Меню

Решение проблемы здоровья молодежи

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

В постиндустриальном обществе остро встает вопрос здорового образа жизни молодежи, в частности подросткового и юношеского периода. В данном контексте будем опираться на педагогическую возрастную периодизацию детства по И.В. Ульяновой [3, С. 103], в период от средний школьный (9-15 лет) до студенческий (16-17 лет).

На основании Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации (Далее – ГИАЦ МВД России) за употребление алкогольных и спиртосодержащих напитков в подразделения по делам несовершеннолетних У(О) МВД России в 2017 году поставлено на учет 171080 несовершеннолетних [6].

В настоящее время пропаганде «ЗОЖ» среди молодежи не уделяется должного внимания. Возникает необходимость в разграничении понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни».

По мнению Генри Сигериста «Здоровым может считаться человек, который отмечается гармоничным физическим и умственным развитием и хорошо адаптирована к окружающему ее физической и социальной среды. Она полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспособиться к изменениям окружающей среды, если они не выходят за пределы нормы, и делает свой посильный взнос в благополучие общества, соизмеримый с его способностями. Здоровье потому не означает просто отсутствие заболеваний: это что-то позитивное, это жизнерадостное и желающее выполнение обязанностей, что их жизнь возлагает на человека». [2, С. 47].

Б.А. Воскресенский полагает, что понятие ЗОЖ включает в себя «правильно организованный физиологически оптимальный труд, нравственно – гигиеническое воспитание, психогигиену, физкультуру, закаливание, активный двигательный режим, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек и экологическое воспитание». [4]

«ЗОЖ» утрачивает свою значимость в среде школьного и студенческого возраста, основная причина данного недостатка в системе образования. Отсутствие «физической минутки» во время уроков сказывается на скелетной мускулатуре молодежи. Недостаток света и частота взаимодействия с «гаджетами» во время занятий зачастую приводит к резкому ухудшению зрения. Дефицит свежего воздуха, в связи с отступлением от правил СанПиНа часто приводит к мигреням и вирусным заболеваниям несовершеннолетних (например, по графику СанПиНа следует проветривать помещения не менее одного раза в 1 час, при условии, что в помещении отсутствуют обучающиеся). На основании проведенного социологического исследования в Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации (Минздравмедпром РФ) и отчета заместителя главного нарколога г. Москвы Е.А. Брюна [1] в Москве насчитывается от 600 000 до 1 000 000 наркоманов, количество несовершеннолетних, употребляющих наркотические, токсические, алкогольные и спиртосодержащие напитки и вещества указано в Таблице 1.

Таблица 1. Потребление наркотических, токсических, алкогольных и спиртосодержащих веществ несовершеннолетними.

В возрасте от 14 до 18

Употребляли хоть раз в жизни

Алкогольные и спиртосодержащие вещества

69% мальчиков и 52% девочек

88% мальчиков и 93% девочек

68% мальчиков и 44% девочек

Наркотические и токсические вещества

39% мальчиков и 23% девочек

39% мальчиков и 28% девочек

56% мальчиков и 20% девочек

Для решения сложившихся проблем, необходим комплекс мероприятий, направленных на сохранение и пропаганду «ЗОЖ» среди молодежи, как одним из направлений профилактики заболеваний у детей школьного возраста.

Здоровое поколение – залог будущего нашей страны. В соответствии с указом резидента РФ «О Десятилетии детства» [7] образ жизни детей – является главной задачей государства, а, следовательно, требует разработки технологий по реализации и внедрению данного направления со стороны социума в целом, и подразделений по делам несовершеннолетних – в частности.

Читайте также:  Сколько необходимо ходить для здоровья

Широкомасштабной проблемой для подразделений по делам несовершеннолетних (и других субъектов взаимодействия по предупреждению правонарушений несовершеннолетних) выступает профилактика потребления несовершеннолетними наркотических, токсических и алкогольных веществ.

В данном случае выступают волевые качества несовершеннолетнего по отношению к алкогольным и наркотическим веществам. Первые посылы в данном направлении подростки получают в семье, а также посредством массовых телекоммуникаций. При просмотре фильмов (видеорекламы) несовершеннолетний обращает внимание на «образ», что зачастую связано с сигаретой или алкоголем. Взрослея, ребенок берет пример и пытается быть похожим на этот атрибут «благополучной личности». Путем употребления алкоголя, навязывается идея расслабления человека от неких проблем его состояния души.

На основе изучения педагогической и медицинской литературы, и аккумулирования материалы считаем, что алкоголь — это винный или этиловый спирт, который разрушает клетки человека в секунды после его употребления, быстрее обычного он сжигает все полезные вещества, органы и ткани, затрудняет деятельность клеток и кровяных сосудов. Умственная и физическая способность снижается на 2 суток.

