Ресурсы ребенка с ОВЗ
презентация к уроку на тему
Данная презентация поможет определить ресурсы ребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья для составления его индивидуального образовательного маршрута.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ресурсы ребенка с ОВЗ | 90.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что мы понимаем под ресурсами ребенка? Презентацию подготовили: Учитель-логопед Стрелец Т.В. Учитель-дефектолог Дорофеева И.Х. ГБОУ СОШ № 705 (дошкольное отделение)
Ресурсы – это возможности ребенка, которые могут быть использованы педагогом для компенсации, коррекции недостатков – дефицитов . Ресурсы могут быть сохранными или отработанными.
Примерные индивидуальные ресурсы детей с ОВЗ Сформированные подражательные умения (подражает действиям, звукам, мимике, движениям …) Хорошее механическое запоминание Достаточный словарный запас, объем представлений об окружающем Сформированность сенсорных эталонов Усидчивость, достаточный объем произвольного внимания Развитые графомоторные навыки Способность устанавливать причинно-следственные связи Хороший уровень развития артикуляционной моторики Разнообразная игровая деятельность Сформирован познавательный интерес Способность удерживать количество слогов с словах сложной слоговой структуры
Для детей со сложной структурой дефекта, аутизмом, отягощенным умственной отсталостью Доступность контакту Усидчивость Понимание обращенной речи Способность к подражанию Принимает помощь педагога Интерес к сборно-разборным игрушкам, конструктивной или другой деятельности Способность включиться в совместную игру, интерес к игровой деятельности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этот тест поможет увидеть ребенка с новой для вас стороны. Выяснить, насколько развиты у вашего ребенка защитные качества, что он думает о себе и своей семье. И, если ваши представления о ресурсах реб.
Цифровой образовательный ресурс представляет собой презентация, рассказывающую о услугах сети Интернет, числе пользователей Интернета, ранжированию поисковых запросов и много другой статичтической инф.
Мастер-класс:познакомит Вас с возможностями Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов, а также научит находить ресурсы и добавлять их в PowerPoint презентации.
Представленный урок по теме «Вегетативное размножение растений» составлен в соответствии с УМК Сфера.Учебно-методическое обеспечение – учебник Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Биология Живой ор.
Система образования на современном этапе стоит на пути модернизации и инновационного развития, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с приня.
Заявление родителя на использование Интернет – ресурсов в образовательных целях ребенком.
Источник
Использование цифровых образовательных ресурсов и мобильного электронного образования в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ
Дата публикации: 01.02.2020 2020-02-01
Статья просмотрена: 1997 раз
Библиографическое описание:
Использование цифровых образовательных ресурсов и мобильного электронного образования в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ / Е. Г. Мережко, И. Н. Томаровская, Е. А. Ефанова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 316-318. — URL: https://moluch.ru/archive/295/67043/ (дата обращения: 09.06.2021).
В статье авторы описывают актуальность цифровых образовательных ресурсов и мобильного электронного образования при работе с детьми с ОВЗ.
Ключевые слова: ребенок, мобильное электронное образование, образовательный процесс, письменная речь.
Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех уровней и степеней. Благодаря внедрению в образовательный процесс информационных технологий создаются новые возможности для всех участников образовательного процесса.
ЦОР — это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе. [4]
ЭОР — это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи. Для образования и обучения детей, наиболее современные и эффективные ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.
ЦОР — это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статистические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объектыи деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. [2]
Актуальность применения ЦОР обусловлена глобальной информатизацией общества, требованием ФГОС, педагогическим поиском эффективных средств обучения и для детей с ОВЗ.
В настоящее время в учебном процессе широко применяются следующие категории ЦОР:
– специально разработанные электронные приложения, входящие в состав УМК по изучаемому предмету;
– «методически адаптированные» к фрагментарному применению на уроках электронные учебники, репетиторы, энциклопедии и другие электронные издения;
Размещённые на федеральных порталах информационные источники и информационные инструменты, специально разработанные для поддержки учебного процесса по разным предметам.
Что дают ЦОР учителю?
Глубина погружения в материал; повышенная мотивация обучения; экономия времени на уроке; привлечение разных видов деятельности: мыслить, рассуждать, спорить;возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.
Что даёт ЦОР ученику?
