Режим дня как фактор формирующий здоровье
Современная жизнь диктует ребёнку активный образ жизни. Всё более усложняющаяся школьная программа, эксперименты взрослых по улучшению образования увеличивают нагрузку на детей. Дополнительные занятия: плавание, танцы, музыка, рисование и другие занимают много времени. Человек из последних сил старается всё успеть, не спит ночами, днями и получает результат – снижается иммунитет, начинаются частые заболевания. В последние годы состояние здоровья учащихся ухудшается. Растёт число хронических заболевания, стрессовых и депрессивных состояний, физических отклонений подростков. Эти негативные процессы могут быть обусловлены нарушениями режима дня. При соблюдении режима дня образуются условные рефлексы. Например: установленное время пребывания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению. Актуальность темы обусловлена тем, что состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость ребёнка в школе зависит от того, насколько правильно организован режим дня школьника.
Цель исследования – выяснить значение режима дня младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности.
Задачи:
– сформировать представления о режиме дня и его компонентах;
– развивать познавательное отношение и интерес к изучаемой теме;
– воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Объект исследования – режим дня.
Предмет исследования – отношение младших школьников к режиму дня.
Методы исследования:
1. Обработка литературных источников.
2. Анкетирование учащихся.
3. Статистическая обработка результатов.
1. Режим дня, как один из элементов здорового образа жизни и его влияние на организм
1.1. Основные элементы здорового образа жизни
Многим кажется, что здоровье будет постоянно, что оно будет всегда. Большая часть людей пользуется своим здоровьем, а не производит и поддерживает его, негативное влияние вносит также и загрязнение окружающей среды, и высокие уровни стрессовых состояний. Однако общеизвестно, что главной и самой серьёзной причиной являются нерациональный образ жизни, неоптимальное использование достижений в науках о человеке, о его резервах, физических возможностях.
Здоровье человека зависит от:
– состояния медицины – на 10 %;
– влияния экологических факторов – на 20–25 %;
– генетических факторов – на 20 %;
– условий и образа жизни – на 50 %.
Здоровый образ жизни усиливает адаптацию возможностей организма, способствует восстановлению, поддержанию и развитию его резервов, а так же выполнению нагрузок.
Одним из факторов, влияющих на среднюю продолжительность жизни человека, считается уровень культуры и благосостояния общества, а физическая культура – часть общей культуры.
Важнейшим правилом сохранения здоровья – является соблюдение правильно организованного режима дня!
1.2. Режим дня и биоритмы человека
Современная жизнь диктует человеку активный образ жизни, несмотря на то, что в его организме заложена собственная программа жизни – биологические ритмы. Распорядок дня для здорового образа жизни связан с этим явлением. Всё живое на земле подвержено влиянию биоритмов.
Биоритмы – это периодическая динамика интенсивности физиологических процессов. У человека с ними могут быть связаны и психоэмоциональные колебания. Ритмы поддерживают функционирование нашего организма. Механизм биоритмов сложен, нужно знать, что биоритмы – «внутренние часы», обеспечивающие развитие и гармонию жизни в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды.
Суточные ритмы человека
Фаза замедления биоритмов.
Повышение психической активности, сердце работает с полной нагрузкой.
Повышение активности, период мобилизации всех сил.
Энергетический спад, организм нуждается в отдыхе.
Время подъёма активности, максимальная частота сердечных сокращений.
Психическая стабильность на нуле, скорость реакции организма минимальная.
Время нормализации психического состояния, продуктивного запоминания текстов, обострения памяти.
Организм готовится к отдыху, работа по восстановлению клеток.
Между ритмом жизни и здоровьем прямая и тесная связь. Ритм – это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма – потеря здоровья. Можно увидеть колебания биоритмов в течение суток и года.
В течение суток: динамика работоспособности формируется физиологией.
