Меню

Режим дня для здоровья подростка

Центр социальной помощи семье и детям Невского района

Организация правильного режима дня подростка

Режим дня – это распределение времени на различные виды деятельности в течении суток. Главной задачей распорядка дня является обеспечение высокого уровня работоспособности, так как сам режим составляется в соответствии с биологическим ритмом функционирования организма. Режим дня, безусловно, полезен – он приучает к дисциплине, помогает контролировать количество учебных нагрузок и отдыха, продолжительность сна, регулярность питания. Но в упорядоченной жизни обязательно должно оставаться место для свободы и импровизации. Особенно это касается подростков, в организме которых происходят стремительные процессы роста и развития. Меняются физические, психические, социальные потребности. Меняются и учебные нагрузки, интересы, цели, желания. Ежедневный режим тоже должен меняться – в соответствии с возрастными изменениями в жизни ребенка.

Родителям, однако, надо понимать, что не существует универсального расписания, которое подходило бы всем. Режим дня подростков формируется индивидуально в зависимости от возраста, физического развития, умственных способностей, состояния здоровья, круга интересов, семейных традиций и привычек. Подростки очень активны: обучаются, посещают дополнительные занятия, занимаются спортом, увлекаются творчеством, общаются с друзьями и т.д. И для того, чтобы восстановить затраченные силы после физических и умственных нагрузок молодому и растущему организму обязательно нужен сон. Суточная потребность во сне составляет приблизительно 9 часов для подростков 10-14 лет и 8 часов — для подростков 14-18 лет. Если умственные и физические нагрузки превышают норму, время сна может быть увеличено до 10 часов. Хроническое недосыпание из-за позднего засыпания и раннего пробуждения грозит переутомлением, снижением работоспособности, ухудшением памяти и внимания. Что делать родителям, если подросток поздно ложится спать?

— Пояснить подростку важность полноценного ночного сна – для повышения успеваемости в школе, спортивных достижений, творческих результатов;

— снизить дневные нагрузки или правильно распределить школьные и внешкольные занятия на протяжении дня, чтобы подростку не приходилось переносить часть дел на ночь;

— ограничить компьютерные игры, «просиживание» в Интернете, просмотр фильмов, прослушивание музыки;

— исключить энергетические напитки, крепкий чай и кофе на ночь;

— поощрять короткий дневной сон и своевременное (не позже 23.00) засыпание ночью;

— избегать длительного сна в выходные дни.

Следующим пунктом в соблюдении правильного режима дня подростка является питание. Наибольшее значение в приемах пищи имеет завтрак, он должен быть полезным, содержать витамины и прочие необходимые организму элементы, а не просто заполнять желудок. Подросток должен получать адекватное количество калорий, покрывающее его энергозатраты в течении дня. В среднем это 65 ккал на килограмм веса ребенка. Если физическая активность подростка высокая, суточное количество калорий должно быть увеличено в соответствии с тратами энергии на тренировках. Что касается распорядка, то в питании его тоже следует придерживаться. Хаотичные перекусы в разное время не только являются залогом будущих проблем со здоровьем органов пищеварения, но и отрицательно сказывается на текущей жизнедеятельности.

Учебные занятия с каждым годом занимают все большую часть времени в жизни подростка. При составлении расписания занятий учитывают умственную работоспособность учащихся, которая утром обычно бывает выше, чем после 5-6 уроков. Период самоподготовки также должен совпадать с периодом биологической активности (16-18 часов) и по длительности не должен превышать у старшеклассников 3-3,5 часа. В этот период уложиться можно, если на уроке внимательно слушать учителя и активно воспринимать излагаемую информацию.

В распорядке дня каждого подростка обязательно должно быть выделено время на занятия спортом и посещение различных кружков. Обучение в секциях дисциплинирует несовершеннолетнего, способствует его физическому и психическому развитию, расширяет кругозор. Однако, не стоит пренебрегать и отдыхом, главное правило в выстраивании режима дня – строгое чередование труда и отдыха: между занятиями в школе, кружках, выполнении домашних заданий. Не стоит полностью загружать день подростка, у него должно оставаться время на общение со сверстниками, прогулку, просмотр телепередач.