На основе педагогического опроса инспекторов по делам несовершеннолетних УМВД России по району Свиблово г. Москвы, в количестве 10 человек мы выяснили «причины потребления алкогольных напитков несовершеннолетними»:

1)доступность алкоголя и сигарет;

2) потеря нравственных ценностей и смысла жизни;

4) родители не интересуются воспитанием своих детей;

Большое внимание уделяется воспитанию и пропаганде «ЗОЖ» в семье. Курение матери и/или отца вызывает интерес у подростка и чувство дозволенности. Семья – это важный социальный институт в жизни ребенка, в которой он получает первые азы своего обучения, воспитания и развития. Именно в семье формируется понимание о внешнем мире и правилах поведения в социуме.

Основная задача инспектора по делам несовершеннолетних – проведение профилактических мероприятий в школах, в частности о не целесообразности и вреде потребления алкогольных, наркотических и токсических веществ. данные профилактические мероприятия являются одним из ключевых звеньев в цепочке пропаганды «ЗОЖ» у молодежи.

Список использованной литературы:

Брюн Е.А., Сорокин В.С. Профилактика наркомании: стратегии и методы [Текст] / Е.А. Брюн, В.С. Сорокин // 2-я международная научно-практическая конференция «ВИЧ/СПИД в развитых странах», 4-5 декабря 2018 г. Москва (Электронный доступ: http :// www . ecad . ru / moskow / g — moskow _06. html (дата обращения: 27.02.2019 г.)

Пискунов В.А. Здоровый образ жизни: учебное пособие / В.А. Пискунов, М.Р. Максиняева, Л.П. Тупицына // М.: МПГУ, 2012. – 86 с.

Ульянова И.В. Педагогика XXI века: монография / И.В. Ульянова. – М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. – 296 с.

Электронный ресурс / URL :

https://med-books.info/valeologiya_739/rezyume22335.html (дата обращения: 27.02.2019 г.)

https://med-books.info/valeologiya_739/rezyume22335.html (дата обращения: 27.02.2019 г.)

Электронный ресурс / URL : МВД России (дата обращения: 27.02.2019 г.)

Источник

Пути решения проблемы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни молодежи

Дата публикации: 03.12.2013 2013-12-03

Статья просмотрена: 6222 раза

Библиографическое описание:

Афонюшкин, О. С. Пути решения проблемы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни молодежи / О. С. Афонюшкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 397-398. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8362/ (дата обращения: 08.06.2021).

Анализируя в данной статье основные пути решения проблемы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни молодежи в системе современного высшего образования мы установили, что в условиях развития гуманистического общества первостепенную роль играет принцип гуманизации образовательного процесса, ориентированный на обязательный учет состояния здоровья, индивидуальных особенностей каждого подростка и развитие творческой самостоятельности личности. Делается акцент на разработку и развитие комплексных программ, призванных преодолевать определенное отчуждение образования от личности подростка. Ставится задача поворота всей системы образования к уважению личности, принятию и пониманию жизненных интересов и мотивов человека. Следуя этому, в рассмотрении основных идей педагогики и психологии находит отражение гуманистическая модель здоровой личности, подчеркивающая ценность и уникальность человеческой жизни и смысла его существования. Поэтому, раскрывая понятия и категории здорового образа жизни необходимо характеризовать сущность человека как носителя здоровья. Это важно потому, что именно человек, его здоровье, его образ жизни представляет собой особое явление, обладающее рядом специфических черт.

Читайте также:  Ячмень польза для здоровья напиток

Сама сущность здоровья характеризуется биологически направленным потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами повседневной жизнедеятельности, нормальным психо-физиологическим состоянием и социально-направленными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых). [1, С. 56]

Термин «психологическое здоровье» был включен в лексикон научной жизни И. В. Дубровиной. Рассматриваемый термин отмечает неразделимость телесного и психофизического в человеке. Всеобъемлющий портрет психологически настроенного здорового человека — это творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, который познает себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Подобного рода человек берет на себя ответственность за свою жизнь, находится в постояннейшем развивающемся процессе.

Основываясь на мнении И. В. Дубровиной можно сказать, что основу социально-психологического здоровья сопоставляется полноценное психологическое развитие ребенка на всех этапах. Многие авторы имеют мнение о том, что социально-психологическое здоровье необходимо рассматривать с точки зрения духовно-нравственного богатства самой личности, ориентации на абсолютные ценности (доброту, красоту, истину).

В заключении рассматриваемого положения скажем, если личность не имеет этическо рассматриваемой базы, то невозможно говорить о его психолого-социальном здоровье. [5, С. 110]

В настоящее время становятся популярны теории использования внутреннего потенциала личности, делающие акцент, прежде всего на психосоматической обусловленности многих заболеваний и возможности с помощью психических механизмов личности быть здоровым. Так, М. С. Норбеков считает, что люди сами, собственной волей могут избавиться от болезней. По его мнению, люди теряют здоровье вследствие того, что они не ценят собственную жизнь. В этом определении важнейшим условием здоровья называется способность человека контролировать собственные психические процессы и вырабатывать волевые качества. Однако, на наш взгляд, в определении не учитываются объективные, не зависящие от человека обстоятельства.

