Меню

Решение проблем профессионального здоровья

Концепция профессионального долголетия

Низкий уровень психологической культуры, недостаток коммуникативных способностей и навыков саморегуляции делают учителя в стрессовых ситуациях и палачом, и жертвой одновременно. Страдают, конечно, дети, ибо попадают в невротизирующую среду обитания. Но страдает и сам педагог, расплачивающийся за все соматическими и нервно-психическими болезнями. Как профессиональная группа (в процентном отношении к другим профессиям) учительство отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы. Для проработавших в школе 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощение», «сгорание», а у трети учителей (более 30 процентов) показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами. Поэтому в качестве приоритетной задачи можно назвать сохранение трудового потенциала народного образования страны — профессиональное долголетие учителей. Речь идет о создании нового направления медико-психологической профилактики и охраны здоровья учителя, от которого в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения, будущего страны.

Теория профессионального здоровья

Теория профессионального здоровья учителя предполагает осмысление единства и взаимосвязи представлений о здоровье и факторах, лежащих в его основе. Можно обозначить два подхода в определениях здоровья и его нормы — традиционно медицинский и психологический. Медицина рассматривает норму как меру вероятности возникновения болезни, а психология — с точки зрения сформированности позитивных личностных сил, обеспечивающих здоровье. Психическое здоровье не есть отсутствие конфликтов, фрустраций, проблем, оно, скорее, означает зрелость, сохранность и активность механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование.

Мы придерживаемся представления о многоуровневости профессионального здоровья учителя. Что это значит? На наш взгляд, высший уровень личностного здоровья, определяющий смысловые ориентации и вообще общий смысл жизни, отношение к другим и себе, оказывает регулирующее воздействие на нижележащие уровни, и все они взаимосвязаны. Нацеленная непосредственно на снятие, купирование соматических и психических расстройств помощь является главным образом объектом медицины. Психолог же обращается к более высоким уровням саморегуляции: инструментально-экспрессивному, смысловому, экзистенциальному. Обращение к первому уровню помогает учителю изменить стилевые характеристики, развить социальные навыки и делает более успешной его социально-психологическую адаптацию к текущей ситуации. На смысловом уровне можно помочь учителю принять решение, разобраться в проблеме, не выходя, как правило, за пределы привычных смысловых ориентации. Все это стимулирует развитие конкретных способностей (коммуникативных, рефлексивных, гностических и др.) и, несомненно, оказывает позитивное влияние на эффективность профессиональной деятельности учителя и его психическое самочувствие. Ведущий же фактор развития зрелой личности — это высший экзистенциальный уровень. Лишь он открывает возможности для личностного выбора и автономного развития, что не в состоянии обеспечить регуляторные механизмы более низких уровней. К сожалению, именно механизмы высшего уровня чаще всего у наших учителей не сформированы, потому-то многие из них остаются объектами внешних воздействий, не способными превратиться в субъектов собственной жизни. Отсюда и нарушение механизмов саморегуляции, деформация внутреннего мира и как следствие — большое число соматических и психосоматических заболеваний. Таким образом, психическое здоровье — это мера способности учителя выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире. Определяя психическое здоровье в терминах активности и личностного развития, мы подходим к определению его критериев как характеризующих в большей степени сам процесс, нежели состояние. И цель психологической работы с учителем в том и заключается, чтобы запустить новые продуктивные механизмы, обеспечивающие формирование способности к собственному развитию, к созданию мотивов и интересов быть здоровым.

Субъективная ценность и экономический фактор Все вышесказанное позволяет дать определение профессиональному здоровью учителя как способности организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности. Восстановление такого здоровья — это не просто лечение, а управление механизмами, способствующими формированию позитивного отношения к самому себе, к открытому взаимодействию с миром, к изменениям, принятию ответственности. Сейчас возникает не только новая, но и принципиально отличная от прежних времен ситуация. В системе рыночных отношений здоровье становится базовым свойством человека, его субъективной ценностью, экономическим фактором, а это предусматривает:
• сохранение в образовании профессионалов вы со кого уровня, чье здоровье определяет стабильность результатов их труда;
• смену психологических установок на здоровье как на социально-экономическое благополучие.

