Меню

Решение проблем адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ОВЗ: опыт, проблемы и перспективы работы

На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Дети с ОВЗ имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

По различным причинам такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Выходят в мир совершенно неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. Дети абсолютно не социализированы.

Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников школьном учреждении. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса. Для ее решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ адаптироваться под имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить систему образования, спроектировать новые формы организации образовательного пространства. Практика последних лет убедительно свидетельствует об эффективности совместного обучения детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей.

Однако на сегодняшний день можно выделить ряд проблем инклюзивного образования: недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования. Педагоги, которые никогда не сталкивались с особенностями обучения детей с различными проблемами здоровья, часто не владеют необходимыми знаниями, приёмами и методиками специального образовательного процесса, даже не смотря на то, что прошли курсы повышения квалификации. Педагоги не имеют необходимой квалификации как для коррекции имеющихся у ребенка нарушений, так и вовлечения его в образовательный процесс. Кроме того некоторые педагоги являются противниками инклюзии, потому что это доставляет им дополнительные трудности, но не приносит существенного материального вознаграждения. Инклюзивное образование должно сопровождаться специальной поддержкой педагогов, которая может оказываться как внутри учреждения, так и вне его.

Внедрение инклюзивного образования в ОУ выявляет ряд проблем.

Во-первых, это отсутствие нормативно-правовой базы, которая позволила бы определять такие критерии, как «численность детей с особенностями в одном классе, время их пребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка».

Во-вторых, отсутствие необходимой методической литературы. В ОУ обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации НОД детей с ограниченными возможностями здоровья.

В-третьих, это необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования.

К сожалению многие ОУ с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных классов, как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования, к которому относятся и специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки и тактильные панели, также необходимы средства для организации безбарьерной среды.

Ещё одной проблемой является отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребёнка с ОВЗ в обычном классе ОУ. Необходимо провести соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребёнку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива. Также остро стоит вопрос нехватки специалистов (дефектологов, сурдологов и т.д.), а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов.

Немаловажной проблемой является отношение родителей как нормально развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ОУ. Со стороны родителей « особых» детей зачастую возникает ситуация, когда они перестают реально соотносить возможности особого ребенка и перспективы его развития, и просто перекладывают ответственность за обучение и воспитание ребенка на специалистов. Эту проблему нужно решать в тесной взаимосвязи родителей, педагогов и специалистов ОУ.

Родители же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в классе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям. А ведь ни для кого не секрет, что отношения детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на повышение уровня компетенции по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ОУ.

Несмотря на все проблемы инклюзивное образование способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их самостоятельности и независимости, и что немало важно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.

Количество детей с тем или иным видом инвалидности продолжает расти. А это значит, что тысячи семей в стране нуждаются в поддержке. Поддерживать инклюзивное образование – значит давать детям шанс стать частью общества, развивать таланты, социализироваться.

Шальнева О.В. — учитель начальных классов

Дети с ОВЗ: опыт, проблемы и перспективы работы

Дети — все одинаково имеют право на счастливую жизнь, а образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех. Современному обществу требуется уже не столько педагог-исполнитель, сколько педагог-исследователь, новатор, творческая, широко образованная личность, способная смело мыслить и действовать. Высокий профессионализм необходимо сочетать с активным педагогическим поиском. Именно активный поиск заставляет выделить идею всесторонней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Школам необходимо изыскивать пути успешного обучения всех детей, включая детей, у которых имеются серьезные физические или умственные отклонения или недостатки. Основной принцип инклюзивной школы заключается в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, важно, чтобы обучение отвечало интересам, потребностям и нуждам всех детей (каждого ребенка)

