Меню

Репродуктивное здоровье подростков как социальная проблема

Репродуктивное здоровье подростков как социальная проблема

Подростковый период – важнейший период в жизни каждой женщины. В большинстве стран мира принято считать подростками лиц в возрасте от 10 до 19 лет (классификация ВОЗ). В это время происходит становление образа жизни, вырабатывается стиль и стереотипы поведения, включая сексуальное и репродуктивное. Поэтому девушки–подростки отличаются сниженной выносливостью к физическим нагрузкам, повышенной ранимостью нервной системы и восприимчивостью к факторам внешней среды. При этом в любом регионе мира наблюдается такая тенденция, что плохо образованные или малообеспеченные девочки, проживающие в сельской местности, подвергаются большему риску забеременеть, чем их более обеспеченные и образованные сверстницы, живущие в городах. Кроме того, риск забеременеть выше у девочек, которые являются выходцами из этнических меньшинств или маргинализированных групп, лишены права выбора и возможностей в жизни или имеют ограниченный доступ к услугам в сфере охраны сексуального и репродуктивного здоровья, включая информацию о противозачаточных средствах и соответствующие услуги, или вовсе лишены такого доступа. Около 19 % молодых женщин в развивающихся странах оказываются беременны до достижения 18-летнего возраста. На долю девочек в возрасте до 15 лет приходится 2 млн. из 7,3 млн. детей, ежегодно рождающихся у девочек-подростков в возрасте до 18 лет в развивающихся странах [2]. У матерей-подростков наблюдаются высокие уровни послеродовой депрессии и родительского стресса, это является важным фактором риска для последующей послеродовой депрессии [3].К сожалению, одним из решений проблемы подростковой беременности является аборт, который представляет для юного организма большой вред, часто – непоправимый. Частота осложнений после абортов у подростков в 2–2,5 раза выше, а материнская смертность в 5–8 раз выше, чем у женщин репродуктивного возраста. Вероятность смерти 15-летней девушки от причины, связанной с материнством, составляет 1 на 3700 в развитых странах и 1 на 160 в развивающихся странах [4,6]. Это связано с тем, что половая зрелость, то есть готовность организма к беременности и родам анатомически, функционально и психологически, наступает у подростков лишь к 18–19 годам. Поэтому прерывание беременности у лиц, не достигших этого возраста, сопровождается особенно сильным гормональным, физическим и психологическим нарушениями. Основные причины абортов у подростков обусловлены особенностями поведения в этот период жизни, низкой сексуальной культурой и отсутствием должного уровня знаний о репродуктивном и сексуальном здоровье, современных методах контрацепции и опасных последствиях аборта для организма девушек [4]. Одной из причин является несостоятельность или отсутствие служб работы с подростками, которые широко практикуются за рубежом. Результаты одного исследования подтверждают предположение о том, что лица, ведущие профилактическую работу с подростками должны обратить пристальное внимание на свою деятельность. Способность персонала (например, социальные работники и медсестры) заниматься с подростками является важным шагом в улучшении состояния здоровья [5]. Именно на определение уровня знаний молодежи о репродуктивном здоровье, которая как потом оказалась довольно низкой, и устранение этого пробела, ведущего к столь серьезным и ущербным последствиям для юного организма была направлена реализация социального проекта «Адаптация сельской молодежи в условиях мегаполиса».

Материалы и методы исследования

Были разработаны 2 анкеты: для девушек, состоящая из 36 вопросов и для юношей, состоящая из 33 вопросов. Анкеты созданы на русском и казахском языках. Для проведения анонимного онлайн анкетирования была разработана компьютерная программа и адаптирована к мобильным приложениями Android и iOS. Анкетирование построено таким образом, что можно было выбрать только один из предложенных ответов. Невозможно перейти к другому вопросу, не ответив на предыдущий. По некоторым вопросам анкета предусматривает расширение, при положительном ответе идет углубленный вопрос. Ответ «Другое» предполагает введение ответа респондентом в произвольной форме.

По результатам анкетирования было получено 2087 анкет, из них 31 анкета была выбракована как тестовые, таким образом, статистическую обработку в программе SPSS (StatisticalPackageforSocialScience) прошли 2056 анкет.