Таким образом, охрана и восстановление профессионального здоровья учителя предполагают усиление межпредметных связей между медициной, психологией, психофизиологией, психотерапией, гигиеной, а также экономикой, информатикой, трудовым законодательством. При этом мы считаем, что в комплексе наук, обеспечивающих разработку научно-практической концепции профессионального здоровья учителя, психологические науки как изучающие различные формы индивидуального опыта, внутреннего мира личности должны доминировать.

Научное осмысление практики жизни и труда учителя предусматривает разработку комплексной (межведомственной) программы, подкрепленную во всех звеньях: информационном, профилактическом, диагностическом, оздоровительно-восстановительном, лечебном. Конечно, в каждом регионе есть свои приоритеты, однако и много общего. Остановимся на некоторых общих приоритетах.

Читайте также:  Здоровье это главное богатство сочинение

Ключевая проблема — низкая престижность здоровья, резко заниженное самосознание учителей о его ценности. Необходимо поднять их осведомленность об истинном состоянии здоровья, причинах его снижения и предлагаемых средствах, о формах укрепления. Сверхзадача — сформировать социально-психологическую установку на возрастающую роль взаимной ответственности за здоровье как со стороны директоров школ и других руководителей образования, так и со стороны учителей, учеников, родителей.

Учителя нуждаются в реабилитационных процедурах. Необходимо использовать новые технологии диагностики физического и психического здоровья, комплексы психологических, психотерапевтических и спортивно-бальнеологических процедур. Надо обучать педагогов приемам саморегуляции психических состояний, привлекать к участию в психотренингах и спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Главный же приоритет — профессиональное долголетие учителей. В разработанной нами концепции показателем профессионального здоровья и долголетия учителя являются три интегральные характеристики — педагогическая направленность, педагогическая компетентность и эмоциональная (поведенческая) гибкость.

Первое направление в решении проблемы гармонизации и гуманизации личности — воспитание и поддержание мотивации на педагогическую деятельность, сотрудничество с ребенком.

Второе направление — обеспечение социально-психологических условий повышения уровня педагогической компетентности, прежде всего коммуникативной и конфликтной.

Третье направление — психологическое обеспечение повышения культуры эмоциональной жизни учителя. Это, с одной стороны, его психологическая готовность к адекватному эмоциональному реагированию в нестандартной ситуации (конфликт, фрустрация и т.п.), с другой — способность ценить, правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся и уметь экспрессивно выражать свои собственные. Эмоциональная, поведенческая, интеллектуальная гибкость дают педагогу возможность учитывать многообразие индивидуальных характеров, мнений, позиций. Косность, упрощенчество, заорганизованность — прямая угроза его профессиональному здоровью и долголетию. И четвертое направление — повышение профессионального самосознания учителя, осознание себя личностью, хозяином жизни, способность проектировать свое будущее. Сегодняшний низкий уровень самоотношения, самоуважения, самопринятия, аутосимпатии, низкая самооценка учителей — это показатель того, что одна из самых крупных профессиональных популяций охвачена моральной апатией, нравственной депрессией. Утрачено самое важное — понимание себя как личности в обществе.

Что делается для того, чтобы изменить ситуацию? Разрабатываются технологии оздоровления и конкретные программы соответствующей работы методических объединений. Созданная нами технология конструктивного изменения поведения учителя, обусловливающая его профессиональное развитие и здоровье, включает:
• четыре стадии изменения поведения (подготовку, осознание, переоценку, действие);
• процессы, происходящие на каждой стадии (мотивационные, когнитивные, аффективные, поведенческие);
• комплекс методов воздействия (традиционные и активные). Проводимая нами практическая работа с учителями включает различные виды психодиагностики, тренинг, деловые игры, лекции, беседы, консультации, а также комплекс спортивно-оздоровительных и восстановительных мероприятий.