Читайте также:  Вода для здоровья реферат

Пытаясь определить место школы в общей системе образования, в основу образовательной Программы школы был положен принцип «От «ученик должен» к «ученик может». Это Принцип признания педагогами индивидуальных особенностей учащихся, и готовность школы создавать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей всех без исключения детей. Необходимо было время, чтобы понять и принять принципы инклюзии. Основной задачей педагогического коллектива школы является обеспечение разностороннего развития личности каждого ученика, создание благоприятных условий для всех участников образовательного процесса. Сначала возникают серьёзные опасения, что не все обычные дети и их родители готовы принять в своё окружение инвалидов. Поэтому сначала проводится большая предварительная подготовительная работа с коллективом учителей, проводятся педсоветы, на которых рассматриваются вопросы обучения детей с особыми образовательными потребностями. С родителями учащихся всех классов проводятся родительские собрания, в повестке которых включаются вопросы инклюзии и помощи детям-инвалидам. Именно родители «особых» детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего, это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация «особого» ребёнка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность, не говоря о милосердии.

Учителя – предметники должны пересмотреть свои программы и планы обучения, скорректировав их для данного контингента учащихся, адаптировать некоторые темы для лучшего усвоения и восприятия.

Классные руководители должны работать в тесном контакте с родителями учащихся, постоянно на родительских собраниях проводить беседы об особенностях развития личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП с привлечением психолога, знакомить с законами РФ о социальных гарантиях и реализации прав граждан на образование. Ребята с ограничениями здоровья работают в режиме полного дня, после уроков занимаются в ГПД, где воспитатели помогают делать домашние задания, проводят различные мероприятия.

Дети-инвалиды, обучающиеся в обычной школе, сталкиваются с проблемой неприятия их здоровыми детьми. Это связано с тем, что налицо явные двигательные нарушения, которые вызывают непонимание даже боязнь у здоровых ребят. Необходима кропотливая разъяснительная работа со здоровыми детьми школы, а также их родителями, пропаганда дружбы, поддержки и помощи детям – инвалидам. Это важно как для здорового контингента детей школы, так и для детей с особыми потребностями.

Есть трудности у учителей, работающих с детьми с ОВЗ. Работа с такими детьми требует огромной эмоциональной отдачи, терпения, понимания сложности диагноза этих детей.

Практика показывает, развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация ОУ, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых. Желательно, чтобы была поддержка со стороны Министерства образования, городского и районного Управления по образованию, методических центров, профессиональных центров повышения квалификации, центры психолого-педагогической коррекции и реабилитации. Чем больше партнеров у ОУ, тем более успешным будет ученик. Сейчас с успехом апробируется модель Детский сад — Школа. Эта модель позволяет осуществить на практике системный подход к включению детей с особенностями в развитии в социум, позволяет осуществить преемственность принципов и технологий преподавания, обучающих и развивающих программ, предназначенных как для обычных, так и для особых «детей».

В процессе создания инклюзивного пространства в стенах школ ничего невозможного нет. Главное, чтобы этого захотели учителя. С развитием интегративных процессов в школе, с появлением в ней «особых» детей вообще меняется отношение к проблеме людей с ограниченными возможностями здоровья. А это важный шаг к изменениям в обществе в целом, где все равные среди равных не на бумаге и в лозунгах, а в реальном мире.

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.

Система образования должна предоставлять реальные возможности каждому человеку получить необходимые знания, умения и навыки. Принцип равноправия между людьми, независимо от их функциональных (умственных и физических) способностей — правильная позиция демократического общества. В основе равных прав заложено признание уникальности каждого человека, незыблемость человеческого достоинства, вера в развитие личности. Гуманизация образовательного пространства, защита детства в целом предоставляет возможность каждому ученику учиться по индивидуальному плану, но вместе со всеми.

Ответственность за здоровье и воспитание ребенка лежит не только на семье, но и на обществе и государстве. Когда каждый ребенок с проблемами здоровья или с ограниченными возможностями будет иметь возможность стать полноценным гражданином своей страны,- только тогда мы сможем утверждать, что мы – цивилизованные люди, и что наше общество имеет будущее.