Исследования показали, что: 8.00–12.00 – наибольшая работоспособность у человека, с 2.00 до 16.00 – период наименьшей работоспособности. Кроме того, суточные биоритмы сказываются на отдельных сторонах работоспособности. Например, выяснилось, что в первой половине дня (до 13.00) лучше удаются действия, связанные с выносливостью, с запоминанием бессмысленной информации, во второй (до 21.00) – с гибкостью. При этом время 13.00 и 21.00 – это критические точки, когда физическая нагрузка становится вредной для системы кровообращения.
Изменение работоспособности в течение суток представлено на рис. 1.
Динамика недельной работоспособности определяется психологическими механизмами, то есть «усталостью от работы».
В течение недели: понедельник-вторник – вхождение в рабочий режим «врабатывание»; среда-четверг- устойчивая работоспособность; пятница-суббота – период снижения результатов и работоспособности.
Соблюдение режима дня позволяет рационально планировать свои дела максимально приблизив их к биологическим возможностям организма.
Режим дня – это правильное распределение времени на работу и отдых или можно сказать – это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток.
Рис. 1. Динамика работоспособности
1.3. Соблюдение режима дня и последствия его нарушения
Чтоб здоровье сохранить
Организм свой укрепить
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня!
Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. Необходимо приучаться соблюдать режим дня. Это понятие включает в себя следующие моменты:
1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;
2) рациональное питание в одни и те же часы;
3) определенное время для приготовления уроков, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.
Соблюдение режима дня способствует:
– нормальному росту и развитию детей;
– восстановлению нервной системы;
– бодрое состояние в течение длительного времени;
– помогает выработать полезные привычки и навыки;
– способствует укреплению воли.
Несоблюдение режима дня приводит к:
– отставанию в физическом и умственном развитии;
– заболеваниям сердечно-сосудистой системы;
Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на организм. Работоспособность уменьшается, успеваемость снижается, а с течением времени появляются и признаки расстройства здоровья. Соблюдая режим дня – мы формируем условные рефлексы следования здоровому образу жизни и внутренне готовим организм к выполнению определённых видов работы.
Например, если мы в одно и то же время делаем уроки, организм привыкает и к этому времени вырабатывает способность собраться, сконцентрироваться, происходит не только психологический, но физиологический настрой – усиливается дыхание, кровообращение, активность мозга, это позволяет быстрее и лучше выполнить необходимое задание.
Если питаемся в одно и то же время, происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что повышает эффективность пищеварения. Усвоение питательных веществ, в данном случае максимальное, что особенно важно для растущего организма. Если человек ежедневно, в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, что вырабатывает рефлекс на время, этих действия формируют динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.
Важна последовательная повторяемость действий в определённое время. Таковы биологические и физиологические основы режима дня.
Нужно помнить, что состояние организма зависит от колебательных ритмических явлений внешней среды – смены света и темноты, метеофакторов, смены времени года, солнечной активности на примере магнитного поля земли.
1.4. Определение и структура рационального режима дня
Необходимо учитывать вышеперечисленные факторы и соблюдать простые, но необходимые требования:
– выполнение различных видов деятельности строго в определенное время;
– рациональное чередование работы и отдыха;
– регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день и в одни и те же часы;
– занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;
– пребывание на чистом воздухе, не менее 2–3 часов в день;
– строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно ночной сон в одно и то же время.
В табл. 1. представлена примерная структура режима дня для школьников разной возрастной категории.
Источник
Составляющие факторы здорового образа жизни
6. Эмоциональное состояние
1.Режим дня— это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. 
Соблюдение режима дня — одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека. При его соблюдении вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т.е. вырабатывается стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности. Режим дня имеет гигиеническое и воспитательное значение, формируются культурно-гигиенические навыки, и осуществляется охрана организма от переутомления и перевозбуждения. При четком выполнении режима дня у ребенка формируются качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе.
2. Сон — это наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения. 
