Меню

Репродуктивное здоровье студентов вуза

Репродуктивное здоровье студентов вуза

Социальные потрясения, политические и культурные изменения, произошедшие в Российской Федерации (РФ) в последнее десятилетие, в условиях неустойчивого развития экономики обусловили снижение рождаемости и сопровождались значительным ухудшением состояния здоровья наиболее социально и биологически уязвимой части населения — женщин, детей и подростков. В сложившихся социально-экономических и демографических условиях Концепцией охраны репродуктивного здоровья населения России на период до 2025 года репродуктивное здоровье определено как один из основных факторов национальной безопасности страны. [12, 13, 14, 16, 20]

По данным Минздрава РФ (2012), в возрастной структуре абортов каждый десятый аборт (10,4 %) приходится на возрастную группу 15-19 лет, каждые десятые роды в стране также приходятся на подростковый возраст. Воспроизводство населения преимущественно реализуется населением фертильного возраста 20-29 лет, на долю которого приходится 49% от общего числа прерываний беременности и 64% от общего числа родов.

Репродуктивное здоровье молодежи, наиболее подверженной негативному влиянию среды и общества, в современных условиях представляет собой сложную многоаспектную проблему. Социально детерминированные изменения репродуктивного поведения девушек России, произошедшие в последние десятилетия, способствовали распространенности и расширению спектра патологии репродуктивной сферы, повышению уровня среди молодёжи инфекций, передаваемых преимущественно половым путём (ИППП), в том числе ВИЧ-инфекции. Следовательно, одним из ключевых факторов демографического неблагополучия страны является ухудшение состояния соматического и репродуктивного здоровья девушек [2, 6, 7, 15, 28].

Студенческий возраст — один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии человека. Возрастающие интенсивность и напряженность современной жизни, связанные с кардинальными изменениями жизнедеятельности, стиль жизни и нарастающая гиподинамия, наличие соматических и других заболеваний накладывают особый отпечаток на репродуктивное здоровье студентов [4, 8,10, 17].

Патология репродуктивной системы у девушек-студенток может стать толчком к психосоциальной дезадаптации со всеми ее осложнениями. В то же время, сравнивая данные, полученные в результате наблюдения за учащимися и не учащимися девушками с патологией репродуктивной системы, можно сделать вывод, что психосоциальная дезадаптация среди студенток встречается гораздо чаще и носит более выраженный характер. Это свидетельствует об определенной роли учебной нагрузки, психологических стрессов и других факторов в ее генезе. Изучая процессы психосоциальной дезадаптации студенток, можно говорить о крайне недостаточном уровне общемедицинских знаний в целом и практическом отсутствии знаний репродуктивной функции, что, по-видимому, является одной из главных причин все возрастающего распространения патологии репродуктивной системы у данного контингента молодежи и обусловленного ею неадекватного восприятия даже незначительных нарушений репродуктивной системы в сочетании со значительными психологическими нагрузками, связанными с учебным процессом. В этом кроются причины нарушения психосоциальной адаптации с ее серьезными негативными последствиями. Наиболее ярко проявляется депрессия у девушек-студенток в случаях незапланированной беременности и может стать причиной необдуманных решений в отношении прерывания беременности. Это попытки медикаментозного ее прерывания с использованием токсических доз фармакологических веществ, но особенно опасны последствия нежелательной беременности в случае ее прерывания в немедицинских условиях, которое представляет угрозу не только здоровью, но и жизни. Еще один момент, на который следует обращать внимание при дезадаптативных реакциях, связанных с непреднамеренной беременностью девушек-студенток, — вероятность суицидных попыток [3, 5, 18].

Нарушения репродуктивной функции у девушек-студенток сопровождаются явлениями психосоциальной дезадаптации, которая усиливается под влиянием неадекватной учебной нагрузки, психологических стрессов, связанных с интенсификацией учебного процесса. Студентки старших курсов уже входят в фертильный возраст. Однако отклонения в состоянии здоровья первокурсников по вузам России приближается к отметке 60-70% от общего числа поступивших на учебу. И если известно, что с каждым годом учебы и трудовой деятельности здоровье лишь ухудшается, то каковы уровни физического развития и подготовленности и удовлетворяют ли они репродуктивным функциям будущих родителей — вопрос остается открытым. [19, 21]

