Меню

Решение проблем детского здоровья

Инновационные технологии в решении проблем здоровья детей дошкольного возраста
консультация

(из опыта работы)

Скачать:

Вложение Размер
Инновационные технологии в решении проблем здоровья детей дошкольного возраста 18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в решении проблем здоровья

детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Что такое здоровье?

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова: « Здоровье — правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Здоровье детей – одна из актуальных проблем нашего времени, в частности, для дошкольных учреждений. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста в РФ показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20 — 27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус и т.д. По данным прогнозов, 85% этих детей — потенциальные больные сердечно — сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.
Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.
Основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Существует много разнообразных методов воздействия на организм с целью его оздоровления и поддержки, которые можно использовать на базе детского сада. Поэтому и стали востребованными педагогами образовательных учреждений здоровьесберегающие образовательные технологии.
Здоровьесберегающая образовательная технология – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития).

Цель здоровьесберегающей технологии: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровьесберегающей технологии:
1. Обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.

2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.

3. Осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.

Какие же задачи стоят перед нами по укреплению здоровья своего и здоровья наших воспитанников?

— сохранять здоровье, как физическое так и психическое;
— создать в детском саду педагогически-охранительный распорядок дня, главной задачей которого является постоянная забота об укреплении здоровья детей и сотрудников;
— обучать детей конкретным приемам, укрепляющим их здоровье, в которых самым важным является деятельность по физическому воспитанию;
— создать благополучный психологический климат, обстановку доброжелательности и доверия между детьми, сотрудниками и родителями;
— поиск новых инновационных физкультурно-оздоровительных форм работы.
Обеспечение результативности этих задач я начала с создания условий. Ведь эффективность физкультурно-оздоровительной работы зависит от разумной организации развивающей среды, которая максимально ориентирована на интересы дошкольника и укрепление его здоровья. В группе оборудован «Уголки здоровья». Он оснащен как традиционными пособиями (массажными ковриками, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием. Всё оборудование создано с учетом эстетичности, динамичности, возраста детей, способствует развитию двигательного творчества. Необычное оборудование, сочетание традиционного и инновационного развивает у детей повышенный интерес и желание заниматься физкультурой, стимулирует их двигательное творчество, улучшает эмоциональное состояние.
В нашей группе оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день.
Я использую в работе с детьми много интересного по нетрадиционным и развивающим формам оздоровления (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, подвижные игры, упражнения для расслабления и правильной осанки, мимические разминки, точечный массаж, профилактические упражнения для носоглотки и др.). Эти формы работы рекомендую своим педагогам, которые проводят их на занятиях всех видов деятельности, прогулках в форме двигательных минуток.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Систематическое использование приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.

Оздоровительные игры – как часть утренней гимнастики, на прогулке, в групповой комнате — малой, средней и высокой степени подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Игры предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) («Пальчиковые игры» Л.Савиной, Е.Белой, Цвынтарного игра «Пальчик о пальчик – тук – тук – тук…», «Дружба»).

Игровой самомассаж – массаж рук, массаж ушек, точечный массаж, массаж с помощью су – джок, пластмассовых прищепок — это первые элементы самопомощи своему организму, учат сознательно заботиться о своём здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний, повышение тонуса.

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога .

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Логоритмика — это активная терапия, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашей фонотеке есть специальный музыка для релаксации. Релаксация нередко сопровождается художественным словом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной презентации представлены инновационные технологии по развитию музыкальности детей дошкольного возраста, основаннах на идеях элементарного музицирования К. Орфа, концепциях В. В. Медушевско.

Инновации настолько прочно вошли в теорию и практику образования, что работа современного дошкольного учреждения уже не мыслится без использования тех или иных инновационных педагогических технологий.

Как использовать ТИКО-конструктор в образовательном процессе в среднем дошкольном возрасте.

Практические советы педагогам ОУ по использованию инновационной технологии ТИКО-моделирования в образовательном процессе в соответствие ФГОС ДО.

Процесс информатизации общества стремительно движется вперед, и у детского сада нет иного выбора, как адаптации его к информационному веку. По сравнению с традиционными формами музыкальн.

Цель: создание условий инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.

Выступление на региональном семинаре для педагогов ДОУ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАРеформирование дошкольного образования с ц.

