Репродуктивное здоровье подростков
Статья «Репродуктивное здоровье подростков»
Селищева С.Е.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 900.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути сохранения и укрепления репродуктивного здоровья подростков.
Преподаватель акушерства и гинекологии ГБОУ СПО МО «Серпуховское медицинское училище (техникум)» СЕЛИЩЕВА С.Е.
Подростки завершают цикл физических, эмоциональных и физиологических странствий на пути к зрелости в постоянно меняющемся мире, который изобилует как возможностями, так и опасностями.
Большинство подростков полны оптимизма и составляют положительно заряженную движущую силу общества. Когда подростки чувствуют поддержку, то могут стойко переносить все неудачи, преодолевать проблемы с большим упорством. Однако подростки сталкиваются с препятствиями и подвергаются риску в гораздо большей степени, чем когда-то их родители. Процесс глобализации привел к стремительным переменам в мире, в то время, как структуры, защищавшие подростков предыдущих поколений, разрушены. Подростки получают совершенно разноречивые рекомендации для принятия каждодневных решений, которые влекут за собой последствия, оказывающие влияние на последующее развитие и состояние здоровья в течение жизни и в особенности репродуктивного здоровья.
Удовлетворение нужд подростков является задачей, стоящей не только перед медицинскими работниками.
Законодательная база, социальная политика, общественная безопасность и возможность получить образование- это некоторые факторы гражданского общества, которые представляют жизненно важное значение для нормального развития подростка.
Представляя важное звено в интегрированном подходе к решению данной проблемы, медицинские службы должны играть важную роль, помогая подросткам развиваться и быть здоровыми и двигаться к здоровой зрелости, кроме того, медицинские службы должны поддерживать подростков , ищущих способы сохранить свое здоровье и оказывают лечебную помощь нуждающимся в ней.
Эффективно функционирующие медицинские службы должны помогать подросткам, растущим в неблагоприятных условиях, также как и социально защищенным, работать в контакте с другими ключевыми службами, объединяясь в структуру, которая помогает получить навыки и уверенность, а так же защищает молодых людей от опасностей. К сожалению, ситуация, в большинстве случаев, далека от идеальной, и медицинские службы рассматривают подростков как здоровую группу, которая не нуждается в приоритетных мерах, таким образом, предоставляя подросткам минимум услуг, не учитывая специфических нужд данной возраcтной категории.
Доказано, что многие молодые люди считают, что медицинские службы, особенно занимающиеся сохранением репродуктивного здоровья не могут удовлетворить их потребностей и не верят им. Они стараются избегать их или обращаться как можно реже, если только в отчаянном состоянии.
В данной ситуации, медицинские службы должны быть «доброжелательными к подросткам», чутко реагируя на их нужды , эффективно удовлетворяя их.
Такие службы должны в своей работе опираться на понятие права подростков, рационально используя драгоценные человеческие кадры.
- Подростки являются движущей силой в обществе на сегодняшний день и в будущем.
- Подростки сталкиваются с трудностями более серьезными, чем предыдущие поколения и находят гораздо меньше поддержки;
- Вопрос развития подростков является актуальным для всего гражданского общества;
- Медицинские службы играют роль в профилактике и лечении заболеваний;
- Потребуется много изменений, чтобы сделать медицинские службы доброжелательными к подросткам.
В опросах, в том числе и проводимом в ГОУ СПО МО «Серпуховское медицинское училище», подростки выразили свои пожелания в отношении медицинских служб, занимающихся репродуктивным здоровьем. Для них крайне важен вопрос конфиденциальности, уважения к их личной жизни и право на медицинскую помощь без предварительного получения разрешения родителей. Подростки хотели бы, чтобы медицинские услуги оказывались в удобное для них время, бесплатно или за невысокую плату.
Они хотели бы чувствовать со стороны медицинского персонала уважение , а не осуждение, хотели бы получать доступ к ряду услуг , чтобы им не рекомендовали придти попозже или направляли в другое место. Разумеется, планирование медицинской помощи не может зависеть только от пожеланий подростков, но услуги для них должны быть эффективными и соответствующими определенным стандартам, а также экономически приемлемыми для ЛПУ.
В сложившихся социально-экономических условиях репродуктивное здоровье является фактором национальной безопасности, критерием эффективности социальной и экономической межведомственной политики государства.
Во многом данная ситуация обусловлена идущими неблагоприятными процессами и тенденциями в подростково-молодежной среде, когда закладываются основы дальнейшего воспроизводства общества. Это раннее начало половой жизни, увеличение числа беременностей и абортов среди несовершеннолетних, рост у них хронических заболеваний, быстрое распространение инфекций, передающихся половым путем. Однако, подростковый контингент на сегодняшний день является самым незащищенным в плане заражения заболеваниями, передающимися половым путем. Это обусловлено высокой биологической восприимчивостью к инфекциям и наличием подростковой субкультуры, допускающей рискованное сексуальное поведение. Недостаточная информированность в вопросах контрацепции не позволяет снизить показатель искусственного прерывания беременности среди девушек, который составляет более двенадцати процентов в структуре всех абортов.