Из вышесказанного следует сделать вывод: подростковый возраст это период в жизни человека, когда происходит его формирование как личности. От того, какой режим дня выберет школьник, во многом зависит его здоровье, его будущий образ жизни, а, возможно, и карьера. Правильно построенный режим дня предотвращает переутомление нервной системы, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивает высокую работоспособность и позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки, что, в конечном счете, способствует гармоничному развитию личности подростка.

Читайте также:  Рискованное поведение психология здоровья

Автор: Анастасия Олеговна Ворошилова, специалист по социальной работе Отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних № 1 (ОПБН №1).

Источник

Режим дня подростка: шаблон и рекомендации специалистов

Нужен ли режим дня подростку? И что именно под этим понимать? Распорядок дня и так присутствует в жизни, ведь занятия в учебных заведениях начинаются в одно и то же время. Есть ли смысл в организации оставшейся после школы и посещения различных секций, кружков части суток?

Часто родители не считают важным как-либо ограничивать своих взрослеющих детей. Между тем, организация дня крайне важна в подростковом возрасте. Режим позволяет справляться с нагрузками и пройти через переходный возрастной период без особых психоэмоциональных проблем.

Отличаются ли детский и подростковый режимы?

Режим дня подростка, безусловно, имеет отличия от распорядка и организации свободного времени детей младшего возраста. Фактически, он является переходным, соединяя в себе элементы, характерные как для детского распорядка дня, так и для режима, необходимого взрослым людям.

Основные отличия между детским и подростковым режимами касаются следующих моментов:

  • частота приемов пищи;
  • продолжительность сна;
  • длительность и объем физических и умственных нагрузок.

Разумеется, отличается и то время, которое предназначается для отдыха.

Что должно входить в распорядок дня?

В режим дня подростка обязательно должны быть включены такие моменты, как:

  • отдых и развлечения;
  • питание;
  • сон;
  • зарядка;
  • гигиенические процедуры.

Разумеется, распорядок дня основывается на уровне загруженности. Чем больше занятий, тем большее время должно отводиться отдыху, а не развлечениям.

Каким должен быть распорядок дня для подростка?

Усредненный шаблон режима дня выглядит таким образом:

  • пробуждение — 7:00;
  • гигиенические процедуры, гимнастика – 7:00 -7:15;
  • завтрак – до половины восьмого;
  • дорога в школу, учеба – до часу дня;
  • прогулка либо иной отдых – до 14:00;
  • обед – до трех;
  • занятия в секциях, кружках — до 17:00;
  • домашнее задание и иные виды подготовки к следующим суткам – до 19:00;
  • ужин – до 19:30;
  • свободное время для развлечений, хобби и прочего – до 21:30;
  • вечерний туалет – до 22:00;
  • сон – до семи утра.

Разумеется, шаблон в вопросе организации времени — понятие относительное. На распорядок дня влияют занятия для подростков как в общеобразовательном учреждении, так и за его пределами, прочие индивидуальные нюансы.

Что говорят об организации режима специалисты?

Врачи и психологи едины во мнении о том, что универсального, подходящего всем без исключений шаблона режима дня не существует. Все предписания, касающиеся организации времени и расставления приоритетов, имеют лишь рекомендательный характер. То есть выступают в качестве своеобразной памятки, нужной для того, чтобы было от чего оттолкнуться при составлении своего личного расписания.

Режим дня подростка складывается из совокупности множества нюансов. Наибольшей важностью обладают:

  • возраст, ведь в 12 лет и в 16 потребности отличаются;
  • физическое состояние и развитие, приоритеты в распорядке дня для занимающихся спортом и тех, кто не посещает подобные секции – разные;
  • испытываемые умственные нагрузки;
  • степень занятости в школе и кружках;
  • здоровье;
  • хобби и интересы;
  • традиции, принятые в семейном кругу.

Все эти факторы оказывают решающее воздействие на то, сколько времени будет отведено под конкретное занятие. Но они ни в коем случае не меняют перечня того, что входит в понятие «режим дня подростка». Это означает, что каждый взрослеющий человек должен совершать ежедневно определенные действия – спать, следить за гигиеной, питаться, учиться, заниматься физкультурой, отдыхать. То есть если подросток увлечен рисованием или написанием стихов, то это вовсе не отменяет наличие утренней зарядки. А большое количество занятий или значительный объем заданного в школе материала не являются поводом для сокращения времени сна.