Специфическим подходом к пониманию здоровью человека можно назвать аксиологичность в которой выделяют две тенденции. Первая из них характеризует то место, которое здоровье занимает в системе ценностей индивида, социальной групп и общества в целом (здоровье как ценность), вторая — степень осознания здоровья как ценности (ценность здоровья). Значимость аксиологического подхода для педагогики состоит в том, что он позволяет среди гуманистических ценностей выделить ценности педагогические, которые в современной педагогической науке рассматриваются как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие в роли познавательно-действующей системы, служащей опосредствующим и связывающим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. [3, С. 90]

Положения формирования ЗОЖ находят отражение в социологических исследованиях, согласно которым значительная роль принадлежит социогенезу. Предполагается, что условия развития общества (научно-технический прогресс: модернизация и глобализация, информатизация и технологизация), воздействие социальной среды в связи с биологическими особенностями индивидуума («своеобразие его телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потенциала, его потребностей, задатков, способностей, специфической организации и одаренности») оказывают влияние на формирование навыка ЗОЖ.

Главным методом исследования в проводимой работе выбрана анкетная форма опроса. Она является более удобной при обрабатывании и анализе данных, и также позволяет в значительной степени сократить время сбора информации, чего бы не произошло при методе беседы или интервьюирования. Опрос был произведен в очной форме в местах потенциальной локализации молодых людей (университет, общежитие, наркоцентры). Практически все вопросы анкеты были направлены на самоощущение, самооценку здоровья респондентов и образа жизни самими учащимися. Количество опрашиваемых по анкете — 59 человек, среди них 19 юношей (30 % от общего количества респондентов) и 40 девушек (71 % соответственно).

Читайте также:  Пожелания здоровья всему миру

В соответствии с конституциональными (морфофизиологическими и психофизиологическими) характеристиками, возрастом, полом, профессией, местом проживания и так далее, создается типология здорового образа жизни, то есть для каждого конкретного человека подбираются общие принципы и модели.

На соблюдение принципов здорового образа жизни оказывают влияние как субъективные, так и объективные факторы.

К субъективным факторам относится соблюдение на практике принципов здорового образа жизни отдельным человеком, семьей, группой людей, что немыслимо без физической культуры и массового спорта. [2, С. 128]

Посреди объективных факторов здорового образа жизни выделяются следующие:

— «качество окружающей среды (состояние воздуха, воды, почвы), продуктов питания, жилища, одежды;

— доступность физкультурных и спортивных комплексов и сооружений (стадионов, бассейнов, оздоровительных центров и т. д.), спортивного инвентаря и так далее».

Задачи и содержание воспитательного процесса учащейся молодежи многогранными. Главное место посреди них занимают проблемы охраны здоровья подростков и их физического воспитания, так как от эффектности разрешения указанных проблем зависит полноценное развитие подростка.

У учащейся молодежи есть всего несколько предпосылок для устойчивого формирования представлений о здоровом образе жизни:

— активным способом развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;

— заметными становятся положительного характера изменения в физическом и функциональном развитии; молодежь умеет сохранять и грамотно демонстрировать правильную осанку;

— подростки способны самостоятельным образом выполнять бытовые поручения, владеют необходимыми навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.

На физиологическое состояние учащейся молодежи значительное влияние оказывает их психологическое и эмоциональное состояние, зависящее, в свою очередь, от ментальных установок.

Поэтому автор выделяет следующие аспекты здорового образа жизни учащейся молодежи:

— аспект эмоционального самочувствия: психогигиены, умения справляться с собственными эмоциями;

— аспект интеллектуального самочувствия: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в совершенно новых обстоятельствах;

— аспект духовного самочувствия: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные конкретные жизненные цели и стремиться к ним, оптимистичный настрой.

При анализе всех рассмотренных программ воспитания и развития учащейся молодежи было показано, что главенствующее место в учебно-воспитательном процессе занимает физическое воспитание в отличие от формирования представлений учащейся молодежи о здоровом образе жизни.

1. Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра / Е. П. Митина // Начальная школа.-2006.- № 6. — С.56.

2. Ньюсом Даг.А, Терк Джуди ВанСлайк., Крукеберг Дин. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшнз/Пер. с нгл.-М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт»: ИНФРА-М, 2001.- 628 с.

3. Ощепкова Т. Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста / Т. Л. Ощепкова // Начальная школа.-2006, -№ 8.- С.90.

4. Чернецкий А. Г. Воронежские врачи пиарят прививки. — Режим доступа: http://www. pr-life. Ru

5. Яковлева Н. В. — Анализ подходов к изучению здоровья в психологии // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. Ярославль, 2011. С. 110.

Источник

Adblock
detector