Результаты исследования и их обсуждение

В целом в анкетировании приняли участие 1258 девушек (или 61,2 %). Две трети или 64,9 % респонденток были в возрасте до 20 лет, одна треть или 33,9 % – в возрастной категории от 20 до 24 лет и чуть больше одного процента -1,2 % составили молодые женщины старше 25 лет. Большинство опрошенных студенток (94,6 %) учатся в четырех высших учебных заведений, расположенных в г. Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, КазГЖПУ, КазНУ им. Аль-Фараби, КазНТУ им. Сатпаева и чуть более 5,4 % – это учащиеся других ВУЗов. До поступления в ВУЗ почти треть девушек (31,5 %) проживала в городе и около двух третей (68,5 %) – в сельской местности. Это позволило нам обратиться к целевой группе – девушкам, приехавшим из сельской местности в город для учебы в ВУЗе.

Социальный портрет респонденток представлен следующим образом: почти половина девушек (45,6 %) выросли в семьях, где есть 3-4 ребенка, каждая третья опрошенная (32,6 %) студентка из семьи, где имеется 5 детей, и только чуть больше 2 % (2,4 %) составляют семьи с количеством детей 1-2. Больше половины опрошенных (55,0 %) отметили, что живут в семьях с хорошим материальным достатком, 35,9 % респонденток проживают в семьях со средним достатком и могут позволить себе средние расходы, 5,6 % обучающихся отметили минимальный материальный уровень проживания, а 3,4 % студенток указали на то, что родители живут раздельно и у отца с матерью разный прожиточный уровень. Две трети респонденток (63,6 %) указали на то, что им не хватает денежных средств для проживания в городе, почти каждая пятая опрошенная (21,3 %) отметила, что денег хватает не всегда, хватает, но только на еду или минимальный прожиточный минимум, или «когда как», 15,1 % девушек отметили, что им достаточно средств для проживания в г.Алматы.

Читайте также:  Тест определи свое здоровье

62,8 % респонденток ответили, что сами все знают о репродуктивном здоровье (беременности, половых контактах, ЗППП), почти треть опрошенных (30,8 %) никогда не разговаривали на эту тему с родителями и только с 6,4 % эти вопросы обсуждали со своими родителями. Трое из 5-ти студенток (66,0 %), информацию о сексуальном и репродуктивном здоровье хотели бы получать на лекциях в университете, 16,3 % респонденток – из специальной литературы, 7,9 % – в Интернете, 4,6 % опрошенных – в беседе с врачом, 2,1 % – в беседе со сверстником, 3,0 % – из просмотра видеофильмом и видеопередач. По итогам анкетирования четверть девушек (25,8 %) указали на наличие сексуальных отношений. При этом на вопрос: «В каком возрасте это произошло впервые?», до 15 лет – у менее 1 % респонденток, в 15 лет – у 3,7 % опрошенных, в 16 лет – у 12,9 % девушек, в 17 лет – 8,0 % респонденток, в 18 лет – у 29,2 %, в 19 лет – у 25,2 %, в 20 лет – у 8,3 %, после 20 лет – 12,7 %. У девушек чаще всего первый половой контакт произошел в возрасте 18 лет – 29,2 %.

Из опрошенных 36,9 % ответили, что знают о методах предохранения от нежелательной беременности только в общем, 37,2 % респонденток знают практически все, 25,9 % ответили, что впервые слышат об этом. На вопрос «Кто рассказал о способах предохранения о нежелательной беременности?» каждая третья респондентка отметила, что узнала о контрацепции от родителей (31,0 %), от друзей (34,2 %) и из Интернета (34,2 %). Среди методов контрацепции наиболее популярными у девушек оказались противозачаточные таблетки – в 21,8 %, и 20,0 % пользуются презервативами. Прерванный половой акт практикуют 26,5 % девушек. Не предохраняются от нежелательной беременности 31,7 % девушек.

Из результатов опроса видно, что очень большой интерес к анкетированию проявили девушки, приехавшие учиться в город из сельской местности. Можно предположить, что у них имеются проблемы, связанные с репродуктивным здоровьем, и они заинтересованы в их решении. У подавляющего большинства студенток имеются острые материально-бытовые проблемы, особенно в первый год обучения. Недостоверная информация в Интернете, утрата культурных и нравственных ценностей в общем сознании, все это привело к формированию нового стиля сексуального поведения подростков и молодежи, а так же к формированию у подрастающего поколения своих представлений о сексуальной жизни, порой даже ошибочных. Об этом свидетельствует тот факт, что каждая четвертая девушка (25,2 %) начала половую жизнь до исполнения 18 лет. У сексуально активных студенток использование контрацепции низкое, а у 1/3 использующих имеет место неэффективный метод – прерванный половой акт. Вызывает озабоченность тот факт, что треть девушек не имеют представления о методах контрацепции и способах предохранения от нежелательной беременности и ЗППП. Как и предполагалось, основным источником информации о сексуальном и репродуктивном здоровье среди студентов стали интернет-ресурсы, которые не всегда являются правдивыми и надежными. Поэтому возникает острая необходимость в грамотном и правильном информировании молодежи и подростков о репродуктивном и сексуальном здоровье с помощью тренингов и просветительной работы, которые мы провели в нескольких университетах во время реализации проекта. При этом важно регулярное проведение организационно-просветительной работы по охране репродуктивного здоровья населения, профилактике абортов. К подобным проблемам надо подходить очень серьезно, так как последствия абортов наносят огромный вред юному организму. Следует объединить совместные усилия органов и учреждений здравоохранения с органами и учреждениями социальной защиты, учреждениями образования, молодежными службами, общественными организациями.