И.В. Сергейко, В.В. Люцко (2014) предоставили данные анонимного анкетирования: в структуре гинекологических заболеваний у сексуально активных студенток наибольшая доля принадлежит ИППП (30 %), практически такое же количество (29 %) имеет нарушения менструального цикла. При сравнении структуры заболеваний репродуктивной системы у сексуально неактивных девушек первое место занимают нарушения менструального цикла (77 %), а на втором месте — воспалительные заболевания органов мочеполовой сферы (13 %). Особого внимания заслуживает тот факт, что 11 обследованных (4 %) до исследования уже столкнулись с проблемой бесплодия. Столь значительные данные в отношении заболеваний, передающихся половым путем, у сексуально активных девушек вероятнее всего обусловлены неиспользованием или неэффективным использованием средств личной защиты при половых контактах. Современные тенденции раннего начала половой жизни, роста количества беременностей и абортов, заболеваний репродуктивной системы и сексуальных расстройств у девушек свидетельствуют о недостаточной эффективности существующих форм работы в поликлиниках и образовательных учреждениях [11, 22, 26,].

Читайте также:  Как не подорвать здоровье во время поста

Репродуктивное здоровье женщин и мужчин одинаково волнует общество ввиду негативного влияния комплекса биологических, экологических, социальных, экономических и психологических факторов на представителей обоих полов. Реализация репродуктивного потенциала, безусловно, определяется в первую очередь состоянием репродуктивной системы, наличием или отсутствием в разной степени выраженности нарушений в ней, а также общим уровнем соматического здоровья. Причин, приводящих к этим нарушениям, очень много, что определяет трудности, связанные с проблемой их коррекции. Это и либерализация взглядов на гендерные взаимоотношения, и сексуальность при полном отсутствии, а часто извращении информации, связанной с вопросами секса. Кроме того, социально-экономические трудности в нашей стране приводят к нарушению адаптации молодежи в микро- и макро-социальной сфере, потере ею моральных ориентиров, росту частоты проявлений сексуальной агрессии, увеличению распространенности и расширению спектра заболеваний, передающихся половым путем, к раннему началу половой жизни и тем самым — к увеличению количества непреднамеренных беременностей и, как следствие, их прерыванию с последующими осложнениями (расстройством менструального цикла, вторичным бесплодием, эндометритами и т.д.), а также к раннему, в возрасте 15-16 лет, преимущественно вынужденному вступлению в брак, который в дальнейшем нередко приводит к психосоциальной дезадаптации, очень часто с нарушением межличностных отношений, а иногда и девиантным поведением. Указанные факторы становятся причиной ухудшения репродуктивного здоровья и снижения репродуктивного потенциала молодежи, в том числе студенческой [13, 24, 25, 27].

Дальнейшие междисциплинарные исследования должны стать базой для создания современных эффективных программ по усовершенствованию системы профилактики нарушений в репродуктивной сфере и обусловливаемых ими соматических и психических расстройств в студенческой популяционной среде, что, в свою очередь, будет способствовать повышению репродуктивного потенциала молодежи и улучшению медико-демографических показателей. Раннее выявление гинекологических отклонений и заболеваний среди девушек-студенток, оздоровление организма будущей матери, выделение групп риска, в которых велика вероятность развития патологии беременности, родов и перинатальных осложнений, — важнейшая задача практического здравоохранения и медицинской науки на современном этапе.

Рецензенты:

Алексеев Г.А., д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары.

Денисова Т.Г., д.м.н., профессор кафедры акушерства и гинекологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», проректор по научной работе АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары.

Источник

Репродуктивное здоровье и контрацепция девушек-студенток как медико-социальная проблема

Рубрика: 6. Клиническая медицина

Дата публикации: 05.04.2017

Статья просмотрена: 542 раза

Библиографическое описание:

Алдошина, С. В. Репродуктивное здоровье и контрацепция девушек-студенток как медико-социальная проблема / С. В. Алдошина, Я. В. Алдошина. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/240/12086/ (дата обращения: 09.06.2021).

В данной работе произведена оценка репродуктивного здоровья девушек студенток высших учебных заведений, изучены методы контрацепции, применяемые данной возрастной группой.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье, студенты, комбинированные оральные контрацептивы

Репродуктивное здоровье является неотъемлемой составляющей здоровья человека, имеющей важнейшее значение для дальнейшего воспроизводства населения и обеспечения стабильного развития общества. Студенческий возраст — один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии человека. Возрастающие интенсивность и напряженность современной жизни, связанные с кардинальными изменениями жизнедеятельности, стиль жизни и нарастающая гиподинамия, наличие соматических и других заболеваний накладывают особый отпечаток на здоровье молодежи [1, с. 17].