Пока не отработана межведомственная система по формированию моделей поведения, направленная на сохранение репродуктивной функции. Это обусловлено отсутствием официально утвержденных образовательных программ по формированию здорового образа жизни, навыков информационной работы с молодежью, недостаточной подготовкой кадров для работы с подростками по вопросам охраны здоровья. Проблема репродуктивного здоровья вышла за пределы здравоохранения и требует комплексного межведомственного подхода в ее решении.
Особое внимание предстоит направить на создание новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию молодежи, формированию здорового образа жизни, на широкое просвещение по предупреждению распространения инфекций, передающихся половым путем, нежелательной беременности.
Первичная профилактика менее затратна, но наиболее эффективна.
Все, кто допущен к работе с подростками , обязаны знать, что половое воспитание и половое образование , а так и сексуальное информирование – понятия абсолютно различные друг от друга.
Половое воспитание – это культивирование фемининных качеств личности, присущих на данном историческом этапе представительницам женского пола, укрепление материнского инстинкта в соответствии с этнической и религиозной традицией (ВОЗ).
Половое образование- привитие навыков интимной гигиены и планирования семьи, ответственного родительства, техника половой близости, профилактика сексуального насилия, ИППП, и нежелательной беременности, вопросы контрацепции.
Сексуальное информирование — краткое разъяснение о вреде безответственных связей, заражении ИППП, о нежелательной беременности. На занятиях по сексуальному информированию сообщаются, как правило, адреса центров медико-психологической поддержки подростков, № телефонов круглосуточных служб доверия, ближайших медучреждений. Те есть, сексуальное информирование , мера хотя и необходимая, но запоздалая (6,18).
Предрасполагающие факторы к получению информации:
- Подготовленность лектора, тренера, добровольца;
- Уважение обучаемых;
- Конфиденциальность;
- Гендерный подход к обучению ;
- Достаточное количество времени;
- Обучение на равных:
- Удобство времени и места;
- Комфортность;
- Обратная связь;
- Небольшие группы;
- Разнообразие вопросов;
- Доступность пособий;
- Наличие раздаточного материала;
- Дизайн программы;
Исходя из личного опыта преподавания дисциплины «Планирование семьи» и участия в качестве тренера в проекте МОТ «Программа просвещения на рабочих местах по вопросам ВИЧ/СПИД в России», могу с уверенностью отметить, что основными ошибками в обучении подростков являются:
- Обсуждение на недоступном уровне, особенно, если подростки не владеют медицинской терминологией;
- Представление проблемы в слишком упрощенном уровне;
- Избыточная проблематичность (основной принцип работы-
- Избыточная абстрактность (работа только с фактами).
- Отсутствие наглядного материала и справочных пособий.
Фото 4. Проблемы ИППП. Дискуссия на семинаре проекта МОТ. Январь 2008.
Фото5. Проблемы ИППП. Дискуссия на семинаре проекта МОТ. Январь 2008.
РАЗРАБОТАНА КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РЕПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ГОРОДЕ СЕРПУХОВ на 2010-15гг.
Принятие Программы позволит признать права молодежи на информацию и услуги в области охраны репродуктивного здоровья, разработать стратегические направления по сохранению репродуктивного потенциала подрастающего поколения, на деле осуществить широкое межведомственное взаимодействие всех заинтересованных сторон. Это поможет молодому поколению достичь определенной степени зрелости для принятия ответственных решений, оградить от нежелательной беременности, инфекций, передающихся половым путем, и связанной с этим угрозы бесплодия.
Данная программа позволит выйти на совершенно новый уровень работы с подростками, позволит студентам медицинского училища применять на практике знания, получаемые на уроках «Планирование семьи» , «Здоровье женщины и мужчины», «Семейная медицина», «Медицинская генетика», почувствовать ответственными за своих сверстников и самим стать приверженцами здорового образа жизни.
Уроки на будущее:
Участие в программе лидеров общественности, духовенства, является неотъемлемой частью достижения цели — воспитания молодых людей в достижении практики сохранения репродуктивного здоровья и здоровья в целом.
Фото 4. Рок фестиваль «Молодежь против наркотиков» с участием
волонтерской группы «Пульс».
И в заключении мне хочется привести слова доктора Гро Харлем Брунтланд , бывшего директора ВОЗ :
«Подумайте о том,
какую цену мы можем заплатить за то, что молодые люди,
наше общее будущее,
не будут иметь доступа к знаниям, навыкам и услугам,
которые необходимы им, чтобы делать здоровый выбор в вопросе полового и репродуктивного здоровья».
- Инфекционные болезни и эпидемиология. Учебник для студентов по специальности «Сестринское дело»./ В.Покровский. М. 2008. стр-426. 523-541.
- Васильева Т.П. «Парадигма управления факторами, определяющими качество медицинской помощи». Иваново, МИК. 2009.
- Гаврилова Л.Г. «Репродуктивное поведение населения Российской федерации в современных условиях». Москва. МедПресс, 2011.