Источник

Проблема сохранения и обеспечения здоровья детей в ДОУ
статья

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер.
Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей. Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Профилактика простудных заболеваний в ДОУ находит отражение в системе оздоровительной работы дошкольных учреждений. Проблема оздоровления детей — целенаправленная, спланированная систематическая работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.
Цель оздоровительной работы ДОУ — это сохранение и укрепление здоровья детей, а также формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
problema_sohraneniya_i_obespecheniya_zdorovya_detey_v_dou.docx 27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема сохранения и обеспечения здоровья детей в ДОУ

Народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!». Никакие, даже самые глубокие знания, умения и навыки не будут эффективны у нездорового человека. Известно, что здоровье человека определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека.
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% — хронически больны. (Данные материалов Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях) Остро эта задача стоит в дошкольных учреждениях. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка.
Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определённой комплексной системы в работе по оздоровлению детей. Вся жизнедеятельность ребенка в ДОУ должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Сохранение и обеспечение здоровья детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования и основной задачей системы образования в целом. В Концепции дошкольного воспитания в решении данной проблемы отводится ведущее место.

Простудные заболевания и причины их возникновения

Мало кто из детей 3 — 6 лет не болеет гриппом и другими острыми респираторными заболеваниями (ОРВИ), которые принято называть простудными.
Простудные заболевания — это условно названные болезни, вызванные охлаждением, которому подвергается организм ребенка. Раньше простудные заболевания объединяли в группу «острых респираторных заболеваний (ОРЗ)», сейчас ученые медики считают, что более верное название «острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ)».
Ведущее место в структуре заболеваемости детей дошкольных учреждений занимают инфекции верхних дыхательных путей, входящие в группу острых респираторных вирусных инфекций. Вирусы распространяются воздушно-капельным путем при чихании и кашле, но большинство из них передается через предметы, до которых дотрагивался больной ребенок: ручки дверей, предметы домашнего обихода, детские игрушки.
Основными симптомами заболевания служат следующие: повышение температуры, недомогание, головная боль, рвота, плохой аппетит, слабость, потливость, неустойчивое настроение.
Острые респираторные инфекции наносят большой ущерб здоровью детей, приводят к обострению хронических очагов инфекций, аллергизируют организм ребенка.
Дети обычно тяжелее, чем взрослые, переносят болезни, и у них чаще возникают осложнения. При простудных заболеваниях в воспалительный процесс могут вовлекаться различные отделы дыхательных путей — нос, пазухи, горло, трахея, бронхи, легкие. Иногда заболевают уши.
Важным моментом в предупреждении респираторных инфекций является создание у детей специфического иммунитета против наиболее распространенных форм острых респираторных инфекций.
Ухудшение состояния здоровья детей диктует необходимость разработки и внедрения профилактических мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, повышение сопротивляемости организма ребенка инфекционным заболеваниям, снижение заболеваемости детей.

Анализ работы ДОУ по профилактике простудных заболеваний

Профилактика простудных заболеваний в ДОУ находит отражение в системе оздоровительной работы дошкольных учреждений. Проблема оздоровления детей не кампания одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, спланированная систематическая работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период.