Читайте также:  Вибромассажер вм нт050 технология здоровья ик

Репродуктивное здоровье студентов заслуживает особого внимания ввиду больших социальных ожиданий от этой возрастной группы. В современных условиях репродуктивное здоровье молодежи наиболее подвержено негативному влиянию среды и общества и представляет собой сложную многоаспектную проблему. Потребность в реализации себя в роли супруга и родителя относится к основным потребностям человека в том возрасте, к которому относится студенчество. Молодые люди в настоящее время нередко начинают жить половой жизнью довольно рано. Сексуальное поведение и репродуктивные установки часто расходятся друг с другом, однако их нельзя не рассматривать в едином комплексе, рассуждая о репродуктивном здоровье населения [2, с.152].

В последнее время резко возросла значимость охраны репродуктивного здоровья, так как демографическая ситуация в нашей стране оценивается как критическая. В сложившейся социально-демографической ситуации состояние репродуктивного здоровья, снижение репродуктивных потерь и реализация репродуктивного потенциала населения является одним из важнейших факторов, обеспечивающих социально-демографическую устойчивость и национальную безопасность страны в долгосрочной перспективе. «Концепцией охраны репродуктивного здоровья населения России на период до 2025 года» репродуктивное здоровье определено как один из основных факторов национальной безопасности страны. [3]

На здоровье студентки, как матери, оказывают влияние, прежде всего, физическое развитие женского организма с присущими ему репродуктивными функциями; социально-психологические потребности и установки в области сексуального и репродуктивного поведения; состояние соматического здоровья и гинекологическая заболеваемость осведомленность и применение на практике методов предупреждения нежелательной беременности; доступность медицинской помощи по своевременной диагностике, лечению и профилактике осложнений расстройств репродуктивной сферы, а также развитость потребности в обращении за квалифицированной медицинской помощью [2, с. 153].

Профилактика абортов, как и планирование семьи в целом в последние годы рассматриваются как важнейшие составляющие комплекса проблем охраны репродуктивного здоровья.

Согласно официальной статистике, ежегодно в мире у 5 млн. девушек от 15 до 20 лет беременность заканчивается абортом. Высокая частота абортов является характерной особенностью репродуктивного поведения россиянок, что прямо указывает на недостаточную эффективность современной системы планирования семьи в Российской Федерации. Производимое количество абортов в России в 3 раза выше, чем в странах объединенной Европы. Аборт до сих пор остается основным методом контроля рождаемости в России. Родами заканчивается только каждая вторая беременность [4, с. 46].

Применение различных видов контрацептивов помогает избежать нежелательной беременности. Проблемы контрацепции в России, как и в других странах, имеют свои особенности. Основная из них — негативное отношение населения к гормональным противозачаточным средствам по причине недостаточной информированности и образования в этой области.

Распространение гормональной контрацепции способно реализовать ресурс гормональных лекарственных средств не только в снижении частоты аборта, но и в улучшении качества жизни, и, вероятно, в увеличении ее продолжительности. К сожалению, этот ресурс используется далеко не в полную меру, что особенно заметно на примере Российской Федерации, отстающей по показателю частоты применения гормональных контрацептивов (12 %) не только от стран Западной Европы и Америки, но и от стран, близких по демографическим, социальным и культурным параметрам — Беларуси (20 %) и Украины (19 %) [5, с. 132].

Цель исследования: оценка репродуктивного здоровья и выявление особенностей сексуального и контрацептивного поведения студенток высших учебных заведений на современном этапе.

Проанализированы результаты анонимного тестирования 60 студенток в возрасте 20–22 лет высших учебных заведений Орловской области. Анкета содержала вопросы, касающиеся становления менструальной функции, особенностей функционирования репродуктивной системы, наличие экстрагенитальных заболеваний, особенностей сексуального поведения (возраст полового дебюта, количество сексуальных партнеров), способах контрацепции.

Средний возраст наступления менархе 12±0,5 лет с индивидуальными колебаниями от 10 до 15 лет. Регулярные менструации установились сразу у 50 %, в течение 1,5 лет у 41,6 %, в более поздние сроки у 8,4 % девочек. Длительность менструации в среднем составила 5 дней, менструального цикла 28±1 дней с индивидуальными колебаниями от 20 до 35 дней.

При анализе особенностей менструального цикла респонденток, выявлено что умеренные менструальные кровотечения отмечены у 83,3 % опрошенных. Обильное менструальное кровотечение характерны для каждой шестой (16,7 %) студентки. Альгоменорея отмечена у 65 % опрошенных.