Что это дает? Мы видим, как активизируются механизмы личностной саморегуляции у педагогов, формируется социально-психологическая установка на здоровый образ жизни. Наши «пациенты» говорят о том, что они изменились в лучшую сторону Стали добрее, искреннее, улыбчивее. «Посветлело» настроение, меньше стали болеть. Появились профессиональные достижения, улучшились отношения с учениками, коллегами по работе, близкими в семье.

Повысилась эмоциональная устойчивость, появилось или развилось чувство юмора, а это помогло создать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу для сотрудничества с учениками и учеников друг с другом.

Педагоги стали учитывать и стимулировать степень самостоятельности, инициативы, творчества учеников, ориентируя их на собственные способности, возможности, мотивы. Появилось стремление активно делиться с коллегами и учениками всем, что почерпнули, — знаниями, интересными фактами, приемами, новым взглядом на вещи, другим отношением к жизни.

Пришло осознание цели своего труда: вдохновить и направить сердца и мысли учеников к восприятию знаний в атмосфере доверия, уважения и сформировать у них потребность в здоровом образе жизни как высшей радости бытия. В психологии известно, какие образцы поведения, отношений, переживаний, способы действий использует учитель во взаимодействии с учеником, такие усваиваются и присваиваются ребенком, а затем, переходя от внутреннего к внешнему, от мысли к действию, проявляются в его собственном поведении. Здоровый учитель становится для своих учеников еще и учителем здорового образа жизни, всем своим поведением убеждает их в том, что именно в этом заключено благополучие каждого, семьи, коллектива и общества в целом.

Источник

Проблема психологического здоровья профессионала

Автор: СЫРЕНКОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Проблема психологического здоровья профессионала

Ю.А. Сыренкова, педагог-психолог

ОГБПОУ «Колледж индустрии питания торговли и сферы услуг», г. Томск

В настоящее время проблема профессионального здоровья приобретает особую актуальность, особенно в отношении тех людей, чья профессиональная деятельность протекает в стрессовых условиях. Результаты многочисленных исследований позволяют говорить о том, что в настоящее время трудовая деятельность предъявляет повышенные требования, как к физическому, так и к психическому здоровью профессионала. Для эффективности необходимо увеличение производительности труда и повышение его надежности, так же обеспечение оптимального уровня затрат, достижение высоких результатов без потери здоровья. Практическая значимость состоит в том, что на сегодняшний день проблема профессионального здоровья стоит очень остро. От этого зависит работоспособность и качество работы. Важно хорошее психическое и физическое здоровье для эффективного осуществления профессиональной деятельности, но в тоже время практически ничего не делается для его сохранения и поддержания.

Читайте также:  Курение вредит вашему здоровью класс

Проблема профессионального здоровья в психологии труда

Можно сказать, что первые признаки проявления внимания к вопросам обеспечения здоровья работников, занятых в промышленной сфере, относятся к началу XX в. и связаны, прежде всего, с оформлением движения за научную организацию труда (НОТ), одним из основоположников которого был американский инженер Ф. Тейлор. Известно, что в своих работах он исходил из концепции «экономического человека», рассматривая рабочего не более как обособленную единицу, элемент производственного процесса. Социальная природа, психическое и физическое благополучие индивида его не интересовали. Но вот у его соратника Ф. Джилбрета, по праву считающегося одним из вождей движения за тучную организацию труда, уже просматривается достаточно четко выраженная ориентация на «человеческий фактор». Он видит смысл НОТ в том, чтобы каждый занимался тем делом, которое больше всего соответствует его физическим и психическим способностям (Джилбрет Ф. Азбука научной организации труда. — М.; Л., 1925). При этом основным вопросом научной организации труда он считал человека, его отношение к работе, разумное обращение с ним. Каждый должен испытывать радость труда, ибо последнее — главный успех НОТ. А первым условием радости труда и его продуктивности Джилбрет называет здоровье рабочих. Чтобы рабочие были здоровы, необходимо целесообразное устройство их рабочего места и расположение инструментов, но главное, рабочему надо обеспечить необходимый отдых, уменьшить воздействие на него всякого утомления. Джилбрет выступил инициатором проведения Дня борьбы с утомлением, впервые организованного в Америке (впоследствии он ежегодно проводился в декабре). Он настаивал на привлечении психологов для разрешения проблем персонала в производстве. Нельзя недооценивать, подчеркивает Джилбрет, значение психологического фактора для решения одной из великих, по его выражению, задач: предотвращения несчастных случаев на производстве, обеспечении безопасности труда рабочих.