Сама система инклюзивного образования является эффективным механизмом развития инклюзивного общества, т.е. развивая систему инклюзивного образования, тем самым мы способствуем развитию инклюзивного общества – общества для всех/общества для каждого. Именно в этом ключевое значение инклюзивного образования.

Лазарева Т.А., учитель начальных классов

Источник

Решение проблем адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор работы награжден дипломом победителя I степени

С каждым годом количество незащищенных слоев населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и граждан с особыми нуждами постепенно увеличивается. К данной категории можно отнести и детей с ограниченными возможностями.

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. По дан­ным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нару­шенным психическим и физическим развитием.

На сегодняшний день у молодых людей с ограниченными возможностями здоровья возникает множество проблем: трудности в процессе социализации и интеграции в общество; сложности, сопровождающие процесс инклюзивного профессионального образования; обучение в школах, техникумах, колледжах, а также в высших учебных заведениях; трудоустройство; одиночество. Вместе с тем наблюдается нехватка учреждений, которые оказывают социально-значимую и иную поддержку. Таким образом, возникает необходимость создания условий для общения, самореализации, активной интеграции молодых людей с ограниченными возможностями в социокультурную среду.

Читайте также:  Есть ли сигареты не приносящие вреда здоровью

Цель данной работы – разработка проекта по созданию клуба для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

рассмотреть категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

изучить проблемы социальной адаптации детей с ОВЗ;

проанализировать зарубежный опыт социальной адаптации людей с ОВЗ;

разработать проект по созданию клуба для детей с ОВЗ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

      Категории детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

К основным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья относятся:

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

Дети с нарушением речи (логопаты);

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

Дети с умственной отсталостью;

Дети с задержкой психического развития;

Дети с нарушением поведения и общения;

Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью) [4].

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми. Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми потребностями их отличает нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития

Невидящие дети. К ним относятся дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками, дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 – 15 градусов или до точки фиксации. Слепые дети практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Слабовидящие дети – это дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, — это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Термин «нарушение опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие генез органического и периферического типа. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве [3].

Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии.

Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального.

К множественным нарушениям детского развития относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.

1.2. Проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Социальная адаптация — процесс приспособления индивида (группы) к социальной среде, предполагающий взаимодействие и постепенное согласование ожиданий обеих сторон. Социальная адаптация имеет целью обеспечение устойчивости, традиционности, повторяемости социального опыта, а также его изменение на основе инновационного обогащения. Социальная адаптация предполагает обретение индивидом субъектности для самостоятельного осуществления социальных действий и функций с оптимальными психофизиологическими затратами.

Благодаря социальной адаптации как активному приспособлению человека к условиям социальной среды (среды жизнедеятельности) создаются благоприятные условия для самопроявления и естественного усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. Особое значение имеет социальная адаптация подрастающего поколения — процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам [1].

Проблема социальной адаптации приобретает особо важное значение для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Меняются принципы и условия реализации социальной политики государства в отношении инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Как утверждают специалисты, современное российское законодательство, формирующее определенный уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку- инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и т.д. Тем не менее, существующая государственная система реабилитации детей с ограниченными возможностями недостаточно эффективно решает их социальные проблемы и требует разработки нового подхода.

Во-первых, предстоит повернуть общественное мнение в сторону детей с ОВЗ. Семьи с детьми-инвалидами традиционно принято относить к бедным и маргинальным. Развивается система социальной поддержки, растет профессионализм социальных работников, специализирующихся на помощи семье, издаются законы, разрушающие физические преграды в жизни инвалидов. Однако символические барьеры сломать порой гораздо сложнее, здесь требуется развитие культурных ценностей гражданcкого общества, таких как толерантность, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав, независимость.

Во-вторых, успешной адаптации детей с ограниченными возможностями препятствуют не в полной мере реализованные мероприятия по охране здоровья, социальной реабилитации, обучению и профориентации, слабая информированность таких детей о возможных методах реабилитации, приоритетах социальной политики, льготах, предоставляемых государством. Для наиболее эффективной адаптации детей с ограниченными возможностями необходима разработка федеральной и региональной политики с учетом физиологических, возрастных, психологических и других особенностей этой группы населения страны и региона.

