Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс
Уроки 14 — 15
Репродуктивное здоровье подростков и его охрана
Что такое репродуктивное здоровье?
Задание
Читая текст, оцените, правильно ли вы понимаете значение слое «репродуктивное здоровье».
Важной составляющей понятия «здоровье» является репродуктивное здоровье. Международная конференция по вопросам народонаселения и развития, проходившая в 1994 году в Каире, так определила это понятие: «Репродуктивное здоровье — состояние полного физического и социального благополучия, отсутствие заболеваний репродуктивной системы, нарушения её функций или процессов в ней, что обеспечивает способность человека к воспроизведению (рождению детей)».
В нашей стране принята система мероприятий по охране репродуктивного здоровья человека — это медицинская помощь в поликлиниках. женских консультациях, больницах, центрах матери и ребёнка, санаториях. Это материальная и психологическая поддержка многодетных семей, лечение бесплодия и многое другое.
Но какое отношение ко всему этому имеют дети, которым 12- 14 лет? Самое прямое! Репродуктивное здоровье закладывается в период полового созревания, которое начинается в подростковом возрасте.
Медицинская страничка
Чистота — залог здоровья
В период полового созревания особенно важно поддерживать своё репродуктивное здоровье. Это начинается с малого — ухода за своим телом. Необходимость тщательного ухода за телом связана с тем, что в этот период усиливается работа сальных и потовых желёз, располагающихся в коже.
Сальные железы расположены по всей поверхности кожи человека. Выделения из сальных желёз обеспечивают эластичность кожи. В период полового созревания активность сальных желёз может быть чрезмерной — особенно на лице, груди, спине. При этом выводные протоки этих желёз часто закупориваются, в них начинают размножаться микробы, вызывая воспаления, и, как следствие, появляются прыщи (угри). В подростковом и юношеском возрасте многие мальчики и девочки страдают от прыщей, одни — больше, другие — меньше. При небольших высыпаниях достаточно использовать для умывания бактерицидное (убивающее бактерии) мыло и противоугревые лосьоны. Если же угрей много, то надо посоветоваться с врачом, как лучше очистить вашу кожу.
Потовые железы регулируют теплообмен между организмом человека и внешней средой. Выделившийся пот со временем разлагают бактерии, живущие на поверхности кожи. Если долго не мыться, то продукты разложения скапливаются на коже и издают резкий, неприятный запах. Поэтому необходимо ежедневно принимать душ или ванну утром и вечером перед сном. Это должно войти в привычку.
Однако во всём нужна мера! Во время приёма ванны или душа не трите слишком сильно кожу при мытье, так как чрезмерно энергичное воздействие может её повредить; не сидите в ванне подолгу.
Сделаем вывод и запомним его
Появление прыщей на коже подростка — явление обычное и распространённое. Поэтому стесняться, что у тебя есть прыщи, не стоит. Подсмеиваться над одноклассниками, у которых пока не очень здоровая кожа, могут только некультурные люди.
Особенности развития девочек и мальчиков (девушек и юношей)
Задание
Читая текст, обратите внимание на особенности развития девочек и мальчиков.
В период полового созревания у мальчиков и девочек меняются пропорции тела. Происходит резкий скачок роста. Причём у девочек (девушек) он начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков (юношей). Девушки сначала обгоняют юношей, а потом останавливаются в росте, и юноши оставляют их далеко позади. Разные кости растут с разной скоростью, отсюда — изменение пропорций тела, угловатость: быстрее растут кисти и стопы, кости лицевого черепа (удлиняются лица), в последнюю очередь — туловище- Поэтому подростки кажутся худыми, нескладными, с длинными руками и ногами.