Читайте также:  Критерии определения тяжкого вреда причиненного здоровью человека

Насколько важна утренняя зарядка?

Утренняя зарядка для подростков необходима, так же, как и для детей или взрослых. Но, к сожалению, именно этим пунктом наиболее часто пренебрегают в повседневном распорядке. Разумеется, если речь не об организации дня подростков, серьезно занимающихся спортом.

Легкие физические упражнения, совершаемые с утра, после гигиенических процедур и перед принятием душа или умыванием, крайне важны. Они позволяют привести в тонус тело, как говорят в народе – «разогнать кровь». Кроме этого, зарядка не случайно так называется. Несколько простых движений руками, корпусом и ногами прогоняют остатки сна не хуже, чем крепкий кофе. Они дарят бодрость и пробуждают аппетит. Это крайне важно, особенно для тех, кто завтракает через силу.

Как нужно питаться в подростковом возрасте?

Питание подростков, как и организация дня в целом, отличается от взрослого и детского. Наибольшее значение в приемах пищи имеет завтрак. Разумеется, он должен быть полезным, содержать витамины и прочие нужные организму элементы, а не просто заполнять желудок.

Что касается распорядка, то в питании его тоже следует придерживаться. Хаотичные перекусы в разное время дня не только являются залогом будущих проблем в здоровье органов пищеварения, но и отрицательно сказываются на текущей жизнедеятельности.

Как правило, питание подростков организуется следующим образом:

  • завтраки – первый дома, второй в школе;
  • обед;
  • полдник;
  • ужин.

Что касается часов, в которые подросток кушает, то они должны быть одними и теми же. Разумеется, это не означает поминутной точности того, когда нужно садиться за стол. Если принято обедать между полуднем и часом дня, то именно в этот промежуток времени и следует кушать ежедневно. Это означает, что обед, съеденный, к примеру, в 14:00, – нарушение режима.

Сколько нужно спать?

Сколько должен спать подросток? Этот вопрос волнует всех родителей, без каких-либо исключений. Взрослеющие дети нередко отстаивают свое право не ложиться в постель в установленный по режиму час, а вместо этого посмотреть интересный фильм, посидеть за компьютером или же почитать книгу.

Как правило, многие родители не настаивают на том, чтобы их взрослеющий ребенок отправлялся спать вовремя, полагая, что если лечь позже пару-тройку раз, то ничего страшного не произойдет. Однако это совсем не так. Нарушение распорядка дня быстро становится привычкой, которая ведет к потере самодисциплины и во всех остальных сферах жизнедеятельности.

Что касается времени сна, то специалисты считают необходимым для нормального полноценного отдыха такие интервалы:

  • 10-12 часов – до двенадцатилетнего возраста;
  • 8-9 – до шестнадцатилетия.

Конечно же, эти цифры означают минимальную продолжительность сна. Иными словами, подросток может нуждаться и в большем времени для отдыха.

Как быть в каникулы?

Нужно ли придерживаться режима в каникулы? Конечно же, да. Отсутствие занятий в учебном заведении вовсе не означает, что не нужно спать, питаться, делать зарядку или же ложиться спать вовремя.

В каникулы следует придерживаться принятого распорядка дня. Разница лишь в том, что вместо занятий в школе есть возможность сходить в кино, музей или же как-то иначе провести время.

Источник

влияние режима дня на здоровье подростков

Цель проекта: оценить влияние организации режима дня на состояние здоровья детей подросткового возраста.
Задачи:
1. Провести мониторинг режима дня учащихся 8 – х классов посредством анкетирования
2. Провести мониторинг состояния здоровья восьмиклассников по итогам медицинского осмотра 2007 года
3. Сопоставить результаты мониторинга и итоги медицинского осмотра.
Объект исследования: режим дня и данные медицинского осмотра учащихся 8-х классов
Методы:
1. Анкетирование
2. Мониторинг
3. Анализ

Скачать:

Вложение Размер
vliyanie_rezhima_dnya_na_sostoyanie_podrostkov.doc 77 КБ
vliyanie_rezhima_dnya.ppt 359.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Среднеколымска»

Влияние режима дня на состояние здоровья подростков.