Источник

Репродуктивное здоровье подростков

Статья «Репродуктивное здоровье подростков»

Селищева С.Е.

Скачать:

Вложение Размер
Статья 900.35 КБ

Предварительный просмотр:

Пути сохранения и укрепления репродуктивного здоровья подростков.

Преподаватель акушерства и гинекологии ГБОУ СПО МО «Серпуховское медицинское училище (техникум)» СЕЛИЩЕВА С.Е.

Подростки завершают цикл физических, эмоциональных и физиологических странствий на пути к зрелости в постоянно меняющемся мире, который изобилует как возможностями, так и опасностями.

Большинство подростков полны оптимизма и составляют положительно заряженную движущую силу общества. Когда подростки чувствуют поддержку, то могут стойко переносить все неудачи, преодолевать проблемы с большим упорством. Однако подростки сталкиваются с препятствиями и подвергаются риску в гораздо большей степени, чем когда-то их родители. Процесс глобализации привел к стремительным переменам в мире, в то время, как структуры, защищавшие подростков предыдущих поколений, разрушены. Подростки получают совершенно разноречивые рекомендации для принятия каждодневных решений, которые влекут за собой последствия, оказывающие влияние на последующее развитие и состояние здоровья в течение жизни и в особенности репродуктивного здоровья.

Удовлетворение нужд подростков является задачей, стоящей не только перед медицинскими работниками.

Законодательная база, социальная политика, общественная безопасность и возможность получить образование- это некоторые факторы гражданского общества, которые представляют жизненно важное значение для нормального развития подростка.

Представляя важное звено в интегрированном подходе к решению данной проблемы, медицинские службы должны играть важную роль, помогая подросткам развиваться и быть здоровыми и двигаться к здоровой зрелости, кроме того, медицинские службы должны поддерживать подростков , ищущих способы сохранить свое здоровье и оказывают лечебную помощь нуждающимся в ней.

Эффективно функционирующие медицинские службы должны помогать подросткам, растущим в неблагоприятных условиях, также как и социально защищенным, работать в контакте с другими ключевыми службами, объединяясь в структуру, которая помогает получить навыки и уверенность, а так же защищает молодых людей от опасностей. К сожалению, ситуация, в большинстве случаев, далека от идеальной, и медицинские службы рассматривают подростков как здоровую группу, которая не нуждается в приоритетных мерах, таким образом, предоставляя подросткам минимум услуг, не учитывая специфических нужд данной возраcтной категории.

Доказано, что многие молодые люди считают, что медицинские службы, особенно занимающиеся сохранением репродуктивного здоровья не могут удовлетворить их потребностей и не верят им. Они стараются избегать их или обращаться как можно реже, если только в отчаянном состоянии.

В данной ситуации, медицинские службы должны быть «доброжелательными к подросткам», чутко реагируя на их нужды , эффективно удовлетворяя их.

Такие службы должны в своей работе опираться на понятие права подростков, рационально используя драгоценные человеческие кадры.

  1. Подростки являются движущей силой в обществе на сегодняшний день и в будущем.
  2. Подростки сталкиваются с трудностями более серьезными, чем предыдущие поколения и находят гораздо меньше поддержки;
  3. Вопрос развития подростков является актуальным для всего гражданского общества;
  4. Медицинские службы играют роль в профилактике и лечении заболеваний;
  5. Потребуется много изменений, чтобы сделать медицинские службы доброжелательными к подросткам.

В опросах, в том числе и проводимом в ГОУ СПО МО «Серпуховское медицинское училище», подростки выразили свои пожелания в отношении медицинских служб, занимающихся репродуктивным здоровьем. Для них крайне важен вопрос конфиденциальности, уважения к их личной жизни и право на медицинскую помощь без предварительного получения разрешения родителей. Подростки хотели бы, чтобы медицинские услуги оказывались в удобное для них время, бесплатно или за невысокую плату.