Следует стремиться к интеграции детей с ОВЗ в «большое сообщество» — иными словами, к преодолению специфики их общественного существования в пользу их включения в единую культуру. Это не означает попытки стереть своеобразие сообщества детей с ОВЗ. Сделать это практически невозможно, да и не нужно. Но необходимо, по нашему глубокому убеждению, стремиться к универсальному, к общечеловеческим ценностям. Методы воспитания должны соответствовать поставленным целям. Необходимо в первую очередь разрабатывать такую методику, которая специфична в своем учете потребностей детей с ОВЗ в духовном развитии, но по содержанию универсальна, по форме является адаптацией признанных приемов общей педагогики к духовным запросам детей с ОВЗ. И лишь во вторую очередь следует вести речь о специфических по форме воспитательных приемах.

Читайте также:  Здоровье человека зависит от множества факторов

В-третьих, интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в «большое сообщество» — это двусторонний процесс, приспособление детей к ценностям и нормам данного сообщества, формам его жизнедеятельности; с другой стороны, приспособление самих этих ценностей, норм и форм жизнедеятельности к детям с ОВЗ, их реальным и потенциальным возможностям. Адаптационные изменения затрагивают не только детей, но и социум, в который они интегрируются. Социальная адаптация детей с ОВЗ — это не отдаляющееся движение друг от друга, а открытое движение навстречу друг другу.

ГЛАВА II. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. 2.1. Анализ зарубежного опыта социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В большинстве развитых стран накоплен большой опыт по социальной реабилитации и интеграции детей с ОВЗ и членов их семей; по защите и продвижению прав и интересов данных категорий граждан. В этих странах преобладает социальный взгляд на проблему инвалидности. Он является более эффективным и прогрессивным, чем медицинский, который рассматривает инвалидов просто как больных людей. Социальный подход – комплексный, он позволяет подключать к работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, одновременно несколько специалистов разного профиля — психолога, врача, социального работника и др.

В Швеции дети с ОВЗ независимо от тяжести нарушений живут в семьях, собственных либо приемных. Помощь им оказывают разветвленные сети социальной службы и службы образования. Каждый ребенок закреплен за реабилитационным центром, где им занимается целая команда специалистов: терапевт по двигательным нарушениям (у наших медиков и специальности-то такой нет), психолог, логопед. Консультирует команду специалист в области детской неврологии и реабилитации.

К полутора-двум годам практически все шведские дети-инвалиды начинают ходить в обычные детские сады по месту жительства. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно среди сверстников, к нему прикрепляют помощника. Помощников готовят все те же реабилитационные центры: учат общаться с ребенком-инвалидом, показывают, как пользоваться специальными приспособлениями, как приспособить мебель, чтобы ребенку было удобно играть [5].

Примерно такая же картина наблюдается в школах. Шведы не делят детей на «обучаемых» и «необучаемых», как это до последнего времени делали у нас. Только если у ребенка серьезные нарушения интеллекта, его помещают в специализированную школу

Отлаженная система оказания помощи детям с ОВЗ и их семьям, которая охватывает все сферы жизнедеятельности и способствует максимально возможной интеграции человека с особыми потребностями в общество, а также обеспечивает принятие таких людей обществом, действует в США. Немаловажную роль при осуществлении социальной работы играет комплексный подход и участие целого ряда специалистов из различных областей знаний в разработке специальных программ.

При разработке и реализации программы раннего вмешательства выполняются две основные задачи:

1) как можно раньше выявить детей с отставанием в психическом развитии и / или с подозрением на сенсорные нарушения;

2) подобрать методы оказания необходимой помощи нуждающимся детям и их родителям.