Сон — один из важнейших составляющих режима дня и здорового образа жизни. Под понятием сон подразумевается физиологическая защита организма, потребность в нем обусловлена сложными психическими процессами. Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Хронические недосыпания способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных сил организма и снижению защитных сил организма. Режим сна детей складывается из ночного — примерно десять часов тридцать минут, и дневного сна — примерно два часа.
Гигиеной сна предусматривается укладывание на сон и подъем в одно и то же время. Для лучшего и более полезного сна нужно создать условия:
• Приток свежего воздуха
• Прием пищи, не возбуждающей организм,- за полтора, два часа до сна
• Предварительная прогулка на свежем воздухе
3. Питание— это пища, еда, т.е. специальная энергия для нормального функционирования человека. 
Питание —это одно из важнейших условий существования человека, сохранения его здоровья и трудоспособности. Все жизненные процессы в организме находятся в большой зависимости от того, как строится питание с первых дней жизни.
4. Гигиена—это раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья .
Гигиенические навыки — это навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования, поддержание порядка в окружающей обстановке. Гигиенические навыки включают в себя:
• Занятия физическими упражнениями
• Использование рациональной одежды и обуви
5. Движение — это состояние, противоположное неподвижности, покою, это биологическая потребность растущего организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей. Движения улучшают работу опорно-двигательного аппарата, увеличивается сила, объем, эластичность мышц.
Основные движения — это жизненно необходимые для человека движения, которые он использует в повседневной деятельности. К основным движениям относятся: ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание, равновесие.
Недостаток движений приводит к гиподинамии. В результате наблюдается понижение умственной и физической работоспособности, более быстрая утомляемость, снижение сопротивляемости организма к вредным влияниям внешней среды, приводящее в дальнейшем к развитию заболеваний сердечнососудистой и нервной системы, органов дыхания и пищеварения.
Взрослые должны как можно раньше привить детям глубокие знания и навыки по физической культуре, помочь в подборе увлекательных игр, полезных физических упражнений. Начинать следует с утренней гимнастики. Воспитатель должен заинтересовать детей, объяснить положительное влияние гимнастики на организм, на развитие необходимых человеку физических качеств. Утренняя гимнастика полезна еще и тем, что это первый шаг к твердому распорядку, к умению правильно распределять свое время. Кроме утренней гимнастики ежедневно следует организовывать игровую двигательную деятельность: физкультурные занятия, физкультурные минутки (см. «Физминутки нам нужны — для детей они важны!» http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/09/15/fizminutki-nam-nuzhny-dlya-detey-oni-vazhny, подвижные игры, спортивные игры, спортивные упражнения, элементы эстафет исоревнований, малоподвижные игры и хороводы, развлекательные аттракционы и т.д.
Занятия физкультурой в дошкольном возрасте развивают физические качества: ловкость, силу, быстроту, выносливость, гибкость, равновесие.
6. Многие педагоги ДОУ до конца еще не осознали значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь, проведя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытать серьезные психические нагрузки. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.
Все вышеперечисленные составляющие факторы ЗОЖ возможно и необходимо соблюдать в ДОУ. Кроме того, нельзя забывать об основных требованиях к режиму ДОУ, обеспечивающих формирование, укрепление и сохранение здоровья детей:
• Рациональное чередование бодрствования и отдыха.
• Регулярное и полноценное питание, не менее четырех раз в день в одни и те же часы.
• Занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее шести часов в неделю.
• Пребывание на свежем воздухе, не менее двух- трех часов в день.
• Строгое соблюдение гигиены сна, не менее десяти часов в сутки, желательно, чтобы ночной сон был в одно и то же время.
• Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка
• Единство требований со стороны взрослых (соблюдение режима дня даже в выходные, когда ребенок находится с родителями).
Каждый малыш должен расти здоровым, но, чтобы этого добиться, надо приложить определенные усилия не только педагогам ДОУ, но и родителям, и самому ребенку. Первоочередная задача педагогов ДОУ — помочь понять родителям и детям необходимость приобщения к ЗОЖ для формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Источник