Они хотели бы чувствовать со стороны медицинского персонала уважение , а не осуждение, хотели бы получать доступ к ряду услуг , чтобы им не рекомендовали придти попозже или направляли в другое место. Разумеется, планирование медицинской помощи не может зависеть только от пожеланий подростков, но услуги для них должны быть эффективными и соответствующими определенным стандартам, а также экономически приемлемыми для ЛПУ.

В сложившихся социально-экономических условиях репродуктивное здоровье является фактором национальной безопасности, критерием эффективности социальной и экономической межведомственной политики государства.

Во многом данная ситуация обусловлена идущими неблагоприятными процессами и тенденциями в подростково-молодежной среде, когда закладываются основы дальнейшего воспроизводства общества. Это раннее начало половой жизни, увеличение числа беременностей и абортов среди несовершеннолетних, рост у них хронических заболеваний, быстрое распространение инфекций, передающихся половым путем. Однако, подростковый контингент на сегодняшний день является самым незащищенным в плане заражения заболеваниями, передающимися половым путем. Это обусловлено высокой биологической восприимчивостью к инфекциям и наличием подростковой субкультуры, допускающей рискованное сексуальное поведение. Недостаточная информированность в вопросах контрацепции не позволяет снизить показатель искусственного прерывания беременности среди девушек, который составляет более двенадцати процентов в структуре всех абортов.

Пока не отработана межведомственная система по формированию моделей поведения, направленная на сохранение репродуктивной функции. Это обусловлено отсутствием официально утвержденных образовательных программ по формированию здорового образа жизни, навыков информационной работы с молодежью, недостаточной подготовкой кадров для работы с подростками по вопросам охраны здоровья. Проблема репродуктивного здоровья вышла за пределы здравоохранения и требует комплексного межведомственного подхода в ее решении.

Особое внимание предстоит направить на создание новых подходов к гигиеническому и нравственному воспитанию молодежи, формированию здорового образа жизни, на широкое просвещение по предупреждению распространения инфекций, передающихся половым путем, нежелательной беременности.

Первичная профилактика менее затратна, но наиболее эффективна.

Все, кто допущен к работе с подростками , обязаны знать, что половое воспитание и половое образование , а так и сексуальное информирование – понятия абсолютно различные друг от друга.

Половое воспитание – это культивирование фемининных качеств личности, присущих на данном историческом этапе представительницам женского пола, укрепление материнского инстинкта в соответствии с этнической и религиозной традицией (ВОЗ).

Половое образование- привитие навыков интимной гигиены и планирования семьи, ответственного родительства, техника половой близости, профилактика сексуального насилия, ИППП, и нежелательной беременности, вопросы контрацепции.

Сексуальное информирование — краткое разъяснение о вреде безответственных связей, заражении ИППП, о нежелательной беременности. На занятиях по сексуальному информированию сообщаются, как правило, адреса центров медико-психологической поддержки подростков, № телефонов круглосуточных служб доверия, ближайших медучреждений. Те есть, сексуальное информирование , мера хотя и необходимая, но запоздалая (6,18).

Предрасполагающие факторы к получению информации:

  1. Подготовленность лектора, тренера, добровольца;
  2. Уважение обучаемых;
  3. Конфиденциальность;
  4. Гендерный подход к обучению ;
  5. Достаточное количество времени;
  6. Обучение на равных:
  7. Удобство времени и места;
  8. Комфортность;
  9. Обратная связь;
  10. Небольшие группы;
  11. Разнообразие вопросов;
  12. Доступность пособий;
  13. Наличие раздаточного материала;
  14. Дизайн программы;

Исходя из личного опыта преподавания дисциплины «Планирование семьи» и участия в качестве тренера в проекте МОТ «Программа просвещения на рабочих местах по вопросам ВИЧ/СПИД в России», могу с уверенностью отметить, что основными ошибками в обучении подростков являются:

  1. Обсуждение на недоступном уровне, особенно, если подростки не владеют медицинской терминологией;
  2. Представление проблемы в слишком упрощенном уровне;
  3. Избыточная проблематичность (основной принцип работы-
  1. Избыточная абстрактность (работа только с фактами).
  2. Отсутствие наглядного материала и справочных пособий.

Фото 4. Проблемы ИППП. Дискуссия на семинаре проекта МОТ. Январь 2008.

Фото5. Проблемы ИППП. Дискуссия на семинаре проекта МОТ. Январь 2008.

РАЗРАБОТАНА КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РЕПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ГОРОДЕ СЕРПУХОВ на 2010-15гг.