Выполнили:Напольнова Катя

Шадрина Маша

Учащиеся 8 «В» класса

Руководитель: Винокурова М. И.

Среднеколымск – 2008

Оглавление

  1. Данные опроса учащихся 8-х классов………..8 стр.
  1. Состояние здоровья учащихся 8-х классов…11 стр.
  1. Влияние режима дня на состояние здоровья подростков……………………………………..12 стр.

Список использованной литературы……………..14 стр.

По некоторым официальным данным состояние здоровья учащихся в последние годы ухудшается, и наша школа – не исключение. Растёт число хронических заболевания, стрессовых и депрессивных состояний, физических отклонений подростков. Эти негативные процессы могут быть обусловлены нарушениями режима дня. Материал, изложенный в данной работе, может служить мотивом для разъяснительной работы с учащимися, а также может быть использован в работе медицинских работников, классных руководителей, социальных педагогов школы, так как представляет интерес с точки зрения здоровье сберегающей деятельности образовательных учреждений.

Цель проекта: оценить влияние организации режима дня на состояние здоровья детей подросткового возраста.

  1. Провести мониторинг режима дня учащихся 8 – х классов посредством анкетирования
  2. Провести мониторинг состояния здоровья восьмиклассников по итогам медицинского осмотра 2007 года
  3. Сопоставить результаты мониторинга и итоги медицинского осмотра.

Объект исследования: режим дня и данные медицинского осмотра учащихся 8-х классов

Режим дня подростка

Рациональный режим дня представляет собой правильное распределение времени занятий и сна, чередование различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Физиологической основой режим дня у человека является выработка условных рефлексов на время. В ответ на воздействие внешних раздражителей в строго установленной последовательности вырабатывается определённый ритм физиологических реакций, т. е. формируется так называемый динамический стереотип ответных реакций. Повторяясь изо дня в день, определённый распорядок работы «настраивает» организм человека на работу и отдых. Эти процессы осуществляются легко и эффективно без лишний усилий со стороны организма. Облегчается и ускоряется выполнение всех дел, учёба идёт успешно, подросток здоров, жизнерадостен, бодр. Режим дня не только способствует правильному и гармоничному развитию ребёнка, но и приучает к дисциплине, формирует представление об обязанностях.

Ребёнок любого возраста нуждается в чётком режиме, который должен быть постоянным и строго соблюдаться. Только в этом случае режим не будет в тягость, а поспособствует воспитанию волевых качеств, приучит к дисциплине. Не стоит «начинать новую жизнь» мгновенно, надо привыкнуть постепенно к соблюдению режима дня, выработать привычки, и организм сам «настроит» свои биологические часы.

В подростковом возрасте необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Для восстановления сил и работоспособности всех систем организма необходим нормальный сон. Подростки 13 – 14 лет

должны спать 8 – 9 часов в сутки. Если они спят меньше

(5 – 7 часов), уровень их работоспособности понижается на 30%, что негативно сказывается на умственной деятельности. Иногда школьники, кроме выполнения домашних заданий, много времени проводят за компьютером и/или телевизором. При этом они сильно утомляются, плохо засыпают, спят тревожно. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление, служит причиной неврозов и связанных с ними раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать лишних нагрузок, которые могут нарушить сон и вредно отразиться на состоянии здоровья подростка. Также необходимо правильно организовать отдых школьников на воздухе. Прогулки, игры на воздухе не менее 3 часов вдень, половина этого времени должна падать на перерыв между занятиями в школе и дома. Не рекомендуется чрезмерная двигательная активность, так как это может негативно отразиться на растущем, ещё не полностью сформировавшемся организме. Например, катание на коньках, лыжах не должно превышать полутора – двух часов, игра в футбол – одного часа. В выходные дни подростку следует выспаться. Восстановить утраченные за учебную неделю силы помогают пребывание на свежем воздухе, участие в походах, занятия спортом. Примерный хронометраж распределения времени отражён в таблице 1.

Источник

Adblock
detector