- Департамент Здоровья и развития ребенка и подростка Всемирной организации Здравоохранения / Ориентационная программа «Здоровье подростков» для медицинских работников . Модули В,С. Женева, ВОЗ.2005.
- «Гигиена детей и подростков»/ Под редакцией Сердюковской Г.Н., Москва, Медицина. 2009.
- Гуркин Ю.А. «Репродуктологические проблемы девушек-подростков» ,Учебное пособие. Санкт-Петербург. 2010.
- Дорофеева Р.М. «Семейная медицинская сестра», Москва, Триада-Х.2005. с. 249-280.
- Горелова Л.Г. «Планирование семьи», Учебное пособие для медицинских колледжей. Ростов на Дону, Феникс, 2009г.
- Крюкова Д.А. «Здоровый человек и его окружение». Москва, Академия. 2006 .
- Каган В.Е. «Психо-сексуальное воспитание детей и подростков»,Санкт-Петербург, 2008.
- Кулаков В.И. «Руководство по планированию семьи».Москва. РусфармМед.2008. с.239-266.,267-294.
- Медицинская сестра. Журнал для медицинских сестер. №6;2008.с.40-41.
- Международная организация труда. «Программа просвещения на рабочих местах по вопросам ВИЧ/СПИД в России». 2004-2008. /материалы проекта/
- Комплексная оценка репродуктивного поведения, здоровья и образа жизни семьи. УМП. Иваново. 2000.
- Наумкин Б.И. «Введение в валеологию» .Егорьевск .2010. с. 94-103.
- Сестринское дело. Журнал. № 3. 2007 / Л.Гаркуша. Здоровье подростков и факторы, влияющие на него./ с. 43-44.
- Баранов А.А. Здоровье детей России. Научные и организационные приоритеты по материалам 9-го съезда педиатров России.2003.
- Демография- судьба страны. Православный медико-просвещенческий центр «Жизнь». Москва.2004.
- Демографический аспект полового воспитания. Некоммерческое партнерство «Родительский комитет». Москва.2004.
- Тульчинская В.Д. «Здоровый ребенок». Ростов на дону.Феникс.2006.с.190-211.
- Региональная программа «Репродуктивное здоровье подростков» г. Барнаул. 2007.
- «Репродуктивное здоровье и социальное поведение детей и подростков в России в период социально-экономических реформ»./под редакцией Елизарова В.В./ МаксПресс.2005. с.101-111.
- Рабочая программа электива «Планирование семьи»/ составитель Селищева С.Е. / Серпухов. 2007.
- Уварова Е.В. Современные проблемы репродуктивного здоровья девочек. Журнал «Репродуктивное здоровье детей и подростков»,2005. №1, стр 52-56.
Источник
V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013
СОХРАНЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ
Теоретические подходы к вопросу социологии здоровья
1.1 Исторические и методологические предпосылки возникновения и формирования социологии здоровья
Сохранение репродуктивного здоровья девушки – будущей матери
Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье молодёжи
Исследование отношения молодёжи к своему здоровью и к здоровью будущих детей
В современных условиях в России возрастает социальная значимость здоровья с точки зрения гуманистических идеалов гражданского общества, национальной безопасности и экономической эффективности здравоохранения. Вторая половина XX века характеризуется интересом к проблеме нормальной жизнедеятельности, здоровья человека, профилактике болезней и продвижению здоровья. Это выразилось в росте числа публикаций по данной проблеме не только профильного медицинского характера, но и философского, социологического как в нашей стране, так и за рубежом.
В научном сознании факторы здоровья населения стали оцениваться в контексте демографических процессов и факторов обороноспособности государства. Это инициировало разработку новых, выходящих за пределы медицины и здравоохранения методов изучения данной проблемы, ее описания и осмысления.
Дополнительную актуальность данная тема приобретает в условиях социально-политических изменений, трансформации системы здравоохранения, расслоения общества и растущего неравенства в доступе различных групп населения к ресурсам. Доказано, что анализ состояния здоровья, его достаточность, качество во многом определяют ход социально-исторического развития отдельно взятой страны.
Вопросы здоровья, болезни, медицины и здравоохранения давно привлекают внимание ученых разных специальностей. Социологическое их осмысление можно обнаружить в трудах по медицине, социологии, философии, психологии, этнологии и других. К числу сравнительно новых научных дисциплин в этом ряду относится социология здоровья.
Общая социология также начинает все больше интересоваться проблемой здоровья в связи с нарастанием масштабов и значимости проблемы. Высокая интенсивность социальных изменений отражается на здоровье значительной части населения, что требует осмысления как с позиции социологии здоровья, так и общей социологической теории.
Степень научной разработанности проблемы, вопросы здоровья и болезни, медицины и здравоохранения давно находятся в центре внимания ученых в различных областях знания. Основы социологии здоровья были заложены в трудах Э. Дюркгейма и М. Вебера. Введенное Э. Дюркгейм понятие «социальной репрезентации» в социологии здоровья впоследствии разрабатывалось К. Эрцлиш, А. Дутард, С. Вильямсом. Заложенные М.Вебером основы изучения образа жизни были осмыслены как основы здорового образа жизни В. Кокеремом, А. Руттеном.