Выбор будущей профессии, определение своего места в жизни — одно из самых главных решений, которое приходится принимать человеку. Выбор профессии в наше время рассматривается как основа жизненного самоутверждения человека в обществе. В лице человека, не занятого своим делом, не нашедшего себя в труде, общество несет невосполнимые духовные и материальные потери. При этом огромный ущерб терпит и сама личность вследствие неудовлетворенности, сознания неспособности внести в работу элемент творчества. Гармоничное развитие личности обязательно предполагает правильное профессиональное самоопределение.

За выбором профессии, естественно, следует этап профессиональной подготовки, в процессе которой человек, потенциально пригодный к тому или иному виду профессиональной деятельности, должен овладеть необходимой совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков. Несовершенство профессиональной подготовки, просчеты, допущенные на этом этапе, могут повлечь за собой серьезные последствия для здоровья. Человек, поставленный перед фактом своей профессиональной неполноценности, ущербности, тяжело переживает такое положение. Если эта ситуация окажется трудно поправимой и достаточно устойчивой во времени, то ее разрушительное влияние обязательно скажется в той или иной форме на соматическом и психическом здоровье работника. Следующим за этапом становления профессионала идет этап профессиональной адаптации.

Профессиональная адаптация есть процесс становления (восстановления) и поддержания динамического равновесия в системе профессиональной среды. После завершения образования каждому субъекту профессиональной деятельности предстоит пройти этап первичной адаптации, под которым понимается первоначальное (после специальной подготовки) вхождение в профессиональную деятельность. Среди факторов, влияющих на особенности прохождения адаптационного процесса, можно отметить следующие:

Возраст. Молодые люди лучше адаптируются к условиям деятельности, профессиональным задачам; с возрастом накапливается опыт социальной адаптации, что находит выражение в поведении работников, в их способности проявлять гибкость, идти на компромисс, избегать категоричных суждений.

Пол. У женщин преобладает ориентация на социальную адаптацию, у мужчин на адаптацию к содержанию профессиональной деятельности.

Индивидуальные особенности: тип нервной системы (особенно по характеристике подвижности и инертности); мотивация; самостоятельность; склонность к сотрудничеству; адекватная самооценка (своих личностных качеств и профессиональных возможностей); самоконтроль; эмоциональная устойчивость; степень тревожности.

Стресс в профессиональной деятельности играет не последнюю роль в сохранении психологического здоровья. Психологический (эмоциональный, второсигнальный) стресс — это та разновидность стрессовых состояний, которые в значительной части следует отнести к области отрицательных и положительных чувств и эмоций [7, 463]. Видов и форм проявления психологического стресса бесконечно много, так как они связаны с личностными качествами человека, его прошлым опытом, особенностями воспитания и образования и т. д. Обычно, профессиональный стресс связывают с таким видом психической напряженности, который возникает у человека в условиях деятельности, связанных с большими умственными перегрузками, с необходимостью быстрого отыскания решений, помехами, неудачами, реальной опасностью, повышенной ответственностью за выполняемую работу и т. д. В настоящее время существует немало профессий, для которых стресс если и не хроническое явление, то, во всяком случае, вероятность его возникновения весьма велика. Профессиональная деятельность человека может осложняться воздействием стрессоров разной природы, такими как: организация и содержание трудовой деятельности (условия труда, неудобные часы работы, трудность выполняемой деятельности, повешенная ответственность и т.д.); профессиональная карьера (проблема статуса, перспектива сокращения, недостаток необходимых профессиональных знаний и умений, переход на другую работу); оплата труда; взаимоотношения на работе; внеорганизационные источники стресса ( проблемы в семье; жизненные кризисы; финансовые проблемы; конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми организацией ).

