное пре бывание на воздухе. Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию физиоло гических систем и внутренних органов организма, обеспечивает уравновешенное, бод рое состояние ребенка, оберегает нервную систему от пере утомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым усло виям. Устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

Ведущее место среди многочисленных условий, обеспечивающих необходи мый уровень физического и психического развития ребенка, принадлежит ра циональному режиму дня. Основ ной принцип правильного построения режима дня его соответствие возрастным психофизиологическим особенно стям дошкольника, заключаются в удовлетво рении потребностей организма во сне, отдыхе, пище, деятельности, движении. «Программой воспи тания и обучения в детском саду» предусмотрен свой режим дня для каждой возрастной группы, включающий в себя разнообразные виды деятельности, для детей физические и умственные нагрузки, а также отдых.

Известно, какое значение придавал режиму дня выдающийся советский педагог А. С. Макаренко. Он считал, что режим — это средство воспитания; правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключений.

Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, в основном, отличаются дисциплинированностью, умением трудиться, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, у них хороший аппетит. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.

В том случае, если режим отвечает социальным и биологическим потребностям ребенка, всегда четко и правильно выполняется, способствует регулированию самих потребностей. Правильно организованная трудовая и учебная деятель ность, не только обеспечивает сохранение устойчивой работоспособности и высокую продуктивность заня тий, но и воспитывает у детей привычку и потребность трудиться, стремление к знаниям, усидчивость, любознательность. Регулярное питание благоприятствует хорошему аппетиту, так как у ребенка через определенные промежутки времени появляется потребность в пище, что способствует полноценному усвоению его компонентов. Дневной и ночной сон, организованный, как правило, в одни и те же часы, помогает формировать у ребенка привычку засыпать быстро, без каких-либо дополнительных воздействий, что явля ется одним из важнейших условий спокойного сна, в процессе которого происходит восстановление сил и необходимой активности ребенка. В дальнейшем, рациональный режим способствует укреплению здоровья и оказывает положительное воспитательное воздействие на ребенка.

Следовательно, режимы дня для детей разного возраста должны обеспечить: длительность бодрствования, которая соответствует пределу функ циональной работоспособности нервной системы; необходимое количество часов сна в сутки для полноценного отдыха; после довательность и чередование приема пищи, сна и бодрствования с учетом возможностей организма ребенка. Нельзя забывать, что для правильной реализации режима большое значение имеет и качественный уровень проведения каждого из его процессов.

Наблюдения показали, что в тех детских учреждениях, где режим дня выполняется в соответствии с гигиеническими тре бованиями и все виды деятельности проводятся на высоком педагогическом уровне, достигаются высокие показатели.

Если же отдельные режимные процессы, в первую очередь такие, как прогулка, занятия, сон, проводить недостаточно качественно, у воспитанников к концу дня возни кает усталость, возможен эмоциональный спад, что, в конечном счете, приведет к не благоприятному влиянию на их здоровье и развитие.

Для правильного выполнения режима, четкого и последова тельного осуществления всех его процессов необходимо своевременно формировать у детей дошкольного навыки самообслуживания, воспитывать самостоятельность.

Имеется ряд причин, от которых зависит уровень развития навыков самообслуживания у ребенка: состояния здоровья, особенностей высшей нервной деятельности, общего развития. Самое главное для целенаправленного воспитания, использования единых педагогических приемов в дошкольном учреж дении и в семье.

Эффективная реализация режима дня в дошкольном учрежде нии возможна в том случае, если: время, отведенное для организо ванной и самостоятельной деятельности, используется с мак симальной результативностью для общего развития и укреп ления здоровья детей. От постоян ного контакта педагогов с медицинскими работниками дошколь ного учреждения и родителями зависит правильность выполнения режима, его оздоровительное и воспитательное влияние на детей во многом зависят. При ежедневном общении воспитателя с детьми своей группы появляется возможность, позволяющая ему заметить малейшее неблагополучие в состоянии здоровья ребенка, отклонение в его поведении. Важно всегда быть внимательным к детям, знать, как они ведут себя тогда, когда здоровы.

Для укрепления здоровья и нормального развития ребенка важно, чтобы режим дня выполнялся на протяжении всего пе риода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста, сохраняя постоянство, последовательность и постепенность в проведении режимных процессов.

Режим дня детей разного возраста включает в себя примерно одни и те же для всех дошкольных групп виды деятельности и отдыха.

Основные принципы построения режима являются общими для разных возрастных групп, однако в каждой из них имеется своя специфика. Правильная организация режима дня детей до школьного возраста предполагает как учет морфофункциональных и психофизиологических особенностей детей, так и исполь зование на каждом возрастном этапе соответствующих педаго гических приемов и методов.

В младшем дошкольном возрасте умения и навыки в различ ных видах самообслуживания недостаточно прочно сформированы у детей, поэтому воспитатель постоянно помогает ре бенку и контролирует выполнение многих его действий. Изменение режима с возрастом — это не только уменьшение или увеличение времени требуемого на ту или иную деятельность, но и качественное пре образование всего педагогического процесса и всех составляющих его частей.

Посте пенно приобщая детей к новым видам деятельности, меняется и характер организации режимных процессов. Подход к ребенку со стороны взрослого — к воспитаннику предъявляются новые, более высокие требования, активизирую щие самостоятельность.

Навыки детей старшего дошкольного возраста становятся более крепкими, это позволяет освободить больше времени для развития творческой деятельности, игры, развития движений.

Работая со старшими дошкольниками, мы опираемся на осознанное отноше ние ребенка к совершаемым действиям, умение в определенной мере контролировать свое поведение, оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Реализация основ здорового образа жизни, выполнения рационального жизненного распорядка, усвоения детьми правил гигиены, включая: полноценное питание, достаточную двигательную активность в течение дня, необходимый объем гигиенической грамотности. Как ребенок относится к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках.

Ребенок дошкольного возраста проходит свой путь не только, находясь в дошкольном учреждении с педагогами, но и дома с родителями. Поэтому только при тесном контакте детского сада и семьи, благодаря объединению совместных усилий родителей и воспитателей малышам обеспечивается эмоциональный комфорт и двойная защита, интересная и содержательная жизнь, как в детском саду, так и дома.

Источник

Читайте также:  Акрил вред для здоровья
Adblock
detector