Для решения первой задачи в США и некоторых странах Западной Европы традиционно оценку развития ребенка с помощью нормативных шкал проводит детский психолог. В зависимости от основных проблем ребенка с ним и его матерью занимается специалист по двигательному развитию, или специалист по языковому и речевому развитию, или специальный педагог. Психологи проводят психологическое консультирование семьи ребенка, при необходимости проводят психотерапевтическую работу с родителями.

В США действует программа «Инклюжен», защищающая права семьи ребенка-инвалида. Ее основы были заложены «Реабилитационным Актом» и законом об обучении детей-инвалидов (1974-1975 гг.), в которые было внесено несколько поправок и дополнений со временем. В 80-е годы ХХ века в США начался процесс постройки новых зданий и перестройки старых с учетом потребностей различных категорий инвалидов. Для этих целей правительством выделялись дополнительные финансовые средства и в то же время налагались жесткие санкции за нарушение принятых стандартов. Для изменения у граждан отношения к инвалидам проводилась продуманная и разработанная психологами и другими специалистами кампания в средствах массовой информации и т.п. Большую роль в этом сыграли и религиозные организации. Таким образом, инвалиды получили доступ ко всем сферам жизнедеятельности общества, при этом изменилось восприятие их здоровыми людьми.

В стране имеются общественные организации и клубы для инвалидов, а так же различные фонды. В США именно специализированные фонды и организации осуществляют значительную часть услуг, положенных ребенку-инвалиду по закону, за финансовые средства, предоставленные муниципалитетом.

В США не отказываются и от специальных школ, но помещение туда ребенка осуществляется лишь в крайних случаях.

В Великобритании помощь детям-инвалидам оказывают три группы организаций: частные владельцы домов, обеспечивающих уход за определенную плату; общественный сектор; местные власти, которые обеспечивают большую часть социальных услуг [2].

Социальные службы оказывают помощь на дому, в дневных центрах, интернатах или дневных школах. В перечисленных учреждениях при работе с детьми с нарушенным интеллектом особое внимание уделяется обучению их навыкам общения, правилам поведения на улице, в общественных местах, для чего организуются специальные прогулки. Для подростков с умственной отсталостью функционируют центры профессиональной подготовки.

2.2. Проект «Клуб «Радость» для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Наш проект предполагает открытие клуба «Радость», для детей с ограниченными возможностями здоровья, на базе Государственного казенного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи» г.о. Нальчик.

Цель клуба: оказание социально – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи клуба:

Организация индивидуальных занятий по декоративно – прикладному творчеству, привлечение воспитанников в вокальные, музыкальные объединения; учитывая возможности ребенка, к танцам, изучению английского языка и компьютера;

Участие воспитанников в конкурсах, выставках и фестивалях различного уровня;

Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к участию в жизни клуба.

Работа в клубе будет основываться на перспективном плане, включающим организационно – воспитательную работу и учебную деятельность на основе индивидуальных программ педагогов дополнительного образования. Программы должны быть адаптированы к условиям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и учитывать особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников. В целях преодоления отклонений в развитии воспитанников клуба должны проводить групповые и индивидуальные коррекционные занятия. Группы будут сформированы с учетом умений детей и их физических возможностей. Участие ребят в проведении массовых мероприятий позволит заложить базу для социальной адаптации детей с ОВЗ в обществе.

Перспективные направления работы:

«Здоровье. Физическая культура».

Цель: Создание высокоэффективной системы в организации оздоровительно физкультурной работы.

Задачи: Проведение комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий с преимущественным использованием природных, физических факторов, физкультуры, отдыха, учебно-воспитательного процесса и культурно-досуговой деятельности.

«Учеба»

Цели и задачи:

Создание необходимых условий для эффективной помощи ребенку в построении целостной картины мира, для повышения социальной роли личности ребенка как носителя национальной художественной культуры.

Реализация дополнительных образовательных программ по художественно — эстетическому творчеству, естественно – научному, вокально-хореографическому.

В клубе можно открыть следующие объединения:

Художественно-прикладного творчества:

Источник

Adblock
detector