Читайте также:  Продукция для здоровья фаберлик

В настоящее время у всех респонденток отклонений менструального цикла не выявлено.

Многие женщины считают менструации неприятными и неудобными. Негативное отношение к менструации может быть обусловлено не столько самим кровотечениями, сколько симптомами, его сопровождающими, среди которых встречаются тазовая боль, менструальная мигрень, избыточная кровопотеря и ряд вегетативных расстройств. Так же циклически возникающие физические и аффективные расстройства, обозначаемые термином предменструальный синдром.

Само менструальное кровотечение, без патологического сопровождения, тоже ограничивает повседневную и социальную активность женщин. В итальянском исследовании с участием 270 женщин репродуктивного возраста более 76 % отметили, что менструации мешают вести половую жизнь, 48 % сообщили, что менструации мешают заниматься спортом, и 29 % предпочли бы не работать во время менструаций [6, с.41].

Из выявленных соматических заболеваний были хронический гастрит у 5 % девушек, ОРВИ –16,6 %, острый пиелонефрит — 3,3 %, хронический тонзиллит –3,3 %, пневмония — 3,3 %, околопупочная грыжа –1,6 %, хронический гайморит — 1 1,6 %. Частые стрессовые ситуации отметили 66,7 % опрошенных. Вредные привычки (курение) выявлены у 3, 3 %.

Гинекологические заболевания в анамнезе выявлены у 3 девушек: у 2 — апоплексия яичника, у 1 — хронический сальпингоофорит. Одна девушка прооперирована по поводу фиброаденомы молочной железы.

Половую жизнь ведут 75 % опрошенных девушек, из них в браке состоят 13 %. Средний возраст сексуального дебюта у девушек составил 17,0±1,7 лет. Количество половых партнеров один-два. 25 % студенток дали отрицательный ответ относительно полового дебюта.

Различные методы контрацепции используют 31 (68,9 %) опрошенных студенток, из них: комбинированные оральные контрацептивы (КОК) — 10, двойной голландский метод (комбинированный оральный контрацептив + презерватив) — 1, презерватив — 18, прерванный половой акт — 2. Из КОК девушки применяют — Силует, Джес т. е. препараты отвечающие современным требованиям.

Проведенное нами исследование оценивает ситуацию с сохранением репродуктивного потенциала современных девушек-студенток высших учебных заведений как удовлетворительное. Отмечается низкий уровень гинекологических заболеваний, отсутствие медицинских абортов.

Из полученных данных можно увидеть, что каждая третья девушка отказалась от использования контрацепции. Выявлено, что самым популярным методом у сексуально активных молодых людей является барьерная контрацепция. Достоинства барьерной контрацепции позволили рекомендовать ее в качестве обязательной меры безопасности при половых сношениях со случайными партнерами или при наличии нескольких партнеров. В этой связи необходимо отметить преимущество использования презервативов в сочетании с любым высокоэффективным средством и методом контрацепции. Одним из вариантов подобного сочетания является так называемый двойной голландский способ защиты сексуальных партнеров. Метод заключается в одновременном использовании презервативов и комбинированных оральных контрацептивов, что обеспечивает надежное предохранение женщины от нежелательной беременности и обоих партнеров от инфекций, передаваемых половым путем.

Так же выявлен низкий уровень использования комбинированной оральной контрацепции. КОК по праву считается надежным и безопасным противозачаточным методом, обладающим рядом дополнительных терапевтических преимуществ. Применяются при лечении некоторых гинекологических заболеваниях (кисты яичников, эндометриоз), с целью регуляции нарушений менструального цикла, а также для профилактики возникновения онкологической патологии. Прием КОК уменьшает болезненность при менструации, кровянистые выделения принимают более скудный характер, сокращается количество дней менструации, что благоприятно влияет на социальную и повседневную жизнь женщины. Возможность отложить очередную менструацию на 2–3 недели (при непрерывном приеме КОК), что очень удобно на время путешествий, отпуска, медового месяца. Применение комбинированных оральных контрацептивов помгает забеременеть после короткого курса приёма (3–6 месяцев), при этом наблюдается ребаунд-эффект, когда после непродолжительного приёма происходит нормализация гормонального фона женщины и вероятность забеременеть увеличивается многократно.

Адекватное консультирование позволит избавить женщину от ложных убеждений по отношению к ее репродуктивной функции, что даст ей новые возможности контроля над собой и своей жизнью. Этот контроль имеет свои пределы, но он способен восстановить уверенность в завтрашнем дне и душевное равновесие в таком нестабильном и непредсказуемом мире.

Источник

Adblock
detector