Способствует росту успеваемости по предмету; формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности; позволяет учащимся проявить себя в новой роли; делает занятия интересными и развивает мотивацию; учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе; способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Сегодня существует достаточно большой выбор цифровых образовательных ресурсов, которые доступны учителю. Среди такого разнообразия, учителю необходимо грамотно подобрать ЦОР для обучающихся с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению обычных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Рассмотрим категории детей с ограниченными возможностями здоровья: нарушение зрения, нарушение слуха, ЗПР, зарушение интеллектуального развития,ТНР, нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройство поведения и общения, комплексное нарушение развития.
Одной из важнейших задач для детей с ОВЗ в школьный период является овладение полноценной речью. Особо распространены среди учеников нарушения письменной речи. Нарушение письма отмечается очень часто. С каждым годом эта тенденция растёт, что подтверждается проводимыми логопедическими обследованиями.
Нарушения письменной речи выражаюся в:
Дислексии — частичное нарушение процесса чтения, характеризующееся наличием стойких повторяющихся специфических ошибок [1, с.373]. Дисграфии — частичное нарушение процессов письма, характеризующиеся наличием стойких специфических ошибок [1,c.373]. Дизорфографии — стойкое нарушение письма, связанное с недостаточной сформированностью морфологических и традиционных принципов письма, реализуемых на основании принятых в языке систем правил и исключений [1, c. 382].
Отмечаются следующие виды дисграфии:артикуляционно-акустическая; акустическая; дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза; аграмматическая; оптическая дисграфия.
Но, как правило, у детей с ОВЗ отмечается смешанная форма дисграфии — несформированность нескольких операций письма.
Работа по коррекции данного недостатка речи у школьников должна осуществляться на всех учебных предметах. Чтобы устранить вышеперечисленные недостатки речи, необходимо находиться в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, а также использовать современные цифровые образовательные ресурсы.
ЦОР стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письмаю
Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ОВЗ, предполагает использование адаптированных компьютерных программ, главным образом, обучающих, диагностических и развивающих.
Применение ЦОР создают большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляется обучающемися свободу выбора форм и средств деятельности.
Методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику
- Индивидуальный подход на всех этапах обучения (при опросе, индивидуальные домашние задания, посильная работа на уроке, обязательная оценка положительных результатов даже небольшого вида деятельности).
- Максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков, таблиц, карт, компьютера, интерактивной доски.
- Рассказ по рисунку, опорным словам, схемам.
Включая в урок ЦОР, мы дополнительно стимулируем ребёнка преодолевать речевой дефект, акктивно формируем коммуникативные особенности обучающихся. Также цифровые образовательные ресурсы выступают в роли стимула саморазвития, выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание действовать, играть, рассматривать, вернуться ещё раз к заданию. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, предпосылки развития логического мышления. В настоящее время существует достаточно много интерактивных игр, компьютерных программ, аудио-, видео- материала.
Нами была изучена и апробирована в коррекционном процессе следующая специализированная программа «Букварь». Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей, основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение обучающихся, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности. Программа «Букварь» является эффективной компьютерной программой для коррекции смешанной дисграфии. Работа с использование компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух.
Таким образом, активизируется компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Приведу в пример некоторые задания данной программы: определи, на что похожа буква; выдели цветом букву среди абстрактного рисунка; собери из букв заданное слово, фразу; отгадай загадку — запиши отгадку; вставь недостающую букву в слово и т. д.
В программе использована концепция «чтение через письмо».
Она помогает ребенку научиться читать и писать. Эффективно использовать данную программу можно в период обучения грамоте.
Также используется цифровая среда МЭО, которая обеспечивает условия для организации персонифицированного обучения в соответствии с потребностями обучающихся. Обеспечивает доступность качественного образования для различных категорий учащихся, в том числе для детей с ОВЗ.
В мобильном электронном образовании занятия наполнены художественным словом, картинами художников, загадками с иллюстрированными ответами, видеороликами и многими другими видами деятельности. Система не перегружена интерактивными элементами. Система компактна, доступный интерфейс, правила взаимодействия между элементами просты и понятны для детей и педагогов [3].
В заключение хотелось бы отметить, что на наш взгляд, полноценное внедрение ЦОР, МЭО позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по всем предметам.
Источник
Специфика ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Ирина Бобарыкина
Специфика ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения системного подхода, делятся на нормально функционирующие и дисфункциональные, в которых характерны нарушения выполнения членами семьи своих функций.