Первые исследования в России причин здоровья и заболеваемости были проведены В.М. Бехтеревым, П.И. Куркиным, П.Ф. Лилиенфельдом-Тоалем, Е.А. Осиповым, М.В. Птухой, Н.А. Семашко, З.П. Соловьевым, С.А. Томилиным.
В последнее время появились отдельные работы отечественных авторов в области социальной гигиены, организации здравоохранения, социологии медицины, посвященных вопросам социологического анализа здравоохранения и медицины. Тем не менее, темы здоровья и коммуникации по поводу здоровья остаются практически неисследованными в отечественной социологии.
Сохранение репродуктивного здоровья молодёжи является одной из основных задач современного общества.Особо пристальное внимание вызывает молодая семья, которая является важной социально-демографической группой населения. Формирование здорового образа жизни должно выражаться в закреплении в молодёжной среде комплекса оптимальных навыков, умений и жизненных стереотипов, исключающих пагубные привычки.
Предметом исследования выступает репродуктивное здоровье молодёжи и подростков, как социальное явление.
Гипотеза: российская молодежь и подростки в силу своих возрастных особенностей не достаточно учитывают последствия вредных привычек, влияющих на их репродуктивное здоровье.
База исследования: В исследовании принимали участие студенты ВУЗов, колледжей, читатели библиотек, а так же юноши и девушки на улицах города (20 человек). Их вниманию была предложена анонимная анкета, состоящая из 50 вопросов, на которые предлагалось ответить в произвольной форме или выбрать один из предложенных вариантов ответа.
Практическая значимость данной работы обусловлена возможностью применения результатов исследования в конкретной жизненной ситуации, связанной со стремлением к здоровому образу жизни и профилактикой вредных привычек среди молодёжи и подростков.
1. Теоретические подходы к вопросу социологии здоровья
1.1 Исторические и методологические предпосылки возникновения и формирования социологии здоровья
Необходимость разработки и совершенствования теории социологии здоровья вызвана комплексом разнообразных причин. Современная Россия характеризуется высокой социальной динамикой. Степень научной разработанности проблемы, вопросы здоровья и болезни, медицины и здравоохранения давно находятся в центре внимания ученых в различных областях знания. Основы социологии здоровья были заложены в трудах Э. Дюркгейма и М. Вебера. Введенное Э. Дюркгейм понятие «социальной репрезентации» в социологии здоровья впоследствии разрабатывалось К. Эрцлиш, А. Дутард, С. Вильямсом. Заложенные М.Вебером основы изучения образа жизни были осмыслены как основы здорового образа жизни В. Кокеремом, А. Руттеном.
С 90-х годов наша страна переживает демографический кризис, который сопровождается снижением рождаемости, ростом естественной убыли населения, низкой средней ожидаемой продолжительностью жизни (65 лет) и вызывающей озабоченность разницей ее у мужчин (58,9 лет) и женщин (72,4 года) при норме 7-8 лет. В России также наблюдаются высокие показатели общей (15,3 %о) смертности и сверхсмертности мужчин, особенно трудоспособного возраста. За 10 лет население страны сократилось на 1,7 млн. человек. По медико-социальным прогнозам, к 2016 г. в России будет насчитываться 134 млн. жителей, что на 11,6 млн. меньше, чем сейчас. Общество в последние десятилетия столкнулось с интенсивным процессом старения населения, снижения качества жизни и здоровья, увеличением расходов на поддержание здоровья пожилых людей.
Эти тенденции отмечаются на фоне трансформации системы здравоохранения, перехода от государственного регулирования к комбинированной системе государственного здравоохранения и частного страхования. В структуре заболеваемости все большую роль играют социально-детерминированные болезни, связанные с образом жизни, характером превентивного поведения индивида (в их числе ВИЧ-инфекция и СПИД, наркомания, алкоголизм, туберкулез и др.)
Вопросы здоровья, болезни, медицины и здравоохранения давно привлекают внимание ученых разных специальностей. Социологическое их осмысление можно обнаружить в трудах по медицине, социологии, философии, психологии, этнологии и других. К числу сравнительно новых научных дисциплин в этом ряду относится социология здоровья.
Изучение обыденных представлений о здоровье и болезни на основе методологии и методики социологических исследований позволяет лучше понять поведение людей, неиспользованные возможности профилактики определенных болезней, выявляет тенденции структурных преобразований в здравоохранении, а также имеет практическое значение для внедрения программ по продвижению здорового образа жизни. До тех пор пока индивиды не будут ощущать ответственность за собственное здоровье, они не смогут воспринимать идеи по продвижению здорового образа жизни, которые основываются по большей части на необходимости изменять поведение людей. Анализ медицинской практики и политики в области здоровья, проведенный социологами, может представлять интерес также для специалистов в области клинической медицины и организации здравоохранения.