У мальчиков (юношей) в подростковом возрасте начинает развиваться мускулатура, плечи становятся шире, оформляется крепкий торс с узким тазом, голос становится ниже, появляются волосы на лице, руках и других частях тела. У девочек (девушек) формируется типичная женская фигура: развиваются молочные железы (растёт грудь), увеличиваются бёдра, развивается подкожный жировой слой. Всё это готовит девушку к будущему материнству. А мускулатура у девушек остаётся неразвитой. Поэтому девочки (девушки) не могут (и. главное, не должны!) выполнять работу, связанную с большими затратами мышечной энергии. Трудоёмкая и тяжёлая работа, требующая большого напряжения, вредит организму. Сказанное ни в коем случае не означает, что движения, труд — это удел одних только мальчиков. В эти годы девочки не должна отказываться от физкультуры, от подвижных игр, спортивных соревнований. Переедание, малая физическая активность, сидячий образ жизни, увлечение сладостями приводят к нарушению жирового обмена, а следовательно, к задержке полового развития.
У мальчиков (юношей), напротив, происходит бурный рост мышц и скелета, поэтому в это время им необходима диета, богатая белком, и противопоказан никотин, останавливающий рост.
Сделаем вывод и запомним его
Всем полезно кататься на велосипеде, лыжах и коньках, ежедневно проходить пешком несколько километров, подниматься на пятый-шестой этаж пешком, без помощи лифта, выполнять посильную работу по дому.
Все живые организмы способны к размножению. В подготовке к процессу деторождения участвуют все системы человеческого организма, и этот процесс продолжается примерно 10 лет, которые можно разбить условно на несколько периодов или стадий развития.
Вы находитесь в том возрасте, когда ваш организм завершает первую стадию полового созревания и через 4-5 лет будет готов к репродуктивной функции, то есть воспроизведению себе подобных. Вы женитесь или выйдете замуж, и у вас появятся дети — ваше продолжение на Земле.
В процессе патового созревания у человека возрастает интерес к протившюложному полу. Это нормально для любой правильно развивающейся личности, он появляется уже у детей дошкатьного возраста. В вашем возрасте кроме интереса к внешним особенностям противоположного иола появляется и особое эмоциональное состояние при виде понравившейся вам девушки или юноши. Эта симпатия может перерасти в прекрасное чувство — первую влюбленность. Трудно описать его словами, а переживания, связанные с влюбленностью, порой ещё сложнее передать, объяснить. Да и надо ли это делать? Просто понимайте, что первая любовь — подготовка ваших чувств к более глубоким и серьёзным. которые ожидают вас в будущем.
Первая любовь не всегда бывает взаимной. Хотя тяжело сознавать это, не стоит излишне драматизировать ситуацию. Если вы попали в ситуацию, когда кто-то настойчиво добивается вашего внимания и любви, а вы не можете ответить взаимностью, проявите к этому человеку внимание, понимание, попытайтесь проявить уважение к его чувству и не оскорбить своим безразличием или насмешкой. Помните, что с вами тоже может случиться такое: на ваши чувства не ответят взаимностью.
Риски старшего подросткового возраста
В период полового созревания многим подросткам хочется побыстрее стать взрослыми. Важным признаком взрослой жизни они считают начало сексуальных отношений. Разумеется, это заблуждение. Раннее. бездумное начало патовой жизни таит много опасностей для подростков, прежде всего для девочек, которым они грозят беременностью. Поскатьку беременность не является нормальным явлением для организма девочки (который находится в состоянии перестройки), то весь процесс вынашивания и родов связан с риском для здоровья как её самой, так и её ребёнка. Девочка не созрела ещё по нескольким причинам: организм находится в стадии серьёзной перестройки; девочка не готова для выполнения роли матери.
Кроме того, при беспорядочных половых связях велика опасность заражения инфекционными заболеваниями, передаваемыми половым путём (в том числе СПИДом).
Расширение кругозора
С какого возраста допускается вступление в брак в Российской Федерации?
Статьёй 12 Семейного кодекса РФ определены условия заключения брака на территории Российской Федерации:
«Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста».
Брачный возраст определён статьёй 13 Семейного кодекса РФ:
«1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет».