Поскольку воспитание «особого ребенка» отличается выполнением гораздо большего количества функций и обязанностей, чем в обычной семье.
Также распределение обязанностей между членами семьи с Ребенком с ОВЗ часто оказывается неравномерным, непосильным и чрезмерным, из-за чего нарушается их выполнение.
В результате большой нагрузки в семейной системе появляются дисфункции с патологическим влиянием на подсистемы: супружескую, детско-родительскую, сибилинговую.
В проведенных исследованиях семей, воспитывающих детей с ОВЗ, описываются типичные дисфункции, проявляющиеся во всех семейных подсистемах.
По литературным данным, воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в негармоничной семье может усугубить уже имеющиеся семейные проблемы, дисфункции и привести семью к кризису.
В нормально функционирующей семье, даже несмотря на сверх нагрузку, трудности, ее члены относятся к своему опыту позитивно, развивают силу характера, проявляют выдержку и толерантность. Они более способны к эмпатии.
Эмоциональные нарушения родителя могут быть также обусловлены особенностями семейных взаимоотношений и теми личностными чертами, которые его характеризовали еще до рождения ребенка с особенностями развития.
Влияние на семью «особого» ребенка зависит прежде всего от индивидуальных личностных характеристик самих родителей, а также близких родственников.
Исследования, связанные с изучением адаптационного потенциала семейной системы, стрессоустойчивости родителей, индивидуальных и семейных ресурсов личностной устойчивости, говорят о том, что применение стратегий совладания родителями является более продуктивным с точки зрения психологической самоподдержки такой семьи.
Родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья, испытывают огромный эмоциональный стресс в процессе диагностических процедур, а также на последующих этапах развития, воспитания и взросления ребенка.
Родители травмируются на этапе постановки диагноза их ребенку,
сталкиваются с новой реальностью, и степень их эмоционального реагирования полностью зависит от умения воспринять не только особенности ребенка, но и его дальнейшие возможности.
При обнаружении у ребенка первых отклонений в развитии они также сталкиваются и с негативными чувствами по отношению к себе.
Последствия стрессового воздействия сохраняются на протяжении всей жизни с ребенком, имеющим нарушения в развитии.
Активные формы совладания включают саморефлексию, саморазвитие, с так же духовные основы личностного развития человека.
Эти стратегии совладания имеют духовную, творческую, экзистенциальную, направленность с целью снижения внутреннего дискомфорта и напряжения.
В процессе совладающего поведения, проявляются индивидуальные способы взаимодействия человека с миром. Человек сам является преобразователем собственной трудной жизненной ситуации.
Несмотря на то, что человек тратит массу своего времени отдавая себя, он получает равное или превосходящее вложенным силам чувство исполненности.
Так же стресс может возникать вследствие пренебрежения к внутренней ценности других людей и ценности собственной жизни.
В парадигме экзистенциальной психологии обнаруживается ключевая личностная переменная, которая помогает успешно противостоять стрессовым факторам — жизнестойкость.
Жизнестойкость включает в себя следующие элементы: жизнестойкую утверждающую позицию, преодоление, веру в себя,признание ценности жизни, готовность действовать и уверенность в возможности оказывать влияние на происходящие события.
На фоне нарастающего стресса человек, имеющий жизнестойкую позицию, сохраняет и поддерживает отношения с людьми, не страдает от собственной беспомощности, а стремится к достижению результата, не ожидает комфортной жизни, а извлекает опыт из проживания жизни в данных обстоятельствах.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Термин «дети с ОВЗ» в дошкольных образовательных учреждениях появился совсем недавно. Это правовое понятие было введено принятым в 2012.
Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Этапы проекта: I. Подготовительный II. Деятельный III.
Влияние изобразительной деятельности на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья Изобразительная деятельность имеет большое значение в формировании личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Влияние изобразительной.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания – важная составляющая часть культуры поведения. Привитые в детстве.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.
Методические рекомендации по работе с семьями ребенка с ограниченными возможностями здоровья Семья — микросоциум, в котором протекает жизнь ребенка, формируются его нравственные качества, отношение к людям, представления о межличностных.
Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Автор: учитель – логопед – Аникина Ольга Яковлевна.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями -это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с.
Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ» Дошкольники с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь.
Источник