Читайте также:  Как часто можно делать рентген тазобедренных суставов без вреда здоровью

Все вышеперечисленные факторы, несомненно, негативно влияют на становление профессионала, вследствие чего итогом может являться профессиональное выгорание работника.

Профессиональное (эмоциональное выгорание) – синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры [10, 105]. Выгорание как феномен попадает в поле зрения не только психологов, психотерапевтов, врачей, но также и работодателей, заинтересованных в энергичных сотрудниках, которые «горят», но не «сгорают» полностью на работе.

Специфическая симптоматика выгорания первоначально была обнаружена исследователями у лиц помогающих профессий: социальных и медицинских работников, работников благотворительных организаций, администраторов и обслуживающего персонала, учителей, преподавателей. Позже список профессий, связанных с опасностью «выгорания», был дополнен адвокатами, полицейскими, тюремщиками, политиками, торговым персоналом, менеджерами среднего и высшего звена. Таким образом, «из платы за сочувствие» (Маслач К., 1986) синдром «выгорания» превратился в «болезнь» работников «коммуникативных» профессий, т. е. профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости в ситуациях делового общения. В процессе «сгорания» человек теряет психическую энергию, у него развивается психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение (исчерпание ресурсов), появляется немотивированное беспокойство и психический дискомфорт, усиливаются тревожность, раздражительность, вегетативные расстройства, утрачивается удовлетворенность и смысл профессиональной деятельности, а иногда и собственной (персональной) жизни. Таким образом, феномен «выгорания» представляет собой сложную, многоуровневую симптоматику «душевных потерь» вследствие продолжительного рабочего напряжения в ситуациях делового общения с другими людьми. Последствия данных потерь — психическое (субъективное), а в некоторых случаях и физическое неблагополучие, снижение или утрата трудовой активности и работоспособности, уменьшение персонального и социально-психологического пространства.

В наше время проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание специалистов. Современный труд может оказывать на человека как положительное, так и негативное воздействие. Последнее может быть вызвано влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжением, перегрузками, психотравмирующими факторами и т. д.), которые способны повлечь за собой не только профессиональные деформации личности, но и в крайних случаях их проявления — профессиональные заболевания, вплоть до необходимости сменить род занятий или вовсе прекратить профессиональную деятельность. Велик научный и практический интерес к синдрому выгорания и обусловлен он тем, что этот синдром — непосредственное проявление всёвозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации.

1. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. — СПб.: Вестник, — 2001. — 154 с.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. — М.: ПЕР СЭ, — 2001. — 511 с.

3. Денисов В.Н. Социальная политика в охране здоровья населения. — Новосибирск: Наука, — 2000. — 126 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, — 2000. — 512 с.

5. Крутько В.Н. Подходы к «Общей теории здоровья» // Физиология человека. — М.: Наука, — 2002. — 243 с.

6. Никифорова Г.С. Психология здоровья. Учебник для Вузов. СПб.. Питер,

2006. — 607 с: ил. — (Серия Учебник для вузов).

7. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. — М.: Издательский дом Академия; Высшая школа, — 2001. — 360 с.

8. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. — Л.: Изд-во ЛГУ, — 2000. — 168 с.

9. Умняшкина С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий) [Электронный ресурс]: Дис. канд. психол. наук: 19.00.04 — М.: РГБ, 2002. — 230 с.

Источник

Adblock
detector