Принятие Программы позволит признать права молодежи на информацию и услуги в области охраны репродуктивного здоровья, разработать стратегические направления по сохранению репродуктивного потенциала подрастающего поколения, на деле осуществить широкое межведомственное взаимодействие всех заинтересованных сторон. Это поможет молодому поколению достичь определенной степени зрелости для принятия ответственных решений, оградить от нежелательной беременности, инфекций, передающихся половым путем, и связанной с этим угрозы бесплодия.

Данная программа позволит выйти на совершенно новый уровень работы с подростками, позволит студентам медицинского училища применять на практике знания, получаемые на уроках «Планирование семьи» , «Здоровье женщины и мужчины», «Семейная медицина», «Медицинская генетика», почувствовать ответственными за своих сверстников и самим стать приверженцами здорового образа жизни.

Уроки на будущее:

Участие в программе лидеров общественности, духовенства, является неотъемлемой частью достижения цели — воспитания молодых людей в достижении практики сохранения репродуктивного здоровья и здоровья в целом.

Фото 4. Рок фестиваль «Молодежь против наркотиков» с участием

волонтерской группы «Пульс».

И в заключении мне хочется привести слова доктора Гро Харлем Брунтланд , бывшего директора ВОЗ :

«Подумайте о том,

какую цену мы можем заплатить за то, что молодые люди,

наше общее будущее,

не будут иметь доступа к знаниям, навыкам и услугам,

которые необходимы им, чтобы делать здоровый выбор в вопросе полового и репродуктивного здоровья».

  1. Инфекционные болезни и эпидемиология. Учебник для студентов по специальности «Сестринское дело»./ В.Покровский. М. 2008. стр-426. 523-541.
  2. Васильева Т.П. «Парадигма управления факторами, определяющими качество медицинской помощи». Иваново, МИК. 2009.
  3. Гаврилова Л.Г. «Репродуктивное поведение населения Российской федерации в современных условиях». Москва. МедПресс, 2011.
  4. Департамент Здоровья и развития ребенка и подростка Всемирной организации Здравоохранения / Ориентационная программа «Здоровье подростков» для медицинских работников . Модули В,С. Женева, ВОЗ.2005.
  5. «Гигиена детей и подростков»/ Под редакцией Сердюковской Г.Н., Москва, Медицина. 2009.
  6. Гуркин Ю.А. «Репродуктологические проблемы девушек-подростков» ,Учебное пособие. Санкт-Петербург. 2010.
  7. Дорофеева Р.М. «Семейная медицинская сестра», Москва, Триада-Х.2005. с. 249-280.
  8. Горелова Л.Г. «Планирование семьи», Учебное пособие для медицинских колледжей. Ростов на Дону, Феникс, 2009г.
  9. Крюкова Д.А. «Здоровый человек и его окружение». Москва, Академия. 2006 .
  10. Каган В.Е. «Психо-сексуальное воспитание детей и подростков»,Санкт-Петербург, 2008.
  11. Кулаков В.И. «Руководство по планированию семьи».Москва. РусфармМед.2008. с.239-266.,267-294.
  12. Медицинская сестра. Журнал для медицинских сестер. №6;2008.с.40-41.
  13. Международная организация труда. «Программа просвещения на рабочих местах по вопросам ВИЧ/СПИД в России». 2004-2008. /материалы проекта/
  14. Комплексная оценка репродуктивного поведения, здоровья и образа жизни семьи. УМП. Иваново. 2000.
  15. Наумкин Б.И. «Введение в валеологию» .Егорьевск .2010. с. 94-103.
  16. Сестринское дело. Журнал. № 3. 2007 / Л.Гаркуша. Здоровье подростков и факторы, влияющие на него./ с. 43-44.
  17. Баранов А.А. Здоровье детей России. Научные и организационные приоритеты по материалам 9-го съезда педиатров России.2003.
  18. Демография- судьба страны. Православный медико-просвещенческий центр «Жизнь». Москва.2004.
  19. Демографический аспект полового воспитания. Некоммерческое партнерство «Родительский комитет». Москва.2004.
  20. Тульчинская В.Д. «Здоровый ребенок». Ростов на дону.Феникс.2006.с.190-211.
  21. Региональная программа «Репродуктивное здоровье подростков» г. Барнаул. 2007.
  22. «Репродуктивное здоровье и социальное поведение детей и подростков в России в период социально-экономических реформ»./под редакцией Елизарова В.В./ МаксПресс.2005. с.101-111.
  23. Рабочая программа электива «Планирование семьи»/ составитель Селищева С.Е. / Серпухов. 2007.
  24. Уварова Е.В. Современные проблемы репродуктивного здоровья девочек. Журнал «Репродуктивное здоровье детей и подростков»,2005. №1, стр 52-56.

Источник

Adblock
detector