Источник
Репродуктивное здоровье (конспект занятия педагога-психолога с учащимися 9-11 классов)
классный час на тему
Занятие предназначено для повышения знаний старшеклассников о важности репродуктивного здоровья человека для создания полноценной семьи, формирования самосохранительной концепции полового поведения. В ходе проведения мероприятия возможно выявление отношения молодежи к здоровому образу жизни, осознание учащимися ответственности не только за свою жизнь и здоровье, но и за жизнь и здоровье окружающих, а также важность сохранения репродуктивного здоровья как основы здоровой семьи, формирование семейных ценностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия «Репродуктивное здоровье» | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
(конспект занятия психолога с учащимися 9-11 классов)
Цели: выявление отношения молодежи к здоровому образу жизни, осознание учащимися ответственности не только за свою жизнь и здоровье, но и за жизнь и здоровье окружающих, а также важность сохранения репродуктивного здоровья как основы здоровой семьи, формирование семейных ценностей.
Задачи: повышение знаний о важности репродуктивного здоровья человека для создания полноценной семьи, формирования самосохранительной концепции полового поведения.
- Вступительное слово психолога. Интерактивная беседа о происходящих в подростковом возрасте физиологических и психологических изменениях.
В период с 9 до 14 лет у девочек и мальчиков начинается так называемый переходный возраст. В этот период происходит целый ряд физиологических и психологических изменений. Этот период называется периодом полового созревания.
— Какие именно изменения происходят? (угревые высыпания, изменение голоса, волосяного покрова, фигуры, гормональные изменения, в т.ч., начало месячных)
От вас не зависит когда и как тело начнет расти и меняться. Это произойдет тогда, когда организм будет готов к этому. Важно помнить об этом и позитивно принимать самого себя, не переживая по поводу отличий с ровесниками.
- Знакомство с понятием репродуктивного здоровья.
Сегодня очень много говорят о сохранении репродуктивного здоровья. Ведущие международные организации определяют это как состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся, репродуктивной системы, её функций, а не только как отсутствие болезней.
Когда мы говорим о репродуктивной системе, то имеем в виду органы и процессы их взаимодействия, которые обеспечивают функцию воспроизводства (деторождения). Здоровая репродуктивная система обеспечивает рождение здоровых детей. Иными словами, это то, что в будущем позволит вам стать мамами и папами счастливых нормальных малышей.
- Возникновение сексуальности в подростковом и юношеском возрасте.
В процессе полового созревания действие гормонов вызывает появление полового влечения, но это совсем не означает готовности к половым отношениям. Одной из составляющих человеческих отношений является сексуальность – совокупность внешних и внутренних признаков, делающих человека привлекательным для противоположного пола. Кроме того, в подростковом возрасте возникает стремление доказать свою взрослость, что иногда может привести к рискованному малообдуманному поведению.
В этом возрасте молодёжь чаще начинает влюбляться, вступать в интимные отношения. Желание любить и быть любимым пробуждают в человеке лучшие качества, стремление стать лучше, достойнее, совершеннее. Радость, счастье становятся полными при условии, что подобные состояния, чувства переживает и любимый человек. Не каждый в этот период понимает, что любовь — это не только чувства, но и ответственность за своё здоровье.
Даже если парень и девушка чувствуют взаимное влечение, это ещё не значит, что они готовы к сексуальным отношениям.
- Способы выражения любви и взаимной симпатии (мозговой штурм).
Давайте подумаем, что именно может подчеркивать нежные чувства, взаимную симпатию, любовь или влюбленность. (доверительные отношения, поддержка в трудную минуту, возможность сделать что-либо приятное, знаки внимания (смс, записки, открытки, цветы, памятные подарки), объятия, поцелуи).
-Является ли секс доказательством любви? (нет, т.к. может происходить под давлением, из боязни потерять близкого человека, быть просто стремлением казаться взрослее).
- Проблемы, связанные с ранними половыми отношениями.