1.2 Сохранение репродуктивного здоровья девушки – будущей матери
Девушки должны знать, что именно от женщины зависит в основном атмосфера взаимной любви, сердечности и простоты, не говоря уже о том, что беременность, роды, кормление и уход за ребенком тесно связаны с жизнью женщины. Девушка должна принимать активное участие в воспитании своего характера. К счастливой любви, счастью в замужестве и материнстве надо готовить себя заранее.
У девочек-подростков быстрее, чем у мальчиков, формируется самосознание, у них сильнее потребность во взаимопонимании, психологической близости. Интерес к собственной внешности проявляется у девушек в 2 раза чаще и раньше, чем у мальчиков.
Девочки по-разному воспринимают происходящие с ними изменения в период полового созревания: одни радуются, другие стесняются. В их поведении в этот период наблюдаются две крайности. У одних девушек преобладает непомерное требование к своей внешности, самобичевание, они болезненно переживают недостатки своей внешности (диспропорции тела, угри на лице и др.), у других ярко выражено кокетство. Именно в этот период очень важно объяснить девочке естественность происходящих в ней перемен, необходимость перехода ее из одного в другое качественное состояние.
Мать, педагог, врач должны подготовить девочку к этим изменениям и научить правильно вести себя в период полового созревания.
Спорт, занятия в кружках, домашний труд помогут отвлечь девушку от чрезмерной критичности и кокетства.
Родителям и педагогам не следует забывать, что у девушек очень развито и легко ранимо самолюбие, с чем необходимо считаться. Не рекомендуется стыдить девушек, рассказывая окружающим о их провинности и ошибках. Не нужно подавлять в них самолюбие и гордость, стыдливость и достоинство. Эти чувства надо использовать для воспитания положительных черт в характере. Сама девушка в этом возрасте начинает понимать свои недостатки и бороться с ними.
Девушкам надо предоставлять больше самостоятельности, но ни в коем случае не исключать полностью контроль над их поведением. Полное своеволие может привести к появлению эгоизма, себялюбия, зазнайства. В то же время и абсолютное подчинение является вредным, так как девушка может стать безвольным орудием в руках других людей или, напротив, у нее возникает протест, бунт. Девушки иногда убегают из дома, выходят замуж, чтобы уйти из-под родительской опеки.
Психология пола девушки отличается неустойчивостью. Вначале они любят свою девичью компанию, уже в 13—14 лет появляется желание дружить попарно. Родители должны помочь девушке при выборе друзей или подруги, проявив при этом особый такт. В этом возрасте надо знать о вреде ранней половой жизни.
Преждевременная половая жизнь может привести к венерическим болезням, воспалительным заболеваниям влагалища, матки и ее придатков, последующему бесплодию, особенно при частой смене партнеров. Не следует забывать о том, что у подростков половая близость происходит обычно в неподходящих условиях и при отсутствии элементарных знаний. Это может привести у девушек к развитию половой холодности и психоэмоциональной опустошенности.
Тезис о том, что половое воздержание до вступления в брак вредно, который проповедуют сторонники свободы половых отношений, является ложным.
Сексопатологи, наблюдая женщин с половыми расстройствами, ни разу не встретили больных с нарушениями на почве полового воздержания до вступления в брак. В то же время расстройства вследствие случайных беспорядочных половых связей и половых излишеств встречаются часто.
Сторонники свободы половых отношений вводят молодых людей в заблуждение утверждением вреда полового воздержания. Правда, и в капиталистических странах, где широко пропагандируется свобода половых отношений, не все разделяют подобные взгляды.
В ряде книг, изданных за рубежом, приводятся аргументы «за» и «против» добрачной половой жизни.
Аргументы в пользу половой жизни до брака: физиологическая потребность полового удовлетворения, получение психического и физического успокоения; развитие эмоций, которые могут оказаться полезными в супружестве; физическая адаптация в молодом возрасте происходит более легко; эротическая тренировка, особенно для мужчин, которая может пригодиться в будущем; развитие гетеросексуальных эмоций с целью профилактики гомосексуализма; при несоответствии можно легко, без осложнений разойтись, что значительно проще бракоразводного процесса; возможность проверки перед браком, подходят ли партнеры друг другу с точки зрения удовлетворения полового чувства.
Аргументы, против добрачных связей: осложнения в случае огласки; реальная угроза нежелательной беременности; угроза венерических заболеваний; появление чувства вины и угрызений совести в результате осознанного нарушения моральных, этических и юридических норм; боязнь общественного осуждения; возможность вступления в нежелательный брак из-за мимолетной половой близости; необходимость вступления в брак, чтобы оправдать «добрачную» беременность; добрачная нерегулярная половая жизнь впоследствии способствует супружеским изменам и внебрачным половым связям, что отрицательно сказывается на семейной жизни; возможность психологических травм на почве добрачной половой жизни, которые будут отягощать супружескую жизнь, особенно у женщин; опасения женщин, что мужчина потеряет уважение к ней и не пожелает вступить в брак из-за того, что она уже имела половые связи.