Цель оздоровительной работы ДОУ — это сохранение и укрепление здоровья детей, а также формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
В ДОУ основными направлениями оздоровительной работы являются:
— выполнение санитарно-гигиенического режима;
— воспитание с детства разумного отношения к здоровью, правильный режим дня;
— рациональное, сбалансированное питание;
— оптимальная двигательная активность, физическая культура;
— закаливание – адаптация организма к различным условиям окружающей среды;
— профилактическая работа по предупреждению простудных заболеваний;
— здоровьесберегающие технологии и общеоздоровительные мероприятия.
Система по профилактике простудных заболеваний и оздоровлению детей в ДОУ включает дыхательную гимнастику, оздоровительную гимнастику после сна с элементами самомассажа, фито-витаминно- терапия.
Во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей, что способствует оздоровлению детей. Ежегодно устраиваются дни здоровья, зимние и летние спартакиады.
Много профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний в осенне-зимний период проводится медицинской сестрой ДОУ. Это и поддержание чистоты, кварцевание групп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ, проветривание спален перед сном и проветривание групп, проведение профилактических медицинских осмотров детей дошкольного возраста педиатром детской поликлиники и медицинской сестрой. Осуществляется контрольная деятельность за соблюдением санитарно-гигиенических условий в ДОУ и организацией учебно-воспитательного процесса, отслеживается состояние здоровья детей, ведется санитарно-просветительная работа среди персонала и родителей.
Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий в качестве одного из основных приемов работы ДОУ используется мониторинг состояния здоровья вновь поступивших воспитанников, проводимый врачом поликлиники и медсестрой ДОУ. Данные мониторинга определяют исходные функциональные показатели здоровья ребенка и уровень его физической подготовленности и являются отсчетом для прогнозирования особенностей развития ребенка, подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов адекватного педагогического воздействия, учитывая индивидуальные особенности детей. Все эти данные записываются в индивидуальную карту ребенка. Дети с хроническими заболеваниями, и часто болеющие дети ставятся на диспансерный учет с последующими оздоровительными мероприятиями согласно индивидуальному плану.
Для повышения защитных свойств детского организма круглогодично проводится витаминизация пищи. В третье блюдо добавляется аскорбиновая кислота. Одновременно с витаминизацией пищи проводится фитотерапия — один из методов с использованием естественных природных веществ противовирусного и антибактериального действия. При отпуске процедур используются препараты растительного происхождения — лук, чеснок. В группах в течение дня стоят тарелочки с мелко нарезанными «витаминами». Под влиянием данных процедур, повышается бактерицидность воздуха, снижается показатель загрязненности воздуха, происходит обогащение человека витаминоподобными веществами.
Закаливающие процедуры: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, прогулки на свежем воздухе, хождение по группе босиком, воздушные ванны без маек (+16,+18 о С). Такие же мероприятия проводятся и в весенне-летний период, только закаливающие процедуры имеют несколько другое содержание: ежедневные прогулки на свежем воздухе, воздушно-солнечные ванны, хождение босиком по песку.
Особое внимание в режиме дня детского сада уделяется закаливанию организма ребенка. Как известно, оно способствует укреплению его здоровья и снижению заболеваемости, созданию условий и привычек здорового образа жизни. Закаливание осуществляется при соблюдении необходимых гигиенических условий и требований: свежий воздух, соответствующая температура воздуха в помещении и вне его и качество одежды.
Применяется такой метод закаливания, как хождение по влажным солевым дорожкам и контрастное обливание ног в комбинации с босохождением по массажным коврикам, дорожкам, ребристой доске, расположенными в разных местах группы. В результате проводимой работы у детей происходит не только закаливание кожи стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы. А он стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая устойчивость всего организма. В летний период босохождение используется во время прогулок в отведенных местах на детских площадках при соблюдении температурного и временного режима соответственно возрасту.
Важным закаливающим средством являются прогулки. Они проходят с оптимальным двигательным режимом общей продолжительностью в течение дня не менее 3,5-4 часов в летний период, с обязательным использованием подвижных игр, упражнений циклического характера (прыжки, бег, пробежки с предметами и другое). Общая моторная плотность достигает 60% и более. Во время прогулок воспитатели не допускают перегрева или переохлаждения детей, дозируя игры большой и малой подвижности, обеспечивают своевременную смену видов деятельности для каждого ребенка.
Одним из направлений деятельности ДОУ является воспитание и потребность детей в здоровом образе жизни. Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать: значение здорового образа жизни; осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств; обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей; взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни; усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья.

Для этого с детьми в ДОУ проводятся занятия по валеологии. На этих занятиях педагоги дают детям представление о строении собственного тела, назначении органов, что полезно и вредно для организма, прививают элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Все это оказывает большую роль в воспитании у ребенка потребности в здоровом образе жизни, в умении управлять своим поведением и эмоциями, регулировать свою активность.

Педагогами ДОУ разработана серия занятий познавательного цикла «Здоровей-ка», которая состоит из разделов: «Движение – это жизнь, а жизнь- движение» — о пользе физкультуры и закаливания; «Здоровое питание — полезные витамины»; «Чистота – залог здоровья и успеха» — о гигиене тела, привычках человека и др.
Важную роль в оздоровлении детей играет семья, так как именно семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его психическое и физическое развитие. Поэтому в ДОУ проводится работа по приобщению родителей к оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Для педагогического просвещения родителей в ДОУ применяются следующие формы работы: создание в уголках для родителей рубрики «Копилка семейного здоровья»; «Советы доктора»; консультации узких специалистов ДОУ; родительские собрания на данную тематику; педагогические советы. Для приобщения родителей к здоровому образу жизни в ДОУ проводятся совместные оздоровительные мероприятия, занятия, развлечения, досуги, соревнования, выставки, выпуск стенгазеты, конкурсы, викторины.
Оздоровительные мероприятия носят комплексный подход и построены на трех основных направлениях :
— создание оздоровительной среды для профилактики у детей различных простудных и других заболеваний;
-формирование здорового образа жизни детей в детском саду и дома;
-развитие физической культуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ, направленных на охрану, укрепление и коррекцию здоровья воспитанников:
— благоприятно влияет на профилактику простудных и других заболеваний, на рост и развитие детского организма;
— дает возможность при единой системе работы педагогического персонала совместно с родителями и медработниками, опираясь на современные педагогические технологии, методики и программы успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей — будущего здоровья нации.

Источник

Читайте также:  Как по татарски молитва за здоровье
Adblock
detector