Первый сексуальный опыт является одним из самых значительных событий в жизни человека. Поэтому, до того, как наступит этот момент, необходимо разобраться в своих чувствах и знаниях и спросить себя:
-Доверяю ли я своему парню/ девушке? Не чувствую ли я, что кто-то из нас торопится в этой ситуации? Можем ли мы свободно поговорить о том, как это будет происходить? Как я и он/она будем себя чувствовать после секса? Способны ли мы вступить в сексуальные отношения без спиртного и наркотиков? Знаем ли мы достаточно о заболеваниях, передающихся половым путем? Кто из нас двоих приобретет, будет использовать средство предохранения? Что мы предпримем в случае, если всё же наступит беременность?
Если вы не знаете ответ хотя бы на один из этих вопросов, значит, безопаснее будет на время отложить начало половой жизни, то есть, сделать выбор в пользу воздержания.
Воздержание от секса – это самый простой и эффективный способ защитить себя от нежеланной беременности, любых ЗППП и их последствий.
Воздержание бывает необходимо, чтобы защитить и сохранить чувства и ценности. В подростковом возрасте круг интересов. Друзей может постоянно меняться. Также часто может меняться взгляд на отношения между девушкой и парнем – от «романтических», до «сексуальных», независимо от того, думают они о сексе или нет.
- Доступные контрацептивные средства (беседа).
Незащищенный половой акт может привести к беременности. Об этом следует помнить. В случае подозрений на внеплановую беременность и появления таких признаков, как токсикоз, перемены аппетита и настроения, набухание молочных желез, необходимо обратиться к врачу, рассказать об этом родителям. Проблема первого аборта в том, что, в какой бы самой лучшей клинике их не делали, он может привести к бесплодию. С другой стороны, рождение ребенка несовершеннолетней мамой тоже приводит к серьёзным трудностям.
Какие средства предохранения от беременности вам известны? Могут ли они защитить вас от ЗППП? Могут ли ЗППП протекать бессимптомно? (например, хламидиоз). Каковы последствия ЗППП (в т.ч. ВИЧ).
Действительно, существует ряд механических, химических и других методов предотвращения беременности, но даже самый доступный из них – презерватив — не может в должной мере защитить вас в случае риска. А последствия ЗППП – от длительного лечения и даже бесплодия до летального исхода.
- Подведение итогов занятия.
Теперь вы знаете об основных методах предохранения от нежелательной беременности и ЗППП. Выбрать ли воздержание или безопасные половые отношения – зависит только от вас. Главное – оставаться здоровым и ответственным по отношению к себе и окружающим!
- В.И. Бодяжина, “Медицина”, Москва, 1985г “Акушерство”.
- Девушкам о репродуктивном здоровье и репродуктивних правах.- Благотворительный фонд «Здоровье женщины и планирование семьи», 2010г.
- Зимовец Н.И., Сивогракова З.А., Твоя жизнь – твой выбор.-Киев, 2002.
- Н.П. Стуканова, “Феникс” Ростов – на – Дону, 2008г “Кожные и венерические болезни”.
- Поговорим о… — Благотворительный фонд «Здоровье женщины и планирование семьи», 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект вводного занятия по греческому языку для учащихся 6 гуманитарного класса.
Открытое занятие педагога-психолога с учащимися 5-го класса.
Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.Задачи: Продолжать обучать детей навыкам взаимодействия, сотрудничества;Закрепление навыка взаимодействия в парах;Развитие уме.
Цель: формирование положительных взаимоотношений в коллективе сверстников.Задачи: Продолжать обучать детей навыкам взаимодействия, сотрудничества;Закрепление навыка взаимодействия в парах;Развитие уме.
Содействовать сближению родителей и детей посредством включения в совместную творческую деятельность сплочение классного коллектива, сплочение семей; создать радостное настроение; показать ценность се.
развитие познавательной сферы ребенка для его естественного развития посредством предметов-заместителей.
Источник