Все доводы в пользу добрачных связей в основном сводятся к одному получить удовольствие. Доводы против половой жизни до брака отражают последствия и нередко тяжелые в результате легкомысленного вступления в половую связь ради удовлетворения сиюминутной потребности. Утверждения о вреде воздержания, которые исходят из западных стран, охваченных угаром секса, не соответствуют физиологическим нормам развития.
Воздержание не только безвредно, но и необходимо, физиологически обосновано. Девушки, которые хотят испытать высшую степень личного счастья, должны знать, что один из ключей к нему они держат в своих руках и название ему — целомудрие. Девичья гордость и честь, скромность — лучшее украшение девушки.
Воспитание и понимание моральной чистоты имеет большое гражданственное значение. В. А. Сухомлинский справедливо считал, что для того, чтобы подросток понимал и чувствовал красоту жизни, необходимо научить его понимать и беречь красоту интимных чувств.
Половое поведение в нашей стране обусловлено определенными правовыми нормами. Нарушение этических норм, в том числе и в сфере интимных отношений, должно находить и находит общественное осуждение, а в ряде случаев и уголовно наказуемо, как, например, при умышленном заражении венерическими болезнями, растлении и побуждении к половой близости несовершеннолетних, гомосексуальных связях, криминальных абортах, развратных действиях.
Если все-таки девушка до наступления половой зрелости имеет половые сношения, во избежание нежелательной беременности следует принимать меры по ее предупреждению.
Девушки должны знать, что до 17 лет даже при совершенно нормальной менструальной функции система гипоталамус — гипофиз — яичники на гормональную контрацепцию может дать нежелательные, а иногда и опасные реакции с нарушением функции этой системы. Перед применением контрацептивных средств надо обязательно посоветоваться с гинекологом, который в зависимости от физического и полового развития поможет подобрать методы предупреждения беременности, наименее опасные для здоровья девушки-подростка. Наиболее безопасный для девушки способ предохранения, одновременно оберегающий ее и от возможности заражения заболеваниями, передающимися половым путем, — применение презерватива.
Если же беременность все-таки наступила и нет возможности по различным причинам родить, девушки должны помнить, что прерывание ее в ранние сроки (7 — 8 нед. ) менее опасно, чем в более поздние, особенно после 12 нед. Поэтому девушкам, живущим половой жизнью или даже имевшим однократное половое сношение, надо строго следить за сроками менструаций. При задержке очередной менструации надо как можно раньше обратиться к врачу, чтобы прервать нежелательную беременность на ранних ее сроках.
Половая зрелость, как уже говорилось, наступает у девушек не раньше 18 лет. Однако это только физиологическая половая зрелость. Ко времени ее наступления человек не всегда успевает получить профессиональное образование. Он еще не может в полной мере проявлять самостоятельность и разрешать личные жизненные проблемы. С завершением профессионального образования проявляется социальная зрелость, которая предоставляет возможность создавать семью. Этапность физиологического развития и формирования половой системы предопределяет, по мнению некоторых исследователей, необходимость соблюдения режима ограничений и сдержанности вплоть до наступления полной психологической и социальной зрелости. В этой связи большое значение имеет самовоспитание — вырабатывание воли, умения контролировать свои поступки.
Добрачные и внебрачные половые связи вносят дисгармонию в поведение человека и создают трудности в семейной жизни. Человек, познавший интимную близость до вступления в брак, часто ищет более острых ощущений и нередко попадает в беду. Доступность половой связи снижает ее привлекательность, а легкодоступные женщины вызывают отталкивающее отношение к ним.
Суммируя данные по половому воспитанию, надо ясно отдавать себе отчет в том, что это длительный процесс и формирование индивидуального полового поведения происходит постепенно с возрастом девушки. И всё это время нельзя недооценивать роль родителей, как образца для подражания, а так же роль друзей, подруг, школы и всего нашего общества в целом.
Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье молодёжи
Курение.
Большой вред всему организму может причинить такое вредное явление, как курение. Главным действующим агентом табака является никотин. Это наркотический яд. Дым, образующийся при сгорании (тлении) табака, содержит не только никотин, но и ряд других веществ, вредных для организма человека. К ним относятся аммиак, оксид углерода, синильная кислота, смолистые вещества и др. Во время каждой затяжки дыма при курении он вступает в непосредственное соприкоснование со слизистыми оболочками рта и носоглотки, с бронхами и легкими. При этом вещества, входящие в состав табачного дыма, быстро проникают в кровь и доносятся до всех органов и тканей человека.
Исключительно вредное влияние оказывает курение на органы дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистую и нервную системы. Табачный дым, попадая в рот, раздражает слизистую оболочку, снижает обоняние, вкусовые ощущения, разрушает зубную эмаль.
По данным Всемирной организации здравоохранения, стенокардия и инфаркт миокарда встречаются у заядлых курильщиков в 12—13 раз чаще, чем у некурящих, язва желудка — в 10 раз чаще и т. д.
Установлено закономерное возрастание риска врожденных уродств с увеличением числа ежедневно выкуриваемых женщиной сигарет, особенно в течение 3-го месяца беременности. Шведские ученые Эриксон, Келлен и Вестерхолм выявили значительное преобладание курящих в группе женщин, родивших детей с волчьей пастью и заячьей губой. Уместно одновременно отметить, что, по данным немецкого ученого Кнерра, интенсивное курение отцов также способствует увеличению частоты различных дефектов развития у детей.
Дети, родившиеся от куривших во время беременности матерей, часто имеют измененную реактивность организма, слабую и неустойчивую нервную систему. К году дети курящих матерей догоняют по развитию и массе тела детей некурящих матерей. Однако имеются данные, свидетельствующие о том, что такие дети отстают в росте и развитии от своих сверстников на 7 лет.
Кроме того, курение позволяет сделать паузу между словом и действием, между вопросом и ответом. Вот тут сигарета помогает выиграть время, чтобы хоть минуту подумать. Люди нерешительные, дымя сигаретой, кажутся себе «круче», а подростки — взрослее. И, наконец, сигарета успокаивает уже тем, что находится у вас во рту. Природой задумано так, чтобы человек испытывал чувство покоя и комфорта под действием сосательного рефлекса. Точно так же, как младенец успокаивается у маминой груди или когда ему дают соску, взрослые приходят в себя, взяв в рот сигарету (на этом же основано известное средство от бессонницы: стакан теплого молока выпить на ночь через соломинку).
Исследования ученых последних лет позволяют со всей определенностью утверждать, что прежние представления о пользе курения не более чем миф. Если раньше считалось, что курение помогает справиться со стрессами, расслабляет, то новые исследования опровергают это мнение. Никотин и другие компоненты табачного дыма действуют на рецепторы головного мозга таким образом, что вызывают ухудшение настроения вплоть до психического расстройства. Курение увеличивает вероятность развития депрессии в четыре раза.
Алкоголь — это биологический яд!
Он поражает все органы и системы, нарушая их функции, значительно снижает сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, к влиянию токсичных и инфекционных агентов.
Возраст приобщения к спиртному в последние несколько лет резко снизился за счёт того, что в потребление алкоголя включается все больше подростков моложе 13 лет. Подростки воспроизводят нормы женского и мужского алкогольного поведения, принятые в российском обществе, в котором одновременно сосуществуют две «алкогольные культуры»: «мужская», ориентированная на злоупотребление спиртным, и «женская», ориентированная на умеренное потребление.
Существуют ещё и значительные различия в отношении к спиртному молодёжи из разных слоев общества. Так. ученики профессионально-технических училищ (ПТУ), куда чаще поступают подростки из семей с низким социальным и образовательным статусом родителей, пьют намного чаще учеников средних школ и больше склонны сильно напиваться. Кроме того, они чаще «начинают» не с шампанского или сухого вина, как их более социально благополучные сверстники, а с самого тяжелого спиртного напитка — водки.
Анализ мотивов обращения к спиртному учеников школ и ПТУ также указывает на большую степень социальной депривации последних. «Праздники» и «общение» — доминирующие мотивы алкогольного потребления у школьников — у их сверстников из ПТУ встречаются реже, чем ссылки на отрицательные эмоции и скуку («хочется есть», «отнимают деньги, бьют старшие ребята», «холодно в общежитии», «тошно», «не по себе», «ничего не хочется»).
Таким образом, в то время как для школьников спиртное — в первую очередь атрибут веселья, для учеников ПТУ оно — возможность изменить психическое состояние, «уйти» от проблем, которые они не могут решить. Серия исследований, проводившихся сектором социологии девиантного поведения Института социологии Российской академии наук среди учеников нескольких подмосковных городов, показала, что наиболее «сильно пьющие» работающие несовершеннолетние, Как показал опрос, проведенный в Москве среди молодых людей 14—39 лет, занятых на производстве, 77 % юношей и 51 % девушек выпивают раз в месяц и чаще, при этом среди них соответственно 45,5 % и 30.6 % имеют опыт неоднократного сильного опьянения. Причина этого — высоко алкоголизированное взрослое окружение, в которое попадают работающие молодые люди моложе 20 лет, занятые, как правило, неквалифицированным трудом. Уклониться от потребления спиртного с товарищами по работе им сложно, поскольку в России, как известно, широко распространена практика выпивок на рабочем месте во время рабочего дня. Это позволяет говорить об усиливающейся дифференциации потребления спиртного подростками, выросшими в разной социальной среде.
Все это неизбежно ведет к повышению заболеваемости и смертности лиц, страдающих алкоголизмом. Особенно остро проявляется и тяжело протекает пьянство у девушек и молодых женщин.
У женщин, употребляющих спиртные напитки, наблюдаются нарушения менструальной и детородной функций, ослабевает половое влечение. Алкоголь пагубно отражается на потомстве. Известно, что частой причиной нарушения нервно-психического и физического развития детей является пьянство их родителей, а иногда даже однократное употребление ими спиртных напитков.
Основная опасность — рождение неполноценного ребенка с пороками развития. Выдающиеся писатели и ученые, такие, как Л. Н. Толстой, В. М. Бехтерев и другие, также подчеркивали, что следствием алкоголизма являются нервные и психические болезни, вырождение потомства.
Наркотики.
Употребление наркотиков, в отличие от употребления алкоголя, еще недавно не считалось проблемой, традиционной для России, Трудно оценить, какая из этих проблем сейчас более актуальна для молодых людей. С одной стороны, злоупотребление спиртным в России имеет массовый характер, а употребление наркотиков распространено пока меньше. Проблему употребления психоактивных веществ серьезно видоизменил социально-экономический кризис, контингент их приверженцев стал моложе: первые пробы наркотиков происходят уже в 13-14 лет, а иногда и в младшем школьном возрасте.
Доминирующим мотивом первой пробы наркотиков школьники называют «любопытство», а наркоманы, находящиеся на излечении, — «желание получить удовольствие».
По-видимому, одна из основных ошибок пропаганды здорового образа жизни среди подростков состоит в том, что потребление спиртного, наркотиков и курение не отделяются друг от друга, и основное внимание уделяется тому, какой вред они наносят здоровью, тогда как подросток, принимая решение о том, попробовать ли ему алкоголь, табак или наркотик, в каждом случае руководствуется разными соображениями.
По данным Всемирной организации здравоохранения, наркотики заняли первое место среди виновников преждевременной смерти людей и уже опередили сердечно-сосудистые заболевания и злокачественные опухоли. Во всём мире идёт вал наркомании среди мужчин и женщин. За ними втягиваются в этот омут юноши, девушки, подростки и даже дети.
Несомненно, наркомания – тяжёлая болезнь и проблема всего общества. И эту болезнь легче предупредить, чем лечить. Для каждого человека вопрос о трезвой жизни и жизни без наркотиков решается по-разному в зависимости от его характера, интересов, здоровья, жизненных ситуаций.
Одна из основных черт пагубного действия наркотиков заключается в том, что это болезнь молодого возраста, в значительно большей степени, чем алкоголизм. Одна из главных особенностей современной заболеваемости наркоманиями – снижение нижней возрастной границы начала наркотизации до 12 – 15 лет. В этом одна из опасностей наркомании. «Баловство» с наркотиками может привести к трагедии.
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что социология здоровья становится той специальной теорией, которая своим развитием будет способствовать дальнейшему расширению сферы интересов общей социологии и одновременно выходу за счет последней на более высокий уровень теоретической разработки собственных вопросов. В развитом виде она позволит преодолеть коммуникационные трудности между естественными, техническими и общественными науками, между медициной, здравоохранением и социальными науками. Ее плодотворные обобщения, научные методы и частные методики могут быть применены непосредственно в сфере медицинских исследований проблем здоровья и болезни, нормы и патологии.
В наше время однозначно и убедительно доказана несовместимость беременности и приема алкогольных или наркотических стимуляторов: повышается риск прерывания беременности и рождения больного ребенка. В ранние сроки результатом действия никотина, алкоголя и наркотиков является гибель оплодотворенных яйцеклеток и эмбрионов, задержка роста и развития плода, нарушение формирования органов и систем плода, спонтанные выкидыши, мертворождения.
Ребенок , родители которого наркоманы.
2. Исследование отношения молодежи к своему здоровью и здоровью будущих детей
В первой главе мы рассмотрели задачи социальной работы в учреждениях соцпрофилактики и реабилитации подростков и молодежи, значение репродуктивного здоровья молодёжи, а так же факторы, негативно влияющие на здоровье будущего потомства. В экспериментальной части нашей работы мы решили выяснить степень информированности юношей и девушек о разрушающем воздействии на организм психоактивных веществ. А так же выяснить насколько заботится современная молодёжь о своём здоровье и здоровье будущих детей.
Мы провели анкетирование, результаты которого представлены в Приложении 1.
База исследования: В исследовании принимали участие студенты ВУЗов, колледжей, читатели библиотек, а так же юноши и девушки на улицах города (20 человек). Их вниманию была предложена анонимная анкета, состоящая из 50 вопросов, на которые предлагалось ответить в произвольной форме или выбрать один из предложенных вариантов ответа.
Проанализировав полученные данные, мы пришли к выводу, что 60% опрошенных нами юношей и девушек считают себя полностью здоровыми. Однако, 65% зная о вреде курения, продолжают курить, а 70% употребляют алкоголь, зная о том, что это вредно для здоровья (Рис.1).
Как видно из таблицы 1, курят 65% наших респондентов. Причем, 20% начали курить до 16-ти лет, 60 % курят каждый день, 45 % — курят, даже если больны. 60 % курят за компанию, чтобы быть «как все», 30 % курят, чтобы поднять себе настроение.
Рис. 1. Результаты анкетирования молодежи и подростков
Только половина опрошенных считают, что курить вредно. Хотят бросить курить 45 %. Однако, никто из опрошенных не хочет, чтобы курили их дети.
Таблица 1. Отношение